ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь.


Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1186.
Адрес:
Ярославская область, г. Ярославль, Богоявленская пл., 25

Координаты: 57.621642, 39.888579



План Спасо-Преображенского монастыря, Ярославль
Собор Спаса Преображения Церковь Ярославских Чудотворцев Церковь Воскресения Христова (Kрестовая) Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы Звонница с церковью Печерской иконы Божией Матери Часовня Трифона, епископа Ростовского Настоятельские покои Келейный корпус Келейный корпус  Юго-западная башня Часовня Казанской иконы Божией Матери Церковь Богоявления Господня Семинарский корпус Ризница Стелла-памятник «Клятва князя Пожарского» Михайловская башня
Храмы монастыря:
1. Собор Спаса Преображения
2. Церковь Ярославских Чудотворцев Фёдора, Давида и Константина
3. Церковь Воскресения Христова (крестовая)
4. Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы
5. Звонница с церковью Печерской иконы Божией Матери
6. Часовня Трифона, епископа Ростовского

Другие здания монастыря:
7. Настоятельские покои (XVII в.)
8. Ризница
9. Келейный корпус (XVII в.)
10. Семинарский корпус (XVII-XIX вв.)
11. Келейный корпус (XVII в.)
12. Водяные ворота (1550-1580 г.г.)
13. Богородская башня (1623 г.)
14. Угличская башня (1635 г.)
15. Михайловская башня (1803 г.)
16. Юго-западная башня (1803 г.)
17. Погреба
18, 19 и 28. Хозяйственные постройки
20. Стены монастыря
24. Стелла-памятник "Клятва князя Пожарского" (2010 г.)
26. Хозяйственный корпус (1809 г.)
27. Хозяйственные постройки (кон. XVIII в.)
29. Северные ворота
30. Западные ворота
31. Дом ризничего(1860г)

Кроме того на схеме показаны:
21. Часовня Казанской иконы Божией Матери
22. Ярославское Епархиальное управление
23. Церковь Богоявления Господня
25. Памятник Ярославу Мудрому



Сортировка:

Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Hramsohran
29 августа 2022
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Hramsohran
29 августа 2022
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Алексей Кротов
17 октября 2021
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий Моченов
1 января 2018
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 декабря 2017
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
28 июня 2013
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
JuNe
15 сентября 2005
Спасо-Преображенский монастырь, Спасо-Преображенский собор с церковью Ярославких чудотворцев.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Спасо-Преображенский собор с церковью Ярославких чудотворцев.
JuNe
15 сентября 2005
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
3 мая 2003
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
август 2001
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Илья "BIM" БесхлебныйАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
10 апреля 2014
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 апреля 2006
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
KotelnikovR.
8 мая 2023
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
KotelnikovR.
8 мая 2023
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
KotelnikovR.
8 мая 2023
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Hramsohran
29 августа 2022
Спасо-Преображенский монастырь, территория монастыря (семинарский корпус)<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
территория монастыря (семинарский корпус)
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
5 августа 2021
Спасо-Преображенский монастырь, Территория монастыря (кельи)<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Территория монастыря (кельи)
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
5 августа 2021
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Altaets
26 сентября 2019
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Altaets
26 сентября 2019
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Altaets
26 сентября 2019
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Altaets
26 сентября 2019
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Altaets
26 сентября 2019
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Артем МеньшиковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
7 июля 2018
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий Моченов
1 января 2018
Спасо-Преображенский монастырь, Юго-западная башня (1803 г.)<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юго-западная башня (1803 г.)
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 августа 2015
Спасо-Преображенский монастырь, Водяные ворота (со стороны р. Которосль)<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Водяные ворота (со стороны р. Которосль)
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 августа 2015
Спасо-Преображенский монастырь, Дом ризничего, 1860г.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Дом ризничего, 1860г.
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
28 июня 2013
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
28 июня 2013
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
28 июня 2013
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
16 декабря 2012
Спасо-Преображенский монастырь, Келейный корпус (XVII в.).<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Келейный корпус (XVII в.).
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
16 декабря 2012
Спасо-Преображенский монастырь, Келейный корпус (XVII в.).<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Келейный корпус (XVII в.).
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
16 декабря 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 сентября 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 сентября 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 сентября 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 сентября 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 сентября 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 сентября 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 сентября 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 сентября 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 сентября 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 сентября 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 сентября 2012
Спасо-Преображенский монастырь, Памятник-стела по картине В.И. Нестеренко "Клятва князя Пожарского". Посвящена 1000-летию Ярославля. Открыта 10 сентября 2010 г. <br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Памятник-стела по картине В.И. Нестеренко "Клятва князя Пожарского". Посвящена 1000-летию Ярославля. Открыта 10 сентября 2010 г.
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
3 мая 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь, Святые ворота с церковью Введения<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Святые ворота с церковью Введения
Сергей Новожилов
8 января 2012
Спасо-Преображенский монастырь, панорама со звонницы<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
панорама со звонницы
Илья "BIM" БесхлебныйАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 сентября 2010
Спасо-Преображенский монастырь, Галлерея<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Галлерея
Черниховский Дмитрий
17 декабря 2006
Спасо-Преображенский монастырь, Недавно отреставрированная башня крепости.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Недавно отреставрированная башня крепости.
JuNe
15 сентября 2005
Спасо-Преображенский монастырь, За высокими монастырскими стенами видны купола церкви Михаила Архангела<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
За высокими монастырскими стенами видны купола церкви Михаила Архангела
JuNe
15 сентября 2005
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
3 мая 2003
Спасо-Преображенский монастырь, Скан с плёнки из домашнего архива.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Скан с плёнки из домашнего архива.
Фёдор Телин
30 октября 1975
Спасо-Преображенский монастырь, 50-е годы ХХ века.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
50-е годы ХХ века.
Алексей Кротов
1 июля 1958
Спасо-Преображенский монастырь, Пробоины, оставшиеся в стенах монастыря после обстрелов красной артиллерии при подавлении антибольшевистского восстания в июле 1918 г.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Пробоины, оставшиеся в стенах монастыря после обстрелов красной артиллерии при подавлении антибольшевистского восстания в июле 1918 г.
Елена Григорьева
1 августа 1918
Спасо-Преображенский монастырь, Пробоины, оставшиеся в стенах монастыря после обстрелов красной артиллерии при подавлении антибольшевистского восстания в июле 1918 г.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Пробоины, оставшиеся в стенах монастыря после обстрелов красной артиллерии при подавлении антибольшевистского восстания в июле 1918 г.
Елена Григорьева
1 августа 1918
Спасо-Преображенский монастырь, Из коллекции Валентина Александровича Лепешкина<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Из коллекции Валентина Александровича Лепешкина
Владимир Глазунов
1913
Спасо-Преображенский монастырь, Фото из журнала "Нива"<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Фото из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1910
Спасо-Преображенский монастырь, Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1908
Спасо-Преображенский монастырь, Главный (западный) вход. Открытое письмо; собств. Изд. Т-ва К.П. Фототипия Отто Ренар, Москва<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Главный (западный) вход. Открытое письмо; собств. Изд. Т-ва К.П. Фототипия Отто Ренар, Москва
Алексей Кротов
01.01.1904 - 01.01.1909
Спасо-Преображенский монастырь, Почтовая открытка, выпущенная собств. изд. Н. Д. Микерина. г. Ярославль, в нач. ХХ века<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Почтовая открытка, выпущенная собств. изд. Н. Д. Микерина. г. Ярославль, в нач. ХХ века
Алексей Кротов
01.07.1900 - 01.07.1914
Спасо-Преображенский монастырь, Фотограф А.Н. Никанорова; открытка, собств. издание Н.Д. Микерина по негативу А.Н. Никаноровой, ручная раскраска<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Фотограф А.Н. Никанорова; открытка, собств. издание Н.Д. Микерина по негативу А.Н. Никаноровой, ручная раскраска
Алексей Кротов
01.06.1900 - 01.06.1904
Спасо-Преображенский монастырь, Открытое письмо на бланке Всемирного почтового союза. Издание В.М. Ябелова. Акц. О-во Гранберг, Стокгольм<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Открытое письмо на бланке Всемирного почтового союза. Издание В.М. Ябелова. Акц. О-во Гранберг, Стокгольм
Алексей Кротов
01.06.1900 - 01.06.1917
Спасо-Преображенский монастырь, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1898
Спасо-Преображенский монастырь, «Альбом ‘Волга от истока до Каспия’» Общий вид монастыря и города из-за реки Которосль.Фото 1903 г.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
«Альбом ‘Волга от истока до Каспия’» Общий вид монастыря и города из-за реки Которосль.Фото 1903 г.
Т.
Спасо-Преображенский монастырь, Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"»  http://andcvet.narod.ru/pg/04/sam.html и http://andcvet.narod.ru/pg/04/asd19.html , http://andcvet.narod.ru/pg/04/cb/353.jpg <br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"» http://andcvet.narod.ru/pg/04/sam.html и http://andcvet.narod.ru/pg/04/asd19.html , http://andcvet.narod.ru/pg/04/cb/353.jpg
Т.
Спасо-Преображенский монастырь, Альбом "Волга от истока до Каспия" Фото 1903г. Общий вид из-за реки Которосль<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Альбом "Волга от истока до Каспия" Фото 1903г. Общий вид из-за реки Которосль
Т.
Спасо-Преображенский монастырь, Михайловская башня и восточная стена монастыря. Открытка начала ХХ в.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Михайловская башня и восточная стена монастыря. Открытка начала ХХ в.
Елена Григорьева
Спасо-Преображенский монастырь, Вид с юго-запада. Открытка начала ХХ в..<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Вид с юго-запада. Открытка начала ХХ в..
Елена Григорьева
Спасо-Преображенский монастырь, Вид с востока. Открытка начала ХХ в.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Вид с востока. Открытка начала ХХ в.
Елена Григорьева
Спасо-Преображенский монастырь, Вид с юго-запада. Открытка начала ХХ в.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Вид с юго-запада. Открытка начала ХХ в.
Елена Григорьева
Спасо-Преображенский монастырь, Богородицкая башня и западная стена монастыря. Фото начала ХХ в.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Богородицкая башня и западная стена монастыря. Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
Спасо-Преображенский монастырь, Богородицкая башня монастыря в начале ХХ в.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Богородицкая башня монастыря в начале ХХ в.
Елена Григорьева
Спасо-Преображенский монастырь, Западные ворота. Фото начала ХХ в.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Западные ворота. Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
Спасо-Преображенский монастырь, Храмы монастыря - Спасо-Преображенский собор, церковь Ярославских чудотворцев, звонница и монастырский сад. Фото начала ХХ в.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Храмы монастыря - Спасо-Преображенский собор, церковь Ярославских чудотворцев, звонница и монастырский сад. Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
Спасо-Преображенский монастырь, Южные ворота монастыря. Фото С.М. Прокудина-Горского. Начало ХХ в.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Южные ворота монастыря. Фото С.М. Прокудина-Горского. Начало ХХ в.
Елена Григорьева
Спасо-Преображенский монастырь, Южная стена монастыря. Фото С.М. Прокудина-Горского. Фото начала ХХ в.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Южная стена монастыря. Фото С.М. Прокудина-Горского. Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
Спасо-Преображенский монастырь, Слева-направо: Спасо-Преображенский собор, церковь Ярославских Чудотворцев и звонница. Источник: http://yarwiki.ru/article/162/sobor-spaso-preobrazhenskij-v-yaroslavle<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Слева-направо: Спасо-Преображенский собор, церковь Ярославских Чудотворцев и звонница. Источник: http://yarwiki.ru/article/162/sobor-spaso-preobrazhenskij-v-yaroslavle
Елена Григорьева
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
16 августа 2014
Спасо-Преображенский монастырь, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Илья "BIM" БесхлебныйАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
10 апреля 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей Фризюк 18 ноября 2003

