На этом месте был Печерский мужской монастырь, основанный в конце XI века Ефремом, митрополитом Киевским. В летописи преподобного Нестора (1096) сказано: «Олег прииде к Суждалю, повеле зажещи Суждаль город; токмо остался двор Печерскаго монастыря и церкви, яже тато есть Святого Дмитрия, i-оже бе дал Ефрем». Один из игумнов монастыря, Кирилл, был епископом Ростовским с 1216 г. В 1229 г. возвратился в этот монастырь и принял схиму. В 1230 г. скончался и погребен в Дмитриевском монастыре. В 1237 г. монастырь был разграблен и сожжен татарами: «Татарове взяша Суждаль... монастырь святого Дмитрия пожгоша». Позже был возобновлен и существовал до начала XVIII в.
В 1551 г. Московский митрополит Макарий пожаловал монастырю деревню Мжары со всеми ее угодьями, «что с етой деревни по тягло исстари слесы и слуги и со всеми угодьи по старине, где ходил плуг, соха и коса, и топор». В 1564 г. Московский митрополит Афанасий дал монастырю подтвердительную грамоту на право владения деревней Мжары со всеми угодьями, а в 1571 г. таковую же грамоту дал монастырю митрополит Кирилл. Исторические известия о Дмитриевском монастыре встречаются в описных книгах города Суздаль. В описи Суздаля 1617 г. записано: «На Дмитриевской стороне церковь Дмитрия Селунскаго древяна вверх, да с трапезою Страстотерпца Христова Георгия, строение приходных людей».
Из описей 1628-1629 гг.: «...монастырь Великаго Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русии ружной, а в нем церковь, Дмитрия Селунскаго древяна вверх. Другой храм теплой Страстотерпца Христова Георгия; в келье игумен Феодосии, две кельи братских».
Иларион, митрополит Суздальский, около 1690 г. построил вместо ветхой новую деревянную церковь Святого Дмитрия. Анания Федоров пишет: «За городом, на посаде, прежде имелся монастырь мужской, за рекою, Димитрия Мироточца, был Игумен и братии довольно; ныне же - приходская церковь. В том монастыре настоящая церковь Святого Великомученика Дмитрия Мироточца, каменная. В ней придел, по правую сторону, святого Благовернаго Князя Димитрия Иоанновича, Московскаго и всея России, Чудотворца; близь его, по правую сторону, - церковь теплая, каменная, Святого Великомученика Георгия Победоносца; по левую сторону - церковь деревянная, теплая. Воздвижения честнаго креста Господня».
В 1721 г., при епископе Иоакиме, в Дмитриевском монастыре не было уже ни игумена, ни братии, а проживали в нем десять инокинь, служение же было совершаемо священником с причтом («штатом» церкви). К этому времени при приходе - две каменные церкви; летняя святого Дмитрия Селунскаго, с престолом во имя святого царевича Димитрия, и зимняя - святого Георгия Победоносца, с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери. При них - колокольня и каменная ограда.
Летняя каменная Дмитриевская церковь построена неподалеку от места прежде существовавшей деревянной церкви, иждивением прихожан и жертвами других доброхотно дателей. Начата в 1764 г., окончена и освящена в 1773 г. по благословению преосвященного Геннадия II, епископа Суздальского и Юрьевского, при священнике Стефане Иванове. Зимняя церковь святого великомученика Георгия Победоносца освящена в 1751 г., придельный престол в ней устроен и освящен в 1803 г. Каменная колокольня начата постройкой в 1809 г. и окончена в 1813 г., иждивением московского купца Титова. Оба храма с колокольней обнесены каменной оградой, устроенной в 1813 г. купцом Титовым. Причт: священник и псаломщик. Годовой доход причта - до 1100 руб. Приход - 37 дворов, 127 «душ мужскаго пола» и 103 души «женскаго пола».
В настоящее время на месте снесенной в 1936 г. Дмитриевской церкви установлена деревянная Преображенская церковь музея деревянного зодчества.