Знаменская или Мироносицкая церковь находится на левой стороне речки Почайны или точнее Почайновского оврага. Она каменная, двухэтажная, о пяти главах, с тремя приделами. В 1621 г. по сотной грамоте она описывается так: «в старом остроге за Почайною рекою на Ильинской горе церковь святых жен Мироносиц древяна, верх шатром, с папертью, да под церковью теплый храм Знамения Пречистой Богородицы, да придел Макария Желтоводского чудотв. с теплою трапезою – строение мирское».
Ныне в нижнем этаже теплая церковь Знамения Пресвятой Богородицы с двумя приделами; на правой стороне, в трапезе - во имя преп. Макария Желтоводского чудотв., а на левой в выступе – во имя первоверховных апост. Петра и Павла. В верхнем этаже холодная – во имя св. и равноапост. жен Мироносиц с приделом во имя преп. Евфимия, Суздальского чудотв., на левой стороне, в выступе над Петропавловским приделом. До половины XVIII ст. при Мироносицкой церкви было два священника, из коих один был протоиерей, и самая церковь до 1834 г. именовалась соборною, т.е. Знаменским собором, к коему собирались для крестного хода из всех церквей нижнего посада.
Мироносицкая церковь в начале XVIII ст. хотя подвергалась пожарам и была поправляема, но в настоящем виде она существовала еще в 1649 г. Построение ее по нижегородскому летописцу относится к этому именно году и приписывается священнику Михаилу; первоначальное же основание Мироносицкой церкви должно относиться, по крайней мере, к началу XIV в., если не ранее. В нижегородском летописце указывается только: «в 7043 (1535) г. в 28 день августа в Нижнем на Щипоголовом дворе священна церковь жен Мироносиц», впрочем, это освящение относится не к новому начальному построению церкви, а только к ее возобновлению после пожара, бывшего в 1531 г. Она существовала еще в начале XIV ст., ибо известно, что близ нее родились преп. Евфимий и Макарий и при ней были погребены их родители.
Несмотря на древность Мироносицкой церкви, древних вещей в ней почти не осталось, зато она сама замечательна по старинной архитектуре. Ее большие узорчатые кресты с короною над средним, кирпичные главы, полукружия над верхним карнизом, отделенные одни от других пустыми пространствами, и особенно ее паперть с искошенными просветами и кровлею в византийском стиле напоминают о ее давнем существовании.
Из числа вещей священных более замечательны по своей древности следующие:
- Икона Знамения Божией Матери, которая по размеру и письму точное подобие новгородской иконы Знамения, явившей чудо жителям Великого Новгорода в 1169 г. во время осады его суздальцами. К этой иконе многие притекают с особою верою и усердием, особенно во время общественных бедствий. Теперь она в сребропозлащенной ризе, с тремя дорогими камнями и бантиком из стразов в венце Богоматери. Цата и запястья на иконе Пресвятой Богородицы и риза на Предвечном Младенце из мелкого жемчуга с зелеными по местам камешками. Она находится в верхней Мироносицкой церкви, на левой стороне подле царских врат.
- Напрестольный крест восьмиконечный, обложенный серебром и с трех сторон вызолоченный, с чеканными на верхней стороне изображениями.
- Синодик писан 1717 г. В нем, кроме родителей преп. Макария Желтоводского, записан на 6-м листе «род Знаменского собора протопопа Михаила», а на листе 17 «род Знаменского собора протопопа Михаила Игнатьева». Это доказывает, что при Мироносицкой церкви постоянно были протоиереи.
Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н. К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии / соч. архим. Макария. - СПб., 1857.