Один из древнейших монастырей Северо-Западной Руси, документально известен с 1186. В 1213 в монастыре основано первое на Руси учебное заведение - Григорьевский притвор (позднее переведен в Ростов). С тех пор здесь складывается великолепная библиотека, подлинной жемчужиной которой был единственный сохранившийся экземпляр "Слова о полку Игореве" (обнаружен в 1788).

В 13-16 веках Спасский монастырь был крупнейшим землевладельцем, а его настоятель носил высокий сан архимандрита. Надежно укрепленный, он выдержал в 1609 осаду польских интервентов. В 1612 от стен монастыря начало свой путь за освобождение Москвы ополчение Минина и Пожарского. В 1747 здесь была открыта одна из первых в России духовных семинарий. В 1787 монастырь закрыт и обращен в резиденцию ростовских и ярославских архиепископов (вместо обветшавшего Ростовского кремля). В советское время здесь разместился Ярославский историко-архитектурный музей заповедник.

Древнейший из сохранившихся в городе храмов - Спасо-Преображенский собор, первоначально воздвигнутый в камне в 1216-24 годах. Существующий собор был построен в 1506-16 годах по образцу Благовещенского собора Московского кремля, предположительно итальянскими мастерами. Это четырехстолпный трехглавный храм с позакомарным покрытием, на высоком подклете, с открытыми двухъярусными галереями. В подклете - усыпальница ярославских удельных князей и их потомков. Хорошо сохранилась монументальная роспись храма, выполненная по заказу Ивана Грозного московскими и ярославскими мастерами в 1563-64 годах. В 1950-х гг. была проведена большая работа по реставрации памятника, включавшая восстановление боковых глав, шлемовидной формы центральной главы, замену четырехскатного покрытия на позакомарное и т.д.

Трапезная палата с Крестовой церковью была также сооружена в начале 16 века. Здание трапезной монументально, по внутренней композиции напоминает Грановитую палату Московского кремля. Примыкающая к ней Крестовая церковь - небольшой четырехстолпный одноглавый храм на подклете. В настоящее время лишена купола и используется под музейные помещения.

Еще в 1218 году в монастыре была поставлена каменная Входоиерусалимская церковь. В первой половине 17 века ее заменило новое здание, завершавшееся тремя главами на горках кокошников. В 1831 году на волне борьбы с древней архитектурой ее заменили заурядной постройкой в стиле провинциального классицизма, с колоннадой и куполом. Освящена новая церковь была во имя Ярославских чудотворцев.

