ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Переславль-Залесский. Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.


Переславль-Залесский. Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы, "Знамение" иконы Божией Матери, Адриана и Наталии
Год постройки:1710.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Московская, 85

Координаты: 56.713078, 38.819025





Сортировка:

Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
vertuniya
1 мая 2024
Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Altaets
12 апреля 2021
Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Altaets
12 апреля 2021
Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
26 сентября 2015
Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Илья Смирнов
24 февраля 2015
Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Илья Смирнов
24 февраля 2015
Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Светлана Риццо
4 января 2010
Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Юрий
1 октября 2005
Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Alex
19 апреля 2004
Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Илья Смирнов
2 ноября 2003
Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
04.01.2003 - 15.01.2003
Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Светлана Риццо
4 января 2010
Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Юрий
1 октября 2005
Феодоровский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Фото начала ХХ в.<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1908



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  27 июля 2016

Начиная с 1688 года Федоровский монастырь неоднократно посещал царь Петр Первый и члены царской семьи, принося в дар обители щедрые дары. В то время на Плещеевом озере, на берегу которого и раскинулся Переславль-Залесский, строилась "потешная флотилия" - начало будущего Российского флота. В 1692 году в монастырь поступила Наталия Взимкова, дочь дьяка Оружейной палаты, которая воспитывалась вместе с будущим царем Петром Первым. Наталия стала настоятельницей обители, и в период ее настоятельства в обители возводится Введенский храм (хотя в то время каменные постройки в других городах кроме Петербурга Петром были запрещены).

В 1710 году на средства царя Петра Первого и его сестры царевны Натальи Алексеевны в монастыре строится Введенский храм с двумя приделами: во имя иконы Божией Матери "Знамение" и в честь святых мучеников Андриана и Наталии. Церковь была выстроена на месте прежней каменной, разобранной за ветхостью. В храме находились уникально выполненные резные Царские врата 18 века, которые ныне нах одятся в Переславском музее. В церкви были похоронены: схимонах Сергий, строитель монастыря, монахиня Агафия Федоровна Ягужинская, жена генерал-прокурора Сената Павла Ягужинского и генерал, герой обороны Севастополя в Крымской войне 1853-1856 гг. Павел Семенович Соловьев.

Церковь представляет собой одноглавый четверик с трапезной палатой и просторными боковыми приделами. У храма три апсиды, урашенные скромными и изящными полуколонками. Такой же декор украшает и стены приделов. Четверик венчает одна глава, еще одна, поменьше, поставлена над трапезной. Стены церкви украшают наличники, характерные для своего времени. О том веке, в котором был выстроен сей храм, говорят и своеобразные окна-люкарны на конусовидной крыше, в виде неких выступающих архитектурных конструкций. При обновлении церкви в 1808 году, крыша была покрыта железными листами.

В годы Советской власти Федоровский монастырь разделил судьбу большинства православных обителей. Сначала его преобразовали в сельхозартель, а в середине 1920-х гг. вообще закрыли. Последнюю настоятельницу Федоровского монастыря - Олимпиаду (Георгиевскую) арестовали. Позже, отсидев свой срок, она доживала свои дни в сторожке на территории монастыря, в котором к тому времени находился дом престарелых.

С закрытием монастыря была закрыта и Введенская церковь. Уникальные росписи, которые украшали помещение этого храма практически сразу же погибли из-за повышенной влажности, так как в здании новые хозяева устроили баню и прачечную. Кроме того на момент возвращения обезображенного здания бывшей церкви открывшейся здесь православной обители, храм находился в плачевном состоянии. Стены были покрыты трещинами, фундамент практически рассыпался, с крыши постоянно в помещение попадала вода. Когда в стенах монастыря размещался Институт програмных систем РАН, помещение бывшей церкви планировали перестоить под клуб деловых встреч, но не успели - монастырь по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в 1998 году возвращен Русской Православной Церкви.

