ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Переславль-Залесский. Никольский женский монастырь.


Переславль-Залесский. Никольский женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:приблизительно 1300 - 1400.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Ярославская область, Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43

Координаты: 56.732102, 38.839098
Проезд:из Москвы автобусом от метро "ВДНХ", далее от автостанции Переславль по городу пять остановок до монастыря на местном рейсовом автобусе или такси. Ориентировочное время в пути составляет 2 часа 15 минут.



План Никольского монастыря в Переславле-Залесском

Храмы монастыря:

1. Собор Николая Чудотворца
2. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
3. Церковь Петра и Павла
4. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в звоннице
5. Церковь Сергия Радонежского в настоятельском корпусе
6. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская) приписная
7. Деревянная звонница
Церковь Андрея Смоленского, Переяславского чудотворца

Другие постройки и объекты:

8. Келейный корпус (XIX в.)
9. Казначейский корпус
10. Новый корпус (2009 г.)
11. Ограда (XVIII в.)
12. Башни ограды (XVIII в.)
13. Восточные ворота
14. Южные ворота
15. Хозяйственные ворота
16. Хозяйственные и прочие постройки
17. Некрополь
18. Пруд

Подворье в селе Годеново Ростовского района:



Сортировка:

Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Hramsohran
30 сентября 2021
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Дмитрий Малинкин
5 сентября 2018
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Илья Смирнов
24 февраля 2015
Никольский женский монастырь, Вид с востока<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
24 сентября 2021
Никольский женский монастырь, Вид с востока<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
24 сентября 2021
Никольский женский монастырь, Вид с юга<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
24 сентября 2021
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Altaets
12 апреля 2021
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Altaets
12 апреля 2021
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Юрий Моченов
8 сентября 2015
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
AlenenOK
5 января 2013
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Сергей Чернов
2 января 2012
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2011
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
JuNe
23 февраля 2006
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
24 сентября 2021
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Юрий Моченов
8 сентября 2015
Никольский женский монастырь, Келейный корпус<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Келейный корпус
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
2 июня 2015
Никольский женский монастырь, Деревянная звонница. <br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Деревянная звонница.
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
2 июня 2015
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Илья Смирнов
24 февраля 2015
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2013
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Алексей Кротов
12 сентября 2012
Никольский женский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2011
Никольский женский монастырь, Церковь Сергия Радонежского<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Церковь Сергия Радонежского
Чупринин Михаил
28 апреля 2011
Никольский женский монастырь, Вид из Горицкого монастыря<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид из Горицкого монастыря
Павел и Елена Каллиниковы
19 июня 2005
Никольский женский монастырь, Дореволюционный снимок с почтовой открытки<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Дореволюционный снимок с почтовой открытки
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Никольский женский монастырь, Фото нач. ХХ века. С сайта: Pastvu.com/  Источник: https://nikolskii.jimdo.com/главная/летопись-монастыря/<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фото нач. ХХ века. С сайта: Pastvu.com/ Источник: https://nikolskii.jimdo.com/главная/летопись-монастыря/
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 июля 2016

На том месте, где теперь располагается Свято-Никольский монастырь, более шести с половиной веков назад было "болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещеева". Начало основания Никольского монастыря положил в 1348 году святой Димитрий, позже названный Прилуцким. Сам преподобный родился под Переславлем в небольшом селе Веслево в купеческой семье Подкопаевых. В находящемся недалеко мужском Успенском Горицком монастыре он постригся в монахи. Спустя некоторое время преподобный в том самом лесу на берегу Плещеева озера построил деревянный небольшой храм. Спустя некоторое время возле этой церквушки и возникла обитель, названная в честь Святителя Николая Чудотворца и чьим настоятелем святой Димитрий оставался значительное время.

В 1354 году в Переславле состоялась знаменательная встреча игумена Димитрия с Сергием Радонежским. Благодаря беседам с преподобным Сергием Радонежским, Димитрий вводит в своей обители общежительный устав. Со временем Никольский монастырь начал приобретать все большую популярность, к нему стали стекаться богомольцы и верующие. В 1368 году по рекомендации преподобного Сергия Димитрий, желая уединенной молитвы, оставляет Переславль и уходит в Вологодские земли, где основывает другой монастырь - Спасо-Прилуцкий. В 1382 году Переславский Никольский монастырь был разорен и сожжен ханом Тохтамышем, а в 1408 году подвергся разорению эмиром Эдигеем. Обитель начала восстанавливаться после разрушительных нашествий только со второй половины 15 века. В то время царь Василий Третий начал собирать земли вокруг Московского княжества в единое государство.

К началу 16 столетия монастырь святого Николая стал процветающей и богатой обителью, имел свою землю и крестьян, получал обильные финансовые и материальные пожертвования от паломников и богомольцев. В 1609 году обитель была разорена польско-литовскими завоевателями. Известно, что братия монастыря защищала ее "до последнего дыхания", но так и не смогла отстоять ее. Новый расцвет обители приходится на 1613-1645 гг. и связан он со святым Дионисием Затворником, послушником преподобного монаха Иринарха, который вместе с патриархом Гермогеном благословлял русский народ на освободительную борьбу против поляков. В 1613 году святой Дионисий посетил Никольский монастырь, где и остался дальше подвизаться в молитве Богу, принял схиму и ушел в затвор.

На протяжении следующего столетия обитель возрастала прямо на глазах. Было построено много церквей, келейный корпус для послушников и монахов, каменная ограда. Был выстроен главный собор монастыря - Николая Угодника (1680-1721 гг.); это был высокий пятиглавый, имеющий три далеко выступающие апсиды и широкие оконные проемы. В 1693 году рядом с собором выстроили соборную шатровую колокольню. В Никольскую обитель из Суздаля была принесена древняя православная святыня - "Корсунский крест" с 19-ю мощами святых угодников, датированным 10 веком. Подобных крестов насчитывается всего 10. После закрытия монастыря крест передали в Переславский музей.

К концу 18 века монастырь являлся одним из самых состоятельных и знаменитых православных духовных центров, но начиная с 1776 года и по 1896 год Никольский монастырь поменял 35 игуменов, каждый из которых управлял обителью не более 3-4 лет. Это не могло положительно повлиять на дальнейшее развитие монастыря. Вся богослужебная и хозяйственная деятельность постепенно скатывалась к упадку. К концу 19 века в обители проживало всего 6 иноков. Все постройки монастыря пришли в упадок, а реставрировать их было некому.

