ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Санкт-Петербург. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская церковь


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Вознесения Господня
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1755 и 1769.
Год утраты:1936 (снесена)
Архитектор:Вист А. Ф.; Ринальди А.
Адрес:
Санкт–Петербург, Вознесенский проспект, (34-а.)

Координаты:59.925105, 30.308502
Проезд:метро Садовая, метро Спасская, метро Сенная Площадь


Добавить фотографию
Церковь Вознесения Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Вознесения Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Вознесения Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Интерьер фото начало 20 века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
2 января 1901
Церковь Вознесения Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Интерьер фото начало 20 века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
2 января 1901
Церковь Вознесения Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
фото начало 20 века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1900
Церковь Вознесения Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.3 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Вознесения Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1 января 1880




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  26 мая 2015

В бытность Петра I российским императором на берегу Глухой речки в так называемых «переведенских» слободах была установлена походная церковь. Она предназначалась для работников Адмиралтейства. В 1728 г. по проекту И.К. Коробова рядом с походной церковью был возведён деревянный храм. Внутри его обили холстом. Расписали образа и расписали интерьеры адмиралтейские художники. 20 марта 1729 г. этот храм был освящён епископом Псковским Рафаилом. Спустя год здание обзавелось изготовленным по проекту И.И. Сляднева шпилем и приделом великомученика Иоанна Воина. До 1746 г. при храме было кладбище.

Все меньше горожан помнят, где стояла на Вознесенском проспекте красивая белая церковь с большим куполом и стройной колокольней – интересный памятник архитектуры XVIII века. Много лет минуло с 10 июня 1935 г., когда под самое Вознесенье она была закрыта и в сентябре 1936 г. взорвана, чтобы уступить место уныло-казенным школьным зданиям. Было этой церкви двести с лишним лет, ибо еще при Петре I на берегу Глухой речки для рабочих Адмиралтейства поставили в „переведенских“ (от „переведенцев“, т.е. переселенцев) слободах походную церковь. В 1728 г. по проекту И.К. Коробова рядом с нею был заложен деревянный храм, обитый внутри холстом и расписанный адмиралтейскими художниками, которые исполнили также образа. Этот скромный храм освятил 20 марта 1729 г. епископ Псковский Рафаил. Через год на здании появился шпиль, сделанный по проекту И.И. Сляднева, а внутри – придел вмч. Иоанна Воина. До 1746 г. при храме было свое кладбище, от которого к началу XX века уцелела лишь могила первого священника.

Среди прихожан в 1751 г. возник замысел выстроить трехпридельную каменную церковь, но лишь 4 июня 1755 г. ее удалось заложить по проекту А.Ф. Виста. В ходе работ 14 июля 1758 г. из-за „худого кирпича“ рухнула возводимая ярославскими каменщиками колокольня, что приостановило строительство. Его продолжил А. Ринальди, внесший в проект свои изменения. Много усилий и средств вложил в постройку староста – купец А.П. Березин.

30 июля 1764 г. был освящен первый придел вмч. Иоанна Воина с почитаемой иконой, a 25 сентября 1765 г. – придел Божией Матери „Утоли моя печали“, где находился чтимый список чудотворного образа из московской церкви свт. Николая в Папышах, украшенный в 1820 г. прекрасным киотом из восьми пудов серебра работы ювелира А. Помо. 28 мая 1769 г. настала очередь главного придела, образа в котором исполнил известный М.Л. Колокольников. Арки в церкви были украшены лепными фигурами ангелов; пол покрыт чугунными плитами. Колокольня была окончена только в 1787 г. На углу, у канала, в 1796 г. выстроили часовню. В 1885–1886 гг. ее переделал Г.И. Карпов; тогда внутри поставили иконостас, вырезанный Райским, с образами кисти Баркова.

Первую крупную перестройку церкви произвел Л. Руска. Начиная с 1807 г., он удлинил боковые приделы, сделал церковь теплой, изменил завершение здания, в связи с чем потребовался новый четырехъярусный иконостас (резчик – Федор Кретьен) в стиле ампир с дополнительными образами. Тогда же интерьер был заново расписан и украшен лепкой (ее выполнил Иван Журкин); в нем убрали чугунный пол и повесили хрустальные люстры. 26 января 1813 г. церковь была снова освящена митрополитом Амвросием. 10 тыс. руб. дал староста купец И.В. Вечерухин.

