ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Самара. Церковь Спаса Преображения на старой Хлебной площади.

Спасо-Преображенский собор


Самара. Церковь Спаса Преображения на старой Хлебной площади
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:1685.
Год утраты:1952 (снесена)
Адрес:
Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Водников, приблизительно на месте здания по адресу Малярный пер., д. 1

Координаты: 53.177332, 50.074111
Проезд:Остановка "ул. Кутякова"/"ул. Князя Григория Засекина" (6 маршрут троллейбуса; 5д,17,19,32,36,77 маршруты автобуса; 32д,48д,48к,77д,92,127,128 маршруты маршрутного такси)



Церковь Спаса Преображения на старой Хлебной площади, Фотография приблизительно 1875 года. Источник - сайт "Самара в открытках и фотографиях", используется с разрешения владельца<br>, Самара, Самара, город, Самарская область
Фотография приблизительно 1875 года. Источник - сайт "Самара в открытках и фотографиях", используется с разрешения владельца
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Церковь Спаса Преображения на старой Хлебной площади, Фотография приблизительно 1890 года (справа - Смоленская церковь). Источник - сайт "Самара в открытках и фотографиях", используется с разрешения владельца<br>, Самара, Самара, город, Самарская область
Фотография приблизительно 1890 года (справа - Смоленская церковь). Источник - сайт "Самара в открытках и фотографиях", используется с разрешения владельца
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  6 января 2019

Преображенская церковь была самым древним каменным храмом Самары. В 1685 г. ее построили на территории Спасо-Преображенского женского монастыря, неизвестно кем и когда основанного. Монастырь располагался возле западной стены деревянной самарской крепости, занимая небольшой холм, полого спускающийся к Волге. Белоснежная Преображенская церковь венчала монастырскую постройку, возвышаясь над низкими домами и строениями.

Церковь имела простейшую строительную конструкцию восьмерика на четверике и была невелика: ее размеры составляли 5,5 на 10 саженей. В купол основного придела были заделаны специальные «голосники» — керамические кувшины, что создавало в церкви особый звуковой резонанс. Поодаль стояла приземистая восьмериковая колокольня. Восточным фасадом церковь выходила на Хлебную площадь, где напротив стоял Казанско-Богородицкий собор. На нее ориентировалась первая самарская улица — Большая (Преображенская), идущая вдоль Волги. О первом столетии существования Преображенской церкви почти ничего неизвестно. Не обнаружено имен ее строителей и первых священников. Неизвестно, как она уцелела в пожаре 1703 г., погубившем деревянную крепость. Разрозненные сведения о ней сохранились лишь с середины XVIII столетия.

На гравюре Кэстеля первой пол. XVIII в. церковь показана с деревянным навершием: луковичной главкой над основной церковью и вытянутым шатром над колокольней. В 1775 г. у храма появился левый придел, освященный 27.10.1745 г. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вероятно, тогда же выстроили и трапезную, соединившую храм с колокольней. В 1764 г. монастырь упразднили, а монахинь перевели в симбирский Спасский монастырь. Преображенская церковь по малочисленности прихода была приписана сначала к Троицкому собору, а затем к Казанскому собору. Приблизительно в 1772 г. она сделалась самостоятельной приходской церковью, однако в период с 1834 по 1843 г. вновь считалась приписной к Казанскому собору.