В 1896 году жители Переславля обратились к Священному Синоду с просьбой переименовать Никольский мужской монастырь в женский. Через 2 года ходатайство это было удолетворено и с того времени обитель стала называться Никольский женский монастырь общежительного устава. В 1898 году из Успенского монастыря города Александрова в Никольскую обитель пришли 4 инокини и 8 послушниц. Через год трудами и молитвами насельниц была восстановлена покосившаяся колокольня, жилые и хозяйственные постройки, а в 1900 году был расширен Благовещенский храм, так как возникла эта необходимость из-за большого количества прихожан и паломников. К 1903 году монастырь был полностью благоустроен, количество прихожан, паломников и верующих выросло в десятки раз, а в обители проживало уже около 100 монахинь.

После Октябрьской революции 1917 года все кардинально изменилось; монастырь подвергся поруганию и разрухе, святыни и драгоценности были реквизированы, инокини были изгнаны из обители. Самую знаменитую святыню монастыря - "Корсунский крест" передали в Переславский музей. Главный собор монастыря - Никольский, а также колокольня и монастырская ограда были безжалостно снесены. На территории обители разместили животноводческие корпуса. В бывшем келейном корпусе новые власти организовали школу-интернат для интеллектуально малоразвитых детей. В оставшиеся помещения были поселены нуждающиеся в улучшении жилищных условий горожане. На территории в последующие года размещались мебельный и ткацкие цеха.

27 декабря 1993 года постановлением Святейшего Синода обитель официально паредают Русской Православной Церкви, а 16 февраля 1994 года туда прибывают первые насельницы из Толгского монастыря. Они поселились в здании Благовещенской церкви, которая в течение последних десятилетий служила жилым домом и складом. Сейчас Никольский монастырь насчитывает порядка 50 монахинь и послушниц. В настоящее время трудами инокинь, прихожан, благотворителей и просто неравнодушных людей, отреставрированы или заново построены Никольский собор, звонница, монастырская ограда и многое другое. Стоящий на этой земле храм святителя Иоанна Златоуста стал подворьем Никольского монастыря.

www//pereslavl.ru/architecture/nikolskiy.htm


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  15 мая 2018

Ещё с дороги, ведущей в монастырь, видно, что территория Никольской обители обнесена каменной оградой небольшой высоты. От этого ещё более усиливается ощущение величия высоких, словно стремящихся в небо, белых монастырских храмов, золотые купола которых видны издалека.

Там, где располагается теперь Свято-Никольский монастырь, более шести с половиной веков назад было "болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещеева". На окрестных холмах, окружавших город, уже возвышались деревянные православные монастыри, а совсем близко к болоту подступала не сохранившаяся до наших дней обитель Борисоглебская на Песках, возникшая в 1252 году на месте погребения убитых татарами тверской княгини и воеводы Жидислова. Около 1350 года по соседству с ней возник ещё один монастырь - во имя святителя Николая. Первоначально он так и назывался - "Николаевский, что на болоте". Может быть, на сырой, болотистой местности обитель получила это славное имя потому, что образ Николая Угодника был связан с водной стихией, с путешественниками. А может быть, дело в особом покровительстве святителя Николая "всякому торговому люду". Ведь основатель этой обители был купеческим сыном... Но сам основатель обители Димитрий купцом не стал. Родом из Переславского края, из состоятельной купеческой семьи, он решил ступить на "тесный и скорбный путь" иноческого жительства. Отказавшись от наследства в пользу брата, Димитрий принял пострижение в Переяславском Горицком монастыре. Дошедшее до нас предание говорит, что переславский инок был учеником и другом преподобного Сергия Радонежского. Основав в Переславле свой монастырь со строгим общежительным уставом и став там игуменом, Димитрий изнурял себя "подвигами поста, молитвы и труда, то лице его сияло особенно одухотворенностью, удивлявшей людей...". Будучи мудрым, обладал он и даром прозорливости. Прославленный своею монашескою жизнью, Димитрий удостоился чести быть крестным отцом детей великого московского князя Дмитрия Донского.

В 1371 году подвижник вместе со своим учеником Пахомием ушли из Переславля в дремучие северные леса, что неподалёку от Вологды. Там, в излучине реки, они основали первый на русском Севере "общежительный" монастырь. Преподобный прожил в Спасо-Прилуцкой обители более 20 лет. В 1392 году игумен Димитрий "отошёл в мир иной". Благодаря чудесам, совершавшимся у его гроба, преподобного Димитрия Прилуцкого начали почитать местно, а с ХV века уроженец Переславля инок-подвижник стал одним из наиболее известных и почитаемых русских святых. Основанному же преподобным Димитрием Прилуцким Никольскому монастырю в Переславле была уготована в какой-то мере необычная судьба; в недалёком будущем древнюю переславскую обитель ожидало ещё одно серьёзноё испытание. В годы лихолетья Никольский монастырь почти превратился в руины: исчезли монастырские стены, оказался взорванным главный храм, церкви были полуразрушены, не осталось и следа от колокольни.

Если обратиться к истории монастыря, то стоит упомянуть о том, что в 1382 году, когда было нашествие татарских полчищ, руководимых ханом Тохтамышем, на земли Переславля, монастырь был разорён вместе с городом. В 1408 году монастырь сожгли отряды эмира Эдигея. История не донесла до нас обстоятельства и имена людей, связанных с восстановлением обители после татарских нашествий. Видимо, монастырские летописи сгорели в Смуту. Восстановили Никольский монастырь в ХV веке, и до Смутного времени обитель переживала расцвет, в 1505 году великим князем Иваном Васильевичем III монастырю были пожалованы государственные земли. В 1609 году обитель полностью была разорена польско-литовскими захватчиками, и лишь в 1613 году здесь возобновилась монастырская жизнь; в том же году сюда пришёл старец Дионисий - благочестивый мирянин родом из армянской купеческой семьи, впоследствии ставший схимонахом и затворником. Согласно преданию, во сне ему явился образ Николая Чудотворца и повелел ему возобновить монастырь его имени. С ним началась новая эпоха возрождения обители. Его преемником стал ближайший сподвижник игумен Варлаам, который, по преданию, стал духовником прп. Корнилия Молчальника.

