История создания Троицкой церкви села Макарье ведет свое начало с середины XVII в. и связана с именами вятской священнической династии Кошурниковых. Данный ими обет послужил началом строительства храма во имя преподобного Макария Желтоводского чудотворца. В «Благословенной грамоте» патриарха Московского и всея Руси Иоасафа от 15 апреля 1646 г. в ответ на просьбу священника города Слободского Митрофана Кошурникова, указано: «…Бил нам челом с Вятки Слободскова города поп Митрофан, а сказал, обещался де тот Митрофан воздвигнути против Хлынова города за рекою за Вяткой близко мельниц Рязанцова с братьями, да Филипповых детей Котельникова, подле речку Салтановку на пустом месте храм … и аз … попа Митрофана Кошурникова пожаловал, благословил, велел ему на новый храм лес ронить и в том лесу … на пустом месте воздвигнуть новый храм…»
По неизвестным причинам, строительство церкви не состоялось, а вместо нее была выстроена часовня. Через несколько лет, в 1652 году с аналогичной просьбой к патриарху Никону обратился сын Митрофана Кошурникова – священник Вознесенской церкви города Слободского Елисей. Полученной храмозданной грамотой от 19 августа 1652 г. прошение священника было удовлетворено, а через три года, 11 октября 1655 г., царь Алексей Михайлович пожаловал «строителю попу» Елисею 43 десятины 1515 сажень земли на содержание церковного причта. По данным вятского архивариуса Василия Ивановича Шабалина строительство деревянной церкви во имя Макария Желтоводского было завершено в 1658 г. Указом епископа Вятского и Великопермского Александра в июне того же года к церкви были приписаны прихожане «…Бобинского и Волковского стану и по мельницам мельники и бобыли…»
В самой ранней клировой ведомости села Макарье за 1741 г., находящейся на хранении в Центральном государственном архиве Кировской области, сведений о священноцерковнослужителях Кошурниковых нет, но благодаря Митрофану и Елисею Кошурниковым на вятской земле появился храм во имя преподобного Макария Желтоводского чудотворца, давший название новому селу Макарье. Пастырское служение Кошурниковых продолжила династия Левашевых. На 1741 г. в клировой ведомости указаны: поп Симеон Прокопьев сын Левашев, 47 лет; сын его Никита, 20 лет, «в славянолатинской школе»; дьячек Василей Прокопьев сын Левашев, 44 лет; дети его Василей, 18 лет, «в славянолатинской школе»; Иван, 4 лет; пономарь Петр Прокопьев сын Левашев, 36 лет; сын его Иван, 8 лет; умершего попа Якова Левашева сын Володимер, «определен в Слобоцкой к Николаевской церкви в пономари; взятого в солдаты дьячка Федота Усольцова дети Сидор, 8 лет, Кирило, 7 лет». Чуть позже Никита Семенов сын Левашев был рукоположен на свободную должность диакона, о чем свидетельствует запись в клировой ведомости за 1749 г. На долю уже священника Никиты Левашева пришлось строительство на месте обветшавшей деревянной новой каменной церкви.
Полученная в 1768 г. церковным причтом храмозданная грамота ознаменовала начало строительства. Помимо этого, секретарь провинциальной канцелярии Аверкий Перминов передал в число церковных земель на содержание церковного причта «прикладные сенные покосы», получившие название «Перминиха». Позднее к Макарьевской церкви отойдут «сенные покосы» «Лопата» и «Диакониха-Левашиха», навсегда вписав в историю церкви имена крестьянина деревни Ивановской Макарьевской (Пластининской) волости Григория Тимофеевича Порошина и псаломщика Михаила Семеновича Левашева.
В 1770 г. каменный трехпрестольный храм был выстроен. Спустя два года 25 июля 1772 г. освящен его правый предел во имя Божией Матери «Взыскание погибших», а 1 ноября 1772 г. – левый во имя Макария Желтоводского чудотворца. Самобытность архитектурного орнамента, впитавшего колорит и художественные приёмы, веками складывавшиеся в вятских народных промыслах, зодчий органично включает в систему декоративных мотивов архитектурной пластики. Учитывая известную стабильность в решении композиционных задач при возведении культовых зданий местными каменщиками, по Троицкой церкви можно судить о традициях объёмно-планировочного построения всех выстроенных храмов в этом стиле. Зал зимнего храма буквально залит потоками света, льющегося через окна последовательно уменьшающихся восьмериков завершения. Трапезная, выстроенная в одну линию со стенами главного храмового объёма, играет второстепенную роль в силуэтном абрисе, являясь связкой между четвериком и колокольней. Стройный столп колокольни гордо возносит восьмерик барабана и лёгкий шпиль.
