ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нижегородский район. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу.


Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Иоанна Предтечи , Симеона и Анны, Михаила Архангела, Иоанна Богослова
Год постройки:Между 1676 и 1683.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 1Б

Координаты:56.329792, 43.998142
Проезд:любым общественным транспортом, идущим по Нижне-Волжской набережной, до остановки "ул. Рождественская". Затем пройти пешком около 300 м в сторону кремля. Или трамваем № 11 до остановки "Скоба".


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Вид на церковь с Волги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
13 июня 2017
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Vladimir S
24 февраля 2015
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
oldboy
19 сентября 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Алексей Трифонов
15 сентября 2013
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
zoi4ik
4 мая 2010
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
zoi4ik
4 мая 2010
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
JuNe
6 октября 2006
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Нижний Новгород / Рождества Иоанна Предтечи, церковь
Margarita
7 августа 2006
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Вадим Павлов
7 октября 2004
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Игорь Герасимов
2 января 2020
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Игорь Герасимов
2 января 2020
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
А.Токарев
30 марта 2018
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
2 мая 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
JuNe
6 октября 2006
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
вид из Кремля
Дмитрий Мелехов
20 июня 2005
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Алексей Трифонов
15 сентября 2013
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Valerievich
4 февраля 2008
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Ole Lukoye
30 апреля 2018
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Кравченко Евгений
17 сентября 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Кравченко Евгений
17 сентября 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Valerievich
4 февраля 2008
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Valerievich
4 февраля 2008
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Valerievich
4 февраля 2008
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Константин Козлов
5 ноября 2005
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Константин Козлов
5 ноября 2005
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Фото с сайта http://www.skyscrapercity.com
Андрей Агафонов
1 января 1970
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Кравченко Евгений
1 января 1931
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Кравченко Евгений
1 января 1931
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Кравченко Евгений
1 января 1910
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Фото с сайта http://www.skyscrapercity.com
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Фото с сайта http://www.skyscrapercity.com
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Вид на Нижний Базар, Предтеченский храм и Спасскую часовню. Автор фото: Дмитриев М.П., 1890-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Храмовый комплекс церкви Рождества Иоанна Предтечи и часовни Спаса Преображения, 1910-1917 г.г.
Елена Григорьева
??
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Церковь Рождества Иоанна Предтечи и часовня Спаса Преображения, старинное изображение
Елена Григорьева
??
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Фотоснимок с фотографии 1890 г.
Алексей Кротов
??
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Вадим Павлов
7 октября 2004
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Юрий Моченов
30 ноября 2016
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Altaets
21 апреля 2021
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Altaets
21 апреля 2021
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу - Нижегородский район - Нижний Новгород, город - Нижегородская область
Altaets
21 апреля 2021



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Вадим Павлов,  7 ноября 2004

Построена на деньги купца Гаврилы Дранишникова. Неоднократно перестраивалась, утратила южный придел Св. Анны, была заново отстроена колокольня. При советской власти была переоборудована под жилой дом, что хорошо видно на фотографии. В настоящее время (октябрь 2004) ведутся интенсивные восстановительные работы.


Статью добавил(а): JuNe,  16 октября 2006

Церковь на торгу известна с XV века. В ее честь названа Ивановская башня кремля. Вначале была деревянной, а в 1683 году выстроена каменной на средства промышленника Г.С.Дранишникова.
В 1882 году к церкви пристроили шатровую часовню со сторожкой.

Статью добавил(а): Т.,  4 октября 2012

Освящен в 1683 году, повторно 4 ноября 2005 года.

Храм Иоанна Предтечи – один из самых древних в Нижнем Новгороде. По названию Иоанно-Предтеченской церкви получила свое название Ивановская башня Нижегородского кремля. Деревянный храм известен с XIV столетия. На паперти этого храма нижегородец Кузьма Минин обращался со своим воззванием к жителям города.

Каменная церковь была построена купцом Гавриилом Степановичем Дранишниковым. В 1676 году Дранишников испросил благословения митрополита на постройку каменного храма Иоанна Предтечи. После того как благословение было дано, ктитор лично закупал необходимые строительные материалы и заключал подрядные договоры с каменщиками, плотниками-подвязчиками, кузнецами, резчиками по дереву, иконописцами и золотильщиками.

24 августа 1679 года Гаврила Дранишников скоропостижно скончался, успев всего за два дня до смерти составить завещание, по которому отпускал на волю всех своих крепостных, а имущество передавал родному брату Лаврентию при непременном условии, что тот достроит каменный нижнепосадский храм. Лаврентий выполнил волю брата и в 1683 году каменный храм Иоанна Предтечи был освящен.

Церковь Иоанна Предтечи построена по распространенному тогда в Нижнем Новгороде типу «корабль». Поскольку храм возводился на склоне горы, под него был подведен кирпичный «подиум», внутри которого размещались лавки, сдаваемые причтом в наем купечеству.

Здание возводилось добротно, на века, и несмотря на частые пожары служило украшением Нижнего посада вплоть до начала XIX столетия. Но в 1834–1839 годах начались градостроительные преобразования, в ходе которых храм подвергся ремонтным работам. Процессом руководили попеременно архитекторы А. Л. Леер, И. Е. Ефимов, Г. И. Кизеветтер.

В 1881–1885 годах вновь пришлось проводить крупные восстановительные работы, а колокольню вообще переложить заново, что существенно исказило облик древнего храма. Советское время тоже наложило свой отпечаток на Иоанно-Предтеченскую церковь.

Храм вернули Нижегородской епархии в 90-е годы XX века. В июне 2004 года было принято решение восстановить неповторимый облик Иоанно-Предтеченской церкви. Начались строительные работы. Церковь Рождества Иоанна Предтечи была освящена 4 ноября 2005 года Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II.

19 января 2005 года, в день выхода ополчения из Нижнего Новгорода, на площади перед храмом состоялась торжественная закладка памятника Минину и Пожарскому. Под звуки гимна России с воинскими почестями в нишу на месте установки будущего памятника была опущена капсула с землей из Балахны, где родился Кузьма Минин, и Суздаля – города, где покоится прах Дмитрия Пожарского. Кроме того, в капсуле находилось Послание к потомкам.

Этот монумент работы мастерской Зураба Церетели представляет собой уменьшенную копию скульптурной композиции работы Ивана Мартоса на Красной площади в Москве.

Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 4 ноября 2005 года при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Рядом с храмом находится часовня в честь святого благоверного князя Александра Невского, построенная в честь мученической кончины императора Александра II. К осени 2005 года часовне вернули прежний вид.

Источник: сайт Нижегородской митрополии http://www.nne.ru/parish.php?id=381


Статью добавил(а): Анонимный участник,  22 мая 2016

Предтеченская церковь в настоящем своем виде построена в 1683 г. тщанием нижегородского посадского жителя Гавриила Степановича Дранишникова, от коего даны были и две сенокосные пожни за Волгою на поминовение родителей. Но первоначальное построение ее относится к началу XVII ст. В 1621 г. упоминается: «в торгу у Ивановского моста церковь святого Ивана Предотечи древяна, с трапезою и с папертью, а в церкви образа местные, деисус, двери царские и поставные свечи, колокола и всякое строение мирское».

