Соборная гора, на которой находится Успенский собор, – градостроительный ансамбль XII-XVII вв., находится в центре Смоленска и во многом определяет силуэт города. Расположен ансамбль над долиной Днепра на высоком мысу между двумя оврагами, врезанными в береговое плато. Над рельефом местности и ансамблем построек господствует огромное здание Успенского собора. Ансамбль Соборной горы объединяет комплексы собора и архиерейского двора. В XI-XII вв. здесь находился детинец - политический и религиозный центр города. Ров, вал и деревянная стена отделяют его от остальной застройки. Археологические раскопки открыли в вост. части Соборной горы остатки каменного терема, а к юго-западу от собора - фрагменты каменной церкви. В XV-XVI вв., после разорения Смядыни литовцами детинец стал, главным образом, культовым центром, хотя и производил еще впечатление крепости. 13 июля 1611 г., в последний день осады Смоленска поляками, при взрыве пороховых складов рухнул Успенский собор, в котором жители города искали спасения от захватчиков.
В 1660-е гг., уже после возращения Смоленска русскому государству, возводится каменная колокольня, в 1677 г. закладывается новый Успенский собор. Его строительство затягивается до 1740 г. За этот период чуть южнее возводится Иоанно-Предтеченская церковь, митрополичий двор с деревянным домом, а к западу - деревянный Богоявленский собор. Окончание Успенского собора дало толчок к переустройству всего ансамбля. Во вт. пол. XVII в. пристраивается колокольня, церковь Иоанна Предтечи, Богоявленский собор, сооружаются архиерейский дом, консисторий, хлебный корпус. Все постройки обносятся каменной стеной с тремя воротами, другая стена отделяет архиерейский двор от пространства вокруг собора. С зап. стороны для входа с Большой Благовещенской улицы устраивается парадная лестница с видовой площадкой - гульбищем. К северу от лестницы, на красной линии улицы, строится здание служб архиерейского дома. XIX в. не вносит заметных перемен, лишь с юго-востока появляется новая консистория, гульбище Богоявленского собора получает новую ограду, а пространство архиерейского двора делится пополам поперечной стеной. В конце XIX в. после прокладки Троицкого шоссе, Большая Благовещенская улица теряет прежнее значение магистрали и служит лишь для связи с соборным комплексом. Для подъема от Троицкого шоссе делается новая деревянная лестница по оси прежней. Чуть южнее около 1910 г. строится небольшой домик в стиле модерн, а деревянную лестницу вскоре заменяет белокаменная. Основание холма с зап. и вост. стороны укрепляют кирпичной подпорной стеной. На архиерейском дворе возводят каретный корпус - вдоль южного подъезда к собору.
Ансамбль хорошо сохранился до наших дней. В его живописную асимметрию хорошо вошли барочные формы большинства построек. Ядро ансамбля – поднявшийся у края холма над долиной Днепра Успенский собор с колокольней и пространством площади. Его ориентация сильно отклоняется к северу от строго восточного направления. К югу расположен комплекс архиерейских построек вокруг довольно просторного двора. Над сводчатым проездом, связывающим двор и соборную площадь, возведен Богоявленский собор (к западу от Успенского собора). Расположенные по рельефу местности и повернутые под различными углами друг к другу сооружения венчают плато высокого холма. Пространство около Успенского собора не выглядит обособленным. Колоссальный объем собора играет роль общегородской доминанты.
Подход к Успенскому собору направляется широкой лестницей и отдельной колокольней у его северо-западного угла. Ориентируя движение на центр западного фасада собора, эти сооружения в тоже время создают сложное зигзагообразное движение, усложняющее восприятие ансамбля. Архиерейский двор состоит из двух групп зданий – в северной половине (вокруг здания старой консистории) и в южной (вокруг архиерейского дома). В ХVIII-ХIX вв. постройки группировались по западному (у архиерейского дома) и восточному склонам. Восточном центром служил деревянный архиепископский дом, существовавший еще со времени смоленских митрополитов (конец ХVII в.). Он был соединен крытым переходом с домовой Иоанно-Предтеченской церковью. Здание сгорело в 1907 г., и после пожара переход не был восстановлен, а возведенный здесь малоинтересный деревянный дом стал служить кельями. Связь между ним и группой зданий при Иоанно-Предтеченской церкви распалась. Постройки северной части двора сейчас группируются вокруг небольшого дворика к югу от соборной ограды. Центральным зданием стал корпус старой консистории. Справа от него расположена церковь Иоанна Предтечи, с другой стороны двор замкнут низким объемом каретной. С востока старой консистории примыкает более поздней (XIX в.) корпус консистории и архива.
