ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Закрыть
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Смоленск. Церковь Петра и Павла на Городянке.


Церковь. Действует.  
Престолы:Петра и Павла
Архитектурные стили:Византийский (подробнее >>), Киевско-Черниговский
Год постройки:1146.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Кашена, д. 20

Координаты:54.796443, 32.037759


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Справа церковь Варвары.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
15 октября 2006
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Вид из центра города
Захаренков Олег
22 марта 2006
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Павел В. Воробьев
7 января 2019
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Dmitry N.
15 июля 2018
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
9 июня 2018
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
МОРПЕХ879
25 июня 2016
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
МОРПЕХ879
25 июня 2016
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
МОРПЕХ879
25 июня 2016
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
МОРПЕХ879
25 июня 2016
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Церковь Петра и Павла на Городянке. Автор фотографии Виктор Скалдин.
Скалдин Виктор
10 июля 2013
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Олег
26 апреля 2013
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
15 октября 2006
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Елена Филиппова
27 декабря 2004
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Виктор
май 2001
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Виктор
май 2001
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Виктор
май 2001
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
2 июля 2000
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Церковь Петра и Павла на Городянке, Смоленск.
Александр Гостилович
16 октября 2014
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Наталия
18 мая 2013
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
_AD
7 февраля 2007
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
15 октября 2006
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Захаренков Олег
20 марта 1998
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Захаренков Олег
20 марта 1998
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
oldboy
28 апреля 2015
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
oldboy
28 апреля 2015
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Церковь Петра и Павла на Городянке, Смоленск.
Александр Гостилович
16 октября 2014
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Церковь Петра и Павла на Городянке, Смоленск.
Александр Гостилович
16 октября 2014
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Церковь Петра и Павла на Городянке, Смоленск.
Александр Гостилович
16 октября 2014
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Церковь Петра и Павла на Городянке, Смоленск.
Александр Гостилович
16 октября 2014
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Церковь Петра и Павла на Городянке, Смоленск.
Александр Гостилович
16 октября 2014
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 января 1942
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Северный фасад. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 октября 1941
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 октября 1941
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 сентября 1941
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de. Вид храма до перестройки
Михаил Мещанинов
1 января 1941
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de. Вид храма до перестройки
Михаил Мещанинов
1 января 1941
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Смоленск. Петропавловская церковь XII века. Фотография С.М.Прокудина-Горского, 1912. Оригинал: http://cdn.loc.gov/service/pnp/prokc/20400/20423v.jpg. Восстановленное изображение: http://ps-spb2008.narod.ru/1812_smolensk2.htm
Сергей Прохоров
1 января 1912
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
с сайта http://zavodfoto.dreamwidth.org/1952723.html
Вадим кр
16 июня 1910
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
с сайта http://zavodfoto.dreamwidth.org/1952723.html
Вадим кр
16 июня 1910
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Тиражная почтовая открытка 1900-х годов
Михаил Мещанинов
22 июля 1908
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de. Вид храма до перестройки.
Михаил Мещанинов
??
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - Смоленск, город - Смоленская область
Фото 1919 года.
Дмитрий Дроздецкий
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Виктор,  29 июля 2002

Датировку памятника предложил М. К. Каргер. Он исходил из сходства с храмами Иоанна Богослова и Васильевским на Смядыни, а также из предположения, что известная запись из сборника Михаило-Златоверхого монастыря в своей последней части говорит "о постройках последних двух десятилетий XII века" и относил церковь к "концу третьей и началу последней четверти XII века", то есть к 70-м годам. Воронин и Раппопорт отвергают датировку собора 70-ми годами и относят его к строительному времени Ростислава - середине XII века. В 1996 прошли празднования 850-летия постройки храма, так что датировка постройки 1146 годом остается традиционной.

Храм довольно скоро (к концу 12 века) был передан из рук князя в распоряжение городской сотенной организации. В пользу этого говорит то, что в одной из версий легенды о Меркурии, воине, которого Богородица призвала на помощь смолянам для охраны города от монголо-татар, Меркурий приходил молиться "за мир, зовомый Петровского ста". Этот мир исследователи связывали с церковью Петра и Павла. Кроме того Барановский обнаружил на стенке граффити, в приделе на хорах, на штукатурке северного простенка к западу от входа. Надпись была сделана на высоте 1.8 м от пола. Палеографические приметы позволяют датировать надпись второй половиной или концом 12 в. Сам Барановский читал надпись как "Господи помози рабу своему Василию внуку" и предполагал как автограф строителя храма Ростислава.

