ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь.


Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Престолы:Троицы Живоначальной
Год основания:не ранее 1505.
Адрес:
Ярославская обл., г.Переславль-Залесский, ул. Луговая, 7

Координаты: 56.720635, 38.837243





Сортировка:

Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
18 августа 2022
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
18 августа 2022
Троицкий Данилов монастырь, Вид с северо-запада, фото с квадрокоптера<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с северо-запада, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
2 мая 2016
Троицкий Данилов монастырь, Вид с юго-востока, фото с квадрокоптера<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с юго-востока, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
2 мая 2016
Троицкий Данилов монастырь, Вид сверху, фото с квадрокоптера<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид сверху, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
2 мая 2016
Троицкий Данилов монастырь, Вид с северо-востока: Храм Похвалы Божией Матери, Троицкий собор и Всехсвятский храм, фото с квадрокоптера<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с северо-востока: Храм Похвалы Божией Матери, Троицкий собор и Всехсвятский храм, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
2 мая 2016
Троицкий Данилов монастырь, Вид с юго-востока: Храм Похвалы Божией Матери, Троицкий собор и Всехсвятский храм, фото с квадрокоптера<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с юго-востока: Храм Похвалы Божией Матери, Троицкий собор и Всехсвятский храм, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
2 мая 2016
Троицкий Данилов монастырь, Вид с востока, фото с квадрокоптера<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с востока, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
2 мая 2016
Троицкий Данилов монастырь, Вид с востока: Храм Похвалы Божией Матери, Троицкий собор и Всехсвятский храм, фото с квадрокоптера<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с востока: Храм Похвалы Божией Матери, Троицкий собор и Всехсвятский храм, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
2 мая 2016
Троицкий Данилов монастырь, Вид с запада: Всехсвятский храм, Троицкий собор и Храм Похвалы Божией Матери, фото с квадрокоптера<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с запада: Всехсвятский храм, Троицкий собор и Храм Похвалы Божией Матери, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
2 мая 2016
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
JuNe
31 октября 2005
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Altaets
12 апреля 2021
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Altaets
12 апреля 2021
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Altaets
12 апреля 2021
Троицкий Данилов монастырь, Общий вид с юго-востока на Троицкий собор и Всехсвятскую церковь<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Общий вид с юго-востока на Троицкий собор и Всехсвятскую церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
12 марта 2017
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Алексей Кротов
18 августа 2015
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Алексей Кротов
18 августа 2015
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Алексей Кротов
18 августа 2015
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Алексей Кротов
18 августа 2015
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Alex Van Shumm
29 апреля 2014
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
9 мая 2009
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
JuNe
31 октября 2005
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
JuNe
31 октября 2005
Троицкий Данилов монастырь, Колодец преп. Даниила. <br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Колодец преп. Даниила.
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
2 июня 2015
Троицкий Данилов монастырь, Башня северная<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Башня северная
Илья Смирнов
24 февраля 2015
Троицкий Данилов монастырь, Башня северная<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Башня северная
Илья Смирнов
24 февраля 2015
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2011
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Сергей Чернов
16 февраля 2011
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
9 мая 2009
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
9 мая 2009
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
9 мая 2009
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
9 мая 2009
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
24 сентября 2007
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
24 сентября 2007
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
JuNe
23 февраля 2006
Троицкий Данилов монастырь, Ворота и западная башня<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Ворота и западная башня
Вадим Вячеславович Дианов
20 августа 2023
Троицкий Данилов монастырь, Колодец преп. Даниила<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Колодец преп. Даниила
Вадим Вячеславович Дианов
20 августа 2023
Троицкий Данилов монастырь, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1908
Троицкий Данилов монастырь, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
Троицкий Данилов монастырь, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1980-х годов.<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1980-х годов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Троицкий Данилов монастырь, Общий вид монастыря. Почтовая открытка<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Общий вид монастыря. Почтовая открытка
Елена Григорьева
Троицкий Данилов монастырь, Общий вид монастыря. Почтовая открытка<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Общий вид монастыря. Почтовая открытка
Елена Григорьева
Троицкий Данилов монастырь, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вадим Павлов
2 августа 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 марта 2003

Троицкий Данилов монастырь основан в начале XVI в. Данилом, монахом Горицкого монастыря. Данила похоронен на территории монастыря. Над местом погребения основателя поставлена небольшая нарядная церковь с маленькой изящной главкой. Торжественность входу на территорию обители придают главные монастырские ворота. Ансамбль монастыря окончательно сложился в начале XVIII в. Внутри каменной ограды располагались многочисленные хозяйственные постройки, колокольня, миниатюрная Всехсвятская церковь (построена в 1687 г.) с больничными палатами, братский корпус. Две постройки монастыря уникальны: Троицкий собор и трапезная палата с Похваленской церковью. Троицкий собор строился с 1530 по 1532 гг. по велению царя Василия III в честь рождения сына Ивана, будущего царя Грозного. Одноглавый Троицкий собор спокоен и величав, фасады почти лишены убранства. Узкие окна стен и барабана скупо освещают внутреннее пространство. Роспись собора хорошо сохранилась. Фрески XVII в. свидетельствуют о таланте замечательных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Лучшее создание живописцев - образ Спаса на куполе в главе храма. Лик Спаса - один из шедевров монументальной живописи XVII в.


JuNe  8 апреля 2006

История Данилова монастыря и его архитектурный ансамбль

Старинный город Переславль-Залесский, основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким на берегу Плещеева озера, известен своими памятниками древнерусской архитектуры XII-XVII веков. Особое место среди них занимает Троицкий собор Данилова монастыря XVI столетия с фресковой росписью, созданной в 1662-1668 годах артелью знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина. Фрески Троицкого собора принадлежат к числу наиболее значительных произведений мастеров костромской школы монументальной живописи второй половины XVII века, сохранившихся до нашего времени.

Троицкий Данилов монастырь – один из древнейших в городе. Его ансамбль, состоящий из храмов и келий XVI – начала XVIII века, хорошо виден с пересекающей Переславль московской дороги. Он был основан в 1508 году известным местным подвижником Даниилом. Сразу за монастырским прудом расположена живописная Сокольская слобода, в которов в XV-XVII веках жили государевы сокольники, выращивавшие хищных птиц для великокняжеской и царской охоты. Тогда эта местность на юго-восточной окраине современного Переславля находилась далеко за городской чертой и считалась глухой, уединенной и далеко не безопасной для одиноких путников. Здесь же на невысоком холме находилось «божедомье» или скудельницы – братские могилы, в которых хоронили умерших без церковного покаяния, бедняков, не имевших родственников и бродяг. Один раз в год, на Троицу, вокруг могил совершался крестных ход, и устраивалось общее отпевание. История появления здесь монастыря изложена в Житии Даниила Переславского.

Основатель Троицкой обители Даниил (в миру Дмитрий) родился в конце 90-х годов XV века в Переславле-Залесском «от благородных родителей Константина и Феклы». С юных лет мечтал о монашестве, он покинул родительский дом и тайно постригся в Пафнутьвом Боровском монастыре. Вернувшись в Переславль, жил сначала в Никитском, а затем в Горицком монастырях, был рукоположен в сан священника. Свойственные Даниилу с детства любовь и жалость к несчастным и убогим людям предопределили своеобразие его монашеского подвига. Уже будучи игуменом Горицкого монастыря, он надолго покидал монастырские стены и бродил по окрестностям Переславля, помогал нищим, калекам, отпевал «нечаянно умерших» и потому не получивших отпущения грехов. Даниил часто бывал на «божедомье». Здесь он хотел основать новый монастырь и поминать всех погребенных в скудельницах во время литургии, ибо «от многих лет многи скудельницы полны человеческих мощей изсыпаны». Но местные церковные власти противились этому.

