Троицкий Данилов монастырь был основан в 1508 г. преподобным Даниилом, иноком Горицкого монастыря, расположенного в паре километрах от учреждённой обители; по имени основателя монастырь и получил свое название. О преподобном Даниле, одном из самых почитаемых переславских святых, известно достаточно много.
Преподобный Даниил родился в Переславле-Залесском (1460 г.) в семье землевладельца Константина и Феклы. В крещении был наречён Димитрием. Отец Димитрия с супругой и детьми ранее 1437 года выехал из Мценска вместе с мценским наместником Григорием Протасьевым, перешедшим на службу в Москву по приказу великого князя Московского Василия II Васильевича. Семья поселилась в Переславле-Залесском. Ещё в отрочестве у Димитрия проявились аскетические наклонности. Услышав однажды чтение жития преподобного Симеона Столпника и решив подражать святому, мальчик тайно обмотал тело веревкой, которую отрезал от лодки тверских купцов, стоявшей у берега реки Трубеж. Веревка впивалась в тело, однако с Димитрия её сняли только тогда, когда раны загноились, мальчик заболел и причина его страданий открылась родителям. Ради умерщвления плоти отрок также отказывался мыться в бане. После окончания учения грамоте Димитрий некоторое время «в наказание благих обычаев» жил в Никитском монастыре Переславля-Залесского у своего родственника, также переселившегося из Мценска, игумена Ионы, о благочестивой жизни которого знал великий князь Иоанн III Васильевич, пользовавшийся наставлениями старца.
В Никитском монастыре, видимо, окончательно сформировалось желание юноши принять иночество. Вместе с родным братом Герасимом Димитрий ушёл из Переславля и, надеясь стать учеником преподобного Пафнутия Боровского, направился к нему в монастырь, но не застал основателя обители в живых, преподобный Пафнутий скончался 1 мая 1477 года. Димитрий принял постриг в Боровском монастыре с именем Даниил и был в послушании у преподобного Левкия Волоколамского. 10 лет Даниил прожил в Боровском монастыре, затем вместе с преподобным Левкием удалился в основанную последним Успенскую пустынь на реке Рузе, где прожил ещё 2 года. Братия любила Даниила и удивлялась, что в столь юном возрасте он превзошёл многих сверстников в стремлении к добродетели. Впоследствии Даниила воспринимали как ученика преподобного Пафнутия.
Около 1489 года Даниил «Божиею волею» оставил монастырь. Как и преподобный Иосиф Волоцкий, Даниил «обходил многие монастыря, внимая благим обычаям и пользуясь житием добродетельных отцов», затем вернулся в Переславль. К тому времени отец святого умер, а мать приняла монашеский постриг с именем Феодосия. В Переславле Даниил сначала нёс послушание пономаря в Никитском монастыре, потом перешёл в Горицкий Успенский монастырь, игуменом которого был Антоний, родственник святого. Брат преподобного Герасим служил диаконом в Горицком монастыре и вскоре скончался, другой брат, Флор, принял здесь постриг с именем Феодор. В Горицком монастыре Даниил первоначально занимался печением просфор, однако по благословению настоятеля вскоре принял священство. В некоторые годы святой ежедневно служил Литургию, ночи он зачастую проводил в молитвенном бдении. На исповедь к преподобному Даниилу стало приходить много мирян — святой действовал на совесть кающихся кротостью и лаской. В келье преподобного Даниила неоднократно находили приют бездомные. Он добровольно взял на себя труд заботиться о погребении умерших без покаяния и причастия — убитых разбойниками, замерзших в дороге и т.п. Вследствие народного суеверия тела таких «заложных» покойников не закапывали, а оставляли на съедение зверям и птицам. Подбирая по ночам безымянные тела, Даниил на плечах относил их в скудельницу, в то время находившуюся за городской чертой, на юго-восток от Переславля, где отпевал и хоронил их. После бывшего преподобному Даниилу и игумену Никольского монастыря Переславля Никифору видения множества горящих свечей на скудельнице преподобный решил основать здесь храм для поминовения усопших с белым священником, но по совету 3 пустынников из Заволжья на 3 года отложил исполнение своего замысла.
