ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тверь. Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою.


Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Татианы Римской , Арсения Тверского, Ефрема Новоторжского
Год постройки:1564.
Адрес:
Россия, Тверская область, г. Тверь, ул. Троицкая, д. 38

Координаты:56.85623, 35.8875
Проезд:троллейбус 2, 4, автобус 20, маршрутное такси 6, 7, 9, 52 до остановки «1-я горбольница»


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Алтарные абсиды
Михаил Владимиров
1 марта 2020
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
23 августа 2019
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
15 апреля 2017
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
15 апреля 2017
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Илья Смирнов
29 марта 2013
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
17 ноября 2011
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
17 ноября 2011
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
333
29 июня 2007
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Артёмов Артём
17 августа 2006
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Артёмов Артём
17 августа 2006
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2003
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2003
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Алексей Кротов
9 апреля 2018
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Завершения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
15 апреля 2017
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
6 июля 2012
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
6 июля 2012
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
6 июля 2012
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Завершение колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
6 июля 2012
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Портал
Наталия
21 апреля 2012
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Южный придел
Наталия
21 апреля 2012
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Икона на северном фасаде
Наталия
21 апреля 2012
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Наталия
21 апреля 2012
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Тимофей Черепанов
17 августа 2009
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Артёмов Артём
17 августа 2006
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Артёмов Артём
17 августа 2006
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Артёмов Артём
17 августа 2006
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Артёмов Артём
17 августа 2006
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Артёмов Артём
17 августа 2006
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Niana
6 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Niana
6 августа 2005
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
2 мая 2002
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
2 мая 2002
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица". Левый придел
Скалдин Виктор
16 июля 2018
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Алексей Кротов
9 октября 2013
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Правый придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
6 июля 2012
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
6 июля 2012
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Тимофей Черепанов
17 августа 2009
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1915
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1914
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1914
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1914
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Фотография И. А. Тачалова. Тверь, 1910-е гг. Собрание ТГОМ. с сайта http://history-tver.ru/7-79.htm
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1910
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Фотография 1903 г. из альбома "Волга. От истока до Каспия" с сайта http://andcvet.narod.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
??
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Фотография из альбома "Калуга, Тверь, Тула, Торжок" с сайта http://andcvet.narod.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
??
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
??
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
??
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Тимофей Черепанов
17 августа 2009
Церковь Троицы Живоначальной "Белая Троица", что за Тьмакою - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Hramsohran
21 апреля 2019



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел,  27 мая 2002

По статусу епархии - приходская. Освящена 15 августа 1564 г. 4 престола: Пресвятой Троицы (главный); Введение во храм Пресвятой Девы Марии; прп. Ефрема Новоторжского; свят. Арсения Тверского и св. мчц. Татианы. Расположенная за рекою Тьмакой, церковь "Белая Троица" (свое название храм получил за покрытие глав белой черепицей) - самое древнее из сохранившихся сооружений старой Твери. Тверской храм во имя Живоначальной Троицы - древнейший каменный храм в городе из числа сохранившихся.

Храм выстроен на средства Гавриила Андреевича Тушинского, который принадлежал к числу купцов, переселенных из Москвы в конце XV начале XVI вв. Южный ее придел (Николая Чудотворца, с XVII века - Введенский) построен тверским купцом П. Д. Ламиным. Первоначально весьма скромной постройки храм, имевший 1 или 3 главы, в результате пристроек 1787 г. и 1860-х гг. приобрел 7 глав. В таком виде существует и в настоящее время. Сохранилась надпись на западной стороне храма: "Лето 7072 совершен бысть сии храм во имя Живоначальния Троицы месяца августа 15 при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче и всея России и при епископе Акакии Тферьскомъ замышлениемъ и строением раба Божия Гавриилъ Андреева Тоушиньского". Судя по архетипическим находкам, нынешнее здание выросло на месте более древней церкви (я был около этой церкви в мае 2002г. и видел остатки фундамента этой более старой церкви).

