ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Воронеж. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Воронеж. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Алексия, митрополита Московского, Димитрия Солунского, Толгской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1712 и 1720.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Воронежская область, г. Воронеж, ул. Таранченко, 19а

Координаты: 51.659673, 39.212944



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, Вид с запада: слева - Церковь Сергия Радонежского и Наталии Никомедийской при детском приюте, справа - Никольский храм<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Вид с запада: слева - Церковь Сергия Радонежского и Наталии Никомедийской при детском приюте, справа - Никольский храм
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Анна
1 июня 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
20 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Вид с запада<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 мая 2021
Церковь Николая Чудотворца, купол изнутри<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
купол изнутри
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
8 марта 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Игорь Герасимов
7 ноября 2016
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Олег Трегубов
11 января 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Олег В
16 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Олег В
16 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца, Основной объем храма, вид с юго-запада<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Основной объем храма, вид с юго-запада
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Алексей Москалев
18 августа 2012
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
V.Petrovich
17 сентября 2009
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, Ворота  храма<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Ворота храма
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
20 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Завершение основного объема<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Завершение основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 мая 2021
Церковь Николая Чудотворца, Верхние ярусы колокольни<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Верхние ярусы колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
3 мая 2021
Церковь Николая Чудотворца, Окно апсиды<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Окно апсиды
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, Апсида, вид с севера<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Апсида, вид с севера
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, Капители пилястр северного фасада храма<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Капители пилястр северного фасада храма
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, Вход в алтарь<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Вход в алтарь
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
V.Petrovich
17 сентября 2009
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
15 августа 2007
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
15 августа 2007
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Анна
1 июня 2006
Церковь Николая Чудотворца, мозаика на стене<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
мозаика на стене
Анна
1 июня 2006
Церковь Николая Чудотворца, Внутренний вид<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Внутренний вид
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Каменев Андрон
4 января 2019
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Владислав Яровинд
21 октября 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
15 августа 2007
Церковь Николая Чудотворца, 1948 год<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
1948 год
Алексей Кротов
1 мая 1948
Церковь Николая Чудотворца, 1942 год<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
1942 год
Алексей Кротов
1 февраля 1942
Церковь Николая Чудотворца, открытка<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
открытка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
1 января 1910
Церковь Николая Чудотворца, открытка<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
открытка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
1 января 1910
Церковь Николая Чудотворца, источник https://pastvu.com<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
источник https://pastvu.com
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??
Церковь Николая Чудотворца, источник https://pastvu.com<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
источник https://pastvu.com
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??
Церковь Николая Чудотворца, источник https://pastvu.com<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
источник https://pastvu.com
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иванов Дмитрий  27 марта 2008

Храму на холме, чьи сверкающие купола хорошо видны с левобережья, должно принадлежать особое место в истории Воронежа. Из двухсот семидесяти пяти лет, которое живет каменное здание, оно бездействовало всего лишь три года, с 1940 по 1943, а остальное время использовалось по своему прямому назначению. Церковь состоит под небесным покровительством святигеля Николая Мирликийского.

В соборном Благовещенском храме имелся придел Николая Чудотворца. Служилые люди именно его считали своим заступником и называли «Николою ратным». Переведенные из Ряжска воины населили Стрелецкую слободку близ самого городского кремля. В последнее десятилетие XVI века Никита, их старшина, на свои средства построил в этой слободке церковь святого Николая. Вероятно, он стал впоследствии в ней священником. В таких родовых, патримональных церквах место священника переходило от отца к сыну или зятю. В 1623 году Никольская церковь явилась объектом тяжбы, в которую были вовлечены даже центральные власти. Священник Савва, сын Никиты, хотел, чтобы службу при храме унаследовал его сын, но проскурница Марья «облыжно» добилась передачи места своему сыну, попу Максиму. Никольская церковь весь XVII век находилась на ином, чем сейчас, месте.

