«…На месте, где теперь стоит приходская церковь во имя Сошествия Святого Духа, в древности существовал мужской монастырь того же имени. Время основания этого монастыря неизвестно, но он был уже в 1586 году; игуменом тогда в нём был некто Марк. В 1611 году литовцы, бывшие в Переславле под предводительством Сапеги, весь монастырь выжгли и, вероятно, за недостатком средств к существованию, по просьбе Духовского игумена Мисаила, указом царя Михаила Феодоровича этот монастырь был приписан к Никитскому монастырю; там приказано было жить игумену Мисаилу и заботиться о постройке храма.
Вблизи Духовского монастыря расположена была подмонастырская слободка, в которой по переписным книгам 1677 года насчитывалось: квасоваров и огородников 13 дворов и 1 двор церковного дьячка.
В 1702 году Духовская церковь и монастырь имели следующий вид:
Церковь во имя Сошествия Святаго Духа, деревянная рублена клетцы об одной главе, глава обита чешуёю деревянною, крест на ней опаян белым немецким железом; церковь и олтарь и паперть крыты тёсом.
В церкви царские двери, на них писан образ Благовещения Пресвятыя Богородицы и евангелисты и двери писаны красками; — по правую сторону царских дверей: образ Спасов месной, писан красками, под образом пелена крашенинная кирпичной цвет, опушена крашениною лазоревою, подложена крашениною синею; перед образом подсвешник деревянной резной с блоки, золочён; образ Сошествие Святаго Духа месной, на нём писан на одной дске образ Пресвятыя Богородицы со апостолы и евангелисты, писаны красками, на образе Пресвятыя Богородицы венец с каруною серебряной, под образом пелена камчатая мелкотравная алой цвет, подложена крашениною; образ Отечество месной, писан красками, пред образом лампада медная лощатая лужёная; — по левую сторону царских дверей: образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия, писан красками в киоте деревянном, киот выкрыт красками, по киоту убрусы полотняные, под образом пелена дороги полосатые, крест нашит киндяк белой, подложена крашениною, перед образом свеща восковая росписана красками, на ней налеп жестяной с шайданы; на северных дверях благоразумный разбойник, писан красками; образ Николая чудотворца месной, писан красками, на образе убрус полотняной с шёлком; образ великомученика Никиты и образ преподобнаго Никиты писаны на одной дске красками, перед образами подсвешник жестяной; — над царскими дверьми и над местными образами деисус, в деисусе Спасов образ, всего 14 образов, писаны красками, промеж ими столбцы росписаны красками, перед Спасовым образом лампада жестяная прорезная, под нею кисть нитяная; — в олтаре престол оболочен крашениною, крест нашит круживо мишурное, на престоле покров кумачной красной, опушен крашениною, подложен полотном; жертвенник, оболочен крашениною, спереди выбойка бумажная пёстрая; на престоле евангелие печатное в десть, оболочено бархатом красным, в средине Распятие и евангелисты серебряные золочёны; крест благословенной, на нём Распятие Господне и оклад серебряной золочён; другой крест, на нём Распятие Господне писано красками; за престолом образ Пресвятыя Богородицы Знамения, на другой стороне образ Николая чудотворца, писаны красками, перед образом лампада жестяная небольшая; сосуды церковные оловянные: потир, дискос, лжица, 3 блюдца, все оловянные; пелены: пелена отлас жёлтой опушена отласом зелёным, подложена киндяком лазоревым; 2 пелены тафтяные вишнёвые, опушены тафтою жёлтою, подложены киндяком, ветхи; у царских дверей завеса крашенинная кирпичной цвет; 2 кадила медных; 2 подсвешника выносных деревянных; — ризы отлас жёлтой, оплечье золото с серебром, опушены камкою красною, подложены крашениною; ризы отласные мелкотравные цветные алые, оплечье бархат золотной, опушены тафтою красною, ветхи гораздо; подризник отласной цветной по белой земле, оплечье и нарукавники отлас золотной по красной земле, опушены тафтою красною, подложен кумачём красным; подризник киндяшной чёрной, оплечье и нарукавники отлас цветной по лазоревой земле, опушен и подложен крашениною; епатрахель бархатная красная, подложена крашениною, ветха; двои поручи отласные цветные, ветхи; пояс нитяной; — книга псалтырь печать московская в пол-десть ветха; книга часовник святцы печать московская в пол-десть; книга апостол печать московская в десть; книга минея общая с празники и с святцы печать московская в десть; книга шестоднев печать московская в десть; 2 треоди цветныя, да постныя; налой сгибной обит кожею; книга канонник печать московская в четверть; книга требник печать московская в четверть; книга служебник печать московская в пол-десть.
