Вятский Филейский монастырь неразрывно связан с именем великого вятского святого преподобного Матфея Яранского, который начинал в нем свой духовный путь. Еще будучи простым приказчиком в лавке купца И.В. Столбова, располагавшейся на площади Спасского собора, Митрофан Кузьмич Швецов (мирское имя преподобного) стал любимым учеником преподобного Стефана Филейского. Особенно их сблизила ссылка преподобного в Вятский Успенский монастырь. Родительский дом Митрофана располагался как раз на улице Монастырской (Горбачева), на которой стоял монастырь. Именно преподобный Стефан Филейский оказал большое духовное влияние, после чего молодой человек принимает для себя решение принять монашество. Желание это возникло, когда еще возник скит на Филейке, основанный преподобным, но осуществлению его мешало то обстоятельство, что на попечении Митрофана Кузьмича находилась его младшая сестра Елизавета.
Время ссылки о.Стефана в Вятском монастыре было как раз тем временем, когда любимый ученик старца был поставлен приказчиком в лавке Столбова, а затем получил в управление и собственную лавку. При этом Митрофан Кузьмич оказался ближе к своему учителю. Их общение стало частым. Даже отлучаясь куда-нибудь, старец говорил: «Меня, верно, уже Митрошенька ждет». Именно в это время молодой человек принимает окончательное решение принять монашество. При этом духовный наставник просил не торопиться: «Научись сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией. Не принимай свое «я» за призыв Божий, молись, смиряйся и Господь подскажет тебе, как поступить». Митрофан Кузьмич следовал советам своего наставника и старался большинство времени проводить в молитве. Даже в лавке были везде развешаны листочки с Иисусовой молитвой, которой учил особое внимание уделять о.Стефан, чтобы куда ни упал взгляд, всегда он мог помнить о ней. Однажды, рассказывает устное предание, Митрофан вернулся очень поздно в свою лавку, пробыв долго у преподобного, проведя время в душеспасительных беседах. Другие служащие решили над ним подшутить и вместо мяса дали ему на ужин свеклы, чтобы проверить смирение будущего монаха, но Митрофан ничем не выдал своего возмущения или другого неудовольствия и, под общие насмешки, съел свеклу вместо мяса, твердо помня завет своего учителя – «Без смирения нет терпения, а без них нет и монаха».
Спустя месяц после блаженной кончины отца Стефана, о которой, безусловно, скорбела вся православная Вятка, состоялось главное событие, ради которого преподобный жил и приближал как мог – открытие Филейского Александро-Невского монастыря. Все, что находилось на то время в монастыре, было построено непосредственно трудами о.Стефана. В 1890 г. на страницах «Вятских епархиальных ведомостей» современник так описывал обитель:
«Монастырь находится в 6 верстах от г.Вятки и в полуверсте от с.Филейки и занимает участок земли в 7 дес., покрыт крупным еловым лесом. В южной части монастырская земля представляет возвышенность, довольно ровную площадку, с небольшой покатостью к северо-западу, а в северной половине она постепенно понижается и идет узкой полосой по берегам очень небольшой речки, которая с правой стороны имеет крутой и высокий берег, пересеченный глубоким оврагом. На реке устроены два небольших пруда: на одном из них поставлена деревянная мукомольная мельница. Неровная поверхность земли, высокий хвойный лес, спруженная вода, разбросанные по лесу деревянные постройки дают монастырю очень красивый, живописный вид».
