"Весной 1759 года, по приказанию преосвященного Варфоломея, начали разбирать здание прежнего храма; а в следующем 1760 году, 3 июля, самим преосвященным, после литургии, согласно приготовленному уже архитектором плану и фасаду, заложен был новый, тот самый, который существует ныне и служит украшением города. Сумма, употребленная на строение собора, простиралась до 34 тысяч. Она шла с вотчинных крестьян, приписанных к архиерейскому дому, с прикладных денег и денежных окладов с церквей, как это было при постройке первого каменного собора. Спустя шесть лет был совершенно окончен правый придел теплого храма и освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая 26 мая 1766 года. В следующем 1767 году, 24 мая был освящен левый придел во имя Архистратига Михаила.
Холодная церковь собора совершенно окончена в 1769 году. В этом же году начата постройкою и колокольня с крытым входом в храм. В новом кафедральном соборе, освященном в 1772 году во имя Пресвятой Троицы, поставлен был иконостас, сделанный еще при преосвященном Алексии в 1731 году и бывший до сего времени без употребления. Новый же иконостас, который существует и ныне, устроен при преосвященном Лаврентии II Барановиче (1774-1796 г.). При нем же были исправлены некоторые недостатки в построении самого собора, и собор был соединен крытым каменным входом с архиерейским домом.
В 1871 году под теплым храмом устроен храм во имя всех святых Киевских. В нем имеются части св. мощей угодников Божиих, почивающих в Киевских пещерах: Феофила и Нифонта, святителей Новгородских, и преподобных Исаакия и Ипатия, лично полученные из Киево-Печерской лавры кафедральным протоиереем Стефаном Никифоровичем Кашменским по благословению Митрополита Киевского Арсения, и внесенные в собор 10 января 1871 года с торжественною встречею их городским духовенством при многочисленном стечении народа.
Высота главного соборного храма, бывшего холодного (ныне собор теплый), от основания до верхнего креста 24 сажени, 6 вершков [около 52 метров], а всего здания с крестами 25 саж. 2 аршина [около 54 метров], длина его внутри около 30 сажен [около 64 метров].
Храм снаружи пятиглавый, прекрасной архитектуры. На стенах его несколько священных изображений. К главному храму примыкает теплый храм, который длинным, каменным, крытым коридором соединяется с колокольнею. Коридор окончательно построен при преосвященном Гедеоне. Колокольня пятиэтажная, столь же красивой архитектуры, как и храм. Во втором этаже колокольни церковь во имя преп. Симеона Столпника; в последнем, т.е. пятом, этаже устроены городские часы, которые показывают время со всех четырех сторон колокольни".
18 ноября 1929 г. Вятскиим окружным административным отделом было направлено ходатайство в Вятский окрисполком о прекращении колокольного звона в г. Вятке и снятии колоколов с церквей исходя из "многочисленных резолюций массовых собраний рабочих заводов и фабрик, рабочих и служащих различных совучреждений и предприятий, служащих профсоюзных и кооперативных организаций и, наконец, коллективов просвещенцев [служащих учреждений подведомственных Наркомпросу], учащихся различных школ и студентов Педагогического института, рабфака и техникумов".
Указывалось, что:
"1) Вятские городские церкви расположены преимущественно в центральной части города, охватывая тесным кольцом центральную площадь Большевиков с расположенными на ней зданиями Окружного комитета ВКП(б), РКИ и др. совучреждниями;
2) Колокола церквей города Вятки отличаются от [колоколов церквей] многих других городов особой тяжеловесностью (до 1300 пудов один колокол) и, следовательно, оглушительностью звука;
3) Верующее население города Вятки, как население культурного центра, ведет свою жизнь исключительно по часам, следовательно, в звоне как способе оповещения о времени молитвенных собраний в той или другой церкви не нуждается, так как богослужения в церквях происходят ежедневно в одни и те же часы. Поэтому изъятие из церквей колоколов не может служить какой-либо мерой препятствия или стеснения свободного отправления верующей частью населения своих религиозных обрядов, что обеспечивается для верующих советским законодательством;
4) Численный состав верующего населения города Вятки весьма незначителен по сравнению с массой трудящихся уже освободившихся от религиозных верований, следовательно, звон, производимый с таким оглушительным шумом как бы по желанию меньшинства (верующих) является довольно серьезным стеснительным средством для покоя большинства безрелигиозного населения, вследствие чего со стороны последнего возникают не только предложения о снятии колоколов, но и слышатся недовольство и упреки по адресу представителей Соввласти и, в частности, Окрадмотдела по поводу якобы бездействия в проведении мероприятия по снятию колоколов, по мнению трудящихся, как мероприятия вполне своевременного и всесторонне целесообразного.