В трапезе по правую сторону месных образов: образ Пресвятыя Богородицы всем скорбящим радость, писан красками; образ Сошествие Святого Духа, писан красками, на нём 2 венца серебряных золочёны, ветхи; пред образами подсвешник деревянный; по левую сторону образ святых жён мироносиц, писан красками, пред образом подсвешник деревянный; — в олтаре и в церкви и в трапезе 3 окончины слудяных ветхи.
В том монастыре спереди ограда рублена с клетками, ворота дощаные; на монастыре келья — братии нет; ограда огнила и развалилась. При монастыре поп Андрей; из Никитского монастыря даётся вино и ладан; попу даётся из монастырских житниц месячного хлеба 6 четвертей ржи в год. [1 259 л] К монастырю приписаны: Духовская слободка, в 25 дворов бобыльских, и Грачковская слободка, 18 дворов бобыльских.1
Из этой описи видно, что уже в 1702 году монастырь фактически не существовал: братии в нём не было в богослужение отправлял особый священник; поэтому переход Духовской церкви из монастырской в приходскую был совершенно естественный; переход этот совершился около половины XVIII века, но ранее 1764 года. Приход первоначально образовали жители Духовской и Грачковской слободок, в конце же XVIII века сюда присоединены были некоторые из прихожан упразднённой Екатерининской церкви.
В 1788 году преосвященный Феофилакт, последний епископ Переславский, по просьбе прихожан и священника Ивана Ильина разрешил постройку каменной церкви вместо деревянной, в честь того же праздника. Из этой грамоты видно, что при Духовской церкви в то время существовала другая тёплая церковь в честь святых мучеников Адриана и Натальи. Когда построена была эта церковь, сведений не сохранилось, но, очевидно, после 1702 года, потому что в вышеприведённой описи её не упоминается.
Придельная церковь была устроена и освящена в 1796 году, а настоящий храм в 1799 году; тогда же построена и каменная колокольня. С того времени церковь сохраняется без существенных изменений.
Престолов в церкви в настоящее время два: в холодной в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и в тёплой в честь святых мучеников Адриана и Наталии. Иконостас холодной церкви современен самой церкви; на царских дверях резное изображение тайной вечери.
Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых икон более древни храмовые иконы: Сошествия Святого Духа и святых Адриана и Натальи и икона Распятия Иисуса Христа. Из напрестольных крестов два с частицами святых мощей: в одном 53 частицы, а в другом 6 частиц; кресты эти, по преданию, приложены в 1799 году.
На некоторых из богослужебных книг сохранились надписи: например, на Служебнике печати 1658 года написано: «171 (1663) г. iулiя 6 день сiя книга глаголимая служебникъ Никицкаго монастыря казённая и никому ее изъ монастыря не изънести»; а на 46 странице написано: «гор. Переславля церкви Симеона Столпника данъ сей служебникъ ставленику Пантелимону дьячку...»; на Октоихе 1750 года написано: «сiя книга гор. Переславля Залесскаго церкви Сошествiя Свят. Духа, куплена на мiрскiя сборныя деньги и быть ей въ оной церкви Божiей безвыносно, а ежели кто украдетъ или заложитъ её и тому буди Судiя Всевышнiй Господь... подписалъ священникъ Илья Ивановъ»...
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1779 года, исповедные росписи с 1802 года.
С 1876 года церковь имеет особый причт, состоящий из священника и псаломщика. На содержание его получается: а) процентов с причтового капитала (6 000 р. с лишком) — 243 р.; б) от земли усадебной и сенокосной 80 р.; в) от служб и требоисправлений до 500 р., всего более 800 р. в год. Для причта устроен деревянный двухэтажный дом.
Земли при церкви: усадебной 1 884 кв. сажен; [0,9 га] на эту землю имеется данная от 1828 года, и покосной по речке Воргуше 800 сажен. [0,4 га]
В приходе по клировым ведомостям числится 121 душа мужского пола и 141 женского; все православные.
При церкви с 1885 года существует церковно-приходская школа; помещается в нижнем этаже церковного дома; учащихся в 1892—93 учебном году было 33…»
Из книги: Добронравов В.Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Переславский уезд», стр. 30-32.