ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Великий Устюг. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Иоанно-Предтеченская


Церковь.  Утрачена.  
Год постройки:не ранее 1695.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Вологодская область, Великоустюгский район, Великий Устюг

Координаты:60.767015, 46.311951


Добавить фотографию
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
из книги Дунаев 1915 г.
Фриде
1 января 1915




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  23 ноября 2017

Иоанно-Предтечев монастырь находится на северо-восточной окраине г. Устюга, на называемой ныне Ивановской, а прежде Сокольей горе. Монастырь сей основан в ХIII столетии, обратившимся в христианскую веру монгольским баскаком Бугой, во святом крещении нареченным Иоанном, поставившим по сказанию церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. На место деревянной церкви, значившейся в писцовой книге 1630 года, в 1672 году построена новая теплая деревянная же церковь гостем Гусельниковым, о чем в монастырском синодике 1723 года сохранилась запись. Cия деревянная церковь существовала до 1695 года, а в 1695 году купец Александр Васильев Чалбышев своим иждивением построил каменную двух-этажную церковь. Мужеский Иоанно-Предтечев монастырь существовал до 1764 года, а в 1764 обращен в женский.

Нынешнее состояние монастыря.

Церковь монастырская каменная, двухэтажная, о трех главах, из коих большая железная, золоченая, с железным золоченым крестом, устроена на гладкой шее над сквозным осмигранным фонарем, над верхним холодным храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи, a прочия две главы над приделами. Нижний и верхний алтари трехгранные, верхний отступлен против нижняго. На приделах главы железныя крашеныя, а кресты золоченые. Крыши на всем здании железныя, крашеныя зеленой краской. Наружныя стены выбелены, карниз на квадрате под крышей с кружалами на четырех сторонах, состоит из нескольких валиков с провесами, под кружалами карниза в круглых нишах изображены: на южной стороне - Спаситель, на восточной крест, копье и трость, на северной - Божия Матерь, на западной Иоанн Предтеча.

На квадрате верхняго храма 12 мест - 4: больших, 8 малых, в значительном углублении, обрамленных валиками, для живописных изображений, но места эти в настоящее время забелены; по граням квадрата нижняго и верхняго этажей высечены полуколонны. Стенки фонаря над главным холодным храмом украшены карнизами с провесами, лопатками по граням, валиками и другими стенными орнаментами.

В церковном здании помещаются два храма: в верхнем этажи холодный во имя Рождества Иоанна Предтечи, с двумя холодными приделами: во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовскаго и Льва епископа Катанскаго, в нижнем этаже теплый - во имя трех Святителей Василия Великаго, Гpигopия Богослова и Иоанна Златоустаго, с двумя приделами: во имя Вилепской иконы Божией Матери и Св. Великомуч. Варвары.
В храме Рождества Иоанна Предтечи: алтарь трехгранный, за престолом - в двух деревянных, точеных, на подобие чернаго дерева отделанных, тумбах, два образа с рукоятями, новаго Московскаго письма. За жертвенником на откосе окна образ Ахтырский Божией Матери - от бед страждущих, да в простенке между окнами - образ Знамение Божией Матери; сии иконы украшены серебряными венцами и жемчужными ризами, а в другом простенке - Нерукотворенный Образ Спасителя - древняго письма, с окладами, венцом и ризой старинными басмяными.
Предалтарный иконостас столярный, большей частию гладкий, по местам убран резьбой.

Из местных образов по правую сторону царских врат: образ Спасителя в стоянии, - на нем венец серебряный, золоченый, чеканный, риза серебряная же чеканная весом 13 фунт 40 зол. надписи Ис. Хс. Вседержитель - эмалевый Храмовый - Св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крылами, держащаго в левой руке блюдо с главой - в стоянии, кругом образа изображено житие Иоанна Предтечи; образ письма древняго - в вышину 9 четверт., в ширину 7 четверт., на нем венец с сиянием и стразами, а риза во всю деку - серебряные, чеканные, золочёные, весом 30 фунтов, на венце привешены: на серебряной цепи чеканный золоченый крест с частями мощей разных, на ленте - в сердце из лиловаго стекла с серебряной золоченой оправой часть мощей Св. Великомуч. Варвары; на другой ленте серебряная, золоченая панагия с черневым изображением Распятия с предстоящими Божией Матеря и Иоанном Богословым. Божией Матери Одигитрии, - по письму и украшению принадлежит к XVII столетию. Под местными образами в клеймах приточныя изображения из ветхаго и новаго заветов, между ними особенно замечательно изображение, на правом клиросе подле дьяческой двери, клейма под иконою Трех Вселенских Святителей. В сем клейме изображен хор поющих по нотной партитуре, на латинском языке, первые два стиха первой главы книги: „Песнь Песней." Как редкий образчик древняго хороваго нотнаго пения, пиесa, изображенная в клейме, заслуживает внимания.

В прочих местах храма замечательны следующие образа: а) за левым клиросом образ Божией Матери Боголюбский - древняго письма, - на нем венец, свет и поля серебряные, чеканные, весом 15 фун. 57 зол., возглавие и ожерелье низаны жемчугом со ставками по фольге, а риза бусами со ставками; б) Архангела Михаила - с венцом серебряным золоченым и полями серебряными; в) Святителя и Чудотворца Николая - древний, венец и риза во всю деку серебряные, чеканные, весом 1 фунт. 70 золот. и г) Святителя и Чудотворца Николая, Льва епископа Катанскаго и преподобном. Евдокии, пятичный, с серебряной ризой.

По южную сторону трапезы придел, во имя Димитрия Митрополита Ростовскаго. Местные образа превосходной Устюжской живописи первой половины XVII столетия.

По стенам церкви есть иконостасы и иконы, между коими более замечательны в столярном крашеном иконостасе у южной стены: а) образ Грузинский Божией Матери - с серебряной чеканной ризой, весом 2 фун. 25 золотн.; б) образ Св. Мучен. Андрея Стратилата - пятичный, с венцами, светом и окладами серебряными чеканными; в) образ Препод. Нила Сорскаго - с венцами и полями серебряными, золочеными; г) образ Божией Матери Всех Скорбящих, с венцом и ризой серебряными чеканными; д) образ четырех святых препод. Петра Афонскаго, Григория Декаполита, муч. Христофора и преп. Марии Египетской - пятичный, письма древняго, - муч. Христофор - с конской головой, венцы на образе, свет и поля серебряные чеканные - старинные. Есть и еще несколько пятичных образов, и все более или менее украшены венцами и полями серебряными. По северную сторону трапезы - придел во имя Льва епископа Катанскаго.