В окладных книгах Рязанской митрополии за 1676 год упоминалась «святого Николая Чудотворца церковь на посаде, в Стрелецкой слободке, близ западной стены острога». Ориентиром исчезнувшей слободы осталась Большая Стрелецкая улица с правой стороны от главного корпуса университета. По мнению Д. И. Самбикина, в черте современного города была еще одна церковь Николы Угодника, которая находилась в Казачьей слободе, что на Чижовке, к югу от храма Иоанна Предтечи. В начале XVIII века она прекратила свое существование. Но обе древние Никольские церкви связаны с современным храмом только именем, а не местом расположения. Там, где он стоит ныне, в XVII веке находилась Напрасная слобода. Такое название сложилось или потому, что здесь казнили преступников, или потому, что был «убогий дом» и погребали умерших «напрасною», то есть внезапной смертью. Мне кажется, что ближе к истине первое предположение, поскольку недалеко была тюрьма и на церковной земле вплоть до 1759 года хоронили казненных и умерших колодников и тех служивых, что их стерегли. Так вот, в Напрасной слободе стояла Димитриевская деревянная церковь. В Писцовой книге 1615 года она значилась так: «Да за острогам же в Напрасной слободе церковь поставлена нова во имя царевича Дмитрия Углетцкого, а другой престол преподобного отца Михаила Малеина, древяна клецки, а строенье та церковь попа Матвея Афанасьева, а строил государевым деньгам, под ту церковь по государеве грамоте церковные земли во все стороны по 50 сажень; а на той земле во дворе поп Матвей Афанасьев, дьячок Савка Филипов, пономарь Петрушка Кондратьев; да на той же земле дворишки бобыльские». В название церкви вкладывался определенный политический смысл: династии Романовых, утвердившейся на престоле в 1613 году после появления нескольких Лжедмитриев подряд, важно было убедить народ во мнении, что младший сын Иоанна Грозного отрок Дмитрий давно умер и святые мощи его обретаются в Москве. Потому-то и церковь в порубежном Воронеже строилась на государственный счет, и ангелу царя, преподобному Михаилу Малеину, посвящался придел. Дату сооружения церкви можно определить 1613— 1614 годом. Автор статьи о Никольской церкви в «Воронежской старине» (1904) А. М. Правдин приводил тексты документов, относившихся ко времени существования Димитриевской церкви. В грамотах Михаила Федоровича и Алексея Михайловича упоминалось об отмежевании к церкви пашни, сенных покосов и рыбных ловель. В Димитриевской церкви был почитаемый образ святителя Николая, признанный чудотворным. Написан он был не позднее середины XVII века; о нем сообщалось в надписи на древнем напрестольном кресте: «Лета 7160 (1652) построен сей крест на Воронеже городе к церкви Благоверного Царевича Димитрия, что стоит образ чудотворца Николы». И икона, и крест были перенесены в современную Никольскую церковь и сохранялись там еще в начале XX столетия.