Декоративная орнаментика Макарьевской церкви сочетается с ордерными формами членения. Нижний ярус храма, расчленённый гладкими пилястрами, сочетается с барочной пластичностью верхнего, оформленного полуколонками коринфского ордера. Элементы классического ордера зодчий трактует согласно древнерусскому их пониманию, как декоративных, соединяя воедино элементы коринфского и ионического ордеров. Центральные колонны верхнего яруса завершены интересной деталью чисто местного изобретения - "султанчиком". Стены экстерьеров сильнее перегружены в верхней части: колонны, "султанчики", восьмиугольные окна в тимпанах лучковых фронтонов, "бровки" наличников с "хохолком" в завершении, "рушники", балясины, сочный карниз. Нижний же ярус имеет более скромный набор декоративных элементов: наличники, завершённые сандриками, включающими ряд балясинок, пилястры на постаментах с ширинкой. Неравномерность декоративной нагрузки по ярусам нарушает технику стены. Зодчий, используя ордерные мотивы, стремится к метрической организации декоративной структуры здания. Своим обликом церковь настолько пришлась по душе вятскому народу, что впоследствии она служила образцом при постройке других сельских храмов на Вятской земле. Заслуга в этом принадлежит строителям храма - артели каменщиков во главе с устюжанами Никитой и Данилой Горынцевыми.
Освящение главного (центрального) придела во имя Живоначальной Троицы состоялось 25 июля 1775 г. Об этом событии свидетельствует запись под номером 1149, сделанная в Журнале Вятской духовной консистории от 13 июля 1775 г.: «По доношению села Макарьевского Троицкой церкви священника Никиты Левашева с причетниками и старосты церковного Василия Трушкова о освящении в том селе каменной холодной в наименование Живоначальной Троицы церкви самим Его Преосвященством на оном резолюция Его Преосвященства учинена. Заготовить что к освящению потребно сего месяца к 25 дня». По указу епископа Лаврентия (Барановича) в новую Троицкую каменную церковь в том же году был выдан освященный антиминс на белом атласе.
Старая деревянная Макарьевская церковь с колокольней в соответствии с указом Вятской духовной консистории от 14 мая 1775 г. была разобрана и использована «на топление церковной печи и на обжег церковного казенного кирпича». В 1778 г. по указу епископа Вятского и Великопермского Лаврентия (Барановича) село Макарье вошло в состав сухопутного маршрута Великорецкого крестного хода. С этого времени тысячи паломников наполняли это село в день празднования чудотворного образа Святителя Николая. В 1797 г. церковь и расположенное рядом с ней древнее кладбище обнесли глухой каменной оградой, переходящей со стороны дороги в железную решетку. Значительно позднее в 1880 г. на средства членов приходского попечительства скат ограды был покрыт железом.
В 1880-е гг. храм был отремонтирован, при этом с северной стороны к паперти храма была пристроена небольшая палатка, а старинная ограда храма была перестроена с нарушением стилевого единства. Но в целом дореволюционный ремонт Троицкой церкви был осуществлен с достаточно бережным отношением к старине, первоначальный облик храма не претерпел каких-либо существенных изменений. На пожертвования того же попечительства в 1872 г. к северной стороне паперти церкви пристроена усыпальница, а 16 августа 1881 г. на кладбище заложили Александро-Невскую каменную часовню, освященную 16 августа 1884 г. Она стала третьей, приписанной к Троицкому храму, после Гарцинской и Талицкой. Главной святыней возведенной часовни стал список с иконы Нерукотворного Образа Спасителя, находившейся в Вятском Спасском соборе. Надпись на ней, сделанная на металлической дощечке, гласила: «Икона сия устроена во всегдашнее молитвенное воспоминание о Благочестивейшем Государе Императоре Александре II, мученически скончавшем[с]я от руки злодеев 1 марта 1881 года». Необходимо отметить, что подлинник иконы по указу царя Алексея Михайловича в середине XVII века перенесли для поклонения в Москву, а главная башня московского кремля в честь чудотворного образа получила название Спасской.
Помимо попечительского совета, состоявшего главным образом из прихожан Троицкой церкви, с середины XIX века в клировые ведомости Троицкой церкви села Макарье стали вносится сведения о «вечных вкладах», завещанных жертвователями за их вечное поминовение. Так, в 1864 г. крестьянин деревни Богородской Григорий Ионин Посаженников в своем духовном завещании «…отписал в пользу церкви два билета пятипроцентных Государственного банка по пятисот руб[лей] каждый…» К 1907 г. этот список пополнился именами 34 граждан, в числе которых священники, гражданские чины, отставные солдаты, вдовы, душеприказчики. Вклад на содержание храма и церковного причта был внесен представителями торгового дома «Ф. и А. Долгушины и компания» Федором Ивановичем Долгушиным и его сыном Михаилом Федоровичем Долгушиным, занимавшихся кожевенным производством. Их пожертвования были сделаны в 1899 г. и 1904 г. в сумме 500 и 200 рублей соответственно. Кроме того, Федор Иванович Долгушин с 1890 по 1897 гг. исполнял обязанности церковного старосты, за что несколько раз поощрялся вятским епархиальным начальством и Священным Синодом.
