ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Переславль-Залесский. Феодоровский монастырь.


Переславль-Залесский. Феодоровский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1304.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Московская, 85

Координаты: 56.713558, 38.818661



План Феодоровского монастыря,  Переславль-Залесский
Собор вмч. Феодора Стратилата Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь Казанской иконы Божией Матери Часовня-колодец вмч.Федора Стратилата (XVII в.) Звонница  Старый келейный корпус  Новый келейный корпус Настоятельский корпус (XVII в.) Новый трапезный корпус (XIX в.) Ворота (XIX в.) Башня и ограда (XVII в.) Башня и ограда (XVII в.) Башня и ограда (XVII в.)

Храмы и монастыря:

1. Собор вмч. Феодора Стратилата
2. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
3. Церковь Казанской иконы Божией Матери
4. Часовня-колодец вмч.Федора Стратилата (XVII в.)

Другие постройки монастыря:

5. Звонница (2000-е гг.) над Святыми воротами(XVIII в.)
6. Новый больничный корпус(ныне сестринский)(XIX в.)
7. “Старый” келейный корпус (XVII в., перестроен в XIX в.)
8. “Новый” келейный корпус (XVII в., перестроен в XIX в.)
9. Монастырская постройка
10. Монастырская постройка
11. “Настоятельский корпус (XVII в.)
12. Новый трапезный корпус (XIX в.)
13. Монастырская постройка
14. Монастырская постройка (XIX в.)
15. Монастырская постройка (XIX в.)
16. Монастырская постройка
17. Башня
18. Регентский дом (кон. XVIII-XIX вв.)
19. Странноприимный дом (XIX в.)
20. Ворота (XIX в.)
21. Монастырская лавка
22 - 23. Башня и ограда (XVII в.)
24. Монастырская постройка (туалеты)

Скиты монастыря:

План составлен Курковым В.Д.



Сортировка:

Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Сергей Чернов
1 апреля 2018
Феодоровский монастырь, Общий вид с юго-востока на Федоровский собор и Введенскую церковь<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Общий вид с юго-востока на Федоровский собор и Введенскую церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
12 марта 2017
Феодоровский монастырь, Общий вид<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Общий вид
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Богданов
8 июля 2007
Феодоровский монастырь, Новый больничный корпус (ныне сестринский)<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Новый больничный корпус (ныне сестринский)
Вадим Вячеславович Дианов
20 августа 2023
Феодоровский монастырь, Ворота<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Ворота
Вадим Вячеславович Дианов
20 августа 2023
Феодоровский монастырь, Странноприимный дом<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Странноприимный дом
Вадим Вячеславович Дианов
20 августа 2023
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Altaets
12 апреля 2021
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Altaets
12 апреля 2021
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Altaets
12 апреля 2021
Феодоровский монастырь, Отреставрированный Настоятельский корпус<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Отреставрированный Настоятельский корпус
Алексей Кротов
18 августа 2014
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Алексей Кротов
18 августа 2014
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Алексей Кротов
18 августа 2014
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Alex Van Shumm
29 апреля 2014
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2011
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2011
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2011
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2011
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2011
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
JuNe
23 февраля 2006
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Юрий
1 октября 2005
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Юрий
1 октября 2005
Феодоровский монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Юрий
1 октября 2005
Феодоровский монастырь, Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"»  http://andcvet.narod.ru/H_R.html  и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"» http://andcvet.narod.ru/H_R.html и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html
Т.
Феодоровский монастырь, Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"»  http://andcvet.narod.ru/H_R.html  и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"» http://andcvet.narod.ru/H_R.html и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html
Т.
Феодоровский монастырь, Выход из монастыря.   Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"»  http://andcvet.narod.ru/H_R.html  и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html <br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Выход из монастыря. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"» http://andcvet.narod.ru/H_R.html и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html
Т.
Феодоровский монастырь, Общий вид монастыря, XIX в<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Общий вид монастыря, XIX в
Елена Григорьева
Феодоровский монастырь, Общий вид монастыря. Почтовая открытка<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Общий вид монастыря. Почтовая открытка
Елена Григорьева



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 марта 2003

Федоровский монастырь - в прошлом один из самых знатных и богатых. Впервые упоминается в XV в. Заложен в память о жестокой битве в 1304 г. между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского Михаила Ярославовича. Битва произошла в день Федора Стратилата. В этом монастыре больше, чем в каком-либо другом, жилых и общественных каменных зданий XVII - XVIII вв. Среди них похожие друг на друга "Старые кельи" и "Новые кельи". Помещения первых этажей перекинуты сводами, на окнах узорные наличники. На втором этаже широкие оконные проемы без наличников.

Самое раннее сохранившееся сооружение монастыря - Федоровский собор 1557 г. Храм традиционен. Четырехстолпный, пятикупольный, главки тяжелые, луковичные по форме. Строительство собора связывают с рождением царевича Федора, второго сына царя Ивана Грозного, который согласно местному преданию появился на свет недалеко от Федоровского монастыря. В XVII в. монастырь стал женской обителью, и вся его история, все постройки связаны с именами женщин из царских семей, богатых и знатных дворянских родов. Перечислим лишь некоторые из них: мать Петра I Наталья Кирилловна, его сестра Наталья, царица Прасковья Федоровна - жена старшего брата Петра I Ивана. Все они жертвовали монастырю деньги и драгоценные вещи. В 1710 г. на средства Натальи Алексеевны построена Введенская церковь, а в 1714 г. - Казанская для престарелых и больных монахинь монастыря. В убранстве этих построек чувствуются веяния новой европейской моды, пришедшей с правлением Петра I.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 марта 2007

Федоровский Переславский монастырь, 2 класса, общежительный, в городе Переславле. Основан в XV веке и сначала был мужским; в 1667 года стал женским. Соборный храм во имя святого Федора Стратилата построен в 1557 году. В монастыре находится гробница схимонаха Сергия, память которого чтится местными жителями совершением по нем панихид. При монастыре школа, больница и странноприимница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  16 мая 2018

Если ехать в Переславль со стороны Москвы, то почти при въезде в город с правой стороны путника встречает Фёдоровская женская обитель. Её храмы укрыты за высокой стеной и не очень приметны с дороги, зато прекрасно обозреваются с нескольких высоких точек города, например, с колокольни Горицкого монастыря. Как когда-то писатель М.М. Пришвин писал:"... любители старины с высоты этой колокольни наблюдают, кроме прочих церквей и монастырей, опять высоту, а на ней опять святыню - Федор на горе". Не случайно известный писатель назвал обитель Фёдором. Святой Фёдор Стратилат - прославленный воевода, в IV веке принявший мученическую смерть за христианскую веру. Так случилось, что в день памяти этого великомученика 8/21 июня в 1304 году в южных окрестностях Переславля произошла жестокая битва между москвичами и тверичами, претендующими на Переславль. Москвичи в союзе с переславцами одержали победу, в память которой решили поставить обитель. Монастырь, вскоре появившийся на горе в южной части города, получил название Фёдоровский. До нашего времени на территории этой обители сохранились три каменных храма и множество старинных жилых и хозяйственных построек. Большая часть зданий относится ко второй половине ХVII столетия, когда этот монастырь после тяжёлой эпидемии, сделавший одинокими многих женщин и девиц, был обращён в женский. До 1918 года имел официальный статус второклассной общежительной женской обители в Переславле Владимирской губернии. До 1667 года монастырь был мужским.

