ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Великий Новгород. Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.


Собор. Не действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Византийский (подробнее >>)
Год постройки:Между 1117 и 1119.
Адрес:
Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Студенческая

Координаты:58.540344, 31.28775
Вопрос модератора:Действует?.




Добавить фотографию
Сортировка:


Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Константин Храмов
6 января 2016
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
zavar-vera
9 марта 2013
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
sofija7
16 августа 2012
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
19 октября 2011
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
19 октября 2011
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
МОРПЕХ879
24 августа 2006
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Андреева Ирина
23 марта 2006
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Сколот
февраль 2003
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
восток ц.Рождества Богородицы
Вадим Животовский
23 апреля 2000
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
strusto
30 июня 2006
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
купол собора
anna
11 сентября 2005
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
zavar-vera
9 марта 2013
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Святые целители Фрол и Лавр. Фреска 1125 г.
zavar-vera
9 марта 2013
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Волхвы из "Рождества Христова". Фреска 1125 г.
zavar-vera
9 марта 2013
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Камень Антония Римлянина в притворе справа от входа в собор под изображением епископа Новгородского Никиты.
zavar-vera
9 марта 2013
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003922991/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1899
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
??
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Новгород. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. Интерьер. Вид на восток. А.И. Комеч «Древнерусское зодчество конца X – начала XII в.». Москва, Наука, 1987
artysta343
??
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Новгород. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. 1117 г. Общий вид с востока. А.И. Комеч «Древнерусское зодчество конца X – начала XII в.». Москва, Наука, 1987
artysta343
??
Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Великий Новгород - г. Великий Новгород - Новгородская область
Новгород. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. Интерьер. Вид с юга. А.И. Комеч «Древнерусское зодчество конца X – начала XII в.». Москва, Наука, 1987
artysta343
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Наталия,  9 сентября 2006

Собор Рождества Богородицы - основное сооружение Антониева монастыря. До наших дней собор дошел с переделками и перестройками (авторы реставрации Л.М. Шуляк, Д.М. Федоров). Вместо узких с полуциркульным завершением окон пробиты широкие. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для позднего времени луковичную форму. Галереи паперти, окружающие собор, также пристроены позднее. Уничтожены древние хоры. В композиции здания интересно ассиметричное расположение трех глав, одна из которых венчает выдвинутую из общего объема круглую башню. В этой башне заключена лестница, ведущая на "полати" - современные хоры собора.

В 1975 г. Г.М. Штендлер и В.М. Ковалевой было проведено дополнительное исследование собора, из которого видно, что это был одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный крестово-купольный храм. Современные западные столбы - это остатки стены. Сохранились фрагменты фресковой росписи в алтаре. Обнаружена фигура, над головой которой надпись "Петр". Предполагается, что это портрет мастера Петра - строителя собора. Здесь совершился, впервые в древней Руси, отход от канона - трехнефного шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Нет и пилястр, соответствующих крайним столбам с западной стороны. Пилястры на северной и южной стенах впоследствии были срублены.

По книге И.И. Кушнир Архитектура Новгорода. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991.


Статью добавил(а): artysta343,  3 июля 2016

Новое движение начинается в Новгороде с построением Богородице-Рождественского собора Антониева монастыря. Его облик настолько гипнотизировал исследователей принципиальной схожестью с остальными постройками, что уже много десятилетий держится гипотеза о создании его тем же мастером Петром. Лишь в последнее время начали отдавать себе отчет в том, как много нового в этом памятнике, причем того нового, которому принадлежит будущее.

История возведения здания сама по себе не совсем обычна. Это монастырский собор, и заложен он игуменом; по существу он является первой некняжеской постройкой…

… общая композиция настолько сближает собор с княжескими памятниками, что участие в его создании тех же зодчих становится весьма вероятным. Если же дать себе отчет в том, что иных строительных артелей, кроме княжеской, в Новгороде в начале XII в. просто не было, то предположение превращается почти в уверенность. Правда, техника кладки стен и сводов здесь грубее и примитивнее, плинфа – менее регулярных размеров, встречаются ее утолщенные половинки, напоминающие брусковые кирпичи, больше применяется булыжный камень… Огрубление техники можно связать и с недостатком средств у заказчика. Однако те же затруднительные обстоятельства могли освободить зодчих от точного следования выработанному типу…

Собор напоминает княжеские постройки пропорциями плана, лестничной башней, примыкающей к северо-западному углу, трехглавием, высотой устройства хор и общей преувеличенной высотой, делающей все новгородские памятники грандиозными независимо от их плановых размеров…

Основные изменения композиции связаны с разделением внутреннего пространства и взаимной ориентацией частей. Приданная западным столбам восьмигранная форма объединила все пространство западной части храма. Сами столбы толще стен, они как бы включают в себя вынос лопаток, и основания подпружных арок вверху почти не выходят за их очертания (такой способ определения толщины столбов сохранится в Новгороде и во второй половине XII в.). Массивные опоры из-за замкнутости формы никак не ориентируют ни отдельные ячейки, ни все предназначенное для молящихся пространство. Эта однородность имеет не только художественный смысл. Молящиеся уже не делились на различные в своей социальной иерархии группы.

