ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вятка (Киров). Собор Воскресения Христова.

Воскресенский Собор


Собор.  Утрачен.  
Престолы:Воскресения Христова, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Димитрия Ростовского
Архитектурные стили:Вятский, Эклектика
Год постройки:Между 1695 и 1700.
Год утраты:приблизительно 1937 (разобран)
Адрес:
Россия, Кировская область, город Киров, улица Ленина, д. 80.

Координаты:58.604304, 49.682015
Проезд:остановка "Центральная гостиница".


Добавить фотографию
Сортировка:


Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
Вид Соборной площади с колокольни Троицкого собора. Фото до 1931 года. Воскресенский собор - справа, без колокольни и главок. Из личного архива
Брат Евгений
1 января 1925
Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
Воскресенский собор, вид с востока. 1920-е гг. Из личного архива.
Брат Евгений
1 января 1922
Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1914
Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1914
Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
Воскресенский собор, вид с северо-запада. Из личного архива.
Брат Евгений
1 января 1910
Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
Вид с юго-востока, с перекрестка ул. Московской и Казанской, нач. ХХ века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1901
Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
Вид ул.Московской с колокольни троицкого собора. Воскресенский собор - справа. Фото П.Г. Тихонова. С сайта Pastvu.com
Брат Евгений
1 января 1900
Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
Вид Соборной площади с колокольни Троицкого собора. Воскресенский собор - справа. 1900-е гг. Из личного архива.
Брат Евгений
1 января 1900
Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
Фото с сайта: http://gorenka.org/index.php/goroda-rossijskoj-imperii/7618-vyatka
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??
Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
Собор на фото справа. С сайта:http://kasanof.livejournal.com/82562.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??
Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
Фото с сайта: http://arch-heritage.livejournal.com/1235951.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??
Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
Фото с сайта: http://abc1918.livejournal.com/93944.html?thread=1397240
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??
Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
Фото 1937г. В центре снимка виден главный объем и апсида собора. Слева- Покровская церковь. Фото с сайта: http://gaspiko.ru/html/galery_27_old
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??
Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
На месте гостиницы и располагался Воскресенский Собор.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
15 ноября 2014
Собор Воскресения Христова - Вятка (Киров) - Вятка (Киров), город - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
15 ноября 2014



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев,  16 ноября 2014

Срубленная еще в 1615 году деревянная Воскресенская церковь заняла одну из самых эффектных высот городского ландшафта. В течение XVII века храм неоднократно горел, что побудило Преосвященнейшего Иону в 1695 году благословить прихожан на сооружение каменной церкви. Артель местных зодчих – первых мастеров каменных дел к концу 1700 году закончила основные работы по возведению храма, но до окончательного завершения было еще далеко: велись внутренние работы, храм обустраивался, в 1725 был возведен правый придел Рождества Богородицы.(прим.: здесь в статье ошибка, проименование данного придела - Введения во храм Пресвятой Богоридицы). А через 33 года – и левый придел, в честь митрополита Ростовского Дмитрия. К началу 80-х годов XVIII века пристроены рундуки, в храме выстелен чугунный пол, обновлены росписи. К середине XIX века верх строения был покрыт железом, а в 1852 году возведена новая колокольня. Воскресенский собор - удивительный архитектурный артефакт с долгой историей: в ней, как в зеркале, отразились основные тенденции архитектуры и способы внутреннего обустройства, соответствующие каждому этапу доработки. И стоит отдать должное мастерам, работавшим над собором: единая стилистика храма не была нарушена, и последняя достроенная колокольня, немного отличающаяся от базовой четырехэлементной конструкции, не нарушает гармонию этого памятника архитектуры. Достопримечательностью собора являлся четырехъярусный резной иконостас, представлявший собой образец древнерусской резьбы. Живопись маслом, выполненная художником Саврасовым в 1848 году заполняла пышные клейма, стены теплой церкви украшало немало икон старинного письма.

