ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Санкт-Петербург. Собор Исаакия Далматского.

Исаакиевский собор


Собор. Действует.  
Престолы:Исаакия Далматского, Александра Невского, Екатерины великомученицы
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1818 и 1858.
Архитектор:гл. архитектор - О. Монферран, гл. инженер - А. Бетанкур
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, город Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д.4

Координаты:59.933718, 30.30544
Проезд:Метро: "Невский проспект", "Гостиный двор", авт. № 3, 22, 27; тролл. №№ 5, 22


Добавить фотографию
Сортировка:


Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Собор Исаакия Далматского. Вид с Невы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pchelka
22 июля 2012
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
10 августа 2007
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Южный фасад
Александр Разумов
2 июля 2003
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Flash rockin' man
24 июня 2017
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
3 августа 2012
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
3 августа 2012
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Д.Ширяев
18 апреля 2012
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Алексей Александров
19 августа 2007
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
HD Алексей Александров
19 августа 2007
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Южный фасад. Статуя апостола Матфея
Сергей Аванесов
26 августа 2006
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Южный фасад. Окно
Сергей Аванесов
26 августа 2006
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
JuNe
12 августа 2005
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
JuNe
12 августа 2005
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
JuNe
12 августа 2005
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Двери собора
Александр Разумов
17 ноября 2004
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Скульптурное убранство фасадов собора
Александр Разумов
17 ноября 2004
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Центральный купол
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
14 декабря 2014
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Плафон главного купола: "Богоматерь в окружении святых", К.П. Брюллов
Игорь Абрамов
6 января 2011
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Винтовая лестница на смотровой площадке.
Change
7 января 2009
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
15 сентября 2007
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Алексей Александров
19 августа 2007
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Алексей Александров
19 августа 2007
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Алексей Александров
19 августа 2007
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Алексей Александров
19 августа 2007
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
10 августа 2007
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
10 августа 2007
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
15 сентября 2007
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
JuNe
12 августа 2005
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Портик восточного фасада
Александр Разумов
17 ноября 2004
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Северный и западный фасады собора
Александр Разумов
17 ноября 2004
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фрагмент северного фасада
Александр Разумов
27 августа 2003
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Александр Разумов
27 августа 2003
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1894
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1880
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1877
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Исаакиевский собор. Вид с башни Адмиралтейства. Фото 1861 г. Фото с http://www.paskha.net/christianity/lost-temples-of-st-petersburg/monastyri-i-sobory_06_isaakievskiy-sobor.htm
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1861
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1903-1914 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1901 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Рис. из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
??
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Рис. из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
??
Собор Исаакия Далматского - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Вид вечером
JuNe
12 августа 2005




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): JuNe,  1 апреля 2006

Исаакиевский собор - самый выдающийся памятник архитектуры позднего русского классицизма. Его величественные, монументальные формы, богато разработанная пластика фасадов, насыщенность интерьера различными видами изобразительных искусств, и прежде всего живописью и скульптурой, неизменно привлекают к себе внимание. По своим грандиозным размерам (его высота составляет 101,5 м) Исаакиевский собор входит в число крупнейших купольных сооружений Европы. Он уступает только собору св. Петра в Риме и почти равняется величине собора св. Павла в Лондоне. Расположенный в самом центре города, Исаакиевский собор доминирует в ансамблях двух его главных площадей - Декабристов (бывшая Сенатская площадь) и Исаакиевской. К тому же он в значительной степени определяет силуэт города и хорошо виден в перспективах многочисленных улиц, проспектов, площадей и набережных.