Хоры, хотя и сохраняющиеся здесь, своей полузакрытостью, сокращенностъю приобретают совсем иной характер, превратившись из части основного пространства в помещение рядом с ним. Нартекс и хоры над ним обособлены и своей мерой, они не в два (как малые нефы), а в три раза шире толщины стены.

Основное пространство храма не только объединено, оно еще и вытянуто в направлении север–юг. Это совсем новая черта в крестово-купольных храмах Новгорода. Она образована с помощью форм, вызывающих невольные ассоциации с романской архитектурой. Конечно, прежде всего речь идет о модных восьмигранных столбах, но не менее интересно использование каменных плит. Плит в пятах арок не было ни в Никольском, ни в Георгиевском соборах. Здесь они появились, причем двух размеров: тонкие – в лопатках стен и значительно более толстые крестчатые – в четырех центральных столбах. Утолщение плит своей основной причиной могло иметь неполное совпадение столбов с основаниями подпружных арок, из-за чего последние нуждались в некоторой дополнительной опоре. Столь толстые плиты зрительно становятся похожими на капители, от которых расходятся арки. Очень соблазнительно связать подобные формы с влиянием романского искусства, привнесенным самим Антонием — «Римлянином». Однако объединение внутри общей системы крестово-купольного храма пространства для молящихся с его противопоставлением алтарным помещениям было найдено в византийской архитектуре с появлением в качестве опор круглых полированных колонн с настоящими капителями. Приемы организации пространства и их смысл в Рождественском соборе оказываются скорее византийскими, а вот «облачения» приемов – как бы романскими.

Все здание разделено на поперечные зоны – нартекс, наос и алтарную часть. Для устройства алтарной преграды – сплошной и довольно высокой (роспись на столбах начинается на уровне 6 м) – в восточной паре столбов не сделаны западные, обращенные в сторону подкупольного квадрата лопатки. Подпружные арки здесь повисают, обрываются, опираясь на сильно вынесенные плиты – капители столбов (позже плиты здесь были стесаны). Отсутствие лопаток приводит к образованию широких, стенных по характеру плоскостей, за которыми теряется вертикальная столпообразная природа восточных опор. Возникает ощущение единой стены, отделяющей алтарь от наоса и прорезанной высокими арками примыкающих к ней апсид.

Единство и торжественность поперечной алтарной композиции подчеркивается росписью – «Благовещением» наверху и полуфигурами святителей, помещенными не по одной (что выявляло бы вертикаль), а по две, что создает как бы пояса росписи… Цельность расположенного перед алтарем и ориентированного на алтарь пространства приводит к гораздо большему ощущению предстояния и ожидания, чем в других храмах. Властно привлекающая, несколько «шумная» зрелищность княжеских построек «стихает». Лопатки как бы вовсе отсутствуют в стоящих посреди храма опорах и не затесняют, не динамизируют интерьер в целом. Своды с их подпружными арками не совсем адекватны по структуре нижней зоне храма. Отнесенные к тому же очень высоко, они как бы отдаляются, и интенсивность их зрительного восприятия ослабевает. Разница верха и низа появляется впервые, а ведь она существенна для всей последующей архитектуры города. Движение и структурность верха теряют динамическую связь с зоной пребывания человека, которая оказывается гораздо более спокойной и созерцательной по своей эмоциональной выразительности.

Новый вкус проявился и во внешнем облике здания. Здесь впервые в верхней зоне средних прясел появляется одно, а не два окна, вместе с парой нижних окон создается группа из трех окон, обязательная в новгородском зодчестве до середины XIV в. Зодчие отказываются от ниш, расчленявших стену и пронизывающих каменный инертный массив ритмической активностью очертаний. Мастеров привлекает трактовка стены как ровной и спокойной оболочки пространства, интенсивность формирования наружного облика ослабевает. И хотя лопатки еще служат общей для всех памятников начала XII в. основой разработки фасадов, стилистическое изменение весьма заметно. И опять-таки именно такому пониманию архитектурной формы суждено утвердиться в дальнейшем.

Главным качеством применения новых элементов и соотношений в Рождественском соборе является осознанность извлекаемого из них художественного эффекта.

А.И. Комеч «Древнерусское зодчество конца Х – начала ХII в.» Москва, Наука, 1987

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.