Строительству храма способствовали бояре Иван и Василий Челяднины, давно поддерживающие связи с Горицким монастырём. Челяднины, в 1508 году бывшие в опале и жившие в своей вотчине селе Первятине, в 34 верстах от Переславля-Залесского, пригласили святого в своё село служить Литургию, сразу после которой к ним прибыл гонец от великого князя Василия III Иоанновича с известием о возвращении им милости государя. В благодарность преподобному, по молитвам которого они «прежнюю честь» получили», бояре обещали споспешествовать святому в устроении храма на божедомье. Вернувшись в Москву, Челяднины рассказали о Данииле и его замысле Василию III, который распорядился выдать преподобному грамоту «на брежение… дабы никто ж не владел тем местом, ниже служителем тоя церкви, кроме Данила» и милостыню. Преподобный Даниил, придя в Москву, был принят митрополитом Симоном, который дал святому благословенную грамоту на строительство храма. Кроме того, святой получил средства от людей, чьи родственники были похоронены на божедомье. Согласно житийному рассказу, по 100 «сребрениц» дали святому одна из переславских женщин, некий рыбак и местный крестьянин. Вскоре переселённый при великом князе Иоанне III из Новгорода купец Фёдор обратился к святому с просьбой поставить на скудельнице не мирскую церковь, а монастырь. Фёдор желал построить себе там келью и принять монашеский постриг. Святой согласился, видя в этом Божию волю.
Деревянная церковь на божедомье, положившая начало Троицкому Данилову монастырю, была освящена во имя Всех святых в 1508 году в присутствии многих горожан. Постепенно рядом с храмом стали селиться многие миряне, по благословению преподобного принимавшие постриг, была построена трапезная с церковью в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Братия избрала игумена — им стал некий Иов, в храме служили 2 священника и диакон. По замыслу преподобного Даниила насельники монастыря должны были погребать умерших в скудельницах и молиться о них, кормить голодных, лечить больных. У скудельниц в окрестностях Переславля насельники монастыря установили кресты, перед которыми часто служились панихиды, а в обители в продолжение более 100 лет по преставлении Даниила сохранялся установленный «по преданию преподобного» обычай погребать странных и убогих в монастырской скудельнице. Сам преподобный Даниил, оставаясь иеромонахом Горицкого монастыря, каждый день ходил в храм на божедомье поучать братию. Преподобный своими руками строил кельи для братии, распахал для монастыря небольшой участок земли — «бе бо велми трудолюбив». Первоначально в Даниловом монастыре был принят особножительный устав. У обители не было земельных владений, и монахи «в нищете и скудости пребывали… и все питались рукоделием, кто что умел, и многие христолюбивые мужи милостынею их посещали». Многие из братии тяготились нелегкой жизнью в обители. Принимая постриг, они полагали, что святой «много имения имея, монастырь поставил», и надеялись на безбедную жизнь, теперь же они собирались отказаться от монашества.
Однажды преподобный Даниил из-за конфликта с братией даже хотел уйти в «своё пострижение» — в Пафнутиев монастырь, но остался, уступив настойчивым просьбам матери-инокини. Часто досаждали святому окрестные землевладельцы, которые «с оружием и дреколием… отгоняли самого Данила и братию от пашни, и не давали выйти из монастыря». Они обвиняли святого в том, что он поставил монастырь на их земле и хочет обладать всеми их землями и селами. Через некоторое время, после того как архимандрит Горицкого монастыря Исаия по старости удалился на покой в Пафнутиев монастырь, Даниил, уступив просьбам монахов и бояр Челядниных, стал архимандритом Горицкого монастыря. Святой строго следил за соблюдением монастырского устава, управляя братией «не нужею, но безлобием и любовию духовною». Он запретил выходить без благословения из монастыря на рынки и в дома мирян, а также для сбора подаяния, запретил пускать в кельи монахов их родственников-мирян и устраивать там «пирования», в монастыре были уничтожены бани. Через 10 месяцев Даниил оставил настоятельство, желая подвизаться в безмолвии, но продолжал жить в Горицком монастыре, регулярно навещая обитель на божедомье. Когда великий князь Василий III посетил на богомолье Переславль, по всей видимости, осенью 1510 года, то остался очень доволен порядками в Даниловом монастыре и лично Даниилом. Великий князь пожаловал безземельной обители хлебную ругу. Благодаря этой поддержке Даниил по благословению митрополита Варлаама построил в обители новые, более просторные храмы взамен старых, прежний Всехсвятский храм был перенесен в Горицкий монастырь, а также дополнительные кельи, поскольку к этому времени в обители жили около 70 насельников. В следующий приезд в Переславль, по-видимому, в 1523 году великий князь уговорил Даниила стать игуменом основанного им монастыря и ввести в нём общежительный устав. Уже при жизни преподобного Даниила монастырь начал обзаводиться земельной собственностью.
