Купола двух разоренных храмов вот уже тридцать лет составляют привычный пейзаж для студентов университета. Стоит только выглянуть из окна аудитории в направлении водохранилища, и в них упирается взгляд. Поневоле представляется, как сияли бы их главы с золочеными крестами, если жили бы храмы своей привычной жизнью... При взгляде от университета налево будет Ильинская церковь. Боковой придел храма в честь святого Илии, праздник которого отмечается 20 июля по старому стилю, дал общеупотребительное название всей церкви.
Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви, в тот момент уже считавшейся ветхой, относится к 1642 году. В 1642—1645 годах она была перестроена воеводой М.А. Вельяминовым на собственные средства и переименована в Троицкую с приделом во имя святого Ильи-пророка. К концу XVII века Троицкая на посаде церковь становится известной под именем Входоиерусалимской; дата смены небесного покровителя не установлена. Во время пожара 1748 года деревянная церковь сгорела. Четыре года спустя ее построили вновь из леса разобранной Покровской церкви (ту переделывали в тот момент в каменную). Простояла такая церковь недолго, всего полтора десятилетия. В 1767 году началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 года епископ Тихон II освятил главный престол. Ильинский же придел был завершен чуть позже, к январю 1771 года. Еще один придельный алтарь в трапезной — в честь мученика Антипы — устроен в 1810— 1812 годах на средства купца И. Рьндина. Деньги на создание иконостасов в приделах пожертвовал купец Н. Рубцов. Как отмечал в конце минувшего века Д.И. Самбикин, заботами старосты А. Петрова Ильинский храм «благолепно» украшен, его интерьер — лучший в Воронеже: стены отделаны под мрамор и покрыты росписью. Внимание прихожан приковывали великолепные иконы, среди них Божия Матерь, написанная в XVIII веке и одетая в 1847 году серебряной ризой в память об избавлении города от холеры, а также иконы священномученика Антипы и благоверного князя Александра Невского.
К началу XX столетия Ильинская церковь считалась одним из наиболее оригинальных сооружений стиля воронежского барокко, почти полностью свободным от перестроек снаружи. Храм представлял собой обычный тип восьмерика на четверике с массивным сводом. Хорошо знакомый читателям искусствовед Ю. Успенский составил в 1922 году детальное описание церкви, отметив в ней общие для воронежской архитектуры элементы и указав оригинальные, только ей свойственные черты: «Восьмерик покрыт барочного типа крышей и венчается восьмигранным же барабаном с главкой. Углы восьмерика окаймлены рустованными пилястрами; при гранях его, будто летучие мыши, поместились большие окна с широкими причудливыми наличниками, так напоминающими своей своеобразной формой окна Петропавловской церкви. Напоминают последнюю и пятигранная алтарная часть, и план церкви в виде креста, боковые части которого образованы низенькими пристройками классического типа, и маленькие главки, расположенные на алтарной части и трапезной. Однако совершенно оригинальна и своеобразна входящая в план церкви колокольня. Низенькая, с шатровым верхом, она также представляет из себя восьмеричок, поставленный на куб первого этажа. Грани восьмерика, не занятые проемами звонов, украшены оригинальными парными, соединенными вверху арочками, колонками. Колонки посередине имеют перехват и книзу утолщение. Что-то странное и милое видно в этой колокольне. И эти колонки с арочками, и шатровая крыша, и общая ее приземистость напоминают что-то далекое, русское. А ее прочие, несомненно, барочные формы дают совершенно неожиданную смесь старорусских форм с барокко».
Ильинская церковь была одноштатной: священник, дьякон, псаломщик. Жалование свое они получали за счет процентов с капитала в восемь тысяч рублей да в виде арендной платы с 49 десятин пахотной земли. Прихожан насчитывалось до 500 душ. В 1872 году для помощи бедным было создано церковное попечительство. Существовала и богадельня для престарелых женщин, па содержание которой в 1879 году мещанин А. Петин пожертвовал пятьсот рублей. В середине XVIII века у Ильинской церкви было отмежевано приходское кладбище размерами примерно по 27 аршин (19 метров) во все стороны от храма. Особо примечательных похорон купцы Елисеевы тут не наблюдали, отметив лишь погребение в 1770 году матери купца Антона Тресорукова. Священников в Ильинской церкви почти за три столетия ее жизни сменилось немало, в большинстве своем это были весьма достойные люди.
