ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь Петра и Павла женского отделения Обуховской больницы.


Санкт-Петербург. Церковь Петра и Павла женского отделения Обуховской больницы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Петра и Павла
Год постройки:не позже 1840.
Архитектор:П.С. Плавов
Адрес:
Санкт-Петербург, Загородный пр. 47

Координаты: 59.919755, 30.325883
Проезд:метро "Пушкинская"



Церковь Петра и Павла женского отделения Обуховской больницы, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вадим Павлов
18 декабря 2022
Церковь Петра и Павла женского отделения Обуховской больницы, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
29 апреля 2012
Церковь Петра и Павла женского отделения Обуховской больницы, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
18 марта 2007
Церковь Петра и Павла женского отделения Обуховской больницы, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1997
Церковь Петра и Павла женского отделения Обуховской больницы, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1995
Церковь Петра и Павла женского отделения Обуховской больницы, Рис. из журнала "Нива".<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1 января 1884
Церковь Петра и Павла женского отделения Обуховской больницы, фото с сайта citywalls.ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта citywalls.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Петра и Павла женского отделения Обуховской больницы, фото с сайта encspb.ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта encspb.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Петра и Павла женского отделения Обуховской больницы, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  21 марта 2007
Церковь-ротонда с четырьмя окнами находилась в угловой части здания над круглой в плане лестницей. Церковь устроена по повелению Николая I и освящена в 1840 году по окнчании строительства здания. Плафон был расписан, в проемах между окнами помещались четыре священных изображения.
Церковь закрыли в апреле 1922 г. В настоящее время в здании размещены клиники Военно-медицинской академии.

Литература: Длужневская Г.В. Утраченные храмы Петербурга. - СПб,: Издательский Дом "Литера" 2003

Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 мая 2015

После того как П. С. Плавов в 1836–1840 перестроил здание на углу Загородного проспекта, женская больница на 200 коек отделилась от известной Обуховской больницы (см. церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ" при Обуховской больнице Императрицы Екатерины II), территориально к ней прилегающей.

Увидев, что в проекте Плавова церкви нет, Николай I велел ее устроить в угловой части здания, под куполом, над изящной главной лестницей. Работу поручили арх. А. Я. Андрееву, и обошлась она казне в 30 тыс. руб.

Резчик Ф. И. Кастрюлин вырезал для храма небольшой белый иконостас в виде ротонды, иконы написал живописец А. Антонов. Церковные сосуды были куплены, лишь серебряную дарохранительницу выполнил на заказ мастер Андреев. Храм площадью всего 12 кв. саж. был освящен 21 ноября 1840 прот. Тимофеем Никольским из Никольского собора, через два месяца после открытия больницы. Позднее на крыше появилась деревянная звонница.

В 1863 по проекту К. А. Ухтомского к дворовому фасаду больницы пристроена часовня для отпеваний. В 1876 почетный член благотворительного общества при больнице И. Ф. Громов на свои деньги установил у фасада киот и кружку для сбора пожертвований на больных.

Когда отмечалось 50-летие женской больницы, на парадной лестнице 29 июня 1892 установили мраморный бюст Николая I работы Н. А. Лаверецкого.

Последним перед революцией священником был о. Арсений Николаевич Флоровский.

Церковь закрыта 26 августа 1919 и 7 января 1924 ликвидирована. Иконостас вывезен в Музей отжившего культа. Ныне в помещении церкви – аудитория Военно-медицинской академии.

Архивные источники

РГИА. Ф. 759. Оп. 32. Д. 317; Ф. 760. Оп. 1. Д. 159.

ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 32. Д. 71; Оп. 122. Д. 106.

ЦГАЛИ СПб. Ф. 32. Оп. 1. Д. 37. Л. 27.

Литературные источники

ИСС. 1878. Т. 6. С. 401–402.

Попечительный совет заведений общественного призрения… СПб., 1878. С. 154.

ПАЛ. С. 436.

Грекова, Голиков. С. 98–99.

Периодика

ВПГ. 1892. № 160.

НС. 1892. № 27. С. 177.

