Холодная Лазаревская церковь считается старейшим посадским храмом Суздаля. Наиболее раннее упоминание о ней встречается в жалованной грамоте великого князя Ивана III суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю (1495), где говорится об отдаче обители пожней - "около Ветельского пруда Успенья Святыя Богородицы... да Лазаря Святого, что за городом, ружных церквей, шестнадцать десятин, впрок архимандриту Константину с братьею, или кто по нем иным архимандрит будет". В описи Суздаля от 1617 года об интересующей нас церкви говорится следующее: "в остроге от Ризположенского монастыря на левой стороне церковь Лазаря Праведного древяна вверх, да церковь с трапезою Сретение Христово строение приходных людей, служит поп Яков Павлов, а идёт ему государева руга". То есть в начале ХVII века Лазаревская церковь, как видим, являлась шатровой ("древяна вверх"). Но в древнейшие времена, возможно, она имела более простую - клетскую - конструкцию. Неясно также, с чем связано сравнительно редкое посвящение храма. Церкви во имя Лазаря Четверодневного часто бывали кладбищенскими, так что возможно когда-то здесь, за городской стеной Суздаля, находилось кладбище. Но это из области предположений, которые не могут быть подтверждены без соответствующих археологических изысканий.
Строительство каменной Лазаревской церкви относится к 1667 году. В "Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии (1896) говорится, что под престолом храма имелся крест со следующей надписью: "Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Святого праведного Лазаря лета 7175 октября в 6 день при благоверном царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Великия и Малыя и Белая Росии самодержце и при архиепископе Стефане Суздальском и Юрьевском".
Очень немного известно об истории прихода Лазаревской церкви. Жизнь его была сравнительно спокойна и, если можно так выразиться, немногосложна. После пожара в соседнем Ризоположенском монастыре мощи прп. Евросинии Суздальской перенесли на некоторое время в Лазаревский храм. Об этом есть колоритный рассказ в "Путевых письмах из древней Суздальской области" (1869) церковного историка М.В. Толстого. Двадцатью с небольшим годами ранее, в 1745 году, рядом с Лазаревским храмом поставили каменную тёплую церковь, освящённую во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского, с той самой колокольней, которая была запечтлена в фильме "Женитьба Бальзаминова". Отмечал эту колокольню и знамениты исследователь Владимирской области Н.Н. Воронин в своём классическом "Спутнике по древним городам Владимирской земли". "Очень хороша и стройна, - писал он, - примыкающая к церкви Антипия с запада и построенная, видимо, несколько раньше колокольня с типичным для Суздаля вогнутым шатром "дудкой", с круглыми люкарнами-слухами". В Суздале перед революцией на душу населения всегда приходилось больше храмов, чем где бы то ни было. Лазаревский храм был лишь одним одним из многих - но зато одним из самых красивых, особенно с тех пор как его ансамбль приобрёл завершённость с постройкой Антипиевской церкви и полихромной колокольни.
После Октябрьской революции оба храма закрыли, всё их внутреннее убранство расхитили. В зимней Антипиевской церкви был устроен гараж. Правда, внешне церкви поддерживались начиная с 1960-х годов в пристойном состоянии: Суздаль сделался туристическим центром, и его памятникам полагалось выглядеть соответствующе.
В 1959 году архитектор А.Д. Варганов провёл реставрацию комплекса Лазаревской и Антипиевской церквей, восстановив, в частности, полихромную расцветку колокольни. Лазаревская церковь во многом близка другим посадским церквам Суздаля. Но имеет она и ряд существенных отличий от своих "соседок". Н.Н. Воронин писал о ней: "Существующая пятиглавая церковь по внешнему виду типична для многих посадских церковных построек ХVII века: кубический объём четверика с тремя апсидами, разные на каждом из фасадов порталы, широкий сочный карниз с подковообразными кокошниками и пояском изразцов; такие же кокошники украшают подножия угловых главок, барабаны глав убраны аркатурно-колончатым поясом. Но, в отличие от обычных храмов этого рода, где угловые главы глухие, здесь все они имеют окна. Это связано с интересной и редкой двухстолпной конструкцией здания. Внутри храма два столба, на которые опираются две пары продольных арок, перекинутых на восточную и западную стены; между ними возведены своды".
Конструкция, описанная Ворониным, редка для для храмового зодчества. Редка, но не уникальна. Ещё в ХVI веке она появилась в северных заволжских городах, а в ХVII веке проникла и в Суздаль. Возможно, носителями подобной строительной традиции стали здесь вологодские мастера. Воронин предполагает, что именно они возводили, помимо Лазаревской церкви и примерно в одно время с нею, соборный храм Васильевского монастыря, на дороге, что ведёт в Кидекшу. Н.Н. Воронин называет скруглённые кокошники Лазаревской церкви "подковообразными". Подобные можно увидеть и на Воскресенской церкви, стоящей напротив Торговых рядов, а кокошники Цареконстантиновской церкви, виднеющейся по ту сторону площади, до того округлы, что и кокошники-то перестают напоминать. До последней реставрации второй ряд кокошников был скрыт кровлей. Широкий карниз, опоясывающий верхнюю часть четверика под кокошниками, украшен изразцами и прочими, как сказал бы Гоголь, "вытребеньками". Эта особенность характерна для суздальских церквей. Главный (западный) входной портал скрыт позднейшей пристройкой. Южный же портал является "непарадным", но тем не менее оформлен достойно, (но без доморощенных графити на дверях). Апсиды Лазаревского храма, в противоположность четверику, оформлены весьма сдержанно. Собственно, единственным декоративным элементом являются здесь наличники - с килевидным завершением на центральной апсиде и треугольными на боковых. Мало что можно сказать о внутреннем убранстве Лазаревской церкви, стоит лишь упомянуть о её интересной двухстолпной конструкции. Конструкция изнутри, действительно, просматривается очень хорошо. Иконостас и росписи в храме новые. В советскую эпоху старинное убранство храма "ликвидировали".
Благодаря усердию большевиков никаких почитаемых икон или других святынь в Лазаревской церкви не осталось. Не существует, впрочем, и сведений о том, что в этом маленьком приходском храме содержались какие-либо замечательные иконы до революции. В 1990-е годы церковь находилась в ведении РПАЦ, тогда же здесь был произведён ремонт. К сожалению, художественная сторона этого ремонта оставляет желать много лучшего. Иконостас топорной работы, росписи примитивные, напоминающие дурные олеографии, и всюду - засилье пластмассово-голубого цвета, который заказчикам и исполнителям, вероятно, представлялся небесно-лазурным. Ко всему, уходя, раскольники постарались как можно больше унести с собой. Например, выломали царские врата... Теперь их заменяют временные фанерные створки. Нет сомнений, что с течением времени раны будут залечены, и Лазаревский храм обретёт интерьер, достойный его фактурных фасадов.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №68, 2013 г.