Васильевский мужской заштатный монастырь, получивший наименование от соборной церкви во имя Святителя Василия Великаго, находится Владимирской епархии в городе Суздале, с восточной его стороны, против городской Подмонастырской слободы, от которой отделяется только дорогою. С севера прилегает к нему большой Нижегородский тракт, с востока - монастырская огородная земля, а с юга - под горою протекает река Каменка. Таким образом, с полуденной стороны местоположение обители - возвышенное. Монастырская ограда каменная, с такими же четырьмя башнями, простирается в окружности на 173 сажени, в виде неправильнаго четвероугольника, несколько суживающагося к западу и закругленнаго с югозападнаго и северозападнаго углов. Строения в монастыре, как церковныя, так и другия, почти все каменныя.
События после утверждения монастырских штатов и нынешнее состояние монастыря (1874 год)
По введении в действие монастырских штатов в 1764 году, замечательными событиями в отношении к монастырю были: 1) генеральное межевание земель 1773 года, во время котораго обмежеваны монастырскии дачи, с выдачею на оныя планов и межевых книг, и тем самым приведены в определенныя границы, существующия теперь; 2) назначение монастырю, в 1797 году, по Высочайшему повелению, каждогоднаго милостыннаго подаяния в количестве 300 рублей ассигнациями; 3) отмежевание во владение монастыря водяной мукомольной мельницы о 2-х поставах на реке Каменке при селе Киболе; 4) отвод монастырю рыбной ловли при селе Гнездилове в 1801 году, и 5) отчисление, в 1865 году, в ведение Суздальскаго Спасо-Евфимиева монастыря, церкви всех Святых что у креста, с приделом во имя Святителя Николая, которая прежде приписана была к Васильевскому монастырю.
В настоящее время Васильевская обитель представляется нам в следующем состоянии: внутри монастырской ограды, ближе к северной ея стене, против святых врат, возвышается каменный соборный храм во имя Святителя Василия Великаго, вышиною 8 , длиною 9 и шириною 5 сажен и 1 арш., крытый железом, об одной главе с вызолоченным крестом. Алтарь - троечастный, разделенный двумя поперечными стенами и арками. Окна - с дугообразными перемычками; двери - с трех сторон. Между храмом и каменною колокольнею находится такая же паперть, над которою устроена ризничная палатка, крытая железом, где, кроме церковных облачений и утвари, помещаются библиотека и архив. Колокольня - о трех ярусах, вышиною 10 1/2 сажен. Внутреннее устройство церкви следующее: св. алтарь отделяется от предалтарной части храма каменною стеною с тремя пролетами; стены и своды в нем украшены живописью. Предалтарный иконостас пятиярусный, устроенный в древнем стиле, резной, вызолоченный по полименту. В нем иконы древния, несколько поновленныя; между ними замечательны искусством работы и украшением четыре местныя, именно: Спасителя, Богоматери Иверская и Владимирская и Святителя Василия Великаго. Купол храма, с сквозным восьмигранным фонарем, поддерживается двумя каменными столбами; с одной стороны их находятся клиросы, а с прочих трех сторон - иконы в резных киотах, вызолоченных на полимент; сверху эти столбы украшены стенным писанием. Стены и своды храма покрыты красками. Вообще, внутренность храма отличается благолепием. На колокольне - 6 колоколов; весу во всех их до 170 пудов. Внизу колокольни, над входом в паперть, в нарочито устроенном месте, поставлена большая икона в виде треугольника, писанная на железе, с изображением Богоматери, святителей - Василия Великаго, Митрофана Воронежскаго и священномученика Харалампия, молящихся Христу Спасителю; а под иконою - надпись: Богу, дивному во Святых Своих.
