ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Самара. Церковь Петра и Павла.

Петропавловская церковь


Самара. Церковь Петра и Павла
Церковь. Действует.  
Престолы:Петра и Павла, Казанской иконы Божией Матери, Александра Невского
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1863 и 1865. В 1890-х перестроен с расширением приделов.
Архитектор:А.А. Щербачёв (перестройка 1890-х)
Адрес:
Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Буянова, д. 135А

Координаты: 53.197243, 50.125272
Проезд:троллейбус 4, 12, 15, 17, 20; автобус 1, 22, 37; маршрутное такси 1, 1к, 4, 22, 37, 67, 99, 125с, 126ю, 205, 210, 295, 410а; остановка "Губернский рынок"



Сортировка:

Церковь Петра и Павла, , Самара, Самара, город, Самарская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 сентября 2014
Церковь Петра и Павла, , Самара, Самара, город, Самарская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 сентября 2014
Церковь Петра и Павла, Вид с поля стадиона "Буревестник"<br>, Самара, Самара, город, Самарская область
Вид с поля стадиона "Буревестник"
Павел Новиков
1 мая 2010
Церковь Петра и Павла, , Самара, Самара, город, Самарская область
Ole Lukoye
6 ноября 2017
Церковь Петра и Павла, , Самара, Самара, город, Самарская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 сентября 2014
Церковь Петра и Павла, , Самара, Самара, город, Самарская область
Елена Громакова
19 февраля 2012
Церковь Петра и Павла, , Самара, Самара, город, Самарская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 сентября 2014
Церковь Петра и Павла, , Самара, Самара, город, Самарская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 сентября 2014
Церковь Петра и Павла, , Самара, Самара, город, Самарская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 сентября 2014
Церковь Петра и Павла, , Самара, Самара, город, Самарская область
Елена Громакова
19 февраля 2012
Церковь Петра и Павла, , Самара, Самара, город, Самарская область
Ole Lukoye
6 ноября 2017
Церковь Петра и Павла, , Самара, Самара, город, Самарская область
Ole Lukoye
6 ноября 2017
Церковь Петра и Павла, , Самара, Самара, город, Самарская область
Ole Lukoye
6 ноября 2017
Церковь Петра и Павла, , Самара, Самара, город, Самарская область
Елена Щанкина
16 июля 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Петропавловская церковь обязана своим современным видом архитектору А.А. Щербачеву, перестроившему здание в конце XIX в. Начало храму было положено в феврале 1863 г., когда на окраине Самары заложили однопрестольную приходскую церковь. Единственным благотворителем, взявшим на себя все расходы по возведению церкви, явился купец Андрей Наумович Головачев. Ее построили за два строительные сезона и 26 сентября 1865 г. освятили во имя апп. Петра и Павла. Архитектура храма была выдержана в русском стиле. Две шатровые главки венчали объем настоящей церкви и колокольни. Внешние фасады были оштукатурены и выбелены.

В 1882-1884 гг. храм перестроили на средства купца Василия Андреевича Головачева, сына и наследника первого строителя храма, и других благотворителей. У храма появились боковые приделы. Они располагались возле колоколъни и трапезной симметрично друг другу. 3 июня 1884 г. правый придел освятили в честь блгв. кн. Александра Невского. В нем был установлен аркообразный трехъярусный иконостас. В 1898-99 гг. Петропавловская церковь перестраивалась вновь. Архитектор А.А. Щербачев в два раза увеличил объем боковых приделов за счет пристроев. Интерьеры храма переделывались заново. Мастер И.В. Белоусов выполнил работы по обновлению иконостасов и росписи стен.

В 30-х гг. XX в. во время кампании по ликвидации культовых построек несколько раз ставился вопрос о закрытии Петропавловской церкви. Храм закрыли в 1939 г. Его здание использовали под военный склад, а затем под конюшни. В конце Великой Отечественной войны храм вновь возвратили верующим. Его капитально отремонтировали, заново расписали внутри и оборудовали той утварью, что уцелела от других разрушенных храмов. В настоящее время левый придел освящен во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 февраля 2019

Православные храмы во многом определяли облик городской архитектуры дореволюционной Самары. На исходе ХIХ столетия её население насчитывало порядка 50 тысяч человек; они составляли приходы двух десятков церквей и около тридцати домовых храмов. Первые из них, срубленные из дерева, были недолговечны, однако вели своё начало ещё со времён основания Самарской крепости (1586 г). Церкви строились, погибали в пожарах, возрождались. В середине ХIХ века их возводили уже преимущественно в камне. Весьма знаменательным стал 1851 год. Уже в январе была учреждена новая губерния - Самарская, территория которой прежде входила в Симбирскую в статусе уезда, а два месяца спустя открылась Самарская православная епархия. Это ускорило развитие новой губернской столицы, ставшей духовным центром округи, вызвало приток нового населения и, как следствие, потребность в новых храмах. Одновременно новый статус города вызвал и подъём самосознания его жителей, в особенности состоятельных, а также рост благотворительности и числа меценатов.

