Православные храмы во многом определяли облик городской архитектуры дореволюционной Самары. На исходе ХIХ столетия её население насчитывало порядка 50 тысяч человек; они составляли приходы двух десятков церквей и около тридцати домовых храмов. Первые из них, срубленные из дерева, были недолговечны, однако вели своё начало ещё со времён основания Самарской крепости (1586 г). Церкви строились, погибали в пожарах, возрождались. В середине ХIХ века их возводили уже преимущественно в камне. Весьма знаменательным стал 1851 год. Уже в январе была учреждена новая губерния - Самарская, территория которой прежде входила в Симбирскую в статусе уезда, а два месяца спустя открылась Самарская православная епархия. Это ускорило развитие новой губернской столицы, ставшей духовным центром округи, вызвало приток нового населения и, как следствие, потребность в новых храмах. Одновременно новый статус города вызвал и подъём самосознания его жителей, в особенности состоятельных, а также рост благотворительности и числа меценатов.
В 1851 году Спасо-Вознесенский храм Самары, построенный на добровольные пожертвования горожан, получил статус кафедрального собора, а 12 лет спустя была заложена однопрестольная приходская церковь, будущая Петропавловская. Тогда же, в 1863 году, она впервые была официально упомянута в архивных городских бумагах. Место для храма в честь апостолов-евангелистов определили на дальней, северо-восточной окраине города. Сюда, на пустырь, простиравшийся до близлежащих садов купцов Субботиных, жители окрестных сёл обыкновенно свозили сено на продажу, поэтому улица, на которой должен был подняться храм Апостолов Петра и Павла, называлась Сенной (ныне Буянова).
Владыка Феофил дал благословение на постройку здесь церкви. На сей раз у будущей церкви был единственный благотворитель - купец Андрей Головачёв. Сегодня его могли бы назвать генеральным спонсором строительства: Андрей Наумович взвалил на себя все немалые расходы по возведению нового храма и с честью справился с этим благим делом. Петропавловскую церковь построили быстро, уложившись всего лишь в два строительных сезона. Архитектура её была выдержана в псевдорусском эклектичном стиле. 26 сентября 1865 года епископ Феофил освятил новый храм во имя апостолов Петра и Павла. В 1866 году ещё один самарский благотворитель, купец Д. В. Обозов обустроил прочную ограду из камня со стальными решётками, опоясавшую территорию храма. Также он поставил каменную сторожку, благодаря чему в том же году при храме открыли церковно-приходскую школу для мальчиков. Приход церкви включал 1704 человека, однако большинство из них были малого достатка и не могли жертвовать деньги на благоустройство своего храма. Поэтому приходилось прибегать к помощи очередных богатых благоворителей. Символично, что в их числе оказался и сын первого устроителя храма, наследник Головачёва, Василий Андреевич. На его деньги и пожертвования других меценатов к 1884 году была завершена перестройка здания храма, продлившаяся три года и ставшая в его жизни первой, но отнюдь не последней. 3 июня южный придел церкви торжествественно освятили во имя святого благоверного князя Александра Невского, в нём установили трёхъярусный иконостас в виде арки.
Пятнадцать лет спустя в Петропавловской церкви снова начались перестроечные работы. Их финансировали новые меценаты, купцы Яков Соколов и его сын Иван. Один из самых богатых горожан, коммерции советник Яков Гаврилович Соколов, купец 1-й гильдии, был избран потомственным почётным гражданином Самары. Много лет он состоял гласным городской думы, членом различных властных и финансовых комитетов, а также церковным старостой храма Апостолов Петра и Павла. Построив в 1910 году домовой храм при одной из богаделен, Соколов приобрёл для него необходимую утварь и все полагавшиеся богослужебные книги. Кроме того, меценат содержал священника и дьякона этой церкви. На исходе ХХ века храм Петра и Павла был кардинально перестроен по проекту городского самарского зодчего Александра Щербачёва. Его первым объектом в Самаре считается проект часовни во имя святителя Алексия на берегу Волги. Этот московский митрополит всегда считался покровителем Самары, и закладка фундамента здания по проекту Щербачёва была приурочена к 900-летней годовщине крещения Руси (1888). Часовню завершили к 1890 году, при советской власти она была варварски уничтожена и восстановлена только в 1998-м.
