ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Ярославль. Церковь Илии Пророка.

Ильинская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Илии Пророка, Гурия, Самона и Авива, Покрова Пресвятой Богородицы, Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне)
Архитектурные стили:Узорочье, Ярославская школа
Год постройки:Между 1647 и 1650.
Адрес:
Ярославская область, г. Ярославль, Советская площадь

Координаты:57.6269, 39.89423


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Андреева Ирина
28 июля 2013
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 апреля 2012
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 апреля 2012
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
JuNe
15 июня 2005
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
JuNe
15 июня 2005
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
август 2001
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
27 июля 2013
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 февраля 2012
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Ольга
3 февраля 2008
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Тарасов Василий
6 января 2008
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
VladiN
15 сентября 2005
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Вид с колокольни Спасо-Преображенского монастыря
JuNe
15 июня 2005
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
3 мая 2003
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
3 мая 2003
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
3 мая 2003
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Переснято с фотоплёнки
Константин Байгузин
10 апреля 1973
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Завершение шатрового придела
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
16 декабря 2017
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Ярус звона колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
16 декабря 2017
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Завершения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
16 декабря 2017
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
16 декабря 2017
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Завершение колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
16 декабря 2017
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Андреева Ирина
28 июля 2013
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Андреева Ирина
28 июля 2013
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
24 сентября 2012
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 апреля 2012
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 апреля 2012
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 апреля 2012
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 апреля 2012
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 апреля 2012
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 апреля 2012
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 апреля 2012
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
21 апреля 2012
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Лада
06.01.2010 - 07.01.2010
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Ольга
3 февраля 2008
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Ольга
3 февраля 2008
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Изразцовая вставка в ограде
Черниховский Дмитрий
17 декабря 2006
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Фрески над главным входом
Черниховский Дмитрий
17 декабря 2006
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Колокольня
Павел и Елена Каллиниковы
7 августа 2003
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
северный вход
Вадим Животовский
2 августа 2003
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Покровский придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
3 мая 2015
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Своды основного объема. Вид из северо-западного угла.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
15 октября 2013
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
25 августа 2013
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Фреска "Страшный Суд" занимает все пространство внутренней стены галереи справа от главного входа в основной храм и полусвод над ней. До XVII в. эта композиция располагалась на западной стене центрального храма.
Андреева Ирина
28 июля 2013
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Андреева Ирина
28 июля 2013
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Андреева Ирина
28 июля 2013
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Андреева Ирина
28 июля 2013
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Андреева Ирина
28 июля 2013
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Андреева Ирина
28 июля 2013
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
усыпальница
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
2 июля 2013
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Церковь Илии Пророка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
7 августа 2011
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Ярославль. Церковь Илии Пророка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
7 августа 2011
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Церковь Илии Пророка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
7 августа 2011
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Алтарь придела.
yozik
4 сентября 2008
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
yozik
4 сентября 2008
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
yozik
4 сентября 2008
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
yozik
4 сентября 2008
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
JuNe
31 августа 2008
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
JuNe
5 августа 2008
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Андреева Ирина
28 июля 2013
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
21 сентября 2010
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
1910—1915,Направление съемки:юг. с сайта https://pastvu.com/p/214416
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1915
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
1905 год с сайта http://bump.ru/page/adaptive/id31258/blog/3274289/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1905
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1 января 1880
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область
Вид в ночной подсветке с Советской площади.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
30 апреля 2015
Церковь Илии Пророка - Ярославль - г. Ярославль - Ярославская область

Ярослав
6 ноября 2006




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Андрей Фризюк,  18 ноября 2003

Этот четырехстолпный пятиглавый храм соборного типа строился в 1647-50 годах иждивением богатейших купцов Скрипиных на их хозяйственном подворье. Он заменил сразу две деревянные церкви - Ильинскую и Покровскую. Илья Пророк был особо почитаем ярославцами, ведь считалось, что город был основан в праздник именно этого святого. По своему удачному расположению огромный храм хорошо просматривался из различных частей города и потому был выбран в 1778 центром новой городской планировки. В настоящее время этот памятник воспринимается как главный символ Ярославля.