Авторы

Кобак Александр Валерьевич

Антонов Виктор Васильевич

http://www.encspb.ru/object/2804676983?dv=2853952566&lc=ru

13 августа 1830 (с. Рождествено Царскосельского у. С.-Петербургской губ.) – 20 мая 1869 (С.-Петербург)
Священник, общественный деятель и духовный публицист, организатор церковной благотворительности. Сын диакона села Рождествено. В 8 лет остался сиротой. Был устроен родственниками в Александро-Невское духовное училище, затем учился в училище при Петропавловском соборе и в Духовной семинарии, откуда в числе лучших учеников был направлен в Духовную академию. Окончил последнюю в 1855 (одновременно с о. Иоанном Кронштадтским) со званием магистра богословия, затем около года преподавал словесность и Священное Писание в семинарии. В 1856 женился на дочери прот. Г. А. Смирягина (позже – основателя Петровского благотворительного общества в память 200-летия со дня рождения Петра I) и в том же году был рукоположен в священники Христорождественской церкви (церковь Рождества Христова на Песках – 6-я Рождественская, ныне Советская ул., 6; снесена в 1934).
С 1856 – член Комитета, учрежденного для церковно-исторического описания С.-Петербургской епархии, с 1860 – его секретарь. Итогом трудов этого комитета стало фундаментальное 10-томное издание «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». В одном из первых томов предполагалось поместить его статью о епархиальных благотворительных заведениях, но эту работу прервала преждевременная смерть. С 1861 – член Императорского Археологического общества.
В 1860 был приглашен вел. кнг. Еленой Павловной в качестве духовного наставника в Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, но уже в 1862, из-за расхождений с нею во взглядах на организацию общины, был отстранен от этой должности.
22 мая 1860 открыл в С.-Петербурге Владимирскую воскресную школу, содержавшуюся на средства Городской ремесленной управы и ставшую одной из первых в столице. В октябре того же года основал в своем приходе Христорождественскую воскресную школу, где безвозмездно преподавал сам и привлекал к преподаванию семинаристов. В 1861 по благословению покровительствовавшего ему митрополита Исидора (Никольского) составил «Правила для преподавания Закона Божия и для наблюдения за обучением в воскресных школах С.-Петербургской епархии», а также стал цензором книг духовного содержания для воскресных школ. Однако в июне 1862 высочайшим повелением воскресные школы повсеместно были закрыты, поскольку власть увидела в них рассадники безверия и социализма (в 1864 запрет был снят).
Писал стихи и песни, сотрудничал в журнале «Странник» (1860), в котором опубликовал поучения, рассказы и цикл статей «Заметки приходского священника». В 1861–1865 вместе со священниками И. Флеровым, Д. И. Флоринским и И. Г. Заркевичем издавал журнал «Дух Христианина». В ряде выступлений критиковал состояние дел в сфере духовного образования, публиковал корреспонденции о негативных явлениях в жизни столичной епархии, поднял вопрос о введении выборного начала в среде духовенства. На страницах журнала неоднократно высказывал мысль о необходимости создать в каждом приходе кассу для бедных, пополняемую за счет благотворительных взносов.
В начале 1860-х разработал проект создания приходского благотворительного братства, который нашел поддержку у многих своих прихожан. В 1863 на первое крупное пожертвование была нанята квартира, где устроили богадельню для пяти престарелых женщин и приют для нескольких детей-сирот; тут же разместили класс рукоделия и библиотеку. Для дополнительно привлечения средств, с целью устроить в приходе приют для малолетних нищих, издал брошюру «Житие преподобного Алексея, человека Божия», в заключение которой вновь высказал мысль о необходимости создания благотворительных братств в каждом приходе. Позже в его приходе был открыт приют для взрослых нищих, а по выходным и праздничным дням стали организовываться бесплатные обеды для неимущих. Таким образом, было положено начало деятельности Христорождественского Александро-Иосифовское братства, которое стало первым в своем роде и послужило примером для создания подобных в других приходах. Устав братства был составлен в 1863, но из-за сопротивления части городского духовенства утвержден Министерством внутренних дел только в 1869, хотя уже в 1864 Александр II издал закон, утвердивший православные церковно-приходские общества и братства.
В 1866 во время молебствия по случаю счастливого избавления императора от покушения на его жизнь, произнес речь, в которой неодобрительно высказался о помещичьем сословии (к таковому принадлежал террорист Каракозов). За это был фактически выслан из столицы в Нарву. Служил там в Преображенском соборе, где также создал приходское попечительство о бедных. Свои проповеди издал в виде брошюры «На память православным жителям г. Нарвы» (СПб., 1868). Весной 1868 его вернули в С.-Петербург и определили служить в церкви св. Апостолов Петра и Павла при Обуховской женской больнице (Загородный пр., 47). Здесь он основал «погребальную кассу» для похорон неимущих, умерших в больнице.
Скончался от тифа, которым заразился, исповедуя и причащая больных. Был отпет в церкви Божией Матери Всех Скорбящих Радости при Обуховской мужской больнице (наб. Фонтанки, 106), поскольку храм, в котором он служил, не мог вместить всех желающих с ним проститься. Похоронен на Смоленском кладбище, куда гроб из храма всю дорогу несли на руках. На могильном камне, ныне утраченном, была надпись: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою для друзей своих». Основанное им братство продолжало действовать до 1917.
Лит.: С-ов Н. Жизнь и деятельность основателя церковных братств на Руси священника Александра Васильевича Гумилевского. С приложением портрета и речей, посвященных его памяти. СПб., 1870; Скроботов Н. Н. Приходский священник Александр Васильевич Гумилевский. СПб., 1871; Рункевич С. Г. Приходская благотворительность в С.-Петербурге. СПб., 1900; Трефилова Т. А. А. В. Гумилевский // Три века Санкт-Петербурга. Девятнадцатый век: Энциклопедия. Кн. 2. СПб., 2003. С. 253-254.