Приблизительно в конце ХVII века в Николаевской обители появился Корсунский Крест, который по легенде, в город Переславль принесли раскольники из Суздаля. Сохранённый в советские годы в Переславском музее-заповеднике он является одной из святынь главного монастырского храма - Никольского собора. С помощью московских благотворителей весь ансамбль монастыря уже к последней трети ХVIII века был отстроен в камне. В истории Никольской обители конца ХVII - первой половины ХVIII столетия остались имена игуменов Варлаама и Питирима, а также их преемников, много заботившихся о благоустройстве древней святыни.

10 июля 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращён в общежительный женский по предложению переславского гражданина А. Варенцова, из-за того, что братия к концу ХIХ века сократилась до нескольких человек, и монастырь совсем запустел. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. В начале ХХ века число насельниц было уже около ста человек.

В 1923 году власти закрыли монастырь, но ещё какое-то время на территории бывшей обители "проживали люди". Так, в 1927 году на территории обители проживало более ста человек, но лишь четверо из них входило в "общество верующих". Местопребывание других членов общины было в основном неопределённым. Трое человек проживало в Благовещенской церкви, и "...1 - монашка, в б. покойницкой монастыря". Для богослужения им временно оставили Евангелие в окладе 1877 года, шесть икон, подсвечники, серебряный ковш и шёлковые подризники. Никольский собор, лишившись своего церковного убранства, уже пустовал, глядя на всё происходящее пустыми, без стёкол, окнами. Монастырский сад был "по плану ликвидирован... ввиду низости грунта и частого насаждения", плодовые деревья, в основном яблони, перенесены в Горицкий монастырь, а кладбище закрыто. Долгое время в бывшей обители находидась животноводческая база, школа-интернат, а в монастырских корпусах проживали простые переяславцы, переселённые сюда "по программе улучшения жилищных условий".

Монастырь во имя Святителя Николая был возвращён Русской Православной Церкви в 1993 году. Многое с тех пор изменилось. Прошли реставрацию старые здания, выросли новые стены, на месте утраченных вновь появились храмы. В 1997 году обитель получила в качестве подворья Златоустовский храм в селе Годеново, где находится явленный Животворящий крест Господень. Значительно увеличилось и количество сестёр обители, приехавших сюда со всей России. Они ведут своё хозяйство, принимают участие в строительных работах, трудятся в иконописной и швейной мастерских, принимают паломнические группы... Пришло время несколько слов сказать о достопримечательностях монастыря.

При въезде в обитель справа располагаются Святые ворота, увенчанные отреставрированной в конце 1990-х годов надвратной церковью Петра и Павла в стиле барокко. Этот храм был устроен в 1748 году "иждивением московских купцов братьев Холщевниковых", захороненнных здесь же, под вратами. Напротив, в противоположной части обители, ещё одна старинная тёплая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Выстроена она была так же в 1748 году на месте, где за три года до её постройки сгорела церковь во имя Казанской Божьей Матери. После пожара новый храм, уже каменный, помогли возвести московские граждане Щелягины. Мозаичный пол старой части храма, согласно надписи, выполнен в конце ХIХ века на средства служащих Переславской мануфактуры Филиппа Угрюмова. На внутренних стенах и сводах церкви - помогающие создать особый настрой прекрасно сохранившиеся росписи. Не так давно они были обнаружены под слоем извести. Их расчистили и укрепили художники-реставраторы из Санкт-Петербурга. Согласно канонам Русской Православной Церкви, здесь взамен утраченного теперь устроен новый вызолоченный иконостас. В резном ковчеге покоятся частицы мощей святых Киево-Печёрской лавры, полученные от наместника Китаевой пустыни архиманрита Прохора. Несмотря на то, что большая часть церковного убранства появилась здесь недавно, в храме витает дух старины, чувствуется какая-то особенная благодать.

Особое место в Свято-Никольском женском монастыре занимает главный храм - величественный Никольский собор с сияющими золотом куполами. Он украшает монастырский ансамбль и благодаря своим размерам является одной из архитектурных доминант города. Сегодня это самый высокий и вместительный храм в Переславле: его высота - 40 м, расчитан он на тысячу молящихся. Удивительный собор возник здесь совсем недавно. Это произошло благодаря горячему усердию сестёр этой обители во главе с настоятельницей - игуменьей Евстолией. Возведён по мотивам Киево-Печёрской лавры и древнейших соборов Московского Кремля (архитектор В.Н. Ижиков), храм не повторяет архитектуру прежнего, стоявшего здесь и утраченного в 1930-е гг. одноимённого собора ХVIII века. Приделы вновь отстроенного собора имеют имена как прежних, так и новых небесных покровителей. Центральный престол - во имя Николая Чудотворца. Два боковых придела, как и прежде, названы в честь основателя обители - Димитрия Прилуцкого и преподобного Герасима Иорданского - святого покровителя Герасима Обухова, который когда-то на этом месте построил храм и был в нём захоронен. Один из новых престолов собора носит имя священномученика Евгения, одного из последних священников Никольской обители, расстрелянного за веру в 1937 году. Другой престол получил имя великомученика Виктора - святого покровителя нынешнего строителя этого храма Виктора Ивановича Тырышкина, ктитора Свято-Никольского монастыря. Попечением этого благотворителя, президента подмосковной строительной "Компании ВИТ", кроме строительства Никольского храма были проведены огромные работы в Свято-Никольском женском монастыре, такие как реставрация Благовещенской церкви, в том числе роспись иконостаса, строительство звонницы и установка колокола весом 18,5 тонн, реставрация старого келейного корпуса и постройка нового келейного игуменского корпуса, возведение монастырской стены.