Вот что написано про церковь у П. Алабина: «Въ описании Самары по вышеупомянутому экономическому камеральному примечанию значится вне Самарской крепости каменная приходская церковь, во имя Преображения Господня съ теплымъ приделомъ во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, будто-бы построенная въ 1785 году. Между темъ, судя по описанию изветнаго К. Новоструева (Сам. Епарх. ведомости 1867, стр. 146), основанному на историческихъ документахъ. Каменная церковь во имя Преображения Господня построена, въ бывшемъ въ Самаре Спасопреображенскомъ женскомъ монастыре, въ 1685 году, а въ 1745 къ этой церкви уже пристроенъ каменный приделъ во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Съ упразднениемъ женскаго Монастыря, въ 1764 году, церковь Преображения приписана къ Троицкому собору, а въ 1765 году — обгорела. Но въ последствии церковь эта была возобновлена и около 1772 года вновь сделана приходскою, оставаясь приписанною къ собору. О древности Преображенской церкви свидетельствуютъ: самый цоколь храма, въ которомъ приметны цельныя каменныя глыбы, какихъ въ позднейшия времена на постройку не употребляли, и наружный видъ храма, сохранившийся почти безъ всякихъ переменъ, со времени своего сооружения. Перемены въ наружномъ виде храма если и сделаны, то незначительныя. Такъ въ 1850 году, после пожара выстроена вокругъ церкви новая каменная ограда, вместо бывшей деревянной, и внутри храма поставленъ новый иконостасъ. Къ сожалению при этой реставрации не пощажены остававщияся еще отъ монастыря царския двери съ резнымъ изображениемъ Богоявления Господня. Между темъ такого рода предметы должны храниться какъ святыня темъ более драгоценная, что здешний край чрезвычайно беденъ стариной и ея памятники по отдаленности этого края и исключительнымъ условиямъ, въ какихъ онъ всегда находился, могутъ представлять собою замечательныя особенности въ ряду церковныхъ древностей... Снизу эта церковь четыреугольная, потомъ осмигранная, съ таковою же колокольнею на паперти. Церковь вышиною 11 саженъ. Въ ней сохранились две древния иконы: одна Спаса нерукотвореннаго, писанная въ 1688 году, въ Симбирске, иконографомъ Иваномъ Семионовымъ, другая — образъ Смоленской Божией Матери, по преданию, вынесенный изъ Персии. Образъ этотъ чтится чудотворнымъ и во имя его воздвигнутъ, въ 1868 —73 годахъ, у Преображенской церкви особый каменный храмъ, по образцу греческой церкви въ С.-Петербурге... Церковь Смоленской Божией Матери сооружена на добровольныя приношения, преимущественно собранныя церковнымъ попечителемъ купцемъ П. Г. Барановымъ, ныне уже умершимъ».

Во время пожара 20.04.1765 г. все постройки женского монастыря сгорели. Пострадала от огня и Преображенская церковь. Она лишилась деревянного навершия, части имущества и иконостаса, от которого сохранились только иконы нижнего яруса. После пожара церковь долго восстанавливалась. Новый иконостас Благовещенского придела установили лишь в 1845 г. на средства купца В.И. Теплякова. Летом 1850 г. Преображенская церковь едва уцелела от нового пожара. В пламени сгорели главы, купола, двери, оконные рамы и деревянная ограда. Однако чудесным образом огонь потух над Благовещенским приделом, не повредив ни иконостас, ни его икон. Это событие долгое время удивляло самарцев, которые видели в нем знамение особой милости Божией и покровительство Божией Матери, икона которой, именуемая «Смоленской», находилась в храме. Скорейшее восстановление святыни самарцы посчитали своим долгом.

В 1851 г. храм отремонтировали, а через год установили новый иконостас, изготовление которого оплатил В.Е. Буреев. Средства на восстановление церкви пожертвовал купец М.М. Плешанов. К древним иконам Спаса Нерукотворного образа и Смоленской Божией Матери, уцелевшим от огня, отнеслись с особым почтением. Для них в 1865 г. сделали ценные серебряные с вызолоченными венцами ризы. Икона Смоленской Божией Матери почиталась как чудотворная. По преданию, она была принесена из Персии (около XVII в.). Во время эпидемий холеры и тифа икона помогала исцеляться больным.

В 1873 г. рядом выстроили новую Смоленскую церковь, которая сделалась главным приходским храмом. В конце 70-х гг. XIX в. Преображенская церковь пришла в аварийное состояние, по стенам и сводам здания пошли трещины. Но разрушать древнюю церковь не пожелали. Напротив, в 1882-83 гг. ее отремонтировали. К 200-летнему юбилею, который она отмечала в 1885 г., отреставрировали иконы и иконостасы. Живописец Е.И. Месяцев украсил стены храма росписями.

