Во время Литовского разорения Христорождественский монастырь был разграблен и опустошен, его храм и кельи сожжены. Но игуменья Аполлинария, которой было суждено пережить это страшное время, вместе с несколькими уцелевшими сестрами уже в 1613 году вернулись на святое место. Возрождение монастыря начали с возведения храма. Он был построен в прежнее наименование – во имя Рождества Христова, был деревянный, шатровый с папертью, крыт тесом. По описи, составленной в первой половине XVII века, значилась «в монастыре церковь деревяна Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с земли рублена клетцки, с церкви шатер рублен, крыта тесом с папертью». Опись подробно говорит и о внутреннем убранстве храма. Игуменья Варсонофия называет имена тех, кто жертвовал на убранство храма. Благодаря этому их имена сохранились на столетия, и мы знаем и поминаем тех жертвователей сегодня. В их числе посадские люди Афанасий Шешков, Косьма Горецкий, Яков Голубятников. «В алтаре ризы, и стихарь, и патрахель и книга Минея общая – данье блаженная памяти Государыни старицы инокини Марфы Ивановны».
Из описания церкви и утвари видно, что особенное внимание игуменьи и сестер было обращено на храм Рождества Христова: он по возможности благоустраивался. Святые престолы, жертвенник, богослужебные сосуды, крест и Евангелие, ризы, книги – все было в наличии, кроме колоколов. Но нельзя было не заметить и скудости, и ветхости многих предметов. Но эта материальная скудость восполнялась молитвами инокинь и истинно подвижническою их жизнью.
В 1646 году, спустя пять лет после приведенного описания состояния Христорождественского монастыря, царь Алексей Михайлович по случаю восшествия на престол излил щедрые дары на этот монастырь.
Со временем деревянный храм обветшал, да и уже не соответствовал потребностям нового времени. Во многих местах стали строиться каменные церкви, более прочные и защищенные от пожаров. Кроме того, с каждым годом росло число богомольцев, с чем увеличивались и материальные средства обители. Поэтому игуменья Маргарита в 1765 году испросила разрешение у архиепископа Тверского Гавриила построить вместо деревянного каменный храм в честь Рождества Христова с приделом во имя Алексия, человека Божия, и с колокольнею. В то же время монахиня Надежда стала добиваться разрешения устроить за свой счет и придел в честь чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Новый трехпрестольный храм был построен, в ноябре 1779 года был освящен последний, третий, его придел. В 1787 году Екатерина II пожаловала Христорождественскому монастырю 200 рублей – сумму по тогдашним временам значительную. В 1797 году свои благодеяния на монастырь излил император Павел, в 1804 году – Александр I.
Число богомольцев, посещающих Христорождественский монастырь, постоянно росло, и прежний храм Рождества Христова уже не мог вместить всех желающих, особенно в зимнее время. К тому же в левой стороне храма, в приделе Алексия, человека Божия, появилась значительная трещина. Возникла необходимость перестроить храм, тем более что были и благодетели, готовые жертвовать на святое дело. В мае 1809 года было получено разрешение на строительство храма от владыки Мефодия. План и фасад новой церкви были одобрены его высочеством герцогом Георгом Голштейн-Ольденбургским, супругом великой княгини Екатерина Павловны. Тогдашний губернатор Александр Андреевич Ушаков распорядился выдать из Жёлтиковской рощи лесу по казенной цене. Заготовлено было множество кирпича и дикого камня.
В декабре 1809 года государь император посетил обитель вместе с великою княгинею Екатериной Павловной и ее августейшим супругом.
В июне 1810 года, в бытность Александра I в Твери, был заложен новый храм. Храм строился успешно, и в 1812 году кирпичная кладка была завершена. Оставалась внутренняя отделка. Но работы были остановлены из-за французского нашествия. В сентябрьскую полночь 1813 года храм внезапно, по непонятной причине рухнул и обратился в груду развалин. По счастью, никого ни в храме, ни возле него не было. Никто не погиб. Не пострадали ни рядом стоявший прежний храм, ни кельи монахинь.
Строительство нового, ныне существующего Христорождественского храма было начато на прежнем месте в 1814 году и продолжалось до 1820 года. В том же году были освящены главный престол во имя Рождества Христова и один из приделов храма – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Другой храмовый придел был освящен в 1824 году.
Как свидетельствуют очевидцы, внутренний вид новоосвященного храма действительно соответствовал своим убранством дому Господню: так изящно все было выполнено. Вскоре после освящения храма игуменья Аполлинария позаботилась об устройстве новой ризы на чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери. Все, что было драгоценного из даров, приложенных к святой иконе, было собрано и размещено на иконе. В том числе драгоценный аметист, осыпанный с двух сторон бриллиантами, пожалованный императрицею Мариею Фёдоровной, четки гранатовые, на них крест золотой с бриллиантами, вензель бриллиантовый с короною императрицы Екатерины II, множество крупного и мелкого жемчуга…
Исследователи полагают, что здание, начатое на прежнем месте в 1814 году, строилось, вероятно, по новому проекту. Автор проекта неизвестен. Но в научной литературе постройку главного соборного храма Христорождественского монастыря связывают с именем архитектора Карла Росси, который до 1816 года работал в Твери, где перестраивал и заново отделывал Императорский дворец, а также выполнил ряд проектов жилых домов образцовой городской застройки. Специалисты считают, что особенности памятника не противоречат этой версии. Однако наивная и несколько примитивная трактовка деталей, упрощенная профилировка обломов карнизов, вероятно, связаны с тем, что собор строился после отъезда зодчего местными мастерами. Внутренние поверхности стен были расписаны маслом в 1869 году.
