ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Иркутск. Церковь Петра и Павла (временная).

Петропавловская церковь


Иркутск. Церковь Петра и Павла (временная)
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Петра и Павла
Год постройки:2010.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Гоголя, д. 42

Координаты: 52.279771, 104.253068



Церковь Петра и Павла (временная), Вид с запада<br>, Иркутск, Иркутск, город, Иркутская область
Вид с запада
Сергей Зубарь
6 ноября 2022
Церковь Петра и Павла (временная), Временное здание прихода Петра и Павла Иркутской Епархии. Вид с запада. Богослужения здесь проводятся со 2 января 2011 г.<br>, Иркутск, Иркутск, город, Иркутская область
Временное здание прихода Петра и Павла Иркутской Епархии. Вид с запада. Богослужения здесь проводятся со 2 января 2011 г.
А. Дубинец
26 июля 2015
Церковь Петра и Павла (временная), Вид с ЮВ (вход в храм)<br>, Иркутск, Иркутск, город, Иркутская область
Вид с ЮВ (вход в храм)
Сергей Зубарь
6 ноября 2022
Церковь Петра и Павла (временная), Вид с ЮЗ<br>, Иркутск, Иркутск, город, Иркутская область
Вид с ЮЗ
Сергей Зубарь
6 ноября 2022
Церковь Петра и Павла (временная), Звонница.<br>, Иркутск, Иркутск, город, Иркутская область
Звонница.
А. Дубинец
26 июля 2015
Церковь Петра и Павла (временная), , Иркутск, Иркутск, город, Иркутская область
июль
4 февраля 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   8 ноября 2018

В 2017 году в Иркутске на огороженной многие годы территории у Свердловского рынка началось восстановление деревянной Петропавловской церкви - одного из самых необычных храмов города с драматичной вековой историей.

— Это была лагерная церковь 28-го сибирского стрелкового полка. Её построили примерно в 1910—1911 году сначала совсем в другом месте — при военном лагере в селе Михалёво в 20 верстах от Иркутска. Там полк квартировал в летнее время. Сейчас этого села уже нет: когда построили Иркутскую ГЭС, оно оказалось под водой, — рассказывает настоятель.

Деревянный Петропавловский храм представлял собой большое бревенчатое строение в необычном сочетании стиля модерн и древнерусского культового зодчества. Солдаты и офицеры полка — прихожане этого храма — принимали участие в Русско-японской войне, героически защищали Порт-Артур, сражались на полях Первой мировой войны. После революции церковь отделили от государства и армии, храм в Михалёво стал не нужен, и в 1918 году его решили перенести в иркутское предместье Глазково.

— Мы точно не знаем, как это происходило, видимо, жители предместья Глазково ходатайствовали о переносе этого храма сюда, — говорит отец Алексий. — Уникальность события в том, что это был 1918 год — уже советская власть, которая разрешила это сделать. Храм в Михалёво разобрали, перевезли сюда, на пустовавшую площадь возле рынка на углу улиц Гоголевской и Кругобайкальской (ныне улицы Гоголя и Терешковой).

Торжественная закладка первого камня в основание храма состоялась 9 октября 1918 года. Строительство посвятили памяти чехословацких войск и армии Временного Сибирского правительства, погибших за освобождение от большевиков. Церковь возводили полтора года. Работы закончились, когда город вновь попал в руки красных, храм освятили 5 июля 1920 года.

— Сохранилось имя владыки, который освящал церковь, — епископ Анатолий Каменский. Храм строили тяжело, не хватало средств, некоторых материалов. В итоге храм решили освящать недостроенным, — говорит отец Алексий.

Очень скоро в молодом советском государстве начались масштабные гонения на церковь. Храм был открыт для прихожан всего девять лет, и в ноябре 1929 года его закрыли. Демонтировали колокольню, сняли маковки с алтаря и трапезной, внутри сделали перепланировку. Здание Петропавловской церкви использовали под клуб, а потом под склад.

