Основание Рождественской или Строгановской церкви неизвестно. В Нижегородском летописце о ней упоминается еще в 1520 г. по случаю бывшего пожара, а в начале XVII ст. она уже находилась довольно в богатом состоянии… После деревянной церкви, до построения нынешней каменной, построенной Г.Д. Строгановым, была также каменная церковь. Об этой прежней каменной Рождественской церкви говорится в нижегородском летописце, что она в 1653 г. строена гостем Семеном Задориным близ его двора, в нижнем посаде на бечеве. Прежняя Рождественская церковь отстояла от нынешней в 12 саж. на юг.
В настоящем виде Рождественская церковь построена в первой четверти XVIII в. Из надписи храмозданного креста, хранящегося в оной церкви, видно, что она первоначально освящена в 1719 г. 21 июня во имя Собора Пресвятой Богородицы преосв. Питиримом, в царствование императора Петра I. Здателем храма был именитый человек Григорий Дмитриевич Строганов, известный своим богатством во времена Петра Великого, отчего и церковь, построенная им, называлась и доселе называется Строгановскою. Церковь долгое время была почти бесприходною; к ней принадлежали только дворовые люди господ баронов Строгановых. Скудное содержание храма и причта было восполняемо их щедротами. По сказке за 1723 г. «господское ружное жаловане было попу 20 руб., диакону 15 руб., пономарю 10 руб.» Ныне причт Рождественской церкви от разных наследников Строгановского имения получает около 400 руб. асс. годовой руги и имеет немалый приход.
Но существуя долгое время без надлежащей поддержки, Рождественская церковь приходила к опасному обветшанию, чему много содействовали давление горы и пожарные случаи, коим подвергалась она неоднократно. В предотвращении опасности разрушений, в 1819 г. с северной стороны церкви был подведен весьма прочный каменный контрфорс; на верху его образовалась довольно пространная площадь в виде террасы, а от этого и церковь много выиграла в наружном своем виде. В 1835 г. было предпринято возобновление и украшение внешней ее стороны, что и окончено в 1836 г. Возобновление ее, стоившее около 35 000 руб. асс., было совершено частью иждивением князя Сергея Михайловича Голицына. Наконец, в 1847-48 гг. была обновлена и украшена внутренность церкви.
Несмотря на многие перемены Рождественская церковь и ныне обращает на себя внимание красивою наружностью. Она построена на скате довольно высокой горы, в саженях 50 от берега реки Оки, при впадении ее в Волгу. Двухаршинная толщина стен и огромные железные связи свидетельствуют о прочности прежней кладки. С подгорной стороны церковь подкреплена каменным высоким контрфорсом, а вокруг обнесена «деревянным балюстрадом». С западной стороны церкви устроена довольно красивая деревянная лестница, ведущая из-под горы к церковной паперти.
Церковное строение двухэтажное, но церковь находится в одном верхнем ярусе, а в нижнем ярусе, вероятно, предполагалось устроить теплую церковь, но предположение осталось без исполнения. Снаружи и церковь, и колокольня раскрашены разноцветными яркими красками. Множество резных из белого камня колонн и пилястров с капителями также резными составляют внешнюю красоту храма, которую довершают разнообразные фигуры, прекрасно вырезанные из камня и размещенные по стенам церкви, особенно около окон. На куполе храма возвышаются пять весьма красивых глав с большими железными крестами. Средняя глава и все кресты украшены множеством разновидных звезд, которые вызолочены, а теперь выкрашены желтой краской. На алтаре находится особая глава с железным же крестом, равно как и колокольня с главою и железным крестом, под коим находится железный фонарь. По архитектуре своей Рождественская церковь имеет сходство с московскою церковью Успения на Покровке.
Внутреннее благолепие храма соответствует внешней красоте его. Первоначально в Рождественской церкви был один престол, освященный в 1719 г. во имя Собора Пресвятой Богородицы, и церковь была вся холодная. По упразднении придела во имя св. Григория Богослова, принадлежавшего к прежней Рождественской церкви, оказалась для прихода потребность в теплой церкви, посему в трапезе нынешней Рождественской церкви на правой стороне устроен придел и в 1760 г. преосв. Феофаном (Чарнуцким) освящен во имя преп. Онуфрия Великого. В 1808 г. устроен придел и на левой стороне трапезы, освященный архиепископом Вениамином (Краснопевковым) во имя св. Иннокентия Иркутского. Таким образом, ныне в Рождественской церкви три престола.
