ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Иркутск. Церковь Петра и Павла 28-го Сибирского стрелкового полка.


Иркутск. Церковь Петра и Павла 28-го Сибирского стрелкового полка
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Петра и Павла
Архитектурный стиль:Модерн
Год постройки:Между 1910 и 1920.
Год утраты:1995 (разобрана)
Архитектор:Ф.Ф. Коштял
Адрес:
г. Иркутск, ул. Гоголя, д. 42

Координаты: 52.279562, 104.252692



Церковь Петра и Павла 28-го Сибирского стрелкового полка, 1911 год с сайта http://cadmian.ru/<br>, Иркутск, Иркутск, город, Иркутская область
1911 год с сайта http://cadmian.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1911



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  3 июня 2013

Церковь свв. Апостолов Петра и Павла

1910, 1918–1920 гг. Совр. адрес: ул. Гоголя, 42 (ул. Гоголевская). Первоначально деревянная Петропавловская церковь была построена в 1910 г. на территории военных лагерей в д. Михалево. В 1918 г. церковь перевезли с разрешения ликвидационной комиссии большевиков в г. Иркутск. Место под строительство определили в Глазковском предместье и 11 июня того же года освятили его. Борьба за власть, происходившая в городе в эти дни, приостановила строительство храма. В июле 1918 г. захватили чехословацкие войска, а 6 окт. в Глазково заложили Петропавловский храм, посвятив его памяти чехословацких войск и войск Сибирского Временного правительства, погибших за освобождение Сибири. Таким образом, бывшая лагерная церковь получила своеобразное второе рождение, апробированное как советской властью, так и властью белочехов. Освятили ее 5 июля 1920 г. во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Закрыли церковь на основании постановления ВСКИК от 17 ноября 1929 г., в здании разместили сначала пионерский клуб, затем склад. В 1990-е гг. церковь передали в Иркутскую епархию. В 1995 г. здание было демонтировано для реставрации, но проект не был реализован, так как пожар уничтожил все разобранные конструкции.

Это редкий образец стилизаторского модерна, не характерного для культовой архитектуры Иркутской губернии. Первоначальная объемная композиция здания сочетает одноэтажный монументальный храм и вертикаль ярусной колокольни. Объем храма составляет структурное целое, с рукавами планировочного креста, объединенное многоскатной кровлей с полувальмами. Храм венчала одна приземистая граненая глава на восьмигранном трибуне, меньшая главка завершала алтарь. Колокольня типа восьмерик на четверике имела шатровое покрытие с вычурным банным завершением, напоминающим украинские храмы.

Приемы модерна в объемной композиции соседствуют с мотивами древнерусской архитектуры. Петропавловская церковь отличается крупномасштабностью объемов и элементов декора. Выразительная пластика открытого бревенчатого сруба, при отсутствии декора подчеркнута разнообразной формой и размерами оконных и дверных проемов.

Источник: сайт «Всё о Приангарье» Православные храмы Иркутска http://irkipedia.ru/content/pravoslavnye_hramy_irkutska


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 августа 2015

Петропавловская церковь (церковь святых Апостолов Петра и Павла, Лагерная церковь 28-го стрелкового Сибирского полка, 1918 г. — 5 июля 1920 г. Первая деревянная церковь была построена в 1910 году на территории военных лагерей. В 1995 году церковь сгорела, а настоящее время идет восстановление. Объект культурного наследия РФ.

http://cadmian.ru/


Сергей Ковров   22 ноября 2018

Церковь святых Апостолов Петра и Павла, Лагерная церковь 28-го Сибирского стрелкового полка

Церковь святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла была построена по проекту архитектора Ф. Ф. Коштяла в 1910 г. и освящена в 1911 г. в военных лагерях у ст. Михалево. Связана с прославленной 7-й Сибирской стрелковой дивизией генерала Р. И. Кондратенко и 28-м стрелковым полком, геройски защищавших Порт-Артур. В 1918 г. перенесена в Глазковское предместье г. Иркутска, восстановлена как храм-памятник, сегодня можно сказать, жертвам гражданской войны и в прославление идеи славянского единства, освящена в июле 1920 г., в конце 1929 г. закрыта. В 1931-1980-х г.г. здание использовалось под склад. В 1990 г. в процессе реставрации церковь была разобрана, сруб уничтожен пожаром.

