Николо-Мельницкая церковь находится там, где когда-то располагалось село Меленки, получившее свое название от "бывших тут ветряных мукомольных мельниц". Владел этим селом с деревнями Творогово, Зверинец, Титовская, Ильцино, Полянки "Спасского монастыря архимандрит с братиею по грамоте Ивана Васильевича 1555 году". До построения приходской церкви Николы в Меленках на этом месте существовал мужской монастырь, именовавшийся Николо-Сковородским, что на Глинищах. По местной традиции, название его произошло от чугунного била (сковороды), которым созывали монахов на службу, и от глинистой почвы, на которой стояла обитель.
О времени основания монастыря сведений не сохранилось, впервые обитель упоминается в связи с разорением ее поляками в 1609 году. Подробности бедствия содержались в записях Самуила Миславского: "Леата 117 (1609) мая 3, на страсть св. Тимофея и Мавры, в соборной церкви св. Николы чудотворца монастырской на глинищах затворился игумен Варсонуфей с братиею и людие мирские; но супостатная литва коего изрубиша мечами, коих побиша, церковь св. Николы пограбиша, монастырь запалиша, но г, церкви токмя паперть обгоре, остался невредно и чюдотворный образ святителя Николы мирликийского. В заутрие плакаша людие мнози плачем великим и погребоша телеса убиенных на погости монастыря у колокол; образ великого Николы чудотворца изнесоша в церковь Рождества Христа Бога нашего... иже на Волге реце. И не бысть в монастыре св. Николы чудотворца никое время ни пения, ни звонения, никого же людей ходяще".
Позднее ростовский митрополит Кирилл предпринимал попытки возобновить Никольский монастырь. Он послал в Москву "за подаянием на обитель" инока Варлаама, который на обратном пути был ограблен. Вот что Варлаам пишет в своем донесении митрополиту: "он грешный мних и вощик его Захар ограблены разбойниками Баловня так, что остались при одних рубахах, а какой был скарб зерна, холста, яиц, масла и другого, все забрано, да и лошадь увели. Да у него, Варлаама, была мошна с двадцатью семи рублевиками, и ту стягнули с тельника; да у Захара взяли рублевик и два алтына и оставили их голышами. Одна тележенка с дужкой остались в кустах". Некоторое время после разорения Никольская обитель еще существовала, о чем есть упоминания в "Повести..." Николо-Пенской (Федоровской церкви). Окончательно монастырь упразднили в 1660-х годах, точная дата не известна.
В 1650-х годах в обители жил блаженный юродивый Илья, народная молва сохранила о нем такой рассказ: "Днем он бегал по Ярославлю едва не нагой и переносил самые жестокие морозы, а на ночь уходил в клеть Николо-Сковородского монастыря, в которой, после краткого отдыха проводил время в молитве. Много ему доставалось вытерпеть побоев, насмешек, брани от людей, не понимавших ни себя ни его, но он все переносил благодушно. Знакомства не было у него ни с кем, кроме некоего благочестивого мужа, по прозванию Баженова, да Сергия, инока Никольского монастыря; их иногда посещал блаженный. Со скорбью смотрел Илья на грехи людские. Любя людей, он плакал за них и слезами своими призывал их к покаянию. Так, в 1658 году июня 9-го, говорит предание, Илья приде к церкви Рождества Спаса нашего Христа, иже на Волге, ста пред папертью церкви поя и умильно зря на образ Господа Вседержителя, умно молитву перед ним творя и плакаше неутешно. Кончивши же молитву, громко возопи: "Жарко! Жарко!" Людие же видяще и слышаще сия, дивляхуса. В следующий день в Ярославле был сильный пожар, начавшийся со стороны Волги, вблизи сего храма. В пожар этот город почти весь выгорел".
Первые упоминания о деревянном Никольском храме относятся к 1627 году и содержатся в исторических актах Спасского монастыря: "село Меленки на реке Которосли на Глинищах, и в селе церковь во имя Николы Чудотворца, древяна, а в церкви образы и книги и все церковное строение мирское". Более точные сведения о деревянных храмах сообщает грамота царя Алексея Михайловича 1647 года о приписке слобод Спасского монастыря к посаду: "Мельничной слободы приходская церковь, храм дровяной, верх холодный, на реке Которосли на берегу во имя Святителя Николая Чудотворца, в том же храме престол во имя святого Прокопия Устюжского да храм теплый Успения Пресвятой Богородицы".