Впервые свои двери новый храм открыл для прихожан в сентябре 2003 года. В те же годы над центральным порталом собора появилась и чудесная мозаичная икона святителя Николая, выполненная из смальты известным мастером Е.Н. Ключаревым. Восхищает и внутреннее убранство Никольского собора: полы из белого полированного мрамора и гранита разных пород, золочёный иконостас с иконами, искусно выполненный мастерами Троице-Сергиевой лавры, мраморный и резной иконостасы в приделах. Верующие стремятся приложиться здесь к мощам двух переславских святых - князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника. Чаяния многих людей обращены и к имеющимся в соборе старинным иконам, особое место среди которых занимает образ Святителя Николая с клеймами и частицей мощей чудотворца. За собором - несколько ухоженных могил с простыми, но одновременно изящными крестами над ними, рядом несколько надгробий. Это маленькое кладбище располагается на месте прежнего, "ликвидированного" в 1929 году. Издавна здесь хоронили не только священнослужителей, но и благочестивых мирян, имевших какое-либо отношение к монастырю. Летом многочисленных паломников и прихожан, идущих по аккуратным монастырским дорожкам, окружают благоухающие цветами клумбы, с любовью созданные сёстрами.

Из книги: Ермакова Н.Н. Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 января 2019

Никольский монастырь основал уроженец Переславской земли преподобный Димитрий Прилуцкий (+1392) в 1348 году на месте, называемом «на Болоте», поставив церковь во имя святого Николая Чудотворца. Основанный святым Димитрием мужской монастырь быстро приобрел известность и стал привлекать множество молящихся. В 1609 году обитель подверглась полному разорению от польско-литовских захватчиков и лишь в 1613 году возобновилась монашеская жизнь. В 1613 году на место разрушенной обители пришел старец Дионисий, в последствии схимонах и затворник(+1645), сподобившийся увидеть в сонном видении святителя Николая Чудотворца, повелевшего ему возобновить обитель его имени.Его приемником стал ближайший сподвижник игумен Варлаам, который ,по преданию, стал духовником преподобного Корнилия Молчальника, подвизавшегося в соседнем Борисо-Глебском, что на Песках, монастыре. Еще одним знаменитым насельником стал игумен Питирим (впоследствии епископ Нижегородский и Алатырский).

Весь ансамбль монастыря уже к последней трети XVIII века был отстроен в камне 28-ми метровая шатровая колокольня (1693); летний Никольский собор (1721); теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые врата с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1772); каменная ограда (1761). 10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. За усердные труды Священный Синод наградил игумению Антонию золотым наперстным крестом.

В 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. К 1900 году была возобновлена придельная церковь Сретения Господня и освящена новая – Всех святых (1902) в Благовещенском храме. В 1903 году внутри был заново отреставрирован летний Никольский собор. Число насельниц было уже около ста.

Времена гонений на Церковь в ХХ веке дали обители двух священномучеников – епископа Орехово-Зуевского Никиту (в миру Феодор Петрович Делекторский. 3 августа 1898 года рукоположенного в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля) и протоиерея Евгения Елховского (с 30 октября 1907 вплоть до закрытия монастыря 20 февраля 1923 года, бывшего старшим священником). В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых.

Главными святынями монастыря являются: Корсунский Крест; чтимый образ святителя Николая Чудотворца с частицей мощей; мощи благоверного князя Андрея Смоленского, Переяславского чудотворца; мощи преподобного Корнилия Молчальника; 84 частицы святых Киево-Печерских; икона праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского с частицей мощей; икона священномученика Климента, папы Римского с частицей мощей; икона святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского с частицей мощей; икона праведного Иоанна Русского с частицей мощей; икона мученика Виктора с частицей мощей.

27 декабря 1993 года постановлением Святейшего Синода Русской Православной Церкви был открыт Никольский женский монастырь после 70-летней разрухи. Сестры пришли на полные руины: был взорван Никольский собор и колокольня, уничтожено кладбище, разобрана каменная ограда, Благовещенскую церковь переоборудовали под квартиры, а в надвратном храме расположились ремонтные мастерские.

В 1996 году было воссоздано пятикупольного завершения Благовещенской церкви, а в 1999 году завершены ремонтно-реставрационные работы. 1997 год – открыто подворье Никольского монастыря в с. Годеново. 23 августа 1997 обитель посетил впервые Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1998 году была вновь построена каменная ограда. В 1999 году был заложен фундамент Никольского собора, а 12 сентября 2003 было отслужено первое богослужение во вновь построенном соборе. В 1999 году была возведена часовни в селе Веслево, на родине преподобного Димитрия Прилуцкого.

2000 год был ознаменован обретением мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского и перенесением в обитель мощей преподобного Корнилия Молчальника. В 2001 был построен келейный корпус с архиерейскими покоями и домовой церковью в честь преподобного Сергия Радонежского. 30 октября 2001 года состоялось поднятие куполов Никольского собора и освящение центрального креста. 22 мая 2004 года произошла закладка звонницы с храмом в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а в мае 2005 на неё были подняты колокола. 22 мая 2005 года над обителью прозвучал первый колокольный звон на вновь построенной звоннице. 31 июля — 1 августа 2005 года обитель посетил, на праздник преподобного Серафима Саровского, святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2007 году была открыта больничная часовня во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

12 июня 2009 года в монастырь была возвращена его главная святыня – Корсунский Крест. 10 апреля 2010 года был освящен вновь построенный Казанский сестринский корпус. 9 ноября 2011 года в праздник благоверного князя Андрея Смоленского на месте обретения мощей святого князя, был заложен храм в честь его святого имени. 21 июля 2012 года – впервые в обители торжественно праздновалось второе обретение мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского (2000 г.)

На Подворье монастыря 9 февраля 2008 году, после полной реконструкции и замены иконостаса, Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Ярославским и Ростовским был освящен престол Боголюбской иконы Божией Матери. Освящение после полной реставрации храма святителя Иоанна Златоуста, после возабновления богослужения в храме, совершил Высокопреосвященнейший Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, в сослужении с Высокопреосвященнейшим Александром архиепископом Костромским 11 июня 2009 года. В 2012 году начато строительство крестильного храма в честь Богоявления Господня, Дома причта и трапезной с церковной лавкой. 26 ноября 2014 года здание Дома причта было освящено. 11 июня 2013 года в Годеново Высокопреосвященнейшим Пантелеимоном, митрополитом Ярославским и Ростовским, был заложен соборный храм в честь Святой Софии, Премудрости Божией.

https://monasterium.ru/monastyri/monastery/nikolskiy-zhenskiy-monastyr-g-pereslavl-zalesskiy-/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 мая 2024

«…В начале XIV века в городе Переславле-Залесском жил богатый и знатный купец. У него было два сына; младший из них, ещё будучи отроком, отличался благочестием и любовию к святым храмам. Обучившись грамоте, этот отрок возымел великую ревность к чтению слова Божия. С возрастом, не имея склонности к занятию своего родителя — торговле, благочестивый и начитанный в слове Божием юноша возлюбил уединение, в котором видел удобство для подвигов поста и молитвы. Поэтому иноческая жизнь была пламенным его желанием и постоянной мечтой, ради которой смиренный юноша неоднократно порывался оставить родительский дом и поселиться в какой-либо иноческой обители. Доброе желание юноши исполнилось: он, с благословения своих родителей, поселился в Переславском нагорном Борисоглебском монастыре, где и принял иноческий образ с именем Дмитрия.