В 1851 году Спасо-Вознесенский храм Самары, построенный на добровольные пожертвования горожан, получил статус кафедрального собора, а 12 лет спустя была заложена однопрестольная приходская церковь, будущая Петропавловская. Тогда же, в 1863 году, она впервые была официально упомянута в архивных городских бумагах. Место для храма в честь апостолов-евангелистов определили на дальней, северо-восточной окраине города. Сюда, на пустырь, простиравшийся до близлежащих садов купцов Субботиных, жители окрестных сёл обыкновенно свозили сено на продажу, поэтому улица, на которой должен был подняться храм Апостолов Петра и Павла, называлась Сенной (ныне Буянова).

Владыка Феофил дал благословение на постройку здесь церкви. На сей раз у будущей церкви был единственный благотворитель - купец Андрей Головачёв. Сегодня его могли бы назвать генеральным спонсором строительства: Андрей Наумович взвалил на себя все немалые расходы по возведению нового храма и с честью справился с этим благим делом. Петропавловскую церковь построили быстро, уложившись всего лишь в два строительных сезона. Архитектура её была выдержана в псевдорусском эклектичном стиле. 26 сентября 1865 года епископ Феофил освятил новый храм во имя апостолов Петра и Павла. В 1866 году ещё один самарский благотворитель, купец Д. В. Обозов обустроил прочную ограду из камня со стальными решётками, опоясавшую территорию храма. Также он поставил каменную сторожку, благодаря чему в том же году при храме открыли церковно-приходскую школу для мальчиков. Приход церкви включал 1704 человека, однако большинство из них были малого достатка и не могли жертвовать деньги на благоустройство своего храма. Поэтому приходилось прибегать к помощи очередных богатых благоворителей. Символично, что в их числе оказался и сын первого устроителя храма, наследник Головачёва, Василий Андреевич. На его деньги и пожертвования других меценатов к 1884 году была завершена перестройка здания храма, продлившаяся три года и ставшая в его жизни первой, но отнюдь не последней. 3 июня южный придел церкви торжествественно освятили во имя святого благоверного князя Александра Невского, в нём установили трёхъярусный иконостас в виде арки.

Пятнадцать лет спустя в Петропавловской церкви снова начались перестроечные работы. Их финансировали новые меценаты, купцы Яков Соколов и его сын Иван. Один из самых богатых горожан, коммерции советник Яков Гаврилович Соколов, купец 1-й гильдии, был избран потомственным почётным гражданином Самары. Много лет он состоял гласным городской думы, членом различных властных и финансовых комитетов, а также церковным старостой храма Апостолов Петра и Павла. Построив в 1910 году домовой храм при одной из богаделен, Соколов приобрёл для него необходимую утварь и все полагавшиеся богослужебные книги. Кроме того, меценат содержал священника и дьякона этой церкви. На исходе ХХ века храм Петра и Павла был кардинально перестроен по проекту городского самарского зодчего Александра Щербачёва. Его первым объектом в Самаре считается проект часовни во имя святителя Алексия на берегу Волги. Этот московский митрополит всегда считался покровителем Самары, и закладка фундамента здания по проекту Щербачёва была приурочена к 900-летней годовщине крещения Руси (1888). Часовню завершили к 1890 году, при советской власти она была варварски уничтожена и восстановлена только в 1998-м.

Двадцатый век стал порой нелёгких испытаний в судьбах храма Петра и Павла и всей епархии. Ему суждено было стать последним из Божиих домов, что успели построить в Самаре до революции 1917 года. Новые власти всячески стремились уничтожить в городе всё, что напоминало людям о православии. В Петропавловской церкви службы пока продолжались, однако на исходе 1929 года Пленум горсовета постановил: "Со всех церквей города снять колокола, передать металл на предприятия для переработки. Снятие колоколов произвести не позднее 15 января 1930 года". Одновременно с этим началось постепенное закрытие самарских храмов и уничтожение богослужебной утвари и икон. Так, в 1933 году в Самаре запылали костры. На Алексеевской площади, сегодня носящей название в честь революции, в сакральную для большевиков ночь с 7 на 8 ноября был устроен огромный костёр, в котором сожгли множество богослужебных книг. Следом за ними в огонь полетели и старинные иконы, и сами иконы из различных городских храмов, в том числе и из Петропавловского, якобы "не имеющие ценности как материальной, так и культурной".

