«… Переславский Фёдоровский женский монастырь находится в предместии города Переславля, на южной стороне его, по Московско-Ярославскому шоссе. Издавна существует мнение, будто монастырь сей основан в 1557 году царём Иваном Васильевичем Грозным, и рассказывается при сём случай, послуживший основанию монастыря, такого рода: «В сём-де году царь Иван Васильевич, вместе с супругою своею Анастасиею Романовною, присутствовал при освящении соборного храма в переславском Никитском монастырь. Возвращаясь обратно, царица, недалеко от Переславля, в деревне Собилове (в 7 верстах от города), благополучно разрешилась от бремени сыном, названным во святом крещении Феодором. Обрадованный царь, в ознаменование к нему милости Божией и своей благодарности пред Богом, соорудил на месте нынешнего монастыря каменный храм во имя святого Феодора Стратилата, а на месте рождения поставил высокий каменный столп. Построенный им храм снабдил образами и пеленами и книгами и всякою церковного утварию — и устроил при нём общежительный мужской Фёдоровский монастырь».
Архивные же документы Фёдоровского монастыря, утверждая созидание каменного храма во имя святого Феодора Стратилата за царём Иваном IV Грозным в 1557 году, в то же время представляют ясные доказательства на то, что Фёдоровский монастырь мужской существовал ранее не только 1557 года, но и прежде царствования Ивана Грозного. Так, в сохранившемся списке грамоты царя Ивана Васильевича от 7061 г. сентября 16 (1552 года) на деревню Сосняг с пустошами, данную им монастырю взамен села Фёдоровского, пишется: «пожаловал есми теми пустошами и деревнею Фёдоровского игумена Макарья с братьею против того, что у них взято в Переславле монастырское село Фёдоровское под Переславский Ям... а о суде и о всяких пошлинах велел есми ходить о всём потому, как Фёдоровского монастыря игумена у Макарья с братьею деда и отца нашего и в наших жалованных грамотах написано о селе Фёдоровском».
В описании монастыря, составленном по приказу царя Алексея Михайловича в 7160 году (1652 г.) марта 1, в отделе описей царских грамот, жалованных в Фёдоровский монастырь, значится на 1-м месте: «Великого князя Василия Ивановича всея Русии старая тарханная грамота за красною печатью на подмонастырское сельцо Фёдоровское и на село Половецкое и на деревню Лотапино с пустошами лета 7019-го (1511); на ней подпись царя Ивана IV 7059 года (1551) за приписью дьячка Юрья Сидорова. Из сих документов очень ясно видно, что Фёдоровский монастырь существовал при деде царя Ивана Васильевича Грозного — при Иоанне III, и при отце его Василии Ивановиче. Стало быть, царь Иван Васильевич IV Грозный не основал Фёдоровский монастырь, а построил только в нём каменный храм во имя святого Феодора Стратилата в память рождения сына своего — и очень может быть, что устроил в нём на свою царскую казну общежитие для монашествующих. Таким образом, основание монастыря надобно относить ко времени княжения великого князя Ивана Васильевича III во 2-й половине XV столетия, то есть времени, дальше которого не восходят архивные документы Фёдоровского монастыря.
Дальнейшая судьба монастыря
До времён царя Алексея Михайловича Фёдоровский монастырь был мужским, а при нём, именно в 1667 году, он обращён был в женский по случаю моровой язвы, опустошавшей тогда Россию. В грамоте патриарха Иоасафа по поводу обращения мужского монастыря в женский пишется так: «Ведомо Великому Государю и Нам, Патриарху, учинилося, что в Переславле-Залесском до мороваго поветрия, и в моровое, и после мороваго поветрия с. 116 многия жёны и девицы постриглися, и с тех мест по сё число ходят к приходским церквам и в том-де бывает зазор, а иныя-де во граде и по сёлам и по деревням живут в мирских домах, а иныя-де скитаются меж домов, и от скудости помирают голодною смертию, а иныяж старицы поселились внутрь града у новопоставленной церкви Пречистыя Богородицы чудотворныя иконы Владимирския, — а Великаго-де Государя жалованья только указано им на шестнадцать стариц, а их-де со сто стариц; а в Переславле-Залесском в Фёдоровском монастыре игумена нет, а братии только десять человек, и Великий Государь Царь Алексей Михайлович, и мы Патриарх, и весь освящённый собор благословили тот Фёдоровский монастырь устроить девическим монастырём, и тех инокинь всех собрать в тот Фёдоровский монастырь, чтоб они в мире не скиталися, а чёрных попов и дьяконов и братию того Фёдоровскаго монастыря перевесть в прочие Переславские монастыри мужеские» (лета 7175 июля в 30 день). С тех пор и доныне Фёдоровский монастырь стал девичьим монастырём.