Интересной особенностью можно считать расположение церквей и соборов города Хлынова в конце XVII века. Застройка тогда осуществлялась под наблюдением архиепископа Ионы и имела очень символичный подтекст: храмы были воздвигнуты в центре города против движения солнца. После пожара в 1679 году, благодаря вынесению Воскресенской церкви на возвышенность, получила завершение круговая застройка, которая в архитектуре храмов повествовала о евангельской истории, неотделимой от русского православного сознания: это история Богоявления (Богоявленский собор), Преображения (Преображенский собор), Воскресения (Воскресенский собор) и Вознесения Господня (Вознесенский собор). И каждый год, в четвертое воскресение Великого поста, по этому кругу двигался Крестный ход с иконой Всемилостивого Спаса. В 1921 году Воскресенский собор изучался представителями народного комиссариата просвещения. После революции именно Наркомпрос "имел в ведении" все музеи старины и исторические памятники. Поменялась эпоха, сменились нравы. Былые ценности новая власть всячески стремилась заменить новыми, большой размах получила антирелигиозная пропаганда. Церковные земли переходили в распоряжение новой власти. Церкви, храмы и соборы, которые не были признаны памятниками культуры, повсеместно разрушались или перестраивались. В середине 30-х годов решением президиума городского совета Воскресенский собор перестал считаться историческим памятником, по причине якобы «сильного разрушения». 
В 1937 году на месте Собора выстроена гостиница "Центральная", часть кирпичей Собора была использована при строительстве гостиницы.

С сайта: http://fromvyatka.ru/oldvyatka/voskresenskij-sobor-vyatka.html 


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  10 февраля 2021

Вятский градской Воскресенский собор построен в 1700 г. тщанием прихожан. Зданием каменный с таковой же колокольнею, крепок, теплый храм в 1851 г. перестроен и распространен. Престолов в нем три: 1. В холодном храме во имя Воскресения Христова, 2. В теплом храме в правом приделе в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы, 3. В левом приделе в честь Дмитрия святителя митрополита Ростовского. Утвари и ризницы достаточен.

По штату положено при соборе: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика, а на лицо по указу Духовной Консистории от 13 января 1904 г. № 424 состоят: протоиерей, 2 священника, из коих 1 на диаконской вакансии, диакон на псаломщической вакансии и 2 псаломщика, из них 1 без права получения доходов.

Земли при сем соборе 524 кв. сажени и сенокосной 5 кв. саж. по приблизительному счету до 15 дес.; землею этою пользуются священно-церковнослужители, на пожни сии документы были, но дело о них, а равно и все планы произведенные с давних времен находятся на рассмотрении в межевом Департаменте Правительственного Сената.

Собственных домов священно-церковнослужители не имеют и проживают в церковных домах, из коих 1 каменный 2-х этажный, другой дом - полукаменный, тоже 2-х этажный. Дома сии находятся на земле, принадлежащие собору. Купчая крепость и вводные листы имеются.

На содержание священно-церковнослужителей жалования не положено, а довольствуются они добровольным даянием за требоисправления и добровольною ругою с прихожан крестьян. Кроме того, пользуются процентами с капиталов, пожертвованных разными лицами на вечное время с поминовения их умерших родных, заключающихся с билетов Государственного Банка и других кредитных учреждений. Из билетов одни принадлежат или одному собору или собору совместно с причтом, а другие только причту, именно… (перечисление кредитных билетов на двух страницах).

Ни богадельни, ни домов, ни лавок, отдаваемых внаем собор не имеет. Домовой церкви, а также часовен - нет.

Собор находится в одном городе с Консисторией и благочинным. Ближайшие к собору – Кафедральный и Богоявленский соборы, Преображенский женский монастырь, Сретенская, Предтеченская, Знаменская и Покровская церкви и Спасский собор.

Главная опись церковному имуществу есть, писанная в 1859 г., скрепленная подлежащим подписом и утвержденная печатию Консистории. Копии с метрических книг с 1763 г. хранятся в целости. Исповедные росписи с 1783 г. хранятся в целости. Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Духовной Консистории, выданные в 1901 г., ведутся исправно и хранятся в целости. В обыскной книге, выданной в 1892 г., за шнуром и печатью Духовной Консистории, писанных листов - 179, а неписанных - 21.