Каменная Никольская церковь была заложена в 1668 году по данной на ее строительство грамоте: "Благословение Божие Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, в Ярославль, поволгской, Мельницкой слободы Никольским попам Елеазару да Филиппу. Били вы нам челом да приходские люди: Мартьян Тимофеев (Дурандин), Макаров сын Гурьев, Абрам сын Сенельский, Федор Юрьев сын Жыхарев и все приходские люди, чтоб нам вас пожаловати благословить новую каменную церковь великого чудотворца Николы, что на глинищах, да в тое же церкве приделати придел св. праведного Прокопия, устюжского чудотворца – и о том дать нашу благословенную грамоту на освящение святые антиминсы. И как сия наша грамота придет, и вы б по нашему благословению и нашей грамоте вели на тое церковь камень и кирпич, известь и всякое мелкие запасы готовить... Писана в Ростове, в лето 7176 (1668) февуария в 9 день".
Средства на постройку каменного храма дал ярославский купец Мартиниан Дурандин, но ему было не суждено увидеть завершение сооружения храма: 10 декабря 1668 года он скончался, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Церковь Николая Чудотворца с приделом в паперти во имя Прокопия Устюжсюго освятили 15 октября 1672 года.
Стенные росписи храма были начаты 11 июня 1705 года и завершены 29 август 1707 года артелью ярославских изографов, в которую входили: Федор Федоров, Стефан Митрофанов, Василий Никитин, Тихон Иоаннов, Иоанн Григорьев, Иоанн Никитин, Иоанн Сергеев, Моисей Семенов, Федор Иоаннов, Димитрий Андреев, Семен Гавриилов, Василий Игнатьев, Гавриило Семенов, Петр Дмитриев, Сергей Волод [имиров], Василий Петров, Михайло Игнатьев, Стефан Стефанов. По окончании работ церковь Николая Чудотворца была вновь освящена Димитрием Ростовским. В храме хранился атласный антиминс, данный святителем. В 1822 году стенопись частично поновлена Елисеем Степановичем Годуновым (Каменщиковым). Этот известный ярославский мастер на протяжении 45 лет (с 1812 по 1857 гг.) осуществлял многочисленные работы в храмах прихода по "поправлению икон старых" и стенного письма.
Храмовая икона Николая Чудотворца в летней церкви была "наследие Николо-Глинищенского монастыря, сожженного поляками в 1609 году, уцелевшая почти невредимою от пожара, только краска заметно опаленною. Эта икона местночтимая, многими почитается чудотворною. Она очень древняя — новгородского, по определению археологов, письма. Святая икона обложена серебряною, позолоченною ризою, устроенною ярославским купцом Иваном Петровичем Железновым. Образ этот поставлен в особую икону, которая служит ему полями, на коих изображено житие святителя. В центральном храме, около северной стены, стояла чтимая икона Богоматери Всех скорбящих Радость с надписью "Истинное изображение и мера с чудотворного образа Пресвятой Владычицы Богородицы Всех Скорбящих Радость, которая имеется в царствующем граде Москве, в церкви преподобного Варлаама Хутынского, за Москвою рекой в Ордынской улице". В 1866 году на средства ярославской купеческой вдовы Елизаветы Петровны Масленниковой (урожденной Кучумовой) для иконы была сделана серебряная риза, украшенная жемчугом и "разными камнями".
У северной стены находилась также икона Богоматери редкой иконографии, названная в церковной описи Блаженное Чрево. Священник Димитрий Предтечевский оставил описание образа: "Богоматерь представлена в ризе червленого цвета, застегнутой запонкой, на голове и персях ее в четырех кругах изображены Господь Иисус и неизвестные лики святых. Предвечный младенец представлен лежащим и подающим Богоматери одной рукой продолговатый хлеб, а другой — держащим голубя, возле которого начертаны слова: "се лежит сей на падение и восстание сущих во Израили". Под Пречистой Девой, с двух сторон, представлены две лествицы огненного цвета, по которым нисходят и восходят ангелы. На углах образа помещены евангелисты, а вверху изображена Богоматерь с безлетным сыном". Надпись на иконе сообщала: "1643 (года) сей образ древнего образа Пресвятой Богородицы иже на Костроме Воздвиженском женском монастыре". Эта обитель располагалась в Костромском кремле, неподалеку от Успенского собора. В большой пожар 1773 года ее деревянные храмы и постройки были "совершенно уничтожены" и больше не восстанавливались.