Кроме главного престола во имя Рождества Иоанна Предтечи, есть еще два придела в трапезе на правой стороне – во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, а на левой – во имя архистратига Михаила и ап. евангелиста Иоанна. Неизвестно, было ли при Предтеченской церкви кладбище, но когда в 1843 г. «устроялась» вокруг церкви терраса, то выкопано было множество гробов, как бы положенных один на другой.

Теперь близ Предтеченской церкви, в 3 саж. на восток, находится каменная Спасская часовня; она основана в конце XVII ст. при Нижегородском митрополите Павле, и принадлежала Оранской пустыни, а теперь принадлежит кафедральному собору. Нынешнее каменное строение ее совершено в 1848 г. Часовня сия замечательна по многим древним иконам и особенно по древнейшей иконе Нерукотворенного Спаса, перенесенной сюда из бывшей часовни на берегу Волги в начале XIX ст. и признаваемой чудотворною.

Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии / соч. архим. Макария. - СПб., 1857.


Статью добавил(а): Вячеслав Маслов,  6 января 2021

На площади Народного единства стоит один из древнейших городских храмов, первые упоминания о котором относятся еще к XVI веку. В Смутные времена, когда Россия столкнулась в большими бедами, с деревянной паперти этой церкви Кузьма Минин призывал жителей Нижнего Новгорода сплотиться и пойти на освобождение Москвы от войск неприятеля. На протяжении долгой истории храм много раз перестраивали и меняли его облик. Последняя, масштабная реставрация Предтеченской церкви завершилась в середине 2000-х годов.

История храма

Впервые деревянная церковь упоминается в документах, относящихся к XVI веку, и о ней говорится, как о клетском храме. То есть церковь построена из нескольких срубов-клетей, покрытых двухскатными кровлями. Такие храмы обычно возводили без гвоздей. Считается, что Предтеченская церковь появилась в городе в 1531 году. Именно тогда в Нижний Новгород приехал царь Василий III, и здесь он узнал о рождении сына – будущего российского государя Иоанна IV. В честь такого радостного события горожане возвели деревянный храм, посвященный небесному покровителю царского наследника.

К началу XVII века к церкви пристроили трапезную и большую паперть. Именно с этой паперти Кузьма Минин и обращался к собравшимся нижегородцам, призывая их к единению перед походом на Москву. Знаменательный для российской истории момент запечатлен на известной картине живописца Константина Маковского. Правда автор полотна допустил известный художественный вымысел, так как в XVII веке деревянная церковь не могла быть пятиглавой. Из летописей известно, что храмы, сделанные из дерева, часто горели на пожарах, и поэтому их старались менять на более долговечные - каменные. Однако такое строительство никогда не было дешевым и происходило почти всегда на частные пожертвования. Так случилось и Предтеченской церковью.

Ктитором нового храма стал богатый нижегородец Гавриил Дранишников. В 1676 году он после нескольких лет пребывания на таможенной службе в Астрахани вернулся в родной город и был сильно удручен, так как его дом оказался пустым. Оказалось, что за время отсутствия купца его супруга Анна и единственный сын Ерофей приняли старообрядческую веру. А поскольку приверженцы раскольников были не в чести и подвергались гонениям, жена с сыном были вынуждены бежать из города и скрываться в старообрядческих скитах на реке Керженец. Дранишников очень сожалел о случившемся и хотел показать свою приверженность «истинной» православной вере. Поэтому он попросил разрешения у архимандрита Филатера выстроить новый каменный храм. Когда благословение было получено, нижегородский купец взялся самолично закупать необходимый для строительства камень и дерево, а также самостоятельно находил умелых плотников, резчиков, кузнецов, иконописцев и золотильщиков. Однако, спустя три года Дранишников умер. За несколько дней до кончины он оставил завещание, по которому все его крепостные становились свободными, а наследство получал родной брат Лаврентий. Условие было одно – тот должен был завершить начатое строительство. Также по завещанию в новом храме обустроили предел, посвященный святой мученице Анне. Так купец увековечил память о своей жене, принявшей сторону раскольников.

Новый храм освятили в 1683 году. Церковное здание стояло на высоком подклете, помещения в котором притч церкви сдавал в аренду для торговли местным купцам. Именно поэтому к названию храма до сих пор добавляют – на Нижепосадском торгу. Близлежащую башню кремля, которая раньше служила главными воротами в город, стали по имени церкви назвать Ивановской. Такое же название носили рядом расположенные улица и мост. Практически без изменений церковь простояла до начала XIX века. После окончания Отечественной войны с французами к ней со стороны трапезного помещения пристроили еще один церковный придел и освятили его в честь Святого Духа.

Когда в 1830-е годы в Нижнем Новгороде проводили градостроительные преобразования, власти распорядились снести ветхие здания вокруг кремля. Тогда же сломали торговые лавки под одним из храмовых приделов. Однако это привело к большим неприятностям. При проведении реконструкции нарушили сделанную в старину систему дренажа, и подземные воды стали подмывать фундамент и заливать подвалы. Поэтому в церкви пришлось срочно проводить ремонтные работы, для которых пригласили известных нижегородских архитекторов Ивана Ефимовича Ефимова, Георга Ивановича Кизеветтера и Антона Лаврентьевича Леера. Благодаря их знаниям и опыту, старинную церковь удалось спасти. Прошли годы, и возле храма появились шатровая часовня в честь благоверного князя Александра Невского, а также небольшая сторожка (1855 г.). До самого конца XIX века в церкви время от времени вели реконструкции – перестраивали колокольню, перекладывали алтарь и ремонтировали стены.

Во время активной борьбы советской власти с религией старинный храм закрыли (1937 г.), а его последнего священника арестовали и расстреляли. В последующее время храм неоднократно менял арендаторов, но дольше всего в нем размещалась спортивная школа, где обучали мотоциклистов. В 1990-е годы, как и многие другие городские храмы, Предтеченскую церковь вернули православной общине. В 1995 году спортивно-техническая школа освободила занимаемые помещения, а спустя год, после 59-летнего перерыва, в церкви провели первые богослужения. Восстановление древнего храма проводили на средства благотворителей и Балахнинского целлюлозно-бумажного комбината. Масштабные ремонтные работы растянулись более чем на 10 лет, однако церковные службы в это время проводились регулярно. Полную реконструкцию завершили в 2005 году.

Особенности архитектуры церкви

Величественный храм находится на склоне холма и заметен издалека. Он построен «кораблем», то есть сам храм, трапезная и колокольня композиционно вытянуты в одну линию, что было традиционным для культовой архитектуры XVII века. Однако за долгую историю внешний вид этой церкви значительно менялся и корректировался многочисленными перестройками. Основной объем храма имеет два яруса. Первоначально он имел подзакомарное покрытие. Но сейчас храм покрыт четырехскатной кровлей. Его венчает пять золоченых глав, поставленных на изящно декорированные барабаны. Большой одноэтажной трапезной храм соединен с высокой трехъярусной шатровой колокольней.