Созданию существующего Исаакиевского собора предшествовала многолетняя история строительства Исаакиевской церкви, восходящая к первым годам существования Петербурга и связанная с именем его основателя - Петра Великого. В 1710 г. в честь тогда еще царя Петра I, родившегося 30 мая 1672 г., в день св. Исаакия Далматского, была устроена Исаакиевская церковь на Адмиралтейском лугу, напротив башни Адмиралтейства. Она располагалась на том самом месте, где значительно позже был сооружен фонтан. Церковь была деревянной, одноэтажной, с одноярусной колокольней, увенчанной шпилем, и маленьким куполом на барабане, отмечающим местоположение алтарной части. Церковь перестроили из адмиралтейской чертежной, занимавшей отдельное строение. В 1712 г. в этой церкви Петр I венчался, а через пять лет, в 1717 г., была заложена каменная Исаакиевская церковь, но уже на новом месте, и ближе к реке Неве. Это место отмечает теперь памятник Петру Великому - знаменитый Медный всадник. Церковь строилась десять лет, но просуществовала недолго. Расположенная вблизи реки, она страдала от невских вод, размывавших фундамент в периоды частых наводнений. В конструкциях собора появились трещины, и после случившегося в 1735 г. пожара ее решили разобрать.

В середине XVIII в., в период правления Екатерины II, вместо разобранной Исаакиевской церкви начали возводить Исаакиевский собор - значительно дальше от Невы, на нынешней Исаакиевской площади. Автор проекта нового сооружения архитектор Антонио Ринальди спроектировал его пятиглавым, с многоярусной колокольней со стороны западного фасада. Фасады собора предполагалось облицевать разноцветным мрамором. Заложенный в 1768 г., к концу XVIII в. он был отстроен только до карниза. Павел I, сменивший на престоле Екатерину II, приказал придворному архитектору Винченцо Бренне достроить Исаакиевский собор минимально возможными средствами. Поэтому собор был достроен одноглавым, с укороченной вдвое колокольней и оставался облицованным мрамором только наполовину. В таком неприглядном виде собор был освящен в 1802 г. В последующие годы неоднократно поднимался вопрос об изменении облика Исаакиевского собора. В 1809 и 1813 гг. объявлялись конкурсы на проект его перестройки. Но ни один из них не дал положительных результатов.

В 1816 г. Александр I обратился к генералу Бетанкуру с просьбой рекомендовать архитектора, который смог бы осуществить перестройку Исаакиевского собора. Выбор Бетанкура остановился на молодом Монферране. В течение 1816-1817 гг. архитектор разработал целый ряд вариантов собора, один из которых был взят за основу для дальнейшей работы. Первый получивший утверждение проект был выполнен в 1818 г. Одновременно с утверждением проекта Монферрана создается специальная Комиссия по перестройке Исаакиевского собора из высокопоставленных государственных деятелей. Тем самым с первых дней строительства собору придавалось огромное значение. Уже с весны 1818 г. ведутся подготовительные работы по перестройке Исаакиевского собора. Перестройка началась с заготовки материалов, земляных работ, забивки свай и устройства дополнительного фундамента. Работы продолжались непрерывно даже в зимнее время. В частности, согласно счету, предъявленному Комиссии подрядчиком крестьянином Евдокимом Фарафонтьевым, с 1 января по 15 марта 1819 г. только на забивке свай было занято 4245 человек. На второй год строительства предполагалась официальная закладка собора. С этой целью Монферран предложил в основание нового фундамента положить серебряную доску с составленным им текстом, а также медали золотые и серебряные монеты. Но Александр I приказал медали не выбивать никакой церемонии при закладке не делать, вместо серебряной закладной доски положить медную.