Церковь сложена из кирпича с применением белого камня, оштукатурена и побелена. Состоит из низкой апсиды, собственно храма, близкого в плане к квадрату, трапезной с двумя приделами, трехъярусной колокольни. Первоначально храм был трехглавым. со временем количество глав достигло семи. из них пять световых и две глухих. Здание неоднократно перестраивалось. В концу XVIII века был выстроен Ефремовский придел, растесаны узкие окна, уничтожен портал. В 1815 году к храму с запада пристраивается двухъярусная колокольня (третий ярус появился в 1878году). В 1867 году построен северный придел - образовалась обширная трапезная. Древняя часть здания близка к кругу московских памятников XVI века, но стилистически своеобразно трактована местной художественной традицией. Архитектура здания отличается ясностью форм, аскетичностью декоративного убранства. Стены храма расчленены лопатками, по верху идет трехчастный карниз.

С давних времен храм известен в народе под именем "Белая Троица". Считается, что название произошло от того, что храм всегда окрашивался белой краской и в старину имел кровлю из черепицы беловатого цвета. Более поздние пристройки изменили первоначальный вид здания, хотя главный храм сохранился почти невредимым. В 1787 г. с юго-западной стороны был пристроен придел преп. Ефрема Новоторжского, в 1867 г. с северной стороны сооружен придел во имя святителя Арсения Тверского и св. мчц. Татианы. Здание приобрело объемную композицию, близкую к храмам русско-византийского стиля. К концу XVIII в. был поставлен новый главный четырехъярусный иконостас с позолотой по левкасу, стены украсились декоративными элементами. В 1812 г. была построена двухъярусная колокольня, а в 1878 г. надстроен 3-й ее ярус и шатровый верх.

Под главами храма имеются 2 свода, посредине между ними устроены 3 потайных помещения, служившие, как предполагается, для сохранения в них церковной утвари и в качестве убежища для жителей при нападении неприятеля. В главном храме и в его приделах сохранилось немало памятников старины: это иконостас XVIII в., настенная живопись конца XVIII - начала XIX вв. и несколько древних икон: образ Святой Троицы - XVI в., Николая Чудотворца "с деяниями", икона "Небесная сень" - XVI в., старинные богослужебные предметы. В храме также находится рака с мощами св. Макария Калязинского.

С храмом Белая Троица связано несколько старинных преданий, одно из которых говорит о существовании подземного хода длиною до 250 сажен, в котором жители города прятали свое имущество и укрывались сами во время набегов и грабежей неприятелей. Троицкий храм - единственный в Твери, в котором богослужения не прекращались даже в советский период.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  18 декабря 2018

Древнейшее здание Твери - Троицкая церковь в Затьмачье - была построена не так уж давно, в 1564 году. Тем не менее сведения о её строительстве скудны и почти исчерпываются содержанием храмозданной надписи на западной стене четверика: "Лето 7072 совершен бысть сии храм во имя Живоначальныя Троицы месяца августа 15 при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче и всея России и при епископе Акакии Тферьском замышлением и строением раба Божия Гавриила Андреева Тушиньского".

Стоит сказать, что Затьмачье стало заселяться только в ХIV-ХV веках, и, видимо, поэтому здесь - как в наиболее "просторном" районе - в последующие десятилетия находили себе пристанище новые тверичи: те, кому во исполнение великокняжеской воли приходилось переселяться в не слишком благонадёжные тверские и новгородские земли. Тверичи и новгородцы переселялись, в свою очередь, в Москву, таким образом укреплявшую свою власть на недавно присоединённых территориях. Одним из таких вынужденных переселенцев из Москвы в Тверь был купец Гаврила Андреевич Тушинский, зиждатель Троицкой церкви в Затьмачье. Знать не знал он, что храм, построенный им, переживёт и могучий Спасский собор в кремле и многие другие церкви славного торгового города и среди потомков будет знаменит как древнейшее здание во всей Твери. Конечно, далеко не в первозданном виде дошёл до нас Троицкий храм. Древнейшую его часть - четверик - со временем обняли приделы, а над кровлей вознеслись семь глав - вместо изначальных трёх (или, по утверждению некоторых исследователей, даже одной). Освящал Троицкую церковь 15 августа 1564 года епископ Тверской Акакий. Это было последнее значительное деяние престарелого святителя, занявшего Тверскую кафедру ещё в 1522 году. Долгая жизнь владыки позволила ему участвовать во многих событиях своей весьма бурной эпохи. Постриженник преподобного Иосифа Волоцкого, он, казалось, был "прирождённым архиереем" - рачительным хозяином в своей епархии и попечительным пастырем своим духовным чадам. Имел близкие дружеские отношения с прп. Максимом Греком, сосланным в тверской Отроч монастырь. Вскоре после освящения Свято-Троицкой церкви свт. Акакий занемог и не смог даже поехать в Москву на Собор 1564 года. В 1567 году он тихо скончался в Желтиковом Успенском монастыре близ Твери, для которого некогда исходатайствовал архимандритию.