Современное состояние храма

Православный храм действующий. Особо почитаемые святыни храма – это установленные в трапезном помещении четыре киота с образами и частичками мощей православных святых. Кроме того, верующие приходят в эту церковь, чтобы помолиться у икон с мощами Николая Чудотворца, Великомученицы Екатерины, Серафима Саровского и Сергия Радонежского. С 2009 года в храме находится икона с частичками мощей Иоанна Крестителя. Перед зданием церкви установлен памятник Минину и Пожарскому. Эта уменьшенная копия монумента, который стоит на Красной площади в Москве.

https://putidorogi-nn.ru/evropa/799-tserkov-rozhdestva-ioanna-predtechi-na-torgu-v-nizhnem-novgorode


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  13 июня 2021

Церковь Иоанна Предтечи на Нижепосадском торгу — одна из древнейших в Нижнем Новгороде. Именем ее престола по обычаю стародавних времен еще в начале XVI столетия была названа рядом стоящая башня каменного кремля — Ивановская.

Сначала церковь была деревянной. В 1621 году сообщалось, что церковь «древяна, клетцки с трапезою и с папертьми», то есть представляла собой наиболее распространенный тогда простейший тип рубленого храма с двускатной кровлей и просторной трапезной, окруженной открытой в стороны папертью, на которую вел всход.

Строительство каменной Иоанно-Предтечинской церкви связано с личностью нижегородца-промышленника Г.С. Дранишникова, а также с крупными событиями, происходившими в XVII веке в стране: с крестьянской войной под предводительством С. Разина и старообрядческим движением. Поэтому рассказ мы начнем с воссоздания основных вех жизни ктитора-строителя храма, яркого представителя эпохи «первоначального накопления» в истории России, хотя он до конца своих дней звался просто посадским тяглецом.

Гаврила Степанов сын Дранишников родился в 1630-х годах. Сначала он помогал отцу в мелочной торговле, а в 1663 году принялся за собственное дело — вместе с богатым нижегородцем Иваном Павловым взял на откуп нижегородский кабак. Это было прибыльное, но весьма рискованное предприятие, так как откупщики обязывались внести в казну за год службы наибольшую, собираемую в Нижнем Новгороде при особо благоприятных условиях жизни Поволжья сумму — 9003 руб. Если же этих денег в кабацкой казне по истечении года не набиралось, то недостающее откупщики вынуждены были доплачивать из собственных сбережений. По этой причине к государственным службам привлекались в городах лишь «лутчие» люди, которые, как требовалось тогда, «душею были бы прямы и животом (состоянием — Н.Ф.) пожиточны, чтоб не воры и не бражники, и в государеве казне кому б мочно было верить».

Роль городского самоуправления при этом становилась определяющей, ибо старостат либо утверждал кандидатуру откупщика и тем самым брал на себя часть ответственности, либо отклонял ее и тогда должен был искать нового, более достойного и способного к предпринимательству человека.

Свои обязательства откупщики перед казной выполнили. Г.С. Дранишников зарекомендовал себя человеком деятельным и рачительным, поэтому спустя несколько лет, в 1667 году, был назначен русским правительством нижегородским таможенным головой, хотя обычно эта должность доверялась лишь торговым людям высших российских привилегированных корпораций — гостям и гостиной сотне.

На сей раз Дранишников оказался в делах несостоятельным. По истечении года в Москву сообщалось, что вместо полученных в предшествующем году в Нижнем Новгороде 21 968 руб., «недобрали таможенный голова Гаврило Дранишников с товарищи во 176-м году против збору 175-го году таможенных пошлин 1789 рублев 10 алтын с полуденьгою». Г.С. Дранишников объяснил убытки тем, что отряд С. Разина при выходе в Каспий разорил яицкие рыбные промыслы, и с Понизовья пришло в Нижний Новгород меньшее число судовых караванов. Тем не менее он оказался должником казны и был готов к выполнению любых государственных работ, лишь бы с него не взыскивалась недостача. По этой причине с весны 1670 года его послали в Астрахань в качестве целовальника рыбных и соляных государственных промыслов, которые требовалось восстанавливать после разорения казаками: «для покупки и подрядов всяких насадных (корабельных — Н.Ф.) припасов и для найма насадных работных людей».

К началу 1670 года Гаврила Дранишников был уже в Астрахани. Но здесь ему было суждено попасть в еще более сложную ситуацию: город захватили разинцы. Тайно укрываясь у знакомых, нижегородец пережил немало тревожных месяцев, стал свидетелем расправы астраханской бедноты над царскими приказными и духовенством. Думается, именно в это время зародилась в нем мысль возвести своим коштом в родном городе храм, если только все обойдется для него благополучно.

Астрахань оставалась в руках повстанцев до исхода 1671 года. Следующей весной в качестве управляющего государственными яицко-астраханскими рыбными и соляными промыслами туда прибыл нижегородец Афонасий Фирсович Олисов, который высоко оценил деловые качества земляка и потому держал его в Астрахани на службе еще два промысловых сезона.

Лишь на исходе 1674 года на слезное челобитие Дранишникова непосредственно в Москву чтоб «великий государь пожаловал бы его, Ганку, от того Астраханского насадного промыслу велел переменить, чтоб ему, служа без перемены, впредь великого государя служек и податей не отбыть», ему разрешили вернуться в родной город.

За три года службы на весьма доходной должности Г.С. Дранишников заметно обогатился: регулярно отправлял с приказчиками на собственных судах в Нижний Новгород крупные партии соли и рыбы, купил для домашнего обихода крепостных людей. Он мог бы считать себя достигшим всего, о чем только можно мечтать, если бы не перемены, которые произошли в доме за годы его отсутствия…

Напрямую они были связаны с крестьянской войной и волной жесточайших репрессий, которые прокатились по Нижегородскому краю, в том числе по Заволжью против приверженцев «старой веры», почитавших С. Разина чуть ли не святым и даже записавших его имя для поминовения в служебные книги. Разуверившись в самой возможности счастливой жизни на земле, старообрядцы, как отмечал в 1672 году нижегородский летописец, в «Закудемском стану во многих селех и деревнях к Церкви Божией не приходили и пения церковнаго и таинств не принимали, и во всем от раскольников развратилися, и многия по прелести их с женами и с детми на овинах пожигалися». Сторонников «старой веры» было немало и в самом Нижнем Новгороде. Под кремлем в Зачатьевском монастыре с 1655 года содержалась «под строгим началом» княгиня Мария Борятинская, сосланная сюда из Москвы за приверженность к старообрядчеству. Ее постоянной собеседницей и стала жившая рядом под кремлевским холмом в приходе церкви Параскевы-Пятницы жена Гаврилы Дранишникова Анна. В условиях репрессий против ее духовных учителей она бежала вместе с сыном Ерофеем в тайные скиты Заволжья. Так что нашел свой дом возвратившийся Гаврила Дранишников пустым. Все, ради чего он копил и наживал богатства, потеряло смысл. К тому же на жившего годы в «бунташном» Понизовье Гаврилу, у которого и жена, и сын стали старообрядцами, косо поглядывали местные купцы-промышленники и митрополит Филарет, завистливо гадавшие, не воровством ли разбогател целовальник? Не стал ли он приверженцем старой веры?