В 1852 г. В.Е. Морган решил перестроить храм в русском стиле, но ему пришлось ограничиться лишь переделкой алтарной части и возвышением на ярус иконостаса. Последующими работами руководил Сапегин, который в 1860–1861 гг. возвысил купола и изменил форму фонарика. В 1869 г. Р.Ф. Виноградов украсил новой живописью стены и написал по эскизу Ф.Г. Солнцева плафон. Последние изменения в архитектуру здания внес Р.Л. Першке, пристроивший в 1898 г. к алтарю ризницу и архив. В 1903 г. на колокольне смонтировали часы.

Из святынь в храме имелся серебряный крест XVII века с вложенными в него мощами. Сохранялась и первоначальная утварь из серебра, хотя в 1861 г. была пожертвована новая, более богатая, сделанная в мастерской Ф.А. Верховцева. Уральские заводчики Г.А. и А.Г. Демидовы поднесли храму серебряные сосуды, украшенные вставками из горного хрусталя, полудрагоценных камней и эмали. Наконец, в 1904 г. для плащаницы была изготовлена красивая гробница из серебра и золоченой бронзы.

Дважды в год из храма шли крестные ходы к приписным часовням: 25 мая – к часовне св. Александра Невского (1867 г.) на ныне снесенном Ново-Александровском рынке, где в 1889 г. был поставлен киот с образом св. Владимира; 17 июля, в память о холере 1848 г., к деревянной часовне свт. Николая, возведенной в честь коронования Императора Николая I на Никольском рынке, где в 1905 г. тоже был сделан киот с образом Божией Матери „Умиление злых сердец“, а также на Лиговский рынок. Еще одна – металлическая – часовня св. Александра Невского стояла близ Юсупова сада, на Садовой улице. Она была выстроена Российским обществом спасения на водах в 1895 г. по проекту П.С. Купинского в память Александра III.

С 1870 г. при церкви действовало Общество попечения о бедных, содержавшее в собственном доме женскую богадельню, детский приют-школу и курсы церковного пения с большим народным хором под руководством И.С. Соловьева. С 1911 г. в храме собирались и 4 сентября служили литургию члены братства свт. Иоасафа Белгородского, которое затем переехало в часовню при Биржевой больнице на Васильевском острове.

Более полувека (до 1908 г.) прослужил в храме прот. Александр Алексеевич Черенский, опытный и любимый прихожанами духовник, которого сменил известный богослов проф. прот. Николай Васильевич Покровский. В 1914–1925 гг. настоятелем был прот. Павел Павлович Виноградов, несколько раз репрессированный большевиками.

20 сентября 1923 г. указом Патриарха Тихона церковь, которой через два года завладели обновленцы, получила статус собора. Ныне восстановлено прежнее название проспекта, но восстановить собор не удастся, очевидно, уже никогда, ибо в 1934–1936 гг. арх. А.Л. Лишневский выстроил на его месте среднюю школу. Обе часовни св. Александра Невского закрыты в 1924 г. и затем снесены.

http://www.encspb.ru/object/2804678617?dv=2853952566&lc=ru


Статью добавил(а): Анонимный участник,  1 октября 2015

Церковь Вознесения Господня начало свое получила в царствование императора Петра I. При первоначальном заселении новой столицы на Адмиралтейском острове поселены были так называемые Переведенские слободы; здесь же устроена была и слобода Адмиралтейского батальона.

Скоро население этих слобод увеличилось до 1100 дворов, тогда за умножением приходских людей и частью по отдаленности от приходской церкви Исаакия Далматского, единственной на Адмиралтейской стороне, для большего удобства к богомолению и к исполнению духовных треб, поставлена была в поле походная часовня, в которой совершал служение особо определенный от св. Синода священник с жалованием от Адмиралтейства.