19 апреля 1998 года, в первый день Пасхи, в Введенской церкви была совершена первая литургия. Храм был капитально отремонтирован. Ныне в теплом Введенском храме ежедневно совершаются богослужения. В церкви находится чудотворная икона Андрониковской иконы Божией Матери. Икона названа в честь греческого императора Андроника Третьего Палеолога. В России она появилась при императоре Николае Первом. Вначале она хранилась в Зимнем дворце, затем в Троицком соборе города Санкт-Петербурга, где очень почиталась. Были отмечены случаи прозрения совершенно слепых. После революции 1917 года икона находилась в Казанском женском монастыре города Вышний Волочек. Ныне икона находится в Введенском храме, в деревянном киоте с ящичком для записочек.

www//pereslavl.ru/architecure/fedorov.htm


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 августа 2023

Введенская трапезная церковь известна в Феодоровском монастыре с давних времен. В 20-е г.г. XVII в. «храм поставили теплой, два престола Введение Богородицы да Николы Чюдотворца с трапезою да святые ворота». Деревянная Введенская церковь числится в переписных книгах 1635 г. В 1653 г. она сгорела и была восстановлена в 1655 г. с одним престолом.

В 1684 г. на прежнем месте была построена каменная Введенская церковь, которая, согласно архивным документам, представляла собой двухстолпную сводчатую трапезную, примыкающую к ней поварня с печью и крыльцо под шатром на столбах.

Значительные вклады стали поступать в монастырь в конце ХVII - начале XVIII в.в. В 1703 г. «две тысячи денег» пожаловала сестра Петра I Наталья Алексеевна. По указу митрополита Рязанского и Муромского Стефана прежнюю церковь разобрали, а новую на средства царевны Натальи принялись строить на другом месте. Сведения о переносе церкви подтверждаются сопоставлением имевшегося в монастыре плана 1694 г. с современным расположением храма.

Известная ныне Введенская церковь с приделами Знамения Божией Матери и святых мучеников Адриана и Наталии, упоминания о которой значатся в монастырских описях с первой половины XVIII в., была освящена в 1710 г.

В 1739-1766 г.г. церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы выглядела несколько иначе, чем в начале ХХ в. перед закрытием монастыря: деревянные паперти, тесовая кровля, железные кресты. В 1739 г. главы были крыты деревянной чешуей. Между 1739 и 1753 г.г. кровлю отремонтировали, покрытие глав заменили на чешую из муравленой зеленой черепицы, крест центральной главы - на ажурный золоченый. Полы в трапезной и на клиросах в приделах были мощены чугунными плитами, в главном алтаре и в трапезной - кирпичом, в приделах и на клиросе Введенской церкви полы были деревянными.

В 1752 г. произошла кража окладов и жемчуга из теплой Введенской церкви. Часть похищенного удалось вернуть, однако описи 1760-х г.г. свидетельствуют, что многие драгоценности с икон исчезли.

В 1766 г. в подмонастырной слободке случился пожар, который перекинулся на монастырь, нанеся наибольший ущерб приделу Адриана и Наталии, где рухнула часть свода и был испорчен иконостас.

В ходе ремонта, общая стоимость которого, согласно смете 1766 г., составила 1019 рублей 36 копеек, стены изнутри и снаружи были побелены известью, три деревянные крыльца-паперти отремонтированы в том же материале, кровли оставались деревянными, покрашенными в красный цвет, главы были покрыты деревянной чешуей, выкрашенной в зеленый цвет. Переосвящение придела святых мучеников Адриана и Наталии после ремонта произошло в 1778 г.

Деревянная кровля на Введенской церкви заменена железной «новою фигурою» с покраской в зеленый цвет в 1808 г. По описи 1830 г., вся кровля и главы были покрыты железом и выкрашены в зеленый цвет, кресты оставались прежними: на большой главе - ажурный золоченый, на придельных - гладкие железные, выкрашенные масляной краской.