В симметрии с церковию Василия Великаго, не в дальнем расстоянии от южной монастырской стены, находится теплый двух-этажный храм в честь Сретения Владимирския иконы Божия Матери, с двумя приделами внизу, - также каменный, в вышину 4 1/2, в длину 9 сажен, и шириною в 3 сажени и 1 аршин. Здание это имеет вид корабля; западная часть его несколько шире, а восточная с углов несколько закруглена. Средина, возвышаясь над прочими частями, покрыта особою железною кровлею в 2 ската, об одной главе; восточная и западная части покрыты также железными кровлями - на три ската каждая. Толщина стен доходит до 2 1/2 аршин. Свод устроен в виде полушара с надежными железными связями. В главной церкви алтарь отделяется от предалтарной части храма каменною стеною с тремя пролетами. В той и другой части своды и стены украшены живописью. Иконостас - в два яруса, в новом вкусе, но некоторые из икон - древния, отчасти исправленныя. За клиросами иконы отличаются древностию и украшением. В нижнем этаже устроены два придела: 1-й во имя священномученика Харалампия, а 2-й Святителя Митрофана, Воронежскаго чудотворца. Оба эти храма в длину занимают менее пространства, чем верхний, так как за алтарями их, чрез каменную стену, находится кладовая со сводами, на которые опирается каменный пол алтаря верхняго храма. Иконостасы в обоих приделах нижняго этажа по устройству своему одинаковы и поставлены в одну линию, отделяясь один от другаго только малою дверью. Устройство их новое, и иконы новыя, в один ярус, с клеймами на верху. Алтари не отделяются один от другаго ничем, кроме небольшаго каменнаго столба за иконостасом; такой же столб, с клиросом напереди, служит некоторым разделением храмов, поддерживая вместе с тем потолок. Иконы святых, в честь которых устроены приделы, поставлены в особых киотах, на выступах храма, где он расширяется. Стены покрыты краскою; потолок отштукатурен. Описываемая теплая церковь, по всем признакам, древнее соборной, хотя и нет достоверных сведений о времени ея построения; в настоящий же вид приведена в недавнее время, в 1870 году.
Употребляемых при богослужении св. сосудов с принадлежностями восемь. Все они серебряные, а некоторые вызолочены. Из напрестольных крестов более других замечателен один - серебряный, вызолоченный с передней стороны, с чеканным распятием, под которым находится такое же изображение святителя Василия Великаго. На задней стороне выпуклою довольно крупною вязью в разных местах означено, что в этом кресте положены мощи св. мучеников: Евстафия, Меркурия, Феодора Стратилата и Пантелеймона, а внизу сделана надпись: "Лета 7181 (1673) Августа в 15 день сделан сей крест в Васильевский монастырь при великом господине преосвященном Стефане архиепископе Суждальском и Юрьевском при архимандрите Тихоне в богоспасаемом граде Суждале". - Из девяти евангелий, по внешней отделке и изяществу издания заслуживают внимание два большаго формата, напечатанныя в 1698 году, на Александрийской бумаге. - К числу замечательных по своей древности и надписям богослужебных книг следует отнести: 1) "Евхологий, сиесть молитвослов, или требник", из предисловия к которому видно, что он начат был печатанием при державе царя Алексия Михайловича, при сыне его Алексие Алексиевиче, по благословению святейшаго патриарха Никона, в лето от создания мира 7166 (1657) Мая 24 дня, а окончен уже 10 декабря следующаго года; внизу книги по листам подписано: "Сия книга глаголемая молитвослов священноиерея куплена нынешнего 175 (1667) году Апреля в 1-й день. А хто сию книгу глаголемую молитвослов украдет буди проклет и онафема". Далее: "204 (1696) году Марта в 15-й день сию книгу молитвослов приложил в обитель Пресвятые Богородицы и Василия Великого что во граде Суждале на посаде для поминовения родителей своих Помесного Приказу подьячей Роман Калинников при архимандрите Кириаке еже о Христе збратиею вечный поминок. Подписал своею рукою по повелению отца архимандрита Кириака" (далее разобрать не возможно). 2) Месячныя минеи, купленныя при том же архимандрите в 205 (1697) году на сумму жертвователей и подписанныя по листам, повидимому, им самим. 