Церковь стоит почти на самом берегу (правом) реки Трубежа, близ Рыбацкой слободы. Пролегающая мимо этой церкви улица носит от неё название Ильинской или «Ильинский берег», а в старину она называлась «Ильинская десятня».
Церковь с пятью небольшими главами; в связи с имеющеюся при ней трапезою находится каменная колокольня. Как самая церковь, так и колокольня в архитектурном отношении ничего особенного не представляют. Церковь построена по плану обыкновенных бедных церквей конца прошлого и начала нынешнего столетия — квадратный столб в два света, крытый четырёхскатным сводом, с отверстием в средине для фонаря средней главы; на углах четыре глухих фонаря для четырёх глав. Трапеза несколько продолговатая и покрыта на два ската; колокольня в два яруса, из которых верхний с четырьмя пролётами и с небольшим шпилем. Церковь, а главное, колокольня обложены контрфорсами, что, очевидно, сделано из опасения осадки здания или наклона к близ протекающей реке.
О первоначальном основании в городе Переславле, на указанном месте, церкви во имя святого пророка Илии нет в церкви ни надписей, ни записей. В первый раз об Ильинской церкви упоминается в житии преподобного Даниила Переславского чудотворца, из коего видно, что Ильинский храм уже существовал при жизни сего преподобного и ознаменован даже тем, что в нём или около его любили молиться сам преподобный Даниил и некий дивный муж, пред которым сами собой отверзались запертые церковные двери и сами же собой возжигались свечи и лампады в церкви. Вот как об этом рассказывает летописец в составленном кратком житии преподобного Даниила. —
Некогда же преподобный приходящим к нему человеком пользы ради поведаше вещь дивну: муж, рече, некто обычай име всегда ходити в вечер смеркающсь по многим церквам помолитися, и некогда пришедшу ему к церкви святаго пророка Ильи замчене сущи (запертой), и молящуся ему, и узре иного мужа идуща к тойже церкви, и пришедый преж утаися за угол церковный, и виде последи пришедшаго прилежно молящась; емуже двери церковныя сами отверзошася, и свещи вся сами возжгошась, и человек той в церкви (святого пророка Илии) довольно помолився изыде, и свещи погасоша, и двери замкнушась, и от церкви тоя прейде реку Трубеж верху воды яко по суху к церкви святаго Климента.
Созерцатель таинственного мужа, молившегося при чудесно возожжённых свечах и лампадах в церкви святого пророка Илии, — преподобный Даниил, а таинственный муж — святой благоверный князь. Андрей Переславский чудотворец, преставившийся около 1390 года, — об открытии мощей которого много хлопотал в своё время преподобный Даниил. Если о преподобном Данииле известно, что он родился в 1459 году, а преставился в 1540 году, и что, живя в городе Переславле, он имел обычай молиться при церквах города, например, у церкви святого пророка Илии, — как видно из вышеприведённого рассказа летописца, — то из этого естественно вытекает заключение, что Ильинская церковь на берегу река Трубежа существовала уже в конце XV или в начале XVI века.
Более точные и определённые данные о существовании Ильинской церкви в городе Переславле с приделом Благовещенским относятся к XVII веку. В самой Ильинской церкви есть достаточно ясное об этом указание. На имеющейся в церкви книге — прологе, уцелела следующая подпись, ясно свидетельствующая о существовании церкви в 1650 году.
Лета 7160, — читаем в подписи, — сiя книга прологъ церкви пророка Илiи, приложилъ сiю книгу прологъ Константинъ Савельевъ сынъ Овчиниковъ въ церковь Благовещенiя и пророка Илiи по своей душе въ вечный покой. На листах другой книги (пролог за сентябрь месяц, выхода 1675 года) существует такая подпись: Лета 7190 (1682) генваря въ 1 день Переславля-Зал?сскаго Петръ да Володимiръ Львовы дети Расторгуева положили сей прологъ въ домъ Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещенiя и въ домъ святаго славнаго пророка Илiи Фесфитянина ради душевнаго своего спасенiя, а подписалъ сiю книгу глаголемую прологъ тояжъ церкви пророка Илiи попъ Власiй Еремеевъ по указу Петра и Володимiра.
Таковые же сведения сохранились о церкви в июльской минее выхода 1693 года. Лета 7204 (1696), — гласит подпись по листам, — въ 25 день положилъ сiю книгу минею месяцъ iюль въ церковь святаго славнаго пророка Илiи Переславля Залесскаго Патрiарша домоваго Борисоглебскаго монастыря казначей старецъ Антонiй Плотниковъ4 въ душевную пользу по своихъ родителехъ въ вечное поминовенiе при священнике Iакове Варфоломееве и по сей книге Бога славить и за него старца Антонiя Бога молить.