В пожар, разыгравшийся в Воронеже 24 апреля 1703 года, сгорели обе деревянные церкви, Никольская в Стрелецкой слобода и Димитриевская в Напрасной. После этого они как бы объединились в один Никольский храм в Напрасной слободе. В 1712—1720 годах он был возведен вновь, но теперь уже каменным и примерно в 40-саженях от предшествующего строения. Это третья по времени строительства каменная церковь в нашем городе — после двух монастырских, Алексеевско-Владимирской и Успенской, и, следовательно, первая среди приходских. В новой Никольской церкви был устроен придел во имя Димитрия, но не последнего царевича из династии Рюриковичей, а великомученика Солунского. Причину такой перемены Д. И. Самбикин объяснял так: «Смуты прекратились, времена самозванцев прошли, а праздник царевичу Димитрию, несмотря на правительственные распоряжения о торжественном отправлении его, не привился к русскому народу, для которого был более известен св. великомученик Димитрий Солунский». Пожар в мае 1748 года вновь повредил Никольскую церковь: сгорела кровля купола и трапезной, в интерьере огонь истребил иконы, ризницу и святые престолы. Прихожане сразу же взялись за восстановление храма, и уже в сентябре 1749 года епископ Феофилажт освятил придельный алтарь св. Димитрия в трапезной. Ремонт всей церкви завершился к 1755 году. Приход ее в это время состоял из 79 дворов, в которых насчитывалось 480 душ обоего пола. Причт тогда был двухштатным: священники Василий Яковлевич Харин и Епифаний Леонтьев (прежде здесь же был дьяконом) и дьякон Антоний Епифанов, сын священника. В 1756 году на место отца Василия Харина определился Василий Епифанович Сахаров, прослуживший здесь полвека до своей смерти в 1804 году. В 1768 году вокруг церкви была устроена каменная ограда, дабы предостеречь двор от добычи песка, во время которой отрывали и растаскивали кости покойников. В 1788 году в главной церкви был обновлен иконостас и расписаны стены, в 1816—1819 годах подобные работы были проведены в Димитриевском приделе. На церковном кладбище были похоронены купцы Кривошеины, Федот Савостьянович (1767) и его сын Аврам Федотович (1770), Сахаровы (1766), Агапоновы (1770), Мосалитиновы (1771). Нашел здесь успокоение и представитель древнего дворянского рода Шеншиных: «1768 года генваря 15 дня представися раб Божий Матфей Афанасьевич Шеншин и положен во гроб, алым. сукном и серебром позументы по краям обит и крышка покрыта широким позументом, а на крыше зеленою парчею, погребен у Николы Чудотворца Задонским архимандритом Нифонтом». В XVII и XVIII веках церковь была одной из самых богатых в городе; это видно из сопоставления размеров пошлин и дани, которые взимались с храмов. Постепенно приход беднел, стали раздаваться жалобы на скудость содержания причта.

В 1813 году по ходатайству священников епархиальное начальство временно перечислило к Никольской церкви 75 человек из Богоявленского прихода. В 1830 году купец Алексей Самуилович Мещеряков (сын Самуила «Чугунного»). устроил в церкви придел в честь своего покровителя, митрополита Алексия, освященный 27 сентября 1831 года. Появление еще одного придела связано с трагическими событиями в жизни города. Во время эпидемии холеры в 1831 году купчихе Дьяковой был во сне знак отслужить в своей церкви молебен перед Толгской иконой Божией Матери и преподобного Кассиана. Видение ее огласилось, икону стали носить по улицам и домам горожан для богослужения, и многие верующие получили исцеление. Семья самой Дьяковой осталась невредимой во время бедствия. В 1836 году купцы Ардалион и Африкан Ляпины исполнили обет Дьяковой и соорудили за свой счет придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Этот придел разместили там, где прежде был Димитриевский, а его отнесли влево, для чего пробили капитальную стену и выложили новую, поэтому северный фасад стал иметь ломаную линию. Возобновленный придел освятили 9 ноября 1841 года во имя святого Димитрия Солунского совместно с преподобным Кассианом Римлянином. В 1839 году те же купцы Ляпины пожертвовали средства на очередное обновление главного иконостаса; в 1864 году была переписана настенная живопись. Последний в дореволюционные дни ремонт проводился в 1900 году: обрели новый вид иконостасы и фрески, во всем храме появилось паровое отопление. С 1815 по 1850 год в Никольской церкви служили Лаврентий Малинин и его зять Михаил Милютин. Затем в течение пятнадцати лет сменились четыре священника. В 1866 году здесь утвердился на четыре десятилетия отец Михаил Самецкий, при нем в 1881 году открылось церковноприходское попечительство.