http://www.encspb.ru/object/2853563345?dv=2853952566&lc=ru

Обуховская больница – старейшая и крупнейшая в Петербурге, возникла в конце 1770-х на левом берегу Фонтанки, близ Обухова моста, от которого получила свое название. Екатерина II поручила устройство клиники лейб-хирургу И. фон Кельхену, взявшему за образец Венский госпиталь, а архитектурный проект – знаменитому Д. Кваренги. В 1782–1784 был возведен главный двухэтажный корпус, украшенный дорическим портиком. Позже число отделений в больнице постоянно увеличивалось, и от нее отделились несколько самостоятельных лечебных учреждений (см. церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ" при больнице Всех скорбящих, церковь апп. ПЕТРА и ПАВЛА при Обуховской женской больнице). Долгие годы консультантом в больнице трудился знаменитый Н. И. Пирогов.
Градская больница на 300 кроватей была открыта 14 октября 1784, однако церкви в ней сперва не было, и требы исполнял священник из близлежащего Военно-сиротского дома (см. церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА при Константиновском артиллерийском училище. В 1807 этот недостаток решено было исправить, но проект арх. Е. В. Цыгорова по устройству храма осуществить не удалось.
Посетив в 1828 принятую под ее покровительство больницу, Императрица Мария Феодоровна пожелала, чтобы церковь все-таки устроили, и поручила создать ее план архитектору Д. Квадри. Иконостас велено было сделать похожим на иконостас церкви Градских богаделен (см. церковь равноап. КОНСТАНТИНА и ЕЛЕНЫ при Градских богадельнях), который нравился Императрице своей простотой.
Всего за четыре месяца, на верхнем этаже главного здания, был отделан двусветный храм с хорами и звонницей, освященный 22 июля 1828, в день тезоименитства Марии Феодоровны, которая пожертвовала в него утварь и богослужебные книги, тогда как Император прислал богатую ризницу.
Роспись в храме исполнил А. И. Травин. Ученики А. Г. Венецианова – А. В. Тыранов, А. Г. Денисов, Серебряков, Г. П. Зиновьев, А. А. Алексеев написали иконы (в основном копии с Боровиковского и Венецианова) в одноярусном с позолотою иконостасе, вырезанном мастером Кузнецовым и украшенном над царскими вратами копией „Тайной вечери“ Леонардо да Винчи.
Кисти самого Венецианова принадлежали картины „Св. Мария Магдалина“, „Снятие с креста“ и запрестольный образ „Исцеление расслабленного“. В храме висели две работы акад. И. В. Бугаевского-Благодарного: „Воскресение Христово“ и „Богородица с Младенцем Христом“ (копия с Гверчино), а также раннеитальянское „Распятие с предстоящими“. Образа на хоругвях исполнил глухонемой художник А. И. Беллер, воспитанный в Училище глухонемых на средства Марии Феодоровны.
„Воскресение Христово“ и другой местный образ – Божией Матери „Всех скорбящих Радости“, для которых ювелиром А. Я. Соколовым были сделаны золоченые серебряные ризы с драгоценными камнями, почитались особо и их носили по палатам во время крестных ходов в Пасху и 4 июля, когда на больничном дворе служился молебен с водосвятием. Была в храме еще одна замечательная, пожертвованная в 1830 икона с мощами нескольких святых угодников, чьи лики были отчеканены на серебряном окладе.
Поскольку эта церковь считалась временной, то через пять лет она была значительно расширена арх. П. С. Плавовым и 3 декабря 1833 снова освящена. При новом расширении в 1896 по проекту А. И. Балинского изменили отделку парадной лестницы и частично храма (иконостас перенесли на другое место и сделали роспись), после чего 19 ноября 1896 последовало новое освящение. Во дворе в 1863 К. А. Ухтомский построил каменную часовню для панихид.
В честь столетия больницы перед ее главным фасадом 29 мая 1888 открыт бронзовый бюст Екатерины II работы А. Л. Обера (снят в 1930), а у входа в церковь укреплены мраморные доски с именами главных благотворителей.
В 1867 свящ. А. П. Булгаков создал при церкви первое в Европе благотворительное общество для помощи неимущим больным и их семьям, которое содержало приют для выздоравливающих и два приюта для осиротевших детей, где имелись молитвенные комнаты. Перед революцией священником служил о. Петр Александрович Вишняков.
Церковь закрыта 19 марта 1923 и отдана под клуб, но долго сохраняла свою отделку. В 1950-х из-за надстройки здания интерьеры были полностью переделаны. Ныне в нем располагается филиал Военно-медицинской академии.