В этих условиях и испрашивает Г.С. Дранишников в 1676 году благословение митрополита своей казной возвести каменную Иоанно-Предтечинскую церковь на Нижнепосадском торгу, вложить накопленные капиталы в богоугодное дело и тем самым доказать свою «истую» приверженность православию.

Разрешение было дано, и ктитор лично стал закупать всевозможные строительные материалы: кирпич, известь, железо и черепицу, заключал подрядные договоры с каменщиками, плотниками-подвязчиками, кузнецами, резчиками по дереву, иконописцами и золотильщиками. Так что вклад Г.С. Дранишникова в разработку художественного образа здания можно считать определяющим.

Но до конца строительство храма довести ему не удалось. 24 августа 1679 года Гаврила Дранишников скоропостижно скончался, успев всего за два дня до смерти составить завещание, по которому отпускал на волю всех своих крепостных, а наличное имущество: четыре жилых двора, амбары с солью, волжские лодьи и иной «всякой завод» — передавал родному брату Лаврентию при непременном условии, что тот достроит каменный нижнепосадский храм.

На наследство богатого нижегородца тотчас нашлось немало претендентов, в том числе и митрополит Филарет. Затяжная борьба за права на имущество Г.С. Дранишникова более похожа на детектив. Тем не менее Лаврентий довел до конца начатое братом дело. В 1683 году нижегородский летописец запишет, что на Нижнем посаде «близ торгу освящена церковь каменная Иоанна Предтечи, а строил тое церковь нижегородец, посадцкой человек Гаврило Дранишников своею казною». Сведения летописца следует дополнить, ибо с южной стороны к храму был пристроен придел в честь великомученицы Анны, освященный по духовному наказу ктитора в память «ушедшей в раскол» жены.

Так в Нижнем Новгороде под кремлевским холмом появилась каменная церковь, которую следует оценивать как памятник посадской культуры второй половины XVII века — времени бурного, малоизученного социально-экономического расцвета города и связанных с крестьянской войной С. Разина и старообрядческим движением событий.

Церковь сохранилась. Но современный ее вид не соответствует изначальному. Она строилась по проекту распространенного тогда архитектурного храмового типа под названием «корабль», но так как здание возводилось на склоне горы, под него был подведен кирпичный «подиум», внутри которого размещались лавки, сдаваемые причтом в наем купечеству.

Главный объем храма имел позакомарное покрытие, над которым возвышалось мощное пятиглавие, крытое зеленой поливной черепицей и увенчанное железными просеченными золочеными крестами. Колокольня поднималась ввысь четвериком от основания и лишь в ярусе звона переходила в восьмерик с шатром, главка которого была также покрыта муравленой черепицей. Здание возводилось добротно, на века, несмотря на частые пожары, служило украшением Нижнего посада вплоть до начала XIX столетия. Но в ходе градостроительных преобразований 1834-1839 годов, когда было указано очистить прилегающие к кремлю земли от всевозможных строений, «а теплой придел Предтечинской на Нижнем базаре церкви и все имеющиеся под оной лавки сломать», в конструкциях здания начались тревожные процессы. Если ранее давление горы на храм гасили мощные стены придела, то после его разбора и нарушения здесь древней дренажной системы, подземные родники стали постепенно размывать фундаменты трапезной палаты и заливать сводчатые подвалы водой.

Ремонтные работы в храме в 1830-1840-х годах попеременно выполнялись А.Л. Леером, И.Е. Ефимовым, Г.И. Кизеветтером. Тем не менее, в 1881-1885 годах пришлось вновь проводить крупные восстановительные работы, а колокольню вообще переложить заново, что существенно исказило облик древнего храма.

Еще большие потери здание понесло в советское время. Но прекрасному памятнику следует все-таки вернуть изначальный вид и восстановить потерянные им элементы убранства. Древний храм с рядом стоящим седым каменным кремлем воссоздает еще одну историческую зону в нашем городе, вместе с церквями Ильинской горы вернет неповторимость облика этой части Нижнего Новгорода.

Н.Ф. Филатов. Отрывок из книги «Купола, глядящие в небеса», Издание 1996 года, http://predtecha-ioann.ru


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  13 июня 2021

Храм известен с 15 века, отстроен в камне в 1683 году на средства посадского человека Г.С. Дранишникова. В советские времена был «обезглавлен» и использовался как гражданское здание, реставрировался в 2004 году в формах каменного строения 17 века. Бесстолпный храм с ложным пятиглавием, типологии «корабль» – основной объем храма соединяется с колокольней трапезной палатой.

К числу замечательных вещей Предтеченской нижнепосадской церкви принадлежат:

1. Сребропозлащенный потир, довольно большой величины, с изображениями вверху литых евангелистов под символами и между ними архангелов. Вверху также вычеканены изображения распятого Господа, с предстоящими по правой стороне апостолом Петром, архангелом Михаилом и Божией Матерью, а по левой евангелистом Иоанном, архангелом Гавриилом и апостолом Павлом. Кругом вверху надпись: «Приимите ядите… во оставление грехов». Внизу вычеканены святой Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец. А под ними по краям надпись: «Лета 7199 (1691) года построен сий потир в церковь святаго пророка Иоанна Предотечи, что на Нижнем посаде близ торга на церковные деньги при священницех Спиридонии и Василии».

2. Напрестольный крест, сребропозлащенный, в большом размере. Поверх чеканного распятия помещено также чеканное изображение Господа Саваофа и низходящего в виде голубя Святого Духа, поддерживаемого двумя ангелами; по сторонам распятия Мария и Марфа, Иоанн и Лонгин; под распятием положение Спасителя во гроб и изображение «разделиша ризы моя себе». На исподней стороне креста надпись: «Лета 7199 года построен сий святый и животворящий крест в церковь святаго Пророка Иоанна Предотечи, что на Нижнем посаде близ торга на церковные деньги при священницех Спиридонии и Василии, а весу в нем два фунта девятнадцеть золотников». С подобной надписью есть в Предтеченской церкви и кадило, только без обозначения веса.

Отрывок из книги «Памятники церковных древностей», архимандрит Макарий. Нижегородская губерния, 1857 год

http://predtecha-ioann.ru; http://predtecha-ioann.ru/pamyatniki-cerk-drevnostei/


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  13 июня 2021

Церковь Иоанна Предтечи византийской архитектуры о пяти главах, покрытых зеленой черепицей, на которых кресты прорезные с гривнами и полумесяцами; но кажется, что эти кресты работаны в XVII столетии, когда луна, на них изображенная, знаменовала уже не власть монголов над Русью, а победу христиан над поклонниками лжепророка.