В предреволюционные десятилетия в церкви служил отец Федор Лукин. В начале нынешнего века прихожан у Никольской церкви насчитывалось 504 человека. Священник, дьякон и псаломщик жили в подцерковных домах. Один из них, кстати, хорошо Сохранился на улице Таранченко и недавно был занят фирмой «Россахарсервис». Сейчас его передали храму. Сама Никольская церковь представляет для специалиста особый интерес как памятник раннего барокко. Юрий Иванович Успенский в своей книге (1922) уделил ее архитектуре несколько страниц: «Нижний этаж церкви и трапезной представляет провинциальное подражание московскому барокко XVII века. Низкие окна, характерный «разрезной фронтон» окна на колонках, такой же фронтон и на боковых дверях. А на южной стороне алтарной стены совершенно неожиданно приютилось маленькое, еще меньше других, оконце с тяжелым железным ставнем, украшенное совсем наивным типично московским наличником-кокошником. Внизу — Москва; но стоит поднять голову, и Москва пропала. На главном двухэтажном четверике храма стоит грузный полуэтаж восьмерика; выше — характерный выгиб крыши, по каменному своду которого поместились четыре больших с треугольными фронтонами окна; этот изгиб ведет к меньшему восьмерику с квадратными окнами; опять характерный выгиб свода и крыши и опять уже маленький восьмерик с высокими окнами и, наконец, небольшая, на восьмиугольном же основании, главка. Особенно хороши своды храма извнутри. Стена плавно переходит в свод, на котором стоят восьмигранные вертикальные стены, опять переходящие в свод и опять в вертикальные стены, чтобы закончиться совсем небольшим куполом. И стены, и своды прорезаны проемами окон, в которые льется свет, откуда-то далеко, сверху. Впечатление непрерывного полета и устремления вверх. Это уже Украина. Точно только что вышел из харьковского монастырского собора XVII века. Колокольня — другого типа: широкая, грузная. Нижние два этажа четырехугольные; первый этаж имеет большой проем, перекрытый сводом и укрепленный могучими контрфорсами. Второй этаж со сравнительно небольшими окнами. Оба этажа отделаны пилястрами с грубыми рустами и по углам, и по стене. Нижние ворота с полуциркулем наверху; гладь стены выше ворот по циркулю также отделана рустами. На втором этаже стоит третий — восьмериковый с четырьмя полуциркульными большими проемами для колоколов. Глухие стены восьмерика отделаны пилястрами с интересной замысловатой капителью. На верху второго этажа, при переходе в восьмерик, по углам поместились волюты барочного типа. Четвертый этаж, значительно уже третьего, также с полуциркульными проемами, венчается фигурною крышей барочного типа с красивым крестом. Постройка грузная и прочная. Москвы тут нет уже и помину. Колокольня эта построена, вероятно, по плану како-либо «архитекта», побывавшего за границей. В ней видна уже эпоха Петра, деловая, солидная, мало заботившаяся о чистом искусстве. Таким образом, все сооружение является чрезвычайно характерным для Воронежа первых десятилетий XVIII века. В нем отразилась и московская эпоха, столь близкая петровскому времени, те веками воспитанные вкусы и понятия о красоте, которые не могли быть скоро изжиты под влиянием нахлынувших с Запада идей; отразилась и новая эпоха Петра, деловая, признававшая только авторитет Запада и его идеалы; наконец, и та естественная культурная и духовная связь с Украиной, которая пришла к нам вместе с украинской колонизацией Воронежского края, с недавним заселением его малороссийскими казаками».

Никольская церковь - одна из немногих в Воронеже имела отдельно стоящую колокольню, не соединенную с трапезной. На звоннице будоражили округу и напоминали о заутрене десять колоколов, самый большой и звучный весил 300 пудов (4,8 т). При входе в трапезную в паперти по левую сторону было устроено помещение для церковноприходской школы, по правую — караулка. Жизнь храма и паствы в большевистскую эпоху была нелегкой, впрочем, такой же она была везде, не лучше и не хуже. Выделяет Никольскую церковь из ряда ей подобных то обстоятельство, что она оказалась в Воронеже оплотом обновленцев, или «живоцерковников». Это раскольническое течение сложилось в начале 1920-х годов, находилось под влиянием чекистов и ставило своей целью подрыв авторитета патриарха Тихона и разрушение основ прежней православной церкви. За десятилетие обновленчество свою задачу выполнило и в тридцатые годы само должно было сойти с исторической сцены.