В середине сентября 1890 года православная Вятка жила ожиданием главного торжества этого года – открытия монастыря на Филейке. Вот как его описывал современник: «За 3 дня до назначенного торжества началось движение богомольцев. 16 сентября погода была несколько дождливая, дорога стала грязноватою; но это не помешало усердным присутствовать на церковном торжестве. С раннего утра почти непрерывной цепью шли и ехали по дороге от города к Филейскому Вятскому монастырю. Все площади, дороги, все открытые места сплошь были заняты людьми; в лесу между деревьями плотно стояли лошади и телеги. Такое собрание людей в Вятке бывает разве только в день отправления Чудотворного Образа святителя Николая на Великую реку. Полагаю, что народу было не менее 10 т. В 9 ч. в Успенской монастырской церкви, которая была освящена еще в июле прошлого года, прибыл Преосвященный Никон, епископ Глазовский; затем встретили Преосв. Сергия, епископа Вятского и Слободского. Литургию совершал Преосвященный Сергий, в сослужении были кафедральный протоиерей, ключарь собора, 1 протоиерей и 1 священник из членов Консистории, игумен Агафангел из братии Вятского Успенского монастыря и строитель открывшегося монастыря иеромонах Августин; пение исполнялось хором певчих.
По окончании литургии из церкви последовал крестный ход на место закладки нового храма. В крестном ходе следовал и Преосв. Никон, по тесноте церкви не участвовавший в литургии. К этому времени изволил прибыть в монастырь начальник губернии, действительный статский советник Алексей Федорович Анисьин. Крестный ход шествовал широкою дорогою, проложенною между высокими елями. Новый храм сооружается на довольно широкой площади среди лесу. Вся площадь покрылась народом, густые толпы стояли в лесу со всех сторон, много крестьян видно было даже на деревьях. Началось священнодействие. Громогласное пение Архиерейского хора раздалось по лесу…»
На торжествах, в которых приняло участие более 10 тысяч человек, мог присутствовать и ученик о.Стефана Митрофан Кузьмич, владелец мелкой бакалейной лавки. Но заботы о торговле и прибылях уже не занимали его ум. Митрофан начал готовиться к уходу из этого мира в монастырь. Он смог наконец решить главную заботу, мешавшую ему осуществить задуманное. Сестра Елизавета к этому времени уже стала достаточно взрослой, чтобы начать самостоятельную жизнь (в 1890 г. ей исполнилось 26 лет), а чтобы она ни в чем не нуждалась, брат все сбережения положил в банк на ее имя, отписал на нее свою лавку, доверив ей всецело управление торговлей. Об этом свидетельствуют финансовые документы Филейского монастыря за начало 1890-х годов, в которых упоминаются расчеты с «лавкой Елизаветы Швецовой». Примечательно, что сестра дополнила состав товаров лавки, которые при помощи своего брата стала поставлять и непосредственно в монастырь. Теперь это были не только чай и табак, а съестные припасы и керосин.
В 1891 г. в жизни Митрофана Кузьмича произошли главные события его жизни – поступление в число братии Александро-Невского монастыря 24 июня согласно указа Вятской духовной консистории за № 6786 и 15 августа пострижение в монашество с именем Матфея, что в переводе значило «дар Божий». Имя было взято в честь киево-печерского преподобного Матфея Преподобного. Последнее событие произошло в годовщину кончины о.Стефана. Уже 17 ноября того же года он рукополагается в сан иеродиакона, получив право священнодействия; навыки церковного служения преподобный имел, как мы знаем, и задолго до этого. 5 апреля 1897 году о.Матфей рукополагается в сан иеромонаха.
При этом бывший торговец со своим жизненным опытом оказался незаменимым помощником в обустройстве монастыря. Уже в 1892 г. имя и подпись иеродиакона Матфея значатся в финансовых документах монастыря, под именами строителя иеромонаха Августина и и.д. казначея иеромонаха Никодима. Должность самого Матфея не указывалась, по всей видимости, он был делопроизводителем или поверенным при торговых операциях.
Жизнь в Филейском монастыре 1890-х годов не была легкой. Судя по сохранившимся отчетам того времени, обитель еще только обустраивалась. Не было мира не только между насельниками, но и даже доверия к настоятелю, на которого часто писали жалобы его же подопечные, а также и на друг друга. В обитель поступали новые насельники, благодаря которым она строилась и благоустраивалась, но далеко не все из вновь поступающих обладали душевным спокойствием и даже навыками веры. Монастырю не хватало строгости о.Стефана. Например, в 1906 г. про духовника монастыря иеромонаха Савватия отмечалось, что «не знает 10 заповедей да и 11-ю не знает».