Как гласит предание, нашедшее отражение в Житии Даниила, основанию обители помог случай. Даниил был духовником опальных переславских бояр Челядниных. Однажды, когда он служил в их домовой церкви явился гонец из Москвы с вестью о снятии великокняжеской опалы. В благодарность за свершившееся чудо Челяднины помогли Даниилу получить у московского митрополита разрешение на строительство монастыря и рассказали о переславском праведнике великому князю Василию III. Первоначально новая обитель получила название Всехсвятской, так как ее единственный деревянный храм был освящен в память Всех Святых, - в этот день православные христиане поминают всех умерших. Монастырь сразу же стал пользоваться вниманием великокняжеской семьи, его неоднократно посещал Василий III. Великий князь уговорил Даниила окончательно покинуть Горицы и стать настоятелем основанного им монастыря. Вскоре после этого, благодаря усердной молитве преподобного, у Василия III родился долгожданный наследник престола – будущий царь Иван IV Грозный. Даниил вместе с Кассианом Босым принимал великого князя Ивана Васильевича от купели во время крещения в Троице-Сергиевом монастыре.

На средства великого князя Василия в Даниловом монастыре был построен первый каменный храм – Троицкий собор (1530-1532) с приделом святого покровителя новорожденного Иоанна Крестителя. Сам монастырь переименовали в Троицкий по посвящению главного храма Св. Троице. Троицкий собор принадлежит к числу древнейших архитектурных памятников Переславля-Залесского. Он был возведен в тот период, когда город после длительного перерыва вновь оказался в сфере строительной деятельности московских государей. В начале XVI века здесь был, вероятно, только один каменный храма – Спасо-Преображенский Собор XII столетия. О уже в 1520-1530 годах на средства великого князя Василия III каменные цекви строятся сразу в трех пригородных монастырях: Никитском, Горицком и Даниловом. Из построенных в то время храмов только Троицкий собор Данилова Монастыря дошел до нас без существенных переделок. Архитектурные особенности собора сближают его с постройками московских зодчих первой трети XVI века. Возможно, он был возведен столичными мастерами, присланными в Переславль Василием III. Троицкий собор представляет собой традиционный для своего времени небольшой одноглавый крестовокупольный храм, отличающийся изяществом пропорций. Он возвышается на вершине полого холма, и в древности, когда рядом с ним не было других более крупных сооружений, служил одной из архитектурных доминант южной окраины Переславля. Внешний облик собора прост и монументален. Основной объем храма имеет почти кубическую форму. Гладь каждого их фасадов членится на три прясла неширокими лопатками и оживлена профилированными порталами. Толщину кирпичной кладки прорезают узкие, похожие на бойницы, арочные оконные проемы. Легкий, тонко разработанный карниз отделяет килевидные закомары от основания плоскости стен. В востока, не закрывая своими объемами пояс закомар, выступают три невысокие апсиды редкой для древнерусской архитектуры граненой формы, получившее распространение в первой трети XVI века. Вертикальные грани, видимо, должны были придавать апсидным выступам некоторое изящество, чтобы они не выглядели чересчур грузными и приземистыми. Глава собора возвышается на вытянутом вверх световом барабане, украшенном аркатурно-колончатым пояском. Подобный декор несколькими десятилетиями ранее был использован итальянскими зодчими в знаменитых кремлевских соборах и быстро получил распространение в древнерусской архитектуре далеко за пределами Москвы.

Сразу после завершения строительства Троицкий собор выглядел более стройным, нарядным и торжественным, чем сейчас. Его древнее позакомарное и восемь килевидных профилированных кокошников, находящихся в основании барабана, сейчас спрятаны под четырехскатной кровлей, появившейся в конце XVII – начале XVIII века. Тогда же шлемовидная глава собора была заменена луковичной, прорублены новые большие окна, а первоначальные заложены. Повторяющиеся килевидные формы порталов, закомар, кокошников создавали впечатление устремленности храма ввысь. Достижению этого художественного эффекта способствовали также высокие и узкие окна. Несмотря на небольшие размеры, внутри храм кажется довольно просторным. Он имеет несколько вытянутый план за счет увеличения нартекса (притвора). Внутренне пространство собора легко охватывается взором от любого из входов. Оно расчленено стройными крестчатыми столбами, на которые опираются пологие крестовые своды и разделяющие их подпружные арки. Карнизы столбов и кронштейнов тонко профилированы. Рисунок их профиля почти полностью совпадает с аналогичным на наружных стенах храма. Столбы довольно широко расставлены и образуют большой подкупольный квадрат. Так как апсиды собора значительно ниже восточной стены четверика, то на ее внутренней стороне образуется значительная плоскость, позволяющая разместить на ней композиции, которым в росписях храма обычно отводится другое место. Северная, западная и южная стены собора расчленены на три части плоскими пилястрами, которые соответствуют наружным лопаткам. В XVI столетии Данилов монастырь был почитаемой обителью. Здесь жил ученик преподобного Даниила – будущий митрополит Всея Руси Афанасий, написавший после смерти своего наставника его Житие. Отсюда происходит другой известный русский святой – друг и постриженик Даниила Герасим Болдинский. Но приобрести значительные богатства в этот период монастырской брани не удалось.

Все строения обители, кроме Троицкого собора и Похвальской церкви, возведенной еще при жизни Даниила на средства великокняжеской семьи, так и оставались деревянными. А в начале XVII века во время Смуты монастырь был разграблен и почти полностью сожжен. Смута сыграла роковую роль не только в истории Данилова монастыря, но и всего города в целом. Переславцы долго не могли выбрать, кого поддержать в этой войне, и присягали все подряд – от королевича Владислава до Тушинского вора. В результате это при восшествии на престол новой династии Романовых Переславль на некоторое время утратил свое привилегированное положение подмосковной царской вотчины и не пользовался благосклонностью молодого царя Михаила Федоровича и его отца патриарха Филарета. Лишь к середине XVII века жизнь в городе начала понемногу оживляться.

В силу своего географического положения на древнем торговом пути из центра страны к Белому морю Переславль оказался в сфере влияния экономики и культуры бурно развивающихся волжских городов: Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода. Восстанавливались укрепления монастырей, пострадавшие во время военных действий, на городских валах выросли новые стены и башни. Строительные работы в городе и его крупнейших монастырях осуществлялись в это время в основном костромскими зодчими. Влияние костромской и Ярославской архитектурных школ еще целое столетие будет ощущаться в церковных постройках Переславля и его окрестностей.

В 60-е годы XVII века в связи с расколом русской церкви, вызванным религиозными реформами патриарха Никона, возрастает значение Переславля как духовного центра. Его монастыри, верные государственной власти, издревле служили оплотами «истинного благочествия». В то время как в соседних Костромском, Ростовском, Владимирском и Суздальском уездах были сильны старообрядческие настроения, переславские обители выделялись своей преданностью официальной церкви. В связи с этим они были вновь обласканы вниманием власти и начали получать щедрые дары от царской семьи и представителей московской знати.

Расцвет обители начался в 50-е годы XVII века и продолжался до начала следующего столетия. Троицкий Данилов монастырь в это время не только возвратил себе былую славу, но и стал одни из самых богатых в округе. Единственный из переславских монастырей, он был полностью отстроен в камне. Помимо храмов, были сооружены новые жилые и хозяйственные помещения, каменные стены и ворота. Крупнейшими вкладчиками Даниловой обители во второй половине XVII века становятся представители рода князей Барятинских, на средства которых и велось столь впечатляющее по масштабам строительство. Начало расцвета монастыря в XVII веке было связано и с деятельностью знаменитого ростовского митрополита Ионы Сысоевича.

В 1653 году Ионой были освидетельствованы открытые на территории монастыря мощи его первого игумена Даниила. В том же году игумен Тихон при поддержке Ионы добился признания мощей «истинными», после чего Даниил был канонизирован. Грамотой патриарха Никона 1654 года были установлены праздновании преподобному Даниилу 30 декабря (обретение мощей) и 7 апреля (преставление) Годом раньше монастырю была дана грамота на строительство церкви во имя преподобного Даниила. В 1660 году новый храм был пристроен к Троицкому собору с северной стороны. Он сохранился до нашего времени и представляет собой небольшую одноглавую церковь.

