ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Великий Устюг. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Иоанно-Предтеченская


Церковь.  Утрачена.  
Год постройки:не ранее 1695.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Вологодская область, Великоустюгский район, Великий Устюг

Координаты:60.767015, 46.311951


Добавить фотографию
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
из книги Дунаев 1915 г.
Фриде
1 января 1915




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  23 ноября 2017

Иоанно-Предтечев монастырь находится на северо-восточной окраине г. Устюга, на называемой ныне Ивановской, а прежде Сокольей горе. Монастырь сей основан в ХIII столетии, обратившимся в христианскую веру монгольским баскаком Бугой, во святом крещении нареченным Иоанном, поставившим по сказанию церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. На место деревянной церкви, значившейся в писцовой книге 1630 года, в 1672 году построена новая теплая деревянная же церковь гостем Гусельниковым, о чем в монастырском синодике 1723 года сохранилась запись. Cия деревянная церковь существовала до 1695 года, а в 1695 году купец Александр Васильев Чалбышев своим иждивением построил каменную двух-этажную церковь. Мужеский Иоанно-Предтечев монастырь существовал до 1764 года, а в 1764 обращен в женский.

Нынешнее состояние монастыря.

Церковь монастырская каменная, двухэтажная, о трех главах, из коих большая железная, золоченая, с железным золоченым крестом, устроена на гладкой шее над сквозным осмигранным фонарем, над верхним холодным храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи, a прочия две главы над приделами. Нижний и верхний алтари трехгранные, верхний отступлен против нижняго. На приделах главы железныя крашеныя, а кресты золоченые. Крыши на всем здании железныя, крашеныя зеленой краской. Наружныя стены выбелены, карниз на квадрате под крышей с кружалами на четырех сторонах, состоит из нескольких валиков с провесами, под кружалами карниза в круглых нишах изображены: на южной стороне - Спаситель, на восточной крест, копье и трость, на северной - Божия Матерь, на западной Иоанн Предтеча.

На квадрате верхняго храма 12 мест - 4: больших, 8 малых, в значительном углублении, обрамленных валиками, для живописных изображений, но места эти в настоящее время забелены; по граням квадрата нижняго и верхняго этажей высечены полуколонны. Стенки фонаря над главным холодным храмом украшены карнизами с провесами, лопатками по граням, валиками и другими стенными орнаментами.

В церковном здании помещаются два храма: в верхнем этажи холодный во имя Рождества Иоанна Предтечи, с двумя холодными приделами: во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовскаго и Льва епископа Катанскаго, в нижнем этаже теплый - во имя трех Святителей Василия Великаго, Гpигopия Богослова и Иоанна Златоустаго, с двумя приделами: во имя Вилепской иконы Божией Матери и Св. Великомуч. Варвары.
В храме Рождества Иоанна Предтечи: алтарь трехгранный, за престолом - в двух деревянных, точеных, на подобие чернаго дерева отделанных, тумбах, два образа с рукоятями, новаго Московскаго письма. За жертвенником на откосе окна образ Ахтырский Божией Матери - от бед страждущих, да в простенке между окнами - образ Знамение Божией Матери; сии иконы украшены серебряными венцами и жемчужными ризами, а в другом простенке - Нерукотворенный Образ Спасителя - древняго письма, с окладами, венцом и ризой старинными басмяными.
Предалтарный иконостас столярный, большей частию гладкий, по местам убран резьбой.

Из местных образов по правую сторону царских врат: образ Спасителя в стоянии, - на нем венец серебряный, золоченый, чеканный, риза серебряная же чеканная весом 13 фунт 40 зол. надписи Ис. Хс. Вседержитель - эмалевый Храмовый - Св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крылами, держащаго в левой руке блюдо с главой - в стоянии, кругом образа изображено житие Иоанна Предтечи; образ письма древняго - в вышину 9 четверт., в ширину 7 четверт., на нем венец с сиянием и стразами, а риза во всю деку - серебряные, чеканные, золочёные, весом 30 фунтов, на венце привешены: на серебряной цепи чеканный золоченый крест с частями мощей разных, на ленте - в сердце из лиловаго стекла с серебряной золоченой оправой часть мощей Св. Великомуч. Варвары; на другой ленте серебряная, золоченая панагия с черневым изображением Распятия с предстоящими Божией Матеря и Иоанном Богословым. Божией Матери Одигитрии, - по письму и украшению принадлежит к XVII столетию. Под местными образами в клеймах приточныя изображения из ветхаго и новаго заветов, между ними особенно замечательно изображение, на правом клиросе подле дьяческой двери, клейма под иконою Трех Вселенских Святителей. В сем клейме изображен хор поющих по нотной партитуре, на латинском языке, первые два стиха первой главы книги: „Песнь Песней." Как редкий образчик древняго хороваго нотнаго пения, пиесa, изображенная в клейме, заслуживает внимания.

