ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Переславль-Залесский. Церковь Илии Пророка.

Ильинская церковь


Переславль-Залесский. Церковь Илии Пророка
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Илии Пророка
Год постройки:Между 1771 и 1788.
Год утраты:приблизительно 1930 (снесена)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Правая Набережная, между домами 40 и 46

Координаты: 56.735879, 38.837722 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 мая 2024

«…В житии преподобного Даниила Переславского, между прочим, рассказывается, что преподобный однажды молился около церкви святого пророка Илии. Из этого рассказа можно заключать, что Ильинская церковь существовала в Переславле уже в первой половине XVI века. О существовании этой церкви в XVII столетии есть несомненные документальные свидетельства в патриарших окладных книгах и в надписях на некоторых из богослужебных книг, доселе сохранившихся в церкви.

В патриарших окладных книгах под 136 (1628) годом записано: «церковь святаго пророка Ильи, на посаде, дани три алтына, пять денег, десятильничих гривна». В 1653 году дани 18 алтын 4 деньги, заезда гривна.

Эта церковь была деревянная; были ли её перестройки в XVII и первой половине XVIII столетия, сведений о том не сохранилось. В 1771 году начат был постройкою каменный храм; в 1780 году был выстроен и освящён придел, а главный храм был окончен только в 1788 году. Этот храм существует и в настоящее время. Каменная колокольня устроена только в 1803 году. На одном из колоколов две надписи:

1) «Henrick Ter Horst Me fecit... anno 1646»;

2) «7159 года марта 23 положилъ сей колоколъ Переславской слободки торговый человекъ Iевъ Гавриловъ сынъ Темеринъ...».

Более полный текст этой надписи таков. Первая надпись отлита вместе с колоколом и находится в пояске близ ушей колокола: «Henrick Ter Horst Me fecit Dаventriae anno 1646». (Перевод: «Генрих Тер Хорст сделал меня в Девентри в год 1646».) Вторая надпись вычеканена несколько ниже первой: «лета 7155 марта въ 23-й день положилъ сей колоколъ къ церкви сорока мученикъ рыбинскiе Переславскiе слободы торговый человекъ Iевъ Гавриловъ, сынъ Темеринъ по своей душе и по своихъ родителяхъ».

Престолов в церкви в настоящее время два: в холодной в честь святого пророка Илии, в приделе тёплом во имя Благовещения Божией Матери.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых икон более древни: святого пророка Илии и святого Николая Чудотворца; сравнительно древен и серебряный вызолоченный напрестольный крест с надписью: «1734 г. сей крестъ Переславля Залесскаго церкви Илiи пророка купленъ на сборныя деньги». Сохранились подписи на некоторых богослужебных книгах:

1) на Прологе: «лета 7160 сiя книга церкви прор. Илiи, приложилъ Константинъ Савельевъ сынъ Овчинниковъ в церковь Благовещенiя и пр. Илiи»;

2) на Прологе же: «л. 7190 Переславля Залесскаго Петръ да Володимеръ Львовы дети Расторгуевы положили сей прологъ въ домъ Преч. Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещенiя и въ домъ пр. Илiи Фесвитятина... подписалъ попъ тоя церкви Василiй Еремеевъ»;

3) на Минее: «л. 7204 положилъ сiю книгу въ церковь пр. Илiи патрiарша домоваго Борисоглебскаго монастыря казначей старецъ Антонiй Плетниковъ... при свящ. Iакове Варфоломееве»...

Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1785 года, исповедные росписи с 1795 года.

Особого причта при церкви нет; богослужение и требы отправляет причт Богословской церкви. На содержание его получается: а) процентов с причтового капитала (1 840 р.) - 73 р. 60 к.; б) от служб и требоисправлений 177 р., всего до 250 р. в год.

Церкви принадлежат две огородных земли, отказанных в пользу причта за вечное поминовение родителей.

В приходе по клировым ведомостям числится 46 душ мужского пола и 35 женского…»

Из книги: Добронравов В.Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Переславский уезд», стр. 23-24.


Елена Григорьева
 

Ильинская церковь в Переславле с давних пор существовала на берегу реки Трубеж в древней и живописной Рыбной слободе. В 1780-е годы её возвели в камне и украсили внутри четырехъярусным резным позолоченным иконостасом. По определению специалистов ХХ века, церковь во имя Святого пророка Илии представляла большой историко-архитектурный интерес, и её следовало сохранить, но по плану картоиздательства СССР подлежала сносу и потому была утрачена.

«Переславль-Залесский. Уничтоженные церкви города».


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 мая 2024

Церковь стоит почти на самом берегу (правом) реки Трубежа, близ Рыбацкой слободы. Пролегающая мимо этой церкви улица носит от неё название Ильинской или «Ильинский берег», а в старину она называлась «Ильинская десятня».

