ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Оренбург. Собор Казанской иконы Божией Матери (старый).


Собор.  Утрачен.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского
Архитектурные стили:Эклектика, Псевдовизантийский стиль
Год постройки:Между 1886 и 1897.
Год утраты:1932
Архитектор:А.А. Ященко.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:

Координаты:51.76742, 55.097386
Проезд:г. Оренбург, сквер у Дома Советов.


Авторским развитием проекта является собор Вознесения Господня (1891-1905) в г. Новочеркассе Ростовской области

Облик собора воспроизведён при строительстве собора Живоначальной Троицы (2001-2010) в Троицкой Симеоновой обители милосердия в п. Саракташ

Собор имел три приписных храма: церковь Захарии и Елисаветы на Меновом дворе (1800-е, утрачена); церковь Пантелеимона Целителя в Зауральной роще (1893, утрачена) и церковь Смоленской иконы Божией Матери на христианском кладбище (1847, утрачена)



Добавить фотографию
Собор Казанской иконы Божией Матери (старый) - Оренбург - Оренбург, город - Оренбургская область
Сайт «Большой русский альбом», страница Валерия Москальков
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
1 февраля 1932
Собор Казанской иконы Божией Матери (старый) - Оренбург - Оренбург, город - Оренбургская область
http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/163-t-5-ural-i-priuralie-vyatskaya-permskaya-ufimskaya-i-orenburgskaya-gub-1914#page/1/mode/grid/zoom/1
Андрей Агафонов
1 января 1914
Собор Казанской иконы Божией Матери (старый) - Оренбург - Оренбург, город - Оренбургская область
Фото с сайта kursi1011.at.ua
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Казанской иконы Божией Матери (старый) - Оренбург - Оренбург, город - Оренбургская область
Фото с сайта turbina.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Казанской иконы Божией Матери (старый) - Оренбург - Оренбург, город - Оренбургская область
Фото с сайта www.skyscrapercity.com
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Казанской иконы Божией Матери (старый) - Оренбург - Оренбург, город - Оренбургская область
Фото с сайта www.yaplakal.com
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Казанской иконы Божией Матери (старый) - Оренбург - Оренбург, город - Оренбургская область
Фото с сайта ticketshub.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Казанской иконы Божией Матери (старый) - Оренбург - Оренбург, город - Оренбургская область
Фото с сайта www.rusalbom.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Казанской иконы Божией Матери (старый) - Оренбург - Оренбург, город - Оренбургская область
фото с сайта http://orenburg.3goroda.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1898
Собор Казанской иконы Божией Матери (старый) - Оренбург - Оренбург, город - Оренбургская область
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1887




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Ю.В.Новиков.,  18 апреля 2018

Казанский кафедральный собор в Оренбурге строили в честь Ивана Ивановича Неплюева - первого губернатора Оренбургской губернии. В 1744 году по его представлении был принят и утвержден императрицей Елизаветой Петровной проект об образовании Оренбургской губернии. Выбрали площадь в центре города — тогда Оренбург был небольшим. Территория называлась Сакмарская площадь, именно здесь в 1886 году было принято решение заложить собор в честь иконы Божией Матери Казанская.

Для сбора пожертвований был избран специальный Комитет. На Караван-Сарайской площади была поставлена специальная временная церковь для сбора средств на строительство столь величественного храма. Сбор пожертвований на строительство шел по всей России. Но проекта храма Комитет не имел, а предложенные Императорской академией художеств проекты были слишком дороги.

В 1885 году в Оренбурге находился академик архитектуры Александр Александрович Ященко. Комитет по строительству обратился к академику с просьбой оказать помощь. На разработку эскизного проекта собора, его утверждение, разработку рабочего проекта академику потребовалось всего менее года. 23 января 1886 года проект был Высочайше утвержден и вскоре начались земляные работы. В 1888 году выкладывается цоколь. Кирпичная кладка по ярусам шла четыре с половиной года. В 1893 году собор покрывается железом, начинаются штукатурные работы, которые заканчиваются в 1894 году.

В 1891 году по возвращении из путешествия по Китаю и Японии строящийся храм посетил цесаревич Николай Александрович.