Ещё одно аналогичное аутодафе большевики устроили в начале 1937-го. Тогда возле Музея истории религии и атеизма, располагавшемся в нынешнем католическом костёле, показательно спалили большое число образов, в том числе и уникальныз икон, датируемых аж ХIV столетием. Для православия в Самаре наступили тяжёлые времена. С 1933 года епархией управлял епископ, а год спустя - архиепископ Пётр (Руднев). Подобно своему предшественнику, архиепископу Александру (Тряпицыну), осуждённому и соланному на три года, владыка также избрал местом своего служения Петропавловскую церковь, тем самым придав ей кафедральный статус. В начале весны 1935-го года отца Александра арестовали в храме прямо во время богослужения. Он был сослан на Соловки, осуждён вторично и в 1937 году расстрелян. В 1938 году весь причт Петропавловской церкви, были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны.

К 1938 году в Самаре оставался единственный открытый храм, пребывавший в лоне Патриаршей Церкви. Это был храм Петра и Павла. Также оставался действующим и Покровский, на тот момент - кафедральный храм обновленческой Средне-Волжской митрополии. В тогдашней Самаре православных стали звать "петропавловскими", а раскольников-обновленцев - "покровскими". Закрыть церковь святых апостолов-евангелистов власти собирались давно, неоднократно ставя этот вопрос на повестку дня с начала 30-х годов. Замок на её двери периодически вешали ещё в 1937-м, но официального разрешения на это самарские власти не получили. Прихожане боролись за родной храм как могли, однако обновленцы пошли даже на подлог акта технической экспертизы здания храма. В результате бюрократическая волокита тянулась почти два года, после чего храм был признан крайне ветхим и закрыт "по технической непригодности". Не помогло даже обращённое к властям прошение 10 000 прихожан. В 1939 году Петропавловская церковь была закрыта окончательно. В последующие годы в церкви размещались военный склад и конюшня.

В октябре 1946 года Куйбышевская Петропавловская церковь была возвращена прихожанам. Община тотчас принялась собирать деньги на ремонт и возрождение храма. Всего набралось 600 000 рублей, многие приносили золотые и серебряные украшения. Менее чем за два месяца здание было приведено в порядок трудами отца Сергия Валовского и всех прихожан. Благодаря новому настоятелю, имевшему прекрасный голос и музыкальный слух, в храме началось клиросное пение. В годы, когда для верующих в Самаре были открыты лишь Покровская и Петропавловская церкви, сюда приходили со всего города, особенно в церковные праздники. В числе посетителей храма были и коммунисты, и комсомольцы, которых безуспешно пытались отлавливать у входа в Божий дом бдительные дружинники. Служивший тут в молодости иеромонах Иоанн (Снычев), стал впоследствии временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями, а затем митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. А протоирей Иоанн Букоткин прослужил в родном храме более четверти века! Сегодня настоятель храма - митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Вместе с ним и прихожанами храм Петра и Павла живёт, развивается и процветает.

Из журнала "Православные храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №329, 2019 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 февраля 2019

Высокая и светлая церковь Святых Апостолов Петра и Павла с двумя шатровыми главками - одна из достопримечательностей Самары. Каменное культовое зодчество этого города изначально несло в себе определённые общие черты, начиная уже с характера строительных материалов. Здесь для возведения храмов всегда имелось собственное сырьё: камень, известняк, знаменитый самарский кирпич. О качестве последнего наглядно свидетельствует Петропавловская церковь, возраст которой давно уже перевалил за второе столетие. Она по-прежнему прочна, крепка и великолепно смотрится как в солнечный день, так и в непогоду. Даже не верится, что такой же облик был присущ этому храму на исходе ХIХ столетия.

Своим внешним видом церковь Петра и Павла обязана прежде всего зодчему Александру Щербачёву, по проекту которого здание кардинально перестраивалось в 1890-е годы. Самарский архитектор работал с храмом в своей любимой манере русского классического стиля, который присущ многим городским зданиям его работы. Оформление Петропавловского храма скромно и конкретно, без изысков. Пример тому - декоративный узорчатый пояс, обрамляющий весь периметр храмового комплекса. Декор есть, и этим всё сказано, к тому же однотонный светлый колер, присущий всем фасадам здания, придаёт храму строгий и торжественный вид, который заметно "теплеет" при ярком солнечном свете. Эту солидность и основательность придаёт зданию, прежде всего, его необычная ширина в основании. В 1884 году у храма появились боковые приделы, устроенные перед трапезной и колокольней симметрично по отношению друг к другу. Размеры приделов составили 6 на 17 метров, притом что основной объём здания остался неизменным.