В конце 1528 года Василий III и великая княгиня Елена посетила Данилов монастырь во время поездки по северным обителям для богомолья о рождении наследника. По преданию, по молитве Даниила у великого князя родился сын — будущий царь Иоанн IV. Даниил, наряду со старцем Иосифова Волоколамского монастыря блаженным Кассианом Босым и старцем Троице-Сергиева монастыря Иовом (Курцевым) был восприемником княжича Иоанна, когда его крестили в Троице-Сергиевом монастыре 4 сентября 1530 года. В сочинении «Благодарение и похвала о благорадостном рождении по неплодстве сына, молитвою от Бога дарованна… боговенчанного царя и великого князя Ивана», включенном в Лицевой летописный свод о Данииле говорится как о священнике, «иже во многих летех благоговейно предстояй олтарю Господню, иже от основания воздвиже великую обитель в Переяславли во имя Святая Троица, и Пречистыа Богородица, и всех святых; всех бо святых прилежай добродетелех, ибо всех странных и безпомощных упокоиваше достойно и мертвых погребаше, по всему же бяше тих и кроток».
В честь рождения сына Василий III пожертвовал деньги на строительство 1-го каменного храма в Даниловом монастыре — Троицкого собора с приделом во имя святого Иоанна Предтечи — святого покровителя княжича Иоанна. Вскоре в монастыре была построена в камне также церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с трапезной. 3 ноября 1532 года в Богоявленской церкви на Троицком подворье в Москве Даниил вместе с игуменом Троице-Сергиева монастыря Иоасафом (Скрипицыным) крестил 2-го сына Василия III — Юрия. Близость к семье правителя никак не сказалась на образе жизни Даниила, для которого было характерно «в молитвах протяженное простирание и безгневное любомудрие, смиреное же кротостное любоприятие и в трудех преизящное трудолюбие». Даниил учил иноков прилежанию в молитве, как церковной, так и келейной, заповедал строгое безмолвие после вечернего правила. Святой игумен трудился на всех монастырских послушаниях — чистил конюшню, участвовал в постройке монастырской ограды и братских келий, возделывал огород. По благословению преподобного Троицкий монастырь принимал и кормил нищих, голодающих и недужных людей. Отправляясь куда-либо по делам, святой всегда шёл, даже если сопровождавшие его иноки ехали на телеге. Путешествуя в 1533 году в Новгород к святителю Макарию, имевшему духовную любовь к преподобному, за иконами для новопоставленной церкви, Даниил подвергся нападению разбойников близ города Кашина, был ограблен, но впоследствии, во время суда, простил нападавших и отказался от требования возмещения ущерба.
Преподобный Даниил ещё при жизни прославился чудотворением: по его молитве от тяжкого искушения были избавлены 2 инока, исцелился оборонявший Смоленск воевода боярин И.С. Воронцов, спасся от разбойников священник «великия церкви… града Переславля», по-видимому, автор жития протопоп Андрей. В октябре 1539 года Даниил стал инициатором обретения мощей и канонизации благоверного князя Андрея Смоленского, после изгнания из своего города, жившего в Переславле и похороненного у церкви святителя Николая Чудотворца. Учениками игумена Даниила были уроженцы Переславля-Залесского настоятель Спасо-Преображенского собора Андрей, будущий митрополит Московский и всея Руси Афанасий, основатель нескольких монастырей на Смоленской земле преподобный Герасим Болдинский, который возможно, в игуменство Даниила был казначеем обители — казначей Герасим упоминается в актах Данилова монастыря 1525-1527 годов, и другие. Перед смертью преподобный Даниил просил Иоанна IV назначить новым настоятелем монастыря своего постриженика и ученика старца Илариона. Царь удовлетворил просьбу игумена, выдав Данилову монастырю 17 июня 1539 года жалованную грамоту. Незадолго до кончины святой сделал попытку тайно уйти в место своего пострижения — Пафнутиев монастырь, но был умолен и остался в Переславле. Приняв великую схиму, Даниил скончался 7 апреля 1540 года в возрасте более 80 лет в основанном им монастыре, перед смертью он имел видение 3 «чудных иноков», которые некогда посетили его в Горицком монастыре. Святой был погребён близ Троицкого собора, с северной стороны. Местное почитание преподобного Даниила установилось в Переславле-Залесском сразу после его кончины, у гроба святого служились панихиды. В мае 1545 года великий князь Иоанн IV «поехал по чудотворцем молиться в Переславль», что, вероятно, говорит о почитании как чудотворца уже не только преподобного Никиты Столпника, но и Даниила, возможно также и святого князя Андрея. В 1552 году, при осаде Казани войсками Иоанна IV, духовник царя протопоп Андрей молился преподобному о даровании русскому войску победы и был в сонном видении извещён о том, что его молитва услышана, а также о том, что в будущем он примет иночество.