Из священников, служивших в Преображенской церкви, прихожане с благодарностью вспоминали прот. Петра Симского (1844-47 гг.), Николая Ястребова (1847-49 гг.), Ивана Евтихиева (1867-72 гг.) за их помощь в борьбе с холерой, жертвами которой они стали сами. 22 года священником церкви был прот. Иван Алексеевич Веселицкий (1843-44 гг. и 1849-70 гг.). Ему принадлежала инициатива восстановления храма после пожара 1850 г. и строительство новой Смоленской церкви. В 30-х гг. XX в. Преображенская церковь стала семиштатной, в ней служило 7 протоиереев и 7 священников. Церковь сломали в 1952 г. в связи со строительством моста через р. Самару.

В 1873 г. в ограде церкви Преображения Господня выстроили новую каменную церковь, освященную 15.07.1873 г. во имя Смоленской иконы Божией Матери. С ее появлением у прихожан Преображенской церкви стало два храма. Основные богослужения проходили в Смоленской церкви, в Преображенской служили лишь ранние обедни летом. Строительство нового обширного здания было вызвано теснотой и ветхостью Преображенской церкви, а также желанием самарцев создать достойный храм в честь благоговейно чтимой иконы Божией Матери Смоленской. Прот. Иван Алексеевич Веселицкий, много путешествовавший по святым местам России, выбрал в качестве образца для Смоленской церкви петербургскую греческую церковь архитектора Р.И. Кузьмина (не сохранилась). Церковь поразила его гармонией архитектурных форм, плавностью силуэта, величием византийских куполов. Смоленская церковь повторила свой петербургский прототип. Внешне они отличались друг от друга лишь колокольнями: в петербургской церкви вместо нее над входом помещалась изящная звонница, а у Смоленского храма — массивная, многоярусная четвериковая башня.

Храм строился с 1868 г. по 1873 г. на средства прихожан. Первыми строителями и благотворителями храма были прот. И.А. Веселицкий (умер в 1870 г.), купцы П.Г. Баранов и М.П. Коренев. Крупные пожертвования внесли потомственные почетные граждане П.М. Журавлев, Ф.И. Никонов, И.А. Бахарев — (ктитор церкви). В 1875 г. в церкви устроили амосовские печи и она стала теплой. Год спустя построили колокольню и оборудовали нижний храм, освященный 17.11.1876 г. во имя Рождества Христа Спасителя. В зимнее время в нем служили ранние литургии. Иконостас нижнего храма был установлен на средства Ф.И. Никонова. В 1879 г. живописец Я.И. Ручкин расписал стены храма фресками.
В 1877-78 гг. под церковную ограду было выделено 295 кв. саж. земли за счет Хлебной площади, после чего устроили новую ограду. В северо-восточном углу ограды появилась каменная часовня, в которой продавались книги Священного Писания и свечи.

Из Преображенской церкви сюда перенесли древние образы Спаса Нерукотворного и Божией Матери Смоленской. Их установили возле иконостаса на особых возвышениях. Для иконы Спаса Нерукотворного на средства купцов Д.С. Печерского и С.У. Субботина сделали серебряную ризу с вызолоченным венцом. Риза иконы Смоленской Божией Матери была еще более богатой: имела корону, украшенную жемчугом, алмазами и бриллиантами. Купец В.Е. Буреев заказал ее в московской ювелирной фирме Овчинникова. 28.07.1877 г. ко дню празднования иконы Смоленской Божией Матери она была возложена на икону. В начале 90-х гг. XIX в. в верхнем храме установили новый иконостас. Он был изготовлен самарским мастером Павлом Федоровичем Бычковым по эскизам архитектора А.А. Щербачева. Иконы для него написал московский живописец Соколов. Старый иконостас перенесли в летнюю церковь Сергия Радонежского в садах, приписанную к Преображенской церкви.

