Церковь во имя Святителя Николая архиепископа Мирликийского, Чудотворца. Гостинская.
Церковь во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца, Гостинская принадлежит к числу древнейших церквей Великого Устюга. Наименование Гостинская указывает на то, что первоначальный храм был построен новгородскими гостевыми людьми.
Точных данных о первоначальном построении храма не имеется, но в конце XIV века церковь уже была. В описании городских стен 1438 года «Летописца Льва Вологдина» упоминаются Никольские ворота: «16. А от Рождественского воротнаго места до воротнаго же до Никольского места 81 сажень, а от воротнаго места вдоль 3 сажени, а поперег 2 сажени». [1]
Из «Архангелогородского летописца» узнаем, что Никольская церковь сгорела в 1503 году.[2]
В начале XVII века Никольская церковь состояла из двух храмов: холодного во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца; теплого во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого Вологодского чудотворца.
В 1620 году деревянная холодная церковь во имя святого Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца сгорела, осталась одна теплая деревянная церковь во имя Дмитрия Прилуцкого. О чем говорится в «Сотной с писцовых книг» 1630 года.[3] Когда была восстановлена церковь Николая Чудотворца, точно неизвестно, по крайней мере в 1630 году храм еще не был отстроен. Следующее упоминание церкви относится лишь к 1649 году.[4] 30 сентября 1679 года (по летописцу Льва Вологдина – 1 сентября 1679 г.)[5] сгорели обе деревянные церкви холодная – Николая Чудотворца и теплая – Дмитрия Прилуцкого. Подробное описание сгоревших церквей дано в «Писцовой книге» 1683 года: «Отъ Рожественной церкви на низъ по берегу Сухоны р. церковь холодная древяная во имя иже во святыхъ отца нашего Николая архиепископа Мирликийского чуд. шатровая о 5 главах, а въ церкви двери царские древяные обложены оловомъ литымъ съ сенью ж съ столицами золочены листовымъ золотомъ, а евангелисты писаны краскахъ…»[6]
Далее приводится подробное описание икон, церковной утвари, одежды священников и книг, имеющихся в храме. Среди икон упомянуты: образ Господа Бога Вседержателя; образ митрополита Филиппа и преподобного Дмитрия; образ Николая чудотворца; образ преподобного Димитрия Прилуцкого; образ Спаса Нерукотворного; образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина»; образ Пресвятой Богородицы; образ Всех святых; образ Спаса, Богородицы и предстоящего Иоанна; образ преподобных отцов Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев; - образ Воскресения Господня; образ праведных Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев; - образ Кирилла Белозерского чудотворца и другие. Среди книг упоминаются: Книга новых чудотворцев письменная; Мечь духовный Киевской печати; - Жезл правления Московской печати; - Торжественник Ефрема Сирина; Патерик Печерский Григория Богослова; Житие Николая чудотворца; Житие Димитрия Прилуцкого; Служба с житием и с чудесами Зосима и Савватея Соловецких; - Житие Филиппа митрополита Московского; 2 жития Прокопия и Иоанна Устюжских и другие. «… да того жъ приходу теплая церковь древяная клетцки, а въ ней служба преп. Димитрию Вологоцкому, да другая служба преп. отцемъ Зосиме и Саватею Соловецкимъ чуд.; а въ той теплой церкви двери царския в службе преп. Димитрея съ сенью и со столпцами басмяные золочены золотомъ и сребромъ листовымъ, евангелисты писаны на краскахъ…»[7]