Мощи преподобного Даниила были обретены 17 ноября 1652 года, 30 декабря по повелению патриарха Никона они были освидетельствованы митрополитом Ростовским и Ярославским Ионой (Сысоевичем), архимандритом Горицкого монастыря Ермогеном, архимандритом Тихоном и другими. В 1653 году над погребением преподобного Даниила в его честь был освящён северный придел Троицкого собора, через несколько лет на средства паломников на этом месте построили новый придел, освящённый в 1660 году. Там в специально устроенной раке почивали мощи святого. 16 октября 1716 года состоялось переложение мощей Даниила в новую медную посеребренную раку, в память о чём в 1782 году по благословению Переславского епископа Феофилакта было установлено празднование этого дня. В 1811 году над ракой была возобновлена сень, 10 августа 1813 года придел был заново освящён. 28 июля 1816 года мощи преподобного переложили в новую серебряную раку, устроенную на средства купца К.В. Крестовникова и поставленную высоко над полом церкви в арке между основным пространством храма и приделом. В южной стене построенной в 1687 году каменной церкви Всех святых был устроен склеп, «сделанный в память того, что на сем месте и в таком же склепу молился преподобный Даниил, слушая в оконце Божественную службу». После упразднения Троицкого Данилова монастыря в начале 1923 года рака с мощами преподобного Даниила была перенесена в краеведческий музей, в 1923-1926 годах была выставлена в упразднённом и переданном музею Горицком монастыре в отделе церковных древностей, в 60-70-х годах XX века экспонировалась в дореволюционно-историческом отделе, с начала 1978 года хранилась в фондах музея. 20 апреля 1994 года рака с мощами преподобного Даниила была передана Никольскому женскому монастырю, в 1996 году вернулась в возобновленный Троицкий Данилов монастырь, где и находится в настоящее время на прежнем месте.
Главный и древнейший храм монастыря - Троицкий собор. Он был построен в 1530 г. на средства московского великого князя Василия III в честь рождения наследника. Строителем собора был ростовский мастер Григорий Борисов, возводивший до этого соборы в Борисоглебском монастыре недалеко от Ростова Великого (ныне пгт. Борисоглебский). Мастера, строившие собор, сделали его одновременно изящным и величественным. Собор четырехстолпный, с одной массивной главой, поставленной на широкий и высокий световой барабан. Изначально храм имел позакомарное покрытие (как у Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского), позднее его заменили на более простое и практичное четырехскатное. Высокие апсиды не просто круглые, а граненые. Поначалу у собора было три перспективных портала с севера, юга и запада; их украшают килевидные завершения. Закомары собора тоже были килевидными, но сейчас это скрыто под четырехскатной кровлей. В 1660 г. начинается новый этап в истории собора: с северной стороны к нему был пристроен придел, в сущности – отдельный маленький храм над местом погребения основателя обители. Приблизительно в это же время собор был расписан артелью Гурия Никитина и Силы Савина, знаменитых художников того времени. Фрески дошли до наших дней, некоторые даже в первоначальном виде. Сохранился Спас в куполе собора, архангелы в стенках барабана, история Лота и его дочерей; очень живописна сцена Страшного Суда.
В 1689 г. к собору со стороны Даниловского придела была пристроена шатровая колокольня. Возводили ее костромские мастера. Колокольня поставлена на массивное, широкое основание, и нижний ее ярус служил братии для хозяйственных нужд; во втором ярусе была устроена ризница. В юго-западном углу колокольни заметны следы большого круга часов. Ярус звона обведен красивыми резными арками, в широком шатре прорезаны небольшие отверстия т. н. "слухи". Восточнее Троицкого собора находится небольшая, очень уютная церковь Всех Святых. Она была построена в 1687 г., также костромскими мастерами. Венчает храм одна глава на высоком барабане, окруженном рядом кокошников. Сильно выдается на восток трехчастная апсида. Обращают на себя внимание наличники маленьких окон храма и все они немного различаются между собой.