В 1892 г. в монастырь поступил послушником будущий художник Александр Фищев. Привели его в Филейскую обитель душевные поиски и нужда. Вот что он вспоминал о своем приеме туда: «…Мышкин привел меня к настоятелю монастыря. После нескольких вопросов: кто, откуда, грамотный ли и что умеешь делать, ответы на которые его удовлетворили, я был принят в монастырь и направлен на кухню в распоряжение повара… В поварской или, вернее, кухне… меня приняли радушно. Основной штат кухни: повар, его помощник, хлебопек и его помощник, трапезник, 2-3 человека, исполняющих всякую черную работу, на которую привлекали богомольцев из женщин – всего человек 9, я был 10-м». Как и многие другие, Фищев не прижился в монастыре и вскоре покинул ее.
Уединенный лесной монастырь нередко обворовывался своими прихожанами и пришлыми людьми. На всю Вятку в то время прогремело известное «дело об ограблении Филейского монастыря». Продолжались грабежи и в дальнейшие годы. Например, в 1906 г. случилось 4 воровства – похитили деньги из книжной лавки, из кружки с паперти, из кружки в церкви и вещи из келии о настоятеля. Причиной этому служило то, что кружки для сбора денег находились на видном месте и не закрывались. В 1909 г. посетитель монастырской гостиницы отмечал: «Замечено, что плата за помещение в номере и за услуги не принимается «гостиниками» на руки: богомольцы, каждый по своему усердию, могут опускать в висящие тут же железные кружки; от вознаграждения лично им «гостиники» также настойчиво и искренне отказываются».
Большой уровень воровства в монастыре не был случайным, в него съезжалось много разношерстной публики. Если одни работали здесь («деревенские жители без всякой нужды на себя пашут, а обедать идут в мир» - отмечал в 1906 г. иеромонах Пантелеймон), другие просто проводили время в монастырской гостинице или были нечисты на руку… Фищев так в своих мемуарах описывал посетителей обители: «Здесь каждый мог получить удовлетворение: ханжа-богомолец проливал слезы на молитве и каялся в грехах, потому что служба тут была «умилительная» и почти круглые сутки; кутила неплохо проводил время в своей компании в номерах гостиницы; находили приют влюбленные парочки и просто отдыхающая публика. Удивительное местоположение, заискивающая предупредительность монахов, колокольный звон, запахи ладана, регеля и милиса и многое другое притягивали сюда точно магнитом со всех сторон старых и молодых…»
Несмотря на невидимые постороннему глазу внутренние проблемы, монастырь строился и благоустраивался. В нем стояло два деревянных храма - в честь св. благоверного Великого Князя Александра Невского и в честь Успения Пресвятой; при каждом храме имелись колокола – у одного на колокольне, у другого на столбах, общим числом 15. Сохранилась опись церковного имущества за 1919 г., из которого можно узнать, что главном приделе Александро-Невского храма имелся 3 ярусный иконостас с 32 иконами; всего в храме имелось 93 иконы. Убранство Успенской церкви было скромнее – «1 иконостас местный и стенных икон 3524». И все же этих двух храмов отцам обители казалось недостаточно, им хотелось, чтобы монастырь украшал большой и красивый собор. Так в 1904 г. по проекту губернского архитектора И.А. Чарушина началось строительство большого каменного Александро-Невского собора, который по своей величине и красоте должен был по задумке строителей стать равным своему собрату в Вятке. Строительство собора стало главным делом братии монастыря на ближайшие полтора десятка лет, последние в его истории. В 1909 г. о нем на страницах «Вятских епархиальных ведомостей» сообщалось: «Больше всего внимания привлекает величественный еще строящийся Александро-Невский собор. По виду он очень напоминает Александро-Невский собор в Вятке, но вместительность будет больше его, т.к. в нем нет колонн и наружных галерей. В настоящее время он выведен до половины второго яруса». Увы, строительству величественного собора не суждено было завершиться. Через несколько лет война приостановит его строительство, и к началу 1917 г. он будет только покрыт крышей, а еще через несколько лет и вовсе заброшен и впоследствии разрушен. При разрушении собора оказалось, что он был сделан настолько капитально, что его пришлось взрывать…
