ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Великий Устюг. Михаило-Архангельский монастырь.


Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1212.
Адрес:
Вологодская область, Великий Устюг, ул. Луначарского (Монастырская)

Координаты:60.76265, 46.306633




Добавить фотографию
Сортировка:


Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Вид из южного угла монастыря. Слева направо: Владимирская церковь, Михаило-Архангельский собор, Введенская церковь.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
strusto
15 мая 1991
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
1 апреля 2007
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
западные врата и Владимирская церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
1 апреля 2007
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
В западном углу монастыря, фрагмент стены. Часть территории монастыря до сих пор занята автомобильным техникумом.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
восточные ворота и фрагмент монастырской стены
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
А.Токарев
17 декабря 2008
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
1 апреля 2007
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
1 апреля 2007
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Ворота Михайло-Архангельского монастыря с часовнями Прокопия и Иоанна
strusto
15 мая 1991
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Фото Мазихина Ю.В.
Евгений Попов
??
Михаило-Архангельский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Фото 1900-х гг.
Дмитрий Дроздецкий
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Наташа Кожухова,  17 августа 2006

Древнейший из монастырей Великого Устюга - Михайло-Архангельский. По сведениям летописца, он был основан монахом Киприаном в 1212 году "при езерах за острожною осыпью".
Это наиболее полно сохранившийся монастырский комплекс. Его основные каменные сооружения относятся к середине XVII века. Композиционный центр архитектурного ансамбля - монументальный пятиглавый Михайло-Архангельский собор с высокой шатровой колокольней. Справа от него - церковь Введения с трапезной палатой, соединенная с храмом переходами. Перед главным входом в собор находится живописная Владимирская надвратная церковь, построенная в 1682 году. Рядом с ней - "миниатюрный храм-памятник" Преполовения Пятидесятницы, возведенный в 1710 году над местом погребения основателя обители преподобного Киприана. К северу от собора расположены двухэтажные здания настоятельских (1734-1735), к востоку - братских (1736-1737) келий. Территория монастыря окружена невысокими каменными стенами со Святыми вратами, к которым примыкают часовни Прокопия и Иоанна Устюжских.
История главного храма монастыря насчитывает почти восемь веков. Нарядный и живописный деревянный собор Архангела Михаила "о тринадцати верхах" был одним из интереснейших сооружений древнего Устюга. Каменный храм построен на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653-1656 годах. С его возведением в Устюге появился не встречавшийся ранее тип пятиглавого, четырехстолпного, поднятого на подклет храма с двумя симметричными приделами, окруженного с трех сторон галереями, с колокольней на северо-западном углу. Внешний облик собора отличается строгостью и простотой, лаконизмом декоративного убранства.
Украшение интерьера собора Архангела Михаила – высокий трехъярусный резной золоченый иконостас ХVII-ХVIII веков, в котором совмещены два стиля - барокко и классицизм. Иконы праздничного и деисусного рядов были перенесены из иконостаса Успенского собора. Местный чин остался монастырским и был почти полностью утрачен. Храмовая икона "Собор Архангела Михаила", написанная на рубеже ХШ-Х1У веков, находится в Государственном Русском музее.
На паперти собора сохранились четыре разновременные росписи. Уникальной является стенопись рубежа XVII - XVIII веков, названная в описях XVIII века "Притчи старческие", назидательные сюжеты которой показывают путь духовно-нравственного совершенствования монаха. Представляют интерес и орнаментальная роспись проема южного входа в храм, и портрет архиепископа Великоустюжского и Тотемского Иосифа, похороненного в соборе, и эпитафия архимандрита монастыря Варсонофия. "В целом живописный декор южной части паперти собора Михайло-Архангельского монастыря, - по мнению искусствоведа В.М. Сорокатого, - своеобразный и неповторимый памятник, позволяющий оценить некогда многочисленнные великоустюжские стенописи XVIII века".
В настоящее время собор Архангела Михаила Михайло-Архангельского монастыря, один из интереснейших памятников устюжского каменного зодчества середины XVII века, является объектом музейного показа.
http://www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum/index.php?am.html

