В черте Переславского Кремля, близ Красной площади, невозможно не обратить внимание на два высоких пятиглавых парных храма - собора Владимирской иконы Божьей Матери и церкви Александра Невского. Наблюдательный путешественник обязательно заметит и находящийся справа от церквей небольшой участок старинной монастырской ограды, подсказывающей, что здесь некогда располагалась обитель. В уездном городе Переславле-Залесском внутри крепости существовал Богородицко-Сретенский женский монастырь. Время основания в различных источниках указывается разным. В некоторых источниках говорится просто – «когда был образован, сведений нет». Первые документальные сведения относятся к 1659 году, где говорится, что им уже управляла игуменья по имени Наталья. В эти времена все постройки были деревянными, а какими – это история умалчивает. По переписным книгам 1677 года упоминается деревянная церковь «при Новодевичьем монастыре Богородицы Владимирской». Вот и вся информация, достаточно скудная на то время.
Но всё меняется, когда в 1740 году, благодаря средствам переславского купца, фабриканта Филиппа Фаддевича Угрюмова, на территории монастыря начинается каменное строительство. Размах строительства виден и по сей день. Пятиглавый холодный собор, освящённый в честь Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, и пятиглавый тёплый храм в честь Александра Невского. Монастырские службы и каменная ограда с четырьмя угловыми башенками. В это же время возведена была и четырёхъярусная колокольня со Святыми вратами. С северной стороны колокольни была пристроена часовня неизвестного посвящения с маленькой главкой. Но совсем недолгую жизнь, уже поменявший свой прежний облик, просуществовал храмовый комплекс как монастырь. Он был упразднён в 1764 году, как и многие другие монастыри. Есть мнение, что из-за бедности. А вместе с ним упразднили и Переславскую епархию. Церкви стали приходскими.
В начале прошлого века Сретенскую церковь капитально отремонтировали. В 1908 году переосвятили после ремонта при многочисленном стечении народа. Возможно, в это же время и называться она стала: церковь Владимирской иконы Божией Матери. С этого же времени она становится главным собором города, с дополнением к посвящению – Новый городской собор. Во всегда холодном храме делают духовое отопление, где теперь регулярно совершаются богослужения. Собор был украшен тогда двумя изящно выполненными иконостасами, где были помещены "прекрасные копии Васнецовских икон". Ремонту также подвергается церковь Александра Невского и колокольня, красивый мелодичный звон колоколов которой, разносился далеко за пределами города. Средства для этих благих целей выделил фабрикант Сергей Петрович Павлов, проживавший в доме напротив храма.
Очень скоро в Переславле-Залесском сложилась традиция - отмечать Новый год во Владимирском соборе, где ровно в 12 часов ночи при свете пяти огромных паникадил, "сделанных в греческом стиле", служился праздничный молебен. По словам очевидцев, до половины двенадцатого переславцы в большом количестве стекались к храму, под сводами которого пел "всегда полный хор соборных певчих под управлением талантливого и любящего церковное пение регента Аркадия Аркадьевича Козлова". К нему даже приписывают древний Спасо-Преображенский собор, расположенный буквально в 200-х метрах от Владимирского собора. Собору Владимирской иконы Божьей Матери отводили центральное место среди переславских церквей и в первое десятилетие советской власти, когда вновь была создана Переславская епархия. Именно в этом городском храме в то непростое время проводились почти все архирейские службы.
Когда в 1928 году решался вопрос о судьбе Владимирского собора, на Народной (Базарной) площади возле "рабочего" клуба неожиданно для властей состоялся народный митинг, в котором приняло участие более пятисот переславцев. Попытки жителей города предотворатить закрытие этого храма оказались безуспешными, и из Владимирского собора и стоящей рядом церкви благоверного Александра Невского вскоре вывезли все церковное имущество.Там разместились гражданские учреждения: хлебопекарня, хлебный магазин и гараж Леспромхоза. В те годы между церквями была взорвана и разобрана на кирпичи монастырская колокольня. То же самое произошло и с частью монастырской ограды. Их фундаменты были погребены под расширенным полотном Ярославского шоссе.
В 1930-х гг. повсеместно стали закрывать церкви в Переславле-Залесском и реквизировать церковное имущество. Но, что удивительно, прихожанам Владимирского собор удалось взять в аренду собор. И всё же в 1929 году собор закрывают. Церкви передают под библиотеку и дом физкультурника (Владимирский собор). Есть сведения, что колокольню использовали как пожарную вышку. Но физкультурникам этого показалось мало, и они вышли в Городской совет с предложением, что им просто необходимо соединить сквер с юго-западной стороны монастырской территории и физкультурной площадкой возле Владимирского собора. И в 1933 году Главнаука (была такая организация, которая в этом же году и прекратила своё существование) дала согласие на снос. Стену сломали, а заодно и колокольню, тем самым выпрямляя Советскую (бывшую Московскую) улицу, так как колокольня немного вылезала из ряда церквей и мешала проходу демонстрантов во время празднеств и свободному проходу к физкультурной площадке. Но прошло немного времени, про физкультуру забыли, и многострадальный Владимирский собор приспособили под пекарню, реконструировав его изнутри. А в 1936 году прибывшая комиссия после осмотра сделала своё историческое заключение: эти церкви, вместе с Спасо-Преображенским собором и церковью митрополита Петра, являются довольно заслуживающими интерес памятниками старины и наглядно показывают развитие истории русской архитектуры. Решение: памятники сохранить.
В соборе службы начали проходить с начала 90-х годов прошлого века. В 2010 году выкрасили Владимирский собор в кирпичный цвет, хотя ранее он был белым, и цвет глав поменяли с голубого на зеленый. Возможно, чтобы не отличаться от церкви Александра Невского. От монастыря, кроме комплекса церквей, осталось часть стены с северо-запада и с севера-востока, служебные помещения с северо-востока. Нужно упомянуть о церкви Петра, митрополита Московского, постройки 16-го века. Церковь не входила в Сретенский монастырь, но была построена прямо на границе с ним. Со зданием богадельни 19-го века с восточной стороны монастыря пока непонятно, к монастырю ли она относилась.
Из книги: Ермакова Н. Н. "Древний, многоликий православный Переславль". - Переславль-Залесский, 2017