В разных местах несколько образов, между коими замечательны: а) образ Господа Саваофа, письма древняго, писан на левкасе, в углублении деки - не позже как в XVII столетии; б) Нерукотворенный образ Христов - с чудесами, письма древняго, писан на левкасе и в углублении. А прочие образа принадлежат к первой половине XVII столетия.

В нижнем этаже помещается теплый храм, во имя трех Святителей - Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Между половыми плитами в трапезе, над могилой храмоздателя лежит надгробный плитяный памятник с высеченной над ней надписью: 1770 года.

За правым клиросом в особом киоте - образ Божией Матери Всех Скорбящих радости, довольно древний. В трапезе иконостас. В нем образа: Нерукотворенный Спасителев - с старинными басмянными венцами и ризой; Трех Святителей Вселенских - старинный, в углублении деки. В северной части трапезы, теплаго храма помещается придельный алтарь - во имя Вселенской иконы Божией Матери. С южной стороны алтарь от церкви отделяется иконостасом, между колоннами образ Св. Великомуч. Федора Стратилата - старинный, писанный в углублении деки.
На северной стороне паперти в пристройке - придел во имя Св. Великомуч. Варвары. В сем приделе находятся два замечательные по древности образа: Живоначальныя Троицы, с житием праотца Авраама и Благовещения Божией Матери, с житием, - образа в длину по два аршина, а в ширину по полтора аршина, писаны в углублении деки на левкасе, ежели не в XVI, то в начал в XVII столетия; на них по сторо-нам иконописью изображены: истории Авраама - столпное письмо; жизнь Божией Матери, с апокрифическими событиями в ея жизни, - письмо пошиба греческаго.
Между утварью замечательна водосвятная чаша - медная, золоченая, кованая, приложенная в 7181 (1673) году, весом 7 фун. , по краям чаши вычеканено старинной вязью: Лета 7181, Июня в 20 день, приложил сию чашу в монастырь Иоанна Предтечи, что на Устюге, гость Афанасий Федотов, - Скорая запись по родителях своих".

"Вологодская старина. Историко-археологичческий сборник". Сост. И.К. Степановский. - Вологда, Типография Вологодского губернского правления, 1890.


Статью добавил(а): sergeizaharov,  13 декабря 2017

Монастырь во имя Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Иоанно-Предтеченский монастырь)

Иоанно–Предтеченский монастырь был заложен в 1262 году. История возникновения и строительства монастыря связана с именем татарского баскака (сборщика податей в пользу хана) Багуя (Буга).

Данное событие почти одинаково описано во всех Устюжских летописях, разница лишь в датах: в «Устюжском летописце» первая редакция данное событие значится под 1197 годом,[1] во второй редакции под 1267 годом,[2] в «Летописце Льва Вологдина» под 1267 годом,[3] а в «Архангелогородском летописце»[4] и «Списке Мациевича» под 1262 годом.[5]

«В лето 6770. …А на Устюзе городе тогда был ясащик Буга богатырь и взял у некоего крестьянина дщерь девицу насилием за ясак на постелю. И ротде на Устюг грамота от великаго князя Александра Ярославича, что татар бити, и девка сказала Буге. И он, пришед на вечье, и даби челом устюжаном на их воле, и крестися, а з девицею венчася, и нареченно бысть имя ему Иванн. Се ж бысть чюдо дивно. Сеи бысть сном, и взыде на гору, и слез с коня, и привяза за древо, а сокол посади на луку у седла, а сам ляже на землю и усну. И явися ему во сне Иванн Предоотечя, глаголя: «На сем месте постави церковь мою во имя мое». И востав от сна своего, и потом постави на том месте, еже есть на Соколье горе, церкви Рожество Иванна Предтечи».[6]

Сколько времени существовала церковь, построенная Иоанном, и когда конкретно был построен монастырь, достоверных данных нет. Косвенным упоминанием о храме или Иоанно-Предтеченском монастыре можно считать описание городских укреплений 1438 года, где упоминаются Ивановские ворота «4. А от Коровины башни по стене до Ивановские до круглые башни 98 сажен, а башня о шти стенах, а стене мера по полуторе сажени».[7]

Первое письменное упоминание именно Иоанно-Предтеченского монастыря находим в «Сотной с писцовых книг» 1630 года. «За острогомъ же позадъ Архангельского м-ра на горе подъ боромъ м-рь Ивановской, а на м-ре церковь св. и славного пророка и Предтечи Крестителя Господня Иванна, да теплая церковь трехъ святителей Василья великого, Григорья Богослова, Иванна Златоустого, обе древяные вверхъ… да у церкви жъ 4 колокола невелики; да на м-ре жъ келья игумена Еремея, келья келаря Варсунофья, келья строителя Никандра, келья казначея Петра, да 3 кельи братцкихъ, да келья больничная, а въ нихъ братьи 30 ч-къ старцовъ; да за м-ремъ дворъ конюшенной, а живутъ въ немъ слушки и служебники» дворъ животиной, а живутъ въ немъ детеныши м-рские; дворъ гостинъ для приеъжихъ людей».[8]

Как видим, первоначально монастырь имел две деревянные церкви: холодную во имя святого и славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна и теплую во имя трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Кроме этого, согласно Писцовой книги 1630 года, на территории монастыря находились кельи игумена Еремея, келаря Варсунофья, строителя Никандра, казначея Петра, три кельи братских и больничная келья.

До 1687 года при монастыре было большое количество прихожан, так как на Ивановской и Красной горе не было храмов и верующие живущие там посещали монастырские церкви. По грамоте Великоустюжского архиепископа Александра от 17 марта 1687 года из прихожан монастыря был создан Покровский Красногорский приход при вновь построенных Покровско-Красногорских храмах.

До 1764 года монастырь существовал в качестве мужской обители, управление издревле было игуменское. По штатам 1764 года Иоанно–Предтеченский мужской монастырь обращен в женский. 31 декабря 1764 года игуменья Великоустюжского Спасо-Преображенского женского монастыря Мариамия и монахини переведены в Иоанно-Предтеченский монастырь. Бывший игумен Иоанновского монастыря и монахи были размещены по разным штатным мужским монастырям.

По Указу от 21 мая 1768 года игуменья Мария и 16 монахинь, выведенного за штаты Тотемского Богородицкого монастыря, были переведены на жительство в Устюжский Иоанновский монастырь, где для них в 1771 году были устроены особые кельи (игуменья Мария скончалась в марте 1778 года). Управление монастырем осталось игуменское.