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  15 марта 2007

В. Михаило-Архангельский монастырь, 2 класса, в городе Великом Устюге. Основан иноком Киприаном. Соборный Михаило-Архангельский храм и Введенский (древне-византийского стиля) построены в 1653 году. В монастыре особенно чтутся Тихвинская и Владимирская иконы Божией Матери; Тихвинская икона, по преданию, была прежде храмовою приписанной в 1786 году к монастырской приходской церкви села Богородского, куда ежегодно 26 июня с этой святой иконой бывает, при большом стечении богомольцев, торжественный крестный ход. В церкви Преполовения находится гробница Киприана. К монастырю приписаны:
1) с 1842 года Гледенский-Троицкий монастырь, 3 класса, в 4 верстах от города Великого Устюга, на горе Гледень, основанный в XII веке; в монастыре есть церковь во имя святого Иоанна Устюжского; ежегодно в Духов день из монастыря бывает крестный ход в село Пухово — место рождения святого Иоанна (см. 29 мая);
2) с 1860 года Михаило-Архангельский Лальский монастырь, заштатный, в городе Лальске, в 80 верстах от города Великого Устюга, основанный в XVII веке.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Статью добавил(а): sergeizaharov,  27 декабря 2011

Михайло – Архангельский мужской монастырь.
(Монастырь во имя Архистратига Михаила и Прочих Небесных Сил Бесплотных).

По поводу даты основания монастыря расхождений нет. В летописях четко сказано, что Михайло-Архангельский монастырь был заложен в 1212 году [50], при ростовском князе Константине Всеволодовиче, монахом Киприаном, где им были сооружены в 1212— 1216 годах две деревянные церкви: Введения и Собора Архангела Михаила. Архимандритское настоятельство введено с 1510 года.

Очень долгое время, вплоть до середины XVII века, все постройки монастыря были деревянными. Самым величественным был Архангельский собор «о тринатцети верхах». Сильный пожар 1651 года уничтожил монастырь, и сразу же после этого начинается строительство новых, уже каменных сооружений — теплой церкви Введения с трапезной палатой и собора Архангела Михаила. В течение второй половины XVII века и первой половины XVIII века в монастыре почти непрерывно ведется строительство каменных зданий, которые в дальнейшем лишь перестраивались и изменялись, сохранившись до наших дней. (Фото 30, 31).

Михайло-Архангельский монастырь был крупным культурным центром Устюга. Здесь на протяжении веков постепенно накапливались различные сокровища: произведения живописи, резьбы, предметы прикладного искусства, книги. К их числу можно отнести иконы «Богоматерь Грузинская» XVI века (Фото 32), «Никола Зарайский» (с деисусом и избранными святыми) XV века. Икона относится к эпохе активной борьбы Москвы и Новгорода за северные земли. Никола Зарайский изображен с деисусом и избранными святыми. Никола в среднике изображен в белой крещатой фелони и в белом же подризнике на киноварном фоне. Средник выделен черной каймой с крупными белыми «жемчугами». По сторонам средника на светлом фоне написаны деисус из пяти фигур со Спасом Нерукотворным и пятнадцать полуфигур избранных святых, в их числе Прокопий Устюжский).[51] (Фото 33).

Богоматерь Грузинская. Согласно сказанию, икона, называемая Грузинской, была вывезена персами из Грузии и в 1622 году куплена в Персии ярославским купцом Григорием Лыткиным. Руководствуясь бывшим ему видением, он отправил икону в северный монастырь на Пинеге. В 1654 году икона, привезенная в Москву, прославилась как чудотворная во время эпидемии чумы. Молившиеся перед иконой получали исцеление. В память этих событий знаменитый иконописец Симон Ушаков сделал список с образа. Чудотворная икона была увезена на Пинегу. Сохранилось ее краткое описание, но сама икона не дошла до нас.

Празднование иконы 22 августа по старому стилю, 4 сентября по новому стилю (день принесения в Черногорский монастырь), установлено в 1658 году.