Самый древний на территории этой обители храм - внушительный по своим размерам пятиглавый собор во имя Фёдора Стратилата, возникший здесь в конце 50-х годов ХVI века. По преданию, появление этого храма связано с рождением сына Ивана Грозного - царевича Фёдора. Местная легенда объясняет возникновение ещё одного одноимённого сооружения в южной окрестности города. Согласно ей, царица разрешилась от бремени неподалёку от монастыря, где в честь этого события в ХVI столетии была поставлена сохранившаяся до наших дней Фёдоровская часовня, представляющая собой украшенный изразцами открытый шатёр на колоннах и называемая "Крест", видимо, по кресту, находившемуся здесь первоначально. Полон своеобразного очарования Фёдоровский собор монастыря, возведённый, вероятно, провинциальными зодчими. Он словно из старинной русской сказки: чуть отличающиеся по размеру боковые главы, нарядные галереи с крыльцами, как у древнерусских теремов. Когда-то в ризнице этого храма находилось немало серебряной и позолоченнной утвари, древних образов. Один из его киотов хранил большую икону "Богоматерь Иерусалимская", написанную Иваном Улановым. Храмовой иконой, располагавшейся в иконостасе, был заказанный Иваном Грозным в Москве образ "Фёдор Стратилат в житии". Эти иконы, помещённые в ХХ веке в коллекцию Переславского музея, уцелели как памятники искусства. А опустевший за последнее столетие главный храм обители частично сохранил старинную роспись лишь по стенам и сводам. Две другие монастырские церкви - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и предназначенная для престарелых монахинь Казанская церковь - возникли здесь в 1710-1714 годах благодаря средствам, пожалованным царевной Натальей Алексеевной, сестрой Петра I.

Среди других построек - так называемые Старые и Новые кельи, больничный и настоятельский домик, кузница, часовня-колодец, странноприимный дом, регентская изба... Они могли бы многое рассказать из длительной и удивительной истории этой древней обители. Например, о том времени, когда по указу царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича этот монастырь стал местом заточения многих женщин: раскольниц, неверных жён или имевших пристрастие к горячему зелью. Из маленького оконца монастырских келий когда-то смотрела на ставший недоступным для неё мир и супруга генерал-прокурора Сената Анна Фёдоровна Ягужинская (в пострижении Агафья), обвинённая в неверности и церковном мятеже. Для неё, неоднократно пытавшейся бежать, переславская обитель стала настоящей тюрьмой. А где-то рядом в кельях несколько десятилетий находились покои воспитанницы Натальи Кирилловны - загадочной Натальи Взимковой, с восемнадцатилетнего возраста жившей в Фёдоровском монастыре на особом положении "знатной и весьма богатой монахини-вкладчицы", сделавшей немало даров в казну и ризницу своей обители. Здесь впервые Пётр I ввёл немецкое ткачество, и согласно царскому указу освоенный опыт прядения насельницы передавали другим сёстрам.

Особое восхищение вызывало создаваемое в стенах монастыря искусное золотоплетёное кружево. Многочисленные монахини выполняли и другие монастырские работы. В те времена Фёдоровская обитель была под покровительством царской семьи, представители которой, бывая здесь, делали богатые вклады. В начале ХХ века женский монастырь во имя великомученика Фёдора Стратилата среди остальных обителей Переславля выделялся зажиточностью и большой численностью насельниц. В нём проживало около пятисот сестёр. Обители принадлежало три пустыни - Алексеевская, Берендеевская и Воскресенская, где велось хорошо поставленное хозяйство. Игуменьей монастыря перед событиями Октября 1917 года являлась Олимпиада Матвеевна Мохова - вдова богатого московского купца. По отзывам современников, она была "женщиной энергичной, с практическим складом ума и твёрдым характером, с большими связями в московских духовных и купеческих кругах".

В 1918 году территорию монастыря заняла детская исправительная трудовая колония. Но обитель всё же продолжала существовать как сельскохозяйственная трудовая артель, и игуменья Олимпиада для её сохранения прилагала всю свою энергию. Но в 1923 году вопрос был решён не в пользу монастыря. Любившая монастырское благолепие Олимпиада Матвеевна тяжело переживала время закрытия обители. Её, некогда пользующуюся почётом в городе и не принявшую новый уклад жизни, выслали за пределы Переславского уезда. Но позднее она всё же вернулась в ставший для неё родным Переславль и прожила остаток своей жизни с двумя бывшими монахинями в сторожке церкви Петра Митрополита. А в пострйках Фёдоровского монастыря большую часть ХХ века проживали сначала трудные подростки, затем группа инвалидов и горожане, не имевшие собственного жилья. Долгое время эту обитель занимало военное ведомство. Ещё позже - строительный трест и турбаза. Последним владельцем был Институт Програмных Систем РАН. В 1967 году в тогда бывшем монастыре проводилась реставрация, что в некоторой степени позволило сохранить часть старых строений. А в 1998 году Фёдоровскую обитель передали Русской Православной Церкви, первоначально - в ведение действующего Никольского монастыря.

19 апреля 1998 года, в первый день Пасхи, во Введенской церкви была совершена первая литургия. Богослужения совершались только в тёплое время года. 12 сентября 1999 года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия. 25 декабря 1999 года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви. Сегодня насельниц в монастыре - 20 сестёр. В 2004 году к 700-летнему юбилею обители привели в порядок Фёдоровский собор, установили в нём временный иконостас. А совсем недавно на территории обители восстановили церковь во имя Казанской Божьей Матери. От прежнего благолепия в храмах, конечно, ничего не осталось. Сейчас в Фёдоровском монастыре много пожертвованных икон. Среди них - святыня, недавно ставшая известной, - небольшой чудотворный образ Божьей Матери, литографическая копия родовой иконы греческого императора Андроника III, вывезенной в Россию в 1839 году. В 2005 году, перед Рождеством, Введенская церковь Фёдоровского монастыря наполнилась благоуханием: Андрониковская икона, находящаяся в старинном киоте, начала источать сильный благодатный аромат, особенно ощущаемый вблизи чудотворного образа. Он долгое время не покидал храм, даруя верующим надежду и помощь. Теперь во время посещения обители в Введенской церкви многие пишут Божьей Матери о своей боли, помещая записку в переполненный ящичек киота Андрониковской иконы Богоматери.

Из книги Ермакова Н.Н.: Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 августа 2023

Феодоровский женский монастырь, как и вся русская православная церковь прошел не простой путь. Заложеный в 1304 г. на месте битвы между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича, по сей день он является достойным украшением не только Переславля-Залесского, но и всего Золотого кольца.

Монастырь предположительно был основан в 1304 г. на месте битвы между Переславско-Московской и Тверской дружинами, которая, согласно летописи, состоялась 8 июня 1304 г. (по старому стилю), в день памяти вмч. Феодора Стратилата.

В 1511 г. московский князь Василий Иванович IV жалует монастырю деревни и пустоши.

В 1551 г. царь Иван Васильевич Грозный дарует монастырю «слободку Ямскую, свое дворцово село Ивановское, да село Петровское, да 500 рублей на монастырское строение по сыне своем Иване».

В 1552 г. царь Иван Васильевич пожаловал игумена Макария с братией «есми пустошами и деревнями».

В 1557 г. в память рождения сына своего Фёдора царём Иваном Васильевичем был построен каменный храм во имя святого великомученика Фёдора Стратилата.

20 июня 1561 г. царём Иваном Васильевичем была дана «жалованная льготная Федоровскому монастырю на сельцо Фёдоровское и село Половецкое».

В 1587 г. царь Фёдор Иоаннович «пожаловал сюда вотчину селу Ильинское с деревнями».

В начале ХVII столетия, при нашествии польско-литовских войск, монастырь значительно пострадал от разорения.

С 1622 по 1628 г.г., во время правления игумена Рафаила, по государеву приказу была выстроена деревянная рубленая ограда с восемью башнями, тёплый храм Введения Богородицы и святителя Николая Чудотворца с трапезною.

В 1655-1659 г.г. игумен Порфирий переделал храм после пожара 1655 г.

В 1654 г. случилось сильное моровое поветрие.

20 июля 1667 г. Феодоровский мужской монастырь был обращён в женский по повелению великого государя царя Алексея Михайловича и Патриарха Иосифа.