Существующие церкви в монастыре
В настоящее время в монастыре три каменных храма: 1) во имя святого Феодора Стратилата, 2) во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы и 3) во имя Казанския Божия Матери.
Прочие здания в монастыре
В монастыре настоятельские покои о 2-х этажах и 2 корпуса каменных, в которых живут послушницы монастыря. Всё это построено было после 1701 года до 1763 года. Один из корпусов, находящихся на северо-западной стороне монастыря, отстроен для удобства жительства послушниц во 2-м этаже санкт-петербургским купцом — Аврамием М. Ушаковым. Внизу при этом корпусе до сих пор сохраняется келья, в которой жила вкладчица монастыря Наталья Иванова Взимкова, по уверению старожилов, нянюшка Петра I. Она была дочь Мастерской палаты дьяка Ивана Дмитриева. Каменная ограда вокруг монастыря. Она построена в 1763 году, а до того времени была с. 200 деревянная, рублена с 8-ю башнями. В 1683 году патриарх Иоаким благословил строить на святых вратах деревянную церковь во имя пророка Илии; но она, неизвестно почему, не была выстроена. В настоящее время ограда занимает 382 сажени, а именно: передняя стена со входу на 110 сажен, с южной стороны 82 сажени, с правой стороны от большой шоссейной дороги 90 сажен и с восточной стороны 100 сажен.
Церковная утварь
Утварь церковная с помощью вкладов царских и других усердных вкладчиков может считаться очень достаточною и замечательною как по древности своей, так и по украшению. Из более замечательных предметов утвари обращают внимание следующие предметы:
1. Евангелия и кресты
а) Евангелие в лист с золотым обрезом; на нём обе доски серебряные, чеканные, вызолочены, наложены на кипарисе. На верхней доске изображено Преображение Господне, — под ним части мощей 3-х евангелистов и святого Андрея Первозванного, на наугольниках лики 4-х евангелистов, на верху — распятие и воскресение Господне, тайная вечеря, страсти Господни. На нижней доске — изображён корень Иессеев, над которым Пресвятая Дева Мария в царском одеянии, а по сторонам цари: Ахаз, Иоафам, Иорам, Аси, Ровоам, Давид, Соломон, Иессей, Озия, Иосафат. Вокруг на дсках надпись: «вклад старицы Натальи Взимковой ради душевнаго спасения благочестивой государыни и великой княгини Натальи Кириловны и по своих родителех. Лета 7206». Весу в нём больше пуда.
б) Евангелие в лист, обложенное бархатом, верхняя доска на нём прорезная серебряная с изображением воскресения Христова и евангелистов (7189 года).
в) Евангелие в 8-ю долю листа, с изображением евангелистов (7165—1657 года).
2. Кресты.
а) Крест с распятием Господним — отливным, серебряный, чеканный, вызолочен, с 44 мощами святых; на нём 366 жемчужин; весу в нём 2 фунта 88 золотников. Вклад Натальи Взимковой в 1702 году.
б) Крест с мощами серебряный, чеканный, вызолочен; весу в нём 1 фунт 84 золотника. Вклад подьячего Вашикова в 1691 году.
в) Крест серебряный с частями мощей и частью горы Голгофы и креста Господня.
г) Крест серебряный, чеканный, с круглым рукоятием, с мощами святых; на концах креста жемчужины, 4 камешка разных цветов, 4 венчика мозаической работы; весу в нём 65 золотников. На нём надпись: «лета 7207 построен сий животворящий крест с святыми в Переславский девич монастырь при пастве игум» (1699 г.).
д) Крест с мощами разных святых, серебряный, чеканный, — поверх его серебряный ковчежец с частью крови Господней, обнизан жемчугом в ревиле; весу в нём 63 золотника (1705 г.).
е) Крест серебряный — басменного серебра по дереву; на нём поверх распятия Нерукотворённый образ Спасителя, по сторонам его Божия Матерь, Иоанн Богослов; внизу Иов многострадальный.
ж) Крест серебряный с чернью; весу в нём 1 фунт 76 золотников (1831 г.).