В южной части доминирует архиерейский дом (XVIII в.). Вскоре после его возведения весь двор обнесли каменной оградой, в которую с юга были выстроены здание хлебной и кельи. С юга к деревянному дому 1907 г. примыкает еще один корпус XVIII в., служивший прежде библиотекой. Объемно - пространственная композиция зданий Соборной горы дополнено их колористической группировкой. Все постройки соборного комплекса окрашены в зеленый цвет при белых членениях фасадов, сооружения архиерейского двора сейчас побелены (в конце XVIII в. они были окрашены охрой с побелкой деталей).
Собор Успения. 1677-79 гг., 1712-40 гг. Первый собор на этом месте был заложен в 1101 г. Владимиром Мономахом, достроен в 1140–е гг. его внуком Ростиславом. В 1611 г. поврежден взрывом соседних пороховых погребов. Вскоре после этого верх собора был сделан деревянным, и в таком виде здание использовалось униатами. С 1659 г. оно снова стало кафедральным православным собором. В 1674–75 гг. велась разборка стен из-за ветхости. Тогда же царский указ повелел строить новый собор по образцу храма (очевидно, Троицкого) в Александровской слободе (в ста километрах к северу от Москвы). В 1677 г. под наблюдением московского зодчего Алексея Королькова состоялась закладка нового собора. А. Корольков, руководя работами, отступил от присланного из Москвы проекта и увеличил размеры здания (55x42,6 м). Стремление к увеличению здания и материальные возможности не были согласованы. Строителям пришлось отказаться от возведения сплошной восточной стены, к которой примкнули бы апсиды. Из-за этого в 1679 г., когда собор был возведен уже на высоту 26 метров (примерно до уровня нынешних круглых окон), апсиды, плохо связанные с основным объемом, отошли от него к востоку, угрожая падением. Работы были остановлены и возобновились лишь в 1712 г., когда митрополитом стал Дорофей Короткевич, из Киева. При нем апсиды были разобраны и сложены вновь с выносом меньше на 3 метра. Среднюю апсиду сделали граненой - вероятно, под влиянием украинских соборов этого времени. С этим же можно связать и круглые верхние окна храма, хотя они сделаны позже, при работах 1732-40 гг., когда строительство возглавлял Антон Шедель. Собор получил семиглавое завершение и был освящен в 1740 г.
В 1760-е гг. обрушились западные главы собора. Восстановительные работы с перекладкой сводов продолжались до 1772 г. Сначала ими руководил "вольный бурмейстер" Андрей Кинель, после 1767 г. – переведенный из Твери Петр Обухов. Вместо 7 глав были восстановлены лишь 5 восточных. Центральную главу, рухнувшую еще раз в 1768 г., сделали глухой деревянной. В 1772 г. собор был снова освящен. В его очень индивидуальном облике традиционный для древней Руси тип крупного собора дополнен приемами украинского зодчества рубежа ХVII-ХVIII вв. Декорация же фасадов выдержана в духе барокко середины ХVIII века. Кирпичные стены оштукатурены. К мощному параллелепипеду собора примыкают три слабо выступающие апсиды. Здание завершено сдвинутым к востоку пятиглавием – восточная пара глав поставлена над боковыми апсидами, западная – под серединой основного объема. К северо-восточному углу храма примыкает маленькая ризница. Стены собора разделены пилястрами на 3 прясла. Членения стен, раскреповки и капители, большие круглые окна и проемы с фигурными наличниками усиливают характер грандиозного барочного здания. Круглые окна расположены на апсидах в двух уровнях. Трехступенчатым капителям пилястр отвечают импосты в порталах и наличниках окон. Боковые порталы увенчаны разорванными лучковыми фронтонами с раковиной в тимпане. Более прихотливое завершение западного портала ложится на обрамление круглого окна. Барабаны расчленены восемью пилястрами, над арочными окнами помещены лучковые фронтончики.
Внутри 4-столпного собора западные угловые части ограничены стенами, примыкающими к столбам. Средний неф перекрыт глухими парусными сводами, боковые - крестовыми. Хоры над западной частью связаны деревянными переходами вдоль боковых стен с пространством над алтарем. Круглые окна освещают второй этаж апсид. В алтаре сохранились следы лотков от сводов 1730-х гг. В подклете столпы и перекрытия, относящиеся еще к ХVII в., усилены подпружными лучковыми арками, которые в восточной части направлены по диагоналям ячеек.
