ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Переславль-Залесский. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская).

Смоленско-Корнилиевская церковь


Переславль-Залесский. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская)
Церковь. Действует.  
Престолы:Смоленской иконы Божией Матери, Бориса и Глеба
Год постройки:Между 1694 и 1705.
Адрес:
Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43

Координаты: 56.731049, 38.840187



Сортировка:

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Hramsohran
30 сентября 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)краевед
16 августа 2023
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Altaets
13 апреля 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Altaets
12 апреля 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
19 августа 2018
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Юрий Моченов
8 сентября 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Илья Смирнов
24 февраля 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Алексей Кротов
12 сентября 2012
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Nordprod
10 мая 2009
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
JuNe
23 февраля 2006
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
JuNe
23 февраля 2006
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
JuNe
23 февраля 2006
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вадим Павлов
2 августа 2005
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вадим Павлов
2 августа 2005
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
.. - ..
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), Глава<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Глава
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
24 сентября 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
19 августа 2018
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
19 августа 2018
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), 1950 год<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
1950 год
Алексей Кротов
1 июля 1950
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), Фотография, выполненная в 1914 году.<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фотография, выполненная в 1914 году.
Алексей Кротов
1 июля 1914
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), Фото с сайта: http://40s.pereslavl.ru/40/?page_id=3195<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фото с сайта: http://40s.pereslavl.ru/40/?page_id=3195
Алексей Кротов
1 мая 1914
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), Фото 1890-1910 гг.<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фото 1890-1910 гг.
Алексей Кротов
1 января 1890
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская), Дореволюционная открытка.<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Дореволюционная открытка.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


JuNe  5 апреля 2006

 Немалая часть ныне действующих церквей Переславля находится на святых местах, где в древности стояли монастыри. К ним относится и расположенная в западной части города на улице Гагарина Смоленско-Корнильевская церковь. До 1764 года здесь существовал мужской монастырь, известный под именем «Борисоглебскаго что на Песках». Предположительно эта обитель была основана в 1252 году после нашествия на Переславль татар и погребения на этом месте переславского воеводы Жидиславы и тверской княжны. Расцвет Борисоглебского монастыря пришелся на XVI век. В начале XVII века древний монастырь был разорен поляками – «… гордые паны немало поживились от этого монастыря, разорив его до неузнаваемости». В 1642 году благодаря иеромонаху Адриану обитель была восстановлена.

Борисоглебский монастырь «что на Песках» связан с именем почитаемого в Переславле святого Корнилия Молчальника (в миру - Конон). Корнилий Переславский родился в Переяславле-Рязанском (Рязань) в купеческой семье во второй половине XVII века. Оставив дом родителей он первоначально жил в Лукьяновой пустыни, после чего перешел в Борисоглебский монастырь, где принял пожизненный обет молчания. Умер в июле 1693 года, облекшись перед смертью в схиму. Вскоре на территории обители на средства царевны Натальи Алексеевны началось строительство каменного храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери с приделом Бориса и Глеба. В 1705 году отрыли мощи Корнилия и поместили в только что отстроенную церковь.

До 1744 года Борисоглебский монастырь принадлежал Синодальной области, а позднее был приписан к Переславской епархии. В 1750 году от имел 48 душ крестьян и вносил 1 рубль 50 копеек на содержание семинарии в Переславле. В 1764 году обитель упразднили, а церковь обратили в приходскую. При ней располагалось кладбище, где были захоронены многие видные горожане, в том числе и Городской Голова Андрей Алексеевич Темерин (1790-1824 гг.)

 Смоленско-Корнильевская церковь с трапезной палатой, «покоями» (корпусом келий) и колокольней большей частью сохранилась. Обращает на себя внимание богатый карниз келий и горизонтально расчлененные пилястры. Композиция самой церкви типична для своего времени конца XVII – начала XVIII вв. В прошлом убранство храма также было типично для своего времени – столярной работы иконостас с резными царскими вратами, где изображалось осязание Воскресшего Спасителя Апостолом Фомою. В приделе справа от алтаря находилась гробница Преподобного Корнилия, на ней – четки святого. Из образов, находящихся в церкви, особо почиталась окрестными жителями икона 7 спящих отроков. Постоянных прихожан было более 100 человек.