Кроме трех храмов, в Спасском монастыре сохранились Святые ворота (1516), стены и башни 16-17 веков, удивительной красоты звонница 16-19 веков, а также настоятельские покои и кельи 17 века.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 21 марта 2007

Спасо-Преображенский монастырь, в Ярославле. Основан в 1216 году великим князем Константином Всеволодовичем; в 1788 году обращен в архиерейский дом. Здесь почивают открыто мощи святых князей Федора, Давида и Константина (см. 5 марта и 19 сентября) в церкви их имени. Ежегодно 22 июня в монастыре празднуется с крестным ходом из городского собора переложение мощей святых князей в устроенную святым Дмитрием Ростовским кипарисовую раку, которая ныне с почивающими в ней святыми мощами хранится в серебряной раке (устроенной в 1831 году). В монастырском Печерском храме Божией Матери особенно чтится Ее чудотворная икона, прославившаяся в 1823 году исцелением женщины, 17 лет страдавшей тяжким недугом. На этой Печерской святой иконе Богоматерь изображена в короне, восседающей на троне с сидящим на Ее коленях Богомладенцем и с предстоящими Ей коленопреклоненными преподобными Антонием и Феодосией Печерскими. Празднование в честь этой святой иконы совершается 14 мая. В монастыре имел временное пребывание в 1613 году царь Михаил Федорович. Отсюда была послана первая от царя грамота, извещавшая земскую думу о согласии его на принятие царского венца. Событие это увековечено в 1896 году часовней, устроенной в нижнем этаже Богородской башни. В книгохранилище монастыря имеются многие ценные рукописи XIII века (например Евангелие юсовое на пергаменте), XVI и последующих веков. При монастыре учреждена (с 1885 года) церковно-приходская школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Елена Григорьева
 

Спасо-Преображенский монастырь - старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу реки Которосль близ ее впадения в Волгу. Охранял западные подступы к городу. Точная дата основания Спасо-Преображенского монастыря неизвестна, предположительно это начало XIII в. Никоновская летопись под 1216 годом гласит: «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Возникнув как «городовой» княжий монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы.

Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя - князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г. Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев - представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов. На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу.

В 1463 г. в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев - Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 г.г. в Москве по заказу Ивана III и по благословению митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.

С утратой Ярославлем самостоятельности Спасо-Преображенский монастырь встает на сторону Москвы и с тех пор всегда пользуется особенным покровительством великокняжеского, а затем и царского дома. Тесный контакт со светской властью укреплял имущественное и юридическое положение монастыря. Первые жалованные грамоты монастырю известны с XIV в. Кроме денежных вкладов они даровали Спасо-Преображенскому монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, а также давали право игумену на собственный суд (т.н. иммунитет). Только Иван Грозный пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот.

К ХVII в. Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход. Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже в Сольвычегодском уездах. Это позволило Спасо-Преображенскому монастырю стать сильнейшей крепостью Верхнего Поволжья и сыграть историческую роль в жизни страны в период «смутного времени», когда монастырь оказался надежной защитой не только Ярославля, но и всей русской государственности.

В мае 1609 г. Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 г. здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца.

Первоначально во главе братии стоял игумен, затем архимандрит (время введения архимадритии неизвестно). В ХVII в. братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 «бельцов» - светских людей. В 1764 г. Спасо-Преображенский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея обширными землями, городскими слободами, мельницами, рыбными ловлями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14 000 крепостных душ.

Располагает Спасо-Преображенский монастырь и величайшими художественными ценностями, являясь важным культурным центром на северо-востоке страны. Еще в начале XIII в. здесь существовало первое в этом регионе училище, хранилось уникальное Спасское Евангелие и особо чтимая икона Богоматери «Ярославская Оранта». В Спасо-Преображенском монастыре в конце XVIII столетия был обнаружен рукописный список шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В 1747 г. здесь открывается Славяно-Латинская семинария - одна из первых в России. Храмы и ризницы монастыря хранили замечательные иконы, предметы церковной утвари и облачения - уникальные произведения древнерусского искусства, большая часть из которых была вкладной.

В 1787 г. по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Это было связано с образованием Ярославской губернии и переводом сюда центра Епархии из Ростова. Период пребывания здесь церковной власти губернии ознаменован обретением в 1823 г. новой святыни - чудотворного образа Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней - Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников.

Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 г., после подавления белогвардейского мятежа. Территория Спасо-Преображенского монастыря используется для различных нужд. Сначала в его стенах был устроен концентрационный лагерь № 1, в котором содержались противники Советской власти. Затем здесь размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. С начала 1950-х г.г. на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. В 1958 г. открывается областная выставка достижений народного хозяйства. С 1959 г. здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII в., о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 г. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора (1216-1224) и сопредельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим (1218-1224), расположенные ныне в подклети церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI в., являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля.

Смысловой и географический центр Спасо-Преображенского монастыря - Спасо-Преображенский собор. Кроме него, к началу XVI в. относятся здания монастырской трапезной, звонницы и Святых ворот - главного входа на территорию монастыря (последние два со значительными перестройками и добавлениями). Трапезная (1516) построена по «типовому» образцу монастырских трапезных и представляет собой двухъярусное, квадратное в плане здание со сводами, которые опираются на мощный четырехгранный столп, расположенный в центре зала. Конструкция повторяется на обоих этажах.

В основании звонницы XVI в. мощная стена, которая завершается двумя арками звона. В 1808 и 1824 г.г. ее надстраивали А. Мизеров и губернский архитектор П.Я. Паньков, после чего она приобрела современный вид.

Святые ворота - самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. От XVI в. в ней сохранился нижний ярус с двумя арками проезда. Своды основного проезда расписаны на темы Апокалипсиса в 1563-1564 г.г. живописцами Спасо-Преображенского собора. Перестраивались ворота в XVII, XVIII, XIX в.в., в результате чего здание получило дополнительные объемы - дозорную четырехгранную башню, надвратную церковь, большое домообразное крыльцо. Для всех построек XVI в. характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое качество исполнения. Все они возведены при участии московских мастеров в русле общерусской или московской традиции.

Оборонительные сооружения монастыря на протяжении его истории перестраивались несколько раз. Первые каменные стены и башни возвели в 50-е г.г. XVI столетия. После военных событий начала XVII в. возникла необходимость в строительстве новых крепостных стен, что и было сделано в первой половине XVII в. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до сих пор: это Водяные ворота, Богородицкая(1623) и Угличская (1635) крепостные башни и прясло стены между ними.

Преобразование Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом повлекло за собой многочисленные переделки монастырских зданий. Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд. Строились и новые сооружения. Так, в 1820-х г.г. была разобрана сопредельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII в. и на ее месте в 1827-1831 г.г. возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев (проект П.Я. Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX в., до неузнаваемости изменили фасады древних памятников.

Реставрационные работы на территории Спасо-Преображенского монастыря начались с 1920-х г.г. Тогда были ликвидированы последствия подавления белогвардейского мятежа и разобрана основная часть поздних пристроек. Основная реставрация проводилась в 1950-1960 г.г.

В 2015 г. принято окончательное решение о поэтапной передаче Спасо-Преображенского монастыря Ярославской митрополии РПЦ. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник будет постепенно переводиться в расположенные по соседству здания Спасских казарм и Благородного пансиона, в которых в настоящее время располагается Ярославский военный госпиталь.

Информация с сайта Ярославский край


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева 10 августа 2019

Сооружений, подобных Спасо-Преображенскому монастырю Ярославля, во всей России немного. Ценность его давно заключается не только в красоте и древности, но в исторической роли, в роли духовной, крепко связывающей нас с землёй, на которой живём. Сюда часто приезжал Иван Грозный. Отсюда в 1612 г. уходило ополчение Минина и Пожарского на освобождение российской столицы, а в 1613 г. в монастыре остановился Михаил Романов перед очень важной дорогой - в Москву, на царство.