Подобно другим храмам раннего периода ярославского зодчества, Ильинская церковь с двух сторон обстроена двухъярусными закрытыми галереями, на которые ведут массивные крыльца на ползучих арках. К северо-западному углу паперти примыкает четырехъярусная шатровая колокольня, а с северной стороны композиция храма осложнена небольшим шатровым приделом, состоящим из нескольких ярусов кокошников. Вскоре после освящения церкви из Москвы была прислана в Ярославль высокочтимая святыня - частица ризы Христовой. Специально для ее хранения к западной галерее был пристроен новый придел, Ризоположенский, завершен он был стройным глухим шатром, удачно перекликающимся с шатром колокольни. Сложная композиция Ильинского храма, таким образом, была уравновешена по приципу коромысла: с запада (т.е. спереди) храм воспринимается как симметричный, однако в силу индивидуальной трактовки фасадов в каждом новом ракурсе силуэт его меняется до неузнаваемости.

Декоративное убранство Ильинской церкви было столь необычно по своему богатству, что после ее постройки между различными слободами города возникло своеобразное соревнование, призванное перещеголять ее по пышности и разнообразию декора. Наиболее ярко были украшены резным кирпичом, изразцами и белокаменными деталями те части здания, на которых в первую очередь останавливается глаз, - галереи, приделы, крыльца. Наружные стены были покрыты яркой полихромной росписью. В интерьерах храма можно видеть интереснейшие образцы деревянной резьбы 16-17 веков: царские врата, иконостасы, надпрестольную сень, а также особые места для царя Алексея и патриарха Никона. Практически все иконы древние, многие из них были выполнены специально для Ильинского храма придворным изографом Федором Зубовым.

Роспись интерьеров храма выполнена в 1680 году ярославскими мастерами под руководством двух костромичей - Гурия Никитина и Силы Савина. Поражает в этих фресках радостное, светлое настроение, необузданная динамика, ощущение полноты жизни, необычайная чистота и яркость колорита. Без всякого сомнения, фрески Ильинской церкви - лучший стенописный ансамбль 17 века и одно из высших достижений древнерусского искусства. Галереи храма были расписаны несколько позднее, в 1716 году, но в той же оптимистичной и динамической манере.


Статью добавил(а): Angelina,  17 мая 2006

Особенности монументальной живописи церкви Ильи Пророка в Ярославле. Отличительной особенностью монументальной живописи церкви Ильи Пророка, как отмечает большинство исследователей, является синтез двух традиций: 1. исконно русской, веками формировавшейся под влиянием Византийской культуры. В этом смысле система росписей храма (особенно центрального куба) достаточна традиционна: в центральной главе – композиция «Отечество», в простенках барабана – архангелы, ниже – праотцы, на сводах – двунадесятые праздники и т.д.; 2. «нововременной», заявившей о себе с приходом XVII века. Надо сказать, что благодаря этой новой традиции сформировалась так называемая «ярославская школа» монументальной живописи, ставшая подлинным выражением художественных вкусов заказчиков – ярославских купцов и посадских людей… С одной стороны, главные заказчики строительства храма Ильи Пророка, а также выполнения в нем фресковой росписи - именитые ярославские купцы братья Скрипины, являлись представителями нового сословия, аккумулировавшего передовой прогрессивный опыт. С другой стороны, Ярославль – важный социально-экономический центр – привлекал множество известных мастеров из разных земель (Москвы, Костромы, Новгорода), которые были знакомы с традициями западно-европейского искусства. С третьей – общий процесс обмирщения культуры, захлестнувший Россию, докатился и до Ярославля, и как нельзя более полно выразился именно в живописи. Все эти предпосылки создали благодатную почву для формирования новых традиций, которые и нашли отражение в монументальной живописи храма Ильи Пророка.

Настенная живопись отвечает всем принципам декоративно-повествовательного стиля: особая многоцветная, «ковровая» техника живописи, заполнившая все внутреннее пространство храма, носит удивительно декоративный характер (богатство декора – типичная черта барокко). Декоративность заметна в использовании как организующего элемента геометрических фигур – квадрата и круга, так и в изображениях архитектурных палат, обстановки, утвари, которые легко переходят в крупные барочные завитки. Декоративный характер росписи проявляется также и в обилии орнаментики, которая не только украшает одежды, архитектурные детали, предметы, но и покрывает порталы храма, откосы окон, нижние ярусы стен. По словам В.Г. Брюсовой, орнамент сильно развит и имеет пластическую разработку. Еще одним ярким примером декоративности может служить изображение в нижних ярусах подвесной пелены, которая в некоторых местах (особенно на паперти) заменяется изразцовым орнаментом. Праздничный колорит фресок строится на основе яркой теплой цветовой гаммы коричнево-красных, желто-золотистых, малиново-розовых и охристых тонов, среди которых особенно контрастно выделяется «голубец».

