Успенский Троифонов монастырь создавался в местах, где обосновались так называемые северные "запорожцы" - русские "бывальцы", "хлыны" и "изгои" разного рода, окружённые инородцами - вотяками, черемисами и татарами. И нравы здесь в ХV-ХVI веках, как свидетельствуют летописи, царили самые жёсткие и распущенные. На протяжении веков обитель выступала духовным и культурным центром, миссионером и колонизатором новых земель, защитником обездоленных и немощных. Вятский Успенский мужской монастырь основал преподобный Трифон (ок. 1546-1612) - монах Пыскорской обители, выходец из архангельских крестьян. Жители пяти вятских городов, по инициативе монаха, обратились к Ивану Грозному с челобитной о создании монастыря. В июне 1580 года самодержец дал прп. Трифону грамоту на строительство обители на месте старого городского кладбища с двумя ветхими церквами. Вятскому монастырю царь пожаловал "безданно и безоброчно" окрестные сёла и деревни с людьми, пашнями, лугами и озёрами. Царь фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного, даровал монастырю, кроме того, ещё Вобловицкую волость и незаселённые земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли обитель заселяла крестьянами из Вобловицкой области, способствуя освоению обширного края. В знак особого благоволения, Фёдор Иоаннович отправил в дар вятскому монастырю двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить четыре храма - Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Среди них выделялся Успенский собор, имевший шесть шатров. О нём сообщает дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601): "На Вятке в Хлынове городе монастырь стал... деревян, круглой, о шти приделах и шти верхах, сооружение мирское всех вятских пяти городов". Современник писал, что церковь та "велия и пречудна" и по своей архитектуре подобных храмов "нигде не обретается". Историки предполагают, что его архитектурная идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.
К началу ХVII века в обители появились 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки (погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня). По периметру монастырь обнесли деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа. С восточной стороны Успенского собора стояла надкладезная деревянная часовня. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы. Прп. Трифон ввёл в монастыре строгий общежительный устав, по которому у всех монахов были общая трапеза и имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В обители ежедневно совершались службы. В молитве, посте и трудах прп. Трифон являлся примером для монахов и приходивших в монастырь вятчан. Часть братии, состоявшая из знати, возроптала на строгость устава. В результате святого изгнали из основанной им обители, а на его место поставили его ученика отца Иону (Мамина), происходившего из дворян. Лишь в 1612 году, после долгих лет скитаний, преподобный Трифон Вятский смог вернуться в родной монастырь, где вскоре скончался. По кончине он почитался жителями Хлынова, а после обретения его мощей в 1684 году Церковь прославила архимандрита Трифона в лике преподобных. В ХVII веке значение первого монастыря Вятской земли возрастало. Он быстро осваивал новые территории. Для управления вотчинами посылались старцы, привлекавшие в них крестьян из соседних земель. Обитель вела активную миссионерскую и просветительскую деятельность. Этому способствовали храмы и часовни, возводимые в вотчинах. Монахи Трифонова монастыря становились основателями и строителями новых вятских обителей. Трифонова же обитель быстро превратилась в культурный и книжный центр Вятской земли. Послушники и монахи обучались здесь чтению и письму. Уже в начале ХVII столетия в монастыре складывается богатая библиотека (более 140 книг), содержавшая богослужебные, святоотеческие книги, поучения, жития святых и пр. В монастырских стенах велась работа по переписыванию книг и созданию оригинальных произведений. За счёт обширного монастырского хозяйства и частных вкладов были накоплены значительные средства, позволившие начать каменное строительство. В 1684 году на месте деревянного соборного храма заложили каменный - спустя пять лет новый собор освятили. В 1690 году в него были торжественно перенесены мощи святого основателя обители. Над могилой установили раку, где хранились рукописное Евангелие, посох и вериги преподобного.