Корабельный подмастерье Филипп Пальчиков с товарищами взошел в адмиралтейскую коллегию с просьбою о дозволении построить близ Переведенских слобод деревянную церковь во имя Вознесения Господня с приделом Иоанна Воинственника. Адмиралтейская коллегия резолюциею положила поискать удобное место и помогать тому строению лесами от Адмиралтейства, а на наем плотников и украшение церкви собирать просителям от себя и учинить для такого сбора книгу… Была заложена деревянная церковь по указу св. Синода от 31 августа 1728 г., а в ноябре того же года окончен был придел во имя Иоанна Воина, и по указу св. Синода преосвящ. Рафаилом, епископом псковским и нарвским, освящен с положением в оный данного св. Синодом освященного антиминса. Дальнейшая постройка главной церкви продолжалась теми же средствами и окончена в половине марта 1729 г., а 20 марта дан от Синода благословенный указ на освящение храма Вознесения Господня тому же епископу Рафаилу и прислан антиминс… При быстром умножении народонаселения деревянный и необширный храм не мог долго удовлетворять потребностям прихода, и через 20 лет причт и прихожане Вознесенской церкви исходатайствовали разрешение построить каменный, более обширный храм, пятиглавый, с особою колокольнею.

Каменная церковь была заложена 4 июня 1755 г. Кем был составлен план и фасад ее, из сохранившихся документов не видно; план этот не вполне сохранился и отчасти изменен впоследствии. Сохранилась одна только колокольня, отличающаяся от храма легкой, красивой своей архитектурою. Такой же точно фасад имел и весь храм, как можно видеть из рисунка его, находящегося в в одной из галерей Зимнего дворца. По первоначальному плану храм разделялся на теплый и холодный. В теплой западной части устроены были два придела. Первый, по левую сторону от входа, во имя св. вмч. Иоанна воина освящен в 1764 г. июля 30; второй, по правую сторону, во имя Божией Матери «Утоли моя печали» освящен в 1765 г. сентября 25 дня, и тогда же поставлен в нем образ Божией Матери «Утоли моя печали», в точной копии с находящегося в московской церкви св. Николая чудотв., что на Папышах. Образ «Утоли моя печали», по преданию, принесен и поставлен в церковь московским купцом Роговиковым.

Холодная церковь во имя Вознесения Господня освящена в 1769 г. 28 мая. В ней св. престол был украшен сенью резной работы из дерева; в колоннах сени находились вырезанные из дерева изображения св. ангелов в рост человека. Иконы храма написаны художником Колокольниковым, живопись которого и доныне существует в иконостасе верхней церкви Никольского собора.

В 1796 г. на углу церковной ограды, против Вознесенского моста, построена была на церковные суммы каменная часовня. Изображение Богоматери «Утоли моя печали» поставлено в ней на главном месте.

Около 1805-06 гг. в одном из главных столбов, поддерживавших купол, где была устроена кафедра для проповедника, оказалась трещина; вследствие чего купола были разобраны и вновь сделаны по плану «архитектора Руссо», под наблюдением протоиерея Иоанна Державина и церковного старосты с.-петерб. купца Сергея Стефанова. В то же время приделы в западной части храма перенесены в ряд с главным престолом Вознесения Господня и вся церковь сделана теплою. По плану того же архитектора устроен новый иконостас и св. иконы написаны вновь разными художниками. Прежний иконостас с иконами, с разрешения митрополита Амвросия, отдан в новгородский Клопский монастырь, где он и находится. Все стены храма были расписаны живописью. Означенную переделку церкви предположено было произвести на сборную сумму, но по недостатку оной пришлось позаимствовать из комиссии духовных училищ 15 000 руб., с обязательством уплаты в назначенные сроки, что в продолжение времени и было исполнено.

По окончании всех работ по церкви приделы, перенесенные в ряд с главным алтарем, были освящены местным причтом в январе 1813 года, в два воскресные дня, а в третье воскресенье 20 января того же года и главный престол Вознесения Господня освящен преосвящ. митрополитом Амвросием. После этой переделки до 1851 г. никаких особенных улучшений и исправлений не было.

От времени внутренность ее и иконы почернели, рамы закоптели и обветшали. В 1852 г. при настоятеле церкви протоиерее Иакове Предтеченском составлен был проект о обновлении внутренности церкви. По утверждении проекта епархиальным начальством в июле 1852 г. составлена была строительная комиссия из местных священнослужителей, церковного старосты купца Михаила Слободского и прихожан - купцов 1-й гильдии Ивана Смирнова и Николая Будкина. Наблюдение за работами поручено составителю проекта архитектору Моргану. На эти работы было ассигновано и употреблено 23 810 руб. 90 коп.