Занимательность изображения, его повествовательность, использование многочисленных бытовых подробностей (налицо – обмирщение!). Наиболее показательны в этом смысле циклы росписей, иллюстрирующие жития и деяния ветхозаветного пророка Илии и его ученика пророка Елисея (занимающие, соответственно, 4-ый и 5-ый ярусы главного храма), например, сцена «Сбор яблок», «Встреча пророка Илии с Елисеем во время пахоты», знаменитая «Жатва». Житийные композиции приобретают характер жанровых картин. Отмечается явление, характерное для миниатюры и отчасти – житийной иконы: последовательный рассказ о событиях, развернутые повествовательные циклы, в которых одни и те же эпизоды повторяются с небольшими вариациями неоднократно, что предвещает появление повествовательного направления в живописи. • живописные композиции многофигурны и динамичны, они создают картину реального мира. В этих реалистических устремлениях художников исследователи усматривают становление нового мировоззрения.

Формирование нового мировосприятия, вызванное мощным толчком просвещения и всеобщими секуляризационными процессами, наиболее полное отражение, на мой взгляд, нашло в грандиозной символической картине, иллюстрирующей заключительные слова молитвы «Отче наш» («Яко твое есть царство и сила и слава Отца, Сына и Святого Духа.»), расположенной на своде западного крыльца. Вверху – Новозаветная Троица, несомая херувимами, по сторонам в несколько ярусов стоят группы святых, отделенных облаками, но значительным новшеством в этом сюжете является изображение Земли в виде шара: земной глобус с обозначением меридиан и экватора занимает центральную часть композиции.

Еще одним примером проявления нового самосознания, мировидения, личности автора, а также примером преемственности мастеров и формирования светского начала в культовых сооружениях может послужить другая большая композиция символического характера «Род царствия благословится», расположенная на своде северного крыльца. Эта фреска является авторской переработкой гравюры из книги Лазаря Барановича «Меч духовный». (Гравюра построена по образцу сюжета «Древо Иесея» - родословие Христа и представляет собою вырастающее из фигуры князя Владимира генеалогическое древо семьи Романовых (обоснование преемственности власти киевских князей новой династией). Гравюра и книга были адресованы автором лично царю Алексею Михайловичу.) Мастер Федор Игнатьев, следуя времени, значительно переработал и дополнил композиционную схему гравюры: перенес акцент с Алексея Михайловича на нового царя – Петра I, и снабдил всех членов царской семьи, словно святых, нимбами (ярчайший пример сакрализации мирского и обмирщения сакрального!). 

Многим сюжетам настенной живописи храма Ильи Пророка присущи символизм (о чем уже было сказано выше), аллегоризм и дидактизм (типичные черты западноевропейского барокко). Ярким примером аллегории служит цикл композиций на сюжет «Песни Песней» царя Соломона, расположенный на внутренней стене северной галереи. (Галереи-паперти поволжских церквей имели полусветское, полуцерковное назначение: они служили не только местом покаяния для согрешивших, которые не допускались в храм, но здесь же назначались и проходили чисто мирские деловые встречи. Вот почему стены и своды этих частей храма насыщены композициями нравоучительного и иносказательного характера). Поэтическая библейская история трактуется ярославскими мастерами как аллегория любви Христа к Церкви. Невеста-Церковь в этих композициях предстает в образе царственной женщины с короной на голове. Во всех сценах рядом с Невестой изображен ее небесный Жених Иисус Христос. В одной из сцен Он подает цветы Невесте, в другой – оживленно с ней беседует, в третьей – хвалит с облаков (низводит с небес со Святым Духом на Нее божественную Благодать) и т.д. Особый дидактический, нравоучительный смысл отражен в росписях галерей в следующих циклах: «Начало мира» (события ветхозаветной истории), ибо галерея-паперть – это преддверие, вход в храм Божий, Евангельскую Церковь – наиболее показательны в этом смысле композиции «Сотворение мира» и «Ноев ковчег»; и «Конец мира» (эсхатологический цикл), ибо с галереей связан и выход из храма, символизирующий грядущие судьбы мира, Церкви и человеческой души – «Страшный суд», темы Апокалипсиса.