Управление монастыря было поручено наместнице Иринархе, в ведении которой находилось 150 стариц.

В 1681 г. при игумении Клеопатре (1680-1686) строителем схимонахом Сергием была построена каменная ограда и начато строительство колокольни.

В 1684 г. деревянный Введенский храм был перестроен и освящён в камне строителем схимонахом Сергием.

В 1710 г. на средства сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны был заново построен тёплый Введенский храм с двумя приделами во имя Знамения Божией Матери и во имя святых мучеников Адриана и Наталии.

В 1714 г. было закончено строительство храма Казанской Божией Матери на её же вклады. В последствие при церкви был построен больничный 2-этажный корпус с переходом в храм.

К середине ХVIII в. монастырь достиг наивысшего своего расцвета, пользовался покровительством дома Романовых, имел подворье в г. Москве.

В 1825 г. были построены настоятельские 2-этажные кельи из погоревшего бывшего больничного корпуса, что был при Казанской церкви.

В 1865 г. при игумении Максимилле купец Авраамий Ушаков выстроил 2-этажный корпус для живущих в монастыре сестёр.

С 1875 г. управляла монастырём игумения Евгения.

В 1876 г. при ней строился каменный корпус в северной части монастыря на средства Елизаветы Осиповны Молчановой. Был возведён 3-этажный корпус трапезной, приходская школа для девочек, рукодельная, каретный сарай с жилым помещением, два колодца, рядом с монастырём 3-этажная каменная гостиница.

Игумения Евгения устроила три пустыньки: Алексеевскую с церковью во имя Святаго Алексия Человека Божия и колокольней при ней; Воскресенскую с «благолепным храмом»; недалеко от станции Берендеево третью пустыньку с храмом в честь Всех Святых. При каждой пустыни были учреждены церковно-приходские школы.

Прекрасный певческий хор монахинь пользовался особым почтением Царя Николая II, который неоднократно брал его с собой в заграничные поездки.

В 1923 г. монастырь был закрыт, его занимали различные организации.

В 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Никольскому женскому монастырю были переданы храмы и здания Фёдоровского женского монастыря.

19 апреля 1998 г. на праздник Святой Пасхи состоялась первая Божественная литургия в церкви Введения Пресвятой Богородицы. Богослужение совершалось весь тёплый период года.

26 августа 1999 г. указом архиепископа Ярославского и Ростовского Михея № 89 служащим священником обители был назначен священник Александр Алексеев.

12 сентября 1999 г. на праздник Святого благоверного князя Александра Невского после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная литургия.

Осенью 1999 г. была устроена котельная в 2-этажном келейном корпусе «у северной стены», в котором были размещены сестры. В деревянном Доме паломника выстроены печи.

23 декабря 1999 г. указом архиепископа Ярославского и Ростовского Михея № 121 Фёдоровский женский монастырь стал считаться приписным к Никольскому женскому монастырю. Настоятельницей назначена игумения Евстолия (Афонина).

25 декабря 1999 г. архиепископ Ярославский и Ростовский Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви.

http://feodor-monastyr.ru/ru/o-monastire


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 августа 2023

Попасть на территорию монастыря можно через парадные ворота, призванные не только стать входом в обитель, но и разделить два мира - мирской и монашеский. Находятся святые ворота в северной стене. Они обращены одновременно и к городу, и к дороге, ведущей в столицу. До сих пор точное время их сооружения установить не удалось. Судя по кирпичу и характеру кладки, святые ворота были построены одновременно с примыкающими к ним участками монастырской стены.

В прошлом над кирпичным четвериком ворот возвышалась деревянная восьмигранная надстройка, увенчанная главкой. Найденные монастырские документы дают основания полагать, что исторически церкви над воротами не было, хотя её, вероятно, все же собирались возвести. Предположительно, планы так и не были осуществлены из-за недостатка средств.

Первое упоминание о тогда еще деревянных святых воротах относится к XVII в.: они были построены при игумене Рафаиле (1622-1628) в бытность монастыря мужским. Найденные архивные документы говорят, что в 1622–1623 г.г. по приказу Михаила Федоровича обитель была огорожена: вокруг монастыря возвели деревянную стену с восемью башнями. В плане Феодоровского монастыря, составленном 12 марта 1694 г., находим обозначение святых врат.

Во второй половине XIX в. к восточной стене ворот примкнула одноэтажная пристройка, и рядом с ней было построено двухъярусное сооружение типа восьмерик на четверике, по своему облику напоминающее часовню, где в начале XX в. на первом этаже помещался колодец, а на втором ярусе находился водонапорный бак. В некоторых источниках до сих пор здание именуется часовней-колодцем.

Стены святых ворот и свод, перекрывающий проезд, построены из крупного большемерного кирпича; при этом использован известковый раствор. Кирпич пристроек меньше по размерам. В нижних рядах положены большемерные кирпичи, вероятно, повторного использования.

Интересным образцом классического русского зодчества являются фасады ворот, украшенные несложными карнизами с поребриком. С севера и юга проезд обрамлен спаренными колонками. Наружные стены пристроек отличаются живописностью и имеют характерные для второй половины XIX в. декоративные детали, повторяющие мотивы древнерусской архитектуры.

Во время реставрации в 2000-е г.г. давний замысел получил свое воплощение: святые ворота были увенчаны одноярусной звонницей.

http://feodor-monastyr.ru/ru/o-monastire/hiden/svyatye-vorota-feodorovskogo-monastyrya


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 ноября 2023

Фёдоровский монастырь - самый дальний из южной группы переславских монастырей. Время его основания точно не установлено. Относить его к началу XIV в. едва ли справедливо, но во второй половине XV в. он уже существовал. До XVI в. все постройки монастыря были деревянными. Эпохе Ивана Грозного предание приписывает сооружение каменного пятиглавого Фёдоровского собора (1557), связывая эту постройку с рождением сына Ивана - царевича Фёдора.

Собор является наиболее интересным памятником на территории монастыря. Он поставлен на сводчатом подклете с хозяйственными нишами-печурами и косыми окнами по стенам. Вход в верхний этаж, значительно поднятый над землёй, неизбежно предполагает наличие лестниц или высоких крылец; такое крыльцо известно по описям у западного из трёх порталов собора; паперти были построены только в 1704 г. (и позже переделаны в 1886 г.). Четыре крестчатых столба несут крестовые вспарушенные своды, арки перекрытия и несимметричное пятиглавие верха. Алтарное помещение глубоко входит во внутреннее пространство храма. Диаконик отделён от него сплошной стенкой и был до 1668 г. приделом, а позже ризницей с особым входом снаружи. Здесь сохранился скромный карниз столба и две квадратных деревянных связи, стягивающих арки. В отличие от соборов Данилова и Никитского монастырей, построенных большими мастерами архитектуры, Фёдоровский собор обнаруживает известный провинциализм и грубоватость своих зодчих. Так, крупные западные главы неумело поставлены над угловыми делениями, так что внутренний диаметр барабана больше поперечника основания; профиль цоколя храма не совпадает с алтарным. Общая композиция верхнего помещения далека от законченности - здесь четырёхстолпная схема храма как бы стоит на грани превращения в двухстолпную. В юго-западной части монастыря находится Введенская церковь (1701).

На сохранившемся примитивном чертеже монастыря, сделанном в 1694 г., показано, что он окружён стеной с семью башнями и святыми воротами. В восточной части стояли погреба и житницы, по северной стене и по сторонам ворот размещались кельи, по западной стене тянулся длинный корпус больничных келий, а у южной были хлебня и поварня. Посередине этих зданий стоял собор с маленькой звонничкой у северо-западного угла. Своей стеной монастырь обращён к московской дороге.

