В городе Киров мы встретимся с удивительным фактом: каменный Иоанно-Предтеченский храм в Вятке (тогдашнем Хлынове) начали строить в том году, когда вышел Петровский запрет (Пётр I в 1714 году издаёт запрет на каменное строительство во всей России, кроме Санкт-Петербурга), и строили в годы, когда он оставался наиболее строгим. Причём строили не абы как, а мастерски, и, несомненно, церковь оказалась необыкновенно заметной постройкой, даже несмотря на своё окраинное положение. Точных сведений о том, почему вятским строителям удалось безнаказанно обойти указ сурового царя, не имеется, однако из этого примера становится понятно: Россия столь велика, что даже властному самодержцу не хватало авторитета, чтобы держать её всю под своим полным контролем. Закон нарушался, и именно этому мы обязаны тем, что в далёком от столиц Хлынове появился настоящий архитектурный шедевр. Своим созданием Иоанно-Предтеченский храм Кирова обязан расширению города, случившемуся в конце ХVII века.
Сейчас церковь находится в историческом центре, в пешей доступности от других достопримечательностей, но когда-то это была далёкая окраина Хлынова-Вятки. А предистория постройки этого храма такова: В 1456-1457 годах в Хлынове воздвигается деревянный кремль и строится Иоанно-Предтеченский храм, конечно же деревянный. Случилось это, когда воевода Григорий Афанасьевич Козловский в 1664-1667 годах возвёл вокруг вятского посада второй круг укреплений на высоком земляном валу, увеличив таким образом в несколько раз площадь города в исконном значении этого слова, то есть территории, огороженной и защищённой от нападения врага, в основном покорённых Москвой народностей, которые вполне могли выступить против царской власти. После строительства стен посад стал застраиваться ещё быстрее, и места даже в новых границах быстрорастущему городу скоро не хватило - новые поселения стали появляться уже и за внешними стенами. Так, отдельная слободка из 98 дворов возникла в концах Воскресенской и Ильинской улиц. Местные жители вскоре изъявили желание иметь собственную церковь. По тогдашним законам, просить нового храма и отдельного прихода могло любое поселение в 100 дворов, но обитатели завальной части Хлынова обратились с челобитной к архиерею, даже не достигнув формально необходимой численности. Правда, поначалу - челобитная была составлена в 1710 году - архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий (Ушаков) оставил её безо всякого внимания. То ли она затерялось в дороге, то ли у архиерея нашлись причины не отвечать на неё, но в любом случае, жителям "бесцерковной" окраины пришлось на следующий год составлять новую челобитную. Интересно, что посвящение будущей церкви было уже определено - просители писали о храме именно в честь Рождества Иоанна Предтечи. Прошение 1711 года оказалось удачливее первого, и владыка Дионисий подписал храмозданную грамоту, повелев перенести в дальнюю слободу старую деревянную Покровскую церковь. Меньше чем через четыре месяца работы были завершены, и перенесённую церковь переосвятили в честь Рождества Иоанна Предтечи. Однако в деревянном храме жителям окраинной слободы скоро стало тесно. Уже через три года настоятель церкви священник Лука Луппов от имени горожан обратился к архирею с новой просьбой - разрешить на этот раз строительство каменной церкви, которая, что любопытно, повторяла бы деревянную своими очертаниями. Это говорит о том, что не дошедшая до нас деревянная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, во-первых, была очень красивой, а во-вторых, являлась образцом вятской разновидности русского барокко, которое в здешних местах реализовывалось и в дереве. Возведение каменного Иоанно-Предтеченского храма, дошедшего, в несколько перестроенном виде до наших дней, началось 5 июня 1714 года и длилось пять лет.
Иоанно-Предтеченский храм был построен спустя несколько десятилетий после появления в Вятке первых каменных зданий. На протяжении веков город оставался полностью деревянным; первым сооружением из камня в нём стал Троицкий собор 1677 года. Его строительство связывают с незадолго до того назначенным на Вятскую кафедру епископом Ионой. Однако первая попытка оказалась не вполне удачной - храм возвели с ошибками, он начал быстро разрушаться и уже в 1759 году был разобран. Следующий опыт каменного строительства в этих местах - Успенский собор Трифонова монастыря (1684-1689), вышедший не в пример совершеннее и считающийся сейчас одним из самых ценных памятников зодчества в городе. Спустя пару десятилетий в Вятке сформировался собственный оригинальный стиль храмовой архитектуры. Имена создателей каменной Иоанно-Предтеченской церкви не известны, но очевидно, что это были выдающиеся мастера. Даже несмотря на то, что храм перестраивался, а нынешний, особенно нарядный вид приобрёл уже в конце ХIХ века, основные его формы, пропорции и богатый декор - дело рук именно безымянных вятских мастеров. На вятской земле сложилась своя школа русского барокко, которое отличается особенным региональным разнообразием. Стилистическое "нахождение" вятского барокко совпадает с географическим - это некий переходный стиль между северорусской традицией, с одной стороны, и уральско-сибирской с другой.