В церкви Николая Чудотворца находилась также икона преподобного Мартиниана, соименная жертвователю храма и поставленная, как полагают исследователи, ко времени окончания его строительства. В ризнице холодной церкви в особых киотах хранились четыре серебряных креста-мощевика, в одном из них — частицы мощей князей Василия и Константина; в другом 33 частицы мощей разных святых; еще два креста, в которых заключались: в первом — частицы мощей Константина и Федора Муромских, во втором — части Древа Креста Господня, ризы Богоматери и частицы мощей тридцати святых, были пожертвованы в 1867 году И.И. Карзинкиным.
В 1683 году на средства прихожан построили на месте деревянной теплую каменную одноглавую церковь в честь праздника Успения Богоматери, дата ее росписи "в виде отдельных клейм, сделанных по маслу", неизвестна. В 1864 году крестьянин села Заозерье Угличского уезда Федор Андреев Бычков изготовил в зимний храм новый резной иконостас. Придел во имя иконы Богоматери Всех скорбящих Радость в нем был устроен в 1885 году в честь почитаемой в приходе святыни на средства ярославского купца Максима Григорьевича Кузнецова, кроме того жертвователь возобновил росписи храма. В иконостасе Успенской церкви, в местном ярусе, стояла икона Благовещения Богоматери, которая "весьма уважалась даже старообрядцами". В церкви также хранился водосвятный серебряный крест с мощами святых. В XVIII веке ярославский купец Козьма Иванов Зеленцов "кроме многих построенных в церкви украшений дал вечно с пяти лавок собираемый оброк в приращение к церковным доходам".
Около Николо-Мельницкого храма находилась принадлежавшая Ярославской Большой мануфактуре писче-бумажная фабрика, она сгорела в 1845 году. Через 12 лет мануфактура была куплена у прежних владельцев Яковлевых московским купцом Иваном Андреевичем Карзинкиным, который основал "Товарищество Ярославской Большой Мануфактуры" и начал строительство близ церкви Николы в Меленках бумагопрядильной фабрики. Рабочие, а их число росло с расширением производства, являлись прихожанами Никольского храма, который к концу XIX века уже не мог "в должной мере удовлетворять религиозным потребностям служащих и рабочих фабрики". В 1890-х годах правление Товарищества ЯБМ вознамерилось возвести новую церковь по проекту академика архитектуры Соловьева на месте холодного Никольского храма, но в виду его «археологического значения» строительство не осуществилось. В 1903 году другим академиком, Александром Васильевичем Ивановым, был выполнен новый проект церкви на другом месте. Закладка храма состоялась 27 июля 1904 года, а сооружение его завершили в 1908 году к 50-летнему юбилею фабрики в знак "выражения благодарения Господу Богу" за ее благополучное существование. Торжественное освящение храма состоялось 12 октября 1908 года, его престолы – главный во имя Иоанна постника, придельные – во имя Андрея Критского (справа) и Архангела Гавриила (слева) – посвятили святым, соименным учредителям Товарищества, на чьи средства сооружалась церковь – Ивану Андреевичу и Андрею Александровичу Карзинкиным и Гавриилу Матвеевичу Игумнову.
Архиепископ Тихон, освящая церковь, привел слова святителя Феофана Затворника: "Из всех благодеяний, какими благодетельствует человек человеку [училище, больница, приют], храмоздание есть самое большое и многообъятное... храм один совмещает в себе все, что имеет каждое из тех учреждений: он есть и училище веры и благочестия, и питомник и врачебница наших сил духовных и телесных, и странноприимница духовная".
Жертвователи потратили на новую церковь более четырехсот тысяч рублей. Построенный ими храм поражал "обширностью размеров здания, вмещающего до трех тысяч лиц, обилием света, симметричностью частей, стройностью и простотой в целом. Новый храм имеет большой запас ценной утвари и ризницы". Интерьер основного объема был украшен росписями, "на сводах восемь художественных картин и на западной стене храма две", среди каноничных сюжетов на сводах вызывали интерес композиции "Преподобный Сергий благословляет князя Димитрия Донского на битву с татарами" и "Крещение Руси". Трехъярусный иконостас "работы ученого рисовальщика И.М. Дикарева" был украшен искусной резьбой.
