«…Успенский собор - самое большое здание монастыря и до сих пор одно из самых крупных сооружений в Переславле. Расположен он у северной крепостной стены, к востоку от Всехсвятской церкви.
Собор строился в пятидесятые - шестидесятые годы XVIII столетия на месте разобранного более старого храма того же названия. Новый Успенский собор лишь часть, хотя и главная, задуманного сложного архитектурного комплекса. Новый ансамбль монастырских строений, по мысли его создателей, должен был включить в себя и сохранившиеся старые здания (Всехсвятскую церковь, трапезную), и вновь возводимые сооружения (собор, Гефсиманию). К древним зданиям должны были примкнуть новые пристройки. Все эти строения объединялись вместе и сообщались друг с другом.
Чертёж XVIII века (план перестройки ансамбля) позволяет по достоинству оценить этот интересный замысел архитекторов и увидеть их несомненное профессиональное мастерство. Объединяя столь различные сооружения, зодчие сумели создать совершенно новую планировку - оригинальную и цельную по своему замыслу.
Чертёж не подписан, и пока не удалось выяснить имена его авторов. Сейчас можно сделать лишь некоторые предположения о возможных авторах перестройки Горицкого ансамбля. Смету на строительство соборной церкви (лишь на одно здание, а не на весь ансамбль) составлял московский архитектор Карл Бланк. Но упоминание имени К. Бланка, тогда ещё молодого архитектора, не даёт всё же уверенности в том, что его можно считать автором перестройки ансамбля: он был известен не только как архитектор, но и как строитель, руководивший сооружением ряда зданий по проектам других зодчих.
Известно, что в конце сороковых годов XVIII века в Переславле был архитектор Иван Жуков, который осматривал повреждения древних зданий. В 1759 году для надзора за строительством сюда был прислан «синодальный архитектор» Иван Яковлев, а затем гезель-архитектор Метлин. Эти архитекторы были связаны с Троице-Сергиевой лаврой и с Дмитрием Ухтомским - выдающимся русским зодчим того времени, возглавлявшим архитектурную «команду» в Москве. Возможно, что проект перестройки Горицкого монастыря создавался в «команде» Ухтомского, где работало немало талантливых архитекторов. Не исключена возможность, что сам Ухтомский принимал участие в составлении плана нового архитектурного комплекса в Переславле.
Однако первоначальный замысел перестройки не был полностью осуществлён. Был закончен лишь Успенский собор и сделаны некоторые пристройки к старым сооружениям. Строительство Гефсимании - большого высокого здания, соединявшего Всехсвятскую церковь и новый собор, - не было доведено до конца. В восьмидесятые годы прошлого века это недостроенное здание было разобрано. Представление о Гефсимании можно получить по старым фотографиям, запечатлевшим это сооружение незадолго до разборки, а также по сохранившимся небольшим частям здания, примыкающим к Всехсвятской церкви, и углам наружных стен галереи собора. Фасады Гефсимании расчленялись пилястрами; различные по своим размерам и очертаниям оконные проёмы обрамлялись наличниками; многие детали были сделаны из белого камня. В музее хранятся некоторые белокаменные украшения этого несуществующего здания.
Без Гефсимании западная стена Успенского собора и восточный фасад Всехсвятского корпуса производят странное впечатление. Лишённые убранства, с заложенными проёмами, они напоминают о разрушенном сооружении и неосуществлённом архитектурном замысле перестройки центра Переславской епархии. Сейчас трудно судить о том, насколько удалась бы эта перестройка. Отмечая интересно решённый архитекторами план, следует сказать, что композицию Гефсимании вряд ли можно признать удачной. А огромные размеры этого прямоугольного здания (по высоте почти равного Всехсвятской церкви) подавляли бы примыкающие к нему сооружения. Возможно, что строительством Гефсимании и Успенского собора руководили люди, не принимавшие участия в разработке проекта новой планировки Гориц.
План Успенского собора не прост. Центральный объём храма окружают одноэтажные галереи с севера и юга, с востока - алтарное полукружие, к которому примыкают гранёные пристройки и низкая аркада. Все помещения храма перекрыты сводами. Когда подходишь к Успенскому собору, его размеры несколько подавляют. Он кажется чрезмерно большим, а детали его декоративного убранства слишком легковесными. По решению фасадов собор вряд ли можно отнести к лучшим произведениям архитектуры XVIII столетия.