Далее так же дается подробное описание икон, утвари, одеяния священников и книг находящихся в храме. Среди икон упомянуты: - образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; - образ преподобного Димитрия Вологодского с житием; - образ Пречистой Богородицы; - образ Преподобных отцов Зосимы и Савватея Соловецких; - образ Николая чудотворца с житием. «… а въ службе же преп. отецъ Зосимы и Саватея солов. престолъ одеянъ крашениною, на престоле крестъ благословящей древяной писанъ на краскахъ, да крестъ сребряной чеканной золоченъ съ мощми святыхъ, по краямъ на заклепахъ жемчужки, да крестъ резной древяной со святыми, жертвенникъ одеянъ крашениною, на пономарскихъ дверехъ писанъ Животворящей крестъ; да въ трапезе надъ дверьми деисусы со святыми, на правой и левой странахъ писаны ангелы, да на правой стране въ углу образъ Николая чуд. писанъ на краскахъ венец сребряной чеканной золоченъ, да на левой стране образъ Пресв. Б-цы писанъ на краскахъ; да противъ теплой церкви на западной стране колокольня рубленая круглая новая съ шатромъ, построена во 182 г., на ней колоколъ весомъ 31 пуд. 5 фунт., колоколъ же весомъ 18 пуд., положение приходцкого ч-ка Терентия Карпова Кочня по своихъ родителехъ, да 6 колоколовъ малыхъ, а весомъ все 12 пуд.; а строение те церкви, образы и книги и ризы и всякое церковное строение и колокола мирских приходскихъ людей, и въ прошлом во 187 г. сентября въ 30 д. въ пожарное время те церкви и колокольня сгорели, а ныне построена одна церковь древяная теплая клетцки…»[8]
В приведенной выписке говорится о том, что в 1679 году была построена одна деревянная церковь, но «Летописец Льва Вологдина» утверждает, что 17 мая 1682 года вместо сгоревшего холодного храма начато строительство каменной Никольской церкви, окончено строительство в 1685 году. «В лето 7190, а от Рождества Христова 1682-е. … Того же году маия в 17 день, в воскресение, на Устюге Великом на берегу реки Сухоны основана церковь во имя святителя Христова Николая Гостинаго».[9] В 1699 году церковь сильно пострадала от пожара, в 1702 году была восстановлена. В дальнейшем церковь неоднократно горела во время пожаров 1715, 1772, 1782 года, после чего сразу же восстанавливалась. Не позже 1720 года была надстроена вторым ярусом – холодной церковью. Холодная – во имя святителя Николая Чудотворца, теплая – во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого Вологодского чудотворца с пределом во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев освящена 6 мая 1784 года, о чем свидетельствует надпись на кресте, находившемся в алтаре. В 1766 году на колокольне построены новые главы, шпиль и крест с ангелом (деревянные, обитые белым железом). По устным преданиям? Никольская церковь была построена на средства купцов Пановых, косвенным доказательством чего может служить надпись на стене паперти теплой церкви: «1746 года марта 19-го числа преставился раб божий Устюга Великаго купец Василий Алексеев Панов». [10] Главы церкви и колокольни выкованы из зеленой меди и вызолочены через огонь. На позолоту ушло 700 червонцев купцов Пановых.В феврале 1930 года Никольская церковь закрыта, с марта используется под пересыльный лагерь, потом столярную мастерскую. 1 августа 1978 года после реставрации открыт купол Никольской церкви. На позолоту использовано 70 грамм сусального золота. Глава и крест изготовлены специалистами Великоустюгского литейно-механического завода.В настоящее время церковь во имя Николая Чудотворца находится в ведении Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (в ней находится музей этнографии).
В основу описания внутреннего убранства Никольской церкви положена статья протоиерея Устюжского Успенского собора Арсения Попова опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1875 году.[11]
Никольский храм состоит из двух каменных зданий: двухэтажной церкви имевшей в нижнем этаже теплый храм во имя Преподобного Дмитрия Прилуцкого Вологодского чудотворца с пределом во имя Преподобных Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев, в верхнем этаже холодный храм во имя Святителя Николая Чудотворца и отдельно стоящей колокольни.
На восточной стороне церкви в трех нишах были изображены: Преподобные Дмитрий Прилуцкий с Зосимом и Савватием Соловецкими; Святитель Николай Мирликийский; Святитель Стефан епископ Пермский с Прокопием и Иоанном Устюжскими. На западной стене верхнего храма в нише был изображен Святитель Николай в полном облачении. Предельный храм Зосима и Савватея Соловецких находился с северной стороны в виде пристройки с одной главкой, в северо-западной части здания каменная лестница из 20 ступеней.