В настоящей холодной церкви иконостас четырехъярусный, почти весь покрыт старинною резьбою, и с первого взгляда кажется весь резным. С особенным искусством вырезаны колонны и капители, украшающие иконостас. В 1848 г. исправленный и весь вновь вызолоченный он и теперь составляет благолепное украшение храма. Иконы в иконостасе все почти так называемого Строгановского пошиба, только в первом ярусе иконостаса четыре иконы другого письма, но также старинные. Иконы, по устному преданию, писаны при Петре Великом придворным живописцем Караваком по заказу самого государя, только не для нижегородской Строгановской церкви, а для Петропавловского С.-Петербургского собора. Говорят, что Г.Д. Строганов, усердно заботившийся об украшении новоустроенной им церкви, увидев сии иконы в мастерской художника, тайно от государя, когда он был за границей, купил их дорогой ценой, упросив Каравака для Петропавловского собора написать другие подобные. Таким образом, заказанные Петром I иконы поступили в нижегородскую Рождественскую церковь и ныне украшают оною.
В 1722 г. император Петр I, отправившись на Кавказ к экспедиции, назначенной против Персии, на пути своем остановился в Нижнем Новгороде и именно в доме Г. Д. Строганова, находившемся тогда вблизи от церкви. 29 мая накануне своего рождения государь изволил слушать всенощное бдение в Строгановской церкви. Это обстоятельство сопровождалось важным для церкви последствием. По прибытии в храм к богослужению Петр I тотчас заметил превосходные иконы, писанные по его заказу Караваком для Петропавловского собора. Не имея времени рассмотреть это дело в подробности, он повелел запечатать церковь, надеясь впоследствии сам уличить Строганова в подлоге. С того времени церковь действительно была запечатана до 1727 г. и открыта уже в царствование Екатерины I.
Стены как в алтаре, так и в холодной церкви, снизу до самого верха покрыты разноцветным искусственным мрамором и в приличных местах украшены разными священным изображениями, писанными по штукатурке. Теплая церковь отделена от холодной каменною капитальною стеною, западная сторона которой вся украшена превосходной резьбой из белого камня, которую, к сожалению, много закрывают приделы в теплой церкви. Пол во всей церкви чугунный.
К достопримечательным предметам в Рождественской церкви относятся следующие:
Две местные иконы Спасителя и Божией Матери, находящиеся в нижнем ярусе иконостаса холодной церкви, по обеим сторонам царских врат.
Храмовый образ Собора Пресвятой Богородицы с надписью: «1723 г. писал игумен Корнилий Уланов с учеником своим Алексеем Городчаниновым»; не смотря на 130 лет своего существования, образ сей нисколько не потерпел от времени и доселе сохраняет всю свежесть красок. Другой образ Рождества Христова, как по всему видно, того же мастера и такого же достоинства. Хотя и не подписан.
Образ Рождества Пресвятой Богородицы в сребропозлащенной ризе. Он по письму XVI в. и перенесен сюда из прежней Рождественской церкви: к нему имеют особенное усердие градские жители.
Образ Владимирской Божией Матери древнего письма; откуда поступил в церковь, когда и кем писан, неизвестно.
Старинное резное изображение Спасителя в темнице.
Рукописное Евангелие, тщательно написанное полууставом, но когда и кем, неизвестно.
Напрестольный крест, деревянный, обложенный весьма тонким серебряным листом… с надписью на маленькой серебряной дощечке: «Крест моление Дмитрия Андреевича и Григория Дмитриевича Строгановых». Григорий Дмитриевич есть не другой кто, как здатель храма. А Дмитрий Андреевич его отец. Крест был родовою их принадлежностью.
К замечательным вещам Рождественской церкви должно отнести часы на колокольне, кои, кроме течения времени, прежде показывали еще течение солнца и фазы луны. Но сии дорогие астрономические часы, неоднократно быв переделываемы малосведущими мастерами, ныне доведены до того, что даже весьма неисправно показывают и течение времени.
Есть еще предание об одном колоколе на Рождественской колокольне, который будто бы остался целым от пожара, только звук его изменился против прежнего.
Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии / соч. архим. Макария. - СПб., 1857.