Юный инок Дмитрий с великою ревностию предался суровым подвигам иноческой жизни и вскоре преуспел в этом настолько, что снискал себе уважение и славу великого подвижника от братии монастыря. О великих подвигах сего инока не только знали жители города Переславля, но они ведомы были и дальним городам и весям. Но ревнуя не о славе своей, а о славе Божией, преподобный Дмитрий, желая уклониться от первой, оставил Борисоглебский монастырь, как место довольно людное и, следовательно, малоудобное для подвигов сего скромного инока, но, не решаясь ещё оставить родной Переславль, он избрал для своих подвигов место, почти недоступное для людей, на топком заросшем высокой осокой болоте, близ почти самого берега Клещина озера, где построил небольшую деревянную церковь во имя святителя и чудотворца Николая и таковую же келию для себя. Спустя немного времени после сего, преподобный Дмитрий построил несколько таковых же келий для пришедших к нему иноков. Так основан Никольский монастырь.

Восточный низменный берег Клещина озера, по большей части покрытый кочками и густой осокой, с почвой болотистой, неудобен не только для её возделывания, но и для прохода, а тем более проезда по ней. Мысль преподобного Дмитрия об основании здесь обители, быть может, была плодом его размышлений о суете житейских удобств для иноков. Лесные дебри, высокие скалы и горы, глубокие пещеры и непроходимые топи — вот места, на которых молодой, но суровый инок Борисоглебского монастыря, преподобный Дмитрий желал пройти подвиг иночества. Указанная местность близ Клещина озера до некоторой степени отвечала сему желанию. Однако, несмотря на столь крайние неудобства местоположения новоустроенного монастыря, высокие иноческие подвиги основателя его привлекли и сюда иноков, ревновавших о строгой иноческой жизни. Приходили сюда и миряне, искавшие спасения под сению святых обителей.

Жизнь иноков в новоустроенной Никольской обители, под управлением преподобного Дмитрия, с строгими правилами общежития не укрылась и здесь от чтителей истинного благочестия. Люди всякого чина и звания стекались в обитель за молитвами и благословением от преподобного строителя, принося свои посильные лепты.

Умножению братии и благоустройству обители и храма новоустроенного монастыря много поспособствовала дружба преподобного Дмитрия с известным в то время великим подвижником, преподобным Сергием Радонежским. Сей преподобный первый раз посетил строителя Никольского монастыря в то время, когда приходил в Переславль для рукоположения в священный сан, в 1354 году. С этих пор начавшееся взаимное общение сих подвижников Сергия и Дмитрия, продолжавшееся в течение многих лет, в том и другом, несомненно, укрепляло иноческие подвиги и воодушевляло на новые. Благодаря таковому дружественному общению сих подвижников, монастырь преподобного Дмитрия ещё большую получил известность. Великий князь Московский Дмитрий Иоаннович, зная и уважая Радонежского подвижника, узнал и стал уважать и друга его, подвижника Никольского монастыря. Всё это, конечно, содействовало благоустройству новой обители.

Но обители этой, почти на первых порах своего устроения, пришлось перенести страшное бедствие, которое только ради молитв преподобного устроителя её не уничтожило её окончательно. В 1364 году опустошительная моровая язва, начавшаяся в татарских улусах, перешла в Россию, и осенью сего же года появилась в городе Переславле. Здесь она свирепствовала всю зиму и с такой силой, что умерших было некому погребать. В это злополучное время особенно пострадала почти только что устроенная Никольская обитель. Вся почти братия её была жертвою язвы, спаслись немногие, да и те разбежались. Преподобный Дмитрий во всё время сего страшного поражения сугубо молился о сохранении своей обители. Божие провидение, сохранив сего подвижника на дальнейшие и более трудные подвиги, сохранило и обитель его от запустения. Вскоре, по прекращении язвы, в опустошённую ею Никольскую обитель стали снова стекаться иноки и обычным порядком потекла иноческая жизнь, с прежним строгим общежительным уставом. На благоукрашение храма и обители и на прокормление братии поступали, как и прежде, щедрые подаяния. Великий князь Дмитрий Иоаннович, продолжая оказывать обители преподобного Дмитрия свои милости, имея великое благорасположение к ней, уважение к строителю её и, наконец, пригласив строителя её, преподобного Дмитрия, быть восприемником своих детей, конечно, не мог не усугубить своих щедрых приношений обители.

Заботясь о материальном обеспечении своей обители, преподобный Дмитрий в то же время прилагал немалую заботу и о благочестии иноков её. Зная, что слово Божие, по апостолу, может умудрить читающего во спасение, и что писание полезно для научения, исправления и наставления в праведности, преподобный сам ежедневно упражнялся в чтении слова Божия и святоотеческих писаний, побуждая к тому и братию своей обители. Частию на свои собственные средства и частию на средства самих иноков преподобный приобретал нужные для чтения книги. Хотя в настоящее время в Никольском монастыре и нет указаний на собранное преподобным книгохранилище, но из случайно сохранившейся надписи на одной рукописной книге видно о старании преподобного Дмитрия о собрании для обители книг. Составитель исторического описания о граде Переславле П. Плишкин отыскал хранящуюся в кунсткамере книгу «Ефрем Сирин», писанную на пергаменте, с следующею в конце её подписью: 

Въ лето 6885 (1377) написана быша книга сiя вдохновенная рекомая Ефремъ, по житiи прежде бывшихъ святыхъ отцевъ, по реченiемъ и мудростiю и откровенiемъ святыхъ книгъ писанiй, а написани быша книги святому архiерею отцу Николе на болоте въ Богохранимомъ Переславле, а при велицемъ и благородномъ князе Димитрiе Iоанновиче всея Россiи и при брате его князе Владимiре Андреевиче, и при архiепископе Алексiе Митрополите всея Россiи, а стяжанiемъ раба Божiя и Богомольца Дмитрiя iгумена общежителя, яже о Христе съ братiею, а рукою маломощнаго и многогрешнаго и недостойнаго человека раба Божiя Дьяка Алексейки, нарицаемый Владычка, ослушахся написати сiя книги, худъ имея разумъ, не имея ума добра къ покаянiю, яко древо вкуса и ни ветромъ колеблена.