В прочих местах храма замечательны следующие образа: а) за левым клиросом образ Божией Матери Боголюбский - древняго письма, - на нем венец, свет и поля серебряные, чеканные, весом 15 фун. 57 зол., возглавие и ожерелье низаны жемчугом со ставками по фольге, а риза бусами со ставками; б) Архангела Михаила - с венцом серебряным золоченым и полями серебряными; в) Святителя и Чудотворца Николая - древний, венец и риза во всю деку серебряные, чеканные, весом 1 фунт. 70 золот. и г) Святителя и Чудотворца Николая, Льва епископа Катанскаго и преподобном. Евдокии, пятичный, с серебряной ризой.

По южную сторону трапезы придел, во имя Димитрия Митрополита Ростовскаго. Местные образа превосходной Устюжской живописи первой половины XVII столетия.

По стенам церкви есть иконостасы и иконы, между коими более замечательны в столярном крашеном иконостасе у южной стены: а) образ Грузинский Божией Матери - с серебряной чеканной ризой, весом 2 фун. 25 золотн.; б) образ Св. Мучен. Андрея Стратилата - пятичный, с венцами, светом и окладами серебряными чеканными; в) образ Препод. Нила Сорскаго - с венцами и полями серебряными, золочеными; г) образ Божией Матери Всех Скорбящих, с венцом и ризой серебряными чеканными; д) образ четырех святых препод. Петра Афонскаго, Григория Декаполита, муч. Христофора и преп. Марии Египетской - пятичный, письма древняго, - муч. Христофор - с конской головой, венцы на образе, свет и поля серебряные чеканные - старинные. Есть и еще несколько пятичных образов, и все более или менее украшены венцами и полями серебряными. По северную сторону трапезы - придел во имя Льва епископа Катанскаго.

В разных местах несколько образов, между коими замечательны: а) образ Господа Саваофа, письма древняго, писан на левкасе, в углублении деки - не позже как в XVII столетии; б) Нерукотворенный образ Христов - с чудесами, письма древняго, писан на левкасе и в углублении. А прочие образа принадлежат к первой половине XVII столетия.

В нижнем этаже помещается теплый храм, во имя трех Святителей - Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Между половыми плитами в трапезе, над могилой храмоздателя лежит надгробный плитяный памятник с высеченной над ней надписью: 1770 года.

За правым клиросом в особом киоте - образ Божией Матери Всех Скорбящих радости, довольно древний. В трапезе иконостас. В нем образа: Нерукотворенный Спасителев - с старинными басмянными венцами и ризой; Трех Святителей Вселенских - старинный, в углублении деки. В северной части трапезы, теплаго храма помещается придельный алтарь - во имя Вселенской иконы Божией Матери. С южной стороны алтарь от церкви отделяется иконостасом, между колоннами образ Св. Великомуч. Федора Стратилата - старинный, писанный в углублении деки.
На северной стороне паперти в пристройке - придел во имя Св. Великомуч. Варвары. В сем приделе находятся два замечательные по древности образа: Живоначальныя Троицы, с житием праотца Авраама и Благовещения Божией Матери, с житием, - образа в длину по два аршина, а в ширину по полтора аршина, писаны в углублении деки на левкасе, ежели не в XVI, то в начал в XVII столетия; на них по сторо-нам иконописью изображены: истории Авраама - столпное письмо; жизнь Божией Матери, с апокрифическими событиями в ея жизни, - письмо пошиба греческаго.
Между утварью замечательна водосвятная чаша - медная, золоченая, кованая, приложенная в 7181 (1673) году, весом 7 фун. , по краям чаши вычеканено старинной вязью: Лета 7181, Июня в 20 день, приложил сию чашу в монастырь Иоанна Предтечи, что на Устюге, гость Афанасий Федотов, - Скорая запись по родителях своих".

"Вологодская старина. Историко-археологичческий сборник". Сост. И.К. Степановский. - Вологда, Типография Вологодского губернского правления, 1890.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.