Подобно тому, как на Ярославской дороге приближавшегося к Переславлю путника встречала шатровая Никитская часовня, так и в сторону Москвы зодчие XVII века выдвинули далеко от городской черты Фёдоровскую шатровую часовню. Она стоит на высоком холме среди соснового леса у самой дороги. Это открытый, типа шатрового крыльца, балдахин с крестом под ним. Четыре массивных тумбы несут кувшинообразные столбы, на которые опираются арки четверика, переходящего в низкий восьмерик основания шатра. Плоскости тумб четверика и восьмигранника украшены глубокими впадинами ширинок, дающих богатую игру светотени; арки как бы «расслоены», переходя, наконец, в двойную арку с висягой, и их повторяющийся контур даёт новые теневые пятна. Фёдоровскую часовню справедливо сравнивают по мастерству декоративной обработки с воротами Горицкого монастыря, видя в обоих памятниках работу одного мастера. Однако часовня более сдержана и строга. Реставрация (1889) сообщила памятнику чуждую его духу сухость и надуманность.

Воронин Н.Н. «Переславль-Залесский».


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 мая 2024

«… Переславский Фёдоровский женский монастырь находится в предместии города Переславля, на южной стороне его, по Московско-Ярославскому шоссе. Издавна существует мнение, будто монастырь сей основан в 1557 году царём Иваном Васильевичем Грозным, и рассказывается при сём случай, послуживший основанию монастыря, такого рода: «В сём-де году царь Иван Васильевич, вместе с супругою своею Анастасиею Романовною, присутствовал при освящении соборного храма в переславском Никитском монастырь. Возвращаясь обратно, царица, недалеко от Переславля, в деревне Собилове (в 7 верстах от города), благополучно разрешилась от бремени сыном, названным во святом крещении Феодором. Обрадованный царь, в ознаменование к нему милости Божией и своей благодарности пред Богом, соорудил на месте нынешнего монастыря каменный храм во имя святого Феодора Стратилата, а на месте рождения поставил высокий каменный столп. Построенный им храм снабдил образами и пеленами и книгами и всякою церковного утварию — и устроил при нём общежительный мужской Фёдоровский монастырь».

Архивные же документы Фёдоровского монастыря, утверждая созидание каменного храма во имя святого Феодора Стратилата за царём Иваном IV Грозным в 1557 году, в то же время представляют ясные доказательства на то, что Фёдоровский монастырь мужской существовал ранее не только 1557 года, но и прежде царствования Ивана Грозного. Так, в сохранившемся списке грамоты царя Ивана Васильевича от 7061 г. сентября 16 (1552 года) на деревню Сосняг с пустошами, данную им монастырю взамен села Фёдоровского, пишется: «пожаловал есми теми пустошами и деревнею Фёдоровского игумена Макарья с братьею против того, что у них взято в Переславле монастырское село Фёдоровское под Переславский Ям... а о суде и о всяких пошлинах велел есми ходить о всём потому, как Фёдоровского монастыря игумена у Макарья с братьею деда и отца нашего и в наших жалованных грамотах написано о селе Фёдоровском».

В описании монастыря, составленном по приказу царя Алексея Михайловича в 7160 году (1652 г.) марта 1, в отделе описей царских грамот, жалованных в Фёдоровский монастырь, значится на 1-м месте: «Великого князя Василия Ивановича всея Русии старая тарханная грамота за красною печатью на подмонастырское сельцо Фёдоровское и на село Половецкое и на деревню Лотапино с пустошами лета 7019-го (1511); на ней подпись царя Ивана IV 7059 года (1551) за приписью дьячка Юрья Сидорова. Из сих документов очень ясно видно, что Фёдоровский монастырь существовал при деде царя Ивана Васильевича Грозного — при Иоанне III, и при отце его Василии Ивановиче. Стало быть, царь Иван Васильевич IV Грозный не основал Фёдоровский монастырь, а построил только в нём каменный храм во имя святого Феодора Стратилата в память рождения сына своего — и очень может быть, что устроил в нём на свою царскую казну общежитие для монашествующих. Таким образом, основание монастыря надобно относить ко времени княжения великого князя Ивана Васильевича III во 2-й половине XV столетия, то есть времени, дальше которого не восходят архивные документы Фёдоровского монастыря.

Дальнейшая судьба монастыря

До времён царя Алексея Михайловича Фёдоровский монастырь был мужским, а при нём, именно в 1667 году, он обращён был в женский по случаю моровой язвы, опустошавшей тогда Россию. В грамоте патриарха Иоасафа по поводу обращения мужского монастыря в женский пишется так: «Ведомо Великому Государю и Нам, Патриарху, учинилося, что в Переславле-Залесском до мороваго поветрия, и в моровое, и после мороваго поветрия с. 116 многия жёны и девицы постриглися, и с тех мест по сё число ходят к приходским церквам и в том-де бывает зазор, а иныя-де во граде и по сёлам и по деревням живут в мирских домах, а иныя-де скитаются меж домов, и от скудости помирают голодною смертию, а иныяж старицы поселились внутрь града у новопоставленной церкви Пречистыя Богородицы чудотворныя иконы Владимирския, — а Великаго-де Государя жалованья только указано им на шестнадцать стариц, а их-де со сто стариц; а в Переславле-Залесском в Фёдоровском монастыре игумена нет, а братии только десять человек, и Великий Государь Царь Алексей Михайлович, и мы Патриарх, и весь освящённый собор благословили тот Фёдоровский монастырь устроить девическим монастырём, и тех инокинь всех собрать в тот Фёдоровский монастырь, чтоб они в мире не скиталися, а чёрных попов и дьяконов и братию того Фёдоровскаго монастыря перевесть в прочие Переславские монастыри мужеские» (лета 7175 июля в 30 день). С тех пор и доныне Фёдоровский монастырь стал девичьим монастырём.

Существующие церкви в монастыре

В настоящее время в монастыре три каменных храма: 1) во имя святого Феодора Стратилата, 2) во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы и 3) во имя Казанския Божия Матери.

Прочие здания в монастыре

В монастыре настоятельские покои о 2-х этажах и 2 корпуса каменных, в которых живут послушницы монастыря. Всё это построено было после 1701 года до 1763 года. Один из корпусов, находящихся на северо-западной стороне монастыря, отстроен для удобства жительства послушниц во 2-м этаже санкт-петербургским купцом — Аврамием М. Ушаковым. Внизу при этом корпусе до сих пор сохраняется келья, в которой жила вкладчица монастыря Наталья Иванова Взимкова, по уверению старожилов, нянюшка Петра I. Она была дочь Мастерской палаты дьяка Ивана Дмитриева. Каменная ограда вокруг монастыря. Она построена в 1763 году, а до того времени была с. 200 деревянная, рублена с 8-ю башнями. В 1683 году патриарх Иоаким благословил строить на святых вратах деревянную церковь во имя пророка Илии; но она, неизвестно почему, не была выстроена. В настоящее время ограда занимает 382 сажени, а именно: передняя стена со входу на 110 сажен, с южной стороны 82 сажени, с правой стороны от большой шоссейной дороги 90 сажен и с восточной стороны 100 сажен.

Церковная утварь

Утварь церковная с помощью вкладов царских и других усердных вкладчиков может считаться очень достаточною и замечательною как по древности своей, так и по украшению. Из более замечательных предметов утвари обращают внимание следующие предметы:

1. Евангелия и кресты

а) Евангелие в лист с золотым обрезом; на нём обе доски серебряные, чеканные, вызолочены, наложены на кипарисе. На верхней доске изображено Преображение Господне, — под ним части мощей 3-х евангелистов и святого Андрея Первозванного, на наугольниках лики 4-х евангелистов, на верху — распятие и воскресение Господне, тайная вечеря, страсти Господни. На нижней доске — изображён корень Иессеев, над которым Пресвятая Дева Мария в царском одеянии, а по сторонам цари: Ахаз, Иоафам, Иорам, Аси, Ровоам, Давид, Соломон, Иессей, Озия, Иосафат. Вокруг на дсках надпись: «вклад старицы Натальи Взимковой ради душевнаго спасения благочестивой государыни и великой княгини Натальи Кириловны и по своих родителех. Лета 7206». Весу в нём больше пуда.