Слух о высокоподвижнической жизни преподобного Дмитрия и о его всесторонней заботливости об обители Никольской более и более привлекал в неё ищущих уединения и иноческих подвигов. В обитель эту стекались отвсюду и юноши, и мужи зрелого возраста, и убелённые сединами старцы. При своём благочестии и строгости в иноческих подвигах преподобный обладал мудростью в управлении многочисленной и, следовательно, разнохарактерной братией.

Строгость преподобного Дмитрия к братии всегда растворялась у него отеческой любовию. Ободряя и укрепляя истинных подвижников, преподобный игумен примером собственной своей жизни исправлял нерадивых и неблагонравных. Но так как уединение, пост и постоянная молитва ещё от юности были предметом пламенного желания преподобного Дмитрия, а в основанном им Никольском монастыре, и притом в должности игумена, осуществить это желание было невозможно, то преподобный, хотя и не без сожаления, но решился оставить основанный и благоустроенный им монастырь. Невдалеке от города Вологды, в уединённом месте, при луке, образуемой коленом реки Вологды, вот где нашёл он удобное для своих иноческих подвигов место.

По удалении преподобного Дмитрия Никольская обитель держалась общежительного устава, введённого основателем её. Монастырь обстроился необходимыми для него зданиями, храм украсился святыми иконами и разной более или менее ценной утварью и ризницей, братия монастыря имела во всём довольство и почти избыток. Вот в каком виде преподобный оставил свою обитель!…»

По материалам статьи: Ильинский П. В. Переславский Никольский женский (бывший мужской) монастырь и его основатель преподобный Дмитрий Прилуцкий / П. В. Ильинский // Владимирские губернские ведомости (часть неофициальная). — 1898. http://pki.botik.ru/articles/m-nicola1898ilinsky.pdf


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 мая 2024

Переславский мужеский Николаевский монастырь стоит внутри города Переславля, на самом низком и болотистом месте, — возле озера Плещеева. Он основан Преподобным Димитрием Прилуцким в последней половине XIV столетия; но в каком именно году, неизвестно. Сей Преподобный родом из самого Переславля-Залесского; был современник Преподобному Сергию Радонежскому, и очень часто ходил к нему для собеседования. Построив сию обитель, он был в ней игумном; потом перешёл в пределы Вологодские (1371), основал Спасо-Прилуцкий монастырь, — где и скончался 1391 года. По отшествии его, Николаевский монастырь вскоре опустошён был моровою язвою и разорён поляками до основания. В сём состоянии запустения он находился до XVII столетия; а в это время некто Дионисий-затворник возобновил его; но в лучшее состояние он приведён в последствии времени игумном Варлаамом. Настоятельство было в нём первоначально — игуменское, а ныне управляют им строители.

В настоящее время в сём монастыре находятся следующие каменные здания:

Посреди монастыря Соборная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, с пятью главами; покрыта обыкновенным железом. Она сооружена в 1721-м году, по грамоте Стефана Митрополита Рязанского и Муромского, при Государе Императоре Петре I, — усердием московского гражданина Герасима Яковлева Обухова. В ней два придела: на правой стороне во имя основателя сей обители, Чудотворца Димитрия Прилуцкого, а на левой — во имя Преподобного Герасима, иже на Иордане.

Вторая церковь — Благовещения Пресвятыя Богородицы, с пятью же главами, с братскими келлиями и трапезою, устроена в 1748-м году, — по грамоте Преосвященного Серапиона Епископа Можайского и Волоколамского, усердием московских мещан Максима и Ивана Щелягиных. В ней один придел во имя Сретения Господня.

Третья церковь, над Святыми вратами, во имя Апостолов Петра и Павла, как видно из надписи, построена московским мещанином Петром Романовым Холщевниковым в одно время с Благовещенскою церковию.

Против алтаря Соборной церкви возвышается осьмиугольная колокольня, древней архитектуры, вышиною в 15 сажен; на ней висят семь колоколов; из них самый больший колокол с следующею надписью: 1746 года Октября 1 дня вылитъ сей колоколъ въ граде Переславле-Залесскомъ во обитель Чудотворца Николая, что на болоте въ бытность тоя обители Отца Игумена Iакова Певницкаго съ братiею, вновь прибавлено къ старому 100 пудъ по обещанiю Московскихъ купцовъ Максима, Iвана Iвановыхъ детей Щелягиныхъ, Александра Борисова сына Сщелягина, Iвана i Бориса Iвановыхъ детей Глухаревыхъ, и ото прочихъ Христолюбивыхъ дателей, а весу въ немъ 321 пудъ 20 фунт. лилъ сей колоколъ мастеръ Константинъ Михайловъ Слiзовъ.

Ограда вокруг монастыря мерою 950 аршин, с четырьмя по углам башнями. Она построена в 1761 году архимандритом Филаретом.

Погребённых знаменитых особ при этом монастыре нет, кроме одного генерал-майора Манахтина, раненного в 1812-м году при Бородинской битве и вскоре умершего; над его могилой воздвигнут мраморный памятник хорошей работы.

Особенно замечательных вещей в сём монастыре нет, кроме древней иконы Святого Николая с разными мощами; но кем и когда приложена она, неизвестно.