Троицкая церковь первоначально представляла собой четверик с позакомарным покрытием и тремя - или одной - главами. Возможно, существовала также небольшая звонница, пристроенная к храму - по образцу новгородских или псковских храмов. Церковь была белой, с беловатой черепитчатой кровлей, и поэтому в народе издавна прозывалась "Белой Троицей". Сохранилось предание о некогда существовавшем под храмом подземном ходе (некоторые старожилы рассказывали даже, что ход вёл на ту сторону Тьмаки, в кремль). Вполне возможно, что некое подземное убежище под Белой Троицей действительно было - ведь не зря же в ней самой под сводами нашли несколько потайных помещений, - но вряд ли оно имело столь серьёзную протяжённость. Скорее всего, оно служило, как и тайники в самом храме, для сокрытия церковной утвари и имущества окрестных жителей в случае нападения врагов.

В 1770-е годы Тверь, как многие губернские города, начала обретать регулярную застройку. Это было обусловлено и обстоятельством случившемся в 1763 году, когда центральная часть Твери сильно пострадала от пожара. В огне погибли почти все казённые строения, около восьмисот частных дворов, гостиный двор. Обгорел и кремль, который решили уже не восстанавливать, так как своё оборонное значение к середине ХVIII века он утратил. Регулярная перепланировка коснулась и Затьмачья, которое по новому проекту вошло в состав города лишь частично. Троицкая церковь, таким образом, оказалась у самой Старицкой заставы. Видимо, по замыслу архитектора она должна была встречать въезжающих в город со стороны Старицы, представляя собой своего рода "парадный фасад" Затьмацкой стороны. Впоследствии, однако, церковь оказалась отделена от городской границы жилым кварталом, что отняло от впечатления, производимого ею, несколько торжественности, но зато прибавило немного уюта. Тем не менее, вокруг неё сохранена небольшая округлая площадь, благодаря чему Белая Троица хорошо просматривается с четырёх сторон - приятная редкость для городского храма.

С течением времени изменялась не только городская среда вокруг Троицкого храма. Сам он тоже менялся сообразно потребностям растущего населения Затьмачья и его усердию к украшению дома Божия. По всей видимости, ещё в ХVII столетии он приобрёл дополнительные главы, а к началу ХIХ века церковь уже совершенно осовременилась. Начать с того, что узкие окна четверика растесали, дабы в храме стало светлее. К счастью, это деяние обошлось без непоправимых потерь - а ведь история знает случаи, когда древние храмы обрушивались полностью или частично, не выдержав расширения оконных проёмов. Затем, в 1787 году, к четверику с юго-западной стороны пристроили Ефремовский придел - в честь почитаемого тверичами св. Ефрема Новоторжского. А уже к приделу "прилепили" в 1812 году колокольню, первоначально двухъярусную. Третий ярус, обозначивший колокольню как существенную доминанту окружающей городской застройки, появился лишь в 1878 году. Немногим ранее, между 1864 и 1867 годом, был сооружён придел во имя свт. Арсения Тверского и мч. Татианы - с северо-западной стороны, в пандан Ефремовскому.

Внутреннее убранство церкви также есть результат многовековых поновлений. Надо, однако, отметить, что иконостас в храме весьма старый - он относится, по мнению исследователей, к ХVII столетию. В советское время Троицкая церковь счастливо избежала разрушения, хотя именно в Твери новая власть действовала особенно решительно, снося направо и налево памятники древнерусской архитектуры. Жертвой антирелигиозного вандализма пал и кафедральный Спасо-Преображенский собор. После его разрушения функции главного храма Тверской кафедры перешли к Белой Троице, и отныне она именовалась собором. На протяжении почти всей советской эпохи Троицкий храм являлся действующим. Исключением стали лишь несколько лет в конце 1930-х годов, когда "построение безбожного общества", к которому так стремились большевики, едва-едва не сделалось реальностью. Почти всё тверское духовенство к этому времени было арестовано, мученическую кончину принял от рук палачей архиепископ Тверской Фаддей (Успенский), богослужения совершались втайне, на частных квартирах, напоминая катакомбные молитвенные собрания первых христиан. С началом Великой Отечественной войны политика государства в отношении Церкви переменилась. Строить иллюзии здесь было бы неуместно, ибо перемена эта носила исключительно вынужденный характер, но тем не менее появилась возможность открыто ходить в церковь - пусть и единственную в городе. Этой единственной церковью долгие годы оставалась Белая Троица. Став в 1940-е годы кафедральным собором епархии, он долгие годы служил христианам Твери (тогдашнего Калинина) единственным прибежищем. И память об этой судьбе сохраняется в храме по сей день.