С воцарением Петра I для монастыря (как, впрочем, для большинства русских обителей) наступили трудные времена. Царь, стремившийся к увеличению налоговых поступлений в казну, запретил постригать в монахи трудоспособных мужчин. Численность братии стала быстро сокращаться. Если в 1711 году в обители подвизались 128 монахов, то в 1764-м - только 32 инока. Тем не менее, в первой половине ХVIII века начинает формироваться каменный архитектурный ансамбль монастыря. Были построены Святые ворота с надвратной Никольской церковью, служившие парадным въездом в монастырь, возведены Трёхсвятительская и Благовещенская церкви. Завершилось оформление монастырского комплекса постройкой колокольни, Братского и Настоятельского корпусов и ограды с башнями. В 1744 году в Трифоновом монастыре была открыта и почти полвека действовала славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию. Но даже после переезда семинарии на Архирейскую дачу учащиеся продолжали обитать в монастырских стенах - здесь находилось их общежитие. Большой урон обители нанесли реформы Екатерины II. В 1764 году большая часть монастырских вотчин отошла в государственную собственность. В довершение всего монастырь сильно пострадал от частых пожаров. В 1790-е годы, при императоре Павле I, монастырю были возвращены лучшие земли и дарованы новые льготы. Особенно способствовал возрождению и процветанию обители деятельный архимандрит Амвросий (Красовский), управлявший братией в середине ХIХ века. В 1856 году он построил пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. При монастыре была организована школа для городских детей, где они учились письму, чтению, арифметике и закону Божьему. В 1880-х годах в Трифоновом монастыре подвизался известный подвижник Вятской земли - прп. Стефан Филейский. В 1894-1896 годах под руководством губернского архитектора И. А. Чарушина проводились работы по реконструкции и капитальному ремонту Успенского собора. Артель иконописцев из Палеха во главе с Л. И. Париловым выполнила в нём росписи. В начале ХХ века также были отремонтированы Никольский надвратный, Трёхсвятительский и Благовещенский храмы. В то время монастырь представлял собой благоустроенную обитель с немногочисленной братией (15-20 человек) и небольшими земельными угодьями.
Как писал в 1912 году в своей "Истории Вятского Успенского Трифонова монастыря от его основания до настоящего времени" К. Селивановский, "кто бывал в Успенском монастыре при предшественниках преосвященного Павла, тот ныне приятно будет поражён теми благоустройством и порядком, какие ныне царствуют в обители прп. Трифона. Здания монастырские ремонтированы, перекрыты, а то и вновь покрыты железом, выстроены вновь два дома под квартиры... По всему монастырю и квартирам проведен водопровод... Для богомольцев устроена под братским корпусом "странноприимница". Более чем 300-летнию историю монастыря прервал в 1917 году большевистский переворот. В сентябре 1918 года по распоряжению советской власти Трифонова Успенская обитель была упразднена, её насельников выслали в Пермскую губернию. В монастырских стенах разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советская партийная школа. Впрочем, уже в декабре 1918 года благодаря подвижническим трудам Юлии Александровны Лавровской была зарегистрирована Трифоновская религиозная община, в ведение которой перешло оставшееся имущество монастыря. Спустя пять лет эту общину разгромили (Ю. Лавровская по приговору суда отправилась в ссылку в Сибирь), и Успенский собор при поддержке официальных властей захватили обновленцы, изгнав оттуда сторонников Патриарха Тихона. Другие монастырские храмы были переданы различным организациям. В 1929 году Успенский собор окончательно перестал быть домом молитвы. Монастырские колокола пошли на переплавку, вещи и богослужебные предметы из храмов продали или передали губернскому музею и архиву. В качестве "лома драгметаллов" безбожное государство нашло "применение" и серебряной раке прп. Трифона Вятского. Церкви лишились иконостасов (сохранился только в Успенском соборе). Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В 1935 году богоборцы разобрали колокольню Трифонова монастыря и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В 1942 году исчезли угловые башни и южная стена Успенского монастыря. В храмах и монастырских постройках размещались архив, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха электромеханического завода.
Начиная с 1940-х годов верующие неоднократно обращались к властям с просьбой вернуть им Успенский собор. Предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы бывшей обители, а для архива приобрести другое здание. Но на все прошения инициативная группа получала один ответ: "Собор занят, и о его передаче не может быть и речи". Уникальный архитектурный ансамбль погибал на глазах. Восстановительные работы в монастыре начались только в 1950-е годы, но велись они "фрагментарно". Здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, стены покрывались слоем влаги и плесени. Только в 1980-е годы силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трёхсвятительская церковь, восстановлена юго-восточная и северо-западная башни, воссозданы южный участок ограды с воротами, поварня. В 1988 году, на волне перестроечных преобразований, вновь приступили к обсуждению вопроса о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. Мнений при этом рассматривалось лишь два: передать монастырь краеведческому музею или Кировской епархии. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 года Успенский собор вернули епархии. В августе 1991 года Кировский облисполком принял историческое постановление о передаче всего ансамбля Успенского Трифонова монастыря Кировскому епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящён Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. А 25 сентября 1991 года Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря в городе Кирове. Настоятелем обители стал правящий архирей - архиепископ (ныне митрополит) Хрисанф (Чепиль). С этого времени начались активные восстановительные работы в Трифоновом монастыре. Были отреставрированы палаты настоятеля и Братский корпус (в нём находятся епархиальное управление и Вятское духовное усилище), заново построена колокольня, срублена надкладезная часовня, завершена реставрация Никольской церкви, на глазах преобразился и Успенский собор, благоустроена прилегающая к храму территория.
Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №105, ООО "Де Агостини", 2011