На плане Гондиуса облик храма был передан превратно - небольшой по площади храм без алтарных апсид с тремя ярусами маленьких окон и колючей луковичной главой на граненом барабане. Никаких пристроек здание не имеет; оно окружено земляными укреплениями 17 века в виде четырехконечной звезды. С захватом Смоленска поляками и учреждением католической, а затем и униатской епископии, архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал у церкви Петра и Павла свою резиденцию, для чего в 30-х годах 17 века с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм был превращен в костел. Вход в его нижний этаж был сделан новый в южной трети западной стены. После возврата Смоленска в 1654 году России униатская база у церкви была ликвидирована. Около западного торца дворцового корпуса была построена красивая шатровая колокольня с двумя раскидистыми лестницами. В следующем столетии над дворцом был выстроен третий этаж, занятый придельной церковью Варвары. Пол храма был поднят над древним уровнем до пола нижнего этажа дворца. Внутри, в целях увеличения пространства храма были обтесаны в нижней части столбы и лопатки, причем западная часть столбов приобрела овальную форму, а восточная пара лишилась своих боковых крестов. Вместо древних окон появились два яруса больших, широких, обрамленных наличниками из фигурного кирпича, аналогичных обрамлению дворцовых окон. Были срублены полуколонны фасадных лопаток, противоречащие плоским членениям фасадов дворца и полностью заложены древние порталы. Возможно, тогда же была устроена вторившая дворцовой двускатной кровле четырехскатная крыша. В 1782 году с северной стороны к церкви примкнул придел Нила Столбенского (разобранный в 1880 году).

В 1812 году храм сильно пострадал от пожара. Пламя было таким сильным, что поплавились колокола. Часть имущества храма была вынесена из огня священником И. Зубовским, который до выступления части за границу возил ее с собой. Деньги были возвращены в храм в 1813 году, утварь разыскана и возвращена в 1816 г.

Во время очередного ремонта в 1812 году была разобрана древняя глава, замененная новой; по счастью под кровлей уцелели основание первоначального барабана редкой 12-гранной формы с 12 узкими окнами. В восточной части стены превосходно сохранились два первоначальных окна и часть арочного пояска в основании закомары, что вместе с другими чертами свидетельствовало о сохранении древней основы. При ремонте 1894-1895 годов стены всего храма снаружи были перетерты и окрашены.

В 1909 г. Покрышкин установил, что пол храма был сильно поднят против первоначального, а в нижней части его стен были ниши (погребальные аркосолии). После октябрьской революции здание храма было передано в ведение музея и до 1936 года служба продолжалась только в пристроенном храме св. Варвары. Но в 1936 г. и это храм был закрыт, а здание передано под архив. Последние служители были репрессированы по делу архиепископа Серафима (Остроумова), который обвинялся в создании и руководстве контрреволюционной группой и высланы в Казахстан. В 1924-1928 годах в связи с предполагавшейся реставрацией были проведены исследования, но реставрация тогда не состоялась. Она была осуществлена Петром Дмитриевичем Барановским только в 1962-1963 гг. к празднованию 1100-летия основания Смоленска. Удалили третий этаж палат, отделили от них древний Храм Петра и Павла и вернули ему первоначальный облик. Чертежей и подробного описания этой интересной работы нет.

Крестовокупольный одноглавый четырехстолпный храм строгих пропорций, подчеркнутых сдержанностью декора. Фасады членятся лопатками, у двух средних - с полуколоннами, широкие угловые лопатки полуколонн не имеют. Апсиды оживлены широкими вертикальными тягами со слепой, также плоской, аркадой в верхней части. Широкие полуциркульные амбразуры окон обрамлены одноступенчатой нишей. Темные пятна этих проемов подчеркивают мощь здания. В центральной закомаре три окна, в боковых - по одному окну или нише. Ниже главный средний ярус окон: три в среднем членении и по одному в боковых. Очень важен большой разрыв между ярусом окон и нишей портала. Боковые окна как бы подчеркивают незначительность величины портала., усиливая впечатление грандиозности храма. В стенах - незаделанные черные пятна каналов от лесов. На уровне массивных полуциркульных закомар фасады опоясывает лента аркатуры с двойным поребриком, проходящая через верхи полуколонн и лопаток, как бы образуя их карниз. Широкие плоскости лопаток западных углов пересекает лента бегунца и выложенные из плинфы рельефные четырехконечные кресты. В убор карнизной части огромного 12-гранного барабана, кроме опирающейся на плоские тяги аркатуры, введен пояс керамических плиток в виде уступчатых нишек с килевидными завершениями. Обломки этих плит были найдены в закладке древних окон главы. Это облегчает пропорции главы и подчеркивает интерес зодчего к высотности здания. Храм не оставался без покрытия кладки. В местах примыкания построек были выявлены остатки известковой бело-розовой затирки. Вероятно, кресты на лопатках и элементы декора не затирались. Мощные крестчатые столбы связаны подпружными арками, несущими с помощью парусов двенадцатигранный барабан главы. Ветви креста, то есть средние членения, перекрыты цилиндрическими сводами, торцы которых образуют центральные закомары. Своды угловых членений тоже цилиндрические, повернутые шелыгами в направлении север-юг. Поэтому на северных и южных фасадах храма боковые закомары соответствуют торцам сводов и в них размещены окна, тогда как боковые закомары восточного и западного фасадов ложные и имеют не окна, а глухие ниши. В глубине алтаря, следуя его полукружию, находилось сложенное из плинфы седалище для клира - горнее место, основание которого вскрыто раскопками.