В Спасо-Преображенском монастыре был открыт в XIII в. Григорьевский притвор - духовное училище, первое на северо-востоке Руси. А богатейшая библиотека монастыря сохранила для нас главное завещание предков - «Слово о полку Игореве». Когда в 90-х г.г. XVIII в. Алексей Мусин-Пушкин нашёл список «Слова» в монастырском хранилище, он ещё не знал, документ какой важности держал в руках. Только сейчас и начинает проявляться его безвременная суть: отрешитесь от собственной славы, объединитесь, чтобы уберечь родную землю…

Дата основания мужского ныне упразднённого Спасского монастыря достоверно не известна. Первое упоминание о нём исследователи обнаружили в летописи «под годом 1186». Есть и ещё источники - Никоновская летопись, что указывает временем основания 1216-1224 г.г. Последнее вызывает большое сомнение учёных, так как документы говорят уже о каменном монастыре, хотя точно установлено, что первые стены были из дерева.

Причина основания обители рядом с кремлём Ярославля, у переправы по левому берегу Которосли, была сугубо практической. Монахи в те неспокойные годы были слугами и Господу, и народу, потому сражались за родину наравне с дружинниками, не имея воинской повинности. Спасский монастырь стал фланговой защитой ярославского кремля с запада, в связи с чем и получил сразу же покровительство князей города, в первую очередь - князя Константина.

По его указу в 1216-1224 г.г. в монастыре возводят в камне Спасо-Преображенский собор. Стараниями же Константина возникает духовное училище, которое в 1218 г. по своим причинам переведут в Ростов, собирается обширная библиотека, охватывающая не только духовные аспекты, но все современные в те поры области знания и жизни. Спасо-Преображенский ярославский монастырь становится тем, чем были монастыри в Европе после падения Рима, - хранителем знания и культуры. О тесной связи монастыря с историей города говорит тот факт, что в подклети его нашли успокоение ярославские удельные князья - Фёдор Чёрный с сыновьями Константином и Давидом, Василий Грозные Очи и так до последнего — Александра, которого погребли в 1471 г., уже после того, как Ярославль был присоединён к Москве.

Фёдор Чёрный с сыновьями были в 1463 г. объявлены святыми и вошли в только создающийся пантеон русских святых, став одновременно главными святыми покровителями Ярославля.

Современный собор - результат многовекового строительства. Первый - Константинов - собор простоял до пожара 1501 г. Хоть и был он из камня, но в «большом огне» кладка повредилась, конструкция стала ненадёжна. Собор разобрали, и новый на его месте приглашены были возвести мастера московские, которых прислал специально Василий III. Потому мы и видим сегодня в старейшем ярославском храме очертания несколько московские, вызывающие в памяти главы кремлёвских храмов столицы. Однако талантливые мастера не стали противоречить формирующейся уникальной традиции строительства ярославских храмов. С обеих сторон собор, сооружённый в 1506-1516 г., будто опоясан галереей с арочными проёмами, в прошлом было и нарядное парадное крыльцо, которое не сохранилось. Галерея служила хранилищем книг и заняла место бывшего ранее «открытого гульбища».

По внутренней архитектуре Спасский собор - четырёхстолпный храм на высоком подклете. Его венчают три шлемовидные главы на массивных (по-московски) барабанах, окружённые (уже по-ярославски) кокошниками и опирающиеся на непокрытые закомары. О мастерстве московских зодчих говорит удивительная по тому времени пропорциональность, гармоничность всех частей храма. С востока он, с узкими окнами-бойницами и глухими стенами, прост, строг и величествен, словно монах-воин. Западный фасад, со ступенчатым расположением объёмов и раскрытием трёхглавия в перспективе, — сложен, живописен, человечен и говорит о мирском служении монастыря, где молятся за каждого из нас.

В 1563-1564 г.г. собор расписали москвичи Ларион Леонтьев, Третьяк, Фёдор Никитин и ярославцы Дементий и Афанасий Исидоровы. Фрески, писанные ими, - самые древние в Ярославле. Ценность их, однако, не в одной древности: только в двух российских монастырях - в Успенском (Свияжск) и Спасо-Преображенском (Ярославль) сохранилась стенная живопись XVI в. в полном цикле. Тогда же возвели для собора первую башню из камня - Святые ворота - и создали большой иконостас, от которого до сего дня сохранились 13 икон деисусного чина (икон, изображающих моление Церкви за мир в широком понимании слова), храмовый образ и 3 иконы местного ряда (местночтимых святых).

В XVI в. выстроены Рождественская церковь, Трапезная палата, звонница. К концу 60-х г.г. XVI в. от Ивана Грозного пожаловано монастырю 55 грамот, по которым во владение общины переходили 239 деревень и 6 селений, солеварницы и рыбные ловли-угодья. Более того: Грозный пожаловал монастырю освобождение от тягла на посаде и иммунитет в суде. Продолжил традицию дарения и сын Грозного - Фёдор. Он пожаловал общине 12 грамот с материальным обеспечением.

Спасо-Преображенский монастырь достойно исполнял возложенную на него от основания духовную и обережную миссию. В Смутное время, в 1609 г., братия и Ярославский кремль выстояли месячную осаду отрядов, возглавляемых воеводой Наумовым и паном Будзило, тогда как прочие районы Ярославля были захвачены. От монастырских стен двинулось в столицу народное ополчение под началом Минина и Пожарского.

Осада сказалась на этих самых стенах: в 1621-1646 г.г. их перестраивали, значительно укрупнив и упрочив - в расчёте на новые покушения. Тогда же возводят Богородицкую, Глухую, Угличскую, Михайловскую каменные башни, Водяные ворота. К завершению XVII в. общая длина монастырских стен составляет 820 метров при высоте в 10,5 метра и толщине до 3 метров! Кроме того, стены хорошо вооружены: 15 крупными и 17 малыми пищалями, 97 карабинами, 14 бочками с порохом. В эту пору монастырь - один из крупнейших землевладельцев Ярославля. По дороге в Углич вырастают его слободы - Богоявленская, Спасская и прочие, общим числом более 300 дворов.

В 1747 г. в нём в числе первых в государстве открывается славяно-латинская семинария. По прошествии только 30 лет в ней обучаются уже 300 воспитанников. Сегодня это корпус естественно-географического факультета ЯГПУ.

В конце XVIII в. монастырь преобразуют в Ярославский архиерейский дом, что немедленно отзывается новым строительством и расширением: монастырь прирастает Семинарским корпусом, Церковью ярославских чудотворцев Фёдора (Чёрного), Константина и Давида, Смоленской часовней, ризницей.

При советской власти монастырь как явление уникальное по разным мерилам сносить даже не планировали, напротив. Первая реставрация памятника проходит в 1918-1923 г.г., вторая - в 1957-1958 г.г.

Сегодня монастырский комплекс включает Собор Спаса Преображения; церкви - Воскресения Христова, Печёрской иконы Богородицы, ярославских чудотворцев Фёдора, Давида, Константина; корпуса - Келейный постройки XVII в., постройки XVII-XIX в.в. Семинарский и хозяйственные; монастырскую звонницу; Святые и Водяные ворота; Трапезную; часовню Трофима; башни - Богородскую, Угличскую, Михайловскую, Юго-западную; покои настоятелей и другие строения.

Памятник-стела «Клятва князя Пожарского»

Этот оригинальный монумент имеет вид зиждущейся на ступенчатом подножии из беломраморных плит увенчанной Святым Крестом гранитной арочной стелы. Он был воздвигнут в 2010 году на территории, занимаемой историко-архитектурным музеем-заповедником, в ознаменование тысячелетнего юбилея города. Памятник получил наименование «Клятва князя Пожарского», по аналогии с названием заложенного в его основу одноименного мозаичного панно работы Народного художника Российской Федерации В.И. Нестеренко. Выше панно, под сводом арки, на позолоченном медальоне изображен герб Ярославля. Увенчана стела крестом.