Закладка Исаакиевского собора по проекту Монферрана произошла 26 июля 1819 г. Для более успешного ведения строительных работ в 1818 г. в соответствии с чертежами Монферрана и под его непосредственным руководством приступили к изготовлению большой разъемной модели собора. В основном модель предполагалось вырезать из липы, а карниз и колонны - из грушевого дерева. Если барельефы изготавливались из гипса, то круглая скульптура, капители и орнаменты - из бронзы. Из золоченой бронзы были выполнены купола. В работах по изготовлению модели принимали участие столяр И. Гербер, скульпторы П.И. Брюлло, П.В. Свинцов, живописец Ф.П. Брюлло и др. Начатая в 1818 г., модель была закончена в 1821 г. В дальнейшем, по мере совершенствования проекта, в модель вносились соответствующие изменения, не затрагивавшие, однако, ее основных конструкций. Модель находилась в одном из помещений расположенного поблизости дома Лобанова-Ростовского, построенного по проекту Монферрана. В настоящее время она хранится в Научно-исследовательском музее Академии художеств. Одновременно с изготовлением модели в 1820 г. Монферран выпустил альбом гравированных чертежей Исаакиевского собора. Это дало возможность широкого обсуждения проекта. Член Комитета для строений и гидравлических работ соотечественник Монферрана архитектор А. Модюи, приехавший в Петербург еще в 1808 г., выступил с резкой критикой проекта Исаакиевского собора. При Академии художеств, возглавляемой президентом А.Н. Олениным, была создана комиссия для рассмотрения проекта Монферрана. Архитектору пришлось доказывать, что конструкция предложенного им сплошного фундамента вполне надежна, что связать между собой старую и новую кладку при этом вполне возможно. Однако он признал, что конструктивное решение купола на барабане, опирающегося на столбы, построенные в разное время, малоудачно. Но здесь сказалась непреклонная воля императора сохранить старые части собора Ринальди. Заседания комиссии при Академии художеств, задачей которой было исправление проекта Исаакиевского собора, завершились конкурсом. В нем на равных основаниях со всеми принял участие и Монферран. На конкурс были представлены многочисленные проекты, в том числе архитекторов В.П. Стасова, А.А. Михайлова 2-го, А.И. Мельникова. Но новый проект Монферрана оказался лучшим и был утвержден 3 апреля 1825 г.

Прерванные на несколько лет строительные работы возобновились по вновь утвержденному проекту. Особенное внимание Монферран уделял фундаментам собора. Архитектор пришел к выводу, что при строительстве на болотистой петербургской почве для такого массивного сооружения, как Исаакиевский собор, необходим сплошной фундамент, равномерно передающий на грунт различной величины нагрузки опорных столбов, стен и портиков. Конструкция фундамента была разработана Монферраном совместно с инженером Бетанкуром. Она явилась новым словом в строительной практике того времени. Вначале копали глубокий котлован, из которого непрерывно выкачивали воду. Одновременно чугунными бабами вбивали в почву пропитанные смолой сосновые сваи длиной более шести метров и диаметром не менее четверти метра. Сваи забивались на одинаковом между ними расстоянии, равном их диаметру, до тех пор пока они не переставали входить в землю. Земля между сваями при этом уплотнялась до твердости камня. Затем сваи нужно было обрезать под один уровень со старыми. С этой целью Монферран предложил прекратить откачивать постоянно прибывающую в котлован воду, а когда она достигла нужного уровня, ее снова откачали и по полученной отметке ровно обрезали новые сваи. После заполнения промежутков между сваями утрамбованным древесным углем вместо деревянных брусьев, обычно применявшихся в таких случаях для равномерного распределения давления на сваи, уложили в два ряда тщательно подогнанные друг к другу каменные плиты на известковом растворе. При такой конструкции фундамента старые и новые части прочно связывались между собой. Всего на Устройство фундаментов потребовалось более пяти лет. Одновременно заготавливались гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора.

В распоряжение Комиссии по перестройке Исаакиевского собора были переданы Тивдийские и Рускольские мраморные ломки. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые - в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских - светлосерый с синеватыми прожилками. Монферран разработал проект приспособлений для транспортировки монолитов, в чем ему помогал Бетанкур. В частности, Бетанкур предложил конструкцию специальных воротов (кабестанов). После доставки монолитов они закатывались в специально выстроенные сараи, где окончательно обрабатывались перед установкой. Ради удобства ведения работ, хотя и вопреки сложившимся традициям, Монферран предложил установить колонны портиков до возведения стен. Для каждого из четырех портиков были изготовлены отдельные леса, наверху которых закреплялись блоки с перекинутыми через них канатами. Механизмами подъема служили все те же кабестаны. Особый интерес вызвали подъем и установка первой колонны, расположенной на восточном углу северного портика. Небывалое зрелище происходило 20 марта 1828 г. в присутствии императорской фамилии. В ознаменование этого события под колонну была положена платиновая медаль с профильным изображением Александра I. С помощью шестнадцати кабестанов колонну установили за сорок пять минут. В течение последующих трех месяцев были установлены остальные пятнадцать колонн северного портика. Все работы по установке колонн завершили в 1830 г. Кладка стен осуществлялась из кирпича на известковом растворе. Кирпичная кладка для большей надежности чередовалась с каменными прослойками. К основной кладке снаружи и внутри металлическими скобами прикреплялась мраморная облицовка.