В конце 20-х гг. XX в. Смоленскую церковь закрыли и передали заводу «Автотрактородеталь» (ныне завод клапанов). В ней разместили монтажную мастерскую. В 1952 г. здание церкви постигла участь Преображенской церкви. Она была снесена для строительства дороги к мосту через р. Самару.

Православные святыни самарского края. Историко-церковная энциклопедия. Самара, 2001. Зубова О.В., Мельникова Н.В., Радченко О.И., Бочков В.А., Подмарицын А.Г. http://hphram.ru/история-прихода/


Марина Зуйкова  6 января 2019

Спасо-Преображенская церковь — старейшая в городе. Построена в 1685 году на территории упразднённого в 1764 году Спасо-Преображенского женского монастыря. В цоколе храма были использованы цельные каменные глыбы, что свидетельствует о древности храма. Снесен в 1952-53 годах, во время строительства Завода клапанов, который и сейчас стоит на этом месте

Хлебная площадь, которой славилась Старая Самара, располагалась немного дальше Полицейской, ближе к Волге, где проходит сегодня автомобильный мост через реку Самару. Перед Великой Отечественной войной площадь была полностью застроена корпусами завода клапанов. И вскоре ее не стало, но название решили сохранить, переименовав Милицейскую в Хлебную площадь. Старая Хлебная площадь украшалась сразу тремя церквами. С одной стороны стоял древний храм Самары – Казанской Божьей Матери, служивший прежде кафедральным собором, с другой – выделялась своей красотой старейшая в городе Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1685 году на месте упраздненного в 1764 году Спасо-Преображенского женского монастыря. О древности церкви свидетельствовал цоколь храма, в котором были применены цельные каменные глыбы, какие позднее на постройку не употребляли. Эта уникальная достопримечательность была уничтожена в 1952 году в связи с устройством подъезда к мосту через реку Самарку. В 1868-1873 годах рядом со Спасо-Преображенской церковью была построена в греческом стиле церковь Смоленской Божьей Матери, в которой размещалась икона Смоленской Божьей Матери, привезенная, по преданию, из Персии.

Далее приведем дословно текст статьи Гурьянова 1978 года: «Остатки Преображенской церкви, перекрывавшие в наши дни проезжую часть по улице Водников, были разобраны в 1952 году при устройстве подъезда к мосту. Но сохранился небольшой двухэтажный дом (ныне ул. Карбюраторная, 2), принадлежащий церковному ведомству. Строгосиметричная композиция главного фасада «о пяти окон», каждое (160х89 см) ведет нас к образцовым проектам капитальных зданий. Почти до начала прошлого столетия на фасадах здания были оштукатурены только венчающий карниз и межэтажные пояски и наличники окон. Такой облик дома с неоштукатуренными темно-алыми стенами и белыми деталями архитектурных форм отражал установленную практику двухцветной окраски зданий русского классицизма. Наружные стены дома толщиной до 80 сантиметров выложены из кирпича размером 6х3х1,5 вершка (260х125х65 см), распространенного в строительной практике начала XIX века. В наши дни вся площадь занята Куйбышевским заводом клапанов, и среди его застройки исторически примечательное каменное здание уездной Самары кажется неприметным. До последнего времени в первом каменном доме Самары располагался филиал Куйбышевского машиностроительного техникума при Куйбышевском заводе клапанов. Архитектор Е. Гурьянов». Е.Ф. Гурьянов датировал это здание концом XVIII – началом XIX веков.

Самарский инженер и известный краевед, историк самарской архитектуры, заместитель председателя самарской секции ВООПиК Олег Сергеевич Струков в 1982-1983 годах подготовил рукопись «Дом церкви Преображения». По сути, это не просто рукопись, а материалы детальной историко-культурной экспертизы здания с обмерами всего дома, составлением схем с чертежами двух этажей, фасадов, разрезов, с указанием дома на генеральных планах, с фотофиксацией и другими разными документами.

