Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицыс трапезной палатой.
Первоначальная деревянная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы строилась Киприаном в 1212-1216 годах, одновременно с основанием монастыря. Первое подробное описание деревянной теплой церкви находим в «Сотной с писцовых книг» 1630 года.[1] В алтаре на престоле два Евангелия с серебряными золочеными Евангелистами, крест благословящий, обложенный серебром золоченым, крест деревянный с распятием серебряным золоченым.
В храме царские врата с сенью тесаные на золоте, над царскими дверьми деисус написанный на золоте. Справа от царских врат: образ Живоначальной Троицы; образ Введения Пречистой Богородицы во храм; образ Собора Архистратига Михаила; образ Вседержателя на престоле с Пречистой Богородицей, Иоанном Предтечей, Ангелами Михаилом, Гавриилом, Петром и Павлом. Все образа написаны на золоте с венцами серебряными золочеными.
Слева от царских врат: образ Воскресения Христова, написанный на красках; образ Шестодневец написанный на красках; образ Пречистой Богородицы Одигитрии написанный на золоте; двунадесятые праздники, написанные на холсте.
Данная деревянная церковь сгорела во время пожара 28 апреля 1636 года, как свидетельствует архимандрит Августин. [2] Священник А. Голосов, в своем описании монастыря, говорит о том, что храм сгорел в 1651 году.[3] Скорей всего это связано с тем, что в 1651 году гостиной сотни купец Никифор Федорович Ревякин от своего имени и от имении всей братии монастыря, обращается к митрополиту Ростовскому Варлааму с прошением на постройку каменной церкви. 26 мая 1651 года благословленная грамота получена. В 1653 году церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена и освящена по грамоте митрополита Ростовского Ионы, приемника Варлаама.
Храм небольшой с одним куполом и огромной трапезной примерно 14 на 14 метров (20 на 20 аршин) с западной стороны. За трапезной находилась келарская, из которой западные двери вели в трапезную, а северные на церковную паперть. В восточной части паперти находилась кладовая палатка. Две лестницы с северной стороны, одна за левым клиросом, другая через паперть, вели в храм. Под церковью и алтарем находилось пять палаток. В самом храме иконостас в три яруса крашеный с резными золочеными столбцами. Царские врата резные золоченые. В течение почти столетия храм не подвергался никаким переделкам.
В 1765 году мастером Дмитрием Сучковым в алтаре храма сделана новая печь из зеленых изразцов.
В 1774 году увеличены окна в алтаре и церкви. Разобрана лестница, ведущая в храм, вместо двери сделано окно.
В 1782 году стены храма оштукатурены, сделаны карнизы и клейма. Поставлен новый гладкий иконостас со столбцами. Над иконостасом в 18 клеймах двунадесятые праздники и лики святых. Сделаны новые царские врата резные с сенью и балдахином. В иконостас вставлены новые местные образа, написанные устюжским иконописцем Косьмой Волковым.
В 1842 году во всем храме сделаны полы из белых каменных плит, трое дверей ведущих из храма в трапезную заложены.
В 1845 году сделана новая крыша, главка окрашена в зеленый цвет.
В 1889 году из монастырской казны выделено более 2000 рублей на ремонт храма. Все стены с живописными клеймами и окна вымыты, отвалившаяся штукатурка и подпорченная живопись подновлена. Панели в алтаре отделаны заново. Подправлена резьба на иконостасе и киотах. Орнаменты в верхних четырех колоннах, ранее закрытые иконами, сделаны новые. Пол выровнен и покрашен желтой краской. Наружные стены выбелены и покрашены желтой краской, а железная крыша и главка – зеленой.
В 1893 году сложены три новые печи, промыты стены и выкрашены полы.
Далее в описании внутреннего убранства храма использована статья А. Голосова опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1900 году.[4]
Своды алтаря и церкви были расписаны. Иконостас столярный резной с шестью золочеными колоннами. В иконостасе: образ Господа Вседержателя сидящего на троне; Собор Архистратига Михаила; образ Николая Чудотворца старинного письма. Все образа в драгоценных ризах вышитых сестрами Иоанновского монастыря.
За левым клиросом образ Божией Матери Знамение, за правым – образ Божией Матери Тихвинской украшены золотыми ризами вышитыми теми же сестрами Иоанновского монастыря.
Из других предметов, бывших в Введенской церкви, можно отметить: напрестольный серебряный золоченый в три яруса складной ковчег для хранения святых даров. Внизу по углам четыре литых серебряных херувима, по сторонам четыре резных серебряных Евангелиста. На крышке нижней части ковчега черневое изображение Тайной Вечерни; на средней – Положение во гроб; на верхней – Благовещение Пресвятой Богородицы. В средней части ковчега два маленьких ковчежца для запасных даров. В верхней части – золоченый потир. Данный ковчег приобретен в 1749 году архимандритом Боголепом.