Строительство велось одновременно по всему периметру здания. Возведение стен до уровня колонн портиков завершилось в 1836 г. Наступил ответственный момент сооружения перекрытий. По первоначальному проекту предполагалось средние части портиков перекрыть коробовыми сводами, а боковые оставить плоскими с обработкой кессонами, как в римском Пантеоне. Пропорции портиков также были выдержаны в соответствии с выдающимся памятником древности. Подобное заимствование лучших образцов прошлого в эпоху классицизма считалось проявлением хорошего вкуса. Однако Монферран не копировал слепо эти образцы. На основе самых передовых достижений строительной техники того времени он сумел создать собственную конструкцию, отличную от предшествующих. Традиционные кирпичные своды он заменил на полносборные чугунные фермы, связав их легкими металлическими стержнями со стропилами, поддерживающими кровлю. Одновременно они надежно скреплялись с основной кирпичной кладкой и мраморной облицовкой. Благодаря легким металлическим конструкциям Монферран исключил боковой распор и уменьшил нагрузку на несущие колонны и стены. Все конструктивные изменения портиков архитектор внес в новый, третий по счету высочайше утвержденный проект, датированный 14 февраля 1835 г.

К концу 1837 г., когда было возведено основание барабана купола началась установка верхней колоннады. Для этого Монферран вынужден был разработать еще одну необычную конструкцию лесов, предназначенных для подъема на значительную высоту двадцати четырех колонн, каждая из которых весила шестьдесят четыре тонны. Весь процесс подъема и установки одной колонны на основание барабана длился два часа, притом что в работах было занято примерно триста человек. Однако если первая колонна была поставлена на место в начале ноября 1837 г., то последняя только через два месяца. Теперь можно было начать сооружение самой ответственной и сложной части собора - купола на барабане. Но прежде чем приступить к детальной разработке купольного завершения, Монферран вновь обратился к богатому опыту своих предшественников. Он досконально, с карандашом в руках изучил конструкции куполов знаменитых сооружений Флоренции и Рима Лондона и Парижа, а также Петербурга. В результате вместо привычных кирпичных сводов, имевших место в предыдущих проектах, архитектор предложил собственную конструкцию из трех взаимосвязанных полносборных металлических оболочек, тем самым значительно опередив не только своих предшественников, но и современников. Если старший современник зодчего - архитектор А.Н. Воронихин, построивший Казанский собор, впервые в Петербурге создал металлический наружный купол при сохранении двух внутренних кирпичных сводов, то Монферран - автор первой цельнометаллической пространственной конструкции связанных воедино сводов. Основное значение изобретения Монферрана заключалось в том, что металлические конструкции купола оказались в несколько раз легче сплошных кирпичных сводов. К тому же в пояснительной записке, приложенной к рабочим чертежам на строительные работы в 1838-1840 гг., архитектор указал, что сооружение купола по новому проекту позволит сэкономить два миллиона рублей - сумму астрономическую по тем временам.

Источник: www.rin.ru


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина,  25 февраля 2018

Первые Исаакиевские храмы

Первый Исаакиевский храм был создан в 1707 году по указу Петра I во имя небесного покровителя царя – преподобного Исаакия Далматского. Его переделали из чертежного амбара, находившегося рядом с Адмиралтейством. В этом храме венчались император Петр I и императрица Екатерина Алексеевна.

Второй каменный собор был возведен архитектором Г.И. Маттарнови рядом с набережной Невы.