 В отличие от многих других храмов, закрытых в первые годы после переворота 1917 года, Смоленско-Корнильевская церковь принимала прихожан почти до начала Великой Отечественной войны. Затем использовалась как склад. В 1960-е годы горел и частично был расхищен храмовый иконостас. Вплоть до середины 1970-х годов в кельях и трапезной проживали люди. В 1988 году обрушилась церковная колокольня.

 В 1996 году Корнильевская церковь, а позднее и мощи святого Корнилия, были переданы Никольскому женскому монастырю.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 февраля 2016

На месте, где находится церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, до 1764 г. существовал мужской монастырь, известный под именем «Борисоглебского, что на Песках». До 1744 г. Борисоглебский монастырь принадлежал к Синодальной области, а в этом году приписан к Переславской епархии. В 1744 и 1755 гг. имел 48 душ крестьян. В 1764 г. монастырь упразднен, и церковь обращена в приходскую.

Существующая Смоленская церковь начата постройкою, по благословению патриарха Адриана, при строителе иеромонахе Адриаде в 1694 г. на монастырские средства и на средства доброхотных дателей. Окончена постройка в 1705 г. и церковь освящена была Димитрием, митрополитом Московским. При этой церкви находились покои каменные о двух этажах, и на них каменная колокольня. Престолов в церкви два: в холодной – в честь Смоленской иконы Божией Матери, в приделе теплом – во имя св. благ. князей Бориса и Глеба. На царских вратах главного храма находится резное изображение «осязания Воскресшего Спасителя ап. Фомою».

В приделе по правую сторону алтаря находится гробница преп. Корнилия; на верхней деке ее образ преподобного. Гробница деревянная, с сенью вверху; по сторонам четыре резных ангела, при гробнице хранятся четки преподобного. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон замечательны древняя храмовая икона Смоленской Божией Матери, в 1889 г. на нее сделана драгоценная риза; икона «7 спящих отроков», эта икона особенно чтится окрестными жителями.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1780 г., исповедные росписи с 1816 г. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: от земли сеном и разными продуктами на 100 руб., процентного капитала 107 руб. и от служб и требоисправлений 550 руб., а всего до 750 руб. в год. Причт живет в церковном доме, устроенном в связи с церковью. В приходе по клировым ведомостям числится 47 душ муж. пола и 58 жен.

В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  28 октября 2023

В близком соседстве со Свято-Никольским женским монастырём, возвышается храм, связанный с именем святого Корнилия Молчальника. Это Смоленско-Корнилиевская церковь, возведённая в 1694-1705 гг. при участии царевны Натальи Алексеевны. До 1764 года здесь существовал мужской Борисоглебский монастырь на Песках. Предположительно обитель была основана в 1252 г. после нашествия на Переяславль татар и погребения на этом месте переяславского воеводы Жидислава.

Расцвет монастыря пришёлся на XVI в. В начале XVII в. он был разграблен поляками - «гордые паны немало поживились от этого монастыря, разорив его до неузнаваемости». Монастырь запустел, и был возобновлен только в 1642 г. благодаря иеромонаху Адриану, который управлял обителью с 1642 по 1644 г. Борисоглебский монастырь, что на Песках, связан с именем почитаемого в Переславле святого Корнилия Молчальника (в миру Конон). Корнилий Переславский родился в Переславле-Рязанском (ныне г. Рязань) в купеческой семье, во 2-й половине XVII в. Оставив дом родителей в пятнадцатилетним возрасте, юноша первовоначально жил в Лукиановой пустыни, что под Александровом, после чего перешёл в переславский Борисоглебский монастырь. Здесь Корнилий добровольно принял на себя обет молчания, по мере необходимости объясняясь знаками. По преданию, Корнилий Молчальник жил здесь в строгом посте, "первым входил в храм и последним выходил из него; ночь проводил в молитве, а день в телесном труде". В Святой обители он и умер летом 1693 года, облекшись перед смертью в схиму, после чего был похоронен на монастырском кладбище.