В 1935 году главой обновленческой епархии в Воронеже стал женатый священник Александр Медведев, присвоивший себе сан митрополита. Одновременно он являлся и настоятелем Никольского собора, жил в сторожке при нем. В феврале 1936 года Медведева арестовали и обвинили в антисоветской пропаганде. Свидетельствовали против него священник Никольской церкви Дмитрий Новиков, изредка служивший в храме заштатный иерей Александр Фиолетов, псаломщик Петр Чернышев. Летом 1936 года А. Медведев получил пять лет лагерей и был увезен на Север. Вторично Никольская церковь стала одним из действующих лиц следственного дела в 1938 году. Документы эти уже опубликованы председателем общества «Мемориал» Вячеславом Битюцким в очерке «Бесы» (сборник «Из небытия», Воронеж, 1992). Я изложу их суть без комментариев и авторских оценок. В 1937 году были расстреляны священники Никольского храма Сергей Житков и Федор Орловский. Продолживший здесь службу Владимир Тихонович Попов внес свою лепту в решение их судьбы. Лепта оказалась весьма тяжелой: отец Владимир Попов одновременно был агентом НКВД по кличке «Петроградский». Выпускник Воронежской духовной семинарии 1910 года, четверть века проповедовавший слово Божье в разных храмах, он оказался Иудой. Этому слову могут быть синонимы — осведомитель, стукач, но смысл остается неизменным. Попов был не одинок в своем подлом ремесле: из опубликованных В. Битюцким документов видно, что агенты «Книга» и «Максимов» тоже были клириками-обновленцами. Доносы на священников не дали Владимиру Попову возможности уцелеть самому. За то, что разоблачил себя как секретный сотрудник органов, он в конце января 1938 года был арестован и 9 февраля расстрелян. Искупил ли он смертью свою вину перед людьми? Не берусь судить, возможно, что да. А перед Богом, слугой которого считали его окружающие? Тут уж воистину — Бог ему высший судья. В публикации упоминались другие члены причта Никольской церкви — священники Дмитрий Новиков, Александр Егоров, допрашивали даже церковного сторожа Дмитрия Гудкова. Они продолжили свою службу в церкви, которая действовала еще два года. В апреле 1940 года Центральный райисполком решил закрыть храм. Мотивировка — «в, связи с распадом двадцатки и отказом временно исполняющего обязанности председателя двадцатки от сохранности здания и имущества, находящегося в Никольской церкви». Исполнявшим обязанности председателя «двадцатки» числился священник из обновленцев Александр Егоров. Чтобы верующие не подыскали себе другого батюшку, срочно была составлена смета на ремонт храма на двадцать шесть тысяч триста тридцать два рубля. Понятно, что такая сумма оказалась общине не по силам. Городской и областной исполкомы утвердили районное решение и передали здание артели имени 21 МЮДа под трикотажную мастерскую. Прихожане не хотели смириться с изъятием у них церкви, поскольку она была последней действующей во всем Воронеже и его пригородах. Две жалобы с сотнями подписей, посланные «всесоюзному старосте» Калинину, вернулись назад для разбирательства и ответа. Чтобы укрепить свои позиции (речь все же шла о последнем храме в областном городе!), местные власти летом и осенью 1940 года развернули на заводах и предприятиях кампанию сбора подписей с требованием использовать Никольскую церковь под учебные цели. Попытки верующих отстоять храм закончились неудачей.