В 1988 году епархии передали Воскресенский собор, построенный в 1913-1914 годах. После его освящения именно он принял на себя функцию кафедрального собора, а Троицкую церковь приписали к нему. Тем не менее и она не утратила своего значения в глазах тверичей. Здесь сосредоточены дорогие для них святыни, сюда (и только сюда, ибо некуда было больше) приходили они молиться в ту, совсем ещё недавнюю, эпоху, когда по всей епархии оставалось чуть более сорока приходов, а высокое начальство с высоких трибун обещало в ближайшем будущем "показать по телевизору последнего попа". В конце 1980-х - начале 1990-х годов, когда в городе и его окрестностях начали открываться храмы, многие троицкие прихожане, что закономерно, "разошлись" по ним. Но и Троицкий собор не пустует, : в воскресные и праздничные дни сюда приходят жители не только Затьмачья, но и отдалённых районов Твери. Сейчас в Троицком соборе часто совершает литургию митрополит Тверской и Кашинский Виктор (Олейник), ведь и в его церковном служении Белая Троица составила важную веху. С 1978 года он был ключарем собора, а с 1982 года и вплоть до своей архирейской хиротонии в 1988 году - его настоятелем.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №22, 2013 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  18 декабря 2018

Внешность Свято-Троицкого собора не представляет собой ничего экстравагантного. Это обстроенный приделами четверик с тремя выступающими алтарными апсидами. Однако на фоне других тверских церквей Белая Троица выглядит своеобразно. Наиболее характерны для Твери храмы типа "восьмерик на четверике" с одной - как правило, небольшой главкой. Все они, сохранившиеся до наших дней, построены значительно позднее Троицкого.

Материал строения Троицкой церкви - кирпич. Декорирована она очень скромно, в особенности это касается основного четверика. Возможно, когда-то он имел некие украшения, но теперь задерживает взгляд лишь полуколоннами, сообщающими трёхчастное деление плоскостям стен, и карнизом, опоясывающим четверик вровень с коньком крыши приделов. Определённую нарядность придают храму семь глав со шлемовидными куполами. Но и они украшены скупо. Только тонкие полукруглые пояски да декоративные арки, подчёркивающие окна барабанов, - вот и всё. Пять глав имеют световые барабаны, в то время как две самые маленькие главки в восточной части четверика лишены окон. Только маленькие декоративные арочки, такие же, как у "старших" глав, обозначают места, где эти окна "должны были быть". Приделы и колокольня как бы подчиняют себе и отчасти "подавляют" древнее ядро церкви. Обликом они несколько суховаты, подчёркнуто функциональны (старое здание сделалось тесно, ну и достроили). Впрочем, приделы имеют карниз, оформленный лепными цветами двух видов, чередующихся друг с другом, и ангельскими головками. Карнизы приделов украшены скромными лепными цветами. В сравнении с буйством барочной "рези" или московского узорочья они выглядят так же, как и скромная домашняя вышивка в сравнении с причудливой вязью затканной золотом парчи. Что касается колокольни, то она заслуживает внимания благодаря стилистической разногласице ярусов.

Даже наблюдателю, не знакомому с историей Свято-Троицкого храма, очевидно, что её колокольня есть "продукт" разновременный. Граница эпох проходит в данном случае по карнизу, отделяющему второй ярус от третьего. Третий ярус, выстроенный в 1878 году, несёт на себе черты псевдорусского стиля (шатровое завершение с кокошниками в основании), тогда как второй ярус, возведённый несколькими десятилетиями раньше (1812 г.), - это отчётливый провинциальный ампир. Выступы алтарной части перекрыты общей кровлей. Эта деталь, являющаяся, видимо, позднейшим приобретением, составляет своеобразие Троицкого храма. Алтарные апсиды современных ему церквей обычно имели обособленные покрытия.