В сентябрьские дни 2010 г. в Ярославле прошли торжества по случаю 1000-летней годовщины его основания. Золотыми буквами в скрижали истории древнего города вписаны страницы, повествующие о героической борьбе за независимость Родины в течение десятилетий Смутного времени. С апреля по июль 1612 г., когда в связи с оккупацией Москвы польско-литовскими полчищами Ярославль был наделен полномочиями столицы, здесь формировалась возглавляемая князем Димитрием Пожарским дружина Второго народного ополчения, вызволившего Отечество из-под ига интервентов. Согласно преданию, на месте, где ныне возвышается памятник, князь Пожарский возносил молитвы Всевышнему, прося о содействии Горних сил в победоносном исходе ратного подвига. Данное событие вдохновило Василия Нестеренко и других авторов проекта к созданию памятника-стелы, олицетворяющего извечное стремление народа к единению и непоколебимую мощь Русского Духа.

Святые Ворота 

В 1517 г., тогда же, когда возводился Спасо-Преображенский собор, создавалась и первая из башен каменной стены одноименного монастыря – Святые врата, обращенные к набережной речки Которосль и являющиеся самым мощным монастырским бастионом. Данное сооружение использовалось в качестве главного въезда на территорию обители, а также в защитных целях. Дозорную вышку, которой была увенчана башня, те, кто ехал по Московскому тракту, видели издалека – она служила своеобразным ориентиром для приближающихся к Ярославлю. К Святым вратам примыкал так называемый захаб – разновидность предвратного укрепления, являющегося для врагов непреодолимой преградой и позволяющего обстреливать их с каждой из сторон света. Захаб с его глухими стенами занимал господствующую позицию у переправы через воды Которосли, контролируя дорогу на Кремль и ярославский Посад.

В 17 столетии Святые врата, расположенные много ниже основания архитектурного ансамбля собора, выполняли главную функцию в южном экстерьере обители. Собор и прочие постройки в составе монастырского комплекса представали взорам въезжающих в обитель сквозь арочный свод Святых врат, как будто бы медленно вырастая из-под земли во всей своей ослепительной красоте. Эта зрительная иллюзия была предусмотрена зодчими, для пущей эффективности специально несколько заузившими арочный проезд с внешней стороны, расширив его к внутренней. Изначально башню по всему периметру окружал зубчатый пояс, сохранившийся ныне лишь с юга.

Богородицкая башня 

Величественная громада Богородицкой башни, составляющая часть крепостного укрепления ярославской Спасо-Преображенской монастырской обители, высится в историческом центре города, там, где нынешний Московский проспект смыкается с Богоявленской площадью. Это первая из монастырских башен: ее воздвигли в 1624 г. как пристройку к уже существовавшему стеновому ограждению. Башня была названа по имени Рождество-Богородицкого храма, на месте которого ныне установлен памятный монумент в честь Ярослава Мудрого. В дореволюционные времена возле нее, в окружении вековых елей, облюбовали себе стоянку местные гужевые извозчики.

Богородицкая башня строилась по архитектурному проекту, который несколько позже был взят за основу при создании Угличской башни. То же квадратное сечение, те же окна-бойницы под пирамидальной кровлей с позолоченным, увенчанным флажком, навершием. Правда, в отличие от Угличской, она не имела въездных ворот, но их в какой-то мере заменяли глубокие подвалы, сообщающиеся с наружным пространством перед крепостными стенами посредством сети тайных подземных ходов.

Угличская башня 

Место размещения Угличской башни Спасо-Преображенской монастырской обители – площадь Богоявления в Ярославле. Эту каменную башню возвели в 1636 г. вместо предшествующей, которая была целиком выполнена из дерева. Будучи размещена с юго-восточной стороны, она контролировала проезд по Угличскому тракту, из-за чего и получила название Угличской.

Угличскую сторожевую башню по внешнему виду трудно отличить от северо-западной, Богородицкой, имеющей такое же квадратное сечение и аналогичные въездные ворота, выполненные в форме арки. И хотя въездные врата Угличской башни давным-давно заложили кирпичом, их очертания явственно угадываются, тем более, что следы арочного проема на внутренней стороне сохранились. Наличие размещенных вверху, под самой кровлей, щелевых бойниц позволяло, в случае оборонительных действий, осыпать вражеское войско тучами стрел и копий. Не так давно стены башни оштукатурили и побелили, а входную арку прикрыли деревянными арочными фальш-створками.

В 17 столетии длина периметра обнесенного глубоким рвом с водой монастырского стенового ограждения приближалась к километру. К южному фасаду башни до сих пор примыкает крепостная стена, вернее, ее сохранившийся фрагмент десятиметровой высоты и трехметровой толщины, по которому можно судить о мощи укрепления.

Михайловская башня

Данный памятник истории и русской православной архитектуры находится на территории города Ярославля, в месте, где набережная реки Которосли пересекается с ул. Первомайской. Башня была воздвигнута в 1636-1647 г.г., и, входя в состав монастырского форитификационного комплекса, выполняла, главным образом, оборонительную функцию. Вот почему по своему внешнему виду Михайловская башня, получившая свое название в честь расположенной неподалеку Архангело-Михайловской церкви, столь схожа с Богородицкой и Угличской башнями Спасо-Преображенской монастырской обители, будучи размещена с ее юго-восточной стороны.

В 1804 г. Михайловскую башню перестроили: в этом виде ее можно видеть по сегодняшний день. Примечательно, что после реконструкции она имела уже не столько военно-стратегическое, сколько декоративное предназначение. Объект представляет собой шестигранную постройку, имеющую вход прямоугольной конфигурации. На каждой из граней обустроены фальш-окна в форме арок, а над ними – фальш-окна круглых очертаний. Купол кровли увенчан остроконечным шпилем, что придает постройке грациозную завершенность.

Богоявленская башня

Богоявленскую башню Спасо-Преображенской монастырской обители в Ярославле причисляют к постройкам древнего мужского скита, сыгравшего в свое время значимую функцию в городской истории. Сегодня на монастырской территории размещается музейный комплекс.

Богоявленская башня является цилиндрической двухъярусной постройкой в форме своеобразной пагоды в стиле русского барокко. Кровлю сложной криволинейной конфигурации венчает остроконечный, позолоченный в верхней части шпиль. Каменная кладка с северной стороны частично датируется периодом шестнадцатого-семнадцатого столетий. Прочие примыкающие к телу башни декоративные пристройки были возведены значительно позже: их создавали в первые годы XIX в.

К сожалению, сегодняшние посетители не имеют возможности любоваться богатством внутреннего убранства башни-пагоды: до наших дней оно не сохранилось. Зато с наружной стороны, как и два столетия тому назад, радуют взоры своим изяществом примыкающие к нижнему ярусу фальш-контрфорсы с увенчанными каменными шарами белоснежными пинаклями.

Звонница Спасо-Преображенского монастыря

В 16 столетии на восточном участке территории монастыря была создана высокая двухэтажная колокольня-звонница, северная стена которой соединялась со зданием собора посредством галереи, также имевшей два этажа. Нижний этаж был занят церковью, чью апсиду и сегодня можно видеть со стороны востока. Одной из характерных особенностей колокольни было наличие уникального иконостаса, писанного на одной из стеновых поверхностей.

В шестнадцатом столетии колокольня была оснащена проездом с высоким сводом, сквозь который можно было попасть на территорию монастырского хозяйственного двора. Верхняя часть здания в том месте, где в его современном варианте укреплены колокола, была увенчана парой больших шатров, выложенных из камня. Арки в старом ярусе хорошо просматриваются и в настоящее время.

