В городском районе Садки на краю большого и старинного кладбища, на входе высится старая руинированная колокольня и остатки кладбищенской ограды. Раньше здесь стояла церковь в честь святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Она была построена приблизительно между 1801–1805 годами и приписана к Крестовоздвиженской церкви, которая и ныне находится на Ново-Московской улице. Этот храм был закрыт для верующих в 1940 году, вновь открыт в 1941 году (у оккупационной администрации Смоленска было такое направление деятельности по открытию церквей с целью привлечения местного населения на свою сторону – прим. авт.). Здание значительно пострадало во время боев, и было окончательно снесено в 1970-х годах.
В Заднепровье, в Садках, возле кладбищенской церкви Гурия, Самона и Авива многими исследователями, например, Иваном Хозеровым, а также Николаем Ворониным и Петром Раппопортом отмечалось возможное наличие в древности каменного храма. Еще Никифор Мурзакевич писал, что близ кладбищенской Гурьевской церкви на правом берегу Днепра, на горе, есть следы Крестного монастыря, где подвизался Авраамий Смоленский. Особое внимание ему уделил С.П. Писарев. После долгих поисков исследователь нашел у юго–западного угла ограды Гурьевского кладбища майоликовые плитки, сделанные "из черной глины или речного ила". Он отнёс их к храму Креста, который почему–то считал деревянным. Сравнивая плитки с плитками смядынского собора и отмечая лучшее качество последних, он считал их более поздними, т.е. относил убор храма Креста (как и всю постройку?) к более раннему времени. И.М. Хозеров повторил обследование и нашёл мелкие майоликовые квадратные плитки (10 х 10 и 11.5 х 11.5 см) и треугольные (с катетами 10, 11.5 см), из чего заключил, что храм был несомненно каменным. Остатков его на месте находки Хозеров не обнаружил и полагал, что на руинах храма построена существующая Гурьевская церковь.
https://smolensk_our.dirty.ru/evreiskaia-istoriia-627336/