Для отливки соборных колоколов в Оренбург был вызван мастер "колокольного отлива" с известного московского колокольного завода господина Финляндского, которому заказывали отливать колокола и для храма Христа Спасителя в Москве. Колокол весом 302 пуда был отлит 20 августа 1894 года. На нем была надпись: "Господь сил той есть Царь славы! Сей колокол лит во славу Божию и Пресв. Богородицы иждивением Марии Львовны Ивановой в память помолвки Государя Наследника Николая Александровича". На звонницу колокола подняты 4 декабря 1894 года и закреплены. Подъем "сделан" без машин, усилиями рук верующих людей, которых набралось к собору тысячи, несмотря на мороз.

Внутри собор художественно расписан живописью и орнаментами наподобие собора св. Марка в Венеции. При обилии дневного света, льющегося со всех сторон из больших окон, а также при освещении собора вечером электричеством внутренность его имеет необычайно красивый и величественный вид. Кроме главного алтаря, в соборе устроено два придела: во имя Святителя Николая Мирликийского чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

Таких замечательных и величественных, как Казанский кафедральный собор в Оренбурге, в России было всего четыре. Но и это не уберегло собор от закрытия и полного уничтожения. Первый взрыв прозвучал в четыре часа утра 19 мая 1932 года. На века построенный, на народные деньги он два года не поддавался дьявольской силе. Окончательный снос собора был завершен в 1936 году, на его месте разбит парк и построен Дом Советов, ныне часть комплекса зданий Правительства Оренбургской области. В 2000 году на месте Казанского собора установлен памятный крест.

По материалам книги: Десятков Г. М. Казанский кафедральный собор.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  1 августа 2019

19 мая 1932 года ночную тишину Оренбурга нарушил натужный рёв двигателя военного грузовика, направлявшегося к центру города. А ровно в четыре часа утра спящий город содрогнулся от мощного взрыва. Так в Оренбурге началось уничтожение Казанского кафедрального собора, которое продолжалось четыре года.

От Новочеркасска до Оренбурга

Впервые идею о строительстве в Оренбурге подобающего ему собора высказал 11 ноября 1873 года Преосвященный Митрофан (Вицинский), епископ Оренбургский и Уральский, которого горячо поддержал оренбургский генерал-губернатор Николай Крыжановский. Именно Николай Андреевич первым ходатайствовал об открытии подписки пожертвований на собор по всей империи. При нём же (1875 год) на месте будущего собора была построена соборная часовня (благодаря попечению П.М. Деева и С.И. Щербакова), где, кроме сбора пожертвований, занимались и составлением проектов по сооружению собора (при поддержке крупного землевладельца Оренбургского уезда Георгия Фёдоровича Исеева был объявлен конкурс при Императорской академии художеств).

Первоначально победил проект профессора архитектуры Шретера. Однако он оказался слишком дорогостоящим – 700 тысяч рублей. Была серьёзная опасность, что собор так и останется на бумаге. В 1885 году на это обстоятельство обратил внимание оренбургский генерал-губернатор и наказной атаман Оренбургского казачьего войска Николай Маслаковец, поскольку на тот момент по всей империи было собрано всего 113 тысяч рублей (была, впрочем, у губернатора и чисто практическая задумка – при строительстве обеспечить местных жителей заработками после неурожаев). Часто бывая по долгу службы в Санкт-Петербурге, Николай Алексеевич встречался с атаманом Всевеликого войска Донского Николаем Ивановичем Святополк-Мирским, от которого узнал, что у него в Новочеркасске те же проблемы. Так, проект для главного войскового храма был заказан профессору архитектуры К.А. Тону (автор храма Христа Спасителя в Москве). Однако основоположник русско-византийского стиля составил смету на сумму более 1 миллиона рублей (в ценах 1846 года). Таких денег в войске Донском не оказалось. Поэтому казаки решили заказать более дешёвый храм, а проект столичного размаха, рассчитанный на 7 тысяч человек, передали в Ростов-на-Дону, где планировалось возведение храма в честь Александра Невского. Однако ростовские купцы также не смогли «потянуть» столь великие расходы.

Тем временем донские казаки решили строить Вознесенский войсковой собор (на средства общевойскового кошта) по проекту столичного архитектора Ивана Вальпреда. Строительство было начато в мае 1852 года. Однако в ночь с 10 на 11 июля 1863 года рухнул главный купол храма. Стоит сказать, что строительство предыдущего храма по проекту придворного архитектора Алозия Руско (проект был сделан по просьбе самого атамана Платова) также закончилось неудачей. Обрушение той постройки произошло 29 августа 1846 года по причине слабого фундамента.