До закрытия монастыря в 1918 году в монастыре существовало постоянно проводимых три крестных хода. Первый, установлен в 1802 году, при игуменьи Евстолии, проводится ежегодно 25 мая. Первый крестный ход проходил 23 апреля 1802 года ввиду свирепствовавшей в Устюге лихорадки, в результате которой умерло 17 монахинь. По преданию, после крестного хода в монастыре и в городе болезнь прекратилась. Крестный ход совершается архимандритом Архангельского монастыря с духовенством. В 1846 году крестный ход совершил Вологодский епископ Евлампий посетивший Великий Устюг. Второй, проводится 24 июня в день храмового праздника Иоанна Предтечи из Успенского собора с иконой Божией Матери в Иоанновский монастырь и называется генеральным, так как в нем участвует все духовенство и все граждане. Во времена существования Великоустюжской епархии крестный ход совершали архиереи Великоустюжские со всем городским духовенством. Позднее архимандриты Архангельского монастыря. Третий, появился в 1848 году, определенного дня не имеет. Проводится после Кругородного Воскресенья и служит как бы дополнением к нему, поэтому охватывает только ту часть города, которая осталась не обойденной кругородным крестным ходом.

16 сентября 1918 года на заседании Особой комиссии губернского исполнительного комитета было принято решение о преобразовании Великоустюжских монастырей в сельскохозяйственные коммуны. В сентябре-октябре 1918 года были обследованы Иоанно–Предтеченский и Яиковский монастыри. 4 ноября 1918 года настоятельницы этих монастырей были приглашены на заседание губернского земельного отдела. 9 ноября 1918 года газета «Советская новь» уже сообщает о создании коммун в Иоанно-Предтеченском и Яиковском монастырях.

Кроме того, с декабря 1918 по май 1919 года в помещении монастырских мастерских размещается штаб Северо-Двинской военной речной флотилии, затем казармы 55-го стрелкового полка. 23 ноября 1920 года решением Северо–Двинского исполкома Иоанно–Предтеченская коммуна выселяется за пределы города, а все помещения монастыря передаются под студенческий городок Северо-Двинского государственного университета (создан в октябре 1920 года). В декабре 1921 года университет закрывают, остается рабочий факультет, который занимает только часть зданий монастыря. В августе 1924 года в оставшихся помещениях открывается 4-я щетинная фабрика. С 1925 года – Великоустюгская щетинощеточная фабрика Госторга. В 1927 году рабфак ликвидируют, и вся территория Иоанно-Предтеченского монастыря переходит в распоряжение фабрики.

В настоящее время от всего монастырского комплекса остались лишь перестроенные корпуса келий да фрагменты ворот монастырской ограды. По Вологодской епархии числится в списке утраченных.

Список игуменов и игумен Иоанновского монастыря до второй половины XIX века: [9]

Игумены: Иеремий – упоминается в Писцовой книге 1630 года. Иоасаф – упоминается в синодике под 1676 годом. Антоний – упоминается в синодике под 1680 – 1695 годами. Иосиф – упоминается в 1698 году. Иларион – упоминается в синодике под 1703 года. Иосиф – упоминается в 1719 году. Симон – упоминается в 1723 – 1727 годах. Прокл – упоминается в 1728 – 1740 годах. Корнилий – упоминается в 1741 году. Мисаил - упоминается в 1747 году. Сергий – упоминается в 1762 году.

Игуменьи: Мариамия настоятельница Спасо-Преображенского монастыря с 28 февраля 1743 года, руководила Иоанновским монастырем с 1764 по 1771 год. Аполлинария с 1771 по 1799 год, уволена на покой по старости, скончалась в апреле 1808 года. Евстолия Латмилинская с 1799 по 1825 год, скончалась 23 марта 1825 года. Аполлинария Молева с 1825 по 1848 год, уволена на покой по старости, скончалась в 1852 году. Раиса, игуменья Вологодского Горного Успенского монастыря, настоятельница Иоанновского монастыря с 1848 по 1850 год, в 1850 году переведена обратно в Успенский Горный монастырь. Анфия Брагина с 1850 по 1852 год, скончалась 7 марта 1952 года. Фаина с 1852 по 1862 год, скончалась 7 февраля 1862 года. Назарета с 1863 по 1875 год, скончалась 12 ноября 1875 года. 19 апреля 1869 года награждена Святейшим Синодом наперсным крестом выдаваемым за службу. Виталия с 1876 года.

Праведные Иоанн и Мария Устюжские. Память праведных Иоанна и Марии Устюжских празднуется 11 июня (29 мая).

Во время монголо-татарского ига в Устюге был ханский баскак (сборщик податей) Буга, или Багу язычник, а по происхождению татарин. Жадный и дерзкий, он притеснял и тиранил устюжан. Однажды он увидел дочь одного почтенного жителя, Марию, ослепленный ее красотой он насильно взял ее в наложницы. Устюжане, терпеливо переносившие его прежние грабительства, не могли снести этого. Народ заволновался и стал говорить, что надо убить баскака, что в Ростове, Суздале и Владимире – это было в 1262 году – уже убили их и что будто бы сам великий князь Александр желает того и велел изгонять и избивать их. Чтобы избежать предстоящей опасности, Буга, по совету Марии, решился принять крещение и вступить с ней в христианский брак, чем успокоил народ. В святом крещении Буга был назван Иоанном в честь святого мученика Иоанна Воина.

Не превосходство Христианства перед язычеством, а один только страх смерти побудили баскака принять святое крещение. Но воспитанная в христианском благочестии добрая жена его своими советами и убеждениями, а особенно примером своей высоконравственной жизни скоро тронула его сердце и заставила полюбить принятую им русскую веру. Слушая рассказы любимой женщины и более глубже знакомясь с догматами и требования Православия, Иоанн вскоре стал примерным христианином и приобрел любовь и уважение граждан Устюга.

Однажды Иоанн ездил с соколом на охоту. Утомившись от езды, он спешился и прилег отдохнуть, и скоро уснул. Во сне явился ему дивный величественный муж и сказал: «На этом месте поставь церковь в мое имя». Иоанн не знал, кто говорит с ним, но спросить не решался. Заметив это, тот сам сказал ему: «Поставь церковь Рождества Иоанна Предтечи». Возвратившись домой, Иоанн рассказал жене о своем сновидении. Мария объяснила ему, кто такой Иоанн Предтеча и показала икону с его изображением. Вскоре Иоанн построил церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, отчего сама гора стала называться вместо Сокольей Ивановской. Иоанн и Мария богато украсили вновь построенный храм и снабдили его всем необходимым для богослужения.  Иоанн был дружен с начальником и основателем Устюжского Архангельского монастыря преподобным Киприаном. Так же Иоанн и Мария были дружны с преподобным Прокопием Устюжским.