Продолжая разговор о живописных композициях галерей (а именно они в большей степени подверглись влиянию процесса обмирщения), я затрону еще одну важную новую традицию, характерную для росписей храма Ильи Пророка – это преемственность мастеров и ориентация ярославских художников на западноевропейские образцы. (Вторжение реального мира в живопись и ориентация на «фряжские» (немецкие) образцы вызвали бурные протесты со стороны ревнителей старины. Глава раскольников протопоп Аввакум в своих «Беседах» писал: «… пишут Спасов образ… лице одутловато, уста червонные, власы кудрявые, руки и мышцы толстые…, и весь яко немчин брюхат и толст учинен… А все то кобель борзой Никон умыслил образа будто живые писать. А устрояет все по фряжскому, сиречь по немецкому… Ох, ох, бедная Русь! Чего тебе захотелось немецких поступков и обычаев!…»).

Бурный рост числа деловых связей России с государствами Западной Европы, их усиление и упрочение позволили русским мастерам активнее впитывать западноевропейский «нововременной» художественный опыт, что определенным образом сказалось и в монументальной живописи. Показательным является то, что изобразительным источником почти всех композиций галерей храма Ильи Пророка послужили гравюры известной Библии Пискатора, изданной в Голландии в 1650 году, которая, в свою очередь, явилась свободной переработкой знаменитого цикла гравюр Альбрехта Дюрера. Яркий пример такого опосредованного использования произведения великого средневекового художника – «Апокалиптические всадники» – композиция северного свода крыльца храма. Богатство и разнообразие орнамента в ильинских росписях также не случайны. Орнаментальные мотивы заимствовались ярославскими художниками из рисунков восточных тканей. С не меньшим успехом ярославские мастера использовали в качестве образцов и отечественные источники: примером может послужить уже упомянутые мною гравюры книги проповедей архиепископа черниговского Лазаря Барановича «Меч духовный, еже есть глагол Божий…», изданной в 1666 году в Киево-Печерской лавре. Кроме того, как видно, в традициях русских живописцев была преемственность мастерства и заимствование стиля. Ярким примером этому может служить картина «Спас Нерукотворный», являющаяся частью грандиозной алтарной литургической композиции под названием «Великий Вход», выдержанная в стиле известнейшей одноименной живописной иконы Симона Ушакова. («Симон Ушаков стремился к созданию реальной пространственной среды, к соблюдению естественных пропорций лица, к объемной форме, которой добивался светотеневой моделировкой»).

И, наконец, я хотела бы обозначить последний, но не менее важный момент, характерный для русской монументальной живописи «переходного периода» в целом, и росписей ильинского храма, в частности. Средневековые каноны предполагали полную «безликость» автора в произведении искусства, поэтому творческая личность художника-иконописца ни коем образом не отражалась в его картине. Однако отход от канонов и утверждение нового мировосприятия и самосознания на рубеже XVII века высвободили творческое «я» автора, позволили художнику сначала робко, затем – все смелее и смелее мыслить, интерпретировать, анализировать, экспериментировать. Не случайно теперь мы знаем имена мастеров-живописцев, создавших уникальные фрески в храме Ильи Пророка. Гурий Никитин, Сила Савин, Дмитрий Семенов, Федор Игнатьев, - вот далеко не полный перечень имен этих художников. Стилистический анализ позволил современным исследователям в каждой из существующих фресок определить оригинальную творческую манеру автора, ее создавшего.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  7 июля 2014

Церковь Св. пророка Илии построена в 1647 году тщанием ярославских купцов Гостиной сотни Вонифатия и Иоанникия Ивановичей Скрипиных. Престолов в ней пять: Св. пророка Илии, св. муч. Гурия, Самона и Авива, преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца, Положения ризы Господней и Покрова Пресвятой Богородицы. В приходе ее находится 544 души муж. пола и 504 жен. пола.

А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  29 января 2015

Церковь Ильинская каменная, приходская. Имеет пять престолов: в главном летнем храме - во имя пророка Илии и в приделе (в алтаре) - во имя преп. Варлаама Хутынского; в зимнем храме - во имя Покрова Божией Матери и в двух холодных приделах - в честь Положения Ризы Господней и св. муч. и испов. Гурия, Самона и Авива. Храмовый праздник 20 июля, 6 ноября, 15 ноября, 1 октября и 10 июля. Построена в 1650 г. братьями Вонифатием и Иоанникием Ивановичами Скрипиными. Святыни: часть ризы Господней, присланной патриархом Иосифом I в благословение устроенному храму.

Под северо-восточной частью храма часовня Печерской Божией Матери, устроенная одновременно с храмом и имеющая значение усыпальницы храмоздателей и их рода. С обеих сторон образа Божией Матери на стене изображены молящимися во весь рост святые, соименные погребенным в усыпальнице.