Интересно, что первую попытку восстановить храм в первозданном виде предприняли тоже при советской власти в 1988 году. Инициатором выступил Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области. Однако здесь собирались делать не место для молитв, а театр. Тогда храм отфотографировали, изучили его состояние. Был готов эскизный план, начались работы. Можно разглядеть бетонную стенку — это часть фундамента, который успели залить в начале 90-х годов. Но стройку бросили из-за отсутствия средств. Некоторые бревна старой церкви оказались непригодными для восстановления, поэтому её разобрали, а все сохранившиеся детали складировали прямо на территории у Свердловского рынка. До наших дней они не сохранились — храм, переживший Гражданскую войну и богоборчество, был полностью уничтожен пожаром в 1995 году.

В 1997 году Петропавловскую церковь передали Иркутской епархии (лишь формально, потому что от храма ничего не осталось), а в 2005-м архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим благословил восстановление. Сбор средств на проект и восстановление начался в 2007 году. В 2010-м на свободном участке ближе к улице Гоголя построили временное здание малого храма, в котором 1 января 2011 года прошла первая служба — спустя 100 лет после освящения храма в Михалёво. Рядом с временным храмом стоит деревянная звонница с несколькими колоколами, их приобрели для храма спонсоры. Настоятель уверяет: звон у них хороший, и в будущем, если Петропавловскую церковь удастся восстановить, их перенесут на колокольню. Тогда звон услышит вся округа, ведь колокола окажутся намного выше — высота храма «под крест» составит 22 метра.

Самое главное находится чуть дальше: за строительным забором вовсю идёт заливка фундамента. Хотя проект восстановления был готов в 2012 году, для начала работ не хватало денег. Только в 2017-м удалось получить разрешение от службы по охране памятников и заключить договор с подрядчиком.

Есть идея увековечить героев Первой мировой войны в камне. В память о них на территории храма стоит крест, который обложили плитняком из основания старого Петропавловского храма. На памятник пока нет денег. Первоочередные траты — строительство церкви. В 2018 году исполнится 100 лет, как горожане заложили первый камень в её основание.

http://www.irk.ru/news/articles/20170703/church/

Петропавловская (лагерная 28-го стрелкового Сибирского полка) церковь является историческим памятником регионального значения. Эта церковь уникальна для региона, она была более 40 метров в длину и более 20 метров в поперечнике. Это редкий размер для деревянных церквей. В настоящее время в Приангарье нет таких храмов.

http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75138#myCarousel


Сергей Ковров   22 ноября 2018

В городе Иркутске, на пересечении улиц Гоголя и Терешковой ведутся строительные работы по восстановлению уникальной для Приангарья жемчужины деревянного зодчества, памятника истории и культуры регионального значения - Петропавловской (лагерной 28-го стрелкового Сибирского полка) церкви, которая в начале прошлого века украшала Глазковское предместье (Свердловский район) города Иркутска и связана с прославленной 7-й Сибирской стрелковой дивизией генерала Р. И. Кондратенко, а также с 28-м стрелковым полком, геройски защищавшим Порт-Артур.

Здание храма является объектом культурного наследия регионального значения (решение облисполкома № 73 от 22.02.1990) и состоит в «Списке памятников истории и культуры г. Иркутска, подлежащих государственной охране», 2000 г. (регистр. № 67) под наименованием «Петропавловская (лагерная 28-го Сибирского стрелкового полка) церковь» с датировкой 1903-1910 г.г.

Церковь располагалась на базарной площади Свердловского района на углу улиц В. Терешковой (Кругобайкальской) и Гоголя (Гоголевской). В 1990 г. в соответствии с проектом реставрации, по которому предполагалось приспособление церкви под театр, постройку демонтировали, и вскоре раскатанный сруб был уничтожен пожаром. В настоящее время разрабатывается проект воссоздания церкви.

Историю Петропавловского храма можно разделить на два периода: первый период – существование ее как военной лагерной церкви, второй - как приходской градо-иркутской Глазковской церкви.

I-й период (1910-1918 г.г.)