Трапезная
Наиболее впечатляет огромная трапезная, западный фасад которой завершен оригинальным треугольным фронтоном с сильно удлиненной левой половиной и узкими щелевидными проемами типа бойниц по сторонам центрального киота. По планировке она типична для своего времени и состоит из обширной одностолпной палаты для общих трапез и примыкающих к ней с севера хозяйственных помещений - келарской, кладовой и прочее. Однако сводчатый зал с массивным квадратным столбом в центре (ныне перегорожен) выделяется среди других монастырских трапезных палат своими крупными размерами. Трапеза построена вместе с Введенской церковью в 1651 году. Иконостас в трапезе был такой же как и в храме, только столбцы не золоченые, а посеребренные. Под трапезной находилась хлебня.
Трапезная на уровне второго этажа соединяется с главным храмом крытым переходом. На переходы с двух сторон ведут широкие каменные лестницы. В 1765 году в трапезной Дмитрием Сучковым поставлена новая печь из зеленых изразцов. В 1774 году окна в трапезной увеличены.
В 1786 году, после ликвидации Великоустюжской епархии, в трапезной был установлен иконостас из домовой церкви Всех Святых, находившейся в Архиерейском доме.
В 1842 году полы в трапезной выстланы белыми каменными плитами.
В 1845 году в трапезной сделан новый с колоннами резной с позолотою иконостас. Образа в иконостасе поновлены.
В 1847 году в трапезную был перенесен вставленный в большую деревянную доску вытесанный из белого камня крест. Крест изготовлен в 1625 году. На кресте изображено Распятие Господа с пригвожденными руками и ногами и наклоненной головой. Над Распятием Бог Отец благословляющий двоеперстием. По сторонам – орудия казни. Внизу креста голова Адама и надпись: «Распятие Господа нашего Иисуса Христа – лета 7133 – трость – губа – копие – при архимандрите Варлааме инд – кад – млд – рбд – вытесалъ Мисаилъ». Концы креста соединены между собой украшенными драгоценными камнями цепями. Сам крест вставлен в большую доску, по бокам в клеймах изображены последние дни земной жизни Спасителя. В первом: Тайная Вечерня, омовение Спасителем ног Петра и других учеников. Во втором: молящийся Спаситель поддерживаемый Ангелами, обращение Спасителя к спящим ученикам, благословление учеников. В третьем - предательство Иуды и отсечение Петром уха Малху. В четвертом - суд над Иисусом Христом. В пятом - суд у Пилата и греющийся Апостол Петр. В шестом - орудие казни крест. В седьмом – вопрошающий Иисуса Христа Пилат. В восьмом – умывающий руки в неповинности Христа тот же Пилат. В девятом – идущий вместе с двумя разбойниками на распятие Иисус Христос и несущий крест Симон Киринеянин. В десятом – Жены Мироносицы, Иоанн и сотник Логгин. В одиннадцатом – Спаситель, привязанный к позорному столбу. В двенадцатом – снятие Иисуса Христа с креста. В тринадцатом – Воскресение Спасителя. В четырнадцатом – явление двух Ангелов Женам Мироносицам. В пятнадцатом – сошествие Спасителя в ад.
Первоначально крест находился в деревянной часовне, построенной на месте смерти Прокопия Устюжского. В 1737 году при архимандрите Пахомии, когда началось строительство каменной ограды, часовня была разрушена, крест перенесен во Введенскую церковь, а позднее в трапезную. С этим не согласен А. Голосов, который считает, что первоначально крест находился в часовне на могиле Киприана, так как до 1651 года упоминается только эта часовня. [5]
Крытые переходы между Архангельским собором и Введенской церковью. В 1653 году вместе с холодным собором Архангела Михаила и теплой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы Никифором Ревякиным был построен каменный крытый коридор (переход) соединяющий оба храма. В 1842 году при архимандрите Августине для большего освещения в переходах были сделаны окна и перекрыта крыша. В 1896 году викарный епископ Великоустюжский Антоний сделал в переходах несколько келий. В следующем 1897 году эти кельи были уничтожены.
Литература:
1. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 39-40.
2. Августин. Описание Великоутюгскаго Архангельскаго второкласснаго монастыря. – Вологодские губернские ведомости. Часть неофициальная. Суббота, Февраля 22 дня. 1847. Стр. 73.
3. Голосов А. Велико-Устюжский Михайло-Архангельский монастырь Вологодской епархии. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Марта 1. № 5. 1900. Стр. 106.
4. Голосов А. Велико-Устюжский Михайло-Архангельский монастырь Вологодской епархии. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Марта 1. № 5. 1900. Стр. 105-110.
5. Там же. Стр. 110.