Особенности исправления церкви состояли в том, что: алтари были подняты на 13 вершков, алтарная часть выдвинута и ограждена изящною решеткою, иконостас поднят и прибавлен на целый ярус, пилястры обделаны под белый мрамор, по алтарям и солее настланы паркетные полы, середина церкви выстлана плитою вместо бывшего чугуна, а по бокам положены деревянные полы с отделением мест для женщин, над западным входом устроены деревянные хоры, пред алтарями повешены три изящного вида люстры, ризница убрана в особые помещения, стенная живопись в храме, почерневшая и осыпавшаяся, уничтожена, кроме изображений четырех евангелистов под куполом.

В 1865-67 гг. произведены были снова значительные исправления. Так как построенные архитектором Руссо купола были весьма плоски и совершенно не соответствовали виду колокольни, то крыши и фонарики их были значительно подняты и покрыты новым железом, окрашены белою краскою и вызолочены полосами. Внутри храма, на карнизах, куполах и частью на стенах снова произведена живопись. Хоры в это время уничтожены.

К столетнему юбилею, праздновавшемуся в 1869 г., церковь обновлена как внутри, так и снаружи. В 1874 г. люстры, устроенные в 1852 г., перемещены в западную часть храма, бывшую вначале притвором, а в самом храме повешены новые, более изящные и богатые, пожертвованные почетным гражданином Иваном Максимовичем Алонкиным.

В архитектурном отношении церковь не представляет никаких замечательных особенностей. Главный храм был построен квадратный, но так как в последствии времени холодная и теплая церкви соединены в одну и престолы из теплой перенесены в ряд с главным, то вся церковь в настоящее время представляется значительно продолговатою сравнительно с ее шириною. Длина всего храма 35 саж. 1.5 арш., ширина 12 саж. 2 арш., а вышина 14 саж. 8 верш.

Вся церковь построена из кирпича, наружные стены гладкие, карнизы главного храма в один ряд, без украшений. Кровля на западной части храма шатровая на два, а на главном - на четыре ската, железная и выкрашенная зеленою краскою. Купола круглые, не на середине всего храма, а над восточною частью его, которая вначале была холодною церковью. Из пяти куполов только главный освещен окнами, прочие глухие; крыты они, как и вся церковь, железом, окрашенным зеленою краскою. Кресты на куполах также железные, четырехконечные, с позлащенными по меди звездочками на концах и в середине каждого креста. Утверждены они в круглых глухих деревянных фонарях.

Окна в храме широкие, в один свет, исключая главного купола. В алтарях: в главном - два окна, в малых - по одному. В алтарных окнах устроены решетки. Двери в храме устроены с трех сторон: западной, северной и южной, с полукруглыми над каждой окнами. В алтарь с северной стороны есть особая малая дверь, с небольшим деревянным, крытым входом. Паперть устроена с западной только стороны храма, под колокольнею.

По первоначальному плану, внутри храма с северной и южной сторон главного алтаря, были устроены особые помещения, отделенные от алтаря стенами с арками и предназначавшиеся, вероятно, для ризницы. Над арками в алтаре находятся лепные изображения ангелов в рост человека, по одному с той и другой стороны каждой арки, всех четыре, в наклонном положении, сообразно расположению арки. В одной руке ангелы держат венки, в другой пальмовые ветви. Иконостасы с колоннами украшены вызолоченною резьбою по белому полю. Главный иконостас в четыре яруса, с образом Господа Саваофа и крестом вверху над ним. В малых приделах иконостасы в три яруса. В двух нижних ярусах придельных иконостасов, а в главном - в трех ярусах иконы в серебряных позлащенных ризах.

При церкви находится колокольня красивой архитектуры в три яруса, вышиною 18.5 сажень. Здание это четырехгранное с колоннами по углам; крыша из белого железа пирамидальная, восьмигранная, над ней небольшой семиугольный купол, с кнопкою наверху и яблоком, в котором утвержден крест. Купол, кнопка, яблоко и крест по меди вызолочены. Всех колоколов 15, звон их приятный и достаточный. Церковь ограждена каменною оградою с железными решетками.