Осознавая огромную роль религиозно-нравственного воспитания войск, местное военное и епархиальное начальство в местах дислокации войск всегда старалось построить военные церкви. Несколько военных церквей существовало и в Иркутске. В 1900 году военный министр генерал А. Н. Куропаткин составил на имя Николая II доклад по улучшению быта нижних чинов, в котором предлагал «необходимым изыскать средства для постройки церквей при всех частях, в которых по штату положены священники …». Была создана специальная комиссия для разработки типового проекта полковой церкви. Такой проект каменной церкви был разработан, и 1 декабря 1901 года последовало высочайшее повеление строить военные храмы по утвержденному образцу. Несмотря на такое повеление, в начале ХХ века в Иркутске продолжали строить военные церкви в деревянном исполнении по специально разработанным проектам, вероятно, в связи с нехваткой средств на строительство каменных типовых храмов. Кроме военных храмов в местах дислокации войск возводились церкви в лагерях, куда на лето выезжали военные части на сборы.

28-й Восточно-Сибирский стрелковый полк был сформирован в 1903 году и в составе 7-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, под командованием прославленного генерала Р. И. Кондратенко, участвовал в боях за Порт-Артур, где проявил доблесть и беззаветную храбрость... За проявленное мужество 28-му Сибирскому стрелковому полку Приказом по Военному ведомству от 8 июня 1907 года было Высочайше пожаловано Георгиевское знамя с надписью «За Порт-Артур 1904 г.» и отличие на головные уборы с надписью «За Порт-Артур».

С переводом полка в конце 1909 года в новые каменные казармы, построенные на Архиерейской горе (ныне угол улиц 5-й Советской и Загоскинской), полк посещал Успенскую церковь, а с наступлением великого поста «при казармах, в одном из помещений рот, была устроена временная церковь с холщовым иконостасом».

В 1910 году при каменных казармах полка была возведена деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца по проекту строителя этих казарм архитектора Ф. Ф. Коштяла, который выполнил эту работу безвозмездно (до настоящего времени церковь не сохранилась). Главным инициатором и организатором строительства полкового храма выступил священник полка о. Павел Крахмалев, который также прошел русско-японскую войну. Храм был сооружен «в молитвенную память чинов полка, доблестно погибших на полях Порт-Артура».

Летом 7-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия, которая с 1910 года стала именоваться Сибирской, проходила сборы в военных лагерях на станции Михалево. Дивизия состояла из 2-х бригад. В 1-ю бригаду входили 25-й и 26-й сибирские стрелковые полки, во 2-ю - 27-й и 28-й. Здесь же в лагерях стояла 7-я Сибирская стрелковая артиллерийская бригада и 5-й Сибирский саперный батальон.

По истории Михалевских лагерей пока еще не опубликовано ни одной исследовательской работы. Время организации в этой местности лагерей точно не установлено. В комплексе построек, необходимых для функционирования военного лагеря, была возведена и лагерная церковь. Архитектор-исследователь И. В. Калинина датирует постройку лагерной церкви 1910 годом и, хотя нет документов, которые бы подтверждали эту цифру, косвенные материалы свидетельствуют о её достоверности. Известен только один письменный документ, относящийся непосредственно к функционированию военного Михалевского лагеря: Приказ по войскам Иркутского военного округа № 271 от 24 июня 1913 года, подписанный командующим войсками, генералом-от-инфантерии Эвертом и фотографии лагеря, в том числе три из них - из альбома, посвященного 10-летию сформирования 28-го Сибирского стрелкового полка (1903-1913 г.г.), на которых изображены: лагерная церковь, главные участники её постройки и акт освящения церкви.

Речь в документе за 1913 год идет о неудовлетворительном состоянии артиллерийского полигона, где «7-я сибирская стрелковая артиллерийская бригада уже 3-й год отбывает специальный сбор». Исходя из этих данных, можно предположить, что Михалевский лагерь начал действовать в летний сезон 1911 года, следовательно, в основном был завершен строительством в 1910 году. "Место для лагеря выбрано неудачно - на склоне горы, причем 27 и 28 полки и 7-я артиллерийская бригада стоят в низине. И в дождливое лето, особенно по вечерам, замечается большая сырость… На устройство лагеря затрачено и много труда, и много средств. Устроена прекрасная церковь вместимостью до 1000 человек..."

