Трифонов монастырь находится на берегу реки Вятки в историческом центре города. Его кафедральный собор - старейшее здание города и древнейший сложенный из камня вятский православный храм, которому посчастливилось уцелеть до сегодняшнего дня. Судьбы Свято-Успенского собора и Трифонова монастыря связаны неразрывно ещё с тех давних времён, как в округе объявился удивительный человек. Студёным январским днём 1580 года в город Хлынов, как прежде звалась Вятка, из архангельских земель пришёл Трифон, монах Пыскорского монастыря и пустынножитель, работавший прежде в строгановских вотчинах и водивший знакомство с их знатными хозяевами. В миру он звался Трофимом Дмитриевичем Подвизаевым (1546-1612), а в Хлынове он вознамерился организовать мужской монастырь. Идею Божиего человека вятчане поддержали: уже несколько недель спустя Трифон отправился в Москву с челобитной от жителей нескольких городов округи к самому государю Ивану Васильевичу, известному своим грозным нравом. Миссия подвижника в столице увенчалась успехом. Царская грамота даровала Трифону право на земли, отведённые им под монастырь и прежде принадлежавшие старому городскому погосту, а также "безданно и безоброчно" ряд населённых деревень, озёр, лугов и участки наделов под пашню.
В самом начале весны столичный митрополит Антоний также пожаловал Трифону храмозданную грамоту на возведение храма и икону Божией Матери "Одигитрия". В Москве удачливый посланец из Хлынова был рукоположен в сан иеромонаха и назначен руководить строительством храма. В середине июля Трифон возвратился в Хлынов уже в статусе настоятеля будущего монастыря. Горожане, по свидетельству современников, этому "зело возрадовашася и прославиша Бога и вси течаху к преподобному с радостною душею и приимаху от него благословение". По воде в Хлынов из Слободского доставили разобранную по брёвнышку тамошнюю Благовещенскую церковь - обычная практика на то время. Ей предстояло быть временным храмом для отправления служб на период строительства будущего Успенского собора, который должен был соответствовать и размерами, и обликом своему московскому предтече. Новый воевода Вятки Василий Овцын проникся благой идеей Трифона и всячески содействовал ему в сборе пожертвований на новую церковь в честь Успения Божией Матери. На пасху 1587 года он первым делом привлёк к этому знатных и состоятельных горожан. Древесину для строительства по-прежнему сплавляли из города Слободского по течению реки Вятки. На собранные деньги к следующему году в монастыре было построено деревянное здание новой церкви. Была она "о шести верхов шатровых со главами" и с пятью приделами которые символически означали вятские города, что в своё время стали учредителями Успенского монастыря и дали немало денег на его собор.
По сведениям "Книги письма и дозору Успенского монастыря хлыновского городового приказчика Федора Рязанцева 7109 (1601) году", это были города Хлынов, Котельнич, Орлов, Слободской и Шестаков. После завершения строительных работ пришло время отделывать здание внутри и наполнять его церковной утварью. Вновь самоотверженный подвижник отправился в Первопрестольную, просить помощи у власть предержащих. Новый государь Феодор Иванович приветил Трифона, а владыка Иов, поставленный в ту пору московским Собором первым Патриархом на Руси, дал разрешение освятить новый вятский храм. В Хлынов Трифон привёз богатые московские дары - целую дюжину возов, нагруженных иконами, ризами, христианскими книгами и церковной утварью. Это и позволило обустроить церковь, освящённую в 1589 году и ставшую соборной для монастыря, названного по её имени Успенским. "Велика и пречудна..." - именно так говорили о новой монастырской церкви вятчане, отдавая при этом должное как её размерам - "яко и доныне всеми видами есть", так и оригинальности строения, какого в округе уж точно "нигде не обретается". Действительно, храмов в целых шесть шатров в ту пору в России было днём с огнём поискать. Большинство известных русских северных православных церквей с подобной структурой датируется в лучшем случае концом ХVII столетия. Храм упоминается в "Переписных книгах" с 1646 года; он запечатлён и на различных изводах иконы "Трифон Вятский перед Богоматерью". Это подлинная архитектурная доминанта всего ансамбля монастыря, сердце его и центр композиции, окружённой бревенчатой стеной с восьмигранной надвратной Никольской церковью. В начале ХVII века сюда добавилась высокая колокольня, жилые кельи и хозяйственные помещения. Неподалёку от алтарей Успенского собора ещё в минувшем столетии появилась деревянная часовня: она обозначила святой источник, который, согласно монастырскому преданию, обустроил сам преподобный Трифон, именем которого всё чаще стали именовать эту святую обитель. Однако спустя всего три четверти века Успенская церковь совершенно обветшала, вследствие чего была разобрана в 1664 году.