А вот выписка из паспортных данных на памятник архитектуры федерального значения – собор Рождества Христова Христорождественского монастыря: «Христорождественский собор является композиционным центром всего монастырского комплекса, благодаря своим крупным размерам, играет существенную роль в организации окружающего городского ландшафта. Кирпичный, оштукатуренный, он поставлен на белокаменный цоколь, из белого камня выполнены отдельные элементы декора. Здание является характернейшим примером пятиглавого центрического собора, сложившегося в русском классицизме в конце XVIII – начале XIX веков. Хорошо найденные пропорции, важная роль в организации окружающей застройки ставят этот памятник архитектуры в ряд лучших произведений, созданных в первой трети XIX века в городе Твери».
Храм Рождества Христова Христорождественского женского монастыря в Твери, построенный в начале XIX века по проекту знаменитого Карла Росси, без сомнения, один из самых уникальных из храмовых построек, сохранившихся в нашем городе. Изначально богато расписанный, он являл собой замечательное произведение русской культуры, где материальное начало органично сопряжено с духовным.
Как известно, в 1922 году монастырь закрыли. Тогда же был закрыт и его главный собор. И хотя по бумагам храм Рождества Христова оставался памятником истории и культуры федерального значения, это не спасло его от разрушения. Старожилы помнят, что многие годы здесь размещалось спортивное общество «Спартак». Полвека, даже более, церковное здание было изуродовано устройством там раздевалок и душевых. К тому добавлялись плесень от постоянной сырости, протекающая кровля, десятилетиями не ремонтированный фасад. Все это постепенно довершало картину разрушения. Спасло обитель Время, его поворотный момент в истории государства и Русской Православной Церкви. Тысячелетие Крещения Руси всколыхнуло духовную память. Празднование это было истинно всенародным, и с этого знаменательного момента начался отсчет нового времени – времени возрождения порушенных храмов и обителей.
Трудно возобновлялась монашеская жизнь. И все же по воле Божией и стараниями православных людей здесь многое сделано для обретения былого величия храма. Сегодня благодаря титаническим усилиям его настоятельницы игуменьи Ларисы он восстанавливается, притягивая взоры и души, способные к вере. Даже в самые трудные моменты матушка Лариса не переставала верить, что Божьим провидением, ее молитвами и молитвами живущих здесь сестер, всех верующих людей обитель возродится во всей своей былой красоте. Стараниями игуменьи Христорождественский собор был включен в программу «Культура России» по перечню Русской Православной Церкви. Но и тогда почти никто не надеялся, что почерневшая от плесени и изъеденная грибком штукатурка сможет что-то сохранить из богатых когда-то стеновых росписей. Специалисты, проводившие обследование здания, сходились на том, что штукатурку придется просто сколотить. Но реставраторы все-таки решили попытаться раскрыть стеновую живопись. И пришли в восторг при первой же попытке: на темных стенах яркими красками засияли росписи, почти век ждавшие своего нового рождения.
На главном соборе Христорождественского монастыря работы вели специалисты «Межрегионреставрации». Три года ушло на расчистку проявившихся росписей. Затем наступил самый интересный и самый ответственный момент – их непосредственная реставрация. Трудами художников-реставраторов из Филатовских мастерских под руководством заслуженного художника России, реставратора I категории Виталия Витошнова, при непосредственном участии Алексея Живаева, заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств по церковной живописи, в образы и краски словно удалось вдохнуть новую жизнь... И когда свод храма был расчищен, взору предстало необыкновенное в своей манере исполнения изображение Господа Саваофа с младенцем Христом на коленях, окруженного сонмом ангелов, – Небесное Отечество во всей его полноте. В основу изображения старыми мастерами положена икона Московского Кремля «Отечество», иконография которой восходит к XII–XIV векам. В центре – Господь Саваоф с младенцем Христом на коленях и парящий голубь – Дух Святой. Вверху изображены ангельские чины, внизу поддерживающие Саваофа шестикрылые серафимы. Купол очень насыщенный, содержит изображения тринадцати фигур и более семидесяти ликов. Фигуры архангелов по высоте примерно 4,5 метра каждая нарочито утонченные. Это сознательный прием старых мастеров: сферичность купола со значительного расстояния визуально сглаживается, и фигуры сокращаются до нормальных пропорций. Глядя снизу вверх, человек получает ощущение открывшегося в небеса окна...
Судя по всему, трудились над росписью Христорождественского собора в Твери в основном мастера-полешане, которые были хорошо известны в Центральной России, особенно в Москве. На основе имеющихся свидетельств можно сделать вывод, что при росписи Христорождественского собора за основу был взят московский стиль письма. И сегодня для восстановления утраченных фрагментов берутся за основу аналоги Московского Кремля. Колорит изображения необыкновенно чист и гармоничен. Цвета, открытые и насыщенные, звучат во всей своей полноте и силе: красный, синий, зеленый, изумрудный, желтый, охра… Все краски необыкновенно гармонизированы, что создает ощущение торжества необычайной радости. Уникальность росписи храма еще и в том, что она при относительном разнообразии мастерства выполнивших ее живописцев воспринимается как единое целое. Безусловно, палешанам здесь принадлежит главенствующая роль, однако чувствуется присутствие мстерской и ярославской школ. Соединив несколько уровней мастерства и не утратив индивидуальности, художники позапрошлого века смогли создать действительно уникальное творение. Аналогов ему известно немного. В числе их можно назвать разве что церковь Сергия Радонежского в Москве и мужской Николо-Угрешский монастырь в Подмосковье.
Выдержки из статьи Н. Нестеровой, газета «Тверская жизнь». http://hram-tver.ru/tver/hristrojdsobortv.html