Донское начальство решило не испытывать более счастья в столицах и обратилось к своему архитектору – донскому казаку Александру Александровичу Ященко. По всей видимости, это был незаурядный человек. Он получил образование в строительном училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий (1856-1860), а в возрасте 22 лет стал вольнослушателем Санкт-Петербургской академии художеств, которую окончил в 1871 году в звании классного художника первой степени «за проект православной церкви». Ранее, в 1866 году, он получил серебряную медаль за проект «дома для женской гимназии на 600 девиц приходящих». С 1874 года состоял при строительной части Областного Правления войска Донского. В 1879 году Ященко удостоился звания академика архитектуры от Императорской академии художеств (за проект станции железной дороги); в том же году по настоянию архиепископа Донского и Новочеркасского Александра (Добрынина) занял должность епархиального архитектора. Зодчий пользовался и поддержкой архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана (Вицинского), который после служения на Оренбургской кафедре был переведён в Новочеркасск – столицу войска Донского.

Именно архитектор Ященко составил воплощённые в камне проекты Вознесенского собора в Новочеркасске и храма в честь святого праведного Александра Невского (на 1500 человек) в Ростове. Строительство обоих храмов началось в 1891 году. И тот и другой после их постройки считались главными украшениями городов. Тем более таким украшением считался Казанский кафедральный собор в степном Оренбурге, проект которого был высочайше утверждён 23 января 1886 года. Вот что говорил о нём в книге «Город Оренбург» историк П.И. Столпянский: «Собор устроен… наподобие храма св. Софии в Константинополе, с выдающимся посередине обширным куполом, который с трёх сторон облегают три полукупола, а между ними красиво возвышаются четыре колокольни. Высоко поднимаясь над городом, собор как бы парит над ним…».

Здесь слыщались такие голоса…

Собор в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Оренбурге был заложен на Сакмарской площади (ныне сквер перед Домом Советов) в 1886 году в праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября по старому стилю) епископом Оренбургским и Уральским Преосвященным Макарием (Троицким) после Божественной литургии. Этот день был выбран по той причине, что в Оренбург прибывал крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Табынская». Так что освящение происходило в присутствии этой местночтимой святыни. Само место под строительство было освящено епископом Оренбургским и Уральским Вениамином (Смирновым) 10 мая 1886 года.

Отметим, что донской архитектор совместно с комитетом по строительству собора под председательством вице-губернатора Ассинкрита Ломачевского выбрали местный строительный материал. При этом оренбургский кирпич, гребенской камень и камень с горы Маяк прошли технические испытания в Петербургской технической лаборатории Института путей сообщения и дали блестящие результаты, особенно бутовый камень с горы Маяк и кирпич-железняк. На это явно обращал внимание Александр Ященко, поскольку первый войсковой собор в Новочеркасске обрушился именно из-за слабого основания, сделанного из известняка, и плохого качества кирпича. Второй же вариант Вознесенского собора обрушился из-за излишней поспешности строителей (раствор не успел просохнуть). В целом стоимость храма по проекту архитектора Ященко составила 213 400 рублей вчерне, что было уже рабочим моментом.

Строительство собора в Оренбурге шло безостановочно. Место, отведённое под него, было огорожено. Для конторы и сторожа специально поставили деревянный домик на две комнаты. Его пожертвовал оренбургский купец А.Н. Захо. Сюда же провели трубы от магистральной линии городского водопровода, водой из которого город разрешил пользоваться бесплатно. На Сакмарской площади соорудили также колодец и водозаборную будку. Устройство кирпичного завода и поставку кирпича отдали с торгов купцу Рукавишникову, обязавшемуся поставлять кирпич, прессованный машинами, и устроить завод с беспрерывно действовавшей печью.

В 1887 году заложили бут и обложили кирпичом подвальный этаж. С 1889 по 1893 год производилась кирпичная кладка по ярусам. В 1893 году покрыли купола белым, а выступы нижних ярусов – чёрным листовым железом. К завершению строительства денежные средства истощились и появились опасения, что отделку храма и его освящение придется отложить до неизвестного времени. Но в этот момент на помощь пришла вдова оренбургского купца Мария Иванова, пожертвовав 30 000 рублей. Из этой суммы 7 000 рублей пошло на устройство иконостаса, 10 000 рублей – на написание икон и 13 000 – на колокола. Для отливки колоколов в Оренбург вызвали известного мастера с колокольного завода в Москве Финляндского. 6 октября 1894 года состоялось освящение меди перед закладкой её в плавильную печь, специально устроенную для этого на базарной площади недалеко от христианского кладбища. В тот же день освятили большой крест на главный купол собора. 27 ноября и 4 декабря 1894 года два колокола весом 723 пуда и 302 пуда после молебна при огромном стечении народа были подняты на соборную колокольню.