Благочестивые супруги Иоанн и Мария, проводя воздержанную и чистую жизнь, с каждым годом восходя от силы в силу в жизни духовной, снискали всеобщую любовь и уважение и оставили после себя добрую память, еще при жизни получив от современников название праведных. Скончались Иоанн и Мария в старости, как и изображали их на иконах, и были погребены при городской Вознесенской церкви. Впоследствии, при построении новой церкви, место их погребения вошло внутрь здания храма, над гробницей была устроена рака. После многократных перестроек Вознесенской церкви единственным памятником места их погребения служила икона с их изображением, стоявшая под окном, на внешней стороне стены в нише. До XVIII века почитались святыми, на иконах писались вместе с Прокопием и Иоанном Устюжскими, празднование им отправлялось по особо составленной службе. В древних рукописных святцах праведные Иоанн и Мария называются начальниками древнего Устюга.

Церковь во имя Рождеств Святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна (церковь Иоанна Предтечи)

Первая деревянная церковь во имя святого и славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна была построена в 1262 году, вероятно тогда же была построена и теплая деревянная церковь во имя трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Письменное упоминание и описание храмов дано в «Сотной с писцовых книг» 1630 года.

Холодный храм во имя Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна: «в холодной церкви двери царские писаны на золотъ, образъ местной святаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна в деяниъ обложенъ серебромъ басмянъ и позолоченъ, деяние писано на золотъ, образъ Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа писанъ на золотъ. На другой сторонъ царскихъ дверей – образъ Пречистые Богородицы Одигитрии на золотъ, по сторонъ сиверскихъ дверей – образъ «Хвалите Господа съ небесъ» на золотъ; образъ четыредесять мученикъ на золотъ; в олтаръ за престоломъ – образъ Пречистые Богородицы Одигитрие на золотъ, крестъ за престоломъ писанъ на золотъ. На престоле Евангелие печатное оболочено бархатомъ червчатымъ, распятие и евангелисты серебрены, басмяны, позолочены; крестъ воздвизальной деревянной, обложенъ серебромъ басмяной, золоченъ».[10]

Теплый храм во имя трех Святителей Вселенских: «Въ тепломъ храму – двери царские столпцы и сень писаны на краскахъ, надъ царскими дверьми Деисусъ, а въ немъ одиннадцать образовъ писаны на краске, посторонь царскихъ дверей – образъ местной трехъ Святителей Василия Великаго, Григория богослова, Иоанна Златоустаго писанъ на золотъ, большая пятница; образъ Николая Чудотворца писанъ на краскахъ; образъ местной Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, писанъ на краскахъ. На другой сторонъ у царскихъ дверей образъ Пречистые Богородицы Одигитрии на золотъ. За престоломъ кресть древянъ писанъ на краскахъ. Сосуды церковные оловянные, кадило медное. Да у церкви жъ четыре колокола не велики».[11]

На месте старой Трехсвятской церкви, значившейся в писцовой книге 1630 года, в 1672 году построена новая теплая деревянная церковь гостем Гусельниковым, о чем в монастырском синодике 1723 года сохранилась запись: «180 г. (1672) году июня въ 4 день. На Устюгъ великомъ, на горъ, во Иоанновскомъ монастыръ, поставлена церковь теплая и освящена во имя, иже во святыхъ отецъ нашихъ трехъ Святителей Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, а другая служба въ той же церкви освящена во имя святаго великомученика Феодора Стратилата, а строилъ ту церковь гость Афанасий Федотовъ (Гусельниковъ) съ женою своею съ Феодорою Петровою, для своего здравия и спасения, и родительскаго вечного поминания».[12]

Храм, построенный Гусельниковым, был освящен 27 июля 1672 года. Свидетельством может служить надпись на одном из антиминсов (всего к началу XX века в монастыре их было семь): «освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа въ церкви иже во святыхъ отецъ нашихъ трехъ вселенскихъ великихъ учителей и Святителей Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго. Священа быстъ церковь сия въ лето 7180 года индикта 10, месяца Июля 27 день на память святаго великомученика Пантелеймона при благоверномъ и благочестивомъ государе царе и великомъ князе Алексее Михайловиче всея великия и малыя и белыя России Самодержца и при верной государыне царице и великой княгине Натале Кириловне и при благородномъ государе царевиче и великомъ князе Федоре Алексеевиче и при благородномъ государе царевиче и великомъ князе Иоанне Алексеевиче и при благородномъ государе царевиче и великомъ князе Петре Алексеевиче и при священномъ митрополите нашемъ Ионе Ростовскомъ и Ярославскомъ».[13]

Придел во имя великомученика Федора Стратилата освящен 5 октября 1674 года, свидетельством чего является еще один антиминс с соответствующей надписью: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа въ церквь святаго славнаго великомученика Федора Стратилата. Священа бысть церковь сия въ лето 7182 индикта 12 Октября въ 5 день на память святой мученицы Харитины…»[14]

Данные деревянные церкви существовали до 1695 года. По грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра купец Александр Васильев Чалбышев своим иждивением строит каменную церковь. Храм в два этажа, с тремя главами. Первый этаж занимала теплая церковь во имя трех Вселенских Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Второй этаж холодная церковь во имя Пророка и Крестителя Господня Иоанна.

В 1740 году на средства Льва Александровича Чалбышева перестраивается верхний этаж. Переделана глава – сделан новый восьмерик с окнами, увеличена паперть с помещением в ней двух пределов: во имя Святого великого Иоанна Воина и во имя Льва епископа Катанского. В том же 1740 году по указу архиепископа Великоустюжского и Тотемского Гавриила игумену Иоанно-Предтеченского монастыря Проклу, холодная церковь переосвящена во имя Рождества Иоанна Предтечи.

По указу от 11 февраля 1747 года игумен монастыря Максимилиан освятил придел во имя Льва епископа Катанского. В 1767 году поновлены образа и расписаны царские врата холодного храма Рождества Иоанна Предтечи. В 1776 году к верхней холодной церкви пристроена каменная лестница. В 1777 году при игуменье Аполлинарии, по благословению епископа Великоустюжского и Тотемского Иоанна, предел во имя Иоанна Воина перестроен и переименован во имя Димитрия митрополита Ростовского и освящен протопопом Успенского собора Афанасием Васильевичем Аленевым. В 1783 году в холодной церкви Рождества Иоанна Предтечи вместо старого иконостаса построен новый. В 1794 году крыша храма покрыта железом, изготовлены серебряные ризы на местные образа Воскресения Христова и Божией Матери. В 1804 году в нижнем теплом храме устроен придел во имя Великомученицы Варвары. «1804. Июня 17 дня, совершено освящение вновь устроенной церкви, что въ Иоанно-Предтечевскомъ монастыре, во имя святыя великомученицы Варвары».[15]

Далее в описании храма использована статья А. Попова, опубликованная в Вологодских епархиальных ведомостях в 1877 году.[16] Храм двухэтажный с тремя куполами. Большой купол золоченый, с железным золоченым крестом, устроен над верхним холодным храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи, две главы поменьше над приделами - крашенные с золоченными крестами. Наружные стены храма выбелены, на квадрате под крышей в круглых нишах изображены: на южной стороне – Спаситель; на восточной - крест, копье и трость; на северной - Божия Матерь; на западной - Иоанн Предтеча. В верхнем этаже храма находилась холодная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, с двумя приделами: во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовского и Льва епископа Катанского. В нижнем этаже теплая церковь - во имя трех Святителей: Василия Великого, Гpигopия Богослова и Иоанна Златоуста, с двумя приделами: во имя Виленской иконы Божией Матери и Святой Великомученицы Варвары.