В комплексе построек, необходимых для функционирования военного лагеря, была возведена и лагерная церковь в 1910 году и освящена в начале летних сборов 1911 года. Лагерная церковь была построена по проекту архитектора Ф. Ф. Коштяла. Информация об этом факте упоминается в газете «Свободный край» за 1918 год, где помещен репортаж с места закладки храма после его переноса в Глазково: «Церковь деревянная длиною в 20 саж. и шириною в 10 саж., выстроена по проекту архитектора Ф. Ф. Кошта на средства казны». Она была рассчитана на 1000 человек, то есть по размерам она считалась полковой (Николаевская церковь 28-го полка в городе также была рассчитана на 1000 человек). Однако, вряд ли ее следует называть церковью 28-го сибирского стрелкового полка, несмотря на то, что инициатором и активным участником этой постройки, как мы предполагаем, выступил 28-й полк и его священник Павел Яковлевич Крахмалев. Эту мысль подтверждает и фотография из юбилейного альбома этого полка, подписанная «Главные участники в постройке лагерной церкви и хор певчих 28-го Сибирского стрелкового полка», где большинство изображенных относятся к 28-му стрелковому полку: из трех военных двое служили в названном полку – капитан и ктитор полковой церкви А. А. Мечник и командир полка (с 1911 г.) полковник К. А. Яковлев. Среди четырех духовных лиц находится священник 28-го полка Павел Крахмалев, а остальные три, вероятно, полковые священники 25-го, 26-го и 27-го полков. Известны имена полковых священников на 1914 год: 25-й полк - священник Дмитрий Иванович Тресвятский, 26-й полк – Александр Петрович Покровский и 27-й полк - протоиерей Николай Иванович Глаголев. Как можно предположить, они и изображены на фотографии среди главных участников постройки церкви. Вероятно, протоиерей Н. И. Глаголев, служивший также благочинным 7-й стрелковой дивизии, сидит в 1-ом ряду, второй слева. Все священники служили в лагерной церкви летом в 1911-1914 г.г.

В известных материалах не упоминается название лагерной церкви. Как можно предположить, первоначально она также была освящена в честь святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, как ее освятили и после переноса в город. Известно, что воинские храмы чаще всего освящались во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, Святого Николая Чудотворца, Святого апостола Андрея Первозванного, Святых апостолов Петра и Павла.

II-й период (1918-1929 г.г.)

Одним из первых актов, предпринятым после победы Советской власти в 1918 году, было упразднение Управления духовного ведомства в армии. Согласно приказу по Военному ведомству от 16 (29) января 1918 года, все священники, служившие в военных частях, были уволены. Имущество и денежные средства воинских церквей предписывалось сдать на хранение войсковым комитетам частей.

Для руководства работой по выполнению Декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (23 января 1918 г.) при НКЮ РСФСР 8 мая 1918 года был создан 8-й отдел, который так и назывался «Отдел по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства», получивший впоследствии короткое название «Ликвидационный».

Церковь в военных лагерях на ст. Михалево была закрыта и с разрешения ликвидационной комиссии большевиков в мае 1918 года была передана комитетом советских организаций в дар приходскому совету Николо-Иннокентьевской церкви для восстановления на площади в Глазковском предместье города Иркутска. В газете «Наше знамя» за 26 мая 1918 года сообщалось, что «дело у глазковского совета идет так хорошо, что в настоящее время совет просит прислать техника для отвода места».

Таким образом, решения о передаче церкви и отводе места для ее восстановления в Глазково были приняты большевистской властью. Возможно, новая власть приняла такое решение в популистских целях и надеялась, что перенести и восстановить храм за свой счет приход не сможет. Однако в связи с мятежом чехословацких войск и активизацией деятельности антибольшевистских сил в начале июля 1918 года большевики покинули Иркутск. К осени в Восточной Сибири установилась власть антибольшевистского Временного Сибирского правительства. Реализация большевистского Декрета «Об отделении церкви от государства…» была отсрочена в Иркутске на два года.