Земли под церковью и в ограде церковной 657 кв. саж. и при двух церковных домах около 178 кв. саж. В первом доме, в двух этажах, помещается причт, а третий этаж сдается в наймы в пользу церкви; во втором доме также живут постояльцы. Церковного капитала в процентных бумагах 6163 руб. 95 коп. Прихожан состоит 26 душ муж. пола и 26 жен. Все прихожане рассеяны в разных частях города. По штату положено быть: священнику и псаломщику, причтового капитала 8950 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Статью добавил(а): Сергей Ковров и Елена Григорьева,  5 июня 2018

Один из центральных посадских храмов города. Построен в 1647–1650 гг. по заказу купцов Аникея и Нифантея Скрипиных, близких к царскому и патриаршему дворам. Большой четырехстолпный, пятиглавый храм с галереей, приделами и развитыми крыльцами. Увенчанный шатром Ризоположенский придел у юго-западного и шатровая колокольня у северо-западного углов создают слегка несимметричную, но хорошо уравновешенную широкую и вместе с тем центрированную композицию ансамблевого характера. Низенький восьмерик Ризоположенского придела (на высоком четверике) переходит в четверик через строенные кокошники, образуя органически сплавленную композицию. Все это вместе с шатром, украшенным гуртами с перехватами, вызывает «готические» ассоциации. У северо-восточного угла храма находится придел Гурия, Самона и Авива. Придел похож на маленький одноглавый храмик XV в. с пирамидой кокошников. Отличается стройностью и четкостью форм.

Храм содержит внутри замечательную роспись, выполненную в 1680–1681 гг. артелью мастеров во главе с известными костромскими живописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным и ярославским художником Дмитрием Семеновым. Нижний ярус росписи, обычно занимаемый изображениями платов или полотенец, сочетается с полосой растительного орнамента широкого и изящного рисунка. Во втором ярусе росписи развернуты живые повествовательные сцены из жития пророка Елисея. В деяния пророка введены бытовые и пейзажные картины. Наиболее известна сцена жатвы – одна из лучших пейзажных композиций в древнерусской живописи. Нижний регистр галереи занят живописной изразцовой панелью. Выше все стены и своды покрыты росписью на библейские темы, в трактовке которых много реалистических элементов.

Иконостас Ильинской церкви относится к эпохе развитого барокко, но содержит иконы XVII в. (нижний ряд), в которых тоже немало бытовых сцен и пейзажных мотивов.

Патриаршее место исполнено во второй половине XVII в. По композиции несколько похоже на архитектуру Ризоположенского придела. В богатый травный орнамент включены изображения птиц (неясыть – символ Христа). Четкая разграфленность орнаментальных полей удерживает живописный стиль резьбы в ренессансных границах.

Ярославль. Церковь Илии Пророка // Старые русские города. Справочник-путеводитель / Сост. Г.К. Вагнер. М., 1984. С. 404-405


Статью добавил(а): Сергей Ковров и Елена Григорьева,  5 июня 2018

Одна из самых замечательных церквей Ярославля, церковь Ильи Пророка, построена в 1647–1650 годах на месте старого деревянного храма по заказу богатых купцов Ярославской гостиной сотни – торговцев пушниной Аникея и Нифантея Скрипиных, род которых переселился в Ярославль из Новгорода после новгородского разгрома, учиненного Иваном Грозным. Несметные богатства Скрипиных заставляли считаться с ними даже царя и патриарха. Говоря современным языком, это были крупнейшие налогоплательщики Ярославля – только с сибирских промыслов Аникея Скрипина казна получала в виде пошлины ежегодно более тысячи рублей. И не случайно в 1648 году царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф пожаловали братьев Скрипиных драгоценной реликвией – частицей Ризы Господней. Церковь была освящена митрополитом Ростовским Варлаамом.

Поставленная в центре обширной усадьбы Скрипиных, на перекрестке двух главных улиц Земляного города, церковь Ильи Пророка вместе с каменной оградой, жилыми палатами и кладовыми постройками составляла небольшой замкнутый ансамбль. При реконструкции Ярославля в 1778 году ветхие палаты были сломаны, и храм оказался в центре большой площади, замыкая перспективу нескольких улиц, и сразу превратился в одно из главных архитектурных сооружений города. По своим громадным размерам церковь Ильи Пророка превосходит даже некоторые городские и монастырские соборы. Суровая простота её внешнего облика напоминает строгие древние храмы Московской Руси. Церковь окружают широкие, в два яруса, крытые галереи с крыльцами, а также два придела и шатровая колокольня. Все вместе сливаются в очень живописный и в то же время уравновешенный ансамбль.