Церковь была больничной, но больничной палаты не сохранилось видны только следы ее примыкания к храму на северном фасаде. В 1753-1788 гг. в этом здании находилась Переславская Духовная семинария, а после, до 1882 г. духовное училище. Здание было снесено в 1914 г. по распоряжению наместника монастыря, и место под ним намеревались использовать под кладбище. Сейчас там просто растут цветы и трава. Большое, массивное здание к юго-востоку от собора - трапезная палата с церковью Похвалы Божией Матери, построенная на средства князя И. П. Барятинского. Здание отличается сложной внутренней структурой и очень красивой внешней отделкой - окна обнесены богатыми резными наличниками, под кровлей проведен ряд декоративных «раковин», стены разделены колонками с резными капителями, входы украшают крыльца с арками и висячими «гирьками».
Внутри здание тоже непростое: во втором этаже находится большая трапезная палата, самая большая из старинных палат Переславля-Залесского. Здесь же размещались настоятельские покои, другие жилые и хозяйственные помещения; внутри трапезная неоднократно перепланировалась. Большая трапезная Похвалынская церковь замечательна длинными узкими гранеными апсидами, высотой в два этажа. Сейчас ведется очень активное восстановление здания, за довольно короткий срок его стены, пребывавшие в плачевном состоянии, выправлены и заново побелены. Рядом с трапезной, с юга от нее, стоит большой братский корпус в два этажа. Там размещались кельи монахов, хозяйственные помещения, в подвале были ледники для хранения продуктов. За братским корпусом находился хозяйственный двор, конюшни, сеновалы, сараи и другие хозяйственные постройки. Хоздвор от жилых построек и храмов отделяла кирпичная стена. В юго-восточном углу двора сохранилось небольшое зданье монастырской бани. Прямо напротив Троицкого собора, с запада от него, стоят Святые ворота монастыря в кирпичной ограде. Долгое время от ограды оставались только фрагменты с башенками, сейчас она почти полностью восстановлена. Очень большие, широкие, массивные Святые ворота некогда завершались надвратной церковью Тихвинской иконы Божией Матери, построенной в 1700-1702 гг. Кирпичное здание ворот украшено деталями из белого камня.
В Смутное время монастырь был сожжен и разграблен. Уцелели только каменные постройки, возведенные еще при основателе монастыря Данииле. Нескоро после разорения монастырь, одновременно со всем Переславлем, начал возрождаться. Застраивали его в основном костромские мастера. Расцвет Троице-Данилова монастыря начался благодаря ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу: он открыл мощи преподобного Даниила, в монастырь снова начали стекаться паломники и пожертвования. Сохранился даже колодец, выкопанный основателем монастыря. 24 августа 1823 года Свято-Данилов монастырь удостоил своим посещением император Александр I. Нельзя обойти молчанием самых щедрых благотворительниц этого времени, которые для Данилова монастыря в XIX столетии были тем же, что князь И. П. Барятинский в XVII столетии. Это сёстры девицы Гладковы. В течение 50 лет при их жизни все работы по украшению и обновлению монастырских храмов и других зданий производились на их средства. Не один десяток тысяч рублей израсходован ими на это при их жизни, а по смерти своей они завещали капитал в 100 000 рублей на содержание монастыря и тем навсегда обеспечили его благоустройство.
За декретом 1918 года об отделении церкви от государства 1 февраля 1919 года последовало постановление наркомата юстиции об организованном вскрытии мощей. Для этого в Переславле-Залесском в первую очередь выбрали Троице-Данилов монастырь. Раку с мощами игумена Даниила вскрыли в конце февраля, и в марте переславцы увидели произведённые при вскрытии снимки. Настроенного против Советской власти архиерея монастыря Дамиана в начале 1920-х гг. арестовали и вывезли из города. Вскоре в числе других был закрыт и Данилов монастырь. Последняя служба в обители состоялась 5 февраля (н. ст) 1923, а в течение двух последующих недель выселили всех монахов, которых было немного — около 20 человек. Мощи Даниила выдали группе верующих, взявших в своё ведение Тихвинский храм над воротами монастыря. Часть предметов искусства и старины стараниями директора музея М. Смирнова перешла в музей. А ковры, мебель и посуду братии забрали в коммунальный отдел города. Этому же учреждению должны были перейти и монастырские постройки, но через полтора месяца М. Смирнов добился передачи их музею. На территории обители трудами историка М.И. Смирнова был организован музей. В церкви Похвалы директор музея осуществил свою задумку — создал иконографический отдел, открыв его для посетителей весной 1926 года. С целью охраны были сданы в аренду два ныне не существующих фруктовых сада Данилова монастыря, тогда заключавших в себе 50 яблонь, 50 кустов терновника и большой малинник.