б) Евангелие в лист, обложенное бархатом, верхняя доска на нём прорезная серебряная с изображением воскресения Христова и евангелистов (7189 года).

в) Евангелие в 8-ю долю листа, с изображением евангелистов (7165—1657 года).

2. Кресты.

а) Крест с распятием Господним — отливным, серебряный, чеканный, вызолочен, с 44 мощами святых; на нём 366 жемчужин; весу в нём 2 фунта 88 золотников. Вклад Натальи Взимковой в 1702 году.

б) Крест с мощами серебряный, чеканный, вызолочен; весу в нём 1 фунт 84 золотника. Вклад подьячего Вашикова в 1691 году.

в) Крест серебряный с частями мощей и частью горы Голгофы и креста Господня.

г) Крест серебряный, чеканный, с круглым рукоятием, с мощами святых; на концах креста жемчужины, 4 камешка разных цветов, 4 венчика мозаической работы; весу в нём 65 золотников. На нём надпись: «лета 7207 построен сий животворящий крест с святыми в Переславский девич монастырь при пастве игум» (1699 г.).

д) Крест с мощами разных святых, серебряный, чеканный, — поверх его серебряный ковчежец с частью крови Господней, обнизан жемчугом в ревиле; весу в нём 63 золотника (1705 г.).

е) Крест серебряный — басменного серебра по дереву; на нём поверх распятия Нерукотворённый образ Спасителя, по сторонам его Божия Матерь, Иоанн Богослов; внизу Иов многострадальный.

ж) Крест серебряный с чернью; весу в нём 1 фунт 76 золотников (1831 г.).

з) Крестик с мощами серебряный с 4-мя камнями, окружающими распятие Господне.

и) Ковчежец серебряный с мощами святого Феодора Стратилата на серебряной цепочке.

3. Священные сосуды

Всех священных сосудов ныне 7-мь. Из них более замечательны:

а) Потир и лжица золотые; на конце лжицы пуговица с финифтью; при них дискос, звездица и 2 блюдца серебряные, вызолочены. В потире — собственно чаше 93 золотников, в поддоне 72 золотника, лжице 10,5 золотника, в дискосе, лжице и 2 блюдцах 1 фунт 24 золотника, на потире надпись: «1729 года Маия в 12 день сей потир златый дала вкладу в дом Введения Пресвятыя Богородицы и великомученика Феодора Стратилата, тогож монастыря монахиня Наталья Взимкова по родителех в вечное поминовение».

б) Сосуды резные серебряные, вызолочены, весом 5 фунтов 48 золотников. На них надпись: «сии потиры — дискос, блюдо, звездица по боярыне по Акилине Семеоновной Нарышкиной (1711 года)».

в) Потир — дискос, звездица, лжица — серебряные, весом 5 фунтов 19 золотников. Вклад даниловского архимандрита Варфоломея 1690 года.

г) Сосуды серебряные — потир, дискос, звездица, лжица, два блюдца и 2 копия, весом 7 фунтов 54 золотника. Вклад Фотиньи.

д) Ковшичек серебряный для теплоты, с двуглавым внутри орлом; весу в нём 38 золотников. На нём надпись: «Великие Государыни и царицы княгини Прасковьи Фёдоровны».

4. Дарохранительницы

а) Дарохранительница серебряная, позолочена, весом 4 фунта 66 золотников, 1796 года.

б) Дарохранительница серебряная, позолочена, о 6-ти колонах, весом 11 фунтов 45 золотников.

в) Дарохранительница серебряная, вызолочена, весом фунт 46 золотников, с выдвижным ящиком серебряным, в средине Распятие с предстоящими, вверху воскресение Христово. Вклад Дарьи Андреевой Воейковой. 1767 г.

5. Кадила и другие вещи

а) Кадило серебряное, золочёно, — цепи серебряные, весом 2 фунта 9 золотников. На верхней крышке кругом кадила надпись: «Дух Св. найдёт на тя и сила Вышняго осенит тя». На нижней чаше: «Лета 7108 зделано сие кадило в Фёдоровский монастырь, что в Переславле... при благоверном царе и великом князе Борисе Фёдоровиче всея...»

б) Кадило серебряное, золочёно, весом 1 фунт 90 золотников, на 3-х круглых ножках. На нём надпись: «Лета 7199 царица Наталья Кириловна пожаловала по обещанию сие кадило в Фёдоровский монастырь при игумении Каптелины»; весу в нём 2 фунта без 3 золотников (1691 года).

в) Кадило серебряное, весом 1 фунт 43 золотника. г) Блюдо антидорное, по сторонам его три клейма с изображениями льва, а назади буквы: Т. ˜ Б. ˜ Б. ˜ П. ˜ В. ˜

д) Два паникадила тумпаковые о 3-х ярусах; на верху одного из них двуглавый орёл, а на другом надпись такова: «лета 7199 государи, цари и великие князи Иоанн Алексеевич и Пётр Алексеевич всея великия и малыя и белыя Росии самодержцы и благоверная царица Наталия Кириловна. Пожаловано в Фёдоровский монастырь при игуменье Каптелине». А весу в нём 7 пуд 3 фунта 30 золотников.

6. Облачения церковные

Из церковных облачений особенно замечательны следующие:

а) Ризы серебряные, травчатые белые; оплечье низано крупным, средним и мелким жемчугом с разными камешками и золотою битью. Стихарь при них красного бархата, на котором крест и оплечье низаны жемчугом. Это вклад Натальи Взимковой.

б) Ризы парчи золотой с серебряными разводами, крест шит золотом на фольге, оклад золотной. При них стихарь такой же золотой парчи. Пожертвованы московским купцом Петром Ник. Багчевановым на помин сестры своей, нечаянно умершей в Переславле проездом чрез него в 1860 году.

По материалам статьи Свирелина, А. И. «Церковная летопись Переславского Фёдоровского женского монастыря» / Владимирские епархиальные ведомости (часть неофициальная). – 1872.

Переславль-Залесский, Феодоровский монастырь (sobory.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 мая 2024

Фёдоровский Переславский второклассный бывший прежде мужской, ныне женский мона­стырь находится на южном конце города Переславля, близ большой Московской дороги, на горе, в 2 верстах [2 км] от озера Плещеева. Многие Российские монастыри своим началом обязаны благочестию Христолюбивых Государей наших, которые любили и любят радостные и скорбные, общественные и семейные события увенчивать памятниками Христианскими. Таково точно начало и монастыря Фёдоровского.

Случай к построению его

Средние лета Царя Иоанна Васильевича Грозного, когда он находился под спасительным влиянием добродетельной супруги своей Анастасии Романовны, Иерея Сильвестра и Адашева, были исключительно посвящены делам благочестия. Путешествие в Сергиеву Лавру, на пестошь, на бело-озеро и другие святые места было обычным занятием царственной четы. В 1557 году предполагалось в Переславльском же Никитском монастыре освящение Соборного храма и благочестивый Царь с супругою своею своим присутствием украсили сие священное торжество. На обратном пути Царь утешен был радостным семейственным событием; недалеко от Переславля в деревне Собилове Царица благополучно разрешилась от бремени сыном Феодором. Обрадованный Царь в ознаменование своей пред Богом благодарности и в память сего семейственного события, воздвиг близ Переславля церковь во имя Феодора Стратилата, коему тезоименит был новорождённый Царевич. Спустя несколько времени в нём выстроены были келлии для братии, монастырь обнесён оградою и по храму назван Фёдоровским, и до времён Царя Алексея Михайловича был мужским, а при нём обращён в женский. Причина, по коей сей монастырь обращён в женский, указана в грамоте Патриарха Московского Иоасафа, данной сему Фёдоровскому монастырю.

