ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Великий Устюг. Церковь Рождества Христова.


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:1716.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
г. Великий Устюг, ул. Набережная, пл. Ленина.

Координаты:60.757713, 46.302996 (приблизительно)


Добавить фотографию
Церковь Рождества Христова - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Известия ИАК 1917 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Рождества Христова - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Фото с сайта http://www.ustgazeta.ru/2014/ianvar/2-616/6576-khram-vo-imia-rozhdestva-khristova-v-velikom-ustiuge
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Рождества Христова - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Дунаев,1915г.
Фриде
1 января 1900




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  22 ноября 2017

Христорождественская на Никольской площади близ самаго берега Сухоны.

Церквей две каменныя, состоящий в одном корпусе: 1-я теплая во имя Рождества Христова, 2-я холодная Рождества Богородицы. Церкви сии, на месте прежде бывшия деревянныя, построены в 1725 году, а чьим иждивением неизвестно, при церквах приделов не имеется. Замечателен имеющийся образ Божия Матери Казанския, как по искусству писания онаго, так особенно и по украшению его, у которого венец и оклад обсажены бриллиантами, стоящими по цене от 25-ти до 30 тысяч рублей; образ этот приложен к церкви прихожанином надворным советником и кавалером Михаилом Булдаковым. Священствует иерей Василий Ермолин.

Альманах "Великий Устюг, №1, 1995

Христо-Рождественская церковь находится в 1-й части города Устюга, против 2-го квартала, на Рождественской площади, на берегу реки Сухоны. Она принадлежит к числу древних церквей города Устюга. О первоначальном ея построены сведений не отыскано, но в начали XV столетия она уже существовала. В описании стен, построенных вокруг города Устюга в 1438 году, упоминаются Рождественския ворота, бывшия на берегу реки Сухоны против того самаго места, где находится Христорождественская церковь. В 1716 году положено основание для здания каменной церкви.

В настоящее время Христо-Рождественская церковь состоит из одного каменнаго, двух-этажнаго здания, в низу коего помещается теплый храм во имя Рождества Христова, в верху холодный, — во имя Рождества Богородицы, а к северозападной стороне примыкает птицеобразная каменная же, довольно высокая колокольня.

Местных образов пять, на тумбах, между коими примечательны: по правую сторону царских врат 1, Образ Вседержителя отличнаго столповаго письма, украшенный золоченою серебрянною ризою, 2, Образ Рождества Христова. Образ сей, по живописи современный построению каменнаго храма, стоит в резном золоченном по полименту киот. По левую сторону царских врат: 3, Образ Казанской Божией Матери, самаго лучшаго столповаго письма в киот за стеклом; икона cия пожертвована в 1818 году и оцениваема была тогда от 25-30 тысяч руб. ассигн. В трапезе иконостас столярный, крашенный, в нем местный образ по правую сторону средних дверей Неруко-твореннаго Спаса, древний с венцем, цатой, полями и светом серебрянными, басмянными, работы XVII столетия; Верхний холодный храм во имя Рождества Богородицы. Своды и стены в алтаре и церкви по шлифованной штукатурке украшены живописью во второй половине XVII столетия, хорошей работы.

Предалтарный иконостас весь резной, золоченый, шестиярусный, древней архитектуры, между иконами отличаются древностию, или богатством украшения следующия: 1, местный образ Рождества Божией Матери; риза на нем кованая серебряная, золоченая весом 23 ф. 4 зол., венец на Саваофе, сияние, Дух Святый, надпись, четыре столбца, десять венцов, блюдцо убраны стразами, 2, за правым клиросом образ Божией Матери Тихвинский на нем два венца, две цаты, свет, поля серебряные, басмяные, золоченые, древней работы, три надписи серебряныя, на короне и на цатах разные камешки, возглавие и ожерелье из китайскаго жемчуга со ставками и плашками.

Между колоколами один десятипудовый имеет иностранную голландскую надпись.

В церковной утвари и ризнице древняго ничего нет. Книг богослужебных и других содержаний в церковной библиотеке более 100 №, древних лет.

Извлеч. из описания А. Попова 1875 г. Волог. епарх. вед.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  23 ноября 2017

Так повелось, что строились храмы на самом красивом и возвышенном месте. Так повелось, что храму или приделу давали имя святого. Само название храма Прокопия Праведного в городе говорит об имени святого Прокопия, церкви Стефания Пермского на кладбище – об имени и заслугах святого Стефания, церковь Жен Мироносиц... и так все храмы и приделы в них, во всех городах и селах запечатлели память подвигов святых сподвижников дел Христовых.

Среди многочисленных церквей нашего города только одна носила имя Христорождественской. Это храм во имя Рождества Христова. Сей храм находился в самом центре города, на том месте, где нынче солнечные часы, на улице Набережной.

У поэта К.К. Случевского в книге «По Северу России» есть такие строчки о церквях нашего города: «В одну сторону от Собора и храмов Прокопия и Иоанна Праведных идут церкви Алексея Митрополита, Спаса-на-городе, Рождественская, Николаевская, Варваринская, Иоанна Предтечи, Мироносицкая, Петра и Павла, Симеона Столпника; в другую – Ильинская, Леонтьевская. Это целый словарь имен Святых, наиболее чтимых народом, писанный от века каменными буквами. Это живое кольцо церквей».

Думаю, вспомнить о Рождественской церкви на праздник Рождества сам Бог велел. Уже в 15 столетии эта церковь существовала деревянной, в 1503 году сгорела во время пожара. Затем в 1716 году начато ее каменное строительство. «В 1729 году в храме – два престола, а иконостас богат старинными иконами, образ Рождества Христова – в золоченом резном киоте. На колокольне один колокол имеет голландскую надпись».