Ровно сто лет прошло со времени освящения деревянной Успенской церкви, когда её сменил величавый каменный собор. Он стал первым в деревянном монастыре зданием такого рода и третьим каменным строением в Хлынове, где уже были возведены Архирейские палаты и кафедральный собор. Ныне, после их утраты, Успенский собор остаётся в городе наиболее древним каменным зданием. Нынешний храм строили с 1684 по 1689 год по велению архиепископа Вятского и Великопермского Ионы. Возможно, основные работы, требовавшие высокой квалификации, могла вести опытная московская артель, год назад завершившая в Хлынове возведение кафедрального собора. При этом, по сведениям первого историка Вятского края Александра Ивановича Вештомова, весьма обширный фронт работ осваивали "большей частью сами монахи... их было тогда до 200 человек... Исайя Злыгостев особенно пред прочими подвизался в трудах". Представителю местного состоятельного купечества Исайе Злыгостеву был доверен ответсвенный пост монастырского казначея, он ведал материально-финансовыми вопросами стройки. При закладке фундамента был обнаружен гроб почившего Трифона Вятского. Он был бережно выкопан и помещён в специально воздвигнутую на южной стороне стройки часовню, а по окончании работ мощи преподобного со всеми подобающими почестями перенесли в только что отстроенный собор вместе с его личными вещами. 31 мая 1689 года Успенский собо торжественно освятили. Все следующие перестройки и реконструкции здания существенно не изменили его облика. Полвека спустя храму сделали новую кровлю, к 1809 году переделали паперть и южный с северным входные порталы, установив вместо деревянных крылец каменные портики с колоннами.
Закрытие 21 сентября 1918 года по распоряжению властей монастыря, плодотворно развивавшегося три столетия, автоматически должно было повлечь за собой и прекращение деятельности всех его храмов. На защиту Успенского собора встала местная подвижница Юлия Лавровская. Образовалась приходская община Успенской церкви, благодаря самоотверженности и энергии Лавровской в декабре 1918 года. Представители общины при Успенской церкви заключили в декабре 1918 года соглашение с Вятским Советом депутатов о принятии в "бессрочное, бесплатное пользование богослужебные здания с богослужебными предметами". Согласно этому договору, храмы Трифонова монастыря были переданы его новоиспечённой религиозной общине, которая обязалась использовать все храмы исключительно для богослужений, не проводить политические собрания и не вести с амвонов агитацию против новой власти. В противном случае членам общины угрожала кара "по всей строгости революционных законов", которые в ту пору не знали милосердия. Подвижники сразу включились в работу. Успенский собор несколько месяцев стоял без отопления, внутри было много грязи и старого личного имущества монахов, превратившегося в полную рухлядь. Ключи от Успенской церкви членам общины приходилось всякий раз выпрашивать для проведения богослужений у приставленного властями заведующего зданием. Несмотря на имеющиеся в монастыре дровяные запася, верующим пришлось закупать топливо на собственные средства, чтобы хоть как-то обогревать огромный собор, а изыскивать их становилось всё труднее. Однако постепенно удалось отремонтировать в храме печи, а на службы стал приходить священник, в помощь которому был придан хор, состоявший из монахинь городского женского монастыря. Между тем власти вовсе не собирались оставлять монастырь в полном распоряжении верующих. Палаты настоятеля и братский корпус стали местом расквартирования губсовпартшколы - подобные уродливые аббревиатуры тогда были в моде. Помимо будущих партийцев в стенах обители также разместили склад изъятых церковных ценностей и госпитальные палаты. По ряду сведений, в 1921 году православная община ещё продолжала существовать в Трифоновом монастыре; ею руководил отец Виктор, в миру Островидов. Однако уже в 1923-м году представителями раскольничьей обновленческой церкви, пользуясь поддержкой властей, изгнали сторонников Патриарха Тихона и захватили Успенский собор, а в других храмах святой обители обосновались различные сторонние организации.