Церковь с пятью небольшими главами; в связи с имеющеюся при ней трапезою находится каменная колокольня. Как самая церковь, так и колокольня в архитектурном отношении ничего особенного не представляют. Церковь построена по плану обыкновенных бедных церквей конца прошлого и начала нынешнего столетия — квадратный столб в два света, крытый четырёхскатным сводом, с отверстием в средине для фонаря средней главы; на углах четыре глухих фонаря для четырёх глав. Трапеза несколько продолговатая и покрыта на два ската; колокольня в два яруса, из которых верхний с четырьмя пролётами и с небольшим шпилем. Церковь, а главное, колокольня обложены контрфорсами, что, очевидно, сделано из опасения осадки здания или наклона к близ протекающей реке.

О первоначальном основании в городе Переславле, на указанном месте, церкви во имя святого пророка Илии нет в церкви ни надписей, ни записей. В первый раз об Ильинской церкви упоминается в житии преподобного Даниила Переславского чудотворца, из коего видно, что Ильинский храм уже существовал при жизни сего преподобного и ознаменован даже тем, что в нём или около его любили молиться сам преподобный Даниил и некий дивный муж, пред которым сами собой отверзались запертые церковные двери и сами же собой возжигались свечи и лампады в церкви. Вот как об этом рассказывает летописец в составленном кратком житии преподобного Даниила. —

Некогда же преподобный приходящим к нему человеком пользы ради поведаше вещь дивну: муж, рече, некто обычай име всегда ходити в вечер смеркающсь по многим церквам помолитися, и некогда пришедшу ему к церкви святаго пророка Ильи замчене сущи (запертой), и молящуся ему, и узре иного мужа идуща к тойже церкви, и пришедый преж утаися за угол церковный, и виде последи пришедшаго прилежно молящась; емуже двери церковныя сами отверзошася, и свещи вся сами возжгошась, и человек той в церкви (святого пророка Илии) довольно помолився изыде, и свещи погасоша, и двери замкнушась, и от церкви тоя прейде реку Трубеж верху воды яко по суху к церкви святаго Климента.

Созерцатель таинственного мужа, молившегося при чудесно возожжённых свечах и лампадах в церкви святого пророка Илии, — преподобный Даниил, а таинственный муж — святой благоверный князь. Андрей Переславский чудотворец, преставившийся около 1390 года, — об открытии мощей которого много хлопотал в своё время преподобный Даниил. Если о преподобном Данииле известно, что он родился в 1459 году, а преставился в 1540 году, и что, живя в городе Переславле, он имел обычай молиться при церквах города, например, у церкви святого пророка Илии, — как видно из вышеприведённого рассказа летописца, — то из этого естественно вытекает заключение, что Ильинская церковь на берегу река Трубежа существовала уже в конце XV или в начале XVI века.

Более точные и определённые данные о существовании Ильинской церкви в городе Переславле с приделом Благовещенским относятся к XVII веку. В самой Ильинской церкви есть достаточно ясное об этом указание. На имеющейся в церкви книге — прологе, уцелела следующая подпись, ясно свидетельствующая о существовании церкви в 1650 году.

Лета 7160, — читаем в подписи, — сiя книга прологъ церкви пророка Илiи, приложилъ сiю книгу прологъ Константинъ Савельевъ сынъ Овчиниковъ въ церковь Благовещенiя и пророка Илiи по своей душе въ вечный покой. На листах другой книги (пролог за сентябрь месяц, выхода 1675 года) существует такая подпись: Лета 7190 (1682) генваря въ 1 день Переславля-Зал?сскаго Петръ да Володимiръ Львовы дети Расторгуева положили сей прологъ въ домъ Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещенiя и въ домъ святаго славнаго пророка Илiи Фесфитянина ради душевнаго своего спасенiя, а подписалъ сiю книгу глаголемую прологъ тояжъ церкви пророка Илiи попъ Власiй Еремеевъ по указу Петра и Володимiра.

Таковые же сведения сохранились о церкви в июльской минее выхода 1693 года. Лета 7204 (1696), — гласит подпись по листам, — въ 25 день положилъ сiю книгу минею месяцъ iюль въ церковь святаго славнаго пророка Илiи Переславля Залесскаго Патрiарша домоваго Борисоглебскаго монастыря казначей старецъ Антонiй Плотниковъ4 въ душевную пользу по своихъ родителехъ въ вечное поминовенiе при священнике Iакове Варфоломееве и по сей книге Бога славить и за него старца Антонiя Бога молить.

Определяя до некоторой точности существование Ильинской церкви по указанным выше письменным памятникам с конца XV столетия, мы имеем некоторую возможность определить даже и количество прихожан церкви за некоторые годы XVII века. Так в 1655 году было 39 семей, в 1677 значилось «посацких дворов 7, посацких бобылей и вдов бобылок 25 дворов, да 1 двор пришлого бобыля», всех людей в этих дворах 79 человек и кроме того один двор «съезжие избы подьячего».