Жилые помещения монастыря в 1920—1930-е гг. занимали частные квартиросъёмщики, производившие в качестве оплаты необходимый внутри строений ремонт. В феврале 1929 года Лазарь Каганович объявил духовенство политическим противником ВКП(б), готовящим контрнаступления на мероприятия Советской власти. Как следствие этого, через несколько месяцев были закрыты отдел древнерусского искусства музея в Похвалинском корпусе и действующая Тихвинская церковь над воротами монастыря. Именно тогда металлическая рака с мощами игумена Даниила поступила на хранение в Переславский музей. Серебряной раки к тому времени уже не существовало — её и ещё более 150 предметов забрали в казначейство в 1923 году, когда проводилась компания по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. Летом 1930 года дошла очередь до монастырских колоколов. Их металл должен был стать частью базы для развития промышленности страны. И Рудметаллторг произвёл съёмку всех колоколов Троице-Данилова монастыря. В качестве памятника истории оставили лишь колокол 1692 года изготовления, принадлежавший Даниловской обители. А через год по директиве городского Совета рабочие разобрали ограду с башнями XVII века.
Почти одновременно оказалась без купола церковь Похвалы — размещавшееся там военное ведомство приступило к капитальным переустройствам. В Троицком соборе рабочие заготконторы, чей склад там находился, на паперти в южном окне разобрали кирпич, разрушили стены и вставили дверь. В знаменитые же фрески XVII века кругом вбили доски. Стремясь прекратить разрушения, директор музея К. Иванов незамедлительно заявил протест в районную прокуратуру и в народный суд. Во второй половине 1930-х большинство построек Данилова монастыря занимала на договорных условиях машинно-тракторная станция (МТС). Договор с музеем не только не позволял менять что-либо в монастыре, но и обязывал МТС производить там ремонт. Видимо, для учреждения это было обременительно, и поэтому в 1937 году на заседании Переславского РИКа постановили «возбудить вопрос перед комитетом по охране памятников старины при Президиуме ВЦИК об исключении Данилова монастыря из списков памятников старины и передаче его для учреждений МТС». К счастью, в этом вопросе МТС потерпела неудачу. В дальнейшем большинство построек монастыря занимала заготконтора. В 1947 был занят лагерем военнопленных, в 1950-х военной частью. Военнопленные лагеря №282 (главное отделение находилось в Даниловом монастыре) работали на фабриках № 5, «Красное эхо», «Новый мир», строили шоссе Москва—Вологда, Дом культуры фабрики №5 на Народной площади, работали в сельском хозяйстве, на лесозаготовках, на торфопредприятиях и др. В монастрые организуются своя пекарня, а также портновская, столярная, часовая, механическая и сапожная мастерские.
В числе пленных были архитекторы, скульпторы и художники. По просьбе директора краеведческого музея МВД выделяет для работы в музее квалифицированных специалистов — двух художников и одного скульптора. В художественной лаборатории музея были созданы живописные портреты переславцев — героев войны и труда, а также карты, схемы, диаграммы. В общей сложности в музее хранится около 300 работ пленных. Эти материалы сотрудники музея используют в выставках и экспозициях. Кроме того, в музее имеется несколько вариантов проекта памятника художнику Д. Кардовскому, выполненных военнопленными карандашом и акварелью. 8 ноября 1947 года состоялось торжественное открытие памятника на могиле академика живописи Д. Кардовского, изготовленного по одному из эскизов. Военнопленные сделали также проект реконструкции Красной площади с памятником Александру Невскому на высоком пьедестале, с палисадником и невысокой металлической оградой. Но памятник они сделать не успели, потому что 13 июня 1949 года интернированные были отправлены в Ярославль, а оттуда на родину. Первая реставрация архитектурных памятников Троице-Данилова монастыря начата лишь в 1960-е годы – здесь работал известный архитектор-реставратор И. Б. Пуришев. В 1980-е годы приступили было к реставрации стенописи собора, однако из-за недостатка средств дело ограничилось лишь пробными расчистками и промывкой некоторых фрагментов.
В 1993 г. монастырь передан Православной Церкви. Ни одно из зданий не было пригодно для проживания, территория пребывала в запустении. В 1994 г. мощи преподобного Даниила перенесли из музея в Никольский женский монастырь, а через два года вернули в основанную им обитель.
С сайтов: https://preparhia.ru/svyatye/daniil-pereslavskij/ и https://p-danilov.ru/История монастыря/