Пятнадцать лет спустя в ходе работ Щербачёв путём добавления пристроев сумел вдвое увеличить боковые приделы. Пристройки были покрыты высокими двускатными кровлями, которые венчают изящные главки, а алтарные апсиды боковых приделов высотой соответствовали уровню основного объёма. Таким образом к устремлённости церкви ввысь добавились широкие и симметричные, приземлённые "крылья", центральная часть которых одновременно является и нижним ярусом храмовой колокольни. После перестройки храм святых апостолов вступил в ХХ век уже трёхпрестольным, с южным - Александро-Невским, северным - в честь Казанской иконы Божией Матери и главным алтарями. Таким он пребывает и поныне. Когда колер храма многоцветный, многие декоративные изыски скрадываются на фоне фасадов. У Петропавловской церкви общий фон оштукатуренных и выбеленных стен всегда оттенял купола и кровли. Нынешние храмовые кровли - цвета сочной зелени, золото же куполов с крестами всегда было неизменным. Обе шатровые главы храма венчают купола под крестами. Во второй половине 1990-х годов шатры были украшены покрытием "под золото", и теперь их сияние видно издалека. Этот цвет в православной культуре - символ небесной славы, и золотили купола, как правило, самых главных и больших церквей. Христианину золото говорит о вечности, царственности; не случайно оно было одним из трёх даров волхвов.

Колокольня Петропавловской церкви располагается над главным входным порталом, поэтому в таких звонницах очень важно правильно развесить колокола, чтобы стены не гасили открытый звук внизу, там, где люди заходят в храм. Колокола в храме Петра и Павла являются его своеобразной звуковой визитной карточкой: к примеру, перед архиерейскими службами именно они становятся символом первого приветствия храма пришедшему владыке, символом созвучности дум и гармонии помыслов. Один из колоколов подарил храму владелец колокольного завода Самары Кузьма Феоктистович Привалов, он отлил его собственноручно. Вокруг церкви, отделённой от мирской суеты высокой каменной оградой, расположена большая и благоустроенная территория. В красочном буклете, издание которого было приурочено к 150-летию Петропавловского храма, есть такие проникновенные строки: "...в Петропавловском храме почти физически ощущается особая, только ему присущая атмосфера благодатной молитвенной настроенности души... где всё, и даже сам воздух, пропитано молитвенным воздыханием тысяч и тысяч людей...".

В конце ХIХ столетия интерьеры храма Петра и Павла были существенно обновлены, а во многом и переделаны заново. Средства на столь благое дело выделил уважаемый местный купец Иван Соколов, служивший ктитором храма. Иван Яковлевич закупил также красивые, изящные и дорогие предметы храмовой утвари. Обновление иконостасов и настенная роспись Петропавловской церкви были доверены авторитетному мастеру из знаменитого Палеха Ивану Васильевичу Белоусову и художнику-иконописцу духовного сана Семёну Матвеевичу Чичканову, впоследствии репрессированному в годы советской власти. Некоторые светлые образы, их киоты и сами иконостасы были изготовлены в стилистике аналогичных предметов церковного убранства из храмов местного Иверского монастыря. В Петропавловском храме Белоусов работал в течение двух лет (1898-1899), создавая новые и обновляя уже имевшиеся росписи, занимаясь как внутренним, так и внешним декором здания.

В годы советской власти убранство и утварь храма были разграблены. После Великой Отечественной войны прихожане вычистили и отремонтировали внутренние интерьеры, помещения были заново расписаны и украшены дарами горожан и предметами церковной утвари, бережно собранными из разрушенных городских храмов. Тогда же были сработаны храмовые иконостасы, заменившие утраченные. Прежде гордостью храма был очень красивый дубовый иконостас, украшенный тонкой резьбой, однако вандалы, облечённые властью, после закрытия церкви разобрали его на доски для отопления коммунальных домов. Давно обветшавшие иконы в пору возрождения храма заменили новыми, которые и сегодня радуют глаз. Наряду с ними в церкви пребывают и старинные образы. Есть и работы кисти священников этого храма. К примеру, три иконы написал известный самарский деятель, протоиерей Иоанн Фомичёв, который был настоятелем Петропавловской церкви в нелёгкие послевоенные 1950-е годы.

Из журнала "Православные храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №329, 2019 г.



Комментарии и обсуждение


Архитектор Петропавловской церкви использовал для перехода от четверика к восьмигранному световому барабану необычный конструктивный прием. Эта конструкция, создающая впечатление некоторой "ненадежности", очевидно, и позволила партийно-советским властям г. Куйбышева конца 1930 гг. обмануть верующих и объявить храм "технически непригодным для использования" без непосильного для них в финансовом отношении капитального ремонта. (Что не помешало превратить здание в склад сразу после снятия религиозной общины с регистрации).

Подкупольное пространство церкви напоминает несомкнутый крестовый свод. Барабан купола опирается не на тромпы или паруса, а на диагональные арки, соответствующие нервюрам ("оживам") готического крестового свода, и на расположенные по странам света распалубки.

10 сентября 2023.