Краевед О.С. Струков соглашался с Гурьяновым в вопросе признания дома при Спасо-Преображенской церкви первым каменным домом. Но расходился с ним в датировке этого строения. Анализируя карты и планы города, О.С. Струков писал, что дом при церкви Спасо-Преображения ориентирован по старой улице нерегулярной Самары, до составления геометрического плана 1782 года, а значит, был построен до 1780-х годов. Далее во введении к рукописи Олег Сергеевич отмечал: «И, видимо, дом был построен до 1764 года, когда был упразднен находившийся здесь женский монастырь, в который входила церковь Преображения. Деревянных перегородок в первом этаже нет и не было. При незначительной высоте первого этажа – 2,3 метра стены его чрезмерно мощны. Наружные стены и внутренняя поперечная стена в 3 кирпича (со штукатуркой 82 см), внутренние продольные стены при расстоянии между ними 1,6 м. в 2 1/2 кирпича (со штукатуркой 67 см). Проемы в стенах при малых их размерах 95 – 108 см., перекрыты мощными луковыми сводами в 1 1/2 кирпича. Штукатурка внутренних стен чрезвычайно прочна, розового цвета, очевидно, от примеси толченого в порошок кирпича. Все это свойственно скорее XVII, чем XVIII веку и это позволяет предполагать, что дом построен одновременно с церковью Преображения в 1685 году.

12 августа 1978 года в газете «Волжская коммуна» появилась статья «Первый каменный дом в Самаре» бывшего городского архитектора (1951–1955), члена правления Союза архитекторов СССР (1961-1966), автора пяти известных всем книг, краеведа Емельяна Филимоновича Гурьянова. Е.Ф. Гурьянову удалось ознакомиться с материалами «Статистического изображения городов и посадов Российской империи по 1825 год», опубликованными МВД, где сообщалось, что в городе Самаре жителей 5 199 человек обоего пола, домов деревянных 783, а каменный дом только один. Кстати, эти материалы статистики еще раз доказывают нам, что никакого комплекса каменных строений Оренбургской экспедиции в самарский период в 1736-1743 годах к началу XIX века в городе не было.

Дословно текст статьи Гурьянова 1978 года: «Остатки Преображенской церкви, перекрывавшие в наши дни проезжую часть по улице Водников, были разобраны в 1952 году при устройстве подъезда к мосту. Но сохранился небольшой двухэтажный дом (ныне ул. Карбюраторная, 2), принадлежащий церковному ведомству. Строго симметричная композиция главного фасада «о пяти окон», каждое (160х89 см) ведет нас к образцовым проектам капитальных зданий. Почти до начала прошлого столетия на фасадах здания были оштукатурены только венчающий карниз и межэтажные пояски и наличники окон. Такой облик дома с неоштукатуренными темно-алыми стенами и белыми деталями архитектурных форм отражал установленную практику двухцветной окраски зданий русского классицизма. Наружные стены дома толщиной до 80 сантиметров выложены из кирпича размером 6х3х1,5 вершка (260х125х65 см), распространенного в строительной практике начала XIX века. В наши дни вся площадь занята Куйбышевским заводом клапанов, и среди его застройки исторически примечательное каменное здание уездной Самары кажется неприметным. До последнего времени в первом каменном доме Самары располагался филиал Куйбышевского машиностроительного техникума при Куйбышевском заводе клапанов. Архитектор Е. Гурьянов». Е.Ф. Гурьянов датировал это здание концом XVIII – началом XIX веков.

Самарский инженер и известный краевед, историк самарской архитектуры, заместитель председателя самарской секции ВООПиК Олег Сергеевич Струков в 1982-1983 годах подготовил рукопись «Дом церкви Преображения». По сути, это не просто рукопись, а материалы детальной историко-культурной экспертизы здания с обмерами всего дома, составлением схем с чертежами двух этажей, фасадов, разрезов, с указанием дома на генеральных планах, с фотофиксацией и с другими разными документами. Краевед О.С. Струков соглашался с Гурьяновым в вопросе признания дома при Спасо-Преображенской церкви первым каменным домом. Но расходился с ним в датировке этого строения. Анализируя карты и планы города, О.С. Струков писал, что дом при церкви Спасо-Преображения ориентирован по старой улице нерегулярной Самары, до составления геометрического плана 1782 года, а значит, был построен до 1780-х годов.