Каждый приходящий в монастырь поражался его искусной технической оснащенности. Например, один современник отмечал, что с крутого лесного обрыва «бегут источники холодной воды, распределенные по трубам в разные направления для надобностей монастыря». В монастыре один за другим возводятся новые здания - храмы, братские корпуса, гостиницы для паломников. В знаменитых филейских прудах водилось много рыбы. Монастырь выпускал свои книги. При нем имелось много мастерских, обслуживавших не только обитель, но и работавших на заказ – портняжная, сапожная, столярная, кузница. Кроме того, в продажу монастырь поставлял и продукты своего хозяйства – продукты, муку, рыбу. Кроме средств, выручаемых от своего хозяйства, основные доходы монастырь получал с процентов с капитала на вечное поминовение, приношений благодетелей, от исправления молебнов и панихид для богомольцев. Все это позволяло с лихвой не только обеспечивать материально монастырь, но и кормить многочисленных бедняков и паломников, приходивших и приезжавших сюда.
Одним из самых почитаемых мест здесь была могила о. Стефана, к которой нескончаемым потоком шли люди. Шли помолиться, попросить помощи, взять земельку с могилы старца. Землянка его почиталась как святыня. Один из благочинных, перечисляя популярные места, куда любили ходить паломники, среди таких святых мест как Саров, Соловецкий монастырь и Великорецкое, называл и Филейский монастырь. «Над могилою, по его завещанию, братия монастыря поставила деревянный покров в форме гробовой крышки, окрашенный черной краской. В ногах у погребенного поставили деревянный крест, тоже весь черный, на этом кресте находятся в киоте иконы св.Стефана и св.Симеона, имена которых носил отец Стефан при жизни. Пред образом, на средства благотворителей, горит неугасимая лампада. Кроме того, по благословению Преосвященного Сергия, над могилой поставлена сень на четырех столбах, с железной крышей и с крестом».
Весной 1909 г., спустя десять лет после того как его покинул о.Матфей, обитель посетили учащиеся Вятского духовного училища. Вот что они писали об увиденном на страницах «Вятских епархиальных ведомостей»: «Монастырь поражает деловитостью, хозяйственностью своих насельников. Кругом он обнесен каменною стеною; в ограде 2 каменных корпуса, 2 храма и несколько деревянных домов. За оградой, в приличном расстоянии от нея находится 2 громадных гостиницы для богомольцев, с отдельными, довольно чистыми, номерами; за ними, также на довольно значительном расстоянии, мельница, скотный двор. С западной стороны от ограды воздвигается постройка нового собора. Постройка обходится без привозной воды. Вода подается чрез трубы в громадные баки и творила при помощи особого прибора – тарана, который действует всегда силою воды и воздуха. Вся площадь, принадлежащая монастырю, покрыта почти строевым, хвойным лесом, который теперь оглашается весенним пением и стрекотанием птиц. Аромат леса и какая-то необычная для населенного места тишина придают особую прелесть месту...
Все благоустройство и первые годы жизни монастыря проходили на глазах иеромонаха Матфея, жившего здесь с 1891 по 1899 гг. Впрочем, и после своего отбытия в далекий Яранск, когда он был перемещен в новый Пророчицкий монастырь, преподобный не забывал родной город и свою первую обитель, в земле которой был погребен его дорогой учитель – отец Стефан Филейский. Как утверждают устные источники, о.Матфей старался приехать на Филейку каждый год. Здесь он молился, совершал панихиду на могиле о.Стефана и затем долго сидел около нее, творя любимую преподобным Иисусову молитву…
Сайт «Вятка – православное прошлое»
http://urzhum-uezd.ortox.ru/vjatskie_monastyri_nachala_20_veka/view/id/1191744