Настоящее здание этой церкви построено в 1683 году посадским человеком Гаврилой Дранишниковым, но храм Предтеченский упоминается еще в начале XVII столетия и, кажется, он существовал гораздо ранее, потому что башня и ворота кремля исстари называются Ивановскими; так же именовались мост и улица, бывшие прежде близ них.

Церковь эта, как надо полагать, не избегла пожаров, опустошавших нижнюю часть города в конце XVII и начале XVIII столетий, и была переправляема несколько раз. В настоящее время в ней три алтаря: главный — во имя Иоанна Предтечи, а в трапезе: южный — во имя Симеона Богоприимца и праведной Анны Пророчицы, северный — в честь собора Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил и Апостола Иоанна Богослова.

Иконостас главного храма глухой до сводов; с первого взгляда кажется, что в нем соединены два иконостаса, поставленные один над другим; он украшен колоннами и резьбой и весь отзолочен по полименту; царские двери в нем резные. По всему заметно, что составлявший проект иконостаса хотел в нем соединить два стиля: старинный византийский и новейший, который господствовал в зодчестве иконостасов с построения нового петербургского Казанского собора до тридцатых годов нынешнего столетия, но это соединение вышло чрезвычайно неудачно и доказало только безвкусие составителя проекта. Иконы в этом иконостасе частью греческого стиля, частью живописные.

В трапезе иконостасы одноярусные, выкрашенные синей краской, с отзолоченой резьбой и пилястрами; в них все иконы греческого стиля, высокой кисти.

Во всех трех алтарях местные иконы покрыты серебряными ризами, а также и стоящие около стен. Из них замечательны: первая — Иоанна Предтечи, в главном алтаре; вторая — Спасителя Нерукотворенного, над аркой, ведущей из трапезы в холодную церковь. Полагают, что эти иконы есть те самые, о которых упоминается в Нижегородской сотной грамоте, и что древность их восходит до начала XV столетия. Третья — икона Главы Крестителя Иоанна, в правом приделе, и четвертая — на особой тумбе близ левого придела — Иоанна Богослова. Последняя, кажется, перенесена из Богословской церкви, которая также упоминается в начале XVII столетия и, вероятно, сгорела в 1715 году.

К церкви Иоанна Предтечи ныне приписана церковь Святого Николая Чудотворца, что на Нижнем базаре, основанная великим князем нижегородским Димитрием Константиновичем в 1371 году, следовательно, тремя годами ранее Димитриевской, или нынешнего Благовещенского собора.

Полагать надобно, что церковь Святого Николая Чудотворца, построенная Димитрием Константиновичем, сгорела в пожар 1513 года, опустошивший 1 августа почти весь город, и потом была скоро возобновлена, но снова подверглась той же участи в праздник Вознесения Господня в 1520 году. Когда после того она возобновлена, неизвестно, но в царствование Михаила Феодоровича ее строили вновь, что видно из грамоты патриарха Филарета Никитича, данной 20 мая 1630 года, и наконец в 1656 году известный в то время гость Семен Задорин и дьяк Климент Патокин соорудили каменное ее здание. В то время холодный храм ее был освящен в честь Воскресения Христова, а в теплом устроены два придела: первый — во имя св. Николая Чудотворца, второй — во имя Иоанна Милостивого. На колокольне же, сооруженной гораздо после самой церкви, были устроены башенные часы.

Несколько лет тому назад в этой церкви оказались ветхости. Нижегородское сословие, храня к этой древней святыне города особое уважение, желало перестроить ее на свой счет, на что было получено разрешение Святейшего Синода, и в июле месяце 1850 года начата поправка храма, согласно утвержденного проекта Департаментом проектов и смет; но при разборке верхнего свода купола холодного храма и алтаря упали; оказалось уже невозможным исправить церковь, как назначено в проекте: нужно было переложить весь холодный храм снова, почему исправление церкви остановилось. Между тем богослужение в теплом храме продолжалось безостановочно, но в мае 1851 года было запрещено по распоряжению епархиального начальства, и причт Никольской церкви размещен по разным приходам. И вот уже почти пять лет как храм, первоначально созижденный одним из независимых великих князей нижегородских, предком благословенного Дома Романовых, храм, в котором молились современники Донского, сподвижники Иоаннов III и IV, и близ которого, как должно полагать, взывал Минин к нижегородцам в 1612 году, стоит полуразрушен, тогда как кругом его возвышаются лучшие здания города и кипит живая деятельность, резко противоположная запустелым стенам его.

В 1852 году городское общество приговором своим, единогласно утвержденным почетными гражданами, купцами всех трех гильдий и мещанами до 128 человек, просило бывшего тогда городского голову почетного гражданина В.К. Мичурина вторично ходатайствовать о возобновлении храма Святого Николая Чудотворца. Мичурин, усердный к храмам Божиим, поставил себе за долг исполнить желание нижегородцев. Ныне слышно, к удовольствию всех вообще жителей Нижнего Новгорода, истинно религиозных, истинно любящих священные памятники, отмеченные историческими событиями, что вследствие ходатайства Мичурина скоро воздвигнется новый храм Святителя Николая Чудотворца. Отрадно думать, что этот храм, выражая усердие нижегородцев к Господу Богу и почтение к великому угоднику, будет и историческим памятником славного прошедшего и благолепной наружностью своей украсит Рождественскую улицу и именно то место, где свершились многие события, дорогие для нижегородцев, дорогие для всей Руси.

В настоящее время большая часть имущества и иконы Никольской церкви хранятся в Предтеченской; в том числе и храмовый образ св. Николая, который, как полагают, современен деревянной Никольской церкви, построенной после пожара 1520 года.

Отрывок из книги Н. Храмцовского «История и описание Нижнего Новгорода. Нижегородские были», http://predtecha-ioann.ru


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  26 июня 2021

Нижегородская Нижнепосадская церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи изначально была построена как деревянная клетцкая. Это широко известный стиль храмового строительства, когда несколько деревянных срубов (главная храмовая часть, трапезная, алтарь) составляют единое храмовое здание. Церковь была однокупольной, имела западную и северную паперти. Дата постройки — 1531 год. Причиной постройки церкви Иоанна Предтечи послужило посещение Нижнего Новгорода великим князем Василием III, который получил известие о рождении наследника. Этим наследником оказался будущий первый русский царь Иван IV Грозный, небесным покровителем которого был святой Иоанн Предтеча.

С момента постройки церковь многократно страдала от пожаров, которые охватывали как Нижний посад, так и весь город. В 1683 году на средства нижегородского посадского человека Гаврилы Степановича Дранишникова церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи была выстроена в камне. Он был состоятельным человеком, вернувшимся в Нижний Новгород после многолетней государственной торговой службы в Астрахани. Чтобы подтвердить свою приверженность Православию, Дранишников дал обет построить каменный храм и получил на это благословение митрополита Нижегородского Филарета. Однако Гаврила Степанович умер в 1679 году, и достройкой храма занимался его брат Лаврентий.