Из священно-церковнослужителей и членов их семей в список жертвователей в разное время внесены иереи Вятского Кафедрального собора Алексий Васнецов и Макарьевской церкви Михаил Вифанский, просфорница, девица Евгения Томилова, а также дочь дьячка Ивана Михайловича Левашева девица Антонина Ивановна Левашева. В 1889 г. штат Троицкой церкви был расширен, введены должности вторых священника и псаломщика. Так, в клировой ведомости Троицкой церкви села Макарье за 1915 г. значатся: священник Александр Александрович Аммосов, 45 лет, священник Сергий Николаевич Вахрушин, 23 лет, диакон Николай Михайлович Мышкин, 28 лет, диакон, псаломщик Израиль Сергиев Левитский, 49 лет, псаломщик Николай Иоаннов Орлов, 45 лет. В связи с революционными событиями 1917 г. по договору с Макарьевским Советом рабочих и крестьянских депутатов от 13 марта 1919 г. Троицкая церковь была передана в ведение общины верующих Макарьевской волости Вятского уезда. Опись церковного имущества, приложенная к договору, включала 200 позиций, в том числе: «…иконостас пятиярусный, деревянный золоченый – 1, в нем икон в серебряных ризах – 3, икон в меднозолоченых ризах – 5, икон живописных – 46, клейм живописны – 22; иконостас двухъярусный, деревянный, золоченый – 1, в нем икон в серебряных ризах – 4, икон в металлических ризах – 1, икон живописных – 11, клейм живописных – 29». Помимо предметов для богослужения и церковной утвари в описи имеются сведения о церковной библиотеке, включавшей 282 книги религиознонравственного содержания.
В соответствии с постановлением ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей» в 1922 г. со старинных икон Троицкой церкви были сняты «…Риза среброзлащеная кованая с тремя венцами весом восемь фунтов с образа Живоначальн[ой] Троицы. … Риза с венцом сереброзлащенная кованые весом семь фунтов шестьдесят три золотника с образа преподобного Макария. ...Венец сереброзлащенный низкой пробы весом восемь золотников с образа Богоявления Господня». Решением Кировского облисполкома от 22 июля 1940 г. № 1204 «…ввиду того, что Макарьевская церковь пришла в ветхость – грозит обвалом и учитывая, что здание находится на расстоянии 500 – 600 метров от аэродрома и препятствует нормальному производству полетов…» Троицкую церковь в селе Макарье закрывают, а здание передают Кировскому горсовету «на слом». Вынесенное решение не было осуществлено, вместо него 8 июля 1942 г. Кировский горисполком принимает новое. В нем говорилось: «…Для более полного и рационального использования здания церкви считать необходимым снести колокольню и верхнюю часть над главным корпусом здания до основания крыши. Разборку указанной части здания и полученный от разборки кирпич передать заводу № 266…». Спустя 35 лет Кировский горсовет вернулся к вопросу Троицкой церкви. Он инициирует поставить здание бывшей церкви в поселке Макарье на учет и охрану, как памятник архитектуры XVIII века, редкое художественное произведение народного искусства. Решением Кировского облисполкома от 11 августа 1975 г. № 511 предложение Кировского горисполкома и Управления культуры облисполкома было принято. Троицкую церковь в поселке Макарье включили в списки памятников архитектуры местного значения.
В марте 1987 г. Кировский горсовет рассмотрел заявление группы верующих, в котором они просят зарегистрировать их общину, но получают отказ. Основанием отказа служит тот факт, что в Кирове уже действовала община Серафимовской церкви и регистрация новой не целесообразна. Кроме того, в здании храма функционировали сельский клуб и библиотека, выселение которых требовало поиска новых помещений. В октябре того же года верующие направили в горсовет новое заявление и получили положительное решение. С 8 октября 1987 г. регистрация религиозной общины стала возможной, а Троицкий храм стал первым в истории новой России, переданным Русской православной церкви. Восстановительные работы храмового комплекса Троицкой церкви заречной части города Кирова начались с воссоздания часовни на территории храма. Решением от 30 сентября1988 г. Кировский горсовет предписал церковному приходу разработать ее проект и представить на рассмотрение градостроительного Совета при управлении архитектуры и градостроительства. В том же году по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа каменная Троицкая церковь была освящена, возобновилась ее литургическая жизнь. Пережив второе рождение храм вновь стал местом духовного единения, сердцем заречной части городского микрорайона, сохранившего в своем лице имя преподобного Макария Желтоводского чудотворца.