Вскоре после погребения святого Корнилия в монастыре заложили одноглавую каменную церковь Смоленской иконы Божьей Матери с тёплым приделом во имя святых Бориса и Глеба. К этому монастырскому храму были пристроены корпуса келий с причудливым карнизом, трапезная палата и колокольня в виде двухъярусной восьмигранной башни. По инициативе архимандрита переславского Данилова монастыря Варлаама Высоцкого приблизительно в тот же период состоялось и обретение мощей преподобного Корнилия. Их переложили в устроенный "Государыней Цесаревной" кипарисный гроб и перенесли в новый храм, освящённый святым Димитрием, митрополитом Московским. Гробница с мощами святого Корнилия находилась в Смоленской церкви не одно столетие, там же хранились и чётки преподобного.

Кирпичная Смоленско-Корнилиевская церковь представляет из себя сложную композицию, в которой соединены храм, трапезная палата, кельи и колокольня. Это скромный, но изящный храм, позднее ставший приходским, служил для духовной потребности переславцев почти до Великой Отечественной войны (закрыт в 1936-1940 годах). После его закрытия там планировалось устроить антирелигиозный отдел музея и вскрыть гробницу Корнилия, находившуюся в приделе. Но помешала этому начинанию война. В конце-концов в пустующем здании решено было разместить склад (после 1940 года), а в трапезной и кельях городские власти разрешили проживать людям.

В 1960-е гг. храм горел, в связи с чем выгорел деревянный остов храмового иконостаса с великолепными резными Царскими вратами. После частичной косметической реставрации, в храмовой трапезной и кельях, вплоть до середины 1970-х годов, проживали люди. Но время неумолимо - церковь, брошенная на произвол судьбы, под воздействием природных и людских факторов начала постепенно разрушаться. Так, буквально через несколько месяцев церковное здание оказалось без окон, дверей, железной крыши, а добротный кирпич по-прежнему растаскивался местными жителями для собственных нужд.

18 июля 1988 года около 15 часов дня обрушилась церковная колокольня, кирпич с которой также пошёл на хозяйственные нужды жителей близлежащих домов, а в 1994 году Смоленско-Корнильевский храм постигло ещё одно святотатство - злоумышленники вскрыли могилу преподобного Корнилия, разбросав возле старинного храма святые мощи. Их с трепетом собрали местные жители и передали в открывшийся тогда Никитский женский монастырь. В настоящее время святые мощи Корнилия Молчальника покоятся в главном соборе Свято-Никольского монастыря.

К этой обители в 1996 году была приписана и находящаяся бувально в 300 метрах от монастырских стен Смоленско-Корнилиевская церковь - интересный по своей архитектуре храм, построенный на рубеже ХVII-ХVIII столетий.

Из книги: "Древний, многоликий православный Переславль". - Переславль-Залесский, 2017


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 ноября 2023

Храм представляет обычный для своего времени тип церкви с четвериком в основании и восьмигранным верхом, который здесь как бы не закончен; кажется, что над ним должен возвышаться ещё один восьмерик, создающий стройность и лёгкость композиции. В настоящем же своём виде церковь несколько тяжеловата и приземиста.

К ней с запада примыкает трапезная, на северо-восточном углу которой возвышается особая квадратная надстройка с двумя окнами, отмечающая расположенный ниже придел. Непосредственно к трапезной примыкает двухэтажный корпус келий, над которым возвышается восьмигранная ярусная колокольня. Весь комплекс зданий обработан в формах провинциального барокко. Возможно, что при ближайшем изучении памятника выявятся его более старые детали.

Воронин Н.Н. «Переславль-Залесский»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 мая 2024

За чертой города, на южной стороне, одиноко стоит с купою деревьев приходская Смоленская церковь. В давно минувшие времена на месте этой церкви был Борисоглебский мужской монастырь, который, в отличие от другого Борисоглебского мужского монастыря, что на горе, назывался «Борисоглебский на песках». Название «на песках» дано ему, по всей вероятности, потому, что стоит он на небольшом песчаном возвышении близ берегов Плещеева озера; десятня близ этого монастыря, по росписи города Переславля за 1655 г., называлась: «песошная десятня».