К северо-западному углу храма примыкает нарядная, стройная восьмигранная колокольня. С противоположной стороны поднимается шатровый Ризоположенский придел, один из лучших образцов русского шатрового зодчества. Другой придел, во имя св. Гурия, Симона и Авива, увенчан аркой кокошников и луковичной главой.

Галереи и крыльца украшены белокаменными резными вставками с изображениями фантастических зверей и птиц. Центральную главу храма украшает могучий кованый крест – одно из лучших произведений ярославских мастеров XVIII-го столетия. Окружающая храм ограда выполнена по рисункам архитектора А.М. Павлинова, внутрь церкви ведут резные, затейливо раскрашенные порталы с коваными дверями. В подклете церкви погребено девять членов семейства Скрипиных.

Церковь Ильи Пророка называют сокровищницей древнерусского искусства. Её стены расписывала в 1680–1681 годах артель костромских мастеров во главе с выдающимися художниками того времени Гурием Никитиным и Силой Савиным. Заказчицей стенной живописи храма была Улита Макарова, вдова Нифантея Скрипина. В работе приняли участие и четыре местных, ярославских художника во главе с Дмитрием Семеновым. Эти грандиозные фрески сохранились до наших дней. Они ни разу не были записаны и только промывались от грязи в 1902 и 1955 годах. Фрески Ильинской церкви представляют собой цельное художественное выражение идеи храма и отличаются большим разнообразием сюжетов.

Традиционным для ярославско-костромской школы живописи является изображение библейских и евангельских сюжетов в образах окружавшей художников русской действительности. Волы запряжены в обыкновенную конскую упряжь, с хомутом – ведь художник никогда не бывал на юге ... Каин и Авель, жители древней Иудеи и Самарии, облачены в русские сарафаны и рубахи. Зато великолепно изображена мирная и поэтичная сцена жатвы, ставшая хрестоматийно знаменитой – здесь уж мастера знали, что изображали!

Фрески ярославских и костромских мастеров второй половины XVII века демонстрируют совершенно новую для древнерусской монументальной живописи повествовательную систему, восходящую к работам римских и флорентийских художников середины XVI века. Большую роль сыграло появление на Руси так называемой «Библии Пискатора», богато иллюстрированной гравюрами голландских мастеров (первое издание – 1650 года, второе – 1674 года), из которых ярославские и костромские живописцы черпали не только сюжеты, но и композиционные схемы. Тем не менее, ни о каком переломе мировоззрения, ни о перемене вкусов русских мастеров говорить не приходится – речь идет об обогащении приёмов древнерусской живописи, о творческой переработке новых веяний.

Распространению западноевропейских художественных влияний на русское искусство способствовали иноземные мастера Оружейной палаты – немцы, шведы, голландцы и поляки. Их приток в Москву резко усилился во времена правления Михаила Романова, в 1630–1640-е годы, и продолжался на протяжении всего XVII века. Голландские и немецкие живописцы, среди которых особо следует назвать Ганса Детерсона и Даниеля Вустерса, принесли в Россию традиции европейского маньеризма – художественного течения XVI века, предшествовавшего барокко Близкие художественные идеи проникали на Русь и через Украину.

Галереи и Ризоположенский придел были расписаны ярославскими живописцами в 1682 году и частично дополнены в 1716 году. Эти росписи, конечно, намного проще живописи основного храма. Ризоположенский придел напоминает о реликвии, хранящейся в церкви Ильи Пророка – частице Ризы Господней. Об истории обретения Ризы, о передаче её царю Михаилу Феодоровичу рассказывают сюжеты стенописи Ризоположенского придела. В его иконостасе находится икона «Положение Ризы Господней в Московском Успенском соборе» работы мастера Петра Костромитина. На иконе в традициях русских портретов-парсун изображены патриарх Филарет и царь Михаил Федорович.

В церкви Ильи Пророка можно видеть и множество искусных образцов древнерусской резьбы по дереву: огромную деревянную сень 1657 года, резные иконостасы, «царское» и «патриаршее» места. Их покрывают богатый растительный узор, серафимы, райские птицы, двуглавые орлы, вазы с цветами.