Стены были покрыты росписью. Об этом свидетельствуют сохранившиеся местами широкошляпочные гвозди, а также фрагменты живописи. Расписаны были и плоскости оконных амбразур. Судя по сохранившимся мелким фрагментам, нижнюю часть росписи образовывала полилития, т.е. подражание каменной облицовке. Еще в 1931 г. капелла на хорах частично сохраняла свою древнюю фресковую роспись.

Статья приведена в сокращенном варианте. Полный вариант с дополнительными изображениями можно найти на сайте Русский город.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  13 марта 2016

Петропавловский храм расположен в северном предместье города, близ вокзала железных дорог. По величине, после кафедрального собора, это первый из смоленских храмов, а по времени постройки из сохранившихся – самый древний. Построен Петропавловский храм в 1146 г. смоленским вел. князем Ростиславом Мстиславичем, но не в том виде, как он представляется теперь.

В древности храма убеждают и материалы кладки, и способ ее. Построен он на фундаменте из булыжника средней величины, связанного известью. От современного пола до фундамента 1,17 саж. Материалом для стен послужили кирпичные плиты разной величины, многие плиты имеют клейма. До XVII ст. Петропавловский храм был не таков, каким мы его видим в настоящее время: двухэтажный храм с колокольней, лестница – позднейшей постройки.

Древний храм по размерам не велик: внутри от западной стены до восточной 23 арш. 12 верш., от южной до северной 18 арш. 2 верш. Западная стена ровно в 1 саж., внутри ее – ход на хоры. Ступени из плит, покрытие под ходом из плит красного песчаника местного происхождения. Для освещения хода на хоры и самих хоров были окна; по мнению академика Котова, эта часть предназначалась для укрытия женщин. Можно думать, что это помещение для женщин имело и отдельный ход снаружи. При ремонте храма в начале XX в. в западной стене этого помещения обнаружена дверь, заложенная плитами литовской эпохи.

При ремонте пола в 1908 г. обнаружены погребальные ниши в южной и северной стенах; основания их на уровне древнего пола, верх сводчатый. В каждой стене по 2 ниши. У правого и левого клиросов, в жертвеннике, диаконике внутри какие-то углубления, назначение их не выяснено. Все стены храма и колонны имеют вентиляционные каналы, сложенные из крепчайших плит. Каналами соединены колонны и между собою, под колоннами каналы перекрещиваются. Пол в древнем храме был из окрашенных плит, остатки его можно видеть в диаконике, жертвеннике и проходе на хоры.

Тип храма – византийский, в 3 нефи, с одной парой колонн внутри храма, другой - предалтарной. На восток 3 полукружия: для диаконика, алтаря и жертвенника. Иконостас древнего храма был малых размеров и не высок. Под ним при ремонте 1908 г. не обнаружено никаких остатков фундамента. Современный иконостас, устроенный после пожара храма в 1812 г. – в стиле ампир. Храмовые колонны соединены между собою алтарными полукруглыми арками, на которых основан круглый барабан. На барабане до XVIII в. была шейка с 12 узкими окнами, а над нею луковицеобразный купол. Шейка и купол современного храма в измененном виде. О первоначальном виде храма можно судить по прекрасному рисунку его на плане Смоленска Гондиуса 1634 г.

Построен храм в 1146 г. смоленским князем Ростиславом Мстиславичем для своих охотников. В эпоху расцвета торговли смолян с Ганзой XIII – XIV ст. для петровской сотни храм Петра и Павла был патрональным, оставаясь и приходским. В литовскую эпоху и по завоевании Смоленска Москвою до 1611 г. – только приходским.