По книге Л.Б. Сукиной «Троицкий собор Данилова Монастыря в Переславле-Залесском», из серии «Памятники художественной культуры древней Руси». - Москва, «Северный Паломник», 2002 год.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 марта 2007

Троицкий Данилов монастырь, 2 класса, в 21 версте от железнодорожной станции Берендеево, в предместье города Переславля. Основан в 1508 году пр. Даниилом Переяславским (см. 7 апреля). В Троицком соборе, построенном в 1530 году великим князем Василием III, открыто почивают мощи пр. Даниила, в приделе его имени, в серебряной раке, устроенной в 1816 году, и находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию благословение обители пр. Даниила. Доселе в монастыре сохранился колодец, выкопанный пр. Даниилом. В день Святой Троицы совершается в монастыре крестный ход из всех церквей города, а 28 июля вокруг монастыря. При монастыре школа и странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 февраля 2015

Троицкий Данилов 2 класса необщежительный мужской монастырь в предместье города. Основан в 1508 г. препод. Даниилом. Храмов четыре: соборный во имя Пресвятой Троицы, каменный, теплый, во имя Похвалы Божией Матери, каменный, во имя Всех Святых и над святыми вратами в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Крестные ходы бывают: в день Св. Троицы в монастырь из всех городских церквей и 28 июля вокруг монастыря.

В монастыре погребены: на северной стороне настоятельских покоев князь И. П. Барятинский, в монашестве Ефрем, им были построены все ныне существующие каменные здания и ограда монастырская; почетная гражданка Варвара Васильевна Гладкова, пожертвовавшая на устройство монастыря 100 000 руб. в 50-х гг. прошлого столетия при архимандрите Платоне.

В монастырском архиве сохраняются грамоты царей: Василия III (1525 – 1526 гг.), Иоанна Грозного (1538 – 81 гг.), Федора Иоанновича (1582 г.), Михаила Федоровича (1615 г.), Алексея Михайловича (1661 – 1675 гг.), Федора Алексеевича (1681 – 82 гг.), Иоанна и Петра Алексеевичей (1687 г.), митрополитов: Даниила (1526 г.), Афанасия (1564 г.), патриархов: Иосифа (1647 г.), Никона (1653 – 54 гг.), Иоасафа ( 1669 г.), Иоакима (1680 г.) и Адриана (1695 г.). Там же находятся две купчие записи основателя монастыря игумена Даниила 1525 и 1527 гг. (в копиях), рукописное евангелие 1521 г. и несколько древних актов XVII в.

Церковно-приходская школа на 26 мальчиков. Странноприимный дом для богомольцев, (ежегодно бывает до 5 000 чел). Монастырь получает из казны 1249 руб. 7 коп. Архимандрит, монахов 12, послушников 12.

Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…». - Москва, издание А. Д. Ступина, 1908.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  14 ноября 2023

Троицкий Данилов монастырь был основан в 1508 г. преподобным Даниилом, иноком Горицкого монастыря, расположенного в паре километрах от учреждённой обители; по имени основателя монастырь и получил свое название. О преподобном Даниле, одном из самых почитаемых переславских святых, известно достаточно много.

Преподобный Даниил родился в Переславле-Залесском (1460 г.) в семье землевладельца Константина и Феклы. В крещении был наречён Димитрием. Отец Димитрия с супругой и детьми ранее 1437 года выехал из Мценска вместе с мценским наместником Григорием Протасьевым, перешедшим на службу в Москву по приказу великого князя Московского Василия II Васильевича. Семья поселилась в Переславле-Залесском. Ещё в отрочестве у Димитрия проявились аскетические наклонности. Услышав однажды чтение жития преподобного Симеона Столпника и решив подражать святому, мальчик тайно обмотал тело веревкой, которую отрезал от лодки тверских купцов, стоявшей у берега реки Трубеж. Веревка впивалась в тело, однако с Димитрия её сняли только тогда, когда раны загноились, мальчик заболел и причина его страданий открылась родителям. Ради умерщвления плоти отрок также отказывался мыться в бане. После окончания учения грамоте Димитрий некоторое время «в наказание благих обычаев» жил в Никитском монастыре Переславля-Залесского у своего родственника, также переселившегося из Мценска, игумена Ионы, о благочестивой жизни которого знал великий князь Иоанн III Васильевич, пользовавшийся наставлениями старца.

В Никитском монастыре, видимо, окончательно сформировалось желание юноши принять иночество. Вместе с родным братом Герасимом Димитрий ушёл из Переславля и, надеясь стать учеником преподобного Пафнутия Боровского, направился к нему в монастырь, но не застал основателя обители в живых, преподобный Пафнутий скончался 1 мая 1477 года. Димитрий принял постриг в Боровском монастыре с именем Даниил и был в послушании у преподобного Левкия Волоколамского. 10 лет Даниил прожил в Боровском монастыре, затем вместе с преподобным Левкием удалился в основанную последним Успенскую пустынь на реке Рузе, где прожил ещё 2 года. Братия любила Даниила и удивлялась, что в столь юном возрасте он превзошёл многих сверстников в стремлении к добродетели. Впоследствии Даниила воспринимали как ученика преподобного Пафнутия.

Около 1489 года Даниил «Божиею волею» оставил монастырь. Как и преподобный Иосиф Волоцкий, Даниил «обходил многие монастыря, внимая благим обычаям и пользуясь житием добродетельных отцов», затем вернулся в Переславль. К тому времени отец святого умер, а мать приняла монашеский постриг с именем Феодосия. В Переславле Даниил сначала нёс послушание пономаря в Никитском монастыре, потом перешёл в Горицкий Успенский монастырь, игуменом которого был Антоний, родственник святого. Брат преподобного Герасим служил диаконом в Горицком монастыре и вскоре скончался, другой брат, Флор, принял здесь постриг с именем Феодор. В Горицком монастыре Даниил первоначально занимался печением просфор, однако по благословению настоятеля вскоре принял священство. В некоторые годы святой ежедневно служил Литургию, ночи он зачастую проводил в молитвенном бдении. На исповедь к преподобному Даниилу стало приходить много мирян — святой действовал на совесть кающихся кротостью и лаской. В келье преподобного Даниила неоднократно находили приют бездомные. Он добровольно взял на себя труд заботиться о погребении умерших без покаяния и причастия — убитых разбойниками, замерзших в дороге и т.п. Вследствие народного суеверия тела таких «заложных» покойников не закапывали, а оставляли на съедение зверям и птицам. Подбирая по ночам безымянные тела, Даниил на плечах относил их в скудельницу, в то время находившуюся за городской чертой, на юго-восток от Переславля, где отпевал и хоронил их. После бывшего преподобному Даниилу и игумену Никольского монастыря Переславля Никифору видения множества горящих свечей на скудельнице преподобный решил основать здесь храм для поминовения усопших с белым священником, но по совету 3 пустынников из Заволжья на 3 года отложил исполнение своего замысла.

Строительству храма способствовали бояре Иван и Василий Челяднины, давно поддерживающие связи с Горицким монастырём. Челяднины, в 1508 году бывшие в опале и жившие в своей вотчине селе Первятине, в 34 верстах от Переславля-Залесского, пригласили святого в своё село служить Литургию, сразу после которой к ним прибыл гонец от великого князя Василия III Иоанновича с известием о возвращении им милости государя. В благодарность преподобному, по молитвам которого они «прежнюю честь» получили», бояре обещали споспешествовать святому в устроении храма на божедомье. Вернувшись в Москву, Челяднины рассказали о Данииле и его замысле Василию III, который распорядился выдать преподобному грамоту «на брежение… дабы никто ж не владел тем местом, ниже служителем тоя церкви, кроме Данила» и милостыню. Преподобный Даниил, придя в Москву, был принят митрополитом Симоном, который дал святому благословенную грамоту на строительство храма. Кроме того, святой получил средства от людей, чьи родственники были похоронены на божедомье. Согласно житийному рассказу, по 100 «сребрениц» дали святому одна из переславских женщин, некий рыбак и местный крестьянин. Вскоре переселённый при великом князе Иоанне III из Новгорода купец Фёдор обратился к святому с просьбой поставить на скудельнице не мирскую церковь, а монастырь. Фёдор желал построить себе там келью и принять монашеский постриг. Святой согласился, видя в этом Божию волю.