Холодный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи (верхний этаж). Алтарь храма трехгранный. Свод был расписан живописными изображениями Духа Святого Триипостасного Божества, Божией Матери, Пречистого Младенца, Тайной Вечерни и Вседержателя. За престолом - в двух деревянных, точеных тумбах образа с рукоятями: Благовещение Божией Матери, на обороте Великомученица Варвара; Богоявление Господне, на обороте три Вселенских Святителя. Обе иконы московского письма приобретены игуменьей Назаретой в 1865 году. Украшены медными посеребренными ризами с золочеными венцами. За жертвенником, на откосе окна, образ Ахтырской Божией Матери. В простенке между окнами - образ Знамение Божией Матери. Обе иконы были украшены серебряными венцами и жемчужными ризами. В другом простенке - Нерукотворный Образ Спасителя - древнего письма с окладами, венцом и ризой.

Алтарь от церкви отделен каменной стеной. Свод церкви восьмигранный, шатровый подведен под сквозной восьмигранный фонарь, который освещался восемью большими и восемью малыми окнами. На западной стене живописное изображение. В центре – Рождество Христово, по сторонам: справа - Благовещение Божией Матери, слева – явление Архангела Захария. На своде двенадцать Апостолов. В фонаре свода – Дух Святой. На восточной стороне фонаря в раме Воскресение Христово. Клирос деревянный, решетчатый, крашенный белой краской. У западной стены в простенке, справа от царских врат место настоятельницы.

Иконостас столярный, большей частью гладкий, по местам убран резьбой позолоченной, в три яруса. Царские врата резные, золоченые, на них в шести золоченых клеймах изображены: Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста. Первый ярус. Справа от царских врат: образ Спасителя в стоянии, венец и риза серебряные с золочением, чеканные, с надписью Ис. Хс. Вседержитель; образ Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крылами, держащего в левой руке блюдо с главой (эмалевый Храмовый образ), на нем венец с сиянием и стразами, риза серебряная с золочением, чеканная. Вокруг образа изображено житие Иоанна Предтечи. На венце привешены: на серебряной цепи чеканный золоченый крест с частями мощей разных (по преданию в храме хранились частицы мощей Иоанна Предтечи); на ленте, в сердце из лилового стекла, с серебряной золоченой оправой, часть мощей Святой Великомученицы Варвары; на другой ленте серебряная, золоченая панагия с черневым изображением Распятия с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом; образ Пророка Захария в стоянии; образ трех Вселенских Святителей с Львом епископом Катанским, священномучеником Антипой и мучеником Харлампием с надписью: «1740 года писалъ сей образъ живописсцъ Козьма Ивановъ сынъ Березинъ».

Слева от царских врат: образ Божией Матери с Превечным младенцем в стоянии венцы и сияние, серебряные с золочением, риза серебряная чеканная; образ Божией Матери Одигитрии украшенный серебром чеканным с золочением и жемчугом, по письму и украшению принадлежит к XVII столетию; образ святой праведной Елисаветы; образ Прокопия и Иоанна Устюжских со святым Иоанном воином, Георгием, страстотерпцем Димитрием и Александром Невским с надписью: «1740 года писалъ сей образъ живописецъ Козьма Ивановъ сын Березинъ». Под местными образами в клеймах изображения из Ветхого и Нового Завета. Над царскими вратами в полукружии клеймо с Тайной вечерней. Над местными образами в восьми резных золоченых клеймах события из жизни Иоанна Предтечи и Захария с Елисаветой.

Второй ярус: по центру – Воскресение Христово, а по сторонам на восьми деках Господские и Богородичные праздники. Третий ярус: по центру образ Вседержателя с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечи и резным сиянием в котором изображено Всевидящее Око окруженное шестью резными Херувимами, а по сторонам на шести деках Апостолы.

Над третьим ярусом в трех резных клеймах Страдания Христовы (еще два клейма по сторонам третьего яруса так же со Страданиями Христа). Поверх клейм Распятие с образом господа Саваофа, а по бокам предстоящие Божия Матерь и Иоанн Богослов написанные на деках. Все это обнесено полукругом, на подобии плюща, резным золоченым.

У клиросов два хоругви, на одном – образ Христа Нерукотворенный и Воскресение Христово, на другом – Николай Чудотворец и Богоявление Господне.

Кроме этого в храме имелись: образ Божией Матери Боголюбской украшенный серебром чеканным и жемчугом, древний (за левым клиросом); образ Архангела Михаила, украшенный серебром золоченым; образ Николая Чудотворца, украшенный серебром чеканным, древний; образ Николая Чудотворца, Льва Катанского и преподобной Евдокии украшенный серебром.

Трапезная имела столярный крашеный иконостас. В нем имелись: образ трех лиц Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа украшенный чеканным серебром, предположительно написанный протоиереем Аленевым; образ Божией Матери Одигитрии украшенный серебром чеканным, в ризе из китайского жемчуга; образ Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна украшенный серебром чеканным; образ Божией Матери Огневидная.

Придел во имя святого Димитрия митрополита Ростовского располагался с южной стороны трапезной. Алтарь четырехугольный отделен от придельного храма иконостасом. В приделе на своде сквозной восьмигранный фонарь с окнами, в восточном окне, на холсте в раме, изображено Коронование Божией Матери. В алтаре в простенках находились: образ Христа Нерукотворенный; образ Воскресения Христова; образ Божией Матери Знамение украшенный жемчугом.

Иконостас столярный, крашеный, изготовлен при игуменье Назарете в 1865 году. Царские врата крашеные с пятью резными клеймами с обычными изображениями: Благовещения Божией Матери и четырьмя Евангелистами. Наверху царских врат резные золоченые чаша, крест и евангелие. Над царскими вратами в облаках Господь Саваоф под золоченым балдахином, по сторонам балдахина на карнизах два резных золоченых Ангела в стоянии.

