Церковь, о которой мы поведем свой рассказ, сохранилась до сих пор и находится за главным, самым большим и высоким корпусом Кировской областной клинической больницы. Правда, немногие смогут угадать в этом небольшом обезглавленном здании старинный каменный храм, только без купола и колокольни. И только пристально вглядевшись в его трапезную часть и, особенно, в окна с плавно закругленными сводами, можно догадаться, что перед нами – церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери, построенная в 1795 году «иждивением» коллежского советника Иоанна Безрукова и его жены Параскевы Сергеевой на территории городского кладбища, в последствии названного по имени храма Ахтырским. Вот уже много лет в этом храме – склад или цех, а ведь он мог бы стать замечательным больничным храмом!
Интересна судьба Ахтырской церкви в Вятке. В 1770-е годы императрицей Екатериной II было предписано создавать при всех крупных российских городах отдельные кладбища, а не хоронить прихожан, как это было раньше, при храмах, в церковной ограде. В провинциальном Хлынове руки до исполнения этого указа так и не дошли. Но губернская Вятка, обратив на себя внимание столицы, уже не могла игнорировать его. Вскоре на генеральном плане города за южной и северной его границами были отведены земли под новые кладбища.
Однако православные жители по-прежнему не желали упокоиться вне церковной ограды, считая это уделом нераскаявшихся грешников, в том числе самоубийц, которых веками хоронили таким образом. Тогда власти, не оспаривая этой традиции, распорядились построить на кладбищах храмы. Поскольку под северное кладбище были отведены земли бывшего мужского монастыря с недостроенной церковью святого Иоанна Богослова, то вопрос здесь решался достаточно просто – надо было только общими усилиями завершить этот храм. Что и было сделано. После этого и само кладбище и ведущая к нему улица получили названия по имени храма и стали Богословскими.
С южным кладбищем было сложнее. На отведенной под него земле церкви не было, и трудно было найти жертвователей на храм, который предстояло возвести в столь «непопулярном» среди горожан месте. Но, как известно, «сила Божия в немощи совершается». В те годы в центре города, рядом с Воскресенским собором находилась каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная от него в такой близости, что любой пожар мог стать последним в судьбе этих храмов. А насколько могут быть опасны городские пожары, вятчане знали не понаслышке. Многие еще помнили страшный пожар 1752 года, после которого пришлось разобрать сам Кафедральный собор, жестоко пострадавший в огне. Поэтому было решено разобрать Казанский храм, чтобы вокруг Воскресенского собора возникла просторная площадь, и все дома были удалены от него на безопасное расстояние.
Тут и проявили свое усердие жертвователи – супруги Иоанн Безруков и Параскева Сергеева, которые фактически выкупили разобранный храм и перенесли на кладбище в южной части города, сохранив его посвящение Божией Матери, но уже не Казанской Ее иконе, а Ахтырской. Чем было обусловлено это посвящение? Мы можем только предположить, что супруги особо почитали этот чудотворный образ, на котором молящаяся Богородица предстоит Распятому Христу во исполнение пророчества праведного Симеона Богоприимца: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Неслучайно, правый, южный придел этого храма был посвящен святому Праведному Симеону и Пророчице Анне, встретившим Христа Младенца в Иерусалимском храме. Левый же, северный придел был посвящен святым князьям Борису и Глебу, издавна почитавшимся на Вятке. Строительство Ахтырской церкви было завершено в 1795 году. Своего прихода храм не имел и окормлялся причтом Владимирской церкви.
С годами вокруг Ахтырской церкви сложилось кладбище, первое захоронение на котором датируется еще 1713 годом – это могила купца Михаила Иосифовича Вяземского, основателя Кирсинского завода и Владимирской церкви. Спустя три десятилетия его сын и наследник Григорий установил чугунную доску с надписью, свидетельствующей, что погребение изначально было совершено на этом месте: «Хлынова города гостиной сотни преставися раб Божий Михайло Осифович сын Вязимской октября МI числа АГI году и погребен на сем месте. А сию доску построил партикулярного Кирсинского железного заводу заводчик сын ево Григорий Вязимской АМВ сентября Г дня». Столь раннее захоронение в этом месте объясняется тем, что до создания каменного храма здесь находилась старая деревянная церковь, в ограде которой и был погребен М.И.Вяземский.
В последующие годы на Ахтырском кладбище были погребены: основатель Общественного банка Федор Веретенников (+1819); вятский купец Иван Репин (+1821); Алексей Прозоров, отец знаменитого вятского купца и благотворителя Якова Прозорова (+1864); губернский архитектор Иван Соловкин, более двадцати лет трудившийся на строительстве Александро-Невского собора (+1865); профессор Вятской духовной семинарии Василий Перминов (+1873); действительный статский советник Александр Спасский – отец известного историка Николая Спасского (+1892); почетные граждане г.Вятки Яков Попов (+1904) и Павел Клобуков (+1905); вятские священнослужители и старосты церквей, благотворители, купцы, офицеры, советники губернского управления и другие известные вятчане.
Помнят ли этих людей современные горожане? Знают ли что о них? Вряд ли. А ведь многие достойны того, чтобы память о них была увековечена в городе, который они созидали и в котором упокоились. Несмотря на то, что Ахтырское кладбище уничтожено и на его месте уже давно возведены корпуса Кировской областной клинической больницы.
http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=369&Itemid=368