Деревянная церковь на божедомье, положившая начало Троицкому Данилову монастырю, была освящена во имя Всех святых в 1508 году в присутствии многих горожан. Постепенно рядом с храмом стали селиться многие миряне, по благословению преподобного принимавшие постриг, была построена трапезная с церковью в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Братия избрала игумена — им стал некий Иов, в храме служили 2 священника и диакон. По замыслу преподобного Даниила насельники монастыря должны были погребать умерших в скудельницах и молиться о них, кормить голодных, лечить больных. У скудельниц в окрестностях Переславля насельники монастыря установили кресты, перед которыми часто служились панихиды, а в обители в продолжение более 100 лет по преставлении Даниила сохранялся установленный «по преданию преподобного» обычай погребать странных и убогих в монастырской скудельнице. Сам преподобный Даниил, оставаясь иеромонахом Горицкого монастыря, каждый день ходил в храм на божедомье поучать братию. Преподобный своими руками строил кельи для братии, распахал для монастыря небольшой участок земли — «бе бо велми трудолюбив». Первоначально в Даниловом монастыре был принят особножительный устав. У обители не было земельных владений, и монахи «в нищете и скудости пребывали… и все питались рукоделием, кто что умел, и многие христолюбивые мужи милостынею их посещали». Многие из братии тяготились нелегкой жизнью в обители. Принимая постриг, они полагали, что святой «много имения имея, монастырь поставил», и надеялись на безбедную жизнь, теперь же они собирались отказаться от монашества.

Однажды преподобный Даниил из-за конфликта с братией даже хотел уйти в «своё пострижение» — в Пафнутиев монастырь, но остался, уступив настойчивым просьбам матери-инокини. Часто досаждали святому окрестные землевладельцы, которые «с оружием и дреколием… отгоняли самого Данила и братию от пашни, и не давали выйти из монастыря». Они обвиняли святого в том, что он поставил монастырь на их земле и хочет обладать всеми их землями и селами. Через некоторое время, после того как архимандрит Горицкого монастыря Исаия по старости удалился на покой в Пафнутиев монастырь, Даниил, уступив просьбам монахов и бояр Челядниных, стал архимандритом Горицкого монастыря. Святой строго следил за соблюдением монастырского устава, управляя братией «не нужею, но безлобием и любовию духовною». Он запретил выходить без благословения из монастыря на рынки и в дома мирян, а также для сбора подаяния, запретил пускать в кельи монахов их родственников-мирян и устраивать там «пирования», в монастыре были уничтожены бани. Через 10 месяцев Даниил оставил настоятельство, желая подвизаться в безмолвии, но продолжал жить в Горицком монастыре, регулярно навещая обитель на божедомье. Когда великий князь Василий III посетил на богомолье Переславль, по всей видимости, осенью 1510 года, то остался очень доволен порядками в Даниловом монастыре и лично Даниилом. Великий князь пожаловал безземельной обители хлебную ругу. Благодаря этой поддержке Даниил по благословению митрополита Варлаама построил в обители новые, более просторные храмы взамен старых, прежний Всехсвятский храм был перенесен в Горицкий монастырь, а также дополнительные кельи, поскольку к этому времени в обители жили около 70 насельников. В следующий приезд в Переславль, по-видимому, в 1523 году великий князь уговорил Даниила стать игуменом основанного им монастыря и ввести в нём общежительный устав. Уже при жизни преподобного Даниила монастырь начал обзаводиться земельной собственностью.

В конце 1528 года Василий III и великая княгиня Елена посетила Данилов монастырь во время поездки по северным обителям для богомолья о рождении наследника. По преданию, по молитве Даниила у великого князя родился сын — будущий царь Иоанн IV. Даниил, наряду со старцем Иосифова Волоколамского монастыря блаженным Кассианом Босым и старцем Троице-Сергиева монастыря Иовом (Курцевым) был восприемником княжича Иоанна, когда его крестили в Троице-Сергиевом монастыре 4 сентября 1530 года. В сочинении «Благодарение и похвала о благорадостном рождении по неплодстве сына, молитвою от Бога дарованна… боговенчанного царя и великого князя Ивана», включенном в Лицевой летописный свод о Данииле говорится как о священнике, «иже во многих летех благоговейно предстояй олтарю Господню, иже от основания воздвиже великую обитель в Переяславли во имя Святая Троица, и Пречистыа Богородица, и всех святых; всех бо святых прилежай добродетелех, ибо всех странных и безпомощных упокоиваше достойно и мертвых погребаше, по всему же бяше тих и кроток».

В честь рождения сына Василий III пожертвовал деньги на строительство 1-го каменного храма в Даниловом монастыре — Троицкого собора с приделом во имя святого Иоанна Предтечи — святого покровителя княжича Иоанна. Вскоре в монастыре была построена в камне также церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с трапезной. 3 ноября 1532 года в Богоявленской церкви на Троицком подворье в Москве Даниил вместе с игуменом Троице-Сергиева монастыря Иоасафом (Скрипицыным) крестил 2-го сына Василия III — Юрия. Близость к семье правителя никак не сказалась на образе жизни Даниила, для которого было характерно «в молитвах протяженное простирание и безгневное любомудрие, смиреное же кротостное любоприятие и в трудех преизящное трудолюбие». Даниил учил иноков прилежанию в молитве, как церковной, так и келейной, заповедал строгое безмолвие после вечернего правила. Святой игумен трудился на всех монастырских послушаниях — чистил конюшню, участвовал в постройке монастырской ограды и братских келий, возделывал огород. По благословению преподобного Троицкий монастырь принимал и кормил нищих, голодающих и недужных людей. Отправляясь куда-либо по делам, святой всегда шёл, даже если сопровождавшие его иноки ехали на телеге. Путешествуя в 1533 году в Новгород к святителю Макарию, имевшему духовную любовь к преподобному, за иконами для новопоставленной церкви, Даниил подвергся нападению разбойников близ города Кашина, был ограблен, но впоследствии, во время суда, простил нападавших и отказался от требования возмещения ущерба.

Преподобный Даниил ещё при жизни прославился чудотворением: по его молитве от тяжкого искушения были избавлены 2 инока, исцелился оборонявший Смоленск воевода боярин И.С. Воронцов, спасся от разбойников священник «великия церкви… града Переславля», по-видимому, автор жития протопоп Андрей. В октябре 1539 года Даниил стал инициатором обретения мощей и канонизации благоверного князя Андрея Смоленского, после изгнания из своего города, жившего в Переславле и похороненного у церкви святителя Николая Чудотворца. Учениками игумена Даниила были уроженцы Переславля-Залесского настоятель Спасо-Преображенского собора Андрей, будущий митрополит Московский и всея Руси Афанасий, основатель нескольких монастырей на Смоленской земле преподобный Герасим Болдинский, который возможно, в игуменство Даниила был казначеем обители — казначей Герасим упоминается в актах Данилова монастыря 1525-1527 годов, и другие. Перед смертью преподобный Даниил просил Иоанна IV назначить новым настоятелем монастыря своего постриженика и ученика старца Илариона. Царь удовлетворил просьбу игумена, выдав Данилову монастырю 17 июня 1539 года жалованную грамоту. Незадолго до кончины святой сделал попытку тайно уйти в место своего пострижения — Пафнутиев монастырь, но был умолен и остался в Переславле. Приняв великую схиму, Даниил скончался 7 апреля 1540 года в возрасте более 80 лет в основанном им монастыре, перед смертью он имел видение 3 «чудных иноков», которые некогда посетили его в Горицком монастыре. Святой был погребён близ Троицкого собора, с северной стороны. Местное почитание преподобного Даниила установилось в Переславле-Залесском сразу после его кончины, у гроба святого служились панихиды. В мае 1545 года великий князь Иоанн IV «поехал по чудотворцем молиться в Переславль», что, вероятно, говорит о почитании как чудотворца уже не только преподобного Никиты Столпника, но и Даниила, возможно также и святого князя Андрея. В 1552 году, при осаде Казани войсками Иоанна IV, духовник царя протопоп Андрей молился преподобному о даровании русскому войску победы и был в сонном видении извещён о том, что его молитва услышана, а также о том, что в будущем он примет иночество.