По взятии Смоленска поляками в 1611 г. и до 1619 г. Петропавловским храмом владели католики. С 1619 по 1626 гг. он был кафедральным для Смоленских православных архиепископов; в 1626 – 54 гг. – кафедральным для униатских Смоленских архиепископов. Во время пребывания при Петропавловском храме архиепископов православных и униатских храму даны были польскими королями обширные земельные владения близ храма около 11 десятин и в уезде: 2 волости, мельницы и озера. Благодаря этому же обширная древняя ограда не была уничтожена, как это было сделано при других храмах в силу королевского предписания. В силу одной из привилегий униатскому архиепископу Льву Кревзе - Петропавловский храм стал хранилищем денежных взносов от всех цехов и братств, существовавших у смоленских мещан. Старосты цехов должны были следить за исправным поступлением взносов и храмовая казна обогащалась…

Посад близ храма во время войн 1611, 1634 и 1654 гг. неоднократно выжигался до тла, нередко храм и его ограда служили опорою во время битв то русской, то польской стороне. В 1634 г. за храмом и оградой укрывался Владислав, король польский, от московских орудий. Благодаря этому от древней ограды остались лишь следы под землею, но храм был нерушим… Но он беднел, причт Петропавловского храма, начиная с 60-х гг. XVII ст. неоднократно обращался в Москву со слезными прошениями о жаловании в 1661, в 1670, в 1681 и 1696 гг., и экономная Москва давала и денежное, и хлебное жалование, и даже соль и жалование по тому времени большое – 10 руб. попу и 3 руб. дьячку.

Нерушимым древний храм оставался до 1734 г. В этом году к храму пристроен двухэтажный с колокольней. В 1753 и 1757 гг. в древнем храме некоторые окна расширены, некоторые заделаны. В 1812 г. вся внутренняя обстановка храма сгорела; от колоколов остались лишь слитки, но корпус храма не разрушился. Возобновлялся храм на средства, отпущенные св. Синодом в 1813 г. – 3554 руб. 95 коп. и на частные пожертвования постепенно - до 1837 г. В 1880 г. был разобран отдельный теплый придел, примыкавший с северной стороны к древнему храму.

В Петропавловском храме имеются: серебряный дискос XV – XVI ст.; поручи, шитые по грубому сукну серебром XVII ст.; оригинал картины Тинторетти «Иоанн Креститель»; 2 копии очень хороших и старых Гвидо Рении: Апостол Петр и Апостол Павел; отличной работы копия Рубенса «Снятие с креста» XVII ст.; оригинал неизв. художника XVI ст., итальянца – «Распятие» с предстоящими; копия с оригинала неизв. мастера «Мария Магдалина»; оригинальное изображение Пресвятой Троицы и дар императрицы Марии Федоровны 1814 г. – риза белая, шитая золотом. Вся эта старина сосредоточена в древнем храме, особенно любимом и священно-церковно-служителями, и прихожанами. Благодаря соразмерности частей и красоте арок и линий, этот храм особенно при вечернем освещении на всякого производит чарующее впечатление. В акустическом отношении – превосходен.

П. Цветков «Указатель церковных древностей г. Смоленска». Смоленск. Типография П.А. Силина. 1912 г.


Статью добавил(а): Вадим кр,  9 января 2017

Каменный храм в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла построен в 1146 году при Ростиславе Мстиславовиче, князе Смоленском. Освящен Симеоном, первым епископом Смоленским. В 1611-1654 годах храм обращен в костел. В нем служил католический архиепископ. С 1654 года становится приходским православным храмом. В середине XVIII века храм перестроен и включен в объем примкнувшего с западной стороны храма великомученицы Варвары. Во время Отечественной войны 1812 года храм разграблен. Восстановлен в 1813 году на средства из казны. В храме в особо устроенном киоте хранилась местно чтимая икона преподобного Нила Столбенского с частицей его святых мощей, а также древняя икона апостолов Петра и Павла.

Храм был кафедральным при архиепископе Серафиме (Остроумове) с июля 1927 года до закрытия в 1935 году. В 1943 году во время боев за освобождение Смоленска храм сильно пострадал. В 1962-1963 годах под руководством архитектора П.Д. Барановского Смоленские реставрационные мастерские выполнили работы, вернувшие храму Петра и Павла первоначальный облик.