В иконостасе справа от царских врат: образ Спасителя в стоянии с серебряным чеканным венцом; образ Святителя Димитрия митрополита Ростовского с серебряной кованной золоченой ризой и венцом, вокруг образа резьба золоченая с восемью Херувимами; образ Божией Матери Взыскание погибших украшенный серебром и жемчугом; образ Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна в стоянии с венцом серебряным чеканным.

Слева от царских врат: образ Божией Матери Тихвинской украшенный серебром чеканным, жемчугом и 69 яхонтовыми, изумрудными и аметистовыми вставками; образ Божией Матери Умягчение злых сердец украшенный серебром чеканным и жемчугом, отличается от прочих образов Богородицы тем, что в сердце Божией Матери изображены трость, крест и копье; образ Архидьякона Стефана (на пономарской двери); образ Святого мученика Иоанна Воина и мученицы Анисии превосходной устюжской живописи, предположительно написанные для бывшего предела Иоанна воина.

Над местными образами в клеймах: Справа – Воздвижение Животворящего Креста Господня, Святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Аполлинария (соименный игумене Аполлинарии при которой производилась перестройка и переименование придела в честь Димитрия митрополита Ростовского). Слева – Введение во храм Пресвятой Богородицы, святителя Митрофана епископа Воронежского и мученицы Марии соименный устроительнице придела Марии Юринской.

Верх иконостаса увенчан круглым образом Воскресения Христова с резным золоченым сиянием. Кроме вышеперечисленных икон на стенах имелись: образ Грузинской Божией Матери с серебряной чеканной ризой; образ святого мученика Андрея Стратилата украшенный серебром чеканным; образ преподобного Нила Сорского украшенный серебром золоченым; образ Божией Матери Всех Скорбящих с венцом и ризой серебряными чеканными; образ преподобного Петра Афонского, Григория Декаполита, мученика Христофора (с конской головой) и преподобной Марией Египетской древнего письма с серебряными чеканными венцами.

Придел во имя Льва епископа Катанского расположен с северной стороны трапезы. Алтарь четырехугольный от придела отделен иконостасом.

Предалтарный иконостас столярный, золоченый, в три яруса построен одновременно с иконостасом церкви Рождества Иоанна Предтечи. Царские врата гладкие, золоченые с изображением Благовещения Божией Матери и четырех Евангелистов.

Первый ярус. Справа от царских врат: образ Вседержателя; образ Льва епископа Катанского. Слева от царских врат: образ Похвалы Пресвятой Богородицы. Второй ярус: над царскими вратами в полукружии Тайная вечерня, а по сторонам на четырех деках пять двунадесятых праздников – Богоявление Господне, Сретение Господне, Рождество Христово, Благовещение Божией Матери и Введение во храм Пресвятой Богородицы. Третий ярус по центру образ Вседержателя с предстоящими Божией Матерью, Иоанном Предтечи и двумя Ангелами, а по сторонам на четырех деках Апостолы. Верх иконостаса увенчан Распятием Господним. Все образа устюжской работы современны постройке придела, впоследствии поновляемы. В конце XIX века придел для богослужения не использовался, в нем располагались ризница и библиотека.

Каменная паперть пристроена с западной стороны храма Рождества Иоанна Предтечи. На втором этаже паперти находились: образ Господа Саваофа в виде величественного старца сидящего на престоле древнего письма, по преданию, этот образ стоял в убогом доме близь монастыря, а после его закрытия образ был перенесен в монастырь (для справки: убогие дома до последней четверти XVIII века находились с северной стороны монастыря и состояли в заведовании монастыря); образ Спаса Нерукотворенного с чудесами древнего письма. Остальные образа написаны на холсте в рамах, написанные в первой половине XVIII века.

В нижнем этаже паперти два пролета для входа в нижний храм во имя трех Вселенских Святителей, один справа от лестницы, а второй слева под лестницей. Перед входом на лестницу крыльцо на двух столпах, во фронтоне находился образ Божией Матери Знамение. Справа от входа находились образа Преображения Господня и Архангела Гавриила, а на северной стене в раме написанная на холсте картина, изображающая пять дев мудрых и пять юродивых.

Теплая церковь во имя Трех Вселенских Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Находилась на первом этаже храма Рождества Иоанна Предтечи. Алтарь трехгранный от церкви отделен иконостасом. В алтаре на своде изображение Отечества, а в простенках в трех клеймах: Спаситель и Божия Матерь. За алтарем образ Божией Матери Смоленской с венцом и окладом серебряным. На сводах церкви в трех клеймах изображены: Коронование Божией Матери, Лев епископ Катанский, святая великомученица Варвара. Иконостас столярный гладкий местами украшенный резьбой. Царские врата в середине гладкие, а верх и низ из сквозной резьбы, на них изображены Уверение Спасителем Апостола Фомы (на царских вратах встречается очень редко), четыре Евангелиста.

В иконостасе справа от царских врат: образ Воскресения Христова с серебряной золоченой ризой; образ Архангела Михаила с пламенным мечом в одной руке и свитком в другой; образ трех Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Слева от царских врат: образ Божией Матери Одигитрии украшенный серебром чеканным золоченым, жемчугом и разными камнями; образ Архангела Гавриила; образ Иоанна Предтечи, украшенный серебром золоченым, к образу был привешен крест с вырезанными на черной кости двунадесятыми праздниками: Богоявление Господне, Сретение Господне, Рождество Христово и Благовещение Божией Матери. Иконы устюжского письма XVIII века.

Клиросы столярные, выкрашенные белой краской. У клиросов два хоругви на одном – Спаситель и Благовещение Божией Матери, на другом – Божия Матерь и Рождество Христово. Оба хоругви Московской работы. За правым клиросом небольшой иконостас с девятью иконами, три из которых украшены серебряными золочеными ризами, четыре – серебром, одна – жемчугом и одна расшитой золотом ризой. На стене в особом киоте образ Божией Матери Всех Скорбящих Радости, довольно древний с подписью: «истинное изображение чудотворнаго образа Пресвятыя Владычицы Богородицы всехъ скорбящихъ радости, имеющагося в царствующемъ граде Москве въ церкви преподобнаго Варлаама чудотворца, что въ Ордынской улице». За левым клиросом так же небольшой иконостас с девятью украшенными серебром и жемчугом икон. На стене в особом киоте образ Святителя Николая, украшенный шитою золотом ризою, устроенный старанием игуменьи Виталии. У западной стены справа от входных дверей настоятельское место.

Трапезная отделена каменной стеной. Иконостас справа от входных дверей, крашеный местами золоченый. В нем заслуживает внимания образ Спаса Нерукотворенного старинный, бывший в деревянной церкви построенной в 1672 году, на нем подпись: «Поновленъ сей образъ 1726 Ианнуария 28 дня». В простенках южной стены в виде клейм на железных листах изображены преподобная Мария Египетская и преподобный Иларион Великий. Над входом на своде образ Божией Матери Знамение. На столбе, поддерживающем свод, спереди – образ Спаса Нерукотворенного, с запада – образ Божией Матери Казанской.