Двадцатый век стал порой нелёгких испытаний в судьбах храма Петра и Павла и всей епархии. Ему суждено было стать последним из Божиих домов, что успели построить в Самаре до революции 1917 года. Новые власти всячески стремились уничтожить в городе всё, что напоминало людям о православии. В Петропавловской церкви службы пока продолжались, однако на исходе 1929 года Пленум горсовета постановил: "Со всех церквей города снять колокола, передать металл на предприятия для переработки. Снятие колоколов произвести не позднее 15 января 1930 года". Одновременно с этим началось постепенное закрытие самарских храмов и уничтожение богослужебной утвари и икон. Так, в 1933 году в Самаре запылали костры. На Алексеевской площади, сегодня носящей название в честь революции, в сакральную для большевиков ночь с 7 на 8 ноября был устроен огромный костёр, в котором сожгли множество богослужебных книг. Следом за ними в огонь полетели и старинные иконы, и сами иконы из различных городских храмов, в том числе и из Петропавловского, якобы "не имеющие ценности как материальной, так и культурной".
Ещё одно аналогичное аутодафе большевики устроили в начале 1937-го. Тогда возле Музея истории религии и атеизма, располагавшемся в нынешнем католическом костёле, показательно спалили большое число образов, в том числе и уникальныз икон, датируемых аж ХIV столетием. Для православия в Самаре наступили тяжёлые времена. С 1933 года епархией управлял епископ, а год спустя - архиепископ Пётр (Руднев). Подобно своему предшественнику, архиепископу Александру (Тряпицыну), осуждённому и соланному на три года, владыка также избрал местом своего служения Петропавловскую церковь, тем самым придав ей кафедральный статус. В начале весны 1935-го года отца Александра арестовали в храме прямо во время богослужения. Он был сослан на Соловки, осуждён вторично и в 1937 году расстрелян. В 1938 году весь причт Петропавловской церкви, были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны.
К 1938 году в Самаре оставался единственный открытый храм, пребывавший в лоне Патриаршей Церкви. Это был храм Петра и Павла. Также оставался действующим и Покровский, на тот момент - кафедральный храм обновленческой Средне-Волжской митрополии. В тогдашней Самаре православных стали звать "петропавловскими", а раскольников-обновленцев - "покровскими". Закрыть церковь святых апостолов-евангелистов власти собирались давно, неоднократно ставя этот вопрос на повестку дня с начала 30-х годов. Замок на её двери периодически вешали ещё в 1937-м, но официального разрешения на это самарские власти не получили. Прихожане боролись за родной храм как могли, однако обновленцы пошли даже на подлог акта технической экспертизы здания храма. В результате бюрократическая волокита тянулась почти два года, после чего храм был признан крайне ветхим и закрыт "по технической непригодности". Не помогло даже обращённое к властям прошение 10 000 прихожан. В 1939 году Петропавловская церковь была закрыта окончательно. В последующие годы в церкви размещались военный склад и конюшня.
В октябре 1946 года Куйбышевская Петропавловская церковь была возвращена прихожанам. Община тотчас принялась собирать деньги на ремонт и возрождение храма. Всего набралось 600 000 рублей, многие приносили золотые и серебряные украшения. Менее чем за два месяца здание было приведено в порядок трудами отца Сергия Валовского и всех прихожан. Благодаря новому настоятелю, имевшему прекрасный голос и музыкальный слух, в храме началось клиросное пение. В годы, когда для верующих в Самаре были открыты лишь Покровская и Петропавловская церкви, сюда приходили со всего города, особенно в церковные праздники. В числе посетителей храма были и коммунисты, и комсомольцы, которых безуспешно пытались отлавливать у входа в Божий дом бдительные дружинники. Служивший тут в молодости иеромонах Иоанн (Снычев), стал впоследствии временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями, а затем митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. А протоирей Иоанн Букоткин прослужил в родном храме более четверти века! Сегодня настоятель храма - митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Вместе с ним и прихожанами храм Петра и Павла живёт, развивается и процветает.
Из журнала "Православные храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №329, 2019 г.