В целом следует сказать, что в Белой Троице замечательна не столько её архитектура, сколько её история. Можно найти много храмов, более интересных с точки зрения зодчества - и в том числе в окрестностях Твери. Но тот исторический путь, который прошла Троицкая церковь вместе с Тверью, ставит её в ряд уникальных тверских достопримечательностей. За то она и любима жителями города. В убранстве храма самую заметную - и ценную - часть составляет иконостас ХVIII столетия. Он имеет четыре яруса, причём праздничный ряд икон расположен непосредственно над местным. Большинство икон выполнено в своеобразной переходной манере письма - сохраняя общий строй традиционной иконописи, они имеют черты, сближающие их с академической живописью, занявшей главенствующее место в церковном искусстве уже в ХIХ столетии. Резьба иконостаса довольно скромна, а Царские врата являются в иконостасе "наиболее резным" элементом. Иконостасы приделов по преимуществу более новые, а стенные росписи в приделах выполнены в совсем недавнее время (тогда как росписи основного четверика относятся к ХIХ веку). Полы в храме частью деревянные (солея перед центральным и придельными иконостасами), частью покрыты - видимо, также недавно - плиткой.

Вплоть до самого недавнего времени в Троицком храме находились мощи прп. Макария Калязинского, составлявшие, если можно так выразиться, главный объект притяжения для верующих. Мощи оказались в Твери после разорения Макарьевского монастыря в Калязине, с 1988 года находились в Ефремовском приделе Троицкой церкви у южной стены в особой раке, но недавно были возвращены калязинцам. Сейчас осталась только рака, а в ней, как память о пребывании святого в Твери, частица его мощей.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №22, 2013 г.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  16 февраля 2020

Освящение церкви состоялось 15 августа 1564 г. Изначально у храма не было примитивной четырёхскатной кровли. Покрытие церкви, все фасады которой венчали полукруглые закомары, было позакомарным. Каждую из трёх апсид также перекрывала отдельная полусфера. Маловероятно, чтобы сразу после завершения строительства церковь Троицы Живоначальной была увенчана семью главами. По-видимому, это стало поздним приобретением – возможно, XVII века. Судя по аналогичным сооружениям в других городах, храм первоначально мог иметь одну или три главы. В XVI веке оконные проёмы, безусловно, были узкими, щелевидными. В XVIII–XIX в.в. их практически все растесали.

В 1787 г. к юго-западному углу церкви был пристроен Ефремовский придел, к которому в 1812 г. пристроили двухъярусную колокольню. В 1878 г. был надстроен третий ярус колокольни, увенчанный шатром. Второй придел, освященный во имя святителя Арсения, епископа Тверского и мученицы Татьяны, построен в 1864-1867 г.г. у северо-западного угла храма.

Настенная живопись относится к концу XVIII – середине XIX в.в. Иконостас датирован исследователями XVIII веком. Под главами Троицкой церкви имеются два свода, между которыми устроены три потайных помещения, предположительно служившие для хранения церковной утвари, а также в качестве убежища для жителей на случай нападения неприятеля. В ограде, окружавшей храм, имелось несколько ворот. Вокруг церкви когда-то существовало кладбище.

Единого мнения о происхождении названия «Белая Троица» среди исследователей нет. По одной из версий, кровля Троцкого храма была покрыта белой черепицей, поэтому его стали называть Белой Троицей. Согласно другой версии, церковь принадлежала Троице-Сергиевскому монастырю и не платила подать, то есть была «белой».

После застройки Затьмачья по новому регулярному плану, принятому в 1777 г., «Белая Троица» оказалась рядом с границей города. Вокруг приходского храма была сформирована площадь. Архитекторы XVIII века не хотели изолировать Троицкую церковь от границы Твери жилым кварталом. По замыслу градостроителей, «Белая Троица», широко раскрытая вовне, должна была встречать подъезжающих к городу со стороны Старицы. Храм должен был стать парадным убранством Старицкой заставы. Позднее градостроительные планы были изменены, между границей города и церковью появилось несколько кварталов, «Белая Троица» оказалась практически в центре Затьмачья.