Внимание любителей старины прежде всего привлекает фамилия Болховитиновых. Отец известного краеведа, археографа, просветителя и деятеля церкви, Алексей Андреевич, был священником этого храма в 60—70-е годы XVIII века. По всей видимости, священнический сын Евфимий, в будущем митрополит Киевский и Галицкий Евгений, был окрещен в Ильинской церкви, тогда еще старой, деревянной. Семья Болховитиновых жила неподалеку от места службы своего хозяина. Уже после его смерти, в 1782 году, вдовой и детьми было застроено дворовое место в Ильинском приходе, «идучи от Спасовской улицы по Ильинскому переулку к церкви Ильи Пророка на левой стороне четвертое от погоста угольное место». Переулок этот, соединяющий две церкви, цел и посейчас, но старинного деревянного на каменном фундаменте дома там уже не сыскать. В 1809 году Входоиерусалимская церковь стала местом крещения старшего сына в семье Кольцовых: «Октября 3 рожден у купца Василия Петрова сына Кольцова и жены его Параскевы Ивановой сын Алексий. Воспринимали при крещении купец Николай Иванов Галкин и купецкая жена Евдокия Васильевна Чеботарева». Прасольскому сыну Алексею Кольцову суждена была в жизни общероссийская слава поэта, певца подворонежских степей. В тот момент семья обитала неподалеку от церкви, на Большой Стрелеи-кой улице. В 1860—1910-е годы священствовал в Ильинском храме Аристарх Алексеевич Аристов. В канун революции 1917 года пастырский посох находился в руках его внука, отца Алексея Аристова, в советское время перешедшего к Тихвино-Онуфриевской церкви.
История Входоиерусалимокой церкви в большевистский период нашей жизни осталась в тени. Нет в документах Губсовнархоза ее ответа на запрос о том, какие драгоценные предметы в оной сберегаются. Нет упоминаний, находилась ли она в руках верующих патриаршей ориентации пли была отобрана обновленцами. Не встретилась и точная дата ее закрытия. Ясно лишь, что это произошло в начале 1930-х годов. Доподлинно известно, что уже в 1934 году там находился архив. Церковное помещение использовалось под хранилище рукописей совместно Областным архивом Октябрьской революции и социалистического строительства и Областным историческим архивом. В Ильинскую же церковь архив вернулся из эвакуации. В доме причта, что справа от храма, с 1944 года расположилось архивное управление, тогда входившее в ведомство НКВД, и читальный зал. Исследователи работали там недолго, вскоре перешли в Успенскую церковь, а затем в специально построенное здание рядом с Областной библиотекой.
Сейчас Ильинская церковь используется исключительно как фондохранилище. На высоченных многоярусных стеллажах покоятся связки дореволюционных и советских документов. Сотрудникам госархива чуть ли не каждодневно приходится отправляться в Ильинку за делами фонда Палаты гражданского суда. Без фактов, содержащихся здесь, не восстановить детальную историю воронежских памятников истории и архитектуры. В конце 1993 года областная администрация приняла принципиальное решение о возвращении епархии Ильинской церкви, а также Спасской, тоже занятой архивом. Но документы не могут быть выброшены на улицу, ибо в них заключена наша подлинная история. Сам архив — учреждение бюджетное, собственных средств не имеет. Как долго будет решаться вопрос о предоставлении ему помещений взамен церквей или о строительстве нового здания, предсказать не берусь. Но лед тронулся, право епархии на свою собственность признано, и теперь уже сияние восстановленных куполов перед университетскими окнами — вопрос времени.
http://vrnchurch.narod.ru