Обращение его в монастырь женский

Моровое поветрие, опустошавшее в царствование Царя Алексея Михайловича обширные пределы земли Русской, как везде, так и в Переславле побудило многих жён и девиц оставив мирскую жизнь посвятить себя уединению - жизни монашеской; за неимением же монастырей женских они жили в миру, в мирских домах; и по своей иногда зазорной жизни служили посмеянием для своего общества и соблазном для других. В отклонение сего соблазна июля 30 дня 1667 года, по указанию Царя Алексея Михайловича, грамотою Патриарха Иоасафа малое братство Фёдоровского монастыря размещено по другим обителям, а сей монастырь велено занять монахиням. (См. Грамоту в 14 № Прибавления.)

Здание в сём монастыре

Здание в нём всё каменное; примечательнейшее же из оного - следующее: 1, Вышеупомянутая соборная церковь Святого Великомученика Феодора Стратилата, построенная Царём Иоанном Васильевичем, о пяти главах, покрыта железом; вокруг её большие каменные паперти, сделанные на иждивение Царского уставщика Сергея Ивановича Суворова и покрыты железом. 2-е, Введения во храм Пресвятыя Богородицы с двумя приделами: а) Знамения Богородицы и б) Святых Адриана и Наталии. 3-е, Церковь во имя Казанския Божия матери; - обе сии Церкви построены при Великом Государе Царе и Великом Князя Петре Алексеевиче и при Преосвященном Митрополита Рязанском во время Патриаршества в 1710 году, иждивением Благоверной Государыни Царевны и Великой Княжны Натальи Алексеевны. Последняя церковь находилась близ больничных келлий для престарелых монахинь. 4-е, колокольня. 5-е, кельи двухэтажные и 6-е, ограда кругом монастыря с башнями на 382 саженях.

Вклады:

Сей монастырь нередко посещали Государи и награждали вкладами. 1655 года июня в 1 день Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея России дал вкладу в Церковь три книги: Евангелие воскресное толковое, Минею общую, Псалтырь следованную. 1699 года июля девятого и октября 3 числ Великие Государи Цари и Великие Князья Иоанн Алексеевич и Пётр Алексеевич всея России Самодержцы дали вкладу сто рублей денег, ризы атласные белые, стихарь атласный белый, оплечья изорбатные, двои поручи изорбатные, покровы на сосуды Церковные атласные, ораль по атласу белому; в тёплую Введения Пресвятые Богородицы Церковь — одеяние на Престол обьяри золотой, покровы на сосуды церковные, кадило серебряное весу два фунта, паникадило медное — весу семь пуд, двери Царские столярные, позолоченные. В 1700 году июля 20 дня оные Государи Цари и Великие Князи дали вкладу в обитель семь лампад белых медных. Великий Государь Царь и Великий Князь Пётр Алексеевич всея России Самодержец в 1711 году марта в 1 день дал вкладу 12 книг Миней месячных и две книги Октаев (октоихов); на сих книгах надпись сделана следующая: «Лета 1711-го Марта въ 1 день пожаловалъ Великiй Государь Царь и Великiй Князь Петръ Алексеевичь всея великiя и малыя и белыя Россiи Самодержецъ сiю книгу Минею месяцъ Февруарiй въ Переславль Залескiй въ Федоровскiй девичь монастырь по своему Государеву обещанiю». Достойны замечания вклады оного монастыря монахини Натальи Ивановны Взимковой, которая была дочь дьяка мастерской Палаты Ивана Дмитриева и как говорит предание нянюшка Государя Петра Первого; в 1700 году она приложила крест с мощами серебряный, низан жемчугом, ценою в 130 рублей, Евангелию напрестольное, в 600 рублей облачений на Престол и на жертвенник и риз со стихарями орарей, епатрахилей, поручей ценою — на 500 рублей, потир золотой с поддонком серебряным. При смерти своей она поручила игуменье Александре несколько золотых червонных (количество неизвестно) и сказывала ей, что оные пожалованы блаженной памяти Государем Императором Петром Первым, со изволением таковым, чтоб их употребить на золочение иконостаса в Соборной Феодора Стратилата церкви в те поры, когда на нём позолота и святые образа станут приходить в ветхость; а завещевал сие ей во время шествия своего к морским водам, говоря так: «в наших летописях написано как здравствовал Государь Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич быв он с своею супругою в Никитском Монастырь на освящении церкви, и оттуда возвратясь получил благополучие такое: отъехав за Фёдоровский монастырь недалеко до Собилова, родился ему сын Царевич Феодор; по довольном в монастыре награждении построил Соборную церковь каменную, во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата, и так бы де мне оттуда благополучно возвратиться». 

До штатов 1764 года при сём монастыре было крестьян 1 338 душ, по штатам же положен он во 2-м классе, степенью 16-й. Достойно замечания в сём монастыре то, что Государь Пётр I-й в 1722 году изволил указать, чтобы монахини сего монастыря и непостриженные девки и вдовы обучались прядению немецкой пряжи, и для сего прислал двух мастериц пряденья из села Покровского. Лён доставлялся казённый, а пряжа отсылалась на Екатерингофский полотняный завод; получаемые за неё деньги обращаемы были в общую монастырскую пользу.

Способин, И. И. Переславский Фёдоровский монастырь / И. И. Способин // Владимирские губернские ведомости (часть неофициальная). — 1844. http://pki.botik.ru/articles/m-fedorovsky1844sposobin.pdf


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 мая 2024

«…На южных окраинах города, у дороги, ведущей в Москву, расположились строения Фёдоровского монастыря - одного из самых знатных и богатых в прошлом монастырей Переславля. Знатность и богатство обители определялось, помимо благочестия и трудолюбия его насельников, в значительной степени покровительством царствующей династии Романовых, семейной иконой которых являлся высокочтимый в роду образ Фёдоровской Божией Матери. Возведён Фёдоровский монастырь на месте кровопролитной битвы, которая произошла в июле 1304 г.

В день Фёдора Стратилата между войсками двух соперничающих за великокняжеское достоинство князей - Московского и Тверского. Господь даровал победу Москве, а в память о сём важном сражении и был заложен монастырь, носящий имя святого воина. В битве участвовал сам Иван Калита и проявил недюжинный полководческий талант и личную храбрость. К слову заметим, что кровавые сражения русских князей и стремление их к великокняжеской власти в период ордынского ига имели уже иные движущие силы, нежели междуусобицы вольных князей Киевской и Владимирской Руси. Не жажда наживы и личной власти заставляла поднимать меч на соплеменников московских, тверских, рязанских и других князей, а горячее, искреннее стремление спасти Отечество и сбросить постылое и ненавистное иго.

Каждый князь видел пути к освобождению Родины по-своему, единого общенационального вождя, подобно святому Александру Невскому, у русских тогда уже не было, и правоту свою можно было доказать, по тем представлениям, лишь силой. Потому и были сражения того периода столь ожесточёнными и бескомпромиссными: терять было нечего, а победа вселяла надежду на грядущую свободу. Надо сказать, что свойство не жалеть ни себя, ни других ради высших духовных идеалов — характерная черта русского человека, и прослеживается она в истории России вплоть до скифов, сколотов и далее. Так, ещё Страбон отмечал обострённое чувство справедливости, нестяжательство и презрение к богатству у земледельческих племён Скифии. В отличие от разного рода «благонамеренных», «благовоспитанных» и прочих «благоразумненьких», русский человек всегда имел (и, даст Бог, иметь будет!) такие духовные ценности, ради которых он с готовностью сложит свою буйную головушку.