Богослужение возобновлено в 1991 году. Первоначальные работы по приспособлению храма для Богослужения проведены хозяйственным отделом Епархиального управления. В 1996 году состоялась юбилейная научная конференция, посвященная 850-летию храма. В 1997 году приходом приобретена икона Иверской Божией Матери Афонского письма. В 1992-2000 годах проведена реставрация храма.

http://smoleparh.ru/eparhiya/prihodyi/smolenskoe-gorodskoe-blagochinie/


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  7 апреля 2021

Храмовый комплекс церкви Петра и Павла и церкви Варвары расположен в заднепровской части города, недалеко от реки. Оба храма стоят почти рядом по одной оси. В середине 12 в. выстроена церковь Петра и Павла – храм княжеского двора. В 1-й половины 17 в. около нее находилась резиденция униатского епископа. В 1753-1757 гг. (по другим источникам – в 1737 г.) к этому храму с запада пристроили крупную церковь Варвары. Во 2-й половине 18 в. соорудили каменную ограду. В 1962-1963 г.г. реставрация под руководством П.Д. Барановского вернула храму Петра и Павла первоначальный облик, но при этом восточная часть Варваринской церкви была разобрана. За последние годы уровень земли вокруг церкви Петра и Павла понизили, хотя примерно на метр все же не достигли первоначальной поверхности 12 в. В 1970-е г.г. восстановили ворота ограды, разрушенной во время Великой Отечественной войны.

Церковь Петра и Павла – один из самых важных памятников русского зодчества 12 в. Построена на средства князя Ростислава Мстиславича (правил в Смоленске в 1125-1160 г.г.) при княжеской резиденции и освящена епископом Мануилом Греком. После 1168 г. храм из княжеского стал приходским и на рубеже 12-13 в.в. приобрел наружные притворы-усыпальницы, а переход в княжескую молельню заложили. В 1611 г., в связи с польской оккупацией края, храм превратили в костел и украсили произведениями Рубенса, Тинторетто, Гвидо Рени в копиях и оригиналах. Во 2-й четверти 17 в. церковь Петра и Павла стала общеепархиальным униатским центром, но с 1654 г. снова действует как православный приходский храм.

Стены церкви сложены из большемерного кирпича, встречаются также более узкие и лекальные кирпичи – для полуколонн и аркатурного пояса. Фундамент сложен из булыжников на глине. В кладку верхних частей включены голосники.

К крестово-купольной одноглавой постройке примыкают три высокие апсиды. Венчает здание глава с массивным 12-гранным барабаном на квадратном постаменте. С трех сторон к зданию примыкала галерея. Она пристраивалась по частям в течении 2-й половины 12 в. и использовалась для захоронений. На северном и южном фасадах закомары отвечают торцам сводов, боковые закомары западного и восточного фасадов ложные. На средние лопатки наложены полуколонны. Из кирпича выполнены пояса аркатуры и поребрика (в основании закомар, по верху апсид), а также бегунец и кресты на угловых лопатках. Карниз барабана, расчлененного узкими лопатками, аркатурой и поясом керамических плиток с килевидными нишками.

Внутри церкви подпружные арки, опирающиеся на столбы и паруса, поддерживают кольцо барабана. Рукава креста перекрыты циркульными сводами; циркульные своды угловых ячеек ориентированы с севера на юг. В западной части расположены хоры, на которые ведет лестница в толще западной стены. Южная часть хоров выделена в придел с апсидой. В западной стене придела была дверь. Она, видимо, вела в княжеский дворец по переходу.

Пол первоначально был кирпичный, но вскоре его заменили поливными керамическими плитками. Внутри стены и своды были расписаны фресками. От них сохранились лишь незначительные фрагменты.

Церковь Варвары первоначально подходила вплотную к Петропавловской церкви и была значительно выше. Кирпичные стены оштукатурены. Архитектура, несмотря на регулярность членений, неожиданно архаична для Смоленска середины 18 в. Церковь сейчас имеет вид двухэтажного прямоугольного здания. К западному торцу примыкает шатровая колокольня с двумя крыльцами на отлете. Боковые фасады равномерно разделены лопатками на 5 вертикальных прясел (раньше их было 7). Второй этаж был двусветным (с такими же окнами и наличниками, что и внизу), а над его восточной частью возвышался световой восьмерик с лотковым сводом. Шатровая колокольня, крыльца во второй этаж, наборные наличники, завершенные гребнями, - все это сродни архитектуре восточных районов области, где были живы архитектурные традиции конца 17 в. Для 18 в. необычен и довольно низкий шатер с двумя рядами круглых слухов, покрытый поливной черепицей. В нижнем этаже церкви сохранились своды.