Самые знаменитые монастыри и храмы России / Сост. А.Ю. Низовский. М., 2001. С. 98–102


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  30 октября 2018

Согласно "Сказанию о построении града Ярославля", самую первую в городе церковь во имя Илии Пророка заложил Ярослав Мудрый. Легендарный поединок князя с медведицей - покровительницей живших на этих землях племён - произошёл как раз в Ильин день. Одолев зверя, "христолюбивый князь повелел рубить деревья и расчищать место, на котором решил град поставить. И вскоре мастера начали строить церковь святого пророка Ильи и град созидать. Город сей благоверный князь Ярослав назвал в своё имя Ярославлем".

Нынешний преемник древней церкви, о которой идёт речь, - Ильинско-Тихоновский храм в Ярославском кремле. Чуть дальше некогда стояли две деревянные церкви, одна из них тоже была посвящена пророку Илье. На их месте впоследствии и возвели знаменитый ярославский шедевр. Средства на строительство храма выделили состоятельные ярославские купцы - братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины. Имея достаточно денег, они решили возвести церковь, что называется, "для себя", на своём собственном подворье. Купцы знали, что земля русская щедра на таланты, и не поскупились пригласить лучших мастеров. Строительство началось в 1647 году, а закончилось через три года, о чём гласит надпись справа от входа в храм: "Благоволением Бога Отца Вседержителя и споспешением Единородного Сына Его Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и содействием Святого и Животворящего Духа начаты созидатися сии церкви во имя Пресвятыя Богородицы, честного Ея Покрова и Святого Пророка Ильи с прочими тремя приделы в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святейшем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском".

Ильинская церковь получилась величественной и нарядной. Мы привыкли видеть её белоснежной, но изначально её не белили - она оставалась красной, расписанной яркими "травами", её кокошники и наличники покрасили синей, охристой и зелёной красками, а купола покрыли зелёной черепицей.

О купцах Скрипиных стоит рассказать подробно. Это были не просто богатые торговые люди. Известно, что Иоанникий Скрипин входил в число избранных - носил звание государева гостя; таковых во всей стране насчитывалось всего 24 человека. Безусловно, братья знали грамоту - в "Книге церковного строения", составленной после окончания строительства храма Ильи Пророка, сохранилось немало их собственноручных помет. Торговали Скрипины мехами, драгоценными камнями, церковной утварью - как тогда говорили, "на великую сумму". О размахе их дела можно судить по замечанию С. В. Бахрушина о другом купце - Свешникове: "Через своих агентов Свешников выводил из-за Урала очень большое количество мехов, уступал в этом среди ярославских скупщиков пушнины только знаменитым Скрипиным". Ещё бы - ведь они, Скрипины, были поставщиками царского и патриаршего дворов и, говорят, водили личное знакомство с первыми самодержавцами из династии Романовых - Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем. Поэтому неудивительно, что когда братья завершили строительство храма Илии Пророка, царь не стал возражать против желания Патриарха Московского и всея Руси Иосифа отправить в дар Скрипиным бесценную святыню - частицу Ризы Господней из кремлёвского Успенского собора. В её честь братья решили возвести шатровый Ризоположенский придел. Скрипины любили свой храм и устроили в нём фамильную усыпальницу. Умерли братья с разницей всего в один год: Иоанникий - в 1660 году, а Вонифатий - в 1661-м.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №35, 2013 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  30 октября 2018

После революции храм Илии Пророка передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1922 году церковь поставили на учёт в губернском Историческом музее, присвоив ей высшую категорию ценности, и открыли для посещения как памятник архитектуры и живописи. Церковь стала частью отдела древнерусского искусства. Это спасло храм от уничтожения, а ведь снести его порывались. К началу 1930-х годов было уже собрано несколько тысяч подписей рабочих ярославских предприятий, требовавших от облисполкома убрать храм Илии Пророка из центра города, так как он, цитата из обращения "сознательных" пролетариев, "чрезвычайно мешает новой планировке города, находится на площади,  имеющей административно-советское значение, где по требованию общественности намечена установка памятника борцам революции, павшим от белогвардейского мятежа". А ещё по мнению "подписантов", церковь мешала проводить на Советской площади демонстрации и парады. Местные газеты с удовольствием "подключились" к этой кампании, но, к счастью, вовремя вмешались известные реставраторы П. Д. Барановский и Н. Н. Померанцев. Да и исполнявший тогда обязанности директора музея Н. В. Кузнецов отказался подписывать решение о сносе церкви. Не прошло и десяти лет, как храму нашли очень странное, на первый взгляд, применение. Союз воинствующих безбожников, активно действовавший в СССР в довоенные годы, решил использовать помещение церкви Илии Пророка под... антирелигиозный музей. На поверку же это оказалось не такой уж плохой идеей, ибо во вновь организованный музей стали свозить предметы церковного обихода из других храмов, в нём собрали большую коллекцию колоколов.