3) Служебник без начала, изданный во времена Никона Патриарха. 4) Шестоднев (служебный), издания 1749 года, принадлежавший Суздальскому летописцу, ключарю Анании Федорову, с собственноручною его надписью: "книга Шестоднев ключаря иерея Анании Федорова домовная. 1754 года"; и 5) Отрывки из служебника времен Никоновых, печатаннаго до исправления церковных книг. - Церковных облачений и других принадлежностей богослужения имеется в монастыре достаточное количество и в приличном виде; но таких, которыя бы носили на себе следы глубокой древности, не сохранилось. Зато уцелели и хранятся в монастырской ризнице древния панагии: 1-я подковообразная, с вырезанным на аспидном камне выпуклым изображением неизвестнаго мученика, в серебряной массивной оправе, с возглавием и цепочкою серебряными же; на оправе вставлены в гнездах несколько разных камушков; 2-я серебряная же маленькая, на которой вырезано изображение Богоматери с Предвечным младенцем; 3-я с изображением великомученика Георгия в оправе серебряной, - и 4-я панагия медная, круглая, складная, позолоченная (не столь древняя, как предыдущия), на ней изображено распятие Господне, а внутри Живоначальная Троица и Знамение Богородицы. Вокруг изображения Богоматери написана песнь: "Достойно есть", а на задней стороне снаружи - слова: "Сия панагия старицы Марфы Прокофьевы дочери Айгустовы". - Древние кресты наперсные: 1) Крест желтаго камня с чернью; у него концы обложены серебром; на концах вставлены четыре простых камушка, два зеленых и два белых; в средине распятие Господне серебряное же; на возглавии серебряном - Нерукотворенный образ Спаса. 2) Крест зеленаго камня с чернью; у него концы обложены серебром; на них вставлены четыре камушка простых, два зеленых и два красных; в средине Распятие Господне серебряное; на возглавии серебряном Нерукотворенный образ Спаса. 3) Крест краснаго камня; у него концы обложены серебром; Распятие Господне серебряное; при кресте цепочка серебряная же, тоненькая, длиною в 10 вершков. 4) Крест янтарный, в оправе серебряной. 5) Крест аспиднаго камня; концы в оправе серебряной; на нем вставлено пять камушков простых и четыре жемчужинки малых, - и 6) Крест аспиднаго камня; концы в оправе серебряной. При несомненной древности поименованных св. вещей, с достоверностию можно полагать, что некоторыя из них суть остатки княжеских украшений, тем более, что такия же вещи в ризницах Суздальских девичьих монастырей, на основании имеющихся сведений, значатся княжескими вкладами. Притом же известно, что наперсные кресты в Великороссийских губерниях сделались отличительным признаком архимандритскаго сана уже около половины прошедшаго столетия.
Монастырское книгохранилище снабжено достаточным количеством творений догматическаго, духовно-нравственнаго, церковно-историческаго, истолковательнаго и аскетическаго содержания. Между этими книгами обращают на себя внимание следующия: 1) Библия большаго формата на Александрийской бумаге, в золотом образе, с гравированным заглавным листом и фронтисписом, на котором изображена Императрица Елисавета, с аллегорическими фигурами, - изд. 1751 года. 2) Скрижаль, изд. 1656 года и 3) Четии-Минеи Киевской печати, изданныя в 1695 и других годах по повелению Гетмана Иоанна Мазепы. Одна их этих книг имеет по листам следующую надпись: "1703 году сию книгу житие Святых Отец в монастырь Чудотворца Николая Пищиковской (Пищуговской, упраздненной в 1764 году) пустыни для отпущения грехов своих приложил стольник Василий Володимеров сын а в монашестве Варсонофей Шидловский". В другой по листам же подписано: ... "Генваря в 22 день... книгу глаголемую житие Святых трех месяцев Июнь, Июль, Август в Суждальской уезд во обитель Чудотворца Николая что славет на Пищикове приложил... вкладу Генерал-Маеор от Кавалерии Федор Володимерович Шидловский". Очевидно, оба жертвователи были родные братья, и нет причины сомневаться в том, что обе книги собственноручно подписаны этими общественными деятелями времен Петра Великаго.
