В городе Переславль-Залесский, на высокой пологой горе между Троице-Даниловым и Горицким монастырями, расположена небольшая Сретенская церковь. До сегодняшнего дня не имеется точных летописных сведений о дате возведения этого храма, но существуют некоторые источники, в которых датой возведения церкви называется 1785 год. Практически до 1753 года у ограды большого Горицкого монастыря располагались две выстроенные из дерева церкви, одна из которых была освящена в честь святого Сергия Радонежского и являлась летней, а вторая была освящена в честь Сретения и являлась зимней. Обе церкви полноправно относились к Сергиевскому приходу. В середине 1753 года переславский епископ Серапион выдал подтвержденное разрешение на возведение новой, выстроенной из камня церкви, которая выстроилась бы взамен двух деревянных. Храм должен был быть выстроен Сретенским, а также оснащенным приделом во имя Сергия Радонежского.
Важно отметить, что возведение храма успели только начать, ведь в этот период времени в город Переславль приехал Амвросий – новый епископ, при деяниях которого началось полномасштабное строительство в кафедральном Горицком монастыре. Расположенные в монастырской зоне приходские церкви было приказано снести, а неиспользованный кирпич с начавшегося процесса строительства каменного храма – вернуть прихожанам. Многочисленные прихожане, получив кирпич обратно, приняли решение употребить его на дальнейшее строительство храма на новом месте, которые было значительно более удалены от монастыря. Сретенская церковь первоначально была освящена в честь праздника Сретения Господня. В храме находилось два придела: первый был освящен во имя Сергея Радонежского (как и у предыдущей церкви), а второй – во имя Александра Невского, ведь именно этот святой был одним из переславских князей. Стоит отметить, что ни одного из этих деяний не было осуществлено: на планируемое месторасположение была просто перенесена старинная деревянная церковь, при этом, её освятили во имя Александра Невского. Спустя 20 лет обветшавшее деревянное здание практически полностью пришло в негодность. В это время священники при Александро-Невской церкви Иванов Василий и Иванов Стефан обратились с просьбой к епископу Феофилакту о возвращении их приходу такого количества кирпича, которое было в своё время потрачено на невозведённую церковь, неподалеку у стен Горицкого монастыря. Важно упомянуть, что тот храм разобрали и полностью пустили на строительные материалы для обновления большого Горицкого монастыря. Данное прошение было подано в конце 1778 года, но долгожданного кирпича прихожанам так и не удалось заполучить. 26 октября 1785 года нововыстроенный Сретенский храм, оснащенный приделом во имя Александра Невского, был освящен.
По описи, сделанной в начале прошлого века, в церкви было много ценных богослужебных предметов. Это атласные, расшитые золотыми и серебряными нитями и украшенные жемчугом воздухи – покровные ткани для священных сосудов. В храме были старинные напрестольные кресты с частицами мощей святых и Евангелие, датированные XVIII веком. Церковные службы справляли священник и псаломщик, и для их содержания ежегодно выделялось около семисот рублей. 30 десятин церковных земель сдавали арендаторам. По записям прихожанами являлись около 400 мужчин и столько же женщин – крестьян, мещан, разночинцев и военных. В 1873 г. при Сретенской церкви была открыта церковно-приходская школа. В то время в приходе Сретенского храма было 328 крестьян и 67 мещан, а также разночинцы и военные. До революции Сретенский приход был одним из самых больших в Переславле и насчитывал около 800 человек. Удачное расположение Сретенской церкви на пересечении трёх старинных слободок - Подгорной, Сокольской и Фёдоровской - всегда обеспечивало ей хороший приход. По количеству прихожан с ней могла соперничать лишь церковь Сергия Радонежского (ныне уничтожена богоборцами), стоявшая на центральном городском перекрёстке. И поэтому, когда в 1923 году в Переславле местные власти закрыли все святые обители, многие жители южной стороны города устремились в Сретенскую церковь. Что же касается архитектуры Сретенского храма, то она незамысловата, но очень красива. Церковь является образцом стиля провинциального классицизма. Главный четверик основного объема украшается треугольными фронтонами, при этом с юга на север дверные проёмы в храм обрамляются при помощи портиков, выстроенных из четырех колонн, причем углы четверика окантованы рустовкой.
Внутри храм – особенно светлый, ведь в нём присутствует два ряда широких оконных проёмов, обрамленных изящными наличниками. Со стороны запада находится трапезная комната, а также – трёхъярусная колокольня. Венчание основного объема осуществлено восьмериком и полусферическим куполом. Полукруглая апсида украшается рустом. После прихода советской власти, весной 1919 года священнослужитель Сретенского храма Виктор Сергиевский и прихожане, живущие в трех слободах Переславля-Залесского, заключили с представителями властей специальный договор о пользовании храмом. Через три года (1922), когда шло массовое изъятие церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья, они передали в финансовое управление восемь сделанных из серебра предметов: старинный крест, два сосуда для богослужений – позолоченные потир и дискос, а также звездицу и церковные облачения на жертвенник. А оставшуюся в Сретенском храме богослужебную утварь комиссия оценила в восемь с половиной тысяч рублей. Не избежал участи закрытия и этот переславский храм. Самая "возвышенная" церковь Переславля в конце 30-х годов XX века властями была закрыта на полвека. Часть изъятых из храма ценностей удалось сохранить. И сегодня в стенах Горицкого монастыря, в Переяславском музее экспонируются старинные венцы, которые применяют во время таинства венчания, и нательный крест, датируемый XVIII-XIX вв. С 1988 года церковь Сретения снова стала действующей, после чего в скором времени состоялась её масштабная реставрация. Как и в старь, Сретенский храм, выстроенный по традиционной схеме "кораблём", возвышающийся на высоком холме, возле оживлённой дороге, радует глаз всякого путешественника или паломника приехавшего в этот старинный город.
Из книги: Ермакова Н. Н. "Древний, многоликий православный Переславль". - Переславль-Залесский, 2017