Далее во введении к рукописи Олег Сергеевич отмечал: «И, видимо, дом был построен до 1764 года, когда был упразднен находившийся здесь женский монастырь, в который входила церковь Преображения. Деревянных перегородок в первом этаже нет и не было. При незначительной высоте первого этажа – 2,3 метра стены его чрезмерно мощны. Наружные стены и внутренняя поперечная стена в 3 кирпича (со штукатуркой 82 см), внутренние продольные стены при расстоянии между ними 1,6 м. в 2 1/2 кирпича (со штукатуркой 67 см). Проемы в стенах при малых их размерах 95-108 см, перекрыты мощными луковыми сводами в 1 1/2 кирпича. Штукатурка внутренних стен чрезвычайно прочна, розового цвета, очевидно, от примеси толченого в порошок кирпича. Все это свойственно скорее XVII, чем XVIII веку и это позволяет предполагать, что дом построен одновременно с церковью Преображения в 1685 году.

Второй этаж имеет совершенно другую структуру. Применен кирпич 250х120х60 мм, высота помещений 2,9 м. Толщина наружных стен в 2 1/2 кирпича, единственной внутренней стены в 2 кирпича. Имеются деревянные оштукатуренные перегородки. Сообщение, приводимое в 1899 году в известном «Приложении к сборнику постановлений и распоряжений по Самарской епархии о монастырях и церквях Самарской епархии», о постройке дома в 1856 году в свете изложенного ошибочно. Это, видимо, год надстройки второго этажа. Таким образом, одноэтажный дом при церкви Преображения выстроен в первой половине XVIII века, а возможно, и в конце XVII века, в 1856 году надстроен вторым этажом». В рукописи О.С. Струкова «Дом церкви Преображения» представлено подробнейшее исследование планировки этажей, лестниц, перекрытий, внутренних и внешних стен, окон, дверных проемов, остатков двух печей и камина, дымоходов, подвала, пристроя. Анализируются результаты реконструкций 1856, 1870 и 1929 годов.

И Гурьянов, и Струков сходились на признании дома Спасо-Преображенской церкви первым каменным домом в Самаре, но расходились только лишь в дате его возведения: Гурьянов считал временем постройки конец XVIII – начало XIX века, Струков – конец XVII – начало XVIII века. Споры по датировке всегда были ожесточенными, иногда дело доходило даже до обид. При любом удобном случае Струков припоминал Гурьянову, что тот, будучи городским архитектором, санкционировал снос старейшей в городе Спасо-Преображенской церкви в 1952 году, при которой и находился первый каменный дом. Вообще, споры Струкова и Гурьянова имели давнюю историю. Некоторые темы их дискуссий актуальны и сейчас: об истинном возрасте города Самары, об этапах в истории Казанской улицы (ул. А. Толстого), о классицизме и классических традициях в самарской архитектуре, о значении эклектики в архитектурном облике Самары, о дате постройки первого каменного дома в Самаре...

Сразу же после проведения историко-культурной экспертизы Олегом Сергеевичем Струковым и молодым архитектором института Куйбышевгражданпроект, сыном известного куйбышевского художника Спартака Горинова – Юрием Гориновым (последний помогал делать обмеры и занимался фотофиксацией), в 1982 году бывший дом церкви Преображения был снесен. Осталась только старая фотография дома церкви из альбома Цвиленева и Михайлова и рукопись О.С. Струкова.

По материалам: http://samcult.ru/heritage/1580; https://kraeham.livejournal.com/48209.html; https://kraeham.livejournal.com/94073.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.