На большом колоколе стояла надпись: «Благовествуй земле радость велию. Хвалите, небеса, Божию Славу. Сей колокол отлит к соборному храму во имя Казанской иконы Божией Матери в Оренбурге в царствование государя императора Александра III, в свидетельство Макария, епископа Оренбургского, при губернаторе Ершове и вице-губернаторе Ассинкрите Ассинкритовиче Ломачевском, иждивением вдовы Марии Львовны Ивановой в память покойного супруга ее Сергея Михайловича Иванова, усердием священника Михаила Федоровича Руднянского, на многие лета всем гражданам города Оренбурга». Он имел рельефы, изображающие лики херувимов, Спасителя, Божией Матери (Казанская икона), преподобного Макария Египетского, Александра Невского, князя Владимира, преподобного Сергия Радонежского, Марии Магдалины и княгини Ольги.

18 и 19 октября 1895 года произошло торжественное освящение нового собора. Под звуки колокольного звона в торжественной обстановке состоялось перенесение святых мощей и антиминса из Введенского зимнего собора в новосозданный. Их поставили около иконы Спасителя и после малого освящения окропили водой все ризы и утварь, после чего началось освящение самого храма по чину. Собор получился внушительный: 42 метра в ширину, 47 – в длину и 54 метра в высоту, что несколько меньше Новочеркасского Вознесенского собора: ширина – 62, длина – 76,8 метра (у собора имеется дополнительный портал) и высота с крестом – 74,7 метра. Это был третий по величине храм Империи.

Внутри собора, кроме главного алтаря, имелись два придела: во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца (освящён 16 февраля 1897 года) и преподобного Сергия Радонежского (освящён 9 марта 1897 года). Росписи собора (после его освящения) по сплошному золотому полю производились художниками высшей школы. В их числе состоял профессор живописи Петербургской академии художеств Владимир Маковский. Он исполнил основные иконы главного иконостаса. В нижнем ярусе его располагались иконы Спасителя, Божией Матери с Младенцем и двух Архангелов – Михаила и Гавриила. Над ними четыре медальона: князь Владимир, преподобный Макарий Египетский, святитель Митрофан Воронежский, священномученик диакон Вениамин. Имена этих святых были выбраны не случайно. Оренбуржцы хотели отблагодарить этим тех оренбургских епископов, усилиями которых осуществилась постройка храма. Владыка Митрофан первым высказал мысль о строительстве собора, Вениамин освятил место для собора, Макарий заложил собор, Владимир освящал приделы.

В верхней части иконостаса находилась большая икона «Троица» и «Тайная вечеря». Все иконы, написанные Маковским, исчислялись суммой в 20 000 рублей. Общая стоимость же собора (с оградой) в итоге составила около 420 тысяч рублей. Некоторые работы кисти Маковского сохранились, сейчас они украшают храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Оренбурге – два изображения Воскресшего Иисуса Христа, «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», «Моление о чаше». Перед иконой Николая Чудотворца висела позолоченная лампада – подарок императора (в то время цесаревича) Николая Александровича во время посещения им Оренбурга в 1891 году. Его Преосвященство Преосвященнейший Владимир (Соколовский), епископ Оренбургский и Уральский, через «Оренбургские епархиальные ведомости» выразил искреннюю благодарность всем гражданам Оренбурга за пожертвования на украшение живописью кафедрального собора, поступившие по подписному листу в сентябре 1898 года. Список пожертвователей состоял из 106 фамилий. Общая сумма пожертвований составила 8 262 рубля.

Собор, устроенный Ященко, удался на славу. Впечатление прихожан от собора было потрясающее: «Содержание священных изображений переполняет душу благоговейным чувством и возносит мысль туда, где нет места печали. Подобными впечатлениями поражается и слух. Слушая пение архиерейского хора, поражаешься чем-то необычайным. Здесь слышатся такие голоса, особенно у теноров и альтов, такой силы и чистоты дискантов и густоты громовых басов, что едва ли возможно допустить голоса более замечательные».

По изданию: «Дивен Бог во святых своих. Мученики, исповедники и подвижники благочестия в Оренбургской епархии». Книга IV Оренбург: ДИМУР, 2011

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.