Во время войны в Никольской церкви были разбиты два яруса колокольни, сгорела кровля трапезной и покрытие купола. В мае 1943 года в церкви были разрешены богослужения для верующих патриаршей ориентации. Одновременно шло восстановление ее прежнего облика по проекту архитектора Бориса Николаевича Зотова; руководил работами инженер Г. М. Курчин. В январе 1944 года настоятель Никольского собора протоиерей Алексей Образцов просил горисполком разрешить крестный ход на реку в день водосвятия, 19 января в 10 часов утра «в соответствии с церковно-уставной традицией». Крестный ход разрешили с условием уведомить об этом милицию. При соборе тогда находилась кафедра главы епархии. Первый послевоенный архиепископ Воронежский и Острогожский Иона (1866—1945) покоится сейчас за алтарем церкви Николы Чудотворца. К концу 1940-х годов в Воронеже открылись Казанская и Покровская церкви, к последней перешел статус собора. Церковь на улице Таранченко постепенно восстанавливала свое былое великолепие. В год тысячелетия крещения Руси она была заново расписана внутри. В ее интерьере сохранилось немало икон и других предметов культа, относящихся к XIX — началу XX века. Не все из них издавна были у Николы, часть перешла сюда во время печальных событий 1930-х годов. морали до любой аудитории. К примеру, возникла община верующих в тюрьме — пригласили отца Петра, дабы попытаться смягчить заблудшие души. Справа от храма, на обрыве холма, ведется строительство отдельного придела во имя Толгской иконы Божьей Матери. Проект двухэтажного краснокирпичного здания исполнил архитектор Николай Топоев. Церемония освящения и водружения над куполом будущего храма креста состоялась в конце ноября 1992 года. Здесь будут размещены крестильня, просвирня, классы воскресной школы, библиотека и лекционный зал православного братства.

http://vrnchurch.narod.ru


Вадим кр
 
Вадим кр  27 мая 2016

В начале XVII века в крупном поселении Комарёво, раскинутого на левом берегу Оки, была построена деревянная церковь в честь святого Димитрия, царевича Угличского. По преданию, в том храме был почитаемый чудотворный образ святителя Николая. Эта икона единственная сохранилась после пожара в 1703 г. Горожане на пожертвования построили каменную церковь в честь Святителя Николая Мирликийского чудотворца в 1720 г. Пожар 1748 года вновь повредил Никольскую церковь: сгорела кровля купола и трапезной, в интерьере огонь истребил иконы, ризницу и святые престолы. Прихожане сразу же взялись за восстановление храма, и уже в сентябре 1749 года епископ Феофилакт (Губанов) освятил придельный алтарь во имя великомученика Димитрия Солунского в трапезной. В 1788 году в Никольской церкви был обновлен иконостас и расписаны стены, в 1816-1819 годах подобные работы были проведены в Димитриевском приделе. В XVII и XVIII веках Никольская церковь была одной из самых богатых в городе. В 1836 году в храме купцом Лялиным был сооружен правый придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Последний перед революцией ремонт был проведен в 1900 году: обрели новый вид иконостасы и фрески, во всем храме появилось паровое отопление.

В 1920-х годах Никольская церковь становится оплотом обновленцев, или «живоцерковников», находившихся под влиянием чекистов и ставивших целью разрушение основ прежней Православной Церкви. В 1930-х годах ряд священников храма не избежали участи репрессированных. В 1942 г. храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны были разбиты два яруса колокольни, сгорела кровля трапезной и покрытие купола. В 1943-1949 гг. Никольская церковь стала кафедральным собором. Одновременно шло восстановление ее прежнего облика по проекту архитектора Б.Н. Зотова. В 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, храм был заново расписан внутри, но сохранились и иконы XIX века. В 1990 г. началось строительство придела в честь иконы Толгской Божией Матери. В 1996 году художником К.Д. Ясиновским была исполнена мозаичная надвратная икона, а в 2005 году на колокольне появилась мозаичная икона св. Николая Воронежского художника Чурюмова. В июне 2001 года по благословению Мефодия, митрополита Воронежского и Липецкого, храм был освящен в честь Толгской иконы Божией Матери, тогда же состоялось первое богослужение.