з) Крестик с мощами серебряный с 4-мя камнями, окружающими распятие Господне.
и) Ковчежец серебряный с мощами святого Феодора Стратилата на серебряной цепочке.
3. Священные сосуды
Всех священных сосудов ныне 7-мь. Из них более замечательны:
а) Потир и лжица золотые; на конце лжицы пуговица с финифтью; при них дискос, звездица и 2 блюдца серебряные, вызолочены. В потире — собственно чаше 93 золотников, в поддоне 72 золотника, лжице 10,5 золотника, в дискосе, лжице и 2 блюдцах 1 фунт 24 золотника, на потире надпись: «1729 года Маия в 12 день сей потир златый дала вкладу в дом Введения Пресвятыя Богородицы и великомученика Феодора Стратилата, тогож монастыря монахиня Наталья Взимкова по родителех в вечное поминовение».
б) Сосуды резные серебряные, вызолочены, весом 5 фунтов 48 золотников. На них надпись: «сии потиры — дискос, блюдо, звездица по боярыне по Акилине Семеоновной Нарышкиной (1711 года)».
в) Потир — дискос, звездица, лжица — серебряные, весом 5 фунтов 19 золотников. Вклад даниловского архимандрита Варфоломея 1690 года.
г) Сосуды серебряные — потир, дискос, звездица, лжица, два блюдца и 2 копия, весом 7 фунтов 54 золотника. Вклад Фотиньи.
д) Ковшичек серебряный для теплоты, с двуглавым внутри орлом; весу в нём 38 золотников. На нём надпись: «Великие Государыни и царицы княгини Прасковьи Фёдоровны».
4. Дарохранительницы
а) Дарохранительница серебряная, позолочена, весом 4 фунта 66 золотников, 1796 года.
б) Дарохранительница серебряная, позолочена, о 6-ти колонах, весом 11 фунтов 45 золотников.
в) Дарохранительница серебряная, вызолочена, весом фунт 46 золотников, с выдвижным ящиком серебряным, в средине Распятие с предстоящими, вверху воскресение Христово. Вклад Дарьи Андреевой Воейковой. 1767 г.
5. Кадила и другие вещи
а) Кадило серебряное, золочёно, — цепи серебряные, весом 2 фунта 9 золотников. На верхней крышке кругом кадила надпись: «Дух Св. найдёт на тя и сила Вышняго осенит тя». На нижней чаше: «Лета 7108 зделано сие кадило в Фёдоровский монастырь, что в Переславле... при благоверном царе и великом князе Борисе Фёдоровиче всея...»
б) Кадило серебряное, золочёно, весом 1 фунт 90 золотников, на 3-х круглых ножках. На нём надпись: «Лета 7199 царица Наталья Кириловна пожаловала по обещанию сие кадило в Фёдоровский монастырь при игумении Каптелины»; весу в нём 2 фунта без 3 золотников (1691 года).
в) Кадило серебряное, весом 1 фунт 43 золотника. г) Блюдо антидорное, по сторонам его три клейма с изображениями льва, а назади буквы: Т. ˜ Б. ˜ Б. ˜ П. ˜ В. ˜
д) Два паникадила тумпаковые о 3-х ярусах; на верху одного из них двуглавый орёл, а на другом надпись такова: «лета 7199 государи, цари и великие князи Иоанн Алексеевич и Пётр Алексеевич всея великия и малыя и белыя Росии самодержцы и благоверная царица Наталия Кириловна. Пожаловано в Фёдоровский монастырь при игуменье Каптелине». А весу в нём 7 пуд 3 фунта 30 золотников.
6. Облачения церковные
Из церковных облачений особенно замечательны следующие:
а) Ризы серебряные, травчатые белые; оплечье низано крупным, средним и мелким жемчугом с разными камешками и золотою битью. Стихарь при них красного бархата, на котором крест и оплечье низаны жемчугом. Это вклад Натальи Взимковой.
б) Ризы парчи золотой с серебряными разводами, крест шит золотом на фольге, оклад золотной. При них стихарь такой же золотой парчи. Пожертвованы московским купцом Петром Ник. Багчевановым на помин сестры своей, нечаянно умершей в Переславле проездом чрез него в 1860 году.
По материалам статьи Свирелина, А. И. «Церковная летопись Переславского Фёдоровского женского монастыря» / Владимирские епархиальные ведомости (часть неофициальная). – 1872.
Переславль-Залесский, Феодоровский монастырь (sobory.ru)