Холодный храм во имя святителя Николая епископа Мирликийского, чудотворца в верхнем этаже здание разделено простенками на три части: алтарь, саму церковь и трапезную. Стены и своды оштукатурены и выбелены. Предалтарный иконостас резной, золоченый в четыре яруса. Царские врата резные, золоченые с шестью обычными клеймами. Первый ярус. - образ Господа Вседержателя с надписью: «сей образъ писалъ Устюжский мещанинъ Григорий Протопоповъ»; образ Святителя Николая Чудотворца в стоянии – храмовый, древний, греческого письма; образ перенесения мощей Святителя Николая; образ Божией Матери Донской с надписью: «сей образъ писалъ Григорий Протопоповъ 1816 года»; образ Божией Матери Живоносного Источника; образ Прокопия и Иоанна Устюжских. Все образа, кроме храмового Николая Чудотворца, написаны Григорием Протопоповым во время последней перестройки иконостаса в 1816 году. Второй ярус. По центру Тайная вечерня, по сторонам на 6 деках двунадесятые праздники. Все образа относятся к XVIII веку. Третий ярус. По центру Господь Вседержатель с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей, по сторонам на 6 деках Апостолы. Четвертый ярус. По центру Коронование Божией Матери, по сторонам Пророки. Все образа третьего и четвертого ярусов поновлены в XVIII веке и, вероятно, современны еще деревянной церкви. Кроме этого в церкви за правым клиросом имелся богато украшенный образ Божией Матери Всех Скорбящих, а за левым клиросом образ Святителя Николая Чудотворца так же богато украшенный.
Теплый храм Дмитрия Прилуцкого Вологодского чудотворца в нижнем этаже здание разделено простенками на три части: алтарь, саму церковь и трапезную. Своды и стены оштукатурены и выбелены. В алтаре слева находился образ Божией Матери с Превечным младенцем украшенный серебром, жемчугом, камнями, старинный, до пожара 1782 года был местным. Предалтарный иконостас в два яруса, крашенный с сенью резной золоченой. Царские врата с местными образами выдаются вперед, а второй ярус через изгиб углублен в алтарь. Царские врата с пятью обычными клеймами, решетчатые со стеклами, внутри простыми, а снаружи зеркальными.
Первый ярус. Справа от царских врат: образ Вседержателя; образ Преподобного Дмитрия Прилуцкого, изображенного державшим в левой руке монастырь, старинный, украшенный серебром; образ Николая Чудотворца, был местным до пожара 1772 года, украшен серебром, древний, греческого письма.Слева от царских врат: образ Божией Матери с младенцем, младенец изображен с перстосложением старообрядческим; образ Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев; образ Святых Космы и Дамиана, древний. Над местными образами в шести клеймах двунадесятые праздники.
Второй ярус. По центру Вседержатель с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей, по сторонам на четырех деках Апостолы и Пророки.В особых киотах находились иконы: образ Божией Матери Пашковской на кипарисной доске, с серебряной ризой покрытой позолотой; образ Божией Матери „Поможение родить женам" на кипарисной доске, с серебряной ризой покрытой позолотой; образ Вседержателя на финифти в виде небольшой панагии с частью Животворящего древа и частями мощей разных угодников.Трапезная. Иконостас крашенный. В нем: образ Богоявления Господня; образ Сретения Господня; образ Рождества Богородицы; образ Божией Матери Неопалимая Купина. Над местными образами: по центру Распятие Господне с предстоящими; по сторонам Снятие с креста и положение во гроб Христа и четыре Московских Святителя.