Сама Никольская церковь представляет особый интерес как памятник раннего барокко. На главном двухэтажном четверике храма стоит грузный полуэтаж восьмерика; выше — характерный выгиб крыши, по каменному своду которого поместились четыре больших с треугольными фронтонами окна; этот изгиб ведет к меньшему восьмерику с квадратными окнами; опять характерный выгиб свода и крыши и опять уже маленький восьмерик с высокими окнами и, наконец, небольшая, на восьмиугольном же основании, главка. Колокольня — широкая, грузная. Нижние два этажа четырехугольные; первый этаж имеет большой проем, перекрытый сводом и укрепленный могучими контрфорсами. Второй этаж со сравнительно небольшими окнами. Оба этажа Никольской церкви отделаны пилястрами с грубыми рустами и по углам, и по стене.

Святыни Никольской церкви: храмовая икона с частицей мощей св.Николая Угодника; икона с частицей св.мощей прп. Евфросинии Суздальской; икона с частицей мощей св.Феофана Затворника; икона Божией Матери "Скоропослушница" писанная на святой горе Афон; икона св.мучениц Веры Надежды Любови и матери их Софии (чтимая); ковчег со св. мощами угодников Божиих.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/nikolskaya-tserkov-1831.html


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 октября 2017

Придел иконы Толгской Божией Матери в существующей Никольской церкви г. Воронежа в трапезе на левой стороне, в ряд с приделом в честь вмч. Димитрия Солунского устроен в 1837 г. и освящен 25 июля того же года. В сем приделе на столбе – местно чтимая явленная икона Толгской Божией Матери, в серебряной позлащенной, богато украшенной ризе.

О явлении сей иконы передают следующее: во время холеры, свирепствовавшей в Воронеже, купцу Дьякову, лишившемуся от холеры всей семьи, во сне было приказано: для утоления гнева Божия и прекращения холеры отыскать в Никольской церкви Толгскую икону Божией Матери, а чтобы отличить эту икону от других икон Божией Матери было указано, что на сей иконе написан лик преп. Кассиана. После долгих исканий была отыскана между старыми и сложенными в церковном архиве иконами эта икона Божией Матери. Перед нею был совершен молебен и, заступлением Божией Матери холера стала ослабевать в городе и скоро прекратилась. В благодарность за свое спасение купец Дьяков устроил придел в честь сей иконы.

В 1884 г. воронежским вице-губернатором Борисом Гавриловичем Карновичем доставлена небольшая часть дерева, взятая от дерева, на котором на реке Толге явилась чудотворная икона. На этой части дерева написана небольшая икона Толгской Божией Матери и вделана в особый киот.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 4, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1886 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 декабря 2017

Третья по времени строительства каменная церковь в Воронеже и самая древняя среди приходских (первые две являлись монастырскими: Алексеево-Владимирская и Успенская Адмиралтейская), возводилась в 1710 годы. В 1714 году договор на строительные работы был заключен с крестьянами Ярославского уезда Ф. Гладцом и А. Шлухолыстовым, но они с задачей не справились. В 1718 году за дело взялись крестьяне того же уезда Кирилл Остафьев с сыном, которые обязались достроить церковь за 95 рублей. И своё обязательство выполнили.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №51, 2013 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  1 апреля 2020

