«Воротняя» церковь
Появлению в Смоленске второй Одигитриевской церкви предшествовала закладка у Днепровской крепостной башни деревянной церкви. Об этом под 1727 годом сообщил в своей "Истории" Никифор Мурзакевич: "Над Днепровскими воротами в башне стоял внутри города под шатриком с 1602 г. Чудотворной Образ Богородицы Смоленской, яко Патрон города. Правитель Губернской Канцелярии просил Смоленскаго Губернатора Алексея Ивановича Г. Панина о позволении устроить своим иждивением при башне над воротами на каменных кельях деревянную Рождества Богородицы церковь, где приличнее б можно было оному образу стоять. Губернатор в удовлетворение его снесясь с начальником дозволил устроить".
И здесь же, под 1729 годом, еще одна запись: "Воротняя Рождественская церковь, помянутым Секретарем устроенная, освящена Епископом Гедеоном. В сей самой литургии по освящении ктитор (Секретарь) приобщась Святых Таин, приступил к Чудотворному Образу Богородицы с благодарением и радостным восторгом поклонился, и к удивлению всех; в оном положении скончался. Изследовали о его поведении, по коему оказался честен и человеколюбив". Фамилия секретаря канцелярии не сохранилась, известно лишь, что женат он был на госпоже Длотовской (по другим источникам - Долотовской).
В 1793 г. епископ Парфений вместо деревянной церкви Рождества Пречистой Богородицы заложил каменную во имя иконы Богоматери Одигитрии. Именно вместо, а не на месте, как об этом упоминается у Орловского: "Надворотняя" или "Богоматерская" церковь построена в 1795 г. на месте деревянной, устроенной на вратах правителем губернаторской канцелярии Длотовским". Напомним, что у Мурзакевича сказано "при башне над воротами". Дело в том, что деревянная церковь Рождества Богородицы была пристроена к южному порталу Днепровской башни, и хотя имела воротный проезд, но не была буквально построена "на вратах". Два верхних яруса Днепровской (Фроловской) башни смоленской крепостной стены были разобраны лишь в 1751-1753 г.г. В 1758 г. был разобран четвертый ярус. Еще годом позже, в 1759 г., были выполнены обмерные чертежи башни, на которых хорошо видно, как небольшая по размеру церковка буквально прилепилась к башне со стороны города. Так что заложенная преосвященным Парфением каменная церковь не была в буквальном смысле преемницей деревянной Рождественно-Богородицкой.
В 1795 г. епископ Парфений скончался, поэтому новую церковь освящал уже епископ Димитрий. Об этом также есть запись у Никифора Мурзакевича под 1800 г., только уже не в "Истории", а в "Дневнике": "Май, 3. Освящал преосвященный Димитрий на Днепровских воротах церковь во имя Одигитрии, по плану губернскаго архитектора Мих. Никифор. Слепнева, с двумя по сторонам колокольнями, заложена же преосв. Парфением".
Поскольку новоустроенный храм не вмещал всех желающих поклониться чудотворной "годуновской" иконе Богоматери Одигитрии Смоленской, в 1811 г. епископом Серафимом была предпринята его перестройка. Отделка храма была закончена к лету 1812 г., но в связи с нашествием наполеоновской армии освящение храма было отложено. После изгнания неприятеля и приведения церкви в "благолепный" вид (французы устроили здесь хлебный склад) она была освящена епископом Иринеем.
Прямоугольное в плане двухэтажное здание построено в формах классицизма. Над четырехскатной кровлей в центре возвышается деревянный куб барабана с купольным покрытием, увенчанным крестом. Угловые грани барабана декорированы парами ионических колонн. Симметрично зданию по верху крепостной стены поставлены две одинаковые колокольни.
Главный, обращенный к Днепру фасад здания по средней оси оформлен тосканским ордером с фронтоном и балкончиком над проездной аркой. По преданию, с этого балкона 6 августа 1812 г. Наполеон наблюдал за русскими войсками, отступавшими по Старой Смоленской дороге. В некоторых источниках даже сообщается, что "с балкона этой церкви Наполеон лично наводил пушку по русским войскам, отступавшим на той стороне Днепра".