Что касается монастырских актов, хранящихся в ризнице, то при всей своей малочисленности, они заключают в себе не мало любопытных сведений как относительно Васильевскаго монастыря, так и древней топографии Суздальских окрестностей. Первое место в этом отношении безспорно принадлежит списку с записи инокини Марины, данною ею Васильевскому монастырю в 6761 (1253) году на владение селами Мининским и Романовским; он писан красивым старинным скорописным почерком, с титлами и без знаков препинания, на столпце длиною в 6 1/4, а шириною в 3 3/4 вершка, и засвидетельствован в верности подписью архимандрита Феодосия. Затем следуют: 1) список с грамоты царя Иоанна Васильевича, жалованной в 7091 (1583) году и подтвержденной царями Федором Иоанновичем, Борисом Феодоровичем и Михаилом Феодоровичем, о неприкосновенности прав монастыря на владение селищем Мининским. Документ этот написан также стариною скорописью, с титлами и сокращениями, весьма затруднительными для чтения, разными почерками и чернилами, и зарукоприкладствован разными лицами. По всем признакам, все надписи на нем современны подлинникам. 2) список с жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича, данной монастырю в 7129 году и подтвержденной царем Феодором Алексеевичем, о том же. 3) Список с тарханной и несудимой грамоты Димитрия самозванца, данной монастырю на сельцо Васильевское. 4) Список с тарханной и несудимой грамоты царя Михаила Феодоровича на тоже сельцо с другими монастырскими имуществами и подтвержденной царем Алексеем Михайловичем. 5) Список с выписи из старых писцовых и межевых книг за разные годы, выданной в 1687 году архимандриту Васильевского монастыря Александру. 6) Список с записи, данной в 1695 году причтом Суздальскаго Богородице-Рождественскаго собора братии Васильевскаго монастыря, о мировом соглашении относительно спорных земель. - По имеющимся в монастыре записям, большая часть упомянутых подлинных актов, с которых оставлены списки, во время генеральнаго межевания земель 1773 года вытребованы чрез Суздальское Епархиальное начальство в Государственную Коллегию Экономии. 7) Выпись из сказки, поданной в 1700 году архимандритом Кириаком в Московский Приказ большаго дворца, о состоянии монастырскаго хозяйства; писана на гербовом столпце, длиною в 9, а шириною в 3 3/4 вершка; список местами помаран другою рукою и другими чернилами, и внизу его есть какия-то слова той же руки, - вероятно засвидетельствование в верности. 8) Выпись из старых писцовых и межевых книг, выданная из Суздальскаго Уезднаго Суда 3-го Генваря 1861 года за № 10-м, строителю иеромонаху Феотиму, на гербовой бумаге, за подписом членов и приложением печати. 9) Есть и другия краткия монастырския выписи, но оне не имеют особой важности.
Все это - копии, но есть и подлинные акты. Таковы: а) Благословенная грамота Стефана, архиепископа Суздальскаго и Юрьевскаго, данная монастырю в 7177 (1669) году для сбора доброхотных пожертвований на постройку храма Василия Великаго; у грамоты архиерейская печать из красной воскомастики, с благословляющею рукою, по краям поврежденная, с буквами, которых разобрать уже нельзя; грамота писана скорописным почерком, на столпцах длиною в 1 аршин, а шириною в 3 ?/? верш., на обороте по склейке подписано: "диак Михайло Фирсов". б) Вкладная грамота о поминовении рода Кощеевых, писанная в 191 (1683) г., по случаю пожертвования в монастырь 500 рублей Суднаго Московскаго приказа подьячим Ефимом Феодоровым Кощеевым. Документ этот писан на Александрийском полулисте полууставом, с искусно нарисованною заглавною буквою М в большом виде и раскрашенною разными красками, на которых местами видны следы позолоты. Внизу с правой стороны небольшая круглая печать чернаго воску, до половины повредившаяся, на которой впрочем можно разобрать слова: "печать архимандрита". На обороте собственноручныя подписи архимандрита Феодосия (скрепившаго список с записи инокини Марины) и всей братии. в) Храмоздательная грамота, данная 3-го июня 1799 года Виктором Епископом Суздальским и Владимирским строителю иеромонаху Дорофею на устройство в теплой церкви Владимирския иконы Богоматери придела во имя священномученика Харалампия; у грамоты - архиерейская печать из красной воскомастики с благословляющею рукою. г) Два плана с межевыми книгами, межевания 1773 года, - один на отхожую пустошь Мининскую, а с другой на прочия земли, лежащия к востоку от монастыря. д) В архиве хранится опись монастырскаго имущества, подписанная в 1789 году строителем иеромонахом Антонием, в которой, между прочим, значатся остававшияся от бывшей архимандрии две архимандричьи шапки, подробно в ней описанныя.