Закладка и начало строительных работ по восстановлению Петро-Павловской церкви произошли в период прихода ко власти Временного Сибирского правительства. Глазковский Приходской совет через газеты обратился с воззванием о сборе средств на сооружение храма, который было решено восстановить как памятник в честь «убитых чехословаков и русских воинов Временного Сибирского правительства, погибших за национальное славянское дело». В воззвании подчеркивалось, что «средств на это дело весьма и весьма мало». Закладка храма на главной площади Глазковского предместья на углу Кругобайкальской и Гоголевской улиц состоялась 6 октября 1918 года.

Был создан комитет по постройке храма-памятника, который продолжил сбор средств на его строительство, в Сибирском торговом банке открыт счет для перечисления пожертвований. Комитет предложил принять участие в сборе пожертвований Городской управе, ее служащим и думе. В газетах сохранились некоторые свидетельства о перечислении пожертвований: поступили, например, деньги от начальницы и учениц женской гимназии, от учеников коммерческого училища.

О ходе восстановления Петропавловского храма за 1919 год никаких сведений не найдено. В январе 1920 года в Иркутске утвердилась Советская власть и первым шагом, который она предприняла по отношению к религии, было постановление ревкома от 27 января 1920 года о роспуске домовых церковных приходов, как «организаций самой черной реакции». Приходские храмы пока не трогались.

Петропавловский храм продолжал восстанавливаться. В конце мая 1920 года «доверенные вновь образуемой общины при строящейся Петро-Павловской церкви», Маурин и Некрасов, обратились в Иркутский Епархиальный совет с просьбой об открытии самостоятельного прихода при означенной церкви, в чем им было отказано в связи с тем, что церковь была еще не достроена. Сохранился список недоделок на строительстве храма по состоянию на 18 июня 1920 года: «Крыша с южной стороны не покрыта деревом и железом, протекает. Купол церкви не обит и леса не убраны. Нет крыльца. Внутри храма нет совершенно пола (нет цемента) и печей. Продолжается обшивка тесом и установка решеток на хорах. Леса не убраны. Дверь на крышу с хора не заделана, представляет отверстие. Престол поставлен неправильно. Нет ставней и решеток, в дверях – запоров. Не обеспечен от грабителей». Несмотря на такие существенные недостатки, было решено уже через неделю назначить комиссию для решения вопроса о времени освящения.

25 июня 1920 года Комитет по постройке нового храма вновь обратился к благочинному градо-иркутских церквей с просьбой поспешить с освящением храма, не взирая на недоделки, которые, как было обещано, будут устраняться после освящения, «покуда храм не будет приспособлен для служения в нем зимой». Причина такой спешки объяснялась просто: власти хотели занять здание восстановленного храма под госпиталь. Отсутствие отопления, вероятно, останавливало их совершить такой акт.

5 июля 1920 года церковь была освящена архиепископом Иркутским Анатолием во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это был один из первых актов нового архиепископа только что вступившего в управление епархией.

Храм, вероятно, так и не был окончательно достроен и превращен в зимний. После закрытия Петропавловской церкви здание ее в январе 1930 года было передано Свердловскому совету безбожников. В акте передачи была дана его характеристика, в которой отмечалось, что «здание деревянное, на каменном фундаменте, под железной крышей. Здание не оконопачено, без отопления, за исключением двух сторожек, в которых имеются очаги. Стены не оштукатурены, потолки частично подшиты. На потолке смазки и засыпки нет». Во время богослужений зимой собственно «храм», вероятно, отапливался железными печками – «буржуйками», которые упоминаются в описи имущества церкви. Ежегодно в смету расходов закладывалась сумма на покупку 30 куб. саженей дров, которая свидетельствует, что дров сжигалось много – более 240 куб. метров. Вероятно, сюда входили и дрова, используемые для отопления квартир причта.

В здании было проведено электрическое освещение. В 1928 году земельный участок на средства прихожан был обнесен штакетной оградой. Вокруг храма был разведен сад.