К югу от Варваринской церкви находятся трехпролетные ворота церковной ограды 2-й половины 18 в. Архитектурные формы ворот и стены, сложенных из кирпича и оштукатуренных, отражают переход от барокко к классицизму. Квадратный проем въезда фланкирован прямоугольными калитками. Сдвоенные лопатки разной высоты при одинаковой ширине зрительно поддерживают сложное ступенчатое завершение ворот (хотя пилястры по сторонам проезда не доходят до антаблемента). Довольно высокая глухая стена ограды украшена большими фигурными нишами, разделенными лопатками.

По материалам: «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область», Москва, «Наука», 2001 г.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  28 апреля 2021

Древний Смоленск знаменит не только воинской доблестью, но и высоким уровнем культуры. Однако история донесла до нас ничтожно мало из всего, созданного народом в давние времена. И ныне только путем глубоких научных исследований, археологических раскопок и научной реставрации архитектурных памятников можно приподнять завесу, скрывающую творения древних мастеров. В Смоленске, по предварительным исследованиям специалистов, еще в домонгольскую эпоху, начиная от княжения Владимира Мономаха, было построено несколько десятков каменных храмов. Строительство первых каменных зданий в нашей лесной стране было прогрессивным явлением, ярким показателем богатства, культуры и искусства города. До наших дней сохранились лишь небольшие остатки и фундаменты древних строений. И только три здания сохранились в значительной полноте - церковь Петра и Павла на Городянке (1146 г.), Иоанна Богослова на Варяжской улице (1173 г.) и Михаила Архангела - Свирская (Северская) - на Пристани (1190-е гг.).

Хотя городская жизнь Смоленска весьма слабо отражена в сохранившихся летописях, но все же в них отмечено, что смоленские князья, потомки Мономаха, "мудрые, рядные и храбрые", украшали город каменными зданиями. Из них особенно высокая оценка дана церкви Михаила Архангела. Строитель ее князь Давид Храбрый ("Буй Давид" из "Слова о полку Игореве") "украсил ее лучше всех церквей, так что нет подобной по всех полуночных (северных) странах, и многие иностранцы приходили для смотрения оной".

Между тем, даже о внешнем виде этих сохранившихся сооружений мы до последнего времени почти ничего не знали, так как из-за перестроек, различных наслоений более позднего времени они совсем утратили свой первоначальный вид. Впервые вопрос о научном исследовании и реставрации трех древнейших памятников смоленской архитектуры был поставлен в первые годы советской власти. И первым итогом этого интереса к древнерусскому зодчеству является Петропавловский храм, почти полностью реставрированный к 1100-летию города, памятник, проживший 817 лет со времени создания.

Основные этапы сооружения и долгой жизни этого памятника таковы. Князь Ростислав Мстиславович, внук Мономаха, в 1146 г. построил за Днепром на реке Городянке храм Петра и Павла, где, по-видимому, был охотничий двор "Тетеревиные садки". Здесь, к западу от храма, был дворец князя, соединенный с ним деревянными переходами.

В 1632 г. к Петропавловскому храму были пристроены с запада палаты униатского архиепископа Льва Кревзы. Затем в 1675 г., после возвращения Смоленска Московскому государству, эти палаты были перестроены в придельный храм. Наконец, в 1753 г., когда увеличилось население заднепровской части города, храм в пятый раз был капитально перестроен. Над западной частью придела были надстроены третий этаж и массивная глава, видоизменены окна. Затем у древней восточной части здания до половины была сломлена глава и надстроена новая в стиле XVIII в., срублены полуколонны по фасадам и весь комплекс объединен общей четырехскатной крышей. После этого никто уже не мог увидеть на фасадах здания признаков древней архитектуры. Характерные формы архитектуры XVII в. выдавали лишь шатровая колокольня и два крыльца.

Научными исследованиями, начатыми в 1923 г., был выявлен ряд дотоле неизвестных интересных особенностей памятника XII в.: полуколонны по фасадам, посводные крыши, перспективные порталы входов и декор фасадов, погребальные ниши, полы из темно-зеленых глазурованных плит и т.п. На хорах храма был небольшой придел, в который вела дверь с переходов, соединявших храм с дворцом. На стенах этого придела под побелкой были обнаружены фрески XII в. с оригинальной тематикой и большое количество графитти, то есть процарапанных надписей XII-XIII вв., среди которых и надпись самого князя-строителя. В проемах обнаружены орнаментальные росписи ярких тонов. Эти новые открытия позволили установить неведомый в течение веков первоначальный образ памятника.