Мощи преподобного Даниила были обретены 17 ноября 1652 года, 30 декабря по повелению патриарха Никона они были освидетельствованы митрополитом Ростовским и Ярославским Ионой (Сысоевичем), архимандритом Горицкого монастыря Ермогеном, архимандритом Тихоном и другими. В 1653 году над погребением преподобного Даниила в его честь был освящён северный придел Троицкого собора, через несколько лет на средства паломников на этом месте построили новый придел, освящённый в 1660 году. Там в специально устроенной раке почивали мощи святого. 16 октября 1716 года состоялось переложение мощей Даниила в новую медную посеребренную раку, в память о чём в 1782 году по благословению Переславского епископа Феофилакта было установлено празднование этого дня. В 1811 году над ракой была возобновлена сень, 10 августа 1813 года придел был заново освящён. 28 июля 1816 года мощи преподобного переложили в новую серебряную раку, устроенную на средства купца К.В. Крестовникова и поставленную высоко над полом церкви в арке между основным пространством храма и приделом. В южной стене построенной в 1687 году каменной церкви Всех святых был устроен склеп, «сделанный в память того, что на сем месте и в таком же склепу молился преподобный Даниил, слушая в оконце Божественную службу». После упразднения Троицкого Данилова монастыря в начале 1923 года рака с мощами преподобного Даниила была перенесена в краеведческий музей, в 1923-1926 годах была выставлена в упразднённом и переданном музею Горицком монастыре в отделе церковных древностей, в 60-70-х годах XX века экспонировалась в дореволюционно-историческом отделе, с начала 1978 года хранилась в фондах музея. 20 апреля 1994 года рака с мощами преподобного Даниила была передана Никольскому женскому монастырю, в 1996 году вернулась в возобновленный Троицкий Данилов монастырь, где и находится в настоящее время на прежнем месте.

Главный и древнейший храм монастыря - Троицкий собор. Он был построен в 1530 г. на средства московского великого князя Василия III в честь рождения наследника. Строителем собора был ростовский мастер Григорий Борисов, возводивший до этого соборы в Борисоглебском монастыре недалеко от Ростова Великого (ныне пгт. Борисоглебский). Мастера, строившие собор, сделали его одновременно изящным и величественным. Собор четырехстолпный, с одной массивной главой, поставленной на широкий и высокий световой барабан. Изначально храм имел позакомарное покрытие (как у Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского), позднее его заменили на более простое и практичное четырехскатное. Высокие апсиды не просто круглые, а граненые. Поначалу у собора было три перспективных портала с севера, юга и запада; их украшают килевидные завершения. Закомары собора тоже были килевидными, но сейчас это скрыто под четырехскатной кровлей. В 1660 г. начинается новый этап в истории собора: с северной стороны к нему был пристроен придел, в сущности – отдельный маленький храм над местом погребения основателя обители. Приблизительно в это же время собор был расписан артелью Гурия Никитина и Силы Савина, знаменитых художников того времени. Фрески дошли до наших дней, некоторые даже в первоначальном виде. Сохранился Спас в куполе собора, архангелы в стенках барабана, история Лота и его дочерей; очень живописна сцена Страшного Суда.

В 1689 г. к собору со стороны Даниловского придела была пристроена шатровая колокольня. Возводили ее костромские мастера. Колокольня поставлена на массивное, широкое основание, и нижний ее ярус служил братии для хозяйственных нужд; во втором ярусе была устроена ризница. В юго-западном углу колокольни заметны следы большого круга часов. Ярус звона обведен красивыми резными арками, в широком шатре прорезаны небольшие отверстия т. н. "слухи". Восточнее Троицкого собора находится небольшая, очень уютная церковь Всех Святых. Она была построена в 1687 г., также костромскими мастерами. Венчает храм одна глава на высоком барабане, окруженном рядом кокошников. Сильно выдается на восток трехчастная апсида. Обращают на себя внимание наличники маленьких окон храма и все они немного различаются между собой.

Церковь была больничной, но больничной палаты не сохранилось видны только следы ее примыкания к храму на северном фасаде. В 1753-1788 гг. в этом здании находилась Переславская Духовная семинария, а после, до 1882 г. духовное училище. Здание было снесено в 1914 г. по распоряжению наместника монастыря, и место под ним намеревались использовать под кладбище. Сейчас там просто растут цветы и трава. Большое, массивное здание к юго-востоку от собора - трапезная палата с церковью Похвалы Божией Матери, построенная на средства князя И. П. Барятинского. Здание отличается сложной внутренней структурой и очень красивой внешней отделкой - окна обнесены богатыми резными наличниками, под кровлей проведен ряд декоративных «раковин», стены разделены колонками с резными капителями, входы украшают крыльца с арками и висячими «гирьками».

Внутри здание тоже непростое: во втором этаже находится большая трапезная палата, самая большая из старинных палат Переславля-Залесского. Здесь же размещались настоятельские покои, другие жилые и хозяйственные помещения; внутри трапезная неоднократно перепланировалась. Большая трапезная Похвалынская церковь замечательна длинными узкими гранеными апсидами, высотой в два этажа. Сейчас ведется очень активное восстановление здания, за довольно короткий срок его стены, пребывавшие в плачевном состоянии, выправлены и заново побелены. Рядом с трапезной, с юга от нее, стоит большой братский корпус в два этажа. Там размещались кельи монахов, хозяйственные помещения, в подвале были ледники для хранения продуктов. За братским корпусом находился хозяйственный двор, конюшни, сеновалы, сараи и другие хозяйственные постройки. Хоздвор от жилых построек и храмов отделяла кирпичная стена. В юго-восточном углу двора сохранилось небольшое зданье монастырской бани. Прямо напротив Троицкого собора, с запада от него, стоят Святые ворота монастыря в кирпичной ограде. Долгое время от ограды оставались только фрагменты с башенками, сейчас она почти полностью восстановлена. Очень большие, широкие, массивные Святые ворота некогда завершались надвратной церковью Тихвинской иконы Божией Матери, построенной в 1700-1702 гг. Кирпичное здание ворот украшено деталями из белого камня.

В Смутное время монастырь был сожжен и разграблен. Уцелели только каменные постройки, возведенные еще при основателе монастыря Данииле. Нескоро после разорения монастырь, одновременно со всем Переславлем, начал возрождаться. Застраивали его в основном костромские мастера. Расцвет Троице-Данилова монастыря начался благодаря ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу: он открыл мощи преподобного Даниила, в монастырь снова начали стекаться паломники и пожертвования. Сохранился даже колодец, выкопанный основателем монастыря. 24 августа 1823 года Свято-Данилов монастырь удостоил своим посещением император Александр I. Нельзя обойти молчанием самых щедрых благотворительниц этого времени, которые для Данилова монастыря в XIX столетии были тем же, что князь И. П. Барятинский в XVII столетии. Это сёстры девицы Гладковы. В течение 50 лет при их жизни все работы по украшению и обновлению монастырских храмов и других зданий производились на их средства. Не один десяток тысяч рублей израсходован ими на это при их жизни, а по смерти своей они завещали капитал в 100 000 рублей на содержание монастыря и тем навсегда обеспечили его благоустройство.