Меморский Н. М. Переславский Николаевский монастырь, что на болоте / Н. М. Меморский // Владимирские губернские ведомости (часть неофициальная). — 1851. — № 10 (10 марта). — С. 66—67. http://pki.botik.ru/articles/m-nicola1851memor.pdf


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 октября 2024

«…Никольский монастырь расположен между городскими кварталами и Плещеевым озером, и его ослепительно золотые главы видны из любой точки города. Монастырь был основан в 1348 г. Дмитрием Прилуцким. В 1382 году деревянные строения монастыря были разрушены татарами, в Смуту - литовцами и поляками. В конце XVII - середине XVIII столетия на монастырской территории появились каменные строения, в том числе ограда, шатровая колокольня (1693) и Никольский собор (1721). Эти постройки были разобраны в первые десятилетия Советской власти. В те годы на территории Никольского монастыря располагалась животноводческая база, многие помещения были сданы под квартиры. До настоящего времени уцелели лишь две церкви - Благовещения (с настенными росписями) и надвратная Святых Апостолов Петра и Павла середины XVIII столетия. Сохранился и одновременный им Фрагмент монастырской стены с воротами и келейный корпус 1894 года.

Обращая внимание на виднеющийся издалека красивый ансамбль Свято-Никольского монастыря, сегодня трудно поверить, что эта обитель в антирелигиозные годы пострадала более других переславских монастырей. Еще лет десять назад непосвященному человеку мало что говорило о нахождении здесь древнего монастыря - два давно не реставрированных храма да небольшой участок стены.

Первые две насельницы прибыли в обитель в 1994 году, сегодня их уже около пятидесяти. В настоящее время на территории Свято-Никольской обители не только активно восстанавливаются старинные сооружения, но и на средства ктитора монастыря В. И. Тырышкина на месте разрушенных построены новые. Это ограда, колокольня и главный храм - Никольский собор (1999-2003 гг.) архитектора В. Н. Ижикова. Когда-нибудь, лет через сто, этот собор будут называть каноном стиля, господствовавшего в русской церковной архитектуре конца XX - начала XXI века. В храмах обители покоятся мощи двух переславских святых - благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 478-479


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 января 2025

«…Николаевский женский монастырь «что на болоте», в Переславле-Залесском, переименованный в 1898 году указом Святейшего Синода 16 июня за № 3013 из мужского в женский, существует, по преданию, с лишком 590 лет. Предание, записанное в житии преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского Чудотворца, считает означенного преподобного отца основателем обители в 1350 г. В настоящее время храмов в Николаевском монастыре три.

1) Летний, соборный храм во имя святого Николая Мирликийского чудотворца с приделами «преподобного Димитрия Прилуцкого» и «преподобнаго Герасима иже на Иордане» каменный семиглавый, начатый строением около 1680 года, а оконченный к 1721 году, на средства московского гражданина Герасима Яковлева Обухова (сведения о нём имеются на надписях в храме и в монастырских архивных документах). Вид храма столпообразный, восьмигранный.

2) Зимняя церковь во имя Благовещения Божией Матери каменная двухэтажная, о пяти главах, построенная в 1748 году при игумене Иакове Певницком, иждивением московских мещан Максима и Иоанна Щелягиных. Церковь имеет вид креста с двумя приделами «Сретения Господня» и «всех святых».

3) Храм над святыми вратами во имя святых апостолов Петра и Павла построен в 1748 году иждивением московского гражданина Петра Холщевникова. Церковь имеет квадратный вид.

При означенных храмах находится каменная шестигранная колокольня с шатровым верхом. Высота её 45 аршин [32 м], а ширина каждой из сторон 11 аршин [7,8 м]; построена заботами и трудами игумена Варлаама с помощью благотворителей в 1693 году. Ко времени переименования Николаевского монастыря из мужского в женский колокольня пришла в ветхость и в 1899 г. была реставрирована с сохранением прежнего вида. Реставрация коснулась главным образом фундамента, который прежде состоял из диких камней, разошедшихся, благодаря болотной почве, в разные стороны. Гражданин города Переславля Алексей Варенцов, с разрешения епархиального начальства, подвёл новый, прочный фундамент.

На колокольне Николаевского монастыря старинный большой колокол, от времени потемневший; на нём в три ряда надпись выпуклыми полууставными буквами, от времени несколько стёртыми: 1746 году октября в 30 день вылитъ сей колокол в город Переславль-Залесский во обитель чудотворца Николая, что на болоте, в бытность тоя христолюбивых даятелей, а весу в нем 321 пуд 20 ф... [5 266,3 кг] лил сей колокол мастер Костентин Михайлов Слизов... Обители отца игумена Иакова Певницкаго с братиею вновь прибавлено к старому колоколу 100 пудов [1 638 кг] по обещанию Московских купцов Максима и Ивана Ивановых детей Щелягиных, Алексея Борисова сына Счелягина, Ивана и Бориса Ивановых детей Глухаревых и от прочих, их родителей вкладному. Вокруг монастыря каменная ограда 237 сажен [505,7 м] в окружности; построена около 1760 года трудами архимандрита Филарета с помощию благотворителей. В настоящее время ветхая.

Опись древних предметов

На правой стороне иконостаса Никольского храма впереди правого клироса местная икона святого чутотворца Николая Мирликийского, старого монастырского письма, покрытая слюдой; краски от времени потемнели и лик едва виден. Ширина иконы 1 аршин 3,5 вершка [87 см]; вышина 1 аршин 9 вершков [111 см]; на деревянной доске, обложенной с задней стороны медным листом, а спереди украшенной современной работы серебрянопозлащённою ризою, на которой митра и панагия украшены камнями и хрусталиками. Точных сведений о времени этой иконы в монастыре не имеется.