В 1836 г. на трех главах Введенской церкви появились позолоченные звезды, а все кресты были также вызолочены. Цвет кровель и глав в XVIII-XIX в.в. остается зеленым. Отделка стен снаружи также была прежней - побелка известью. Белыми стены монастырских построек оставались на протяжении XIX столетия. Главы были выкрашены светло-серой краской в начале ХХ в., что видно на снимках С.М. Прокудина-Горского, сделанных в 1909-1911 г.г.

Иконостас во Введенской церкви до 1820-х г.г. оставался таким же, как в середине XVIII в., с обновлением декора серебрением и золочением с цировкой. После пожара 1766 г. иконостасы приделов были отремонтированы с сохранением форм начала XVIII в. Замена иконостасов в четверике и приделах происходит в 1830-е г.г.

Большой пожар в Федоровском монастыре, случившийся в 1866 г., повредил кровлю, окна и убранство интерьера Введенской церкви. В 1872–1873 г.г. на средства «доброхотных вкладчиков» делают новый иконостас в четверике, сохраняя в нем иконы 1830-х г.г., а придельные иконостасы полностью меняют к концу XIX в. на новые.

В 1860-е г.г. отопление изразцовыми печами было заменено на систему духового отопления. Для этого под полом трапезного храма был сделан подвал и установлена духовая механическая печь. Однако мощности печи для отопления здания не хватало, и в 1875 г. в одном из приделов устанавливают железную печь.

Полы заменены мозаичными на бетонном основании: в алтаре Введенской церкви, на амвоне и солее - в 1872 г., в приделах - в 1871 г. В 1888 году мозаичный пол сделан во всей теплой церкви.

После закрытия монастыря в 1923 г. в церкви располагались баня и прачечная. В день Святой Пасхи, 19 апреля 1998 г., состоялась первая Божественная литургия во Введенском храме после возвращения обители Русской Православной Церкви. В начале 2000-х г.г. церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы была отремонтирована.

В храме находится чтимый чудотворный Андрониковский образ Божией Матери.

http://feodor-monastyr.ru/ru/o-monastire/hiden/tserkov-vvedeniya-vo-khram-presvyatoj-bogoroditsy


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 мая 2024

«…Церковь во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, о 3 главах. В переписных книгах 1635 года о ней пишется так: «Да в монастыре трапеза деревянная, а в ней два престола: престол введения пречистыя Богородицы, да Николы Чудотворца. А у введения двери царския на празелени с сению и столпы на золоте, да у Николы Чудотворца двери северския на празелени, а на них написан благоразумный разбойник». В 1653 году церковь эта сгорела — и в следующем 1654 году при келаре старце Гурие она вновь построена с одним престолом во имя Введения Божией Матери.

В 1683 году игуменья Клеопатра била челом патриарху Иоакиму, что у них в монастыре деревянная церковь входа во храм Пресвятыя Богородицы тесна и во время богослужения, за утеснением, в тое церковь того монастыря сёстры невбираются и они-де обещались построить каменную на прежнем месте во имя тот же престол — и дать им благословенную грамоту. Патриарх велел им деревянную церковь разобрать, а на новую церковь камень, кирпич и известь и лес готовить. 7193 года устроена была каменная церковь и патриарх благословил освятить её Никитского монастыря игумену Роману по новоисправному чиновнику и дать в тое церковь антиминс (грамота 7193 года сентября 23 дня — 1684 г.). При церкви устроена была трапеза, и как церковь, так и трапеза были крыты тёсом. В 1710 году при преосвященном Стефане иждивением благоверной царевны Натальи Алексеевны при сей церкви пристроены были два придела, существующие в настоящее время: 1) во имя Адриана и Наталии и 2) во имя Знамения Божией Матери.

Престол в сей церкви и приделах из простого дерева о 4-х столпах; иконостас в настоящей столярный о 4-х ярусах, внизу с колоннами гладкий, по местам с золочёною на полимент резьбою, выкрашен краскою. Царские двери прорезные, как в настоящей, так и в приделах, вызолочены на полимент. Иконостас, царские двери и образа в 1788 году были поновлены. Усердием переславской купчихи и почётной гражданки Марин В. Поповой в 1869 году в сей церкви устроен мозаический пол и механическая духовая печь.