Святой великомученик Фёдор Стратилат являлся небесным покровителем рода Рюриковичей и Годуновых, и потому любили бывать в обители на богомолье государи московские Иван Васильевич III, Василий Иванович III, цари Иван Грозный, Фёдор Иоаннович, а позже и Борис Годунов со чадами и домочадцами.

Точная дата основания монастыря не установлена, но в грамотах, посланных от имени великого князя Василия Ивановича в 1511 г., Фёдоровская обитель упоминается уже как полнокровный и широко известный православный духовный центр. До 1667 г. монастырь был мужским. После же тяжкого бедствия - эпидемии чумы или «моровой язвы», выкосившей в то время более трёх четвертей городского населения, многие овдовевшие и осиротевшие женщины и девицы Переславля, окрестных сел и деревень приняли иночество. Но жить им было негде, так как все пригородные монастыри были мужскими. Тяжело приходилось инокиням без своего крова и защиты: «иныя-де во граде и по сёлам, и по деревням живут в мирских домах, иныя-де скитаются меж домов и от скудости помирают голодной смертью». Посему было решено Фёдоровскую обитель обратить в «девический монастырь», а немногочисленную в то время братию перевести в соседние монастыри — Даниловский, Горицкий и Никитский.

В Фёдоровской обители было велено оставить лишь «чёрного священника (иеромонаха) и двух старых и доброжелательных беззазорных людей». С того времени и до закрытия в 1923 году Фёдоровский монастырь был женским и одним из самых многолюдных и известных в здешних краях. В настоящее время о былом великолепии обители можно догадываться по сохранившимся на его некогда обширной территории некоторым церквям и главному сооружению монастыря — могучему собору Феодора Стратилата. Считается, что собор сооружён в 1557 г. по приказу Ивана Грозного в честь рождения близ Фёдоровского монастыря его сына — Фёдора. Величественная и вместе с тем нарядная (по описанию старожилов) колокольня, с которой открывался необычайно живописный вид на озеро и город, в тридцатых годах была разобрана, церкви и кельи неузнаваемо перестроены, а точнее — бессовестным образом приспособлены к бытовым потребностям новых «хозяев». Так, например, Введенская церковь, сооружённая в 1710 г. на средства любимой сестры Петра I, царевны Наталии Алексеевны была немыслимым образом искалечена и кощунственно переоборудована под баню и прачечную.

Сохранились остатки монастырской стены, хорошо заметной со стороны московской дороги. Каменной оградой монастырь был обнесён в 1681 г., но стены по своему устройству уже не имеют значения оборонных сооружений - в них нет бойниц и к боевым действиям они не приспособлены - быстро крепнущая московская держава в это время столь глубокого проникновения неприятеля на свою территорию не могла себе даже представить. Изменилась и тактика боевых действий: монастыри теряли значение крепостей военных, утверждаясь всё более как твердыни веры и крепости православия в невидимой, но не прекращающейся ни на мгновение брани духовной. (И уж, конечно, не предполагали наши благочестивые предки, что через три столетия по улицам их родного города будут спокойно разгуливать белые, чёрные, голубые и тому подобные «братья», стучать в бубны поклонники чёрного Кришны, ломиться в квартиры переславцев некие «свидетели» и прочие сектанты).

Прославлен Фёдоровский монастырь, кроме прочих своих заслуг, именем смиренного и кроткого своего строителя блаженного Сергия, схимника Переславского (первая половина XVI в.), мощи которого были обретены чудесным образом во время строительства Введенской церкви. Сразу по обретению святыни у мощей произошли многочисленные чудотворения и по требованию богомольцев над гробом блаженного Сергия стали служить панихиды как над местночтимым святым. В прославлении мощей переславского схимника приняла деятельное участие царевна Наталия Алексеевна. Мы не найдём в «Житиях Русских святых» жизнеописания святого подвижника Сергия, но в соборе Ростово-Ярославских святых в числе Блаженных и Христа ради юродивых значится его достойное имя…»

По материалам статьи Сойкина И. В. «Тихий свет Переславля», Литературный Переславль 2002 г. http://pki.botik.ru/articles/m-fedor2002tihiisvet.pdf


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 мая 2024

История переславского Фёдоровского монастыря, одного из четырёх крупнейших в городе, не была предметом специального исследования. До сих пор не введены в научный оборот сохранившиеся материалы его архива, немало вопросов, связанных с этой обителью, требуют уточнения. Хотелось бы привлечь внимание к истории Фёдоровского монастыря со времени обращения его из мужского в женский (1667 г.) по первую четверть XVIII в. За этот короткий срок существенно изменился состав монахинь, улучшились официальная репутация монастыря и отношение к нему царской фамилии.

Как уже отмечали исследователи, фёдоровские монахини в 1670-е гг. тяготели к расколу. По указанию патриарха Иоасафа наиболее активные из них были сосланы в александровский Успенский монастырь. Но в 1690-е гг. положение изменилось. В апреле 1693 г. последовал «Указ царей Ивана Алексеевича, Петра Алексеевича игуменье Фёдоровскаго монастыря Каптелине с сёстрами о том как оне должны жить и вести себя». Отныне игуменье и старицам надлежало «быть в том монастыре неисходно», категорически запрещалось под любым предлогом покидать монастырь («ни к сродникам», «ни для каких дел»), а также «держать» в обители «приезжих и пришлых людей». Пропускать богомольцев на территорию монастыря можно было только в церковь во время службы, а по её окончании «тех людей с монастыря провожать, а в кельи к старицам таким приезжим людем них к кому не ходить, також и стариц с монастыря них к кому не впускать». Без царского указа запрещалось постригать в монастырь, принимать инокинь, вести любое строительство, требовалось «о всём» сообщать в Москву, а данный указ «вычисть всем того монастыря старицам». Исполнение суровых мер, очевидно, строго контролировалось. Монастырь превратился в «крепкожительную» обитель и наряду с Новодевичьим в Москве, александровским Успенским, Покровским в Суздале стал местом насильственного заточения женщин и их принудительного пострижения. Но эта его роль почти неизвестна.

Из сохранившихся указов в монастырь и отписок на них явствует, что в Фёдоровскую обитель ссылали и за политические и за бытовые преступления. Документы 1695-1703 гг. строго регламентируют пребывание в монастыре нарушительниц законов. Особенно детально были оговорены условия содержания раскольниц: держать их следовало в земляной избе со стоячим острогом и выбрать из слуг человека старого и доброжителного и собрать по нём порученая запись, что ему тех стариц береч накрепко, из тюрмы не роспустить, и ключей того острога держать... игуменье у себя, а пищу им в тюрму давать монастырскую и никого к ним припускать и слов говорить не велено, а будет к ним кто станет приходить, и тех людей имать и роспрашивать, какие они люди и для чего к ним приходят, а распрашивая, держат их до указу и писать об них к Москве в наш розряд, и буде ис тех стариц которая обратитца на истинной путь и пожелает ходит в святую церковь и станет просити отца духовнаго, и таковых ис тюрмы вынимая и заковав в кандалы, велеть приводить в церков во время божественного пения...

Исполнение перечисленных условий, по мнению властей, должно было исключить случаи «прельщения» идеями раскола.

Иногда указы оговаривали более мягкий, индивидуальный режим пребывания в монастыре. Некоторых стариц для «обращения истинаго» лишь обязывали строго соблюдать нормы монастырского устава: причащаться, присутствовать на службах и так далее. К таким женщинам требовалось приставлять монахинь «искусных и доброжителных». Присылаемых за пьянство, кражи, грехопадение надлежало содержать скованными в «чепи в мирских трудах неисходно» «под крепким началом»; от женщины, сосланной за незаконный брак, необходимо было добиться письменного раскаяния.

По политическим мотивам в Фёдоровском монастыре оказались связанные с царевной Софьей Алексеевной кормилица царевича Симеона Алексеевича Ирина (1690 г.) и постельница царевны Марфы Алексеевны Анна Клушина (1702 г.), которую постригли здесь под именем Анисьи и смотреть за нею должны были «накрепко с великою осторожностью».