Кем и когда монастырь этот основан, точных указаний нет; известно только, что монастырь в начале XVII века уже существовал с достаточным числом братии при сравнительно высоком благосостоянии в материальном отношении. В годы междуцарствия на Руси, при нашествии литовцев на город Переславль, гордые паны немало поживились от этого монастыря, разорив его до неузнаваемости. В 1642 году строитель монастыря, иеромонах Адриан, несмотря на такое разорение монастыря, нашёл возможным возобновить его и привести снова в цветущее состояние. Недолго, впрочем, монастырь был в этом состоянии; около 1660 года он настолько обеднел, что братии в нём было только три монаха, и обеднение монастыря шло всё далее, так что к 1754 г. за ним оставалось только 48 душ бедных крестьян, а в 1764 году, при определении нормальных штатов монастырей, монастырь этот за совершенной бедностью обращён был в приходскую церковь. Последним строителем монастыря, передавшим монастырские здания в руки белого духовенства, был иеромонах Алимпий. Сколько было этих зданий и какие они были в то время, к сожалению, описей их не дошло до нас. В настоящее время имеются следующие здания: каменная Смоленская церковь с таковой же трапезой, в которой имеется придел во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, в связи с трапезой каменный двухэтажный братский корпус, над которым высится небольшая каменная колокольня, — и только....

Из числа братий монастыря, за весь период его существования, нельзя не отметить преподобного Корнилия, стяжавшего своими иноческими подвигами великую славу этой обители. Сей великий подвижник был уроженец города Переяславля-Рязанского. Ещё отроком возымев усердие к богоугодной жизни, он оставил своих родителей и ища себе по сердцу обители, пришёл в пустынь преподобного Лукиана. Пробыв здесь 5 лет под руководством опытного в духовной жизни старца пустыни Павла, Конон, — так звали юного подвижника, — оставил эту пустынь и пришёл в город Переславль-Залесский к обители святых благоверных князей Бориса и Глеба, что на песках, и, наложив на себя подвиг молчания, знаками стал просить строителя монастыря Сергия о принятии в обитель. Отказал строитель этому юному и притом ничего не говорящему просителю.

Конон вышел за монастырские ворота и, оставаясь при них, не переставал просить строителя о принятии в монастырь, на коленях и со слезами умоляя его о сём. Тронутый терпением и слезами просителя, строитель решился наконец принять его. — Усердное посещение храма, благоговейное стояние в нём, примерное трудолюбие для обители и братии, строгое воздержание в пище — довольствовался только остатками братской трапезы, — вот подвиги юноши Конона в обители, в течении первых 5 лет. За эти подвиги он был удостоен наконец иноческого образа. Варлаам, иеромонах соседнего Никольского монастыря, постриг его в сей образ и назвал Корнилием. С этого времени свои духовные и телесные подвиги молодой инок Корнилий ещё более усилил. Никто не видал его спящим и ничего не делающим, — он или стоял на молитве, или трудился для обители; всегда терпеливо переносил насмешки и ругательства над ним от иноков монастыря, никогда не роптал и не жаловался на обидчиков. Так прожил Корнилий три года со времени пострижения в инока. Переходя в духовных подвигах своих от силы в силу, Корнилий стал, наконец, просить строителя позволить ему жить в затворе.