Директор музея Виктор Михайлович Ковалёв, хоть и был активистом ярославского отделения Союза воинствующих безбожников, не позволил сбить фрески, что предлагали сделать некоторые из его соратников. Напротив, он включил их в музейную экспозицию: в северной части галереи, где росписи иллюстрируют первые главы Библии, размещалась выставка, повествующая об устройстве Вселенной, о происхождении Солнечной системы и так далее. Другие выставки рассказывали об истоках религиозного мировозрения, о религии в древние времена, о "ярославском белогвардейском мятеже и церковниках", о "победе социализма в СССР и отходе масс от религии". А ещё Ковалёв выставил в храме Илии Пророка уникальный экспонат. Таких тогда в стране было всего два - в Ленинграде и Свердловске. Речь идёт о маятнике Фуко. Увидев это приспособление в Исаакиевском соборе, директор Ярославского антирелигиозного музея захотел повторить этот опыт и в Ярославле. Вот его собственный рассказ: "Взяв все необходимые сведения и расчёты, а по приезде домой измерив высоту центра церкви, выразившуюся в 13 метрах, я после расчётов пришёл к выводу, что такой же маятник, только в меньшем виде, можно сделать и у нас. Этой идеей заинтересовались работники 62-го завода, за неделю они рассчитали конструкцию маятника Фуко и изготовили его. Но встал вопрос об укреплении стального конца проволоки со стаканом механизма вращения в среднем куполе на высоте 13 метров. Тогда я влез внутрь купола через окно с улицы и укрепил стакан. На конце проволоки мы прикрепили тринадцатикилограммовый чугунный шар и поставили на пол деревянный диск диаметром в три метра... На следующее утро мы провели испытание, вооружившись часами. Через пять минут маятник отклонился на два градуса". Сам Ковалёв очень гордился своей "придумкой", тем более что за неё он получил значок атеиста-отличника и почётную грамоту. Но антирелигиозный музей в храме Илии Пророка не прижился - просуществовал он всего три года. А затем началась Велика Отечественная война, и государство, наученное горьким опытом, решило по-иному выстраивать отношения с верующими людьми...

В послевоенные годы церковь Илии Пророка использовалась для хранения фондов Ярославского краеведческого музея. Когда в 1955 году власти задумали открыть храм для посетителей, оказалось, что уникальные иконы и фрески находятся в плачевном состоянии: везде грязь, плесень и паутина. Восстанавливать памятник пригласили художника-реставратора Веру Григорьевну Брюсову. Интерес к древнерусскому искусству она впитала буквально с детства - её дед был священником. Перед Отечественной войной Вера Григорьевна окончила знаменитый Московский институт философии, литературы и истории (ИФЛИ), стажировалась в отделе реставрации Третьяковской галереи. Позже она отправилась применять на практике полученные знания: сначала укрепляла росписи в новгородских храмах, позже искала в Карелии древние фрески и иконы, в Петрозаводске составляла списки икон, которые во время войны вывезли в Финляндию, а потом вернули в СССР. В храме Илии Пророка ей пришлось промывать стены, укреплять красочные слои... То же самое сделали в приделах и в галерее, восстановили черепицу на кровле, заново позолотили кресты и отремонтировали решётку вокруг храма. После этого церковь стала самостоятельным музейным объектом.

Главный престол храма Илии Пророка вновь освятили в 1989 году. Поначалу богослужения совершались лишь один раз в год - 2 августа, в день памяти пророка Илии. Сейчас служат и по большим церковным праздникам, но только в летний сезон, когда уникальной стенописи не угрожают ни холод, ни влага. 12 мая 1993 года в рамках патриаршего визита в Ярославль в храме Илии Пророка провёл богослужение Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Храм Илии Пророка регулярно реставрируется. С 1990-х годов и по настоящее время по мере необходимости приводятся в порядок фрески, исправляются кирпичная кладка и кровля, поддерживается в должном виде красочное покрытие фасадов. Ярославская епархия неоднократно поднимала вопрос о полной передаче храма Церкви, принимая на себя обязательство неукоснительно выполнять рекомендации музея, однако пока что ситуация остаётся на той же точке, что и двадцать лет назад.

Их журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №35, 2013 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.