О том, что подобная практика насильственного заточения в Фёдоровский монастырь сохранялась и в последующем (документы коллекции 102 СПФ ИРИ РАН не содержат на сей счёт сведений), свидетельствует распоряжение Синода от 1721 г., где александровский Успенский и переславский Фёдоровский названы монастырями, «особо назначенными» для ссылки раскольнических стариц, и впредь требовалось посылать их только в эти обители, которым, в свою очередь, надлежало беспрекословно принимать там раскольниц. Тем же распоряжением запрещалось пострижение в эти два монастыря без специального указа Синода. В 1723 г. в Фёдоровский монастырь была сослана жена генерал-прокурора Сената П. И. Ягужинского Авдотья Фёдоровна. Первоначально Синод назначил местом её заточения александровский Успенский монастырь, но с этим решением не согласилась царица Екатерина Алексеевна, а Фёдоровский, по-видимому, удовлетворил обе стороны. В этом же монастыре оказалась Наталья Юрьевна, жена Ивана Мусина-Пушкина, «самовольно» постриженная им под именем Неонилы.

Вполне вероятно, что за уверенностью властей в благонадёжности монастыря стояла причина личного характера — давние связи Троице-Даниловского архимандрита Варлаама (бывшего священника дворцового Рождественского собора, начинавшего свою карьеру в Переславле, и духовника царевны Натальи Алексеевны и царицы Екатерины Алексеевны),17 под опекой которого находился Фёдоровский монастырь, с членами царской фамилии. Возможно, потому же здесь жили монахини, позволявшие себе не придерживаться строго монастырского устава, не потерявшие связи с внешним миром и сохранившие отношения с двором. Такими инокинями были Наталья Взимкова, Эсфирь Пьянкова и Исмарагда Прокофьевна.

О Наталье Взимковой слагались легенды, дошедшие до наших дней и прочно соединившие её имя с именем Петра I. Одна легенда утверждает, что эта женщина была юношеской привязанностью царя, и за это его мать, Наталья Кирилловна, упрятала Н. Взимкову в монастырь. Царь же не забыл своего увлечения и неоднократно навещал молодую иноку в Переславле. А захороненный в Введенской церкви Фёдоровского монастыря А. П. Взимков, как думают вслед за предками многие нынешние переславцы, — это сын Натальи и Петра.

История жизни Н. Взимковой привлекала внимание местных исследователей. Но до сих пор не удалось выяснить её происхождение, суть отношений с царской фамилией, причины раннего пострижения и роль в жизни монастыря.

Н. Взимкову обычно считают дочерью дьяка Царицыной Мастерской палаты Ивана Дмитриевича Взимкова (известен как дьяк в 1651/52—1671/72 гг.). Полагают, что она была воспитанницей (любимицей) царицы Натальи Кирилловны, в память о которой оставила при пострижении своё мирское имя, однако никаких доказательств в пользу этого мнения не приводят. Из вкладной записи на Евангелии и из монастырской описи 1711 г. исследователи сделали вывод, что в 1692 г. в возрасте 19 лет Н. Взимкова уже являлась монахиней Фёдоровского монастыря, где прожила долгую жизнь и скончалась в 1749 г. Все эти годы она была там на особом, привилегированном положении. Самой очевидной причиной этого могут служить богатейшие вклады Натальи Ивановны в монастырь: книги в дорогих серебряных окладах (одно из евангелий оценивалось в 600 рублей), золотые потир и лжица, шитая жемчугом серебряная риза, украшенная жемчугом, камнями и екатерининской звездой фелонь, большие денежные пожертвования на поновление иконостаса и строительные работы.

Но интересно, что о Н. Взимковой упоминали в письмах к архимандриту Варлааму царевна Наталья Алексеевна, царицы Прасковья Фёдоровна и Екатерина Алексеевна и не раз приглашали (иногда с инокой Эсфирь Пьянковой или инокой Исмарагдой Прокофьевной) ко двору. Последний известный нам подобный случай относится к 1722 г. При даче крупного вклада в монастырь Н. Взимкова поставила условие: «молится за государево здравие, а государыню царицу Наталию Кирилловну поминать да родителей ея Иоанна, Евдокии, Петра, Александры и всех сродников». На вложенном ею в монастырь евангелии (1703 г.) есть надпись: «Построила сие евангелие... старица Наталия Взимкова поминовения ради душевнаго благочестивыя государыни царицы и великия княгини Наталии Кирилловны и по своих родителех вечно...» Обращает на себя внимание сделанное инокиней объединение памяти царице с памятью родителям, дополненное во вкладной книге здравием царю.

А. И. Свирелин (знакомый, по его словам, с посмертной описью имущества Н. Взимковой) писал также, что после неё осталась значительная сумма денег, о которой монастырским властям ранее было известно со слов самой монахини, что червонцы переданы Наталье Петром лично на возобновление образов и иконостаса в соборе Фёдора Стратилата, когда в том будет нужда.

Сам же Фёдоровский монастырь, почти сто лет не испытывавший особого внимания со стороны лиц царской фамилии, в конце XVII — начале XVIII в. получил от них немалые пожертвования. Вклады делали цари Пётр и Иван Алексеевич, царицы Наталья Кирилловна и Прасковья Фёдоровна; несколько тысяч рублей пожаловала обители родная сестра Петра царевна Наталья Алексеевна, на средства которой в начале XVIII в. в монастыре были построены две церкви.

Попытки уточнить происхождение Н. Взимковой, её связи с царским домом, отыскать сведения о ней до пострижения не принесли успеха. В документах Царицыной Мастерской палаты за 1680-е гг. — начало XVIII в. это имя не встречается. Правда, довольно часты упоминания о Фёкле Взимковой — девушке-боярышне Натальи Кирилловны, а после её смерти — царевны Натальи Алексеевны. Боярские книги показывают ещё двоих Взимковых — московского дворянина Мину Иванова (1692/93 г.) и стольника Петра Иванова (1691/92 и 1695/96 гг.). В апреле 1694 г. П. Взимков «пожалован быть у великих государей в стольниках комнатных».

В Введенской церкви Фёдоровского монастыря за левым клиросом на столпе долгое время сохранялась надпись: «Лета... 1726 г. декабря в 21 день... в 3 часу дня преставися раб божий Андрей Петров сын Взимков, а жития его 33 года пол 3-й месяц...» А. И. Свирелин знал также, что племянниками старицы Натальи были Александр и Андрей Корсаковы. О родстве Корсаковых и Н. Взимковой упоминалось в «Рассказах бабушки», там же указано на близкое знакомство переславской монахини с императрицей Анной Иоанновной. Определённо установить родственные связи между всеми известными нам Взимковыми пока не представляется возможным. Фёкла, Мина и Пётр могли быть сестрой и братьями Натальи (но лишь в том случае, если исключить возможность её замужества до пострижения). Тогда, возможно, А. П. Взимков — племянник старицы, а не её сын, как утверждает местная легенда. Но всё это не объясняет высочайшего внимания к иноке на протяжении нескольких десятилетий.

Левицкая Н. В. К истории переславского Фёдоровского монастыря в конце XVII — начале XVIII в. / Н. В. Левицкая// Труды Всероссийской научной конференции «Когда Россия молодая мужала с гением Петра», посвящённой 300-летнему юбилею отечественного флота. Переславль-Залесский. 30 июня — 2 июля 1992 г. — Переславль-Залесский, 1992.

К истории переславского Фёдоровского монастыря в конце XVII — начале XVIII в. (botik.ru)



Комментарии и обсуждение


Свирелин А. И. / Переславский Фёдоровский женский монастырь / А. И. Свирелин. — М.: MelanarЁ, 2005.

http://www.rusarch.ru/svirelin1.pdf

29 июля 2024, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.