На левой стороне иконостаса, впереди левого клироса, Корсунский крест (копия), четырёхконечный, шириною 1 аршин 14 вершков [133 см], высотою 3 аршина 7 вершков [2,4 м]. В описи 1830 года, хранящейся в монастыре, имеется следующее описание этого креста: на горнем месте крест большой деревянной, обложен медью; в оном кресте двадцать мест серебрёных с мощами, да круглых серебрёных мест без мощей десять; на нём утверждено четырнадцать крестов маленьких, аспидных, серебром; в оном же кресте имеется разных званиев камней, обложенных медью пятьдесят четыре; на передней стороне внизу у мощей ковчег и затвор крестообразные серебрёные; вокруг весь крест обнизан зелёными камышками с половинчатыми зёрнами, но из оных некоторые осыпались и неявились. В настоящее время крест вызолочен, серебряные клейма отбелены; серебряные ковчежцы с мощами имеют приличный для святыни вид; выпавшие камни водворены на своё место и украшены. Весь крест по краям обнизан бисером. На имеющихся по концам и в середине креста, пяти с передней и пяти с задней стороны, пустых серебряных клеймах отчётливо изображены события двунадесятых праздников; под серебряными же крышками ковчежцев, на которых изображены святые, мощи коих в них находятся, помещены частицы мощей следующих святых: святого Василия Амасийского (память 22 апреля), Феодора Тирона (17 февраля), мученика Виктора (8 апреля), святого великомученика Феодора Стратилата (8 февраля), Феодора князя Смоленского (обретены мощи 1463 г.) и чад его Давида и Константина (19 сентября), святого мученика Димитрия (15 ноября), святого Василия Анкирского (29 марта), мученика Георгия (23 апреля), святого мученика Агафоника (22 августа), мученика Меркурия (24 ноября), святого Игнатия Ростовского (23 мая), святого князя Василия Ярославского (мощи открыты 1501 г.), святого Исаии Ростовского (15 мая), святой мученицы Христины (13 марта), святого мученика Евстратия (13 декабря), святого мученика Ореста (9 июля), святой мученицы Марины (17 июня). Сей крест описан в трудах Владимирской Учёной. Архивной Комиссии, книга 3, стр. 1—20 старшим протоиереем А. И. Свирелиным.

По правую сторону царских врат придельного храма во имя преподобного Димитрия Прилуцкого местный образ Спасителя, писаный красками на доске простого дерева, шириною 1 аршин 3,5 вершка [87 см], высотою 1 аршин 7 вершков [102 см]; писан на зелёном поле; на нём венец серебряный золочёный. 1701—1705 г. Местный образ преподобного Димитрия Прилуцкого, писаный красками на зелёном поле на доске простого дерева, шириною 1 аршин [71 см], высотою 1 аршин 6 вершков [98 см]; на нём венец серебряный, вызолоченный. 1701—1705 г. По левую сторону царских врат образ Богоматери Владимирской в чудесах, писаный красками на доске простого дерева, шириною 1 аршин 3,5 вершка, высотою 1 аршин 7 вершков. На Богоматери венец серебряный, золочёный. 1701—1705 г. Сверх того, в иконостасе помещено 17 икон, размера 9 вершков [40 см] и 1 аршин 1 вершок [76 см], начала XVIII в.

По правую сторону царских врат придельного храма во имя преподобного Герасима, иже на Иордане, местный образ Спасителя, писаный красками на зелёном поле, на доске из простого дерева шириною аршин с вершком и высотою 1 аршин 7 вершков. На нём венец серебряный, золочёный. 1707 г. Местный образ преподобного Герасима, иже на Иордане, писаный красками на доске из простого дерева, шириною 12 вершков [53 см], а высотою 1 аршин 6 вершков; на нём венец серебряный, золочёный. 1701 г.

По левую сторону царских врат образ Богоматери Смоленской, писаный красками на зелёном поле, на доске из простого дерева, шириною аршин с вершком, а высотою 1 аршин 7 вершков; на Богоматери и Предвечном Младенце венцы серебряные, золочёные; убрус низан жемчугом и разными камнями; ожерельице у Предвечного Младенца и зарукавьице у Богоматери низаны мелким жемчугом. На местных образах придельного храма преподобного Герасима имеются надписи: «писалъ сей образъ Стефанъ Нарыковъ 1701 году». Во 2 и 3 ярусах иконостаса помещено 15 икон, писанных в начале XVIII в.

В трапезе летнего Николаевского храма на правой стороне образ Спасителя, писаный красками по зелёному полю на доске, шириною 1 аршин 13 вершков [129 см], высотою 2 аршина 10 вершков [187 см]. На Спасителе венец серебряный. 1707—1712 г. На левой стороне трапезы на столпе образ Владимирской Богоматери, писаный красками на доске, шириною 1 аршин 13 вершков, высотою 2 аршина 10 вершков; 1707—1712 г. С передней стороны он обложен медным вызолоченным листом; убрус и вся риза Богоматери из тёмно-малинового бархата, богато украшена камнями, жемчугом, бисером и хрусталями; трудилась над украшением сей иконы лично настоятельница игумения Антония.

В притворе летнего Никольского храма на правой стороне на столпе икона святого Николая чудотворца в рост, писаная красками на доске, шириною 1 аршин 9 вершков [111 см], высотою 2 аршина 11 вершков [191 см], на святом Николае венец серебряный. 1719 года.

В притворе летнего Николаевского храма на левой стороне на столпе икона преподобного Димитрия Прилуцкого, писаная красками на доске; шириною 1 аршин 9 вершков, высотою 2 аршина 11 вершков; преподобный Димитрий изображён в мантии с благословляющей рукой; в другой руке свиток с надписью псалма: «имже образом желает елень на источники водныя», внизу надпись: «писал сей образ игумен Корнилий Уланов 1719 г.» На преподобном Димитрии венец серебряный. Краски на иконе потемнели и по местам потрескались, хотя лик преподобного сохранился…»

Источник: Косаткин В. В. «Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия: Краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов / В. В. Косаткин. — М.: MelanarЁ, 2006. — Часть 1. Монастыри (выписки). Стр. 42-44

Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия



Комментарии и обсуждение


Николаевский монастырь, заштатный, в городе Переславле. Основан в XIV веке святым Дмитрием Прилуцким. Разоренный поляками в начале XVII века, он вскоре восстановлен был схимонахом Дионисием (1645 г.). Сначала он был мужским; в 1898 году обращен в женский.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В монастыре покоятся св. мощи блг. князя Андрея Смоленского и прп. Корнилия Переяславского.
15 сентября 2009.

Переславльский Николаевский заштатный необщежительный женский монастырь в самом городе. Основан в конце XIV столетия преп. Димитрием Прилуцким. Разорен в смутное время, но возобновлен схимонахом Дионисием. Первоначально был мужским, в 1898 г. обращен в женский. Игуменья, монахинь 7, послушниц 44.

Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…» Москва, издание А.Д. Ступина, 1908

12 февраля 2015, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Галина Климочкина.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.