Третий храм начал строиться в царствование императрицы Екатерины II по проекту Антонио Ринальди и в упрощенном виде достроен архитектором В. Бренной при Павле I. Собор не соответствовал парадному облику северной столицы, и император Александр I объявил о его перестройке. В конкурсе приняли участие многие известные зодчие, но они не выполнили главного требования царя – в память о великих предках сохранить в новом соборе алтарную часть старого. Государь поручил это молодому французскому архитектору Огюсту Монферрану, его проект перестройки храма получил Высочайшее одобрение.

Четвертый Исаакиевский собор

Для грандиозного сооружения, задуманного Монферраном, требовался надежный сплошной фундамент. В дно котлована были забиты просмоленные сосновые сваи, на них уложили гранитные плиты и бутовый камень. Четыре фасада собора были украшены портиками с монолитными гранитными колоннами, которые вырубались на каменоломне Пютерлакс и по воде доставлялись на баржах к месту строительства. Установка этих колонн вызвала восхищение современников – их поднимали вручную, при помощи деревянных лесов. Так же на высоту 43 метров подняли колонны барабана купола. Строительство Исаакиевского храма продолжалось четыре десятилетия и стало школой новых технологий, многие из которых использовались впервые, в том числе рельсовый путь, легкий металлический купол и широкое применение в декоративном убранстве гальванопластики. Церемония освящения и открытия храма состоялась 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II, членов царской фамилии и хора из 1200 певчих. Исаакиевский собор стал главным кафедральным храмом России.

Источник: http://www.cathedral.ru/istoriya_sozdaniya

На указанной странице есть изображения всех четырех храмов.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  13 ноября 2018

"Нельзя себе представить, какую идею силы, мощи и вечности выражают на своём немом языке эти гигантские колонны, в едином броске устрмлённые вверх... Они долговечны, как кость самой Земли, и если рассыплются, то только вместе с нею", - писал об Исаакиевском соборе Теофиль Готье. Это суждение французского романтика лестно, но не во всём справедливо. В целом собор преподобного Исаакия Далматского как раз не оставляет впечатления "устремлённости вверх", на котором настаивает Готье. Его мощное "тело" слишком грузно, в его фасадах слишком отчётливо прослеживаются горизонтальные членения (цоколь, карнизы и т. п.). Все это сообщает зданию приземистость, но в то же время обилие монументального декора (барельефы, скульптура) не даёт возможности воспринимать его как единое "монолитное" целое - по крайней мере вблизи. Со всем тем собор является выдающимся - и едва ли не самым поздним - памятником классицизма в Петербурге. Его облик таков, что легко "прижился" бы в любом из европейских городов. Каких-то специфически-православных черт он не несёт, и в этом смысле Исаакиевский собор в большей степени является памятником имперскому могуществу николаевской России, чем напоминанием о величии Божием, которое русские зодчие традиционно привыкли визуализировать совершенно иначе. Надо сказать, что нечто подобное применительно к Исаакивскому собору ощущали наиболее чуткие люди своего времени. Карл Брюллов, работавший над внутренним оформлением храма, удивлялся: "Зачем эта мрачная масса в нашем мрачном климате?... Белый, с золотыми маковками букет к небесам был бы лучше". Того же мнения придерживался М. Д. Бутурлин, говоря об Исаакиевском соборе: "В архитектурном отношении он мне не нравится, как не соответствующий стилю храма греко-российского исповедания и как подражание парижской церкви св. Женевьевы и лондонской св. Павла". Однако большинство современников отзывались о соборе комплиментарно, впечатлённые его грандиозными масштабами, зримым воплощением "самородного богатства материалов своеземных". А со временем, сросшись и сроднившись с Петербургом, Исаакиевский собор просто перестал восприниматься как нечто доступное критике. Он есть, он знаменит, он - отражение имперского периода нашей истории.