В трапезе был погребен Лев Александрович Чалбышев (на средства которого строился храм). Свидетельством служила каменная надгробная плита с надписью: «1770 года Апреля 18 дня преставися рабъ Божий и под симъ камнем положенъ коллежский ассесоръ Левъ Александровичъ Чалбышевъ, родился в 1715 году Февраля 15 числа на память св. апостола Онисима, а жития евтао отъ рождения было 55 летъ и два месяца, тезоименитство ево Февраля 20 дня». (Купец Александр Васильевич Чалбышев императором Петром I возведен в дворянское сословие и умер в чине Коллежского Ассесора).

Придел во имя Виленской иконы Божией Матери находился в северной стороне трапезы. Приведен в описанный ниже вид при игуменье Назарете в 1869 году.

Алтарь отделен от трапезы с западной и южной стороны иконостасами. В алтаре за престолом в киоте образ Николая Чудотворца, на нем привески крест серебряный с мощами святой Великомученицы Варвары и крест финифтяный.

Западный предалтарный иконостас столярный крашеный местами с резьбой. Царские врата и полукружие под аркой изображают золоченый крест окруженный сиянием. В нижней части креста под поперечником сами царские врата с четырьмя золочеными клеймами, изображающими Евангелистов. Верхняя часть креста с сиянием выше царских врат и занимает полукружие под аркой. Там же находилась золоченая резьба наподобие занавеса подобранная шнуром с кистями.

Справа от царских врат: образ Вседержателя сидящего на Престоле с предстоящими Божией Матерью, Иоанном Предтечей и двумя ангелами украшенный серебром с позолотой.

Слева от царских врат: образ Виленской Божией Матери (данный образ поступил в храм в 1850 году из кельи послушницы Акилины Адриановой, после ее смерти) с серебряной ризой унизанной жемчугом и разными камнями. Южный предалтарный иконостас столярный крашеный местами золоченый. В нем находились: образ Святителя Тихона епископа Воронежского; образ Святителя Митрофана епископа Воронежского - обе иконы написаны на железном листе устюжским мастером; образ Святого Великомученика Феодора Стратилата – старинный, был храмовым в деревянной церкви, построенной Гусельниковым в 1672 году; образ Божией Матери Казанской с ризой из жемчуга, разных камней и вставок с серебряным золоченым венцом в большой золоченой раме на карнизе иконостаса. По описи 1854 года этот образ стоял над дверьми в иконостасе.

Придел во имя Святой Великомученицы Варвары находился на северной стороне паперти в пристройке. Алтарь четырехугольный. Напрестольный антиминс на желтом атласе освящен епископом Вологодским и Устюжским Феофилактом в 1793 году. Алтарь от церкви отделен иконостасом. Предалтарный иконостас столярный выгнутый крашеный, местами резной золоченый. Царские врата стеклянные из двух позолоченных рам, с пятью клеймами - в центре Благовещение Пресвятой Богородицы, по углам четыре Евангелиста.

В иконостасе имелись, справа от царских врат: образ Преображения Господня; образ Святой Великомученица Варвары с серебряным золоченым венцом и стразами; образ Покрова Божией Матери.

Слева от царских врат: образ Рождества Пресвятой Богородицы; образ Святой Преподобной Евдокии. Над царскими вратами в резном золоченом клейме образ Воскресения Христова, а по сторонам в четырех золоченых клеймах: Великомученица Екатерина; Мученица Феврония; Великомученица Параскева; Мученица Евфимия. Все образа устюжского письма XVIII века. Кроме этого в приделе находились две древних иконы (ориентировочно XVI или XVII века, греческого письма): образ Живоначальной Троицы с житием Праотца Авраама; образ Благовещение Божией Матери с житием.

В 1869 году игуменьей Назаретой, с южной стороны паперти, в пристройке бывшей келарской устроена ризница.

Из церковной утвари, находившейся в храме Рождества Иоанна Предтечи, заслуживают внимания: Напрестольное Евангелие: 1701 года и 1738 года печати с чеканными серебряными золочеными клеймами; 1735 года и 1800 года печати с пятью финифтяными клеймами, украшенными стразами; 1745 года (два), одно с чеканными серебряными золочеными клеймами, второе – с серебряными резными клеймами.

Кресты напрестольные: чеканный серебряный золоченый с финифтяными клеймами; чеканный серебряный золоченый старинный с надписью: «7162 года мая 20, положилъ сей крестъ на Устюге великомъ въ Ивановский монастырь въ домъ Ивану Предотечи усолецъ Федоръ Прохоровъ Березовской»; чеканный серебряный золоченый с надписью «1784 году, мая 6 дня, крестъ сей данъ вкладу въ великий Устюгъ въ храмъ Рождества Иоанна предтечи отъ монахини Евпраксии»; два серебряных золоченых с черневыми клеймами; два чеканных серебряных золоченых, один – 1768 года.

Священно служебные сосуды: чеканные серебряные с финифтяными клеймами, обложенными стразами, приобретены игуменьей Фаиной в 1857 году; серебряный золоченый черневой устюжской работы с надписью: «Сей потиръ Устюга великаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря, деланъ 1771 года»;  серебряный золоченый резной со сканью и чернью с надписью: «Сей дискосъ Устюга великаго въ Ивновский Предтечевъ монастырь приложилъ поручикъ Иванъ Ивановичъ Богдановъ»; серебряный золоченый пожертвованный в 1850 году почетным гражданином гор. Санкт-Петербурга Павлом Кудряшевым.

Кроме этого можно отметить: довольно интересный ковчег для хранения святых даров, приобретенный игуменьей Назаретой в 1864 году, в виде церковного свода, с круглым куполом и главой увенчанной восьмиконечным крестом, поддерживаемый четырьмя колоннами. Под сводом внутри колонн катафалк с сосудом для святых даров в виде гробницы. Ковчег московской работы серебряный золоченый; дароносица устюжской работы серебряная золоченая с чернью; блюдо серебряное с изображением Иоанна Предтечи и четырех Евангелистов с надписью: «сие блюдо приложилъ секретарь Иванъ Фирсовъ 1739 года, весу 273 зол.»; ковшик серебряный с надписью: «приложилъ сей ковшъ по обещанию въ обитель святаго Иоанна Предтечи устюжанинъ купецкий человекъ Левъ Александровъ сынъ Чалбышевъ, весомъ 34 з. 1843 г.»; ковшик серебряный с надписью: «приложилъ сей ковшъ по обещанию въ обитель святаго Иоанна Предтечи устюжанинъ купецкий человекъ Иванъ Петровъ сынъ Гусевъ, весу 25 зол. 1743 году»; водосвятная чаша медная кованная золоченая 1673 года с надписью: «лета 7181, июня въ 20 день, приложилъ сию чашу въ монастырь Иоанна Предтечи, что на Устюге, гость Афанасий Федотовъ - Скорая запись по родителехъ своихъ».