Нижнепосадская Предтеченская церковь построена возле Ивановской башни Нижегородского кремля, ворота которой были главным въездом в город. Мимо Предтеченской церкви проследовали все русские государи, посещавшие Нижний Новгород. На площади перед Предтеченской церковью произошло событие, повлиявшее на весь ход истории нашего Отечества: с воззванием к народу выступил посадский староста Кузьма Минин, который, исполняя благословение, данное всему русскому народу Святейшим Патриархом Гермогеном, приступил к формированию Нижегородского ополчения. Победа ополчения над иноземцами позволила России сохранить свою государственность и Православную веру.

В XIX веке Нижнепосадская Предтеченская церковь пережила череду больших ремонтов и реконструкций, начало которым положил император Николай I. Он посетил Нижний Новгород в 1834 году и, увидев Предтеченскую церковь, облепленную нелепыми постройками, распорядился «уничтожить прилегающие с верху и низу и перед нею строения». В 1842 году после слома этих построек причт Предтеченской церкви приступил к ремонтным работам. В 1871-1872 годах на средства церковного старосты Ивана Ивановича Вознесенского была перестроена колокольня на новых фундаментах, с увеличением габаритов. Она стала выше за счет дополнительного яруса четверика. В 1874 году была построена каменная сторожка для церковного караула.

В память мученической кончины государя Александра II – Освободителя, последовавшей в 1881 году, когда убийца бросил бомбу в Помазанника Божия, в 1882 году в Нижнем Новгороде была освящена часовня во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Это и есть та часовня, что примыкает к Предтеченской церкви с северо-западной стороны. Часовня была построена усердием бывшего старосты церкви, нижегородского купца Константина Степановича Колокольцева. В 1885 году староста Предтеченской церкви купец первой гильдии Иван Иванович Фролов и его брат Семен Иванович пожертвовали средства на ремонт обветшавшей трапезной, который был закончен в 1888 году. Ремонт основной храмовой части осуществлялся также на средства Ивана Ивановича Фролова с 1899 по 1902 год. Возобновленный главный придел был освящен 3 июня 1902 года, в день Святого Духа Преосвященным епископом Назарием.

Кроме придела во имя Рождества Иоанна Предтечи, расположенного в главной храмовой части, в церковной трапезной действовали два придела: правый - во имя Симеона Богоприимца и праведной Анны Пророчицы, освященный в 1783 году, и левый – во имя Святого Архистратига Михаила и Апостола Иоанна Богослова, освященный после слома в 1836 году Духовского придела. Этот придел был пристроен к храму вдоль всей северной стороны и, не имея никаких архитектурных достоинств, перекрывал храм по фасаду со стороны Ивановского спуска – главной дороги в кремль.

В период гонений на Русскую Православную Церковь, в 1937 году пострадали все служители Нижнепосадской Предтеченской церкви: протоиерей Иоанн Лазарев, настоятель протоиерей Иоанн Каторжин, протоиерей Константин Тихонов, диакон Василий Троицкий и староста церкви Анисия Ивановна Масланова решением «тройки» были приговорены к расстрелу. Претерпевшие до конца в этих страшных испытаниях – священномученик Иоанн Лазарев и мученица Анисия прославлены Церковью в лике святых новомучеников российских.

5 августа 1938 года было принято решение Облисполкома №45 «о передаче помещения бывшей церкви Ивана Предтеча Обл. Совету Осоавиахима и бассейному Совету Осоавиахима ВВРП». В ходе перестройки храмового здания под клуб и мастерские, продолжавшейся до начала 1940-х годов, все объекты храмового ансамбля были изуродованы. В часовне во имя святого благоверного великого князя Александра Невского был устроен общественный туалет, действовавший до 1991 года.

29 мая 1995 года у еще не возрожденной Нижегородской Предтеченской церкви появился настоятель: по распоряжению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая на эту должность был назначен протоиерей Николай Соседкин. 27 сентября 1995 года вышло распоряжение №704 Комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области «О передаче здания церкви Иоанна Предтечи в г. Нижнем Новгороде в бессрочное, безвозмездное пользование религиозному объединению». 7 января 1996 года в праздник Рождества Христова, после долгих лет запустения, в Нижегородской Предтеченской церкви была отслужена первая Божественная литургия.

29 января 1998 года приходу Предтеченской церкви было передано здание Спасской часовни, прежде принадлежавшее уничтоженному кремлевскому кафедральному Спасо-Преображенскому собору.

Работы по реконструкции и восстановлению всех объектов храмового комплекса были проведены в 2004-2005 годах при настоятеле иерее Дионисии Соловьеве. Благотворителем выступил Балахнинский бумкомбинат «Волга» в лице его руководителя Шалвы Бреуса. Решения по реконструкции храма и обустройству площади Народного Единства принимал комитет, сопредседателями которого были Полномочный представитель Президента РФ Кириенко С.В. и епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Координация действий по объекту проводилась Главным федеральным инспектором по Нижегородской области Лимаренко В.И. 4 ноября 2005 года великое освящение Нижегородского храма во имя Рождества Иоанна Предтечи совершил Святейший Патриарх Алексий II.

18 и 19 июня 2006 года в Нижегородском храме во имя Рождества Иоанна Предтечи пребывала для всенародного поклонения великая святыня христианского мира – святая десница Иоанна Предтечи Крестителя Господня, которому посвящен храм. В настоящее время среди других святынь в храме обретается аналойная икона с частицей святых мощей Иоанна Предтечи, обретенная в марте 2009 года трудами бывшего настоятеля храма протоиерея Сергия Шалатонова.

11 декабря 2012 года в храме освящена аналойная икона святых новомучеников российских – священномученика Иоанна Лазарева и мученицы Анисии Маслановой. Икона написана тщанием благотворителей супругов Бокаревых.

Примечание:

О полутысячелетней истории храма можно узнать из книги Евгения Гребнева «Храм проповедника покаяния», опубликованной в московском альманахе «Братина» в №№ 25-28 за 2011-2012 г.г. Отрывки из этой книги опубликованы в журнале «Православное слово в Нижнем Новгороде» в №№ 5, 7-10 за 2012 год.

Дате постройки деревянной Предтеченской церкви и ее историческому облику посвящена научная статья Гребнева Е.И. «Церковь «древяна клетцки», опубликованная в сборнике «Труды конференции «Покровские Дни» Н.Новгород, 2011 г. Нижний Новгород, номер 3, в трех томах. Том 2. 1 октября 2012 г.

http://predtecha-ioann.ru


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  30 июня 2021

В современной российской и нижегородской иконописи огромную актуальность имеет вопрос способов программного решения монументальных храмовых декораций. Одним из ведущих исследователей поздней и современной иконы Ириной Бусевой-Давыдовой в статье «Современные храмовые росписи: программа, традиция, стиль» отмечается: «любая хорошая программа не может не быть традиционной, поскольку ещё в Средневековье была найдена идеальная схема росписи православного храма. Изменять её основы невозможно и ненужно, так как они закономерны и логичны и с богословской и с профессионально-художественной стороны. Но при всей традиционности всякая новая программа обязательно будет своеобразной». Автором также выделяются три фактора своеобразия: локальные требования, специфика архитектуры, особенности современного восприятия.