Среди монастыря, между св. храмами, за невысокою деревянною оградою и за алтарем соборной церкви, стоит несколько памятников, сооруженных над могилами усопших, при жизни своей изъявивших желание почить под сению святой обители. Ближайший ко входу в ограду небольшой памятник с железною кровлею и крестом поставлен над могилою девицы Евдокии, о которой память доселе живет не только между жителями г. Суздаля и его окрестностей, но и других местностей, принадлежавших некогда к Суздальской епархии. На камне, лежащем внутри памятника, с возглавия высечена следующая надпись: "1776 года месяца Декабря 22 дня преставися раба Божия девица Евдокия, юродствовавшая Христа ради 50 лет во граде Суждале в монастыре Преподобныя Евфросинии, а погребена под сим камнем в монастыре святаго Василия Великаго". Такая же подпись и на стене памятника против входа, с пояснением, что он построен в 1825 году. На той же стене повешен портрет юродивой с надписью: "Блаженная раба Божия девица Евдокия юродствовала 50 лет, преставилась в 1776 году Декабря в 22-й день. Тело ея погребено в монастыре Василиа Великаго". При взгляде на портрет юродивой, котораго другой экземпляр находится в настоятельских келлиях, с перваго раза поражает какая-то серьозность и сосредоточенность мысли, изображающаяся на лице ея. На голове ея, повыше лба, заметны два значительныя возвышения, а в руке - обломок палки. Рассказывают, что блаженная часто ударяла себя по голове деревянным обломком или камнем, отчего у ней с этой части тела не сходили желваки. Какое ея происхождение и в чем именно заключались особенности ея жизни, в монастыре сведений нет; но достаточно сказать, что в целом Суздале нет почти ни одного помянника, где бы, на ряду с митрополитом Иларионом, не было вписано имя блаженныя девицы Евдокии, и не бывает в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой, при поминовении усопших, по нескольку раз не возглашалось бы имя этой юродивой. Кроме того, на самом месте погребения ея, почитатели ея памяти нередко служат панихиды. Другой памятник - гораздо больших размеров и замечательной архитектуры, построен в виде усеченной пирамиды с четырмя портиками, крытыми железом, и с таким же числом полукруглых окон наверху, повыше которых находится небольшая железная кровля с главою и крестом. Снаружи весь памятник обит железом, исключая дверей в портиках. Внутри прямо против входа поставлена деревянная гробница с водруженным за нею таким же крестом. Стены украшены тремя св. иконами и двумя надписями. Одна из надписей говорит: "На сем месте погребено тело раба Божия Димитрия Павловича Моренкова, коллежскаго ассесора, штаб-лекаря и оператора. Дмитрий Павлович родился в Харькове 1759 года. По окончании в С.-Петербурге медицинских наук, поступил он на службу 1783 года и по 1798-й год находился при С.-Петербургских Морском и Сухопутном гошпиталях оператором. Оставив по слабости здоровья службу, он с 1806 года, по данной ему от начальства привилегии, занимался приготовлением оподельдока, крепкой летучей мази и мятной эссенции, за каковыя изобретения Государь Император АЛЕКСАНДР I пожаловал ему золотую медаль. 1912 года переселился он из Москвы в Суздаль, где продолжал заниматься приготовлением изобретенных им лекарств; а с 1826 года начал еще выпускать во всеобщее употребление цикорный кофе, приготовляемый по способу им изобретенному. Со времени переселения Моренкова в Суздаль по самый день смерти, т.е. в продолжении 18 лет, был он истинным благодетелем для здешняго края, безмездно раздавая врачебныя и другия пособия всем к нему приходившим и в особенности бедным. В 1826 году Государь Император НИКОЛАЙ I, за примерную его благотворительность, наградил его орденом св. Владимира 4-й степени. Сверх того все, кто только знал его и слышал о благотворительных его подвигах, - все имели к нему отличное почтение и уважение; и не только в здешнем крае, но и в целом отечестве нашем оставил он по себе имя благодетеля и друга страждущаго человечества. "Блажени милостивии, яко тии помиловани будут!" Далее, с восточной стороны алтаря, погребены: статский советник князь Николай Сергеевич Трубецкой, тело котораго перевезено было из Москвы и предано земле 17 генваря 1806 года; княгиня Екатерина Петровна Трубецкая, урожденная княжна Мещерская; Суздальский городничий, полковник Александр Ильич Никифоров; гвардии поручик Дмитрий Яковлевич Трегубов и другия лица.