Никола Зарайский. Образ Николы Зарайского (названный по имени города Зарайска Рязанской области) известен на Руси с XIII века. По преданию, он находился в греческой Корсуни, пока сам Николай Угодник не явился во сне священнику Ефстафию, повелев ему нести эту икону в рязанские земли. Ефстафий вместе с женой направился в устье Днепра, где сел на корабль и добрался до Варяжского моря, до немецких земель. Там он посуху добрался до великого Новгорода, а от него – до Рязани. От иконы было чудес и исцелений. К XVII веку образ приобрел огромную популярность, например, при Василии III в Коломне был сооружен каменный храм в честь Николы Зарайского.

В древних хранилищах Михайло – Архангельского монастыря сохранились деревянные резные скульптуры, некогда служившие украшением различных, многократно разбиравшихся и перестраиваемых иконостасов монастырских храмов. В большинстве своем они относятся к XVIII столетию. В их числе можно назвать: фигуры Богоматери, Апостолов, Богоматерь с телом Христа – «Пьета», «Спаситель в темнице». В годы Советской власти часть скульптур находилась в экспозиции филиала местного краеведческого музея, бывший Прокопьевский собор.

В качестве примера можно назвать:

- царские врата иконостаса XVIII века, украшены скульптурой. (Фото 34). От них сохранились неполные створки дверей. Вверху помещена своеобразная скульптурная композиция — сидящие на тронах Мария с младенцем и Саваоф с Христом,— по бокам которой размещены Адам и Ева. В левой и правой частях на фоне крупных золоченых растительных завитков с резными виноградными гроздьями и цветами разбросаны фигурки святых. Врата эти представляют редкий образец северной резьбы.

- скульптура «Пьета». (Фото 35). Выполненная в первой половине XVIII века скульптурная композиция получила на Руси название «Не рыдай меня мати». Богоматерь оплакивает тело своего мертвого сына, распростертого у нее на коленях. Скульптура трехмерная, почти объемна. Резчику удалось с необычайной убедительностью передать застывшее, неподвижное тело Христа и склонившуюся к нему в скорби мать.

В сентябре 1918 года в монастыре проводятся обыски, а чуть позднее, в еще действующем монастыре, открывается концентрационный лагерь.

В ноябре 1918 года Киприяновская церковь переоборудуется под столярный цех.

В мае 1919 года в монастыре закрываются все входы и выходы, убираются все лестницы, и только 7 августа 1919 года решением исполкома Великоустюгского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Михайло – Архангельский монастырь официально был передан под организацию концентрационного лагеря.

В 1919 году, в целях охраны, Главнаука берет на учет Михайло - Архангельский собор, а в 1924 году передает его музею, вскоре музею передается и Владимирская надвратная церковь.

В 1926 году, без ведома музея, с колокольни Михайло - Архангельского собора сняты колокола (самый большой весом более 500 пудов снят 30 сентября) при этом была повреждена сама колокольня.

В 1927 году разобраны деревянные переходы соединяющие собор с настоятельским корпусом.

В 1930 году лагерь занимал следующие помещения:
- подклеть Михайло–Архангельского собора: склады, мастерские, клуб.
- колокольня Михайло–Архангельского собора: столярная и малярная мастерские.
- Киприяновская церковь: столярка и кузница.
- Владимирская церковь: слесарная мастерская и склады.
- Введенская церковь: «общежитие» для заключенных.
- настоятельский корпус: жилые комнаты администрации.

В 1936 году убрали купол с Введенской церкви. Администрация лагеря хотела убрать купол и с Владимирской церкви, но не получилось, так как та считалась памятником старины и находилась в ведении музея.

С мая 1941 года по 1945 годы территорию Михайло – Архангельского монастыря занимало Пуховическое военное пехотное училище.

С сентября 1945 года и по настоящее время на территории монастыря находится вновь открытый автотранспортный техникум (с 1954 года автомобильно-дорожный техникум).

В настоящее время по сведениям Вологодской епархии Михайло – Архангельский монастырь числится в списке утраченных.