С этой точки зрения программа росписи церкви Рождества Иоанна Предтечи в Нижнем Новгороде традиционна и своеобразна. Программа была составлена художниками нижегородской иконописной мастерской «Ковчег» Алексеем Анциферовым и Владимиром Барановым. После её одобрения Архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием (Даниловым) и Попечительским советом по возрождению храма Рождества Иоанна Предтечи, она была принята к исполнению. В 2004 году иконописцы мастерской «Ковчег» начали работу над фресковыми циклами, и завершили её достаточно быстро, к осени 2005 года, т.к. церковь возрождалась и обустраивалась к новому государственному празднику - Дню народного единства, столицей которого, по понятным историческим причинам, себя позиционирует Нижний Новгород.

В данной статье нами будет предпринята попытка, анализируя общую идею и конкретное содержание фресковых циклов, выявить в программном решении храма Иоанна Предтечи традиционные черты и черты своеобразия.

В основном объеме храма роспись, как это было принято в искусстве Древней Руси и Византии, располагается ярусами. Роспись верхнего яруса - свода - состоит из композиции Христос Пантократор в окружении серафимов и архангелов, двое из которых держат икону Казанской Божией Матери. В среднем ярусе на северных и южных стенах изображения святых: Елены и Константина, Марии Магдалины, Владимира и Ольги, Кирилла и Мефодия. На западной стене – традиционная сцена «Страшного суда», которая композиционно занимает два яруса: в среднем ярусе изображен Христос-судия, собор апостолов и архангелов, в нижнем ярусе - ангелы Господни и собирательный образ русского народа, ожидающего своего судного часа. В нижнем ярусе южной и северной стен собраны изображения святых воинов и мучеников, среди которых представлены персонажи давно почитаемые на Руси - Федор Тирон, Федор Стратилат, великомученик Георгий, и те, чье почитание началось сравнительно недавно, например, мученик Иоанн Русский, только в 1962 году включенный в календарь православной церкви. В трапезной палате изображения также располагаются ярусами. На уплощенном своде выполнен сюжет, взятый из иконы Симона Ушакова, «Насаждение древа государства Российского», на стенах в верхнем ярусе - житийный цикл Иоанна Предтечи, ниже изображения святых князей-воинов: Георгия Владимирского, Александра Невского, Дмитрия Донского и великомученика воина Иоанна.

Таким образом, если анализировать содержание программы в целом, то к его безусловно традиционным чертам относится: во-первых, ярусность и иерархичность в расположении сюжетов, известные христианскому изобразительному искусству с ранних веков своего существования и имеющие своей богословско-смысловой основой труды Дионисия Ареопагита.

Во-вторых, расположение сюжетов по кругу. Это в первую очередь касается житийного цикла Иоанна Предтечи, где сцены из жизни святого развернуты в движении по часовой стрелке. Впервые необходимость подобного расположения сюжетов была богословски проработана в «Экфразисе» патриарха Фотия, датируемого 843-865 годами, в котором данное решение монументальной декорации храма связывалось с идеальным вращением сферы купола и символически трактовалось как «неизменность спасительного литургического действа и цикличность времени».

В-третьих, принцип парности в расположении сцен. Этот принцип также берет свое начало в «Экфразисе» патриарха Фотия, и подразумевает подчинение сюжетов расположенных друг напротив друга смысловой антитезе или «делению на действие и противодействие, которое лежит в основе риторической модели мироздания». На основе данного принципа традиционно западная стена отдана под композицию «Страшный суд», которая в храме противопоставлена восточной стене с иконостасом и алтарем за ним, где происходит преосвящение святых даров, дающих спасение. Сообразуясь с принципом парности, напротив композиции святые император Константин и императрица Елена расположена композиция святые князь Владимир и княгиня Ольга: первые являются насадителями христианства в мире, вторые на Руси, напротив сюжетов «Встреча Марии и Елизаветы», «Рождество Иоанна Предтечи» - «Пир у Ирода» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи».

В-четвертых, т.к. в храме отсутствует христологический и богородичный циклы, а по традиции они (либо сами по себе в полном объеме, либо в виде изображения двунадесятых праздников) должны присутствовать. В предтеченском цикле особо выделены сцены, в которых житие святого пересекается с жизнью Христа - на восточной стене трапезной изображены сцены «Христос и Иоанн в Иудейской пустыне» и «Крещение Христа», а также в повествование включена сцена «Встречи Марии и Елизаветы» - традиционная для богородичных циклов. В остальном содержание программы храмовой росписи подчинено, по терминологии И. Бусевой-Давыдовой, факторам своеобразия.

К локальным требованиям в данном случае относится то, что церковь восстанавливалась и украшалась к новому государственному празднику - Дню народного единства. Место нахождения и история бытования памятника архитектуры 17 столетия непосредственно связаны с историей воззвания Кузьмы Минина и нижегородского ополчения, именно эти обстоятельства, обусловили выбор главной содержательной идеи, которая раскрывается в декорации храма. Этой идеей является проповедь значения веры и религии для русского народа и её высокая роль в истории российского государства. Сквозь основную мысль особым лейтмотивом проводится идея о значении событий произошедших на нижегородчине, нижегородских святых и святынь для процветания православия и государственности. Именно поэтому в своде основного объема храма исполнен образ иконы «Казанской Божьей матери», которую бережно на плате держат архангелы. Это святыня, особо почитаемая на нижегородской земле, с которой, по преданию, во время воззвания Минина из церкви Рождества Иоанна Предтечи шел крестный ход, и которая сопровождала ополченцев в их походе на Москву и способствовала освобождению города.

А в своде трапезной находится переосмысленное изображение иконы 2-ой половины 17 века Симона Ушакова «Насаждение древа государства Российского». Выбор подобного сюжета для свода трапезной также обусловлен и архитектурными особенностями храма, данный свод является практически плоским, что чрезвычайно редко встречается в традиционной православной архитектуре, поэтому художники осуществляли выбор сцены ещё и с тем условием, чтобы она могла быть максимально органично расположена на плоскости. Общий идейно-политический смысл иконы Симона Ушакова близок общей концепции росписи храма. «В иконе выражена идея особого покровительства Московскому государству молитвами Богоматери всех русских святых, согласно изречению митрополита Петра: «Молитвами избранных держится Москва, а с нею вместе и вся православная Русь».