Кроме указанных зданий в монастыре находятся следующие: а) большой каменный корпус, построенный в югозападном углу монастыря, вышиною до кровли 3 1/2 саж.; разделяется на две половины, соединенныя деревянным штукатуренным коридором. Первая половина двух-этажная, шириною, без коридора, 4, а длиною 6 сажен. В верхнем этаже оной помещаются настоятельския кельи, а в нижнем - братския, под которыми - каменный подвал. Вторая половина корпуса - трех-этажная, длиною 7, шириною 4 саж.; в верхнем этаже устроены зимния настоятельския кельи, соединяющиеся с летними посредством упомянутаго коридора, а в среднем - братския. В нижнем этаже помещается братская трапеза с кухнею. Кровля на всем здании железная, выкрашенная масляною краскою, разделенная только небольшим брандмауэром. б) Малый каменный одноэтажный братский же корпус в северовосточном монастырском углу, длиною 6 сажен; в нем ныне помещаются рабочие. в) Сторожка у ворот каменная, крытая железом, занимающая в длину и ширину по две сажени, с деревянною пристройкою. г) Каменный сарай для экипажей, с сеновалом, длиною 7, а шириною 3 саж. д) Построенная с ним под одну кровлю деревянная конюшня, в длину 4 1/2 саж. е) Деревянный погреб с каменным ледником, и ж) Деревянная баня. Сверх того, внутри монастыря устроен колодезь и разведен небольшой огород и сад. С наружной стороны монастырской ограды, в одной из башен, помещается часовня.
1) Средствами к существованию монастыря ныне служат: 1) денежный капитал в билетах на сумму свыше 10,000 рублей, обращающийся для приращения процентами в кредитных установлениях; он образовался из вкладов, в числе коих важнейшее место занимают - графини Орловой-Чесменской и действительнаго статскаго советника Митрофана Ивановича Алакринскаго; 2) 386 десятин 146 квадратных сажен пахатной, покосной и огородной земли, на которою имеются два плана генеральнаго межевания и две межевые книги: земля эта отдается в аренду; 3) рыбная ловля в селе Гнездилове и 4) мукомольная мельница на реке Каменке при селе Киболе, также отдаваемая в аренду. Сверх того, к поддержанию благолепия храмов св. обители служат, по временам, доброхотныя пожертвования усердствующих.
2) Относительно личнаго состава братства нужно заметить, что на основании 5 пункта Высочайше утвержденных в 1832 году правил о монашествующих, коим (пунктом) постановлено в монастырях иметь число послушников против числа монашествующих, - братство Васильевскаго монастыря с тех пор обыкновенно простирается до 14 человек; причем на одного из старшей братии возлагаются обязанности казначея, а другой избирается в ризничие, для заведывания церковною утварью, ризницею и библиотекою.
Суздальскаго Васильевскаго монастыря Настоятель, Игумен Модест, 1874 г.