По одному из старинных преданий, связанных с храмом «Белая Троица», в давние времена существовал подземный ход длиной до 250 сажен, в котором во время набегов неприятелей городские жители укрывались и прятали свое имущество. Троицкая церковь – единственная в Твери, в которой богослужения практически не прекращались даже в советские годы, исключением стали только несколько лет в конце 1930-х г.г. После разрушения кафедрального Спасо-Преображенского собора на «Белую Троицу» были возложены функции главной церкви Тверской кафедры, отныне она стала именоваться собором.

В 1988 г. епархии был передан Воскресенский собор, возведенный в 1913–1916 г.г., который после освящения стал кафедральным собором, а церковь Живоначальной Троицы была приписана к нему. Однако в глазах тверичей она своего значения не утратила. В храме сосредоточены дорогие для горожан святыни, здесь находится рака с мощами преподобного Макария Калязинского.

http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-belaya-troica


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  27 июля 2020

Церковь Троицы Живоначальной – является древнейшим из сохранившихся храмов и самым древним каменным зданием в Твери. Строилась она на месте еще более древнего храма. Освящена в 1564 г. Белая Троица расположена за рекой Тьмакой и первоначально встречала людей, въезжающих в Тверь. Постепенно территория вокруг неё была застроена жилыми кварталами.

Церковь сложена из кирпича с применением белого камня, оштукатурена и побелена. Кровля и главы в свое время были покрыты белой черепицей, что и дало церкви это название – "Белая Троица". Еще один из вариантов происхождения его названия – Церковь Белая Троица принадлежала Троице-Сергиевскому монастырю и, по легенде, ее название указывает на то, что она не платила податей местному епископу, то есть была "белой".

Первоначально весьма скромный храм имел одну или три главы, но в результате многочисленных пристроек 1787 г. и 1860-х г.г. к концу XIX в. храм приобрёл семь глав. В таком виде существует и в настоящее время. В 1815 г. с западной стороны была пристроена двухъярусная колокольня, в 1878 г. у нее появился еще один ярус и шатер. Её высота вместе с куполом и крестом составляет 27,7 м.

В настоящее время здание церкви представляет собой одноэтажный кубический храм, с четырехскатной крышей, увенчанный семью главами, с востока к нему примыкает трехчастная абсида, с запада – односветная трапезная с двускатной вальмовой крышей и двумя приделами, а так же четырехъярусная колокольня с шатровым завершением , с подклетом под частью здания.

В 2015-2018 г.г. были проведены работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе реставрация фасадов, работы по кирпичной кладке, отделочные работы, работы по белому камню, работы по кровле шатра и кокошников.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Климочкина,  30 мая 2022

Церковь Живоначальной Троицы, известная в народе под именем «Белой Троицы», каменная, построена как видно из надписи, вырезанной и доселе сохранившейся на западной стене церкви в 1564 г. Надпись эта читается так: «лета 7072-го совершен был сей храм во имя Живоначальной Троицы месяца августа 15 при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче и всея России священном митрополите Макарии и при епископе Акакии Тверском замышлением и строением раба Божия Гаврила Андреева сына Тушинского». Название «Белая Троица» встречается уже в писцовой книге г. Твери 1625 г. письма Потапа Нарбекова и подьячего Богдана Фадеева. От чего оно произошло, не известно. Может быть, в отличие от другой Троицкой церкви за Волгою, она названа «Белою» потому, что была крыта черепицею беловатого цвета (образцы этой черепицы и доселе сохранились) и окрашиваема была белою краскою.

Несмотря на то, что со времени основания описываемого храма протекло около 334 лет, всеразрушающее время и гибельные для Твери события пощадили его и сохранили его до настоящего времени во всем величии древней красоты. Таких несчастных событий для Твери было несколько, но опишем только два. Первым было нашествие на Тверь Московского царя Иоанна Грозного в 1562 г. Как повествует об этом событии Карамзин: «Сонмы неистовых воинов грабили сей город Тверь, начав с духовенства и не оставив ни одного дома целого: брали легкое, драгоценное, жгли, что не могли взять с собой…» Вторым нашествием было литовское разорение 1606-1609 гг. Из писцовой книги 1625-1626 гг. известно, что в Твери «после литовского разорения осталось в том году… 554 двора, в них людей разных чинов до 600 чел, пустых церквей и монастырей 11, дворов и дворовых мест 1450».