Видя подвиги юного монаха, строитель охотно согласился на его просьбу — выстроив ему малую кельицу с одной дверью и одним небольшим оконцем, благословил его на затвор. Здесь Корнилий усугубил подвиги поста и молитвы и здесь же вступил в борьбу с врагом спасения, нападения коего были часты и жестоки. Раз иноки нашли Корнилия лежащим на воле у окна своей келии, дверь которой была заперта изнутри, а оконце было открыто. Корнилия нашли сильно избитым и едва живым. Три месяца пролежал в болезни Корнилий и по совершенном выздоровлении, убеждённый настоятелем, оставил затвор и стал снова жить с братией. Как и прежде, он первый входил в храм и последний выходил из него; ночь проводил в молитве, а день в телесном труде: исправлял пономарскую должность; работал в монастырской пекарне; копал землю; рассаживал в монастыре фруктовый сад; сам без помощи других выкопал колодезь в монастыре, из коего для братии получалась с избытком самая чистая и вкусная вода. В таких трудных подвигах преподобный Корнилий прожил 30 лет, получив от Господа дар прозорливости, — предсказывая многим будущее. По дару прозорливости он узнал и о времени своей кончины. Перед концом своей жизни преподобный пошёл к своему духовному отцу, иеромонаху Никольского монастыря Варлааму, исповедался у него и причастился Святых Таин, открыв на исповеди и о своём родопроисхождении и здесь же сим иеромонахом Варлаамом был облечён в схиму. Возвратясь в свою обитель, преподобный Корнилий пособоровался елеем и в мире со всем тихо скончался в 1693 году 22 июля. Братия монастыря с честию похоронила его в часовне монастырской. Спустя после сего 9 лет, при постройке нового храма, мощи преподобного были обретены нетленными.

Храм в честь иконы Смоленской Божией Матери с приделом во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба построен монастырским иждивением и общим подаянием в 1705 г. На построение храма в 1694 году выдана была строителю монастыря, иеромонаху Адриану, с братией храмозданная грамота от святейшего Кир Адриана, Архиепископа Московского и всея России патриарха. В том же 1705 году 29 июня Святителем Димитрием, Митрополитом Ростовским, в присутствии Государыни Цесаревны Наталии Алексеевны, новопостроенный Смоленский храм торжественно был освящён. В это многознаменательное для бедной обители торжество совершено было переложение честных обретённых мощей преподобного Корнилия в новый, устроенный Государыней Цесаревной, кипарисный гроб. Святитель Димитрий, тотчас по освящении храма, повелел священному чину вложить святые останки преподобного и, отпевши панихиду, перенести на приготовленное в трапезе место, где и доныне сии святые мощи пребывают. Весь храм и все примыкающие к нему здания сложены из тяжеловесного хорошо прожжённого кирпича, на фундаменте из белого тёсаного камня.

План собственно Смоленского храма — четырёхсторонний квадратный столб в два света, без разделения один от другого поясом. Внутренность храма освещается четырьмя окнами с северной стороны и столькими же с южной. Входных дверей двое и устроены они с южной стороны. На оконечности квадратного столба выведен восьмигранник с окном на северной стороне и с окном на южной. На восьмискатном своде восьмигранника сложен небольшой глухой фонарь с железной грушевидной главой, увенчанной железным же крестом. Алтарь несколько удлинён и состоит из трёх полукружий, по одному окну в каждом.

В связи с Смоленским храмом находится обширная каменная трапеза с приделом во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. Судя по некоторым архитектурным украшениям снаружи можно думать, что трапеза эта есть одна из построек, оставшихся от первых времён существования на сём месте Борисоглебского монастыря. Окна трапезы шире церковных и снаружи украшены пилястрами, чего нет на церковных окнах; на сводах с северо-восточной стороны выведен небольшой терем в два яруса, в верхнем ярусе с восточной, северной и западной сторон имеются по одному небольшому окну; на четырёхскатной крыше выведена железная глава, увенчанная железным крестом; вход в теремок чрез небольшую дверь с чердака трапезы. Не был ли теремок этот келейною церковью настоятеля монастыря, вход в которую был из настоятельских келий, чрез особо устроенный на сводах трапезы ход. С западной стороны к трапезе пристроен двухэтажный каменный корпус с фасадом на запад, предназначенный для помещения настоятеля с братией монастыря. Корпус этот украшен изящным карнизом, в виде бахромы с кистями, поясом и пилястрами на углах, довольно оригинального рисунка, чего нет на упомянутых выше зданиях. Особенности эти дозволяют утверждать, что корпус строился не в одно время как с Смоленским храмом, так и с трапезой при нём. Все украшения на корпусе произведены отчётливо, прочно, из хорошо обожжённого кирпича, приготовленного по особым лекалам, соответственно форме украшения; по оригинальности своей украшения эти составляют замечательный памятник русского зодчества начала XVII века, к какому времени и следует отнести постройку этого братского корпуса. Верхний этаж корпуса, по-видимому, был сложен только вчерне, потому что в нём не видно никаких признаков внутренней отделки — штукатурки стен, устройства потолков, полов, рам и дверей. Нижний этаж в настоящее время служит помещением для причта Смоленской церкви.