Церковная библиотека существует с 1730 г., когда присланы были из Москвы первые богослужебные и некоторые другие книги. Библиотека состоит из книг богословского содержания и из духовных журналов. Записей, жалованных грамот и государственных актов в церкви не находится. Метрические книги, хотя не за все годы полные, сохраняются с 1780 г.

Приписных церквей к Вознесенской церкви нет. Домовых и казенных церквей в приделах прихода находится пять: во дворце ее императорского высочества Великой Княгини Марии Николаевны; в институте корпуса инженеров путей сообщения; в доме главного священника армии и флота; в доме главного управляющего путями сообщения, в доме государственного контроля.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 4, Санкт-Петербург, 1875 г. Напечатано в типографии Департамента Уделов


Статью добавил(а): Сергей Ковров и Елена Григорьева,  5 мая 2018

Деревянная церковь на этом месте была построена по просьбе корабельных мастеров. Ее заложили в августе 1728 г., в ноябре того же года был окончен строительством первый придел - святого Иоанна Воина. Постройка завершилась в марте 1729 г., вскоре храм был освящен. Проект его и рисунок иконостаса выполнены архитектором И.К. Коробовым. В 1730 г. над церковью возвели шпиль. К середине века она стала тесной из-за выросшего количества прихожан.

Каменная приходская церковь была заложена в 1755 г. по проекту арх. А.Ф. Виста. Храм возводился пятиглавым, квадратным в плане. К нему затем пристроили трапезную и колокольню. После того как в 1758 г. рухнула колокольня, вместо неё А. Ринальди, внесший в проект большие изменения, соорудил новую – совершенную по контуру и пропорциям. Колокольня представляла собой трехъярусную башню, декорированную полуколоннами и завершавшуюся шатром. Она считалась в Петербурге второй по красоте после колокольни Никольского собора. По первоначальному плану храм разделялся на теплую и холодную части. В западной, теплой, части были устроены два придела: во имя святого великомученика Иоанна Воина и во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали", освященные соответственно в июне 1764 г. и в сентябре 1765 г. В 1769 г. все работы были завершены и в мае холодная церковь во имя Вознесения была освящена.

Престол в ней украсили сенью резной работы, в колоннах которой были вырезаны из дерева фигуры ангелов в человеческий рост. В 1796 г. в углу церковной ограды была возведена каменная часовня, которая в XIX веке неоднократно перестраивалась. В 1805-1813 гг. архитектор Луиджи Руска перестроил церковь, удлинил боковые приделы и заново отделал интерьеры, а её купола, высившиеся на высоких барабанах, получили шлемообразную форму. Однако на столбах, поддерживающих купола, зодчий сохранил резные украшения барочного стиля. В 1852 г. основательно изменился интерьер храма: алтари были подняты, алтарная часть выдвинута и ограждена изящной решеткой, иконостас поднят и надстроен одним ярусом, пилястры оформлены под белый мрамор. В 1867-1869 гг. архитектор Г.И. Карпов вновь несколько изменил форму куполов. По его же проекту в 1885-1886 гг. была перестроена часовня на набережной.

Церковь славилась иконостасом греческой работы, стоявшим в главном приделе. Четырехъярусный с колоннами иконостас украшала вызолоченная по белому фону резьба. Большую художественную ценность представлял также серебряный иконостас правого придела, вес которого превышал 130 килограммов. Иконы для храма были написаны художником М.Л. Колокольниковым. Среди святынь церкви особо выделялись две древние иконы: "Утоли моя печали" в драгоценной ризе, привезенная из Москвы и в 1820 г. вставленная в особо устроенный серебряный киот работы мастера Помо, и Иоанна Воина.

В церкви также находился напрестольный крест, изготовленный в 1685 г. Церковная библиотека, основанная в 1730 г., состояла из богословских книг и духовных журналов. Созданное при церкви в 1869 г. Общество попечения бедных выдавало денежные пособия и помещало в богадельню престарелых и увечных. При обществе существовал приют, в котором воспитывались и обучались дети.

Живописный ансамбль Вознесенской церкви, расположенный на пересечении Вознесенского проспекта и Екатерининского канала, на протяжении 150 лет играл роль ведущей архитектурной доминанты района. Величественный храм с высокой колокольней был закрыт в 1935 г. и снесен в 1936 г.

http://piters.in/nohram

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.