Конечно, такие события не прошли бесследно и для Троицкого храма; вероятно и он неоднократно был разгромляем и оскверняем святотатскою рукою грабителей. Однако Троицкий храм ни разу не испытал доли разрушения и не подвергался действию пламени, хотя в Твери случались часто опустошительные пожары.

Построенный жителем и для прихожан г. Твери Троицкий храм строителем его Гаврилом Тушинским в 1572 г. был «дан вкладом» в Троице-Сергиевский монастырь, ныне Троице-Сергиевская лавра. Жертвовался он в означенный монастырь со всею церковною утварью, как то: «с образы, и с книгами, и свечами, да двои колоколы». Сверх того, были присоединены еще «двор… за рекой у Троицы ж в приходе, со всеми на нем находящимися хоромами, да поварня мылная со всею поряднею с мылною, да онбар соляной пяти сажен у гостина двора» и 200 руб. денег. А жертвовалось это с тем условием, как говорится в «данной», чтобы когда «Бог меня, Гаврила, пошлет по душу… положить меня у Живоначальной Троицы и у великого чудотворца Сергия в монастырь и в вечный сенаник в селники написати…». До какого времени Троицкий храм принадлежал Троице-Сергиевскому монастырю – неизвестно, но по писцовой книге г. Твери 1685-86 гг. … он со всеми своими вкладами еще числился за означенным монастырем. Писцовая книга еще указывает на то обстоятельство, что к этому времени иконы и вся церковная утварь в Троицкой церкви слишком обветшали.

По своей внешней фигуре церковь Белая Троица четырехсторонняя, но с различными выступами и углублениями, отчасти древними, отчасти позднейшими. К числу первых принадлежат те три полукружия, из которых среднее более боковых, и которые образуют запрестольную алтарную стену; к числу вторых – те массивные конрофорсы, которые извне окружают алтарную стену и поддерживают ее. Длина храма считается по южной и северной наружным стенам 7 саж. 2 арш. 10 верш. Длина наружной как западной, так и с восточной по прямой линии 5 саж. 2 арш. Длина середины храма от горнего места до западной двери, не считая толщины стен, 6 саж. 1 арш., а ширина 4 саж. 2 арш. Высота стен до кровли 4 саж. 2 арш., а высота всего храма с куполами и крестами простирается до 13 саж.

Храм увенчивался в древнее время, как и теперь, семью главами, из которых пять полых, фонарчатых находятся над среднею частью храма, а две остальных глухих или фальшивых над алтарем. Крыша на храме была четырехскатная и крыта она была в древнее время белою черепицею. На западной стене храма над входными дверями его была колокольня. По всей вероятности, она устроена была по образцу древних новгородских звонниц или колокольниц, т. е. являясь продолжением западной стены, выложенной поверх крыши. Она имела вид невысокой стенки с амбразурами, в которых и висели сначала два колокола, а потом спустя 100 лет по основании храма уже 4 колокола.

С западной стороны храма находилась входная дверь и имела форму четырехугольную, верх ее заканчивался небольшим полукружием. Тождественной по форме и размеру была и дверь с северной стороны. При западной входной двери ни колонн, ни портика не было, по сторонам же ее находились два камня с надписью об основании храма.

Окна в церкви были продолговатые, узкие, расширяющиеся внутрь храма, на подобие тех, которые сохранились под карнизами храма, а также в фонарях глав. Количество окон было меньшее, так как два нижних окна, соответствующих двум клиросам в храме, были вновь прорублены только в 1787 г., остальные были расширены. К числу внешних украшений храма должны быть отнесены карнизы и пилястры, по четыре с каждой стороны, сделанные не из алебастра, а выложенные из кирпича. Стены храма построены также из кирпича, причем стены только обложены им, внутри же самих стен находится щебень и неправильной формы камни.

Внутренность храма сама по себе не отличается вместительностью, еще более стесняется массивными столбами. Всех столбов четыре, два из них – восточные соединены между собою массивными арками, вместе с боковою с южной стороны массивною стеною средостение, отделяющее алтарь от средней части храма. Два остальных столба находятся по середине храма. Внутренние стены храма были оштукатурены, но расписаны не были.