За декретом 1918 года об отделении церкви от государства 1 февраля 1919 года последовало постановление наркомата юстиции об организованном вскрытии мощей. Для этого в Переславле-Залесском в первую очередь выбрали Троице-Данилов монастырь. Раку с мощами игумена Даниила вскрыли в конце февраля, и в марте переславцы увидели произведённые при вскрытии снимки. Настроенного против Советской власти архиерея монастыря Дамиана в начале 1920-х гг. арестовали и вывезли из города. Вскоре в числе других был закрыт и Данилов монастырь. Последняя служба в обители состоялась 5 февраля (н. ст) 1923, а в течение двух последующих недель выселили всех монахов, которых было немного — около 20 человек. Мощи Даниила выдали группе верующих, взявших в своё ведение Тихвинский храм над воротами монастыря. Часть предметов искусства и старины стараниями директора музея М. Смирнова перешла в музей. А ковры, мебель и посуду братии забрали в коммунальный отдел города. Этому же учреждению должны были перейти и монастырские постройки, но через полтора месяца М. Смирнов добился передачи их музею. На территории обители трудами историка М.И. Смирнова был организован музей. В церкви Похвалы директор музея осуществил свою задумку — создал иконографический отдел, открыв его для посетителей весной 1926 года. С целью охраны были сданы в аренду два ныне не существующих фруктовых сада Данилова монастыря, тогда заключавших в себе 50 яблонь, 50 кустов терновника и большой малинник.

Жилые помещения монастыря в 1920—1930-е гг. занимали частные квартиросъёмщики, производившие в качестве оплаты необходимый внутри строений ремонт. В феврале 1929 года Лазарь Каганович объявил духовенство политическим противником ВКП(б), готовящим контрнаступления на мероприятия Советской власти. Как следствие этого, через несколько месяцев были закрыты отдел древнерусского искусства музея в Похвалинском корпусе и действующая Тихвинская церковь над воротами монастыря. Именно тогда металлическая рака с мощами игумена Даниила поступила на хранение в Переславский музей. Серебряной раки к тому времени уже не существовало — её и ещё более 150 предметов забрали в казначейство в 1923 году, когда проводилась компания по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. Летом 1930 года дошла очередь до монастырских колоколов. Их металл должен был стать частью базы для развития промышленности страны. И Рудметаллторг произвёл съёмку всех колоколов Троице-Данилова монастыря. В качестве памятника истории оставили лишь колокол 1692 года изготовления, принадлежавший Даниловской обители. А через год по директиве городского Совета рабочие разобрали ограду с башнями XVII века.

Почти одновременно оказалась без купола церковь Похвалы — размещавшееся там военное ведомство приступило к капитальным переустройствам. В Троицком соборе рабочие заготконторы, чей склад там находился, на паперти в южном окне разобрали кирпич, разрушили стены и вставили дверь. В знаменитые же фрески XVII века кругом вбили доски. Стремясь прекратить разрушения, директор музея К. Иванов незамедлительно заявил протест в районную прокуратуру и в народный суд. Во второй половине 1930-х большинство построек Данилова монастыря занимала на договорных условиях машинно-тракторная станция (МТС). Договор с музеем не только не позволял менять что-либо в монастыре, но и обязывал МТС производить там ремонт. Видимо, для учреждения это было обременительно, и поэтому в 1937 году на заседании Переславского РИКа постановили «возбудить вопрос перед комитетом по охране памятников старины при Президиуме ВЦИК об исключении Данилова монастыря из списков памятников старины и передаче его для учреждений МТС». К счастью, в этом вопросе МТС потерпела неудачу. В дальнейшем большинство построек монастыря занимала заготконтора. В 1947 был занят лагерем военнопленных, в 1950-х военной частью. Военнопленные лагеря №282 (главное отделение находилось в Даниловом монастыре) работали на фабриках № 5, «Красное эхо», «Новый мир», строили шоссе Москва—Вологда, Дом культуры фабрики №5 на Народной площади, работали в сельском хозяйстве, на лесозаготовках, на торфопредприятиях и др. В монастрые организуются своя пекарня, а также портновская, столярная, часовая, механическая и сапожная мастерские.

В числе пленных были архитекторы, скульпторы и художники. По просьбе директора краеведческого музея МВД выделяет для работы в музее квалифицированных специалистов — двух художников и одного скульптора. В художественной лаборатории музея были созданы живописные портреты переславцев — героев войны и труда, а также карты, схемы, диаграммы. В общей сложности в музее хранится около 300 работ пленных. Эти материалы сотрудники музея используют в выставках и экспозициях. Кроме того, в музее имеется несколько вариантов проекта памятника художнику Д. Кардовскому, выполненных военнопленными карандашом и акварелью. 8 ноября 1947 года состоялось торжественное открытие памятника на могиле академика живописи Д. Кардовского, изготовленного по одному из эскизов. Военнопленные сделали также проект реконструкции Красной площади с памятником Александру Невскому на высоком пьедестале, с палисадником и невысокой металлической оградой. Но памятник они сделать не успели, потому что 13 июня 1949 года интернированные были отправлены в Ярославль, а оттуда на родину. Первая реставрация архитектурных памятников Троице-Данилова монастыря начата лишь в 1960-е годы – здесь работал известный архитектор-реставратор И. Б. Пуришев. В 1980-е годы приступили было к реставрации стенописи собора, однако из-за недостатка средств дело ограничилось лишь пробными расчистками и промывкой некоторых фрагментов.

В 1993 г. монастырь передан Православной Церкви. Ни одно из зданий не было пригодно для проживания, территория пребывала в запустении. В 1994 г. мощи преподобного Даниила перенесли из музея в Никольский женский монастырь, а через два года вернули в основанную им обитель.

С сайтов: https://preparhia.ru/svyatye/daniil-pereslavskij/ и https://p-danilov.ru/История монастыря/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 ноября 2023

На месте монастыря в начале XVI в. была «скудельница» - так назывались кладбища, на которых погребались умершие насильственной смертью странники и убогие; рядом находились земли местных помещиков Изъединова и Ивана Немчина. Здесь, на «скудельнице», монах Горицкого монастыря Даниил основывает в 1508 г. монастырь с двумя деревянными храмами -Похвальским и Всехсвятским.

Даниил пользовался уважением московского государя Василия III, который, будучи на богомолье в Переславле в 1529 г., обещал построить в монастыре Даниила каменный храм. В 1530 г., в благодарность за рождение наследника - Ивана IV, в монастыре и была начата постройка Троицкого собора, одновременно с которым в трёхлетний период до 1532 г. построили и каменную Похвальскую трапезную; под ней были «устроены различные полаты, удобны ко многим службам и к потребам монастырским». Для этих построек Василий III передал в распоряжение Даниила кирпичные сараи и оставшиеся строительные материалы после сооружения каменных храмов в Никитском и Горицком монастырях.

Единственным целым памятником этого строительства является Троицкий собор, четырёхстолпный крестовокупольный храм обычного типа, привлекающий к себе наше внимание изяществом и благородством своих форм и пропорций. Его план несколько вытянут и закончен с востока гранёными абсидами. Стройные крестчатые столбы не загромождают пространства, которое кажется весьма свободным и лёгким. Вместо полуциркульных сводов применены крестовые, с более плоскими поверхностями, перекрытия. Карнизы столбов и выносных кронштейнов изящно профилированы, напоминая школу столичных мастеров.

Пропорциональная слаженность характеризует храм снаружи. Лёгкий карниз отрезает килевидные закомары, над которыми вздымается вытянутый барабан главы с венцом из восьми кокошников в основании. Гладь стен членится плоскими лопатками; её оживляют пятна узких окон и богато разработанные килевидные порталы входов. К позднейшим переделкам собора относятся расширение окон, замена позакомарного покрытия четырёхскатным, луковичная форма главы.

Мастером этого полного благородной простоты и грации храма был ростовский зодчий Григорий Борисов. До того он построил в 1522-1524 г.г. похожий на Троицкий, но более грузный, собор Борисоглебского монастыря под Ростовом, трапезную церковь там же (1524- 1526) и вторую трапезную - в Троицком Калязинском монастыре (1525-1530). В 1543 г., после работ в Переславле, он закончил начатую ростовским зодчим Пахомием Горяиновым трапезную церковь Спасо-Каменного монастыря (на Кубенском озере) с её знаменитым шатровым восьмериком. В Троицком соборе Григорий Борисов широко использует опыт и формы современного ему русского зодчества, с большим мастерством воплощая их в изысканном единстве своего произведения.