Первоначально в храме имелся только один престол - в честь Рождества Иоанна Предтечи, - помещавшийся в красивом и необычайно светлом из-за крупных двухсветных окон восьмерике. Однако вскоре по ходатайству ранее упомянутого настоятеля Луки Луппова с северной стороны началось строительство придела, освящённого в 1729 году в честь Грузинской иконы Божией Матери. Такое довольно необычное посвящение связано с тем, что список этой древней иконы появился уже в деревянной Иоанно-Предтеченской церкви. А попал он туда от приезжавших в Вятку купцов, которые и доставили копию этой иконы из Раифского монастыря, что под Казанью. Икона сразу стала пользоваться почитанием, почему и решили освятить в её честь новый придел. В 1735 году к храму пристроили каменную колокольню в характерном для Вятки стиле - высокий восьмерик с глухими стенами, придающими постройке суровую величественность. В 1781 году храм подвергся серьёзной перестройке. Прежде всего, был разобран и обновлён его обветшавший купол. Как выглядела первоначально верхняя часть храма, сейчас сказать трудно, но известно, что церковь увенчали не копией прежней, а новой конструкцией, состоящей из двух восьмериков. Одновременно приподняли и укрепили сам купол. Вскоре с южной стороны храма появился ещё один придел. Его строили в 1786-1793 годах и освятили во имя пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Поскольку Иоанну Предтече посвящён главный престол храма, то посвящение придела его родителям выглядит закономерным, оправданным логикой Священной истории.
В ХVIII веке приделы выглядели не так, как сейчас. Они были изолированы от основного храма и перекрыты низкими сводами. В 1825 году прихожане начали перестраивать храм, чтобы объединить оба придела и трапезную в единое пространство. Работы затянулись, переосвятить приделы удалось только в 1828 и 1839 годах, после чего храм превратился в единый трёхпрестольный с большой просторной трапезной и единым сводом. В 1860-е годы в нём снова кипела работа, но она была связана только с внутренним убранством - а именно, на средства купца Андрея Куклина в церкви устроили роскошный восьмиярусный иконостас с золотой резьбой. По своему великолепию он вполне мог соперничать с иконостасами многих столичных храмов, а сейчас смотрится особенно выигрышно в сочетании с появившимися позже орнаментальными росписями. Эти росписи - результат следующей реставрации храма, происходившей на рубеже ХIХ-ХХ веков. Главную роль в ней сыграл видный вятский архитектор Иван Чарушин вместе со своим коллегой и другом Георгием Джмухадзе, которому мы и обязаны столь необычным, почти фантастическим по мотивам и богатству деталей росписям. С ними храм стал ещё более оригинальным, хотя архитектура выделяла его и раньше среди церквей города. Что касается Чарушина, бывшего прихожанином церкви и жившего бок о бок с ней, то он провёл общую реставрацию и добавил храму одну из его ярчайших деталей - ряды полукруглых окон с килевидными наличниками под потолком трапезной части. Такое решение сделало церковь ещё праздничнее снаружи и светлее внутри. Под руководством Чарушина были несколько перестроены оба придела, которые, таким образом, освятили уже в третий раз в их истории. Освящение совершил епископ Алексий (Опоцкий).
В ХХ век Иоанно-Предтеченский храм вступил в полном расцвете. Он был недавно вновь перестроен, благоустроен, при нём существовал немалый приход. В 1903 году при церкви открылась собственная школа. В судьбе этой школы принял непосредственное участие один из самых ярких церковных деятелей эпохи, праведный Иоанн Кронштадтский, который в 1904 году побывал в Вятке и служил в Иоанно-Предтеченском храме. Именно он прислал икону Спасителя в качестве пожертвования на школу, после чего поток жертвователей резко возрос, и уже вскоре школа распахнула свои двери. Храм оставался действующим, несмотря на обычное для 1920-х годов открыто враждебное отношение к нему новой власти. В следующем десятилетии положение ухудшилось. Набрало силу обновленчество, которое пользовалось поддержкой государства как новая, "более удобная" форма православия, вполне лояльная к коммунистической идеологии и власти. Некоторое время храм пребывал в роли "обновленческого кафедрального собора".
В 1935 году, когда город Вятку уже переименовали в Киров в честь недавно убитого видного государственного деятеля, Иоанно-Предтеченский храм окончательно закрыли. В здании церкви разместили архив, а уже позже, в 1960-е годы, его приспособили под планетарий. Широкий полусферический купол собора отлично подходил для изображения звёздного неба, и через бывший храм прошли многие поколения вятских детей и подростков. Все росписи были замазаны; точнее, все, кроме одной - чудом уцелело изображение преподобного Серафима Саровского, очутившееся в кабинете одного из сотрудников администрации планетария. Спустя 58 лет Иоанно-Предтеченская церковь была возвращена Вятской епархии. Сразу освятить церковь и приступить к богослужению оказалось невозможно - предстоял долгий ремонт... Первым освящённым приделом в возрождённом храме стал придел в честь Грузинской иконы Божией Матери; произошло это уже в 1994 году. Возрождение храма благословил Патриарх Алексий II, а в 1998 году освятили и второй придел, во имя святых Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. В 2004 году храм отметил столетие с посещения его Иоанном Кронштадтским, поместив его икону в храм с памятной надписью, напоминающей, что "В этом храме 10 июля 1904 года по н.с. праведный Иоанн Кронштадтский совершил Божественную литургию". Ещё через год, когда реставрация в храме наконец завершилась, освятил его главный Иоанно-Предтеченский престол Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль), отслужив в церкви Божественную литургию. Была восстановлена не только сама церковь, но и колокольня с кованой оградой. На прилегающей территории разбили небольшой сад. Некоторые жилые дома советской эпохи подходят к церкви совсем близко, однако она не выглядит зажатой или потерявшейся в изменившемся городе. Как и 300 лет назад, храм стал центром окрестной жизни - вот только из-за высоких домов его уже видно не отовсюду.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №111, 2014 г.