Достопримечательности Ярославля, http://www.hobbysalon.ru/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 2 июня 2024

«…Спасо-Преображенский монастырь расположен на берегу реки Которосли, невдалеке от впадения ея в р Волгу, при въезде в Ярославль с американскаго моста.

О времени основания монастыря точных сведений не имеется. Известно только, что князь Константин Всеволодович в Спасском монастыре заложил каменные храмы, вместо, д. б., деревянных в 1216 году Преображения, а в 1218 г. Входа Господня во Иерусалим. В 1501 г. монастырь выгорел и Преображенский храм обрушился. Возобновлен в 1516 г. По повелению кн. Елены и Боярской Думы монастырь обнесен стенами и башнями. В 1787 г. обращен в Архиерейский Дом.

Монастырския церкви:

1) Преображения Господня, основанная в 1216 г., была обнесена с трех сторон папертями. Роспись храма может служить памятником иконографий конца ХVІ в.

2) Св. Благоверных Князей Феодора и чад его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев, примыкающая к Преображенской церкви, построена в 1831 г. на месте церкви Входа Господня во Иерусалим. У иконостаса на левой стороне в серебряной раке почивают св. мощи Благоверных Князей, обретенныя в 1463 г. под сводами Входо-иерусалимскаго храма. Память св. Чудотворцев церковию чтится: 19 сентября преставленее св. кн. Феодора, 5 марта день обретения и 22 июня переложение мощей Димитрием Ростовским.

3) Церковь Божией Матери, именуемой «Печерскою», прославившейся в 1823 году чудесами. Печерский храм от лет древних именовался храмом Честнаго и Животворящаго Креста Господня. В 1788 году он был упразднен, а в 1823 г. вновь возстановлен. 30 октября 1860 года, по обновлении, храм освящен во имя Печерской Божией Матери. Празднество совершается 14 мая, когда бывает крестный ход вокруг монастыря, и 20 мая в воспоминание чудесных исцелений. В храме погребен лаодикийский митрополит Парфений Небоза, скончавшийся во время путешествия.

4) Преподобнаго Нила, Столбенского Чудотворца, в юго-восточной стороне Печерскаго храма. Освящен в 1877 г. Под алтарем погребен Архиепископ Нил.

5) Св. Праотец, с правой стороны Печерской церкви, построена на месте часовни, именовавшейся Смоленскою. Освящена в 1896 г. У иконостаса ея справа погребен в 1906 г. архиепископ Ионафан.

6) Воскресения Христова, большая Крестовая, в связи с архиерейскими келиями. Построена в ХVІІ в., несколько раз перестраивалась. До 1768 г. именовалась Рождественскою.

7) Входа Господня во Иерусалим, малая Крестовая, построена в 1826 г.

Часовни:

1) Трифоновская, против алтаря Преображенской церкви. Здесь погребен епископ Трифон, или Прохор, которому явилась в 1314 г. на Толге икона Божией Матери, и архиепископ Трифон, над которым совершилось чудо Божие при открытии мощей св. Феодора и чад его.

2) Духовская, подле Преображенской церкви в паперти ея.

3) Троицкая, устр. в 1896 г. в монастырской башне, именуемой Богородицкой.

Монастырю принадлежит архиерейский корпус, двухэтажный каменный корпус для ризницы, двухэтажный братский корпус, несколько одноэтажных каменных корпусов, флигелей, служб, каменных лавок, палаток, каменный дом в Ростове, водяная мельница.

В монастырской ризнице хранится много интересных предметов: облаченій и др. принадлежностей архиерейскаго служения от времен Ростовских митрополитов: митра 1634 г., дар Государя Михаила Федоровича; саккосы, омофоры, посохи, а в библиотеке ризницы много рукописей и книг (ХІІ-ХVІІ в.в.).

В архиерейском помещении в 1613 году 26 дней прожил, по преданию, царь Михаил Феодорович, по избрании на царство, со своей матерью.

Земли у монастыря 247 д. 73 кв. с. Капитала в процентных бумагах 136.498 p…»

Рыбин К.Г. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль: тип. Губ. земск. управы, 1908 г., стр. 1-2.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 25 августа 2024

«…Спасо-Преображенский монастырь - один из древнейших в Верхневолжье - основан во второй половине XII века. Многие столетия монастырь играл видную роль в политической и экономической жизни города, был крупным центром культуры Русского государства. В 1774 г. здесь была открыта одна из первых в России духовных семинарий. Монастырская библиотека насчитывала тысячи редкостных книг и дарственных грамот. В конце XVIII века в ее хранилищах был обнаружен список гениального произведения древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве».

После 1658 г., когда сгоревший древний кремль утратил оборонное значение, Спасо-Преображенский монастырь, уже обнесенный каменными стенами, стал главной крепостью Ярославля. Существующие ныне монастырские стены были поставлены в первой половине XVII века взамен обветшавших к тому времени укреплений XVI века.

Сохранились северо-восточный (по Первомайской улице) и частично северный и западный участки стен. Почти весь южный участок (по Которосли) в начале XIX века или надстроен, или разобран и переложен в обычную оградительную стену, лишенную всякого оборонного значения.

В XVII веке на углах ограды стояло шесть башен, из которых сохранились две: Богородицкая (на углу Богоявленской площади) и Угличская (на углу улиц Нахимсона и Первомайской). Находясь на стыке монастырской ограды с городскими оборонительными сооружениями, Угличская башня служила одновременно и проездными воротами в Земляной город. Остальные башни разобраны в XVIII веке. В ХІХ веке со стороны Которосли были поставлены две новые круглые угловые башни. Они значительно меньше древних и носят чисто декоративный характер…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 458


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 25 октября 2025

Монастырь расположен на левом берегу реки Которосль, близ её впадения в Волгу. Основанный в начале XVIII века как «городовой» княжеский монастырь, он стал важной частью системы городских оборонительных сооружений, охраняя западные подступы к Ярославлю. С момента основания обитель оказывала большое влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь города.

В 1215 году князь Константин Всеволодович заложил в монастыре каменный Спасо-Преображенский собор, завершённый строительством в 1224 году. Подклет собора служил местом упокоения ярославских удельных князей. После присоединения в 1471 году Ярославля к Москве Спасо-Преображенский монастырь пользовался покровительством великокняжеского, затем царского дома. Обитель посещали многие князья, цари и императоры, жалуя её денежными вкладами, земельными угодьями и привилегиями, что укрепляло благосостояние монастыря.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался на протяжении многих веков и представляет собой комплекс разновременных построек. В XVI веке были сооружены звонница с церковью Печерской иконы Божией Матери в первом ярусе (надстраивалась в 1809 и 1824 годах) и Трапезная палата с Рождественской церковью, церковь Воскресения Христова. В 1550–1580-х годах возведены каменные стены вместо деревянных. В 1621–1646 годах пострадавшие во время осады польского войска стены перестраивались, концу XVII века их длина достигала 820 м, высота – 10,5 м, толщина – до 3 м. Были сооружены каменные Богородицкая (1623) и Угличская (1630-е годы) башни, Водяные ворота (первая треть XVII в.), Святые врата с церковью Введения Пресвятой Богородицы во Храм (1516, 1621).

В 1681 году ярославцы встречали возвращающегося из ссылки патриарха Никона. Он скончался на струге, на котором направлялся из Кирилло-Белозерского монастыря в Москву. Его тело перенесли в Спасо-Преображенский собор, откуда на погребальной колеснице отправили в Москву и похоронили в основанном им в Истре Новоиерусалимском монастыре.