Новые научные данные, полученные из детального исследования всех трех сохранившихся древнейших памятников города, позволили уже говорить не только о реальных сохранившихся в Смоленске ценностях XII в., древней архитектуры и живописи, но и утверждать с полным основанием о наличии и особой смоленской школы искусства. Начальным моментом в развитии этой школы, когда уже можно усматривать в ней прогрессивные местные черты, является Петропавловский храм, а венчающим - Свирский. Всего лишь за 50 лет смоленское зодчество сделало большой шаг вперед, решительно перейдя от византийских традиций к самостоятельным приемам и формам, базирующимся на народных основах. В связи с этими открытиями памятники Смоленска уже с 1930 годов были введены в научный обиход, в труды и учебники по истории русского искусства.

Научная реставрация древнейших памятников Смоленска долго откладывалась до лучших экономических возможностей. В апреле 1944 г. ученый совет главного управления охраны памятников Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР рассмотрел и утвердил разработанные проекты консервации и научной реставрации Петропавловского и Свирского храмов, и вскоре в них была проведена часть самых неотложных предохранительных работ. Однако отсутствие в Смоленске своей научной реставрационной мастерской еще долго не давало возможности развернуть это дело в надлежащем масштабе. И лишь с 1960 г. мастерская начала осваивать трудоемкий и сложный процесс научной реставрации Петропавловского храма. Здесь нужна была и плинфа, то есть кирпич специального размера, и ряд других материалов, не применяемых в современном строительстве. Следовало подготовить и квалифицированных специалистов.

Основным научно-техническим мероприятием было укрепление конструктивных основ памятника путем заведения в горизонтальные каналы, оставшиеся от первоначальных сгнивших деревянных связей, новых железобетонных связей. Этот успешно осуществленный метод укрепления отныне должен на многие века сохранить памятник от распорных деформаций. Сильно обопревшие и совершенно рухнувшие места по фасадам памятника и срубленные полуколонны облицовывались новой плинфой. По следам и сохранившимся древним остаткам документально восстанавливались оконные проемы, дверные порталы и элементы оформления фасадов. Надстройка XVIII в. на древней главе разобрана, а утраченная часть купола наращена по аналогии с близкими памятниками и в соответствии с принципами закономерности и пропорциональных отношений в древней архитектуре. В последнем случае реставрация ввела интересную особенность, свойственную только данному памятнику, - пояс по барабану главы из керамических плит в виде миниатюрных перспективных нишек (остатки их были найдены в древних окнах главы).

Одним из важнейших принципиальных вопросов реставрации было раскрытие западного фасада древнейшего памятника, полностью закрытого позднейшими пристройками, чтобы показать этот памятник в полном объеме. Ученый совет решил сделать разрыв между древнейшей и более поздней частями и, кроме того, уменьшить объем последней за счет разборки этажа, надстроенного в XVIII в., как менее ценного в историко-художественном отношении и пришедшего после пожара и обстрела в аварийное состояние. Осуществление этой работы не только хорошо выявило в массах и объеме здание XII в., но столь же благоприятным оказалось и для частей XVII в. с шатром, покрытым зеленой поливной черепицей, и с огромными живописными крыльцами смоленского типа на ползучих арках.

Нужно сказать, что эти работы, весьма большие по своему объему и особенно сложные и специфичные, были выполнены в исключительно короткий срок - за два с половиной строительных сезона. Остается только завершить работы внутри здания, сделать оконные переплеты и двери, настлать керамический пол и расчистить фресковые росписи.

Предельно простые, лаконичные, полные величия и монументальности формы Петропавловского храма невольно напоминают о том, что Древняя Русь через Византию была наследницей античных традиций, что простота и гармония форм, заложенные в основу этой архитектуры, были удачно продолжены и талантливо переработаны нашими древними народными мастерами.

Реставрация этого памятника древней архитектуры Смоленска - один из примеров воплощения в жизнь принципов заботливого и бережного отношения к неповторимому наследию родной культуры. Подлинные памятники истории, свидетели труда и показатели творческого таланта народных мастеров, украшающие наши города, воспитывающие любовь к Родине, должны быть дороги нам и оберегаемы не только для настоящего, но и главным образом для будущего.

Барановский П.Д. «Свидетель восьми веков (реставрация древнейшего памятника смоленской архитектуры)». Газета «Рабочий путь». № 235. Смоленск, 1963 г., http://nasledie.admin-smolensk.ru


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  30 апреля 2021

У смоленского вокзала выделяется скромный, но выразительный силуэт невысокой трехглавой церкви, хотя и спаленной немцами, но не утратившей своего художественного обаяния. Это Петропавловская церковь - самый древний памятник архитектуры Смоленска.