Определяя до некоторой точности существование Ильинской церкви по указанным выше письменным памятникам с конца XV столетия, мы имеем некоторую возможность определить даже и количество прихожан церкви за некоторые годы XVII века. Так в 1655 году было 39 семей, в 1677 значилось «посацких дворов 7, посацких бобылей и вдов бобылок 25 дворов, да 1 двор пришлого бобыля», всех людей в этих дворах 79 человек и кроме того один двор «съезжие избы подьячего».
Перечитывая и пересматривая памятники, относящиеся до Ильинской церкви, мы, однакож, не могли найти никаких сведений, какая была церковь — каменная или деревянная. Но принимая во внимание, что до половины XVIII столетия в городе Переславле было только 5 каменных приходских церквей, а остальные все были деревянные и в большинстве срубленные «клецки», нужно думать, что и Ильинская церковь из того же материала и той же постройки, как и прочие церкви города.
К концу XVIII столетия деревянная Ильинская церковь настолько обветшала, что приходские люди вынуждены были просить дозволения о постройке каменной церкви в то же наименование и на том же месте. После тщательного освидетельствования духовными властями ветхой деревянной церкви, в 1771 году выдана была храмозданная грамота на построение новой каменной Ильинской церкви с приделом в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы. И так как настоящая каменная церковь, по сведениям, поданным причтом в Переславское духовное правление в 1799 году, построена «от разных доброхотных дателей», то неудивительно, что эти доброхотные даяния не могли быть скоро собраны, и деревянная церковь, по получении храмо зданной грамоты на построение новой каменной, стояла ещё 10 лет. Только в 1780 году церковь была сложена и в этом же году придельный храм 23 декабря преосвященным Феофилактом Ильинская церковь в г. Переславле-Залесском был освящён.
Через 8 лет после сего окончательно отстроен и главный Ильинский храм, и, насколько дозволяли средства, украшен приличным в несколько ярусов иконостасом столярной работы, по местам с оттисками трав и лоз, отзолоченным червонным золотом, с резными царскими дверями художественной работы, изображающими тайную вечерю. Пол выложен чугунными квадратными плитами; стены расписаны живописью и уборкой. 24 сентября 1788 года было торжественно совершено освящение храма, священником ключарём кафедрального Успенского Горицкого собора вместе с местным священником Василием Иоанновым.
Из вышесказанной храмозданной грамоты не видно о дозволении построить вместе с храмом и колокольню; неизвестно, оставалась ли новопостроенная каменная церковь при старой деревянной колокольне или довольствовалась временной деревянной звонницей. Из дел Переславского духовного правления видно, что только через 15 лет после построения церкви сложена нынешняя небольшая каменная колокольня. В 1803 году приходские люди Ильинской церкви, вместе со своим священником Садиковым, просили преосвященного Ксенофонта епископа Владимирского о дозволении им устроить при их Ильинской церкви, с западной стороны, в связи с трапезой, каменную колокольню. О ходе этой просьбы мы не имеем сведений; известно только, что 25 августа этого же года колокольня сложена и освидетельствована.
Ильинская церковь как прежде была небогата материальными средствами, так и ныне ощущается большой недостаток в них. Нет в церкви ни ценной утвари, ни богатых облачений, ни крупных вкладов. По бедности и малочисленности прихожан, реформою 1868 года церковь причислена к соседней Богословской церкви. Впрочем, к ценностям храма из священной утвари можно отнести старинный серебряный, отзолоченный напрестольный крест, распятие на котором обнизано крупным жемчугом. Крест этот есть достояние прежней деревянной церкви, что видно из вычеканенной на рукояти следующей надписи: «1734 года iюля въ 1 день сей крестъ Переславля Залесскаго церкви Илiи пророка построенъ на сборныя деньги».
Из ценностей храма, в отношении древности, можно указать на иконы: храмовую — святого пророка Илии и на икону святителя Николая, за правым клиросом, в настоящей церкви в особом киоте. Первая из них, — святого пророка Илии с житием, писана вглубь по золоту и холсту; на второй святитель Николай изображён во весь рост, в митре, в кресчатой фелони, с омофором, с палицею на правом бедре и с платом на левом. На задней дске иконы вырезана вязью надпись, которую любители всевозможных старинных надписей до сих пор более или менее верно прочитать не могут. Наконец, нельзя не отметить и следующую достопамятность Ильинской церкви.
На колокольне церкви висит небольшой колокол с двумя разнохарактерными надписями. Первая надпись отлита вместе с колоколом и находится в пояске близ ушей колокола и читается так: «Henrick Ter Horst Me fecit dаveriteiae anno 1646». Вторая надпись вычеканена несколько ниже первой и гласит следующее: «7159 марта 23 дня положилъ сей колоколъ», далее несколько слов разобрать чрезвычайно трудно, но видно, что колокол положил не в Ильинскую с приделом Благовещенским церковь, «переславской слободки торговый человекъ Iевъ Гавриловъ сынъ Темеринъ по своей душе и своихъ родителехъ»
Статья П.В. Ильинского «Ильинская церковь в г. Переславле-Залесском», 1906 г. http://pki.botik.ru/articles/c-ilinskaa1894august.pdf