В церкви было два престола: один - в честь иконы Богоматери Одигитрии, второй - в честь иконы Спаса Нерукотворного. Между иконостасами этих престолов под особой сенью находилась чудотворная "годуновская" икона Богоматери Одигитрии Смоленской.
Сохранилась цветная фотография интерьера надвратной Одигитриевской церкви, сделанная Прокудиным-Горским (https://sobory.ru/photo/238780). Глядя не неё, как-то не хочется говорить о смешении стилей: здесь все пронизано духом величия. Роспись стен имитирует отделку дорогими породами мрамора. В двухъярусных иконостасах иконы первого ряда разделяются золочеными колоннами, витыми внизу и с великолепными композитными капителями вверху. Вторые ярусы представляют собой высокие, обильно украшенные резьбой фронтоны над царскими вратами, с такими же резными картушами по обеим сторонам. В картуши вставлены овальные иконы. В центре, между двумя иконостасами, высокая сень с голубым, усыпанном золотыми звездами куполом и тяжелым темно-красным, забранным с боков бархатным балдахином. Купол сени увенчан большой царской короной, по краям купола расположены три резные картуша, также с помещенными в них овальными иконами. Под сенью, за завесой из множества лампад, находится чудотворная икона Богоматери Одигитрии Смоленской в великолепном, усыпанном драгоценными камнями окладе.
В "Описании Чудотворной Иконы, находящейся в Надворотной церкви" 1890 г. об этом окладе говорится: "Св. Икона обложена серебряною вызолоченною ризою с двумя венцами над Божиею Материю и Предвечным младенцем. Риза сия мерою в 3 арш. 13 вершк., весу в ней со всеми украшениями 3 пуда 48 золотн. Она украшена весьма ценными камнями: изумрудами, топазами, бриллиантами, алмазами. В особенности замечательныя украшения на ризе: на груди большой рубин, осыпанный алмазами - подарок Виртембергской Королевы Екатерины Павловны; на челе две розетки, составленныя из крупных алмазов, между ними звезда из крупных драгоценных камней, посреди коих один большой изумруд, с вырезанным на нем изображением Спасителя. Этот драгоценный камень, пожертвованный гофмаршалом Кашталинским, был получен им в подарок от австрийского императора".
При советской власти отношение к православным святыням меняется. В конце 20-х г.г. происходит массовое закрытие смоленских храмов. 22 августа 1928 г. эта участь постигает надвратную Одигитриевскую церковь: "По ходатайству рабочих городских предприятий гор. Смоленска президиум губиспорлкома постановил: здание бывшей Богоматерской церкви представить смоленскому коммунальному тресту для использования под устройство рабочего клуба".
Ровно через месяц, 23 сентября, газета "Рабочий путь" сообщает: "Новый клуб электрической станции. В бышем помещении богоматерской церкви проходит лихорадочная работа по переоборудованию церкви под рабочий клуб". Слово "богоматерской" умышленно уничижительно набирается со строчной буквы. Еще через месяц в областной партийной газете появляется очередное сообщение: "8 ноября состоится открытие нового клуба электростанции. Ремонт бывшего здания богоматеринской церкви, где будет размещен клуб, закончится к 25 октября". Информация сопровождается фотографией, где запечатлено, как вместо креста на куполе церкви устанавливается шпиль с электрическими лампочками. Какие изменения произошли в интерьере церкви вследствие "ремонта", догадываться не приходится: все великолепное убранство храма было уничтожено...
В годы Великой Отечественной войны здание надвратной Одигитриевской церкви было разрушено, в послевоенное время восстановлено. Тогда же проезд через арку церкви был закрыт, а уровень улицы Соболева поднят значительно выше цоколя. В разное время здание храма занимали культурно-просветительное училище, областной театр кукол, областная филармония.
В 1992 г. здание возвращено Русской Православной церкви. Ныне в нем располагается православная гимназия.
Автор: В.М. Аникеев, http://nasledie.admin-smolensk.ru