В 1787 г. к западной стене храма с южной стороны ее был пристроен на средства прихожан придел во имя пр. Ефрема, Новоторжского чудотворца. В этом же году были пробиты два новых окна, а старые были расширены. Вновь построенный придел в этом же году был покрыт тесом, ровно как и Троицкий храм имел тесовую крышу, хотя главы храма были крыты еще черепицею. В 1811 г. эта черепица на главах, вследствие крайней ветхости, была заменена белым железом, тогда как сам храм был покрыт железом и то черным только в 1826 г.

В 1867 г. был пристроен новый придел во имя св. Арсения, Тверского чудотворца, и Татианы муч. к западной стене храма, но только к северной ее половине. Придел во имя св. Арсения и Татианы муч. был построен на средства прихожан Троицкой церкви - дворян подполковника Арсения Васильевича Обухова и его сестры Татьяны Васильевны. Выстроенный прежде во имя преп. Ефрема чуд. в этом году был вновь перестроен, т. е. распространен и надстроен, а также накрыт одним общим сводом со вновь пристроенным приделом. Таким образом, эти два придела и образовали настоящий теплый храм.

Бывшие входные западные двери в 1895 г. были расширены и переделаны в настоящую арку, так как через прежние двери было плохо видно и слышно церковные службы, проходившие в холодной церкви, прихожанам из теплой церкви. Современная колокольня была построена в 1818 г., но имела сначала только два яруса; третий же ярус был надстроен при старосте П. Н. Добринском в 1868 г. Древняя колокольня над западными дверями храма уже в начале XIX ст. не существовала; когда она была срыта – неизвестно.

В связи с главным алтарем Троицкой церкви… находится придельный храм во имя Введения Пресвятой Богородицы, он помещается за иконостасом главного храма, в южной алтарной нише. Строителем этого придела был прихожанин П. Д. Ламин.

Из достопримечательностей Троицкой церкви имеются: икона святой Троицы, писанная, как значится в надписи, находящейся на самой иконе, Рублевым; икона святой Троицы, вторая, написанная в 1561 г.; икона св. и чуд. Николая с деяниями, написанная в 1561 г. и возобновленная в 1826 г. усердием вкладчиков; икона Воскресения Христова; Евангелие напрестольное, старопечатное в пол-листа, издано в Москве в 1688 г.; кресты на главах древнего храма (числом семь), восьмиконечные, железные, кованные, по своему происхождению они современны основанию самого храма; средний из них, помещающийся над среднею главою, в начале XIX ст. был вызолочен, а остальные выкрашены желтою краскою.

При священнике Александре Ивановиче Пешехонове с 1833 г. началось историческое описание Троицкой церкви, в 1849 г. им была составлена «по велению архиепископа Гавриила» брошюра «Краткое историко-хронологическое описание Троицкой, что за Тьмакою, церкви, как древнейшей в г. Твери», к которой были приложены план церкви и рисунок с древних царских дверей придельной Введенской церкви. По распоряжению преосв. Гавриила эта брошюра вместе с брошюрою «О церкви села Кушалина, Тверского уезда, и о самом селе» в 1851 г. были напечатаны и разосланы по монастырям и церквам Тверской епархии с тою целью, чтобы побудить настоятелей и др. церквей к составлению подобных записок.

При этом священнике был в 1867 г. основан и освящен новый придел во имя свят. Арсения и муч. Татьяны; в 1874 г. при нем были построены два церковных дома на средства потомственного почетного гражданина И. И. Боброва и в одном из них в 1875 г. основана была церковно-приходская школа. При нем же в 1878 г. была надстроена колокольня, построенная в 1818 г., на целый ярус, настлан деревянный пол в холодной церкви на белокаменный, а вокруг церкви была построена каменная ограда с чугунною решеткою старостой Добринским. В 1878 г. на средства прихожан братьев Ивана, Степана и Алексея Борисовичей Барановых слит новый колокол весом в 311 пуд. 4 фун. и стоимостью в 6000 руб. Колокол этот был слит тверским мастером Клевуновым и по достоинству своему, по мягкости и гармоничности звука должен быть отнесен к числу лучших колоколов г. Твери.

Особо памятным для прихожан является посещение Троицкого храма в 1858 г. Государем Императором Александром II и супругою его Государыней Императрицею Мариею Александровною, которые были встречены священником А. И. Пешехоновым. О визите Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны сохраняется медная доска, которая находится в храме на западной стене главного придела.

В.И. Некрасов «Церковь Белая Троица в г.Твери». - Тверь. Типография Губернского Правления, 1900 г.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.