На самой средине здания, на толстых сводах нижнего этажа основана невысокая, но весьма изящная по архитектуре колокольня, в виде двухъярусной восьмигранной башни. Богатство украшений этой башни-колокольни состоит из пилообразных поясков, висячих карнизов, полуколонн с фигурными капителями и кронштейнами, лёгких дугообразных перемычек над пролётами и из других тому подобных украшений. Верх колокольни сведён шатрообразным сводом, на котором высится лёгкий, пропорционально удлинённый фонарь с щелеобразными окнами и с шарообразным сводом, на коем, на тонкой шейке, утверждена изящная чашеобразная глава с небольшим шпилем и железным крестом. На основаниях шатрообразного свода колокольни, над каждым углом её выложены небольшие теремки, которые в общем дают колокольне вид зубчатой башни; впрочем, в настоящее время промежутки между теремками заделаны листовым железом и как теремки, так и шатрообразный свод, к коему они примыкают, покрыты плоской крышей, отчего получился третий ярус колокольни и потерялась вся прелесть оригинальной архитектуры колокольни-башни.

Внутренность Смоленского храма и придельного в трапезе никаких особенностей не представляет. Вход в первый чрез широкую арку из трапезы и из неё через арку же во второй придельный, а в трапезу — чрез дверь, пробитую в юго-западной стене; существует, впрочем, ещё вход из братского корпуса, но вход этот заделан, как не отвечающий теперь своему назначению. Обширная трапеза отделена от Смоленской церкви каменной стеной с широкой по средине её аркой. В северной части трапезы близ алтаря придельного Борисоглебского храма воздвигнута в 1818 году усердием священника Ивана Феодорова Ремезова над гробом преподобного Корнилия деревянная сень, на одной из колонн которой висят убогие чётки сего подвижника.

Из достопримечательностей Смоленской церкви до настоящего времени сохранились: 1) шёлковый антиминс с следующею надписью: Священнодействованъ во граде Переславле Преосвященнымъ Митрополитомъ Дмитрiемъ Ростовскимъ и Ярославскимъ между патрiаршествомъ во дни Благочестивыя Державы Государя нашего Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея великiя и малыя и былыя Россiи Самодержца, лета 7243, отъ Рождества же Христова 1705 iюня въ 29 день и 2) образ семи спящих отроков, иже во Ефесе, замечательный древностию письма.

Из дел бывшего Переславского Духовного Правления видно, что при закрытии Переславской епархии в 1788 году, по распоряжению бывшего Переславского епископа Феофилакта, вместе с вещами архиерейского дома вывезены в город Москву следующие вещи, принадлежащие бывшему Борисоглебскому, что на песках, монастырю:

1. Дарохранильница серебряная, весом в 1 фунт 33 золотника;

2. Потир, дискос и звездица серебряные, весом 4 фунта 41 золотник;

3. Стихарь — оплечье парчовое по белой земле;

4. Фонарь;

5. Образ Казанской Божией Матери — венец и оклад басменного серебра;

6. Образ святителя и чудотворца Николая — письмо облупившееся, венец и цата резные;

7. Образ мученика Уара с резным венцом;

8. Образ Божией Матери Владимирской, на нём венец басменного серебра вызолоченный;

9. Образ Рождества Иоанна Предтечи — венец и гривенка серебряные, и

10. Образ Трёх Святителей.

Зачем эти ценности бывшего Борисоглебского монастыря потребовалось увезти вместе с вещами архиерейского дома в Москву, — в делах означенного правления нет никаких разъяснений.

Ильинский П. В. «Смоленская церковь в городе Переславле-Залесском» / Владимирские губернские ведомости (часть неофициальная). — 1895. Смоленская церковь в городе Переславле-Залесском (botik.ru)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.