Историю Петропавловского храма можно разделить на два периода: первый период – существование ее как военной лагерной церкви, второй - как приходской градо-иркутской Глазковской церкви.

I-й период (1910-1918 г.г.)

Осознавая огромную роль религиозно-нравственного воспитания войск, местное военное и епархиальное начальство в местах дислокации войск всегда старалось построить военные церкви. Несколько военных церквей существовало и в Иркутске. В 1900 году военный министр генерал А. Н. Куропаткин составил на имя Николая II доклад по улучшению быта нижних чинов, в котором предлагал «необходимым изыскать средства для постройки церквей при всех частях, в которых по штату положены священники …». Была создана специальная комиссия для разработки типового проекта полковой церкви. Такой проект каменной церкви был разработан, и 1 декабря 1901 года последовало высочайшее повеление строить военные храмы по утвержденному образцу. Несмотря на такое повеление, в начале ХХ века в Иркутске продолжали строить военные церкви в деревянном исполнении по специально разработанным проектам, вероятно, в связи с нехваткой средств на строительство каменных типовых храмов. Кроме военных храмов в местах дислокации войск возводились церкви в лагерях, куда на лето выезжали военные части на сборы.

28-й Восточно-Сибирский стрелковый полк был сформирован в 1903 году и в составе 7-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, под командованием прославленного генерала Р. И. Кондратенко, участвовал в боях за Порт-Артур, где проявил доблесть и беззаветную храбрость... За проявленное мужество 28-му Сибирскому стрелковому полку Приказом по Военному ведомству от 8 июня 1907 года было Высочайше пожаловано Георгиевское знамя с надписью «За Порт-Артур 1904 г.» и отличие на головные уборы с надписью «За Порт-Артур».

С переводом полка в конце 1909 года в новые каменные казармы, построенные на Архиерейской горе (ныне угол улиц 5-й Советской и Загоскинской), полк посещал Успенскую церковь, а с наступлением великого поста «при казармах, в одном из помещений рот, была устроена временная церковь с холщовым иконостасом».

В 1910 году при каменных казармах полка была возведена деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца по проекту строителя этих казарм архитектора Ф. Ф. Коштяла, который выполнил эту работу безвозмездно (до настоящего времени церковь не сохранилась). Главным инициатором и организатором строительства полкового храма выступил священник полка о. Павел Крахмалев, который также прошел русско-японскую войну. Храм был сооружен «в молитвенную память чинов полка, доблестно погибших на полях Порт-Артура».

Летом 7-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия, которая с 1910 года стала именоваться Сибирской, проходила сборы в военных лагерях на станции Михалево. Дивизия состояла из 2-х бригад. В 1-ю бригаду входили 25-й и 26-й сибирские стрелковые полки, во 2-ю - 27-й и 28-й. Здесь же в лагерях стояла 7-я Сибирская стрелковая артиллерийская бригада и 5-й Сибирский саперный батальон.

По истории Михалевских лагерей пока еще не опубликовано ни одной исследовательской работы. Время организации в этой местности лагерей точно не установлено. В комплексе построек, необходимых для функционирования военного лагеря, была возведена и лагерная церковь. Архитектор-исследователь И. В. Калинина датирует постройку лагерной церкви 1910 годом и, хотя нет документов, которые бы подтверждали эту цифру, косвенные материалы свидетельствуют о её достоверности. Известен только один письменный документ, относящийся непосредственно к функционированию военного Михалевского лагеря: Приказ по войскам Иркутского военного округа № 271 от 24 июня 1913 года, подписанный командующим войсками, генералом-от-инфантерии Эвертом и фотографии лагеря, в том числе три из них - из альбома, посвященного 10-летию сформирования 28-го Сибирского стрелкового полка (1903-1913 г.г.), на которых изображены: лагерная церковь, главные участники её постройки и акт освящения церкви.

Речь в документе за 1913 год идет о неудовлетворительном состоянии артиллерийского полигона, где «7-я сибирская стрелковая артиллерийская бригада уже 3-й год отбывает специальный сбор». Исходя из этих данных, можно предположить, что Михалевский лагерь начал действовать в летний сезон 1911 года, следовательно, в основном был завершен строительством в 1910 году. "Место для лагеря выбрано неудачно - на склоне горы, при чем 27 и 28 полки и 7-я артиллерийская бригада стоят в низине. И в дождливое лето, особенно по вечерам, замечается большая сырость… На устройство лагеря затрачено и много труда, и много средств. Устроена прекрасная церковь вместимостью до 1000 человек..."