Пётр I, не раз бывавший в Ярославле, посещал Спасский монастырь. 20 декабря 1695 года царь присутствовал там на погребении боярина князя Фёдора Ивановича Троекурова. Старший сын князя Ивана Борисовича, стольник и бомбардир Фёдор Иванович (*1667) был любимцем царя. Он скончался 7 сентября 1695 года от ран, полученных 5 августа при осаде Азова. В день смерти Ф. И. Троекурова находившийся под Азовом Пётр писал «из обозу» в Москву князьям Борису Алексеевичу Голицыну и Фёдору Юрьевичу Ромодановскому: «Кнезь Федора Ивановича, друга моево, не стала» и просил их сообщить печальную новость родителям покойного.

Отец погибшего князь Иван Борисович Троекуров происходил из древнего и знатного рода. Однако успехи его при царском дворе определила женитьба на Василисе Богдановне Хитрово, дочери и единственной наследнице влиятельного и богатого боярина, ведавшего Оружейной палатой. Овдовевший в 1700 году князь женился вновь на Анастасии Фёдоровне Лопухиной, родной сестре царицы Евдокии Фёдоровны, к тому времени насильно постриженной в монахини.

Отпевание Ф. И. Троекурова, которое совершал патриарх Адриан, происходило 16 декабря 1695 года в церкви свт. Николая (снесена в 1932 году), где он и был погребён. Об обстоятельствах гибели князя рассказывала надгробная надпись над его могилой:

«Мiрозданiя 7203 (1695) лѣта по указу Царского Пресвѣтлаго Величества Благочестивѣйшихъ Царей бысть на службъ подъ градомъ Азовомъ Турскимъ, иже на рѣкѣ Дону, ближнiй Великихъ Государей стольникъ князь Ɵеодоръ Ивановичъ Троекуровъ и тамо отъ непрiятелей раненъ въ 5 день августа мѣсяца и, болѣзнуя, вѣ полкахъ отъ раны тоя во благочестiи христiанскомъ и совершенiи церковныхъ таинствъ 7204 (1695) лѣта септенбря мѣсяца въ 6 день сконча жизнь свою и отыде ко Господу. Тѣло его привезено во градъ Москву декембрiя въ 16 дент, и надгробныя пѣнiя надъ нимъ сотвори Святѣйшiй Адрiанъ Патрiархъ соборнѣ. Погребено же оно во градъ Яросвлавлѣ, въ пречестнѣй обители Христа Господа Спаса Преображенiя на семъ мѣстѣ мѣсяца декембрiя въ 20 день, идѣже лежать усопшiе сродники его. На погребенiе же его во градъ Ярославль благоволительно ради милости своея къ нему особно присутствова Благочестивѣйшiй Великiй Государь, Царь и Великий Князь Петръ Алексѣевичъ, Всея Великiя и Малыя и Бѣлыя Россiи Самодержецъ. Его же Всеблагiй Господь во всерадостномъ блаженствѣ водворится да сподобитъ. Отъ рожденiя ему, князь Ɵеодору Ивановичу, 28 лѣтъ и 3 мѣсяца. Лежащiй здѣ и зрящiй вся гробъ сей о молитвѣ проситъ. Его же да успокоитъ Господь во царствии небесномъ со святыми. Аминь»

Ф. И. Троекуров оставил после себя дочь Прасковью, рождённую его вдовой Дарьей Родионовной Стрешневой 23 сентября 1695 года, то есть вскоре после его смерти.

В 1787 году в связи с переносом митрополичьей кафедры из Ростова в Ярославль, Спасский монастырь был преобразован в Ярославский архиерейский дом. Среди книг последнего из настоятелей монастыря Иоиля (Быковского) в 1790-х годах граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин обнаружил «Слово о полку Игореве».

В XIX веке монастырский комплекс дополнили новые постройки: Михайловская (1803) и Богоявленская (1804) башни, двухэтажный келейный корпус (1808), в 1830 году построены Смоленская и Трифоновская часовни, хозяйственные корпуса. Архиерейский дом был упразднён в 1918 году. В советское время он был занят под жилье, учебные заведения, использовался военкоматом.

В советское время реставрация производилась в 1918–1923 годах под руководством архитектора П. Д. Барановского и в 1950–1960-х годах. В результате реставрации Спасо-Преображенскому собору возвращены формы XVI века.

В 1959 году монастырский комплекс передан Ярославскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, в нём развернута основная музейная экспозиция.

По материалам сайта «Свод петровских памятников России и Европы»: https://petersmonuments.ru/

Спасо-Преображенский монастырь (Ярославль)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 25 октября 2025

«…I. Очерк обители.

На левом берегу Котрости, близ впадения ее в Волгу, высятся каменные стены и башни, блещут кресты и главы церквей. Это древний Спасо-Преображенский монастырь, нынешний Архиерейский Дом.

История его связуется с историею края. Еще град Ярославль младенчествовал, а в Спасовом уже курился фимиам, возносились мольбы. Ко Спасу притекали князья и народ. Пред образом Спаса давали обеты, слезы радостей и горя изливались пред Ним. При бедствиях народных искали все спасения под благодатию Всемилостивого Спаса, под сению обители Его. А в начале XIII века в нем было уже училище. Лаврентьевская летопись, говоря о деяниях Великого князя Константина Всеволодовича, прозванного, за любовь его к просвещению, мудрым, замечает, что он, при посредстве духовника своего, Игумена Ярославского Петровского монастыря Пахомия, основал в Спасо-Преображенском монастыре первое на севере училище. Бывши первым по времени, училище это было таковым и по учебным пособиям, ибо Державный Основатель его завещал ему драгоценное собрание книг, в числе которых находилось более тысячи кодексов Греческих. Сверх сего, Князь наделил училище и волостями; оставалось расти вертограду и укореняться. На беду, задумали пересадить его на новую почву, в Ростов. Это случилось в 1214 году, по вступлении помянутого Пахомия на кафедру Ростовскую. Тут прозябало оно, но не долго – всего 14 лет. Пожар, в 1227 году, истребил, к общей жалости, здания училища и его библиотеку.

Другой памятник священный, воздвигнутый в Спасском монастыре Константином, составляют две церкви. Одна из них – Преображенская заложена в 1216 году; другая Входо-Иерусалимская в 1218-м. О церкви Преображенской известно, что она достраивалась сыном Константина Всеволодом и освящена Кириллом I-м, епископом Ростовским, 1-го Августа 1224 года. Три с половиною столетия существовал храм сей, сохраняя во всех частях первобытный свой видь, затем в 1516 году обновлен он, а можно думать, что и распространен. Но в чем бы ни заключались возобновления сии, только основания храма доднесь остались не тронутыми. За это ручается совершенное сходство кладки и самых материалов с теми, какие усматриваются в Ростовском соборе, строенном, как известно, в одно время с церковию Преображенскою и одним и тем же Державным Князем. Должно полагать, что и самое стенное письмо Преображенской церкви, хотя многократно подновляемо было, но делалось это с мудрою осмотрительностию и с глубоким уважением к священной старине. Чтоб убедиться в этом, стоит только внимательно приглядеться к типам ликов, начертанных в паперти и в самой церкви.

Здесь на каждом шагу является изумительное сочетание простоты с величием, воображения с рассудком, чувства с знанием и с соблюдением всех условий приличия и назидательности.