К 1929 году Успенский собор был окончательно выведен властями из лона Церкви. Православной общине запретили пользоваться другими храмами монастыря, а собор передали губернскому архивному бюро под хранилище книг и документации. Началось буквальное разорение обители. Были уничтожены монастырское кладбище и деревянная часовня, воздвигнутая над целебным источником. Колокола сняли с колокольни и пустили в переплавку, а большая часть церковной утвари была продана в качестве простого лома драгоценных металлов. Государство конфисковало даже великую святыню монастыря - раку святого Трифона, сделанную из серебра. Уцелело лишь то, что было передано в архивное бюро и Губернский музей, а также главный иконостас Успенского собора. В 1935 году разрушили и разобрали монастырскую колокольню, а также уничтожили часть каменной ограды. Суровые годы Великой Отечественной войны стали для зданий Успенского собора и всего монастырского комплекса временем очередной кардинальной переделки, в ходе которой часть построек была утрачена. В 1942 году пришёл черёд непосредственно Успенского собора: его угловые башни и часть стены южного фасада вандалы при полном попустительстве властей попросту разобрали на кирпич. Вслед за тем стали активно "заселяться" во многие добротные монастырские постройки. Ещё в предвоенные годы в святой обители успели "прописаться" общежитие, обслуживающие его столовая с прачечной, а потом здесь стали обустраивать и коммунальные квартиры жилого фонда. К ним быстро добавились пекарня, мастерская обувщиков, филиалы различных учебных заведений. Когда же закончилась война, территорию монастыря облюбовал местный электромеханический завод, разместивший в храмах чугунный и сталелитейный цеха.
Ещё в 1940-е годы представители православной общины стали просить местные власти возвратить им если и не весь монастырь, то хотя бы его жемчужину - Успенский собор. Наиболее деятельные прихожане готовы были вкладывать собственные скромные сбережения в реставрацию храма и даже купить в городе здание, чтобы перевести туда хранилище архивных документов. Однако ни одно из многочисленных обращений православных кировчан не возымело действия: власти всякий раз отвечали отказом, ссылаясь на то, что собор "уже занят". Как ни странно, в 1950-х годах в бывшей обители развернулись ремонтные и восстановительные работы, имеющие вялотекущий характер. В здании Успенского собора так и не восстановили отопительную и вентиляционные системы, поэтому зимой стены храма покрывались льдом даже внутри, а в тёплое время года постоянно сырели и плесневели.
Подлинное восстановление Успенского храма началось только в 1980-е годы, когда судьба монастыря стала заботой городской общественности. В 1980 году специалисты Кировских специальных научно-реставрационных производственных мастерских разработали проектную документацию по реставрации всего монастырского комплекса как единого архитектурного ансамбля. В дальнейшем работы на территории обители шли в тесном сотрудничестве строителей и реставраторов с Кировской епархией. В 1988 году представителями православной общины было собрано более 12 000 подписей под петицией о возвращении храма верующим. В итоге многочисленные усилия общины верующих принесли результат. В апреле 1989 года Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, два года спустя Кировский облисполком постановил передать весь архитектурный монастырский ансамбль епархиальному управлению, а 25 сентября того же года Священный Синод благословил открытие всего Свято-Трифонова мужского монастыря. Тогда же, в 1991-м году, была реконструирована и восстановлена гордость обители - Успенская церковь. После передачи Трифонова монастыря Кировской епархии этот замечательный храм приобрёл статус кафедрального собора. Значение кафедрального собора в городе очень велико: именно сюда, к примеру, специально доставляется Благодатный огонь из храма Гроба Господня в Иерусалиме для пасхальной службы. В 2004 году на деньги, пожертвованные собору благотворителями, для его звонницы был отлит на тот момент крупнейший в епархии колокол - весом 3,5 тонны.
В 2007 году Банк России выпустил памятную монету достоинством в 25 рублей, на реверсе которой изображен Трифонов монастырь с соответствующей подписью и жемчужина его архитектуры, её своеобразная визитная карточка - Свято-Успенский кафедральный собор.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №309, 2018 г.