Неизвестно, был ли расписан собор в XVI в. Его существующая роспись относится к 60-м годам XVII в. Над ней работали выдающиеся живописцы того времени: костромичи Гурий Никитин, Сила Савин, Леонтий Емельянов, Григорий Григорьев и Семён Павлов. Ведущие мастера артели Гурий Никитин (или Кинешемцев) и Сила Савин были крупнейшими мастерами монументальной живописи. Кроме московских храмов, Гурий расписывал в Москве Золотую и Переднюю палаты Кремлёвского дворца, работал в Оружейной палате, в Ростовском Кремле у митрополита Ионы Сысоевича; выдающимся его произведением является знаменитая роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680-1681). В 1662 г. артель Гурия, подряжённая за 300 руб., успела закончить роспись Троицкого собора лишь «в главе, и в закомарах и в иных разных местах», после чего мастера были вызваны в Москву для росписи Кремлёвского Архангельского собора. В Данилов монастырь они вернулись лишь в 1608 г., но успели поработать только 2 месяца, так как снова были вызваны в Москву для росписи церкви Василия Кесарийского; роспись Троицкого собора была закончена в 1669 г. неизвестными, более посредственными мастерами. В 1836 г. фрески были подправлены, но сохранили свой первоначальный характер. После отлома западной паперти собора (построенной в XIX в.) над его порталом открылась наружная фресковая роспись (Троица).

В 1660 г. к Троицкому собору пристроили с северной стороны придел над гробом Даниила, к которому в 1689 г. примкнула шатровая колокольня, построенная костромскими каменщиками. Придел представляет собой маленькую, крытую сомкнутым сводом церковку. Часть её северного скромно убранного фасада осталась незакрытой четвериком колокольни. Последняя чрезвычайно массивна и монументальна. Углы квадратного низа обработаны вертикальными коймами ширинок, обрамляющими широкие плоскости стен, оживлённые лишь скромным оконцем, помещённым посередине. Двойной поясок поребрика делит четверик на два этажа; внутри он разделён с подом на два помещения. Лестница в толще южной стены ведёт на площадку звона с широко открытыми арками восьмерика и огромным шатром над ним с тремя рядами оконцев-слухов. С юго-западного угла к восьмерику примыкает маленькое помещение для часового механизма. Сохранилась порядная запись костромских каменщиков на постройку колокольни, в которой обозначены её стоимость (670 р.) и условия работы вплоть до права мастеров печь в монастырских печах хлеб и есть по праздникам с монастырскими работниками.

К северо-востоку от Троицкого собора находится маленькая Всехсвятская церковь (1687) с узенькой папертью, продолговатым помещением для молящихся и тройным алтарём. По характеру простой отделки своих фасадов она напоминает низ колокольни 1689 г. и, возможно, построена теми же костромскими каменщиками. Храм ремонтировался и обновлялся в 1892 г .

Последние две постройки открывают большое строительство в монастыре в конце XVII в. Трапезная палата (к югу от Троицкого собора) была построена в 1695 г. Сохранившаяся порядная запись обнаруживает детальное знание заказчиком и мастерами мельчайших подробностей постройки. Так, описывая отделку окон, порядная перечисляет: сделать «растёски, краштени да шкапы дорожник, а на шкапе баз, на базу полуступ, на полуступе валик двоеполотный, на валике столп круглый, на столбу каптель гладкая, поверх каптели архидрат пойдёт, на архидрате плат, на плату кзымз малой; а на малом большой кзымз, а на кзымзе будет шпреньиль, а по стороне столбов круглых - карниз каменной вместо застолбья...»

Рядом с этим перечнем элементов модного барочного наличника, где иностранные термины сплетаются с русскими, находим описание ныне не существующих исконно русских шатровых крылец: «устроить два крыльца по четыре столба осьмеричные, а в перемычках межстолбов вислое каменье, а на яблоках вислых резать чешую, а на откосе ложки резные, а над ложками полки-растёска столярная, а над тем вислым каменьем перемычки со столба на столб карнизом с яблочки, а над крыльцами шатры каменные». И действительно, трапезная палата сочетает в пёстром и живописном целом старозаветные и новые элементы.

Здание неоднократно ремонтировалось и переделывалось (1720, 1849) и заслуживает специального изучения и реставрации. Трапезная — большое двухэтажное здание на каменных подвалах, где была и «палата, откуда нагревается церковь и трапеза», то есть было устроено центральное отопление. Во вкладной книге монастыря определено и назначение помещений: «церковь... с трапезою, и с гостиною, и с подкеларнею и с хлебодарнею, и с работничью палатами, а под церковью и под трапезною восемь полат; а под теми полатами семь погребов белым камнем: денег изошло 11 237 р., 30 алтын, 2 деньги».

Высокая бесстолпная трёхабсидная церковь выступает из корпуса палат к востоку. К прямоугольнику трапезного зала с севера и запада примыкает ряд сообщающихся помещений. Северо-западный угол занимает лестница, ведущая во второй этаж, открытая внизу в виде крыльца с парой арок и с висягами, опёртыми на угловой столб. Последний, как и весь низ северного фасада, украшен сплошными сочными ширинками. Далее - вход в нижний этаж с такой же нарядной двойной аркой.

Второй этаж над лестницей открывался на собор лоджией, арки которой заложены позднее. Лоджия связывалась с собором по старой традиции переходом на каменных столбах, который заканчивался «молитвенной кельей», пристроенной к верхнему окну южного фасада собора (сломаны в 1796 г.). Это был как бы суррогат исчезнувших хор. Фасады палат членятся на два этажа широким профилем и по вертикали тройными и парными полуколонками, соответствующими на западном фасаде расположению внутренних покоев. Окна с богатыми наличниками, столь детально описанными в порядной, большие вверху и меньшие внизу, хорошо освещали небольшие помещения комнат. Широкий пышный карниз здания состоял из полуциркульных «кокошников» с раковинами, не связанными с вертикальным членением фасадов; такой же карниз венчал и Похвальскую церковь; в порядной эти пышные раковины названы «храмыгами (фрамугами) лошчатыми». Так выглядела даниловская трапезная - весьма интересный и своеобразный памятник гражданской архитектуры конца XVII в. У её крыльца вделана резная на камне надпись о начале сооружения монастыря и постройке трапезной князем Барятинским.

Гораздо более скромен расположенный в южной части монастыря длинный корпус братских келий. Это то же двухэтажное здание с внутренней лестницей с южной стороны, расчленённое на ряд комнат, значительно перестроенных в 1825 г. У каждой кельи второго этажа есть свои сени; внутренняя планировка представляет как бы механическое сопоставление таких парных элементов, которые можно произвольно сократить или продолжить. В келарской келье была обнаружена роспись свода, которую можно предполагать и в парадных помещениях трапезной палаты. Фасады келий напоминают фасады трапезной, но они проще и строже - полуколонки заменены плоскими лопатками, нет пышного карниза из раковин. Постройка стоила 2 564 р. и 13 алтын. Резная на камне надпись гласит: «7204 года сии палаты внизу с погребами и ледники построил своею казною вкладчик старец Ефрем, что в мире был боярин князь Иван Петрович Барятинский, длина 33 сажени, а поперег 6 сажен... для покою обители сей живущих в ней, да помолятся о мне грешном, чтобы избавил бог муки вечной...»

Последней постройкой князя Барятинского была монастырская ограда с каменными воротами (1700), от которой, вследствие перестроек 1760-1791 г.г., почти ничего не сохранилось.

Старец Ефрем, так много сделавший для монастыря, был похоронен у северной стены настоятельских келий.

Воронин Н.Н. «Переславль-Залесский»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 июня 2024

«…Исторические сведения

Троицкий Даниилов второклассный мужской монастырь, близ города Переславля-Залесского Владимирской губернии, основан преподобным Даниилом, Переславским чудотворцем, в 1508 году. В оном монастыре каменная соборная церковь во имя Пресвятой Троицы построена государем и великим князем Василием Иоанновичем в 1530 году, при жизни преподобного Даниила. Вид храма квадратный с одною главою; наружных украшений нет.