Придел во имя Преподобных Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев состоял из трех отделов: алтаря, собственно самой церкви и трапезной. Алтарь от церкви отделен иконостасом, а церковь от трапезной перегородкой. Стены и своды выбеленные. В алтаре имелся антиминс освященный в 1792 году епископом Вологодским и Устюжским Иринеем. На кресте находящемся в алтаре имелась надпись: «освятися жертвенникъ сей, по благословению Святейшаго Синода Преосвященнымъ Иоанномъ Епископомъ Великоустюжскимъ и Тотемскимъ в лето 7292, отъ Р. Хр. 1784 году Мая 6 дня на памятъ Св. Праведнаго Иова Многострадальнаго». Предалтарный иконостас столярный, крашенный с золоченной резьбой. Царские врата прорезные, золоченые с пятью обычными накладными клеймами. В иконостасе: образ Спасителя в стоянии с надписью «писан 1793 года»; образ Преподобных Зосима и Савватия Соловецких; образ Покрова Пресвятой Богородицы; образ Иоанна Предтечи. Над местными образами в клеймах: по центру Тайная Вечерня, а по сторонам шесть двунадесятых праздников. Поверх иконостаса Распятие Господне резное с предстоящими и четырьмя клеймами.
Появление предела в честь Зосима и Савватия связывают с находящимся рядом с храмом Соловецким подворьем. Из ценностей находящихся в храме можно отметить: особый серебряный ковчег с 12 частями святых мощей; три колечка от мощей Великомученицы Варвары, одно костяное и два серебряных.
Колокольня. Строилась одновременно со вторым этажом в 1720 году. Отдельно стоящая, на северо-западе от основного здания, в два яруса. Первый ярус квадратный, второй столпообразный восьмигранный. Первоначально колокольня имела фигурную главу, а в 1776 году, глава была заменена тонким шпилем с крестом и яблоком. На колокольне имелось 7 колоколов. Три колокола имели надписи: первый – «лилъ мастеръ Тихонъ Бушковскихъ»; второй – «1730 году месяца Июня въ 30 денъ литъ сей колоколъ церкви Николая Чудотворца, а приложенъ сей колоколъ Василиемъ Коневымъ»; третий – «1761 году лить сей колоколъ во граде Устюге Великомъ церкви Николая Чудотворца».
Иногда храм называют церковью Николы Гостунского. Данное название связано с чудотворным образом Николы Гостунского. По преданию, явившийся в конце XV века на речке Гостунке (отсюда и название «Никола Гостунский») неподалеку от города Лихвина Калужской губернии и в 1503 году перенесенный в Московский храм Николая Чудотворца. (Лихвин с 1944 года – Чекалин Тульской области, переименован в честь 16-летнего партизана Героя Советского Союза Александра Чекалина, казненного 6 ноября 1941 года немецко-фашистскими оккупантами). Документального подтверждения о названии церкви во имя Николы Гостунского нет. Во всех источниках используется название Николай Чудотворец и Гостинская. В 1506 году великий князь Московский Василий Иоаннович, желая почтить святителя и явить его образ для поклонения верующих, повелел построить новый каменный храм в Кремле. Новый храм в 1555 году был освящен в честь Николы Гостунского митрополитом всея Руси Макарием. В 1816 году, за ветхостью храм был снесен. Престол был перенесен в храм колокольни Ивана Великого, переименованный в Николо Гостунский собор (бывший Рождества Богородицы).
Литература:
1. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 133. 2. Архангелогородский летописец. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 99. 3. Сотная книга 1630 года. В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 9. 4. Попов А. Николаевская Гостинская церковь в г. Устюг. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 15. № 12. 1875. Стр. 232. 5. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 141. 6. Писцовая книга 1676 – 83 г.г. В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М.Н. Лаврова. 1888. Стр. 54-56. 7. Там же. Стр. 56-57. 8. Там же. Стр. 57. 9. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 141. 10. Шильниковская В. П. Великий Устюг. Развитие архитектуры города до середины XIX века. 2-е изд. – М.: Стройиздат. 1987. Стр. 170. 11. Попов А. Николаевская Гостинская церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 15. № 12. 1875. Стр. 231-240.