Читатель! Ежели когда либо приведет тебя случай, или благоговение быть в Спасской обители, то не входя в Преображенскую церковь, остановись в ее преддверии и размысли, что пред лицом ее протекли шесть с половиною веков и ряд поколений; промчались бурным потоком страшные полчища ордынцев и буйная рать надменных ляхов; пред лицеем ее сто раз город Ярославль восставал и падал, сто раз омывался кровию, очищался в горниле народных бедствий, и притекал на место сие, чтоб излить душу свою пред Господом. С этими мыслями приближайся к Святилищу, восходя по ступеням, ведущим к Его преддверию. <…>

VII. Домы

Старинное размещение в обители жилых домов и служб совсем иное было, нежели какое видим теперь. Перед окнами Архиерейских покоев и, можно сказать, среди нынешнего усаженного березами двора тянулся двухэтажный братский корпус; другой стоял в стороне с группою холодных зданий. Все это отнимало вид и увеличивало опасность от огня. Архиепископ Антоний, занявши Ярославскую кафедру в 1806 году, первый обратил на предмет сей заботливое внимание. Вскоре (1807 г.) старые и неуклюжие хоромы были разобраны и приступлено к постройке зданий новых и благовидных. И сии последние быстро возрастали под рукою мудрого архитектона, умевшего и средства изыскать и употребить их во благо. Последовательность сооружений была таковая:

В 1808 году, построена южная половина двухэтажного каменного братского корпуса, на протяжении до теперешних св. ворот.

В 1809-м, вместо прежних, к башне примыкавших, ворот, устроены ныне существующие святые врата, и надложен второй ярус над домом занимавшим это пространство. Постройкою сею дано удобное помещение для певчих.

В том же году, сделаны на каменных столбах переходы от Архиерейских покоев до стены, прилегающей к реке, и протянута ограда между библиотекою, колокольнею и церковию Чудотворцев. Но важнейшим делом (о котором мы уже упоминали) было устроение второго, об восьми арках, яруса на колокольне и снабжение ее колоколами в 524 пуда, в 255 и во 121 пуд. В этом же году насаждались аллеи и проводились каменные ограды и палисады.

В 1810-м, дан новый вид Семинарской библиотеке возвышением стен и снятием купола, под которым была некогда церковь Симеоновская.

В 1812-м, переделано парадное крыльцо, остававшееся в своем виде до 1858 года, и устроены сени к церкви и покоям.

В 1815-м, заложен на берегу Котрости каменный дом, где помещается теперь Дух. Консистория.

В 1816-м, начали строить трехэтажный ризничный дом, здание красивое и многодельное, Архиепископ Антоний, заметив собственноручно под 1817 годом, что каменная кладка ризницы кончена, в выражение чувства своего присовокупил: Слава Господу Богу!

В 1818-м, перестроена часть старинной ограды на протяжении от водяных ворот до Семинарской библиотеки, и конечно с намерением – открыть вид на Волгу и на все заречье, заслонявшееся громадною стеною.

VIII. Ограда

Спасо-Преображенский монастырь, сливая начало свое с началом Ярославля, переживая века междоусобий и лютых браней, не мог оставаться без ограждения. Но в чем состояли первобытные его твердыни и какою ограничивались местностью, история молчит о том. Нынешних же стен окружность 370 саж., высота от трех с половиною до пяти саж., толщина 4 аршина. Верх их увенчан зубцами, а в первобытном своем виде имели они крытые ходы и опоясывались валом и рвом.

Из древних, уцелевших башен, Угличская высится на северной стороне монастыря. Другие две, подобные ей, отодвинуты внутрь города. Угрюмо склоняют они, покровенное лишь мхами, чело свое, и погружают собою зрителя в мрачную думу. Так и быть должно. Ибо это памятники не веселья, а тревог; не гордость и тщеславие воздвигли их, но любовь к отчизне; не с ликами и тимпанами приходили под сень их деды, но во всеоружии, с теплою в душе мольбою, с полным на Бога упованием.

Одни из сих твердынь созидались во время малолетства Иоанна IV, по повелению В. К. Елены и Государственной Думы (Карамзин, т. 8, стр. 27). И это последовало за опустошительным пожаром, случившимся в Ярославле 1536 года. Другие башни, с частию стены, строены при Михаиле Феодоровиче. К этому же времени должно относить и ту башню, которая находилась на юго-западном углу монастыря и которая потом заменена нынешнею круглою.

Вообще дело устроения ограды объемлет более, чем столетний период. Ибо, по записям монастырским, ограда воздвигалась и в 1516 году, т. е. в одно время с восстановлением Преображенской церкви, и в 1622 году; следовательно спустя 106 лет после первого начинания. Таким образом, принявши за точку счисления текущий 1869 год, должны сказать мы, с математическою точностию, что век ограды Спасо-Преображенского монастыря восходит от 247 до 354 лет.

Древнейшая часть есть северная, обращенная к городу, юнейшие же суть западная и южная с тремя башнями. К сожалению, сии последние самое великое испытали крушение под гнетом времени. Одна из башен совершенно уничтожена, и только из-под новосозданной круглой башни смирению выглядывают ее основания. Другая служила св. воротами и вместе церковию, а потом часовнею; наконец и ворота утратили свое значение, и часовня обратилась в Семинарскую библиотеку, обратив с собою и всю башню в дом, над которым, будто на намять событий, надстроена в первых годах нынешнего столетия четырехугольная, узкая, в роде каланчи, башенка для часов. Но звон часов сих давно умолк, не престает гласить одна лишь надпись в бывших св. воротах, что они расписаны при Святейшем Патриархе Филарете Никитиче в 7141 году, т. е. по прошествии десяти лет от построения своего и за 234 года до нашего времени.

Третья из башен, на северо-западном углу, что против Богородской церкви, хотя сохранилась более других, но и на нее время наложило печать видоизменений. Впрочем антикварий найдет здесь дорогую для себя надпись, гласящую: «Лета 7131 (1623) Июля в 24 день сделана бысть сия башня, и две башни от Котрости начаты в 130 году, при Державе Государя Царя и В. Кн. Михаила Феодоровича всея России Самодержца, и отца Его Великого Государя Филарета Никитича, Патриарха Московского и всея России, благословением».

Что испытали башни, то досталось и на долю стен. Уже заметили мы, что часть их, прилегающая к реке, перестроена, в расчетах домашнего удобства. Другая часть ограды, примкнутая к западной башне, доживши 1854 года, сама рушилась на протяжении св. ворот, и таким образом утратила первоначальный свой вид. Таже участь предстоит и остальным всем отделам стен. И надобно удивляться, как выдерживают они, в течении веков, разрушительную силу стихий и все невзгоды человеческого своенравия, – выдерживают под охраною лишь собственной твердости, под осенением благословения, которое теплою мольбою, сердцем сокрушенным в день лютых обстояний, свыше призвано на них. Так верно слово: Во благословении правых возвысится град, усты же нечестивых раскопается (Притч.11:11).

Источник: Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом, с присовокуплением жития св. благоверных князей Феодора, Давида и Константина ярославских чудотворцев и хронологического указателя иерархов ростовской и ярославской паствы / Сост. архиеп. Нил. - 2-е изд. - Ярославль: В тип. Г. Фальк, 1862.

По материалам сайта «Азбука веры»: https://azbyka.ru/

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев - архиепископ Нил (Исакович) - читать, скачать



Комментарии и обсуждение


Владимир (иером., ризничий;). Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом / / Сост. ризничий, иером. Владимир. — Москва : типо-лит. В.А. Александровской, 1881. — 206 с., 2 л. план. : 22.

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом (1881) — Владимир — читать книгу онлайн, скачать бесплатно PDF | НЭБ [000199_000009_003611700]

25 октября 2025, Юрий Верещагин Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное).


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.