16 августа 1922 года прекратилась служба в храме. До наших дней церковь Рождества Иоанна Предтечи не сохранилась.

Собор во имя Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Собор Иоанна Крестителя)

Главный храм монастыря, собор Иоанна Крестителя, к сожалению, до наших дней не сохранился, являлся единственным храмом, построенным в Великом Устюге в начале XX века. Спроектировал здание сосланный в 1890 году из Санкт-Петербурга в Великий Устюг архитектор Владимир Николаевич Курицын. Проект храма был утвержден техническим строительным комитетом хозяйственного управления при Святейшем синоде 7 января 1908 года. Торжественная закладка нового храма состоялась 25 мая 1909 года.

В плане здание представляло собой симметричный крест. В храм вели четыре входа, два основных (для прихожан) и два служебных. Над каждым входом имелось крыльцо с главкой. Центральный купол, в проекте имевший шлемовидное завершение, на самом деле построен был более вытянутым вверх. В средней части купола имелась широкая полоса, не покрытая железом. По этому случаю есть несколько версий: первая – подчеркивалась принадлежность храма Иоанну Предтечи, имелось в виду усекновение его главы; вторая – предполагалось иметь световую полосу, работающую на дальние расстояния; третья – купол не успели полностью покрыть железом, так как последнее было отобрано в 1919 году при Советской власти.

Судьба храма оказалась довольно трагичной: 11 июля 1921 года начался пожар, в результате которого сгорели леса и рухнул купол вновь построенного храма. 10 марта 1927 года начали ломать остатки погоревшего собора. Так город лишился весьма оригинального сооружения, признававшегося специалистами как не имеющего аналога.

Каменные монастырские кельи

С 1716 по 1725 годы с северо-западной стороны строятся каменные кельи (в основном на средства прихожан). После 1764 года в этих кельях, состоящих из 9 комнат, проживали: настоятельница занимала четыре кельи; послушница настоятельницы - одну; женское училище - две; кухня и трапезная оставшиеся две. В кельях настоятельницы находились: образ Божией Матери Умиление, написанный в 1732 году иеродьяконом Паисием; портрет епископа Великоустюжского и Тотемского Варлаама, написанный красками на холсте, в раме; портрет епископа Великоустюжского и Тотемского Феодосия, написанный красками на холсте, в раме.

В училище, при кельях настоятельницы, обучалось 11 девиц. Училище получило начало в 1868 году при игуменье Назарете. В 1888 году при монастыре открыто женское епархиальное училище (ныне совхозтехникум). В 1810 году при игумении Евстолии строится еще один каменный корпус келий с западной стороны. В нем было 7 помещений с кухнями и кладовыми, проживали монахини и послушницы. В 1852-1856 годах при игумении Фаине к востоку от колокольни строится двухэтажный корпус келий для сестер. Имел 13 келий: на первом этаже 7 келий и 4 кухни, на втором этаже 6 келий и 4 кухни. Проживали монахини и послушницы. Все три здания келий являются частью монастырской стены. Кроме этого, внутри монастыря, возле стен, имелось 23 деревянные кельи.

В монастыре имелись больница и богадельня для старушек, странноприимный дом для приходящих издалека богомольцев, своя хлебопекарня. Обитательницы монастыря занимались золотошвейным и белошвейным ремеслами. Для мастерских в юго-западном углу монастыря был построен большой корпус. 2 октября 1900 года он сгорел, но в 1904 году был восстановлен (проект архитектора В.Н. Курицина). После Октябрьской революции в здании мастерских находилась ремесленная школа с общежитием, но ее скоро закрыли.

В 1899-1913 годах, при настоятельнице монастыря игуменьи Паисии (в миру Пелагеи Ивановны Романовой, дочери устюжского мещанина), велись большие строительные и ремонтные работы, был заложен новый храм. Окончания строительства храма настоятельница не дождалась, она умерла в 1913 году в возрасте 83 лет.

Монастырская стена и колокольня со святыми воротами

В 1742 году игумен Корнилий, по Указу от 8 декабря 1741 года, начинает строительство каменной монастырской стены и колокольни со святыми воротами. В 1742 году игумен Корнилий вместо ветхой деревянной колокольни начал строительство каменной со святыми воротами. Над воротами разрешено было устроить храм во имя трех Московских Святителей: Петра, Алексея и Ионы. Шпиль на колокольне установлен в 1832 году, полностью строительство было закончено в 1868 году.

Что касается существования надвратной церкви то, имеется запись в Приходорасходной книге монастыря за 1770 год: «на крашенье въ колоколенной церкви «царскихъ вратъ, лавокъ, и колоколенныхъ крышъ».[17] Следовательно, надвратная церковь какое-то время существовала.

Каменная колокольня над святыми воротами имела три яруса, шпиль был увенчан яблоком и крестом. К святым воротам, по склону горы, была устроена каменная плиточная лестница в 40 ступеней. На третьем ярусе колокольни находилась звонница с 9 колоколами. На большом колоколе была высечена надпись: «1803 года Февраля 27 дня, вылит сей колоколъ въ Москве въ велико-устюжский Иоанно-Предтечевъ девичь монастырь при игумении Евстолии, весу 105 пудъ 10 фунтовъ».[18]

Под горой находилась небольшая деревянная часовня, принадлежащая монастырю (сейчас не существует). В часовне была установлена чаша, выложенная мрамором, в которую стекала родниковая вода.

Литература:

1. Устюжский летописец. Первая редакция. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 104.

2. Устюжский летописец. Вторая редакция. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 110.

3. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 129.

4. Архангелогородский летописец. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 70.

5. Устюжский летописец. Список Мациевича. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 30.

6. Архангелогородский летописец. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 70.

7. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 133.

8. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 40-41.

9. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июля 15. № 14. 1877. Стр. 252-255.

10. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 40.

11. Там же. Стр. 40.

12. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Мая 1. № 9. 1877. Стр. 148.

13. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 15. № 12. 1877. Стр. 210.

14. Там же. Стр. 210-211.

15. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. /Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 119.

16. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Мая 15. № 10. Стр. 170-177. Июня 1. № 11. 1877. Стр. 188 - 197.

17. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Мая 1. № 9. 1877. Стр. 150.

18. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 1. № 11. 1877. Стр. 197.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.