Церковь Вознесения Христова находится на Ильинской улице, в Рождественской части города. О времени построения и о здателе сего храма, кроме надписи на деревянном кресте, других письменных свидетельств никаких не имеется. По свидетельству этой надписи, построение Вознесенской церкви принадлежит казначею патриаршего дома монаху Тихону (Макарьевскому). В надписи говорится: «…сия церковь каменная Боголепного Вознесения построися тщанием и иждивением монаха Тихона, который прежде был в мире оного прихода житель, а потом волею остави мир сей и пострижеся в Макарьевом Желтоводском монастыре, и по Божию строению взят бысть в дом святейшего патриарха Адриана, и бысть дому казначей лет довольно. И по смерти тело погребено бысть в оном Макариевом монастыре».
Построенная и украшенная монахом Тихоном церковь Вознесения Христова лишилась всего благолепия от большого пожара, бывшего в Нижнем Новгороде. После того устроилась и украшалась она доброхотными дателями из прихожан. Преимущественное же украшение и почти воссоздание храма сего принадлежит нижегородским ямщикам Григорию Федоровичу и сыну его Никите Беспаловым, как свидетельствует надпись на другой стороне упомянутого креста. Из надписи видно, что храм начал устраиваться и в 1715 г. был освящен и время от времени благоустраивался до 1740 г.; Григорием Федоровичем и его сыном Никитой Беспаловыми были дарованы священные одежды, церковная утварь, сосуды, книги и приобретен большой колокол от их же иждивения и при церкви записаны в незабвенную их память родов. В конце сей надписи приписано: «написася сия летопись на кресте сем 1757 г. апреля 26 дня иереем Петром Ивановым».
Из надписи на сребропозлащенном напрестольном кресте можно заключить, что и до построения существующей каменной церкви была уже церковь Вознесения Господня, если не каменная, то деревянная, и начало ее существования относится, по крайней мере, к началу XVII ст. А что церковь Вознесенская была деревянная, видно из сотной грамоты, составленной в 1621 г.: «на Ильинской большой Московской проезжей улице на ямской слободе церковь Вознесения Христова древяна с папертью, на колокольнице два колокола, а церковь и в церкви образы, и книги, и колокола, строение мирское».
Ныне, кроме настоящей холодной церкви во имя Вознесения Господня, имеются два придела: теплый придел на правой стороне в честь Пресвятой Богородицы "Неопалимая Купина" и теплый придел на левой стороне во имя св. и чудотв. Николая. Издавна также празднуют здесь св. Клименту папе римскому и муч. Флору и Лавру.
К числу достопримечательных вещей в Вознесенской церкви относятся:
- напрестольный крест;
- напрестольное Евангелие с золотым обрезом, напечатанное в 1694 г. и обложенное зеленым бархатом, с средниками, евангелистами, наугольниками и серебряными застежками, с надписью, что сие святое Евангелие построено за поминовение святейшего Адриана патриарха;
- напрестольный крест сребропозлащенный, обнизанный жемчугом и украшенный разноцветными каменьями, с надписью, что сей св. крест устроен в 1701 г. за поминовение святейшего Адриана патриарха. Вклады о поминовении патриарха доставляемы были, вероятно, строителем церкви Тихоном, бывшим казначеем патриаршим.
Иконостас в настоящей холодной церкви замечателен тем, что он подобно иконостасу Георгиевской церкви, состоит из 6 ярусов и занимает собою не только восточную сторону храма, отделяющую алтарь, но в равном размере простирается по южной и северной стенам храма. А между св. иконами есть как древние, так и богато украшенные.
При Вознесенской церкви была во времена императора Петра I на нижнем посаде в горшечном ряду лавка, вклад одной ямской вдовы, отдаваемая по 5 руб. в год. Кроме того, к Вознесенской церкви принадлежала богадельня, построенная на нижнем посаде в 1703 г. При этой богадельне было в серебряном ряду и в Зарядье 14 лавок, вклад посадского человека Маршухина в поминовение родителей. Лавки эти отдавались каждогодно по 30 руб., употребляемых на содержание и пропитание богадельных нищих. А теперь в приходе Вознесенской церкви находится детский приют, открытый 21 апреля 1845 г.
Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н. К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии / соч. архим. Макария. - СПб., 1857.