Однако фреска не повторяет целиком и полностью содержание иконы, а меняет его применительно к своим задачам. В росписи также как и на иконе в центре композиции изображен образ Богоматери Владимирской, вписанный в овал. Внизу за стеной Московского Кремля - Успенский собор перед которым растет древо с тремя крупными ветвями. Центральная ветвь проходит через собор и на ней «произрастает» образ Богоматери Владимирской, главной святыни этого храма, Москвы и всего Российского государства. На левой ветви - персонажи российской церковной истории - патриархи и митрополиты, а также невинно убиенный царевич Дмитрий - всего девять. Это не соответствует оригиналу Симона Ушакова, т.к. у него на этой ветке представлено десять персонажей, и кроме церковных иерархов присутствуют изображения последнего царя из рода Рюриковичей Федора Иоановича и первого царя Романова - Михаила Федоровича. Из фрески эти изображения исключены, т.к. ей придан совсем другой пафос: наглядно проиллюстрировать первичность веры в призыве Минина - спасать Веру и Отечество. Поэтому в сонм святителей на храмовом изображении включен патриарх Гермоген, не изображенный у Симона Ушакова, по преданию, именно его грамоту с призывом спасать веру православную зачитывал настоятель Нижегородского Печерского монастыря Феодосий во время воззвания у стен храма Иоанна Предтечи.

Для того, чтобы изображение не сводилось к конкретному историческому отрезку, а воспринималось как вневременное и актуальное, из композиции фрески исключены присутствующие на иконе в нижней зоне Алексей Михайлович, его жена и двое сыновей. Оставлены изображения насадителей древа митрополита Петра и великого князя Ивана Калиты как основателей русской государственности. А также в верхней зоне - Христа, который рукой касается ткани - покрова над Россией.

С точки зрения достижения идейной выразительности - прославления значения веры - интересным содержательным ходом явилось изображение в сводах храма двух главных русских святынь образов Богоматери Казанской и Владимирской, известных разновременными чудотворениями в защите русских земель от врагов. Подчиняясь решению содержательных задач, был осуществлен отбор изображаемых святых, среди которых предпочтение отдавалось воинам, укреплявшим и страдавшим за христианство в разные века его истории, особенно на Руси.

В монументальной композиции храма особое внимание уделено образам Георгия Всеволодовича и Александра Невского, которые на правах ещё и местночтимых святых изображены дважды: князь Александр в княжеских одеждах и в облачении инока, князь Георгий - в воинском доспехе и княжеской шубе. Таким фактором своеобразия содержания программы как особенности современного восприятия продиктовано сравнительно небольшое количество сюжетов в церковной декорации и их масштабное, лапидарное художественное решение.

В целом программа храма скорее прочитывается иллюстративно-дидактически нежели символико-литургически как это было принято в древней традиции. В хрестоматийных памятниках, например, в Софийском соборе в Киеве, исторический, политический, проповеднический аспект никогда не упускался из виду составителями программ, но он очень тонко вплетался в основную канву литургико-богословских смыслов и аллюзий. Искусство русского позднего средневековья (второй половины 16 - 17 веков) под влиянием многих факторов, в том числе и западной (фряжской) живописи и гравюры постепенно упрощает сложную систему смыслов храмовых росписей, сводя их к подробным и занимательным иллюстрациям.

Современная нижегородская монументальная живопись чаще всего опирается на последний способ решения церковной декорации, т.е. не на древнеправославный, а на тот, что выкристаллизовался под существенным влиянием изобразительной эстетики католицизма. Причем современная иконопись, в храме Рождества Иоанна Предтечи, опирается на поздние традиции исключительно в содержательном аспекте, т.е. в стремлении к иллюстративности, по форме подражая живописному стилю Древней Руси, и переосмысливая разновременные образцы (11 века, из наследия А. Рублева и Дионисия, и из памятника второй половины 17 века) в духе внешней похожести на московскую икону второй половины 15 - 16 веков.

Следуя за особенностями восприятия современного человека, привыкшего к визуальным разъяснениям всякой мыслеформы, в храме Иоанна Предтечи, в основном объеме, каждая стена решена автономно и монументально, хотя масштаб архитектуры (церковь памятник второй половины 17 столетия) не требует подобной монументальности. Подводя итог сказанному выше, можно сделать следующие выводы: при составлении программы росписи храма Рождества Иоанна Предтечи проявилась как опора на традиции, так и стремление к модернизации. Храмовая декорация была направлена прежде всего на то, чтобы вписать церковь в пафос нового государственного праздника. Содержание монументальных циклов решено в иллюстративно-дидактическом ключе и изобилует цитатами из художественных стилей, свойственных тому или иному периоду развития христианского искусства на Руси.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Нижнем Новгороде - один из интересных примеров творческого осмысления храмового пространства и попыток создания оригинальной содержательной программы его решения. Однако в городе, среди художников-иконописцев и просто интересующихся, нет однозначности в оценках этого памятника. Приверженцы исключительно канонической иконы упрекают создателей фресок в простоте и очевидности избранных сюжетов, в использовании «фряжских образцов», в автономном и замкнутом решении каждой отдельной архитектурной плоскости.

Почитатели поздней иконописи ставят в укор художникам намеренное уплощение изображений, сторонники стилистического единообразия экстерьера и интерьера храма видят разобщенность антимонументального архитектурного решения и монументального живописного. Все это, безусловно, убеждает в необходимости дальнейшего изучения и анализа памятников современного религиозного искусства Нижнего Новгорода, для того чтобы в конечном итоге сформировать базу для будущего оценочного суждения о нем и способствовать кристаллизации стиля православной живописи 21 века.

Иконописная мастерская «Ковчег» работает на нижегородской земле с 1997 года, её руководителем является художник, окончивший иконописную школу при Московской духовной академии, Алексей Анциферов. В своем творчестве мастерская отдает предпочтение стилю древнерусской иконы второй половины 15–16 веков, однако работает и в академическом, и в византийском стилях.

Автор: Татьяна Зуйкова «Особенности программного решения монументальной декорации храма Рождества Иоанна Предтечи в Нижнем Новгороде (2004-2005 г.г.)»

Литература: 1) Бусева-Давыдова И. «Современные храмовые росписи: программа, традиция, стиль». Церковное искусство: модернизм и традиция. Материалы конференции. - СПб., 2005. 2) Бусева-Давыдова И. Указ. соч., с. 62. 3) Колпакова Г.С. «Искусство Византии. Ранний и средний периоды». - СПб., 2010. 4) Колпакова Г.С. Указ. соч., с. 276. 5) Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. - М., 1984; http://predtecha-ioann.ru/rospis-hrama/



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Торжественное открытие восстановленного храма будет 4 ноября 2005 года в день общероссийского праздника Казанской иконы Божьей Матери. В тот же день откроется на площади перед храмом памятник Минину и Пожарскому- копия памятника, ныне стоящего на Красной площади в Москве, который в свою очередь изначально был сооружён для Нижнего Новгорода на деньги нижегородцев.
23 сентября 2005, Дмитрий Мелехов.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.