Внутри стенное писание в алтаре и храме произведено в 1668 году, при архимандрите Григории Неронове, альфреско и осталось целым только в верхнем ярусе, на сводах и арках, а внизу возобновлено в 1836 году написанием на стенах видений из апокалипсиса Иоанна Богослова масляными красками.

К соборному Троицкому храму с северной стороны приложен придел во имя преподобного Даниила, вскоре по открытии его мощей, в 1660 году. Настенное писание в оном приделе, изображающее некоторые события из жизни преподобного, произведено масляными красками, в 1856 году.

Тёплая каменная церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, с каменными подвалами внизу и разными помещениями, построена в 1695 году иждивением старца Ефрема, что в мире был боярин князь Иван Петрович Барятинский.

Каменная церковь, во имя Всех Святых, построена в 1687 году, усердием доброхотных дателей, на место бывшей деревянной, построенной преподобным Даниилом. Вид церкви квадратный, с одною главою. С разрешения Московского Императорского Археологического Общества, внутри реставрирована, с постановкою дубового иконостаса с новыми иконами и стенным росписанием и уборкою, в 1892 году.

Каменная — снизу четырёхугольная колокольня, а верх оной шатровый, построена князем Иваном Петровичем Барятинским в 1689 году.

Опись древних предметов

За правым клиросом, в приделе преподобного Даниила, в киоте икона преподобного Даниила, на деревянной доске, с изображением по сторонам важных событий из его жизни; мерою в вышину 1 аршин 13 вершков [129 см], в ширину 1 аршин 6 вершков [98 см]; краски тёмно-орехового цвета; на иконе серебряная риза. Икона писана до открытия мощей преподобного Даниила, около 1653 г.

Икона Тихвинской Божией Матери, мерою в ширину 1 аршин 1 вершок [76 см], в вышину 1 аршин 7 вершков [102 см], на деревянной доске весьма ветхой; на иконе видны лики Богоматери и Богомладенца, у Богоматери руки, у Богомладенца руки и ноги; остальное писание всё слиняло. На иконе риза серебряная вызолоченная, с короною над Богоматерью из драгоценных камней; по убрусу Богоматери поставлено 36 аметистов средних, а на венце Богомладенца 19 мелких аметистов. На челе Богоматери, на груди и на правом плече три звезды из драгоценных мелких камней, из тех же камней и запястье на правой руке. Риза устроена в 1894 г. усердием почётных гражданок девиц Варвары и Татианы Гладковых. Стоимость ризы с украшением оной простирается до 5 000 руб. Икона сия, по преданию, привезена преподобным Даниилом из Пафнутиева Боровского монастыря, где он в XV в. принял иночество.

Икона Похвалы Пресвятой Богородицы, на ней риза шита разноцветными шелками с камешками и мелким жемчугом. Древняя, но неизвестного времени.

Деревянная гробница преподобного Даниила. Это была первая гробница, в которую положены были святые мощи преподобного по открытии их.

Другая гробница медная, посеребрённая, с разными орнаментами из меди, ветхая, устроена тщанием полковника Ильи Перхурова в 1782 г. На правой стороне написан тропарь преподобному: «От юности блаженне». На левой стороне кондак: «Не вечерняго света».

Евангелие в лист на александрийской бумаге с золотым обрезом, в окладе серебряном, золочёном, чеканном; образа по углам и в середине серебряные чеканные. Во вкладной монастырской книге значится, что оно стоило в то время 350 рублей 11 алтын 4 деньги.

Евангелие в 8-ю долю листа рукописное, в окладе серебряном вызолоченном.

Напрестольный крест с мощами, серебряный, вызолоченный, травчатого серебра; на кресте Распятие Господне литое, под Распятием херувимы литые, серебряные вызолоченные; вокруг креста обнизано крупным жемчугом, коего до 200 зёрен; весу в кресте 4 фунта 5 золотников [1,7 кг]; на нижнем конце его надпись: «лета 7195 (1687), построил сей крест архимандрит Варфоломей».

Крест медный, с эмальными украшениями, на нём Распятие литое медное.

Крест обложенный по дереву тонким серебром вызолоченным, на нём Распятие серебряное литое, ветхий.

Крест семиконечный, украшенный эмалью, ХVI века. (В Древлехранилище Братства.)

Кадило серебряное, вызолоченное, особенной от обыкновенных кадил формы.

Один потир со звездицею, серебряный вызолоченный (а дискос, ковшичек и блюдца новые), вид обыкновенной чаши с резными изображениями. Весу в потире со звездицею 1 фунт 57 золотников [652,7 г].

Потир серебряный, дискос, звездица, два блюдца, лжица и два ковшичка серебряные, по местам вызолоченные; вид потира обыкновенный, на нём изображения черневые; весу во всех вещах 9 фунтов 88 золотников [4 061 г].

Серебряная вызолоченная водосвятная чаша, большого размера.

Архимандричья митра, по зелёному бархату, низанная крупным и мелким жемчугом, с разноцветными камешками и серебряными вызолоченными запонками; на ней девять серебряных вызолоченных дробниц с изображениями Господа Вседержителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи и разных святых; вверху образ Пресвятой Троицы, по сторонам девять серебряных вызолоченных клейм с изображениями херувимов и серафимов. Ободок вокруг митры серебряный.

Большой колокол на колокольне, весом 575 пудов [9 419 кг], пожертвован князем Барятинским в 1689 году, октября 1-го в вечный поминок по себе и сродниках своих. Лил колокол мастер Дмитрий Моторин, — надписано на колоколе.

Плащаница 20 × 46 вершков [89 см × 204 см], шитая шелками и золотом, хранится в Древлехранилище Братства.

2 книги четвероевангелия рукописные полууставные XVI в. хранятся в Древлехранилище Братства.

Пролог в лист, в 4 книгах, на 12 месяцев, в коже. 1696 г.

Житие преподобного Даниила, писанное полууставом, на 296 листах. В сём житии помещена и древняя служба преподобному. Письмо жития только копировано с древнего, но само оно принадлежит к 1733 году.

Служебник в четвертую часть листа. 1689 г.

Книга ирмолог в поллист. 1673 г.

Книга копий с царских жалованных грамот и грамот патриархов, никем и нигде не засвидетельствованных в верности с подлинными. 1601 года.

Вкладная монастырская книга, в ней 183 листа, не все исписанные, в коже; начата писанием с 1640 года. В ней вписаны рукою писца жалованные в Даниилов монастырь великими князьями и царями Московскими: земли, сёла и деревни, а также и пожертвования церковными вещами Императором Петром I, князем Иваном Петровичем Барятинским, князем Димитрием Пожарским, Юрием Никитичем Барятинским и пожертвования частных лиц деньгами и вещами. Запись вкладов и пожертвований во вкладной книге доведена до настоящего времени и закончена записью вклада почётных гражданок, девиц Варвары и Татианы Гладковых, неприкосновенного капитала во сто тысяч рублей, на вечное время.

Книга синодик, в поллист, в коже. Вначале три листа (4, 5 и 6) вырваны, а также и конец книги оторван. В синодике имеются 73 рисунка от руки, красками на бумаге. На первых рисунках изображено сошествие во ад Спасителя, а потом разные приключения с душами умерших, грешных и праведных, богатых и бедных, христиан и язычников; на каждом почти рисунке изображена церковь, наподобие Новгородской Софии, а при церкви уже изображены действующие лица, с изображением местами и диавола. Писание имён для поминовения начато с великого князя Владимира, продолжилось писанием имён великих князей и княгинь, царей и цариц русских и окончено Петром I. Записаны также роды князей Скопино-Шуйских, Ивана Петровича Барятинского, князей Милославских, князя Димитрия Пожарского, род Льва Нарышкина; помещён список умерших настоятелей и братии обители, начиная с преподобного Даниила; вписаны имена и частных лиц умерших. Писано сначала полууставом, а далее — как умелось…»

Источник: Косаткин В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия: Краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов / В. В. Косаткин. — М.: MelanarЁ, 2006. - Часть 1. Монастыри (выписки). Стр. 8-11.

Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия (botik.ru)



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.