Купол Исаакиевского собора, имеющий 22 метра в диаметре (наружный диаметр - около 26 метров), является одним из самых больших в мире. Он занимает четвёртое место после куполов соборов святого Петра в Риме, святого Павла в Лондоне и Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Архитектурное родство творение Монферана обнаруживает с куполом собора святого Павла и парижского Пантеона (церковь св. Женевьевы). Изначально предполагалось, что купол будет кирпичным, но в 1838 году Монферран предложил сделать его полностью металлическим - дабы максимально облегчить конструкцию без ущерба для её прочности. Это, весьма новое для своего времени, техническое решение и было воплощено в жизнь. Главным скульптором Исаакиевского собора был И. П. Витали. Трудились над внешним убранством храма также скульпторы И. Герман, А. В. Логановский и Ф. О. Леметр. Последнего пригласили для работы над горельефами северного и восточного фронтонов. Запросив астрономическую сумму, он не вполне справился с задачей: например, в композиции северного фронтона, представляющей Воскресение Христово, он увеличил без соблюдения масштаба фигуру Христа, и в итоге она словно "вывалилась" из плоскости фронтона. Эта неудача очень досадна, поскольку северный фасад собора, выходящий к Неве и памятнику Петру, является "смыслообразующим" - недаром над портиком золотится надпись: "Господи, силою Твоею возвеселится царь". Первоначальный монферрановский проект собора предполагал лишь два шестнадцатиколонных портика - с северной и южной сторон. Но по настоянию Николая I архитектор "одел" портиками также восточный и западный фасады. Правда, восточный и западный портики имеют лишь по восемь колонн. Массивные двери собора богато украшены бронзовой пластикой. Идею такого оформления Монферран почерпнул у Гиберти, автора знаменитых "Золотых дверей" флорентийского баптистерия. Но, конечно, двери Исаакиевского собора гораздо больше. Отворяться они могут лишь при помощи особых механизмов, спрятанных в толще стен.

Исаакиевский собор имеет три престола. Центральный был освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, северный - во имя благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Александра I (уместно также вспомнить, что святого князя сугубо почитал Пётр I, распорядившийся перенести его мощи в Петербург). Южный придел посвящён великомученице Екатерине, чьё имя носила императрица Екатерина II. На украшение "внутренности" собора ушло семнадцать лет. К работам, начавшимся в 1841 году, привлекли 22-х художников, причём никакого конкурса объвлено не было: всё решало слово государя. Весьма значительный объём росписей поручили мастеру Т. А. Неффу, до того никак не зарекомендовавшему себя в монументальной живописи. Так распорядился Николай I, которому очень нравился портрет великой княгини Марии Николаевны, исполненный Неффом. Помимо Неффа, трудились над внутренним убранством собора такие художники, как К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, В. К. Шебуев и другие, а также скульпторы - уже упомянутый И. П. Витали и П. К. Клодт. Условия работы живописцев оговаривались в особом документе, который гласил: "Художники... обязаны в течение четырёх месяцев от получения разрешения представить эскизы сии будут представлены на усмотрение государя, и посему от государя зависит окончательное присуждение работы каждого из художников. Если эскиз не будет избран, то художник не имеет права ни на какое вознаграждение за составление оного". Государь был последней инстанцией, которую надлежало пройти эскизам. Раньше него их смотрели и оценивали представители Святейшего Синода и Академии Художеств.