В комплексе построек, необходимых для функционирования военного лагеря, была возведена и лагерная церковь в 1910 году и освящена в начале летних сборов 1911 года. Лагерная церковь была построена по проекту архитектора Ф. Ф. Коштяла. Информация об этом факте упоминается в газете «Свободный край» за 1918 год, где помещен репортаж с места закладки храма после его переноса в Глазково: «Церковь деревянная длиною в 20 саж. и шириною в 10 саж., выстроена по проекту архитектора Ф. Ф. Кошта на средства казны». Она была рассчитана на 1000 человек, то есть по размерам она считалась полковой (Николаевская церковь 28-го полка в городе также была рассчитана на 1000 человек). Однако, вряд ли ее следует называть церковью 28-го сибирского стрелкового полка, несмотря на то, что инициатором и активным участником этой постройки, как мы предполагаем, выступил 28-й полк и его священник Павел Яковлевич Крахмалев. Эту мысль подтверждает и фотография из юбилейного альбома этого полка, подписанная «Главные участники в постройке лагерной церкви и хор певчих 28-го Сибирского стрелкового полка», где большинство изображенных относятся к 28-му стрелковому полку: из трех военных двое служили в названном полку – капитан и ктитор полковой церкви А. А. Мечник и командир полка (с 1911 г.) полковник К. А. Яковлев. Среди четырех духовных лиц находится священник 28-го полка Павел Крахмалев, а остальные три, вероятно, полковые священники 25-го, 26-го и 27-го полков. Известны имена полковых священников на 1914 год: 25-й полк - священник Дмитрий Иванович Тресвятский, 26-й полк – Александр Петрович Покровский и 27-й полк - протоиерей Николай Иванович Глаголев. Как можно предположить, они и изображены на фотографии среди главных участников постройки церкви. Вероятно, протоиерей Н. И. Глаголев, служивший также благочинным 7-й стрелковой дивизии, сидит в 1-ом ряду, второй слева. Все священники служили в лагерной церкви летом в 1911-1914 г.г.

В известных материалах не упоминается название лагерной церкви. Как можно предположить, первоначально она также была освящена в честь святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, как ее освятили и после переноса в город. Известно, что воинские храмы чаще всего освящались во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, Святого Николая Чудотворца, Святого апостола Андрея Первозванного, Святых апостолов Петра и Павла.

II-й период (1918-1929 г.г.)

Одним из первых актов, предпринятым после победы Советской власти в 1918 году, было упразднение Управления духовного ведомства в армии. Согласно приказу по Военному ведомству от 16 (29) января 1918 года, все священники, служившие в военных частях, были уволены. Имущество и денежные средства воинских церквей предписывалось сдать на хранение войсковым комитетам частей.

Для руководства работой по выполнению Декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (23 января 1918 г.) при НКЮ РСФСР 8 мая 1918 года был создан 8-й отдел, который так и назывался «Отдел по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства», получивший впоследствии короткое название «Ликвидационный».

Церковь в военных лагерях на ст. Михалево была закрыта и с разрешения ликвидационной комиссии большевиков в мае 1918 года была передана комитетом советских организаций в дар приходскому совету Николо-Иннокентьевской церкви для восстановления на площади в Глазковском предместье города Иркутска. В газете «Наше знамя» за 26 мая 1918 года сообщалось, что «дело у глазковского совета идет так хорошо, что в настоящее время совет просит прислать техника для отвода места».

Таким образом, решения о передаче церкви и отводе места для ее восстановления в Глазково были приняты большевистской властью. Возможно, новая власть приняла такое решение в популистских целях и надеялась, что перенести и восстановить храм за свой счет приход не сможет. Однако в связи с мятежом чехословацких войск и активизацией деятельности антибольшевистских сил в начале июля 1918 года большевики покинули Иркутск. К осени в Восточной Сибири установилась власть антибольшевистского Временного Сибирского правительства. Реализация большевистского Декрета «Об отделении церкви от государства…» была отсрочена в Иркутске на два года.