Преподобный Киприан Устюжский.[52]

Родился в деревне Савкино Устюжской волости, дата рождения и настоящее имя неизвестно. Считается, что был богатым землевладельцем, но принял монашество с именем Киприан в обители Пресвятой Троицы в Гледене. (Фото 36).

Жители вновь основанного города Устюга просили преподобного Киприана устроить обитель недалеко от города. Киприан обойдя город и осмотрев местность избрал место при Озерках, за Острожской осыпью.
По преданию, когда преподобный Киприан выбирал место для монастыря и обходил город, то там где сейчас стоит обитель, было болотисто, на небольшом расстоянии друг от друга находилось семь озер. Вознеся к Господу Богу усердную молитву, взывая о Его помощи, Киприан взял попавшийся ему тут шарообразный камень и прокатил его по той черте, где должна была быть монастырская ограда. Милосердый Господь повелел тому месту просохнуть, и оно стало совершенно удобным к возведению на нем предполагаемой обители. Этот же камень служил преподобному Киприану для возбуждения себя к бодрствованию, так как он имел привычку держать его в руках, чтоб его тело, утомленное трудами и молитвенными подвигами, не предавалось неблаговременной дремоте. Кроме того соскобленные частицы этого камня врачевали от недугов.

Первоначально Киприан поставил келью, а с 1212 года начал строить церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Архистратига Михаила. Жители города приносили все необходимое и помогали Киприану возводить обитель. Приняв на себя управление обителью (до смерти оставался простым монахом отказавшись принимать священный сан), преподобный Киприан всего себя посвятил трудной обязанности непрестанно заботиться о назидание и успокоении братии. Это продолжалось более 60 лет.

Умер Киприан 29 сентября (12 октября по новому стилю) 1276 года и был погребен у самых ворот основанной им обители. Над его могилой была построена скромная деревянная часовня. В 1710 году на месте часовни был построен храм в честь Преполовения Святой Пятидесятницы.

Братские кельи.

К востоку от собора у самой стены монастыря стоит корпус братских келий 1736—1737 годы. Внутренняя структура этого двухэтажного, вытянутого в длину сооружения с четырехскатной кровлей повторяет планировку монастырских жилых построек второй половины XVII века. Вдоль его главного фасада в обоих этажах расположены основные жилые помещения (в нижнем этаже также погреба и кладовые), с задней стороны — соединенные между собой сени. Каменные переходы, сооруженные в 1763 году, соединяли братские кельи с северной папертью собора (позднее сломаны).

С 1772 по 1788 год в здании братских келий размещалась устюжская семинария.

С 1806 по 1918 год вместе с братскими кельями в здании размещалось общежитие воспитанников духовного училища. (Образовано в 1806 году, закрыто в 1918 году).

После Гражданской войны половину помещения занимали начальные классы школы имени А. В. Луначарского.

С 1941 по 1945 году различные службы Пуховического военного училища.

С 1945 года в здании находятся учебные классы, лаборатории и другие службы автотехникума.

У южной стены монастыря размещается одноэтажный корпус поварни и погребов, выстроенный в 1737—1738 годах. К настоящему времени он оказался сильно измененным: в 1779 году над ним возвели второй этаж, а затем переделали под присутственные места.

Каменная монастырская стена.

В 1734 году при архимандрите Пахомии начато строительство каменной стены вокруг Михайло – Архангельского монастыря, закончено в 1737 году. Эта стена была первой в Устюге каменной монастырской стеной, почему Михайло – Архангельский монастырь и получил в народе название кремля. Ранее по верху ограды шла галерея на деревянных брусьях с выходящими наружу окнами и тесовой кровлей; своим устройством она напоминала боевой ход на стенах более древних укреплений на Руси. В 1789 - 1790 годах галерею разобрали, а верх ограды переделали.

Библиография, источники:

[50]. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 129.

[51]. Рыбаков А. А.Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII - XVIII веков.- М.: «Галарт». 1995.

[52]. По материалам:
Древо. Открытая православная энциклопедия. Великоустюжская епархия.
Благотворительный фонд «Русское православие». Седмица. Великоустюжская и Вологодская епархия.
Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Преподобный Киприан Устюжский. Житие.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.