Барочная Свято-Никольская церковь - одна из самых "намоленных", по мнению прихожан, поскольку в течение своей трёхвековой истории закрывалась только на три года. При этом она выстояла в немецкую оккупацию и во время боёв за освобождение города. Возведение её деревянной предтечи имело важное государственное и политическое значение: страна нуждалась в пресечении Смуты и слухов о том, что царевич Дмитрий якобы уцелел. В этом храме было немало икон безвременно погибшего царевича, и здесь его постоянно поминали. Сама церковь была выстроена за казённый счёт по велению государя Михаила Фёдоровича, который пожаловал храму немало земель. Век деревянной церкви оказался слишком короток: уже в 1703 году её уничтожил пожар - подлинный бич всей тогдашней деревянной застройки. После взятия Петром I Азова корабельное строительство на реке Воронеж захирело, и город стали покидать иностранные специалисты. А в начале ХVIII века в город хлынул поток чиновников, военных и жителей отданных противнику азовских территорий. И все они нуждались в храмах. Это прекрасно понимал святитель Митрофан, повелевший заложить рядом с местом сгоревшего при пожаре Димитриевского храма новую каменную церковь, третью такого рода в Воронеже. За пять лет всем миром собрали деньги, подыскали опытных мастеров и к 1720 году завершили строительство. Новый храм освятили во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.

В мае 1748 года церковь пережила сильный пожар, однако выстояла, хотя и лишилась большей части внутреннего убранства. Здание отремонтировали и добавили придел во имя великомученика Димитрия Солунского, а затем пристроили и колокольню. Спустя столетие (1831) в Воронеже разразилась масштабная эпидемия холеры, которая унесла в могилу каждого шестого жителя города. Прекратилась она довольно быстро, и причиной этого горожане сочли массовые молебны в Никольском храме об избавлении от моровой язвы. Они проходили перед иконой Божией Матери Толгская, после чего образ носили по всем городским улицам, и верующие по молитвам исцелялись. В честь этой иконы в Божием доме обустроили новый придел. При храме с 1881 года существовало церковноприходское попечительство, притом что причт был невелик: священник, дьякон и псаломщик. Известно, что накануне революции 1917 года в храме служил священник Фёдор Лукин. Члены причта проживали рядом с храмом, в домах, принадлежавших церкви. Несмотря на небольшой штат, причт Никольского храма немало сделал в годы Русско-японской и Первой мировой войн. Проводились особые молебны о ниспослании победы русскому оружию, а приходской попечительский совет собирал пожертвования для действующей армии и семей погибших и раненых, помогая родным воинов, которых немало ушло на фронт из полутысячного Никольского прихода.

При советской власти кафедра обновленческих "архиреев" Воронежа была устроена в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. Затем раскольники перебрались в Никольский храм, в то время как прихожане требовали возвращения храма в лоно истинной Церкви. В скором времени большевики разочаровались в обновленческом движении, и храм был закрыт, но ненадолго. Грянула Великая Отечественная война, и двери Никольской церкви, первой в числе воронежских храмов, снова распахнулись для верующих (1942). После освобождения Воронежа богослужения в храме возобновились, с мая 1943 года и по сей день они уже не прекращались.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №385, ООО "Де Агостини", 2020



Комментарии и обсуждение


Ю.И. Успенский образно пишет о Никольской церкви Воронежа: "Нижний этаж церкви и трапезной представляет провинциальное подражание московскому барокко XVII века... Внизу — Москва; но стоит поднять голову, и Москва пропала". Высокий многоярусный объём "настоящий" церкви, по его утверждению, "это уже Украина." В какой-то степени Успенский прав, но не совсем. В Москве имеется ровесник Никольской церкви Воронежа, очень схожий с ним конструктивно - церковь Иоанна Воина на Якиманке (https://sobory.ru/photo/7462). Даже план алтаря у них одинаковый.

А вот колокольня воронежской Никольской церкви действительно очень близка к двум киевским колокольням начала XVIII в. - Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря. Можно полагать, что отдельно стоящая колокольня Никольской церкви была выстроена в середине XVIII в., после воронежского пожара 1748 г. Иначе трудно объяснить, почему главный престол церкви оставался неосвящённым до 1755 г. Если же его освящение было приурочено к окончанию строительства колокольни, то всё становится понятным.

4 ноября 2023.