Закладка и начало строительных работ по восстановлению Петро-Павловской церкви произошли в период прихода ко власти Временного Сибирского правительства. Глазковский Приходской совет через газеты обратился с воззванием о сборе средств на сооружение храма, который было решено восстановить как памятник в честь «убитых чехословаков и русских воинов Временного Сибирского правительства, погибших за национальное славянское дело». В воззвании подчеркивалось, что «средств на это дело весьма и весьма мало». Закладка храма на главной площади Глазковского предместья на углу Кругобайкальской и Гоголевской улиц состоялась 6 октября 1918 года.

Был создан комитет по постройке храма-памятника, который продолжил сбор средств на его строительство, в Сибирском торговом банке открыт счет для перечисления пожертвований. Комитет предложил принять участие в сборе пожертвований Городской управе, ее служащим и думе. В газетах сохранились некоторые свидетельства о перечислении пожертвований: поступили, например, деньги от начальницы и учениц женской гимназии, от учеников коммерческого училища.

О ходе восстановления Петропавловского храма за 1919 год никаких сведений не найдено. В январе 1920 года в Иркутске утвердилась Советская власть и первым шагом, который она предприняла по отношению к религии, было постановление ревкома от 27 января 1920 года о роспуске домовых церковных приходов, как «организаций самой черной реакции». Приходские храмы пока не трогались.

Петропавловский храм продолжал восстанавливаться. В конце мая 1920 года «доверенные вновь образуемой общины при строящейся Петро-Павловской церкви», Маурин и Некрасов, обратились в Иркутский Епархиальный совет с просьбой об открытии самостоятельного прихода при означенной церкви, в чем им было отказано в связи с тем, что церковь была еще не достроена. Сохранился список недоделок на строительстве храма по состоянию на 18 июня 1920 года: «Крыша с южной стороны не покрыта деревом и железом, протекает. Купол церкви не обит и леса не убраны. Нет крыльца. Внутри храма нет совершенно пола (нет цемента) и печей. Продолжается обшивка тесом и установка решеток на хорах. Леса не убраны. Дверь на крышу с хора не заделана, представляет отверстие. Престол поставлен неправильно. Нет ставней и решеток, в дверях – запоров. Не обеспечен от грабителей». Несмотря на такие существенные недостатки, было решено уже через неделю назначить комиссию для решения вопроса о времени освящения.

25 июня 1920 года Комитет по постройке нового храма вновь обратился к благочинному градо-иркутских церквей с просьбой поспешить с освящением храма, не взирая на недоделки, которые, как было обещано, будут устраняться после освящения, «покуда храм не будет приспособлен для служения в нем зимой». Причина такой спешки объяснялась просто: власти хотели занять здание восстановленного храма под госпиталь. Отсутствие отопления, вероятно, останавливало их совершить такой акт.

5 июля 1920 года церковь была освящена архиепископом Иркутским Анатолием во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это был один из первых актов нового архиепископа только что вступившего в управление епархией.

Храм, вероятно, так и не был окончательно достроен и превращен в зимний. После закрытия Петропавловской церкви здание ее в январе 1930 года было передано Свердловскому совету безбожников. В акте передачи была дана его характеристика, в которой отмечалось, что «здание деревянное, на каменном фундаменте, под железной крышей. Здание не оконопачено, без отопления, за исключением двух сторожек, в которых имеются очаги. Стены не оштукатурены, потолки частично подшиты. На потолке смазки и засыпки нет». Во время богослужений зимой собственно «храм», вероятно, отапливался железными печками – «буржуйками», которые упоминаются в описи имущества церкви. Ежегодно в смету расходов закладывалась сумма на покупку 30 куб. саженей дров, которая свидетельствует, что дров сжигалось много – более 240 куб. метров. Вероятно, сюда входили и дрова, используемые для отопления квартир причта.

В здании было проведено электрическое освещение. В 1928 году земельный участок на средства прихожан был обнесен штакетной оградой. Вокруг храма был разведен сад.