Следует отметить, что площадь церкви, так же как и площадь земельного участка, в разных документах указывается различная: так в Учетном листе на церковь за 1923 год указывается площадь 122 кв. сажени, а в справке о местонахождении храма за этот же год - 131 кв. сажени. В клировой ведомости за 1920 год указана площадь «земли при церкви» -1000 квадр. саженей (35), что составляет чуть больше 4000 кв. метров, а в Реестровом плане 1929 года в экспликацию занесены уменьшенные цифры: застроенной земли – 625, 5 кв. метра, незастроенной – 3035, 5 кв. метра, а всего – 3661 кв. метр. В район обслуживания данного прихода входило 20 кварталов, которые ограничивались: с востока – Пушкинской улицей, с запада — Селитбенной, с севера – Понтонной и с юга – Жарниковской. Число прихожан на 1923 год составляло около 2300 человек.

Петропавловская церковь – это единственная церковь в городе, приход которой начал действовать с самого начала своего существования в новых условиях, в условиях действия Декрета «Об отделении церкви от государства…». Согласно этому Декрету религиозные общины лишились прав юридического лица и права владеть собственностью, прекратились любые государственные субсидии церковным и религиозным организациям, священнослужители содержались за счет общины. Утварь Петропавловский храм получил из закрытых домовых и тюремных церквей через Иркутский отдел Юстиции. А через два года, 5 апреля 1922 года самые ценные предметы у него были изъяты властью. Этот акт был осуществлен по всем храмам города. В Петропавловской церкви было изъято 25 предметов, в том числе дарохранительницы, потиры, кадило, ризы с икон, кресты, крышки от Евангелий, весом – серебра лома 1 ф. 3 зол. и 48 долей золота. Имущество церкви постоянно контролировалось и сверялось по описям, которые в дальнейшем дополнялись предметами и иконами, пожертвованными или купленными церковью.

Большевики предпринимали активные усилия по дискредитации церкви, через газеты власти постоянно внедряли тенденциозно изложенную и просто ложную информацию. Решению о закрытии Петропавловской церкви также предшествовала идеологическая обработка через единственную существовавшую на тот момент газету «Власть труда». Были организованы наказы избирателей Горсовету на нескольких избирательных участках предместья о закрытии церкви.

Петро-Павловская община, обеспокоенная готовившимся закрытием церкви, написала две жалобы: одну во ВЦИК от Совета Уполномоченных, вторую – в Иркутский исполком, под которой подписалось 352 человека, являющихся прихожанами церкви. Однако времена настали другие: власть перешла к открытому гонению на церковь. В городе идет массовая компания по закрытию храмов.

25 октября 1929 г. Иркутский окрисполком принял постановление о ликвидации Петропавловской церкви, используя ложную и полуправдивую мотивацию, что церковь была построена белочехами и что «активное участие в жизни общества принимает не более 50 человек», а в Свердловском предместье неподалеку имеются еще две церкви. Президиум Сибкрайисполкома 17 ноября 1929 г. утвердил это постановление. Здание было решено передать Горсовету под культурные нужды. Ликвидация Петропавловской церкви была поручена той же комиссии, что ранее ликвидировала собор. 3 января 1930 года здание церкви по акту было передано Горкоммунотделу, а отдел передал его Свердловскому совету безбожников. Однако часть церковного имущества Ликвидационная Комиссия пока оставила Петро-Павловской православно-христианской религиозной общине.

Несмотря на то, что было предложение об использовании здания церкви под пионерский клуб, такой факт документально не зафиксирован. По воспоминаниям старожилов, кратковременно здесь находился гвоздильный завод, гаражи. По архивным данным, с 1931 года здесь располагался склад Комжилтреста, затем здание было передано Свердловскому Райкомхозу и использовалось также под склады. В 1930-е годы для максимального использования площадей оно было перепланировано с организацией 2-го этажа.

В 1987 году решением областного совета народных депутатов церковь была передана Управлению культуры облисполкома и взята Госорганом по охране памятников на учет как памятник архитектуры. В 1990 году в соответствии с проектом реставрации, по которому предполагалось приспособление церкви под театр, постройку демонтировали, и вскоре раскатанный сруб был уничтожен пожаром. Распорядительное возвращение храма Иркутской епархии состоялось в 1997 году.

По материалам: Историк Р. В. Попова, 28 марта 2011 г. (Большая часть материалов по этому фонду на электронном носителе благотворительно передана для работы к.и.н. Т. А. Крючковой)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.