Собор расписан клеевыми красками в 1740-х гг. в стиле барокко. Живопись неоднократно поновлялась маслом, что привело к огрублению первоначального колорита. В куполе помещена композиция "Сошествие Святого Духа": фигуры апостолов написаны в свободных, непринужденных позах вокруг центрального изображения Святого Духа в виде голубя. Рисованные картушные обрамления являются своеобразным дополнением к иконостасу. Сюжетные композиции занимают своды боковых нефов и верхнюю часть столбов. Склоны арок расписаны гризайлью.
Великолепный трехъярусный иконостас выполнен в 1730-40 гг. украинскими резчиками С.Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым. Иконы (позже поновлявшиеся) написаны теми же мастерами. Это - выдающееся произведение в стиле украинского барокко, поражающее грандиозностью размеров и торжественностью облика. На фоне виртуозной позолоченной резьбы эффектно выделяются иконы с ярким насыщенным цветом. В трехчастной композиции антаблементы, разделяющие ярусы, изогнуты в центре, за счет чего выделена динамичная, устремленная вверх часть иконостаса. Иконы (нижнего и верхнего ярусов – с арочным завершением, среднего - овальные) разделены богато изукрашенными колонками, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клена, цветами подсолнуха.
Особенно выразительна ажурная резьба царских врат, на фоне которой расположены шесть небольших овальных икон. Распятия сгруппированы по три круглые иконы, окаймленные плавно изогнутым прерывающимся карнизом. Выше - скульптурные изображения ангелов. Увенчан иконостас тремя небольшими иконами в резном обрамлении. На флангах по оси боковых врат его завершают высокие двухъярусные киоты, декорированные скульптурой. Общее великолепие дополняют киоты вокруг столбов и епископская кафедра, выполненные к 1743-46 гг. резчиками А. Мастицким, Ф. Олицким и художниками Ф. Каркотским, Ф. Леновым, а также относящиеся к 1740 гг. архиерейское место и надпрестольная сень. Рисунок декоративной резьбы этих произведений, сходный с резьбой иконостаса, несколько суше. Двухступенный синтрон сооружен, вероятно, на рубеже ХVIII-ХIХ вв. В его ступенях устроены многочисленные выдвижные ящики для хранения церковного имущества.
В соборе хранится одно из замечательных произведений древнерусского прикладного искусства - пелена мастерской Ефросинии Старицкой, 1561 г. Художественную ценность представляют большой подсвечник перед иконой Одигитрии (нач. ХII в.) у юж. столба, висящие перед иконами местного ряда массивные лампы из серебра и посеребреной меди. В северо-западном углу собора (под хорами) находится икона Авраамия и Меркурия Смоленских (нач. ХVII в.), стиль и тисненый фон которой, указывают на влияние украинского искусства начала ХVII в. В центре иконы изображен Смоленск.
Колокольня Успенского собора, (1660-е гг., 1763-72 гг.) расположена к северо-западу от собора. Выстроена в 1763-72 гг. с использованием частей нижнего яруса старой колокольни, воздвигнутой между 1663-1669 гг. (самое раннее каменное здание Смоленска вт. пол. XVII в.). Судя по иконе "Авраамий и Меркурий" в Успенском соборе, колокольня XVII в. была двухъярусной. Нижний четверик по каждому фасаду был разбит на три крупных ниши либо прясла, в более широких средних были килевидные порталы. Над нишами проходил пояс муравленых изразцов, углы четверика закрывали трехчетвертные колонки с мелкой граненой насечкой на стволах. Ярус звона был восьми или шестигранным, его арки имели балюстрады и килевидные архивольты, завершенные главками. Над купольным покрытием была главка с ценинными изразцами. К концу 1766 и 1772 гг. колокольня была разобрана до верха ниш первого яруса, а потом сложена также 2-ярусной. Кирпичные стены оштукатурены. В новой кладке верхняя часть нижнего четверика включила изразцы и детали декора от старой постройки, на юж. стене, обращенной к дворику перед собором, выложен пояс из шести уголков (возможно, прежние острия килей). Два почти равных четверика декорированы 36 колоннами, тосканскими внизу, композитными наверху. Углы нижнего объема закрыты колоннами. Пары колонн нижнего яруса несут разорванные лучковые фронтоны. Соответственно ритму колонн раскрепованы венчающий антаблемент и высокий аттик. Во втором ярусе углы выделены рустом. Завершена колокольня фигурной выпуклой кровлей с ложными люкарнами и главкой. С севера к колокольне примыкает небольшой вертикальный объем помещения для часов, установленных в 1791 г. Внутри колокольня разделена плоскими перекрытиями на три этажа; из первого во второй ведет внутристенная лестница ХVII в.
Материал взят с сайта Администрации Смоленской области. Добавила Козерожик