Передо мной «Клировая ведомость» церквей города. Книга с потертыми страницами, смотреть ее удобнее стоя, настолько велика ее толщина – 20 см, 1424 листа. От принесенных из холодного хранилища архива страниц «Ведомости» веет холодом и глубокой, забытой стариной. В «Клировой ведомости» собраны сведения по церквам нашего города.

Среди них Христорождественская церковь или ц. Рождества Христова. 1913 год. Читаем: «Церковь построена в 1725 году неизвестно на какие средства. Здание 2-х этажное каменное с таковою же колокольней, в одной связи стоящей на северо-западном углу церкви. Здание довольно крепкое, ветхости и повреждений нет. Престолов в ней два: нижний – во имя Рождества Христова, верхний – Рождества Богородицы. С южной стороны расположена Николаевская церковь, в 50 саженях, а с северной – Спасовсеградская – в 120 саженях.

По штату в ней положено один священник и один псаломщик. Жалование положено на весь притч 22 руб. 43 коп. в год. Кружечных доходов за 1913 год получено 702 руб. 12 коп. Земли при церкви не имеется. Имеется два каменных дома одноэтажных, крепких, крытых железом, устроенных для торговых помещений, арендной платы с них поступает в год до 900 руб. в пользу церкви. Из этих средств в городскую управу в качестве налога и за страховку зданий расходуется до 250 руб. Опись Церковного имущества заведена в 1857г. Копии метрических книг хранятся исправно с 1760г., исповедные росписи с 1780г.

Церковным старостой при ней с 1891 года был Сорокин Евгений Афанасьевич, 56 лет. Он имеет серебряную медаль на Станиславской ленте и золотую на Аннинской ленте для ношения на груди. У него – дом со службами в 1 ой части города. Образование получил в уездном училище Вологодской духовной семинарии, жалованье от казны получает 16 р. 82 коп. и кружечные – 526 р. 59 коп.

Попов Григорий Павлович – священник (22 января 1867 г.род.). Он награжден набедренником, Библией св. Синода, скуфьею и камилавкою. Он имеет дом со службами в 1 части города. Образование получил в уездном училище и в Вологодской духовной семинарии. С 1902 году состоит в должности председателя Устюжского Отделения Стефанопрокопьевского братства, является членом правления Устюгского Духовного училища, членом и казначеем Александро-Грибановского приюта, Представителем от Духовенства в заседаниях Устюгской Городской Думы.

Псаломщиком по «Клировой ведомости» 1913 года записан Александр Александрович Добрынин, 38 лет. Жалование от казны получал 5 руб. 61 коп., кружечных – 175 руб. 53 к. Он имеет дом со службами во 2-ой части города. Образование – Великоустюгское уездное училище, до этого исполнял должность псаломщика в Митрофановской тюремной церкви.

Число душ мужского пола, посещающих храм, – 103, из них – 60 мещан, 21 крестьянин, 14 статских; женского пола – 115: 70 мещан, 20 статских. В Ведомости обязательно сообщается, сколько душ того и другого пола побывало на исповеди и у причастия и «не бывших на исповеди и у причастия по малолетству, в отлучке или по нерадении». В сохранившихся до нашего времени «Метрических ведомостях» церкви идет речь о регистрации бракосочетавшихся, родившихся, умерших. Церковь жила своей жизнью, но было это до прихода к власти большевиков, до революционного переворота.

В каком году стерли с лица земли сей храм, в документах не обнаружилось, но в «Соображениях комиссии по осмотру церквей Николы Гостинского. 1929 год» (соседней церкви) читаем: «...община пользуется, церковь – пригодна к использованию верха – под клуб, а низа – под мастерские. А общину верующих нужно слить с общиной верующих Рождественской церкви».

Общее собрание служащих Горсовета 21 февраля 1930 г. постановило: «1. Единодушно просить Президиум Горсовета изъять все церкви от общин верующих и передать их на культурные нужды и для городского строительства. 2. Пересмотреть все списки церквей которые Главнаукой оставлены как исторические ценности 3. Просить с 1 марта с.г. прекратить колокольный звон всех церквей города». При чем цветной металл (колокола) общим весом по ликвидации церквей передать в фонд индустриализации страны, в частности на радиофикацию.

«За декабрь-февраль 1929-30 года по городу было закрыто 6 церквей, реализация имущества которых дала: колокольной бронзы – 54 тонны; серебра – 4 пуда; меди латуни – 4 пуда; другого церковного имущества на 5 600 руб., всего на 50 000 руб. Из них в бюджет поступит 25 000 рублей. В течение марта будет закрыто еще 7 церквей и имущество будет примерно на 17 000 рублей».

Уже в 1938 году закрытыми считались очень многие церкви: Пятницкая, в ней расположился маслозавод; Семеновская под столярные мастерские; Варваринская под склад и столовую городской электростанции; Никольская под столярную мастерскую горкомхоза; Варлаамская под сапожную мастерскую Кожкомбината; Собор Успенский – зерносклады Райпотребсоюза; Власьевская – слесарные мастерские сплавконторы; Вознесенская – не занята (памятник высшей категории); Ильинская – спортобщество «Спартак»; церкви Преображенской – архив; Воскресенская – клуб профсоюза; Михайло-Архангельская – тюрьма...

Всё, говорят, возвращается на круги своя, восстанавливается, например сейчас Леонтьевская церковь, где были мастерские химартели. Может быть дойдет время и до утраченной Рождественской церкви, она была одна из тех которая входила в «живое кольцо церквей» нашего Великого Устюга.

Источник: Нестерова Л. Храм во имя Рождества Христова в Великом Устюге / Л. Нестерова // Устюжаночка. – Великий Устюг, 2014. – 9 января. – С. 14.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.