ГАКО, ф. 237, оп. 70, д. 371, л.л. 37-39; http://urzhum-uezd.ortox.ru

Воскресенский собор, каменный, построен в 1700 г., причта по штату положено: 1 протоиерей, 2 свящ, 1 диак., 3 псал., у всех членов причта квартиры казенные; земли: усад. 594 саж., сенок. 15 дес., на содержание причта получается из казны 980 руб., затем причт пользуется процентами с капитала 4895 руб.; содержание причта вообще скудно; прихожан правосл. рус. 2092 м.п., 2205 ж.п.; приход состоит из городских жителей и крестьян 45 селений; расст. от собора в 3½-11 вер.

В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», Вятка, 1912 г.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  15 февраля 2021

В 1615 г. бывшая Воскресенская церковь называлась собором. Во время бывших в городе пожаров в 1632 г. и 1635 г., вероятно, сгорел и Воскресенский собор. В 1655 г. 2 мая теплая Воскресенская церковь снова сгорела и в том же году в июне месяце патриархом Никоном дана благословенная грамота воздвигнуть новую теплую во имя Воскресения Господня церковь с приделами Введения во храм Пресвятой Богородицы и Св. Иоанна Богослова. Спустя 24 года после данного патриархом Никоном разрешения построить новую Воскресенскую церковь, эта последняя выстроенная церковь пришла в ветхость, вследствие чего преосвященным епископом Вятским Ионой 27 ноября 1679 г. разрешено построить на новом месте новую теплую же церковь во имя Живоносного Воскресения Господня. В 1688 г. испрошено благословение построить над трапезой церкви придел во имя иконы Казанской Божией Матери. Но вскоре и на новом месте церковь сгорела и намерение построить означенный придел, осталось без исполнения.

В 1695 г. 12 марта преосвященный архиепископ Вятский Иона благословил соорудить каменную Воскресенскую церковь, которая и начата строением 21 июня 1696 г. Каменная церковь вчерне постройкой окончена в 1700 г.

Этот храм был однопрестольный. В 1711 г. испрошено разрешение построить при соборе с северной стороны теплый каменный придел в честь иконы Казанской Божией Матери, но теснота места не позволила воспользоваться сим разрешением. В 1716 г., по данной преосвященным архиепископом Вятским Дионисием 14 января по грамоте, вместо придела во храме, разрешено построить особую каменную теплую церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Казанской же на западе от Воскресенской церкви, каковая в следующем 1717 г. и построена. В 1725 г. грамотой преосвященного епископа Вятского Алексия дозволено в трапезе на правой стороне построить вновь придел, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, каменный, теплый, ради служения в зимнее время, но этот придел не был освящен, а заменен престолом в честь и память Введения Пресвятой Богородицы. В 1759 г. построен в теплом храме с северной стороны левый придел и освящен во имя новоявленного Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца.

В 1779 г. 19 апреля разрешено в теплой трапезе приделы Введенский и Димитриевский разобрать и прибавить в длину, а 18 октября того же года предписано означенные два придела освятить и выдать два новых антиминса. По построении вновь приделы освящены в 1779 г.: во имя Введения Пресвятой Богородицы – 22 октября, а в честь Св. Димитрия Ростовского – 27 октября (Дело архива Вятской духовной консистории 172/1779).

В 1793 г. придельная Казанская церковь, по причине ее ветхости, была разобрана и из ее материала дозволено было, вместо обветшавшей деревянной кладбищенской церкви во имя иконы Пресвятой Богородицы, нарицаемой Агкирской, с приделом Св. Мучеников Бориса и Глеба, построить на том кладбище новую каменную церковь в проименование иконы Ахтырской Божией Матери с двумя приделами во имя тех же Св. Мучеников Бориса и Глеба и во имя Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

В 1851 г. теплый храм снова расширен, приделы правый во имя Введения освящен 1 ноября, а левый освящен в 1852 г. 16 марта во имя Святителя и Чудотворца Димитрия (Дело архива Вятской духовной консистории, 193/1793 (разломание ветхой церкви)).

Примечание автра: В 1777 г. значится Воскресенский собор с приделами Введенским и Димитриевским. При соборе отдельная каменная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери (Дело архива Вятской духовной консистории, 378/1777).

В.И. Шабалин. «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», Вятка, 1912 г.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.