А интерьеры храма, его внутреннее убранство - «налепная фигурная штукатурка», скульптурные украшения, деревянная резьба, стенописи - представляют несомненный интерес и заслуживают пристального внимания. Лепнина, которая украшает стены и своды собора, очень разнообразна. Здесь и сложные по рисунку наличники, и лихо закрученные картуши, и цветы, и тщательно выполненные капители пилястр. На своде под изображением короны - буква Е и цифра I - память об императрице Елизавете Петровне, в годы царствования которой сооружался Успенский собор, а на западной стене - вензель «Е-II», посвящённый Екатерине II.
Выразительные скульптуры дополняют убранство интерьеров собора. Со стен смотрят с еле заметной улыбкой добродушные курносые ангелы, они очень земные по своему облику и больше напоминают озорных и чуть ленивых деревенских пареньков, чем посланцев всесильного неба. Глядишь на них и становится ясно, кто служил их прообразом для мастеров, создававших эти скульптурные портреты.
В разнообразном пластически выразительном убранстве стен и сводов собора несомненно чувствуется рука опытных, одарённых мастеров. Уже упоминалось о том, что Амвросий Зертис-Каменский пригласил для отделки Успенского собора мастеров, работавших в Ново-Иерусалимском монастыре.В старых документах встречается имя новоиерусалимского мастера живописца Алексея Петрова, присланного для наблюдения за покраской интерьера. Возможно, что он был одним из создателей внутреннего убранства Успенского собора, а может быть, и руководителем этих работ.
Очень интересен высокий иконостас, поднимающийся в несколько ярусов от пола до свода у восточной стены храма. Иконостас Успенского собора и по своим размерам, и по мастерству выполнения занимает одно из первых мест среди подобных ему произведений русского искусства. Пластическое богатство, отлично выполненные детали, обилие скульптур, каждая из которых очень выразительна и неповторима, изящные по своим пропорциям колонки свидетельствуют о несомненной одарённости резчиков по дереву, которых возглавлял московский мастер Яков Жуков. Эта большая и сложная работа резчиков и позолотчиков была выполнена в 1759 году. Вероятно, в это же время специально для Успенского иконостаса были сделаны иконы, многие из которых заслуживают внимания. Хороши и небольшие иконостасы в северном и южном приделах-галереях.
Низко опущенные нарядные люстры удачно сочетаются с убранством интерьеров здания. Обращает на себя внимание по своим художественным формам и внушительным размерам редко встречающееся в православных церквах так называемое «горнее место» в алтарной части храма.
Украшающие стены центрального помещения и северной галереи росписи относятся ко времени завершения строительства собора. Их авторы уже полностью отошли от традиционных для древнерусских художников приёмов письма. Различные библейские цены изображены на стенописях в реалистической манере. В живописном отношении, пожалуй, наиболее удачны росписи северной галереи. Живопись южной галереи и алтарной части относится к прошлому веку, выполнены они были переславским художником Гусевым, в начале восьмидесятых годов. Росписи эти, пришедшие на смену попорченным старым стенописям, далеки от совершенства. В 1956-1961 годах живописные работы в Успенском соборе, находившиеся в плохом состоянии, были реставрированы художниками-реставраторами Н. И. Турецкой и А. Е. Магарамом.
Разные мастера - лепщики, живописцы, резчики по дереву - трудились над убранством Успенского собора. Работы были выполнены почти одновременно. В пышном и разнообразном убранстве всех помещений храма отчётливо ощутимы новые веяния, пришедшие в русское искусство в XVIII веке. Мастера используют многочисленные художественно-декоративные приёмы архитектуры барокко. Сочетание лепнины, скульптуры, росписи, золочёной резьбы создаёт впечатление дворцового великолепия, столь характерное для ряда наиболее интересных культовых сооружений середины XVIII столетия, возведённых в Петербурге и в некоторых других городах Российской империи.
Можно себе представить, как изумлял переславцев, привыкших к древним сооружениям своего города, новый собор, просторный и высокий, сверкающий золотом огромного иконостаса, белизной лепных узоров и скульптур, поражающий непривычной роскошью своего убранства. В 1966 году была закончена продолжавшаяся около десяти лет реставрация Успенского собора: восстановлены утраченные детали внутреннего и наружного убранства, расчищена и укреплена позолота иконостаса, проведены сложные малярные работы…»
Источник: Пуришев И. Б. Реставрация памятников архитектуры: Сборник статей / И. Б. Пуришев. - Переславль-Залесский: Переславский совет ВООПИиК, 2010.
Ghostscript wrapper for C:\0-pur\_ok\small\purishev-2010.pdf (botik.ru)