В середине XII века на месте, где сейчас расположился вокзал, была небольшая слободка для охотников великого князя Ростислава Мстиславовича. "Тетеревники" - так называлась эта слободка. На ней в 1146 году больше для иноземных купцов, проезжавших по Днепру, чем для своих охотников, поставил великий князь церковь Петра и Павла.

Церковка была небольшая, одноглавая. Четыре мощных столба поддерживали ее купол. Изящный двенадцатигранный барабан служил опорою для луковицеобразной главки. Внутренние столбы были расставлены так, что не заслоняли дневного света, проникавшего сквозь небольшие узкие оконца. Расстановкой столбов церковь делилась на три части (нефы), из которых средняя значительно шире боковых. Каждый неф или корабль оканчивался на восточной стороне полуциркульным закруглением (абсидою).

Петропавловская церковь представляет из себя характерный тип центрально-купольного древнерусского храма. Такие же храмы строили в Киеве (Кирилловская церковь) и во Владимиро-Суздальской земле.

Местами на окнах и хорах были обнаружены остатки древней фресковой живописи. Судя по ним, можно с уверенностью сказать, что внутренние стены церкви имели многоцветную раскраску. Ясность и простота прорисовки со значительным преобладанием орнаментальных; элементов сближают смоленскую монументальную живопись XII века со стенной живописью владимирских и новгородских храмов, находившихся под влиянием древне-киевского искусства. Но, благодаря тому, что в то время в Смоленске уже существовали ювелирное и иконописное ремёсла, живопись Петропавловской церкви имеет известную оригинальность, отличающую ее от других ветвей древнерусской живописи тщательностью прорисовки и натуралистическим изображением.

Материалом для Петропавловской церкви служил плиточный кирпич - плинфа. Производился он на местных заводах и имел прекрасный обжиг. Однако, различные клейма и буквы то кириллицей, то глаголицей говорят о производстве его на нескольких заводах. Кирпичные плитки укладывались на цемянке, т. е. на известковом растворе с мелкой кирпичной крошкой, причем толщина раствора превышала толщину плинф. Фундаменты церкви сложены из бутового камня с заполнением пустот трамбованной глиной. Пол покрывают керамические плитки местного производства. Сочетание квадратных и треугольных плиток от белого и светло-зеленого до темно-зеленого и черного полива создавало интересную гамму цветов восточного ковра.

Многообломный портал у западного входа и мелко-арочный декоративный поясок, проходящий по гладкой внешней стороне стен Петропавловской церкви говорят об использовании художественных мотивов, господствовавших тогда в древней Руси.

Подобно другим древнерусским храмам Петропавловская церковь в западной своей части имела обычные церковные хоры, опиравшиеся на западную пару опорных столбов. Особый ход, сделанный в стене у главного входа в церковь, вел на хоры, предназначенные для князя, его свиты и именитых гостей.

Внешний облик церкви был чрезвычайно прост - кроме пояска мелких арочек гладь стены перебивалась вертикальными выступами в виде лопаток и пилястр, к которым примыкали полуколонны. Такой декоративный прием встречаем мы также в некоторых древних церквях Чернигова и Полоцка.

На протяжении восьми веков Петропавловская церковь претерпела множество изменений, исказивших ее первоначальный вид. Влияние многих культур и разных религий отложилось в ее каменных формах. В 1611 году поляки обратили церковь в униатский монастырь и пристроили к ее западной стене дом униатского епископа. В 1753-57 годах над домом епископа был возведен новый православный храм. Одновременно с ним над древней церковкой была сделана новая глава, а окна получили новую декоративную обработку. Но все эти переделки и достройки не изменили основной композиции древнего храма и его конструктивных особенностей, благодаря чему мы имеем полную возможность представить себе технический уровень и художественные приемы древне-смоленского зодчества.

В 1611 году к древней Петропавловской церкви поляки пристроили дом униатского епископа, а в 1753-57 годах над этим домом была возведена новая церковь Варвары, и одновременно с нею построена четырехъярусная, крытая шатром, беседчатая колокольня с интересными, откидными в обе стороны крыльцами, ведущими во второй этаж новой церкви.

За церковной звонницей сохранен образ московской беседчатой колокольни. Она явилась ярким примером русских шатровых колоколен XVII века.

Автор: И. Белогорцев, кандидат архитектурных наук. «Архитектурный очерк Смоленска». Смоленское Областное Государственное Издательство (ОГИЗ), 1949 г.

Комментарии и обсуждение


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.