Довольно много споров вызвала техника росписей: Николай I склонялся к энкаустике (восковая живопись, исполняемая горячим способом), Монферран отдавал предпочтение масляной живописи. Свои требования предъявлял и сложный петербургский климат, и в итоге именно они оказались решающими: с 1851 года собор "расписывали" при помощи мозаики, демонстрирующей особую устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. К слову, творения русских мозаичистов, трудившихся над убранством Исаакиевского соборав, удостоились самых искренних восторгов на Всемирной выставке 1862 года, проходившей в Лондоне. Специалисты отмечали, что в России изготовление мозаик "доведено до такого совершенства, как нигде в Европе". Своеобразие (несколько, впрочем, неправославного толка) придаёт интерьеру собора витраж "Воскресший Христос", выполненный в Мюнхене. Он занимает всё запрестольное окно и имеет площадь 28 квадратных метров. К сожалению, при проектировании этого витража было проявлено мало заботы о его пространственном восприятии, и в итоге посетитель видит фигуру Христа рассечённой надвое архитравом Царских врат. На это обратили внимание уже вскоре после освящение собора, а с проведением в храм электрического освещения в 1903 году неблагообразие балки, визуально отделяющей голову Спасителя от тела, стало настойчиво бросаться в глаза. Злосчастный архитрав планировали распилить посередине и присоединить его половины к створам Царских врат, но намерение это осталось невоплощённым: началась Первая мировая война. Иконостас собора декорированный десятиметровыми малахитовыми колоннами, не является вполне каноническим. Росписи тоже расположены не так, как обычно это бывает в православном храме: например, образ "Страшный суд", традиционно помещаемый на западной стене храма, в Исаакиевском соборе находится прямо над иконостасом.

Высота Исаакиевского собора - более ста метров, внутренняя площадь - более четырёх тысяч квадратных метров. Стены собора снаружи облицованы серым русскеальским мрамором, 112 гранитных колонн разного размера украшают здание. Внешний диаметр купола собора - около 26 метров, на его золочение пошло 100 килограммов золота. На баллюстраде купола находятся 24 скульптуры Ангелов и Архангелов. В интерьере собора обильно использованы разные сорта мрамора, малахит, бронза, а также шунгит и алевролитовый сланец, единственные месторождения которых находятся в Карелии. 103 стенные росписи, 52 картины на холсте и 62 мозаики составляют неотъемлемую часть убранства.

В ХХ веке собору пришлось пережить немало. Самым тяжёлым периодом в его "биографии" стал 900-дневный период блокады. Хотя собор избежал попаданий бомб и снарядов (немцы не стреляли по нему, его высокий купол служил для них слишком хорошим ориентиром), но за время войны он пришёл в аварийное состояние. В блокаду храм не отапливался и зимой промерзал настолько, что иней выступал на стенах и внутренних колоннах. Весной стены оттаивали, и вода ручьями бежала по ним, уничтожая роспись. Больше всего пострадала композиция Ф. А. Бруни "Адам и Ева в Раю" над западными дверями: её пришлось переписывать заново. После войны Исаакиевский собор был отреставрирован. Полностью это процесс завершился к 1963 году, и с тех пор собор функционировал как музей - по счастью, уже не атеистический, а историко-художественный (каковой статус он приобрёл в 1937 году). Только в 1990 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх, сумел добиться того, чтобы молитва вернулась в храм. 17 июня 1990 года, вскоре после Патриаршей интронизации, он отслужил в соборе Божественную литургию. Затем, уже заботами митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, богослужебная жизнь Исаакиевского собора приняла "регулярные" черты. С 1998 года, согласно распоряжению губернатора Санкт-Петербурга, Церковь получила возможность совершать в бывшем кафедральном соборе 8 богослужений в год. В 2002 году Церкви передали северный придел собора, богослужения стали совершаться по праздникам и воскресным дням. У Исаакиевского собора появились причт и прихожане. Теперь сюда приходят не только для того, чтобы осмотреть достопримечательности внутреннего убранства или подняться на колоннаду. Молитва вернулась в Божий дом.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №2, 2012 г.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев,  29 марта 2019

07 декабря 2018 г. был освящен северный, Екатерининский придел собора. Службу возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Комментарии и обсуждение

Интересный факт: в 2002 году в России была выпущена почтовая марка с изображением Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Еще один интересный факт: в 2013 году в России были выпущены почтовая сцепка и почтовый малый лист, посвященные всемирному культурному наследию России, историческому центру Санкт-Петербурга. На одной из марок изображен Исаакиевский собор.
7 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.

Строительство Исаакиевского собора в картинках: https://22sobaki.livejournal.com/48362.html

Интересное о колоннах собора: https://zodchi1.livejournal.com/7010.html

25 февраля 2018, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Людмила Клешнина.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.