На новую колокольню перевесили с прежней восемь колоколов: благовестник весом в 209 пудов, который, вместо разбитого, был отлит в 1816 году на заводе мастера Ивана Чарышникова; его же работы второй, полиелейный колокол 1824 года весом в 103 пуда; третий, вседневный, отлит 3 октября 1746 года Андреем Маляровым на тульском заводе Акинфия Никитича Демидова; четвертый, в 36 пудов, и пятый, в 15 пудов — работы завода Порфирия Ивановича Оловянишникова; три зазвонных колокола, по свидетельству о. Дмитрия Предтечевского, "по цвету меди, по рисунку орнамента" одинаковы с третьим, вседневным.
В приходе было три школы: церковно-приходская на 120 учеников, одно классная при мануфактуре на 450 и школа грамоты на 240 человек. На Никольский приход распространялась деятельность Предтечевского общества трезвости, большие собрания которого проходили иногда в театральном помещении ЯБМ.
К Никольскому храму была приписана часовня на ул. Широкой (архитектор Н.И. Поздеев), устроенная рабочими ЯБМ в память избавления фабричного населения от холерной эпидемии в 1892 году и освященная 6 октября 1896 года.
В 1931 году церковь Николы в Меленках была закрыта, в 1939 году снесена колокольня XVII века, теплый храм в 1940-х годах перестроен. В церкви Андрея Критского до настоящего времени находился Городской дом физкультуры. В 1995 году холодная церковь передана Русской Православной Церкви, в 1996 году придел Прокопия Устюжского переосвящен архиепископом Михеем во имя Великомученицы Варвары.
Церковное строение долгие годы использовалось под цех механической артели, где было установлено кузнечное и прессовое оборудование, и как складское помещение. Такая эксплуатация нанесла значительный урон зданию храма, особенно его интерьерам: фрески находились в катастрофическом состоянии, с многочисленными утратами, не сохранился иконостас. Новый центральный иконостас резал Аркадий Мискин, золотили монахини Толгского монастыря, иконы для него писали тульские мастера.
Огромный интерес представляет иконостас Варваринского придела — четырехъярусный, кирпичный, с написанными на алтарной стене иконами и оштукатуренными колонками, которые были «сверху донизу украшены резьбою в виде виноградных гроздей». По своему художественному воплощению он перекликается с иконостасом снесенной церкви Параскевы Пятницы на Всполье, привлекавшим внимание ярославских краеведов. Редкостный памятник восстановлен во всей красоте благодаря усилиям художников-реставраторов — Евгения и Анны Чижовых, Константина Грибанова, Александра Пичугина, Ильи Ястребова. В 2008 году этот придел был украшен живописью, работы вела артель ярославских художников «Стена», имена которых указаны в храмозданной надписи: Александр Николаевич Сериков (руководитель), Микаэль Мушегович Антонян, Геннадий Юрьевич Горшков, Михаил Анатольевич Кирильчев, Алексей Васильевич Смирнов.
О характере первоначальной росписи придела, ее содержании, дате и мастерах сведений не имеется, известно лишь, что в 1868 году "усердием ярослав [ского] мещанина Алексея Гавриил [овича] Семенова и Дмитрия Алексесв[ича] Микерина возобновлены иконы и живопись в Прокопьевском приделе, а иконостас оного (каменный) покрыт новым колером". Прежние стенописи не сохранились даже фрагментами, а сам придел был переосвящен, в таком случае современные мастера пишут композиции в соответствии с новой иконографической программой.
Поскольку колокольня Николо-Мельницкого прихода была снесена, клиру пришлось выходить из положения не совсем традиционным образом: звонница была устроена в притворе храма. Колокола для нее были отлиты на тутаевском заводе Николая Шувалова. Благовестник имеет надпись: "По благословению архиепископа Кирилла, усердием настоятеля протоиерея Павла, при попечительстве благодетелей Игоря и Ярослава, радением прихожан". Прихожане ратуют о восстановлении храм Андрея Критского с приделами Иоанна Постника и Архангела Гавриила.
http://nikolamelenki.ru/21/history.html