В 1971 г. издательством "Искусство" в серии "Дороги к прекрасному" была выпущена книга искусствоведов Бориса Гнедовского и Эллы Добровольской "Дорогами земли Вятской". В книге была упомянута и Троицкая церковь слободы Макарье: "Ее высокая стройная колокольня видна из Кирова с берегового откоса городского сада. Церковь так хороша, что с трудом верится, что она до сих пор не вошла в число памятников, охраняемых государством. Это великолепный образец того ярусного храма, который в ХVIII в. был широко распространен в Великом Устюге, Тотьме, Лальске, на Вычегде. Здесь, на Вятке, он получил как бы новую "оранжировку" декоративного убранства, которая в этом храме выражена с наибольшей полнотой. Ни в одном из вятских памятников мы не увидим такой пышности и изысканности каждой детали..." В 1975-76 гг. церковь была частично восстановлена силами Кировской научно-реставрационной мастерской, при этом фасадам храма была возвращена первоначальная полихромная окраска, остатки которой были обнаружены при реставрационных работах. Храм стал выглядеть как большая Дымковская игрушка. С этого времени фотографии Троицкой церкви стали появляться в туристических буклетах и в наборах открыток, посвященных городу Кирову.
Шло время, и в 1987 г., накануне празднования 1000-летия Крещения Руси было принято решение о возвращении храма общине верующих. Троицкая церковь была восстановлена для богослужений в очень короткие сроки. В дни освящения храма в город Киров приезжала даже комиссия Сената США, дабы удостовериться, что действительно в российской провинции был открыт православный храм. Тогда же возникла добрая традиция - в праздник Св. Троицы вятский архиерей совершает богослужение в Троицкой церкви слободы Макарье. Троицкий храм стоит у оживленного Слободского тракта. При движении от города дорога сильно изгибается, и храм вдруг неожиданно выныривает на повороте. Красота и совершенство церкви заставляют обращать на нее внимание всякого прохожего и проезжего. Неоднократно я замечал, как пассажиры автобусов при приближении к храму невольно любуются его видом, хотя многие наверняка видели его более чем многократно. В их жилах течет кровь предков, создавших эту красоту. Богато украшены наличники храма. Весь внешний декор Троицкой церкви (как и других старинных вятских храмов) выполнен из обтесанного красного кирпича. Можно только подивиться фантазии и смекалке строителей храма - простых вятских мужиков.
В 1988-89 гг. были восстановлены и старинные барочные ворота (по проекту арх. Е. Скопина). На обширной храмовой территории в 1990-е гг. были размещены и постройки Вятского женского монастыря, который получил имя Александро-Невского. Вместе с жилыми корпусами в нач. 1990-х гг. здесь же была выстроена и церковь св. Александра Невского, в основных своих формах повторяющая дореволюционную часовню на Старо-Макарьевском кладбище. Первоначально церковь планировалась как часовня-баптистерий (с бассейном для крещения взрослых), но затем от этого замысла отказались, и в небольшом храме был освящен алтарь. В Александро-Невской церкви некоторое время после обретения пребывали мощи священномученика епископа Виктора (Островидова).
Не обошлось в те годы и без несчастий. В 1995 г. часть зданий, находящихся на территории храма – епархиальная типография, столярная мастерская, котельная и другие складские помещения – сгорели во время пожара. В результате погибло много хранящихся там икон и различных ценностей. Размеры ущерба оценить было невозможно. С 1994-2005 гг. на территории храма находился Свято-Троицкий Александро-Невский женский монастырь, под управлением настоятельницы игуменьи Софии (Розановой). Специально для монастыря был построен сестринский корпус с большой трапезной на первом этаже, сестринскими кельями на втором, и комнатой для гостей на третьем. Сестры несли послушание по храму и по хозяйству.
В 2005 г. решением Священного Синода был открыт Спасо-Преображенский монастырь, и сестры Александро-Невского монастыря были переведены в него на постоянное место. В том же году состоялось торжественное перенесение мощей Святителя Виктора в возвращенное Вятской епархии здание Преображенского женского монастыря. Как рассказывает отец Владимир, в 2005 г. сестры отправились крестным ходом до стен древнего монастыря в центральную часть города Кирова. В 2023 г. Троицкая церковь отметила свой юбилей – 35 лет со дня возобновления литургической жизни после долгих лет забвения!
С сайтов: https://cgako.ru/static/page-files/Храм за Вяткой рекой. К 245-летию Троицкой церкви села Макарье и https://kirovnet.ru/news/2014/09/08/История одной фотографии. Храм за Вяткой