Следует отметить, что площадь церкви, так же как и площадь земельного участка, в разных документах указывается различная: так в Учетном листе на церковь за 1923 год указывается площадь 122 кв. сажени, а в справке о местонахождении храма за этот же год - 131 кв. сажени. В клировой ведомости за 1920 год указана площадь «земли при церкви» -1000 квадр. саженей (35), что составляет чуть больше 4000 кв. метров, а в Реестровом плане 1929 года в экспликацию занесены уменьшенные цифры: застроенной земли – 625, 5 кв. метра, незастроенной – 3035, 5 кв. метра, а всего – 3661 кв. метр. В район обслуживания данного прихода входило 20 кварталов, которые ограничивались: с востока – Пушкинской улицей, с запада — Селитбенной, с севера – Понтонной и с юга – Жарниковской. Число прихожан на 1923 год составляло около 2300 человек.

Петропавловская церковь – это единственная церковь в городе, приход которой начал действовать с самого начала своего существования в новых условиях, в условиях действия Декрета «Об отделении церкви от государства…». Согласно этому Декрету религиозные общины лишились прав юридического лица и права владеть собственностью, прекратились любые государственные субсидии церковным и религиозным организациям, священнослужители содержались за счет общины. Утварь Петропавловский храм получил из закрытых домовых и тюремных церквей через Иркутский отдел Юстиции. А через два года, 5 апреля 1922 года самые ценные предметы у него были изъяты властью. Этот акт был осуществлен по всем храмам города. В Петропавловской церкви было изъято 25 предметов, в том числе дарохранительницы, потиры, кадило, ризы с икон, кресты, крышки от Евангелий, весом – серебра лома 1 ф. 3 зол. и 48 долей золота. Имущество церкви постоянно контролировалось и сверялось по описям, которые в дальнейшем дополнялись предметами и иконами, пожертвованными или купленными церковью.

Большевики предпринимали активные усилия по дискредитации церкви, через газеты власти постоянно внедряли тенденциозно изложенную и просто ложную информацию. Решению о закрытии Петропавловской церкви также предшествовала идеологическая обработка через единственную существовавшую на тот момент газету «Власть труда». Были организованы наказы избирателей Горсовету на нескольких избирательных участках предместья о закрытии церкви.

Петро-Павловская община, обеспокоенная готовившимся закрытием церкви, написала две жалобы: одну во ВЦИК от Совета Уполномоченных, вторую – в Иркутский исполком, под которой подписалось 352 человека, являющихся прихожанами церкви. Однако времена настали другие: власть перешла к открытому гонению на церковь. В городе идет массовая компания по закрытию храмов.

25 октября 1929 г. Иркутский окрисполком принял постановление о ликвидации Петропавловской церкви, используя ложную и полуправдивую мотивацию, что церковь была построена белочехами и что «активное участие в жизни общества принимает не более 50 человек», а в Свердловском предместье неподалеку имеются еще две церкви. Президиум Сибкрайисполкома 17 ноября 1929 г. утвердил это постановление. Здание было решено передать Горсовету под культурные нужды. Ликвидация Петропавловской церкви была поручена той же комиссии, что ранее ликвидировала собор. 3 января 1930 года здание церкви по акту было передано Горкоммунотделу, а отдел передал его Свердловскому совету безбожников. Однако часть церковного имущества Ликвидационная Комиссия пока оставила Петро-Павловской православно-христианской религиозной общине.

Несмотря на то, что было предложение об использовании здания церкви под пионерский клуб, такой факт документально не зафиксирован. По воспоминаниям старожилов, кратковременно здесь находился гвоздильный завод, гаражи. По архивным данным, с 1931 года здесь располагался склад Комжилтреста, затем здание было передано Свердловскому Райкомхозу и использовалось также под склады. В 1930-е годы для максимального использования площадей оно было перепланировано с организацией 2-го этажа.

В 1987 году решением областного совета народных депутатов церковь была передана Управлению культуры облисполкома и взята Госорганом по охране памятников на учет как памятник архитектуры. В 1990 году в соответствии с проектом реставрации, по которому предполагалось приспособление церкви под театр, постройку демонтировали, и вскоре раскатанный сруб был уничтожен пожаром. Распорядительное возвращение храма Иркутской епархии состоялось в 1997 году.

По материалам: Историк Р. В. Попова, 28 марта 2011 г. (Большая часть материалов по этому фонду на электронном носителе благотворительно передана для работы к.и.н. Т. А. Крючковой)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.