Из образов в сей церкви замечательны по древности письма и украшению три храмовых образа Введения Пресвятыя Богородицы.

1. Образ Введения Божией Матери. Риза на Божией Матери серебряная, вызолочена, венец с сиянием и короною; вокруг венца две нитки крупного жемчуга, а по ризе 4 нитки и на рукавах обведено средним и мелким жемчугом; в поясе алмазные и яхонтовые искры.

2. Образ Введения Божия матери. Риза и венец серебряные, чеканные, золочёны, по убрусу и венцу Божией Матери в 3 нитки обнизано средним жемчугом, а между жемчугом 8 зелёных и красных камешков и две алмазные искры, на коронах искры красные и зелёные, 8 бурминских зёрен и 4 изумруда, — на зарукавье 4 жемчужины и два изумруда, на образе 6 венцов.

3. Образ Введения Божией Матери — местный. На нём риза серебряная, венец на Божией Матери с сиянием и короною, в которой два камня зелёных и 1 белый, в сиянии стразы.

4. За левым клиросом в киоте образ Боголюбивой Божией матери, список с настоящей Боголюбской иконы такой же меры. На нём риза серебряная чеканная…»

По материалам статьи Свирелина А. И. «Церковная летопись Переславского Фёдоровского женского монастыря» / Владимирские епархиальные ведомости (часть неофициальная). – 1872. Переславль-Залесский, Феодоровский монастырь (sobory.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 июня 2024

«…Тёплая церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы каменная, одноэтажная с двумя приделами: с правой стороны в честь Знамения Пресвятой Богородицы и с левой в честь святых мучеников Адриана и Наталии. Храм сей о трёх главах, на коих четырёхконечные железные вызолоченные кресты с полулуниями, и утверждены в яблоках. Полулуния и яблоки вызолочены. Средняя глава вышиною 7 аршин [5 м], а в поперечнике 6 аршин [4,3 м]; крест на сей главе длиною 3 аршина [2,1 м]. Прочие две главы вышиною с. 277 по 4 аршина [2,8 м], кресты на них длиною 2 аршина 8 вершков [1,8 м]. Фонарь средней главы вышиною 6 аршин [4,3 м], а в поперечнике 4 аршина 3 вершка [3 м]; фонарь прочих глав вышиною по 3 аршина [2,1 м], а в поперечнике 2 аршина 8 вершков. На главах осьмиконечные вызолоченные звезды, самые же главы крыты железом и выкрашены масляною краскою. Кровля храма железная, выкрашена медянкой. В куполе средней главы 3 окна, каждое вышиною 3 аршина [2,1 м], а шириною 1 аршин 10 вершков [116 см].

Во всём храме с приделами 24 полукруглых окна, за железными решётками и со створчатыми рамами, длиною 2 аршина 14 вершков [2 м], а шириною 1 аршин 6 вершков [98 см]. Приделы и трапеза отделены от настоящего храма арками; такие же арки отделяют жертвенник и диаконник в алтаре настоящей церкви. Пол во всём храме мозаический. Отопление храма духовое. В храм один вход с западной стороны; двери деревянные с внутренним висячим замком. Вышина двери 3 аршина 2 вершка [2,2 м], а ширина 2 аршина 2 вершка [1,5 м]. Вышина всего храма с крестом 10 сажен [21,3 м], а окружность его равна 51 сажени 1 аршину 8 вершкам [109,9 м]. Стены внутри храма в 1888 году, старанием игуменьи Евгении, выкрашены масляною краскою, украшены живописью. Устроена сия церковь на жертву царевны Наталии Алексеевны в 1710 году…»

Источник: Косаткин В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия: Краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов / В. В. Косаткин. — М.: MelanarЁ, 2006. - Часть 1. Монастыри (выписки). Стр. 24.

Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия (botik.ru)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.