Учитывая с одной стороны вышеизложенное и принимая во внимание с другой стороны переживаемый социалистическим хозяйством нашей Советской страны кризис в металле, особенно в цветном, из какового состоят колокола и которого получится огромное количество от реализации колоколов, Административный отдел полагает: войти с ходатайством в Окружной исполнительный комитет о разрешении вопроса по снятию колоколов в срочном порядке, как в Вятке (в 1-ю очередь), так и в заштатных городах Вятского округа".
24 января 1931 г. Нижегородским крайисполкомом принято постановление о закрытии кафедрального Троицкого собора г. Вятки "принимая во внимание, что группа верующих, в пользовании которых находится здание Вятского кафедрального собора, от дальнейшего пользования зданием этого собора отказалась, что для отправления религиозных надобностей эта группа верующих получила в пользование здание Серафимовской церкви в гор[оде] Вятке [...] договор с обществом верующих на пользование зданием [кафедрального] собора г. Вятки расторгнуть, собор этот закрыть и, как состоящий на учете Главнауки, передать его в ведение Краймузея".
Поначалу предполагалось использовать кафедральный Троицкий собор в качестве антирелигиозного музея, сохранив его внешний вид и внутреннее убранство, о чем свидетельствует письмо директора Вятского краеведческого музея от октября 1930 г. и постановление административного отдела Вятского горсовета от 24 ноября 1930 г. и письмо Наркомпроса от ноября 1930 г. Однако весной 1931 г. исполком Вятского горсовета решил, что место на высоком берегу г. Вятки очень подходит для сооружения Дворца культуры (построен так и не был) и запросил разрешение Наркомата просвещения на разборку соборного комплекса. Сектор науки Наркомпроса это разрешение дал 6 апреля 1931 г., а в июне того же года были начаты взрывные работы и дальнейшая разборка собора на кирпич. Работы по разборке продолжались до 1935 г.
2 февраля 1935 г. после продолжительных изысканий с целью минимизации застройкой границ Троицкого собора постановлением Президиума Кировского горсовета "на площадке бывшего Кафедрального собора на берегу реки Вятки" было отведено место для строительства двух домов КиКа (Краевого исполнительного комитета). В конце марта 1935 г. начались строительные работы.
"7 июня 1935 г. Президиумом Кировского горсовета принято постановление о немедленной ликвидации здания бывшей Богоявленской церкви, поскольку она "не только мешает производству строительных работ, но является опасной для жизни верующих в момент производства на месте строительства подрывных работ на остатках бывшего Кафедрального собора".
Строительство заняло более двух лет и завершилось лишь к концу 1937 г., в том числе из бывшего в употреблении кирпича и бута, оставшихся от разборки близрасположенных храмов и служб. Улица Коммуны (ныне Московская) сформирована и продлена до набережной. Позднее архитектор Борис Викторович Зырин писал, что "силуэт [домов крайисполкома] никак не мог заменить профиль Кафедрального собора в панораме города, но четко обозначил место древнего хлыновского кремля и начало улицы".
В 1956 г. в западной части участка был возведен еще один многоквартирный дом номер 1а. Между домами Коммуны 1 (1937 года постройки) и 1а (1956) об утраченном соборе свидетельствовала большая насыпь. К этому периоду разнеслось множество слухов и многочисленных упоминаний о подземных ходах. Дети часто попадали в подвал храма, в пещерную церковь, возможно, в остатки галереи, соединявшей храм и архиерейский дом. Предположительно, в отсутствии механизации фундамент собора не был до конца демонтирован, что мешало дальнейшей застройке территории. С началом правления Л.И. Хрущёва, в 1958 г. фундамент окончательно демонтировали при строительстве дома 1б.
В 2019 г. во время археологических раскопок, связанных с реконструкцией газопровода, на глубине около 1 метра скрылся фундамент собора.
Составлено Альгисом Червинскасом Альгисом на основе материалов, публикуемых Алексем Александровичем Леонтьевым, главным архивистом отдела использования архивных документов Центрального государственного архива Кировской области, сборника "Столетие Вятской губернии" и личных изысканий