Архивные источники
РГИА. Ф. 759. Оп. 32. Д. 317; Ф. 797. Оп. 33. Д. 156.
ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 101. Д. 350.
Литературные источники
ОИАХ. 1828–1830. С. 28.
Северные цветы на 1829. СПб., 1828. С. 235–248.
ИСС. 1878. Т. 6. С. 379–400.
Попечительный совет заведений Общественного призрения… СПб., 1878. С. 51, 298–299, 305.
Герман Ф. Ф. Исторический очерк Обуховской больницы… СПб., 1884. С. 1–2.
Угрюмов П. К. Городская Обуховская больница. СПб., 1886. С. 14–19.
ЛМХ. Вып. 6. С. 76.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 110–112.
Периодика
PC. 1885. Т. 45. С. 469–470.
НС. 1888. № 26. С. 94.
ВПГ. 1888. № 128; 1896. № 265.
ЛПр. 1980. № 262.

http://www.encspb.ru/object/2804676838?dv=2853952566&lc=ru


Анонимный участник  17 сентября 2015

В начале 1836 г., при поднесении государю императору статс-секретарем по делам управления учреждений императрицы Марии, генералом Вилламовым проектов плана и фасада нового каменного здания при Обуховской градской больнице для больных женщин, государь, одобрив таковые, изволил сделать замечание, что тут нет церкви, что можно устроить таковую над парадною лестницею, в угловой башне, сделав в ней полукруглые окна, и повелел сделать сему проект. Составленный старшим архитектором попечительного совета г. Плавовым проект такой церкви 15 марта 1836 г. был удостоен совершенного императором одобрения.

В 1840 г., по окончании постройки нового каменного здания для женской больницы, освящен был и больничный храм во имя св. апост. Петра и Павла. Церковь помещается в самом куполе средней из трех башен, завершающих здание женской больницы, имеет вид круга и занимает 12 кв. саж. Плафон ее расписан простыми красками; по стенам, окрашенным масляною краскою, в полукругах между окнами находятся четыре священных изображения: «Несение Креста, Беседа Спасителя с Самарянкою, Исцеление расслабленного и Исцеление прокаженного»; освещается четырьмя полукруглыми окнами.

Пол в ней дубового паркета. Престол один. Антиминс священнодействован преосв. Тихоном, епископом выборгским 13 сентября 1870 г., а подписан преосв. митрополитом Исидором. Все иконы в алтаре, иконостасе и церкви - новой итальянской живописи, писаны неизвестным художником. Ризницею, утварью и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. При ней существует и колокольня.

Как церковь, так и иконы, ризница, и все, находящееся в церкви, устроено на сумму с.-петерб. приказа общественного призрения. Причта при ней положено по штату 1840 г.: священник и причетник. Жалование причт получает из сумм на содержание больницы. Оба имеют квартиры в самом заведении, с отоплением и освещением.

Приход состоит из одного дома женской больницы, где помещена церковь. Кроме больных женщин, которых по штату полагается не более 200 человек, причисляются к церкви и служащие в означенном доме, около 50 человек.

/Священник Андрей Соболев./

«Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 6, Санкт-Петербург, 1878 г., в синодальной типографии.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.