Перечитывая и пересматривая памятники, относящиеся до Ильинской церкви, мы, однакож, не могли найти никаких сведений, какая была церковь — каменная или деревянная. Но принимая во внимание, что до половины XVIII столетия в городе Переславле было только 5 каменных приходских церквей, а остальные все были деревянные и в большинстве срубленные «клецки», нужно думать, что и Ильинская церковь из того же материала и той же постройки, как и прочие церкви города.

К концу XVIII столетия деревянная Ильинская церковь настолько обветшала, что приходские люди вынуждены были просить дозволения о постройке каменной церкви в то же наименование и на том же месте. После тщательного освидетельствования духовными властями ветхой деревянной церкви, в 1771 году выдана была храмозданная грамота на построение новой каменной Ильинской церкви с приделом в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы. И так как настоящая каменная церковь, по сведениям, поданным причтом в Переславское духовное правление в 1799 году, построена «от разных доброхотных дателей», то неудивительно, что эти доброхотные даяния не могли быть скоро собраны, и деревянная церковь, по получении храмо зданной грамоты на построение новой каменной, стояла ещё 10 лет. Только в 1780 году церковь была сложена и в этом же году придельный храм 23 декабря преосвященным Феофилактом Ильинская церковь в г. Переславле-Залесском был освящён.

Через 8 лет после сего окончательно отстроен и главный Ильинский храм, и, насколько дозволяли средства, украшен приличным в несколько ярусов иконостасом столярной работы, по местам с оттисками трав и лоз, отзолоченным червонным золотом, с резными царскими дверями художественной работы, изображающими тайную вечерю. Пол выложен чугунными квадратными плитами; стены расписаны живописью и уборкой. 24 сентября 1788 года было торжественно совершено освящение храма, священником ключарём кафедрального Успенского Горицкого собора вместе с местным священником Василием Иоанновым.

Из вышесказанной храмозданной грамоты не видно о дозволении построить вместе с храмом и колокольню; неизвестно, оставалась ли новопостроенная каменная церковь при старой деревянной колокольне или довольствовалась временной деревянной звонницей. Из дел Переславского духовного правления видно, что только через 15 лет после построения церкви сложена нынешняя небольшая каменная колокольня. В 1803 году приходские люди Ильинской церкви, вместе со своим священником Садиковым, просили преосвященного Ксенофонта епископа Владимирского о дозволении им устроить при их Ильинской церкви, с западной стороны, в связи с трапезой, каменную колокольню. О ходе этой просьбы мы не имеем сведений; известно только, что 25 августа этого же года колокольня сложена и освидетельствована.

Ильинская церковь как прежде была небогата материальными средствами, так и ныне ощущается большой недостаток в них. Нет в церкви ни ценной утвари, ни богатых облачений, ни крупных вкладов. По бедности и малочисленности прихожан, реформою 1868 года церковь причислена к соседней Богословской церкви. Впрочем, к ценностям храма из священной утвари можно отнести старинный серебряный, отзолоченный напрестольный крест, распятие на котором обнизано крупным жемчугом. Крест этот есть достояние прежней деревянной церкви, что видно из вычеканенной на рукояти следующей надписи: «1734 года iюля въ 1 день сей крестъ Переславля Залесскаго церкви Илiи пророка построенъ на сборныя деньги».

Из ценностей храма, в отношении древности, можно указать на иконы: храмовую — святого пророка Илии и на икону святителя Николая, за правым клиросом, в настоящей церкви в особом киоте. Первая из них, — святого пророка Илии с житием, писана вглубь по золоту и холсту; на второй святитель Николай изображён во весь рост, в митре, в кресчатой фелони, с омофором, с палицею на правом бедре и с платом на левом. На задней дске иконы вырезана вязью надпись, которую любители всевозможных старинных надписей до сих пор более или менее верно прочитать не могут. Наконец, нельзя не отметить и следующую достопамятность Ильинской церкви.

На колокольне церкви висит небольшой колокол с двумя разнохарактерными надписями. Первая надпись отлита вместе с колоколом и находится в пояске близ ушей колокола и читается так: «Henrick Ter Horst Me fecit dаveriteiae anno 1646». Вторая надпись вычеканена несколько ниже первой и гласит следующее: «7159 марта 23 дня положилъ сей колоколъ», далее несколько слов разобрать чрезвычайно трудно, но видно, что колокол положил не в Ильинскую с приделом Благовещенским церковь, «переславской слободки торговый человекъ Iевъ Гавриловъ сынъ Темеринъ по своей душе и своихъ родителехъ»

Статья П.В. Ильинского «Ильинская церковь в